Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
378
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / SCHOOL / CONFLICT / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванкова Наталья Владиславовна, Захлебаева Виктория Викторовна, Садуева Шынар Женисовна

В наши дни большую значимость приобрела проблема раннего выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников. Импульсивность, двигательная расторможенность, отсутствие внимания, возбудимость, неуправляемость и т.д. С таким поведением знакомы многие. Это гиперактивность. Число гиперактивных детей растет. Родители опускают руки, педагоги бьют тревогу, теряют последнее самообладание. Социальная значимость проблемы определяется тем, что без своевременной и квалифицированной помощи у таких детей к подростковому возрасту может наблюдаться нарастание нарушений поведения. Поэтому необходимо своевременное оказание детям медико - психолого - педагогической помощи для предотвращения перехода функциональных отклонений в клинические формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванкова Наталья Владиславовна, Захлебаева Виктория Викторовна, Садуева Шынар Женисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF FABRICATION THERAPY IN WORK WITH HYPERACTIVE CHILDREN

Pedagogical conflict as a phenomenon of the educational space is a common and actively investigated phenomenon in various branches of modern humanitarian knowledge. The results of psychological and pedagogical research indicate the inevitability of tension and conflict in educational institutions at various levels. In many ways, this is determined by the basic processes of personality development, the laws of its maturation, which is a priori conflicting. The formation of the self-concept, the style of relationships with others falls on the period of childhood and adolescence, which most modern children spend in educational institutions. Through various forms of communication, children try themselves in sometimes polar social roles, get acquainted with different strategies of behavior in society, learn the principles of communication with representatives of other generations.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»

УДК 159.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Иванкова Н.В., Захлебаева ВВ., Садуева Ш.Ж. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация: в наши дни большую значимость приобрела проблема раннего выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников. Импульсивность, двигательная расторможенность, отсутствие внимания, возбудимость, неуправляемость и т.д. С таким поведением знакомы многие. Это гиперактивность. Число гиперактивных детей растет. Родители опускают руки, педагоги бьют тревогу, теряют последнее самообладание. Социальная значимость проблемы определяется тем, что без своевременной и квалифицированной помощи у таких детей к подростковому возрасту может наблюдаться нарастание нарушений поведения. Поэтому необходимо своевременное оказание детям медико -психолого - педагогической помощи для предотвращения перехода функциональных отклонений в клинические формы.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивность, сказкотерапия.

USE OF FABRICATION THERAPY IN WORK WITH HYPERACTIVE CHILDREN

Ivankova N.V., Zakhlebaev V.V., Sadueva Sh.ZH.

Kokshetau University after Abay Myrzakhmetov Kokshetau, Republic of Kazakhstan

Abstract: pedagogical conflict as a phenomenon of the educational space is a common and actively investigated phenomenon in various branches of modern humanitarian knowledge. The results of psychological and pedagogical research indicate the inevitability of tension and conflict in educational institutions at various levels. In many ways, this is determined by the basic processes of personality development, the laws of its maturation, which is a priori conflicting. The formation of the self-concept, the style of relationships with others falls on the period of childhood and adolescence, which most modern children spend in educational institutions. Through various forms of communication, children try themselves in sometimes polar social roles, get acquainted with different strategies of behavior in society, learn the principles of communication with representatives of other generations.

Key words: school, conflict, educational space.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) занимает особое место в детской неврологии и психологии. Прежде всего, это обусловлено проблемами, с которыми сталкивается гиперактивный ребенок: низкая самооценка, взаимоотношения с окружающими, трудности в обучении и т. д. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка.

Данный синдром является одной из распространенных форм хронических нарушений поведения в детском возрасте.

Первые проявления СДВГ обычно отмечаются с 3-4-летнего возраста. Для ребенка становятся характерны моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, повышенная двигательная активность, импульсивность, упрямство и негативизм. У детей

дошкольного возраста синдром может сопровождаться задержкой в формировании навыков опрятности, недержанием мочи (энурезом) и недержанием кала (энкопрезом).

Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью могут быть распределены по 4 основным группам симптомов:

• Нарушения внимания;

• Признаки импульсивности и гиперактивности;

• Симптомы статико - моторной недостаточности;

• Социальная дезадаптация [1].

