УДК 159.923(075.8)
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ УЧИТЕЛЯМИ И
УЧЕНИКАМИ
Тесленко А.Н., Захлебаева В.В., Исмагул А.М.
Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация: педагогический конфликт как феномен образовательно-воспитательного пространства - распространенное и активно исследуемое в различных отраслях современного гуманитарного знания явление. Результаты психолого-педагогических исследований констатируют неизбежность возникновения напряженности и конфликтности в образовательных учреждениях различного уровня. Во многом это детерминировано базовыми процессами развития личности, закономерностями ее взросления, которое априори конфликтно. Формирование Я-концепции, стиля взаимоотношений с окружающими приходится на период детства и юности, которые большинство современных детей проводят в образовательных учреждениях. Посредством различных форм коммуникации дети пробуют себя в порой полярных социальных ролях, знакомятся с разными стратегиями поведения в социуме, осваивают принципы общения с представителями других поколений.
Ключевые слова: школа, конфликт, образовательно-воспитательное пространство.
PECULIARITIES OF PEDAGOGICAL CONFLICTS BETWEEN TEACHERS AND PUPILS
Teslenko A.N., Zakhlebaev V.V., Ismagul A.M.
Kokshetau University after Abay Myrzakhmetov Kokshetau, Republic of Kazakhstan
Abstract: pedagogical conflict as a phenomenon of the educational space is a common and actively investigated phenomenon in various branches of modern humanitarian knowledge. The results of psychological and pedagogical research indicate the inevitability of tension and conflict in educational institutions at various levels. In many ways, this is determined by the basic processes of personality development, the laws of its maturation, which is a priori conflicting. The formation of the self-concept, the style of relationships with others falls on the period of childhood and adolescence, which most modern children spend in educational institutions. Through various forms of communication, children try themselves in sometimes polar social roles, get acquainted with different strategies of behavior in society, learn the principles of communication with representatives of other generations.
Key words: school, conflict, educational space.
Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В целом они сходны с причинами любых межличностных конфликтов: противопоставление целей, интересов, социально-ролевых позиций; психологическая несовместимость оппонентов; низкий уровень коммуникативной культуры и т. д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в школе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности. Исходя из характера взаимодействия и взаимоотношений между учениками и педагогами, Л. В. Симонова выделяет три типа взаимосвязей, которые наиболее полно характеризуют отношения учителей и учеников [1, с. 58-59]:
1. Взаимосвязи делового характера, возникающие между учителями и учениками по поводу непосредственно самой учебной деятельности.
2. Взаимосвязи «ролевого» характера, возникающие из необходимости учителей и учеников
придерживаться определенных норм, правил и способов поведения, соответствующих «роли» учителя и «роли» ученика.
3. Взаимосвязи личного характера, которые устанавливаются между учителями и учениками в процессе их взаимодействия и во многом определяются личностными особенностями. Деловые конфликты, по мнению М. М. Рыбаковой, возникают по поводу качества выполнения учащимися учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности [2].
Е. А. Соколова называет такие конфликты учебными, связывая их появление с нарушениями делового характера [3, с. 29]. Н. И. Самоукина считает, что данный тип конфликтов возникает между педагогом и учащимся из-за слабой учебной мотивации у школьников, отсутствия интереса к учебе [4].
По мнению В. И. Журавлева, конфликты в сфере дидактического взаимодействия связаны в первую очередь с ошибками учителей при выборе методики оценивания знаний и умений учеников, манипуляцией оценками [5]. Конфликты из-за несправедливых оценок -распространенное явление в школе. Несправедливые оценки являются следствием двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников. Одна выражается в заниженных требованиях для установления благоприятных отношений с учениками, другая - в завышенных требованиях с целью повышения уровня подготовки учеников. Завышенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные оценки воспринимаются классом как произвол учителя. Обе стратегии потенциально конфликтны. Необходима справедливая оценка знаний учеников. Причинами недовольства учащихся оказываются и такие методические изъяны в работе педагога на уроке, как непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторений, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, заинтересовать предметом и др. Исключительно функционально-деловой характер общения учителя с учениками, как правило, не способствует достижению высоких результатов в учебной деятельности. Как указывает Я. Л. Коломинский, основой педагогического взаимодействия является личностное отношение педагога к учащимся [6].
Особую группу составляют конфликты взаимоотношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учителей и учащихся, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. К причинам конфликтов взаимоотношений относят открытое или маскируемое нарушение педагогической этики (например, этические и запредельно-этические конфликты, по В. И. Журавлеву), серьезные ошибки в тактике взаимодействия, дискриминацию в отношениях к отдельным учащимся и т. п. М. М. Рыбакова считает, что конфликт в педагогической деятельности часто возникает вследствие стремления учителя утвердить свою позицию и протеста ученика против несправедливой оценки его деятельности, незаслуженного наказания [7]. Демонстрация своего превосходства, власти над детьми, к сожалению, распространены в учительской среде. Не всегда учителя внимательны и доброжелательны в общении с учениками, толерантны по отношению к ним, понимают и уважают личность ребенка. Возникновение и протекание конфликтов напрямую связаны с личностными особенностями их участников. Конфликтная личность в силу определенных своих свойств провоцирует множество ситуаций, вызывающих негативную реакцию у окружающих, является инициатором деструктивных конфликтов, а также склонна включаться в конфликты, созданные другими. Люди подобного типа встречаются как среди детей, так и среди взрослых. Так, сравнивая «неконфликтного» и «конфликтного» учителей, Л. В. Симонова обращает внимание на их личностные особенности [8, с. 103-104]: «Неконфликтный» учитель - человек мягкий, недоминантный в общении; беспокойный, озабоченный своими делами и поступками; в своих решениях направлен на класс; коммуникабелен; с хорошей эмоционально-волевой регуляцией; практической направленностью интеллекта; адекватной или несколько заниженной самооценкой. «Конфликтный» учитель - человек более жесткий, доминантный в общении; беспечный, расслабленный в делах; самодостаточный; менее коммуникабелен; с более низкой эмоционально-волевой регуляцией; абстрактно-догматической направленностью интеллекта; адекватной или завышенной самооценкой.
Однако когда учитель видит сложность и противоречивость поведения не только ученика, но
и самого себя, свои действия его глазами, он способен дать объективную оценку своего поведения, предупредить, конфликт, взять на себя разумное управление конфликтной ситуацией. Ученики многое прощают учителю, если у него нет личной неприязни к ученику, в противном случае ученики объединяются, демонстрируя свое несогласие с несправедливыми требованиями учителя. Прямой нажим на учеников вызывает организованный протест [9].
Таким образом, конфликты в диаде «педагог - учащийся» имеют ряд особенностей:
- различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами педагога и глазами учащихся): педагогу не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а учащемуся -справиться со своими эмоциями;
- автоматическое превращение конфликта в акт воспитания, особенно если при нем присутствуют другие учащиеся;
- всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые сложные конфликты, в которые включаются другие учащиеся;
- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить [10, с. 43].
На то, что ошибки учителей приводят к возникновению педагогических конфликтов, указывал педагог и психолог П. П. Блонский. Потому воспитание самого учителя должно заключаться, по его убеждению, не только в подготовке его как человека, несущего знания, обучающего детей, а прежде всего в воспитании человека, внимательно относящегося к детям. В. А. Сухомлинский, говоря о педагогических конфликтах, называет их большой бедой школы. «Чаще всего конфликт возникает тогда, когда педагог думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет.
Библиографический список
1. Симонова Л. В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения :дис.... канд. психол. н. Л. В. Симонова. М., 1989. С. 58-59.
2. Рыбакова М. М. Указ. соч.
3. Соколова Е. А. Влияние межличностного конфликта на эффективность взаимодействия педагога с коллективом старшеклассников : дис.... канд. психол. н. М., 1992. 29 с.
4. Самоукина Н. И. Практический психолог в школе: лекции. консультирование, тренинги. М.: Изд-во: ИНТОР, 1997.192 с.
5. Журавлев В. И. Указ. соч. 62.
6. Психология педагогического взаимодействия / под ред. Я. Л. Коломинского. СПб.: Речь, 2007.240 с.
7. Рыбакова М. М. Указ. соч. 64.
8. Симонова Л. В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения : дис.... канд. психол. н. М., 1989. 25 с.
9. Георгян А. Р. Указ соч. 75.
_10. Курочкина И. А. Указ соч._
Тесленко Александр Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Захлебаева Виктория Викторовна, магистр педагогических наук , Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Исмагул Арина Манаткызы, магистрант, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Teslenko Alexander Nikolaevich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Kokshetau University after Abay Myrzakhmetov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).
Viktoria Zakhlebaeva, Master of Education, Kokshetau University after Abay Myrzakhmetov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).
Ismagul Arina Manatkyzy, Magistrant, Kokshetau University after Abay Myrzakhmetov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).