Отставание биологического созревания центральной нервной системы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интеллектуальные нагрузки. Очень часто гиперактивные дети сообразительны и быстро схватывают информацию, обладают неординарными способностями. Но часто СДВГ не позволяет развиться психическим функциям в достаточной мере. Беспокойство, неусидчивость, лишние движения, импульсивность, повышенная возбудимость - создают трудности в приобретении учебных навыков - счета, письма, чтения. Ребенок быстро утомляется. Активное бодрствование сменяется «сном» - минутой выключения мозга от происходящего. В период такого отдыха ребенок перестает понимать, осмысливать происходящее, перерабатывать поступающую информацию. Это состояние не фиксируется, поэтому ребенок не замечает своего перерыва в работе.

В ходе умственной деятельности ребенок «отвлекается» на незначительные звуковые или зрительные сигналы, на которые обычные дети не реагируют. У ребенка с СДВГ постоянно происходит переключение внимания с одного объекта на другой. Поэтому сменяющиеся виды деятельности осуществляются некачественно, неаккуратно, неряшливо. Ребенок, выполняет задание, бросает его или выполняет очень быстро, не обращая внимания на точность и аккуратность.

Характерна для детей с СДВГ двигательная расторможенность, которая проявляется в бесцельном перемещении, неуправляемом самим ребенком либо взрослым. Такая двигательная активность является одним их симптомов нарушения развития. У здоровых детей двигательная активность целенаправленна и контролируется сознанием. С возрастом симптомы усиливаются, присутствие взрослого не является сдерживающим условием для ребенка.

В коллективе сверстников дети с СДВГ адаптируются трудно. На этом фоне развиваются негативное отношение к окружающим, агрессивность, резкость и непонимание взрослых и их требований. Дети постоянно становятся виновниками нарушения правил.

Гиперактивность - это не только внешне неприемлемое поведение, это комплексное нарушение.

В современной психолого - педагогической практике существует несколько методов коррекции поведения гиперактивных детей:

• Медикоментозные методы;

• Методы на основе самоконтроля;

• Когнитивная терапия [2].

В дошкольном учреждении наиболее эффективна работа, направленная на повышение самооценки, формирование познавательной мотивации, творческих способностей детей. Психокоррекционая работа начинается с индивидуальных занятий с опорой на положительное подкрепление, а затем и подгрупповых. Особо выделить можно психогимнастику, релакационные упражнения и сказкотерапию, что способствует формированию «правильного» дыхания, улучшению внимания, повышению и развитию самоконтроля.

Цикл сказкотерапевтических занятий восполняет и усовершенствует эмоционально -волевую сферу ребенка. Акцент ставится на общие движения тела, эмоции и волевые процессы. Используемые упражнения требуют активного зрительного и слухового внимания, чередования состояний активности и пассивности, что повышает гибкость и подвижность нервных процессов, развивает моторику и координацию движений, снимает физическое и психическое напряжение, увеличивает работоспособность.

В каждой предлагаемой сказке присутствуют специальные упражнения на тренировку дыхания (задержку, изменение темпа, расслабление), дети учатся дышать ритмично, спокойно. Путешествия по сказкам («Дюймовочка», «Золушка», «Царевна - лягушка», сказки Г.Х. Андерсена, П.П. Бажова и многие другие русские народные сказки) пробуждают фантазию и образное мышление, воображение, развивают творчество [3].

В работе с дошкольниками с СДВГ сказкотерапия является одним из наиболее эффективных методов коррекции. Игры и упражнения, используемые в работе, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности, повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность. В каждой предлагаемой сказке присутствуют специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхание. «Освобождая» дыхание, дети легче погружаются в состояние покоя и расслабленности. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное телесное выражение различными эмоциям, чувствам, состояниям. Путешествие по сказкам пробуждает фантазию и образное мышление, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая эмоционально - психическое напряжение, агрессию, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к окружающему миру и окружающим.

Библиографический список

1. А.Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», Москва: Сфера,

2005г.

2. Г.В. Болотовский / Л.С. Чутко, Ю.Д.Кропотов «Гиперактивный ребенок: лечить или наказывать?» СПб: «Невский проспект», 2004 г.

3. Н.М. Погосова «Погружение в сказку» Сказкотерапевтические программы, СПб: Речь,

2006 г.

Иванкова Наталья Владиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Захлебаева Виктория Викторовна, магистр педагогических наук, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Садуева Шынар Женисовна, магистрант, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Ivankova Natalya Vladislavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Kokshetau University after Abay Myrzakhmetov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).

Viktoria Zakhlebaeva, Master of Education, Kokshetau University after Abay Myrzakhmetov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).

Sadueva Shynar Zhenisovna, Master's student, Kokshetau University after Abay Myrzakhmetov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.