УДК 397.311.4
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ КОЛЛЕДЖА
Сенкубаев С.Т., Манабаева А.К.
Кокшетауский Университет им.Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности адаптации первокурсников к колледжу. Кроме того, рассматриваются проблемы психолого-педагогической работы с обучающимися, процесс адаптации в целом, различные подходы к понятию «адаптация», основные этапы процесса адаптации, основные задачи, облегчающие адаптацию, формы организации психолого-педагогической поддержки адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве колледжа.
Ключевые слова: развития нового мышления, процесс адаптации , студенты первого курса, пути к успеху.
Истоки проблемы психолого-педагогической работы с детьми следует искать в недрах философии, социологии, педагогики и психологии, которые с давних времен были известны как науки, занимающиеся осмыслением жизни, поиском ответов на вопросы о цели существования человека, его роли и месте в обществе, подготовке к осуществлению своего назначения в жизни.
Великий мыслитель Аль-Фараби в своих трактатах «Указание пути к счастью», «Большая книга о музыке» обращает внимание читателей на психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания. Вызывают особый интерес доступность, системность и прочность приобретаемых знаний, развитие интеллекта, характер, формирование способностей детей, а также приемы и методы работы наставников со своими одаренными опекунами, которые нашли свое отражение в этих призведениях.
Велик вклад в развитие отечественной психолого-педагогической мысли выдающегося казахского мыслителя А. Кунанбаева (1845-1904). Во всех своих высказываниях, обращенных к подрастающему поколению, Абай выражал основную мысль: «Процесс овладения знаниями или искусством какого-нибудь ремесла - высшее благо, для овладения чего необходим живой ум, сильная воля и благородные стремления» /1/.
А. Кунанбаев высоко ценил труд тех, кто занимался обучением детей:
«Тверже ногу, шагай смелей,-
И тогда не погибнет труд.
Речи тех, кто учит детей,
Как зерно в земле прорастут» /2/.
В своих трудах один из первых казахских педагогов И. Алтынсарин (1841-1889) всю образовательную систему рассматривал как процесс формирования личности ученика под влиянием личности учителя. Эти положения нашли свое отражение в его знаменательном труде «Вопросы общественной психологии» /3/.
В первое десятилетие ХХ в. в Казахстане получает распространение течение «за новый метод», одним из основных принципов, работы которого был следующий: «Нашим детям нужны лучшие наставники». Это течение было связано с развитием торговых отношений с Россией и поддержано некоторыми муллами и муаллимами (учителями), получившими образование в «новометодных» мектебах и медресе Казани, Оренбурга и других городов Поволжья и Урала /4/.
Образование в 1920 году Казахской автономной республики стало исходным моментом для целенаправленного развития в республике системы народного образования. Задачи народного
образования, строительства новой школы и обеспечения ее педагогическими кадрами, владеющими знаниями основ психологии, потребовали выдвижения на первый план разработки вопросов, связанных с педагогической психологией. Появилась острая потребность в психологических знаниях, в разработке научной психологической литературы, в частности о проблеме развития способностей /5/.
Формирование конкурентоспособного молодого специалиста, разносторонне образованного, нестандартно мыслящего, обладающего широким кругозором профессионала, граждански активного, духовно, нравственно и профессионально подготовленного к работе по избранной специальности является важнейшей задачей, которая стоит перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования. С момента зачисления студентов в колледж начинается работа по их адаптации к новой студенческой жизни.
Адаптация - это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса. Адаптация студентов к обучению в колледже имеет свои особенности. Вхождение подростков в систему обучения колледжа, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнять привычные для него виды деятельности. /6/.
Известно, что процесс адаптации к обучению в колледже - явление весьма сложное . Выделяют две стороны адаптации студентов:
- профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
- социально-психологическую адаптацию - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.
Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям колледжа:
- адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре колледжа, к содержанию обучения в нем, требованиям к своим обязанностям;
- адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
- адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в колледже.
Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается "активный поиск себя". Даже отлично закончившие среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. Трудности возникают уже на этапе подготовки будущего первокурсника к поступлению в колледж. Выпускные экзамены, подготовительные курсы, занятия с репетиторами связаны с напряженной умственной деятельностью в стрессовых для молодого человека условиях, что, в свою очередь, ведет к утомлению и переутомлению. Когда период поступления оказывается позади, первокурсник погружается в мир опасной свободы. Студенты, поступившие на первый курс, нелегко воспринимают содержание и организацию учебного процесса в Высшем агротехническом колледже. Это связано также и с тем, что в школе и дома ребята находятся под постоянным контролем родителей, учителей. Студенты не привыкли к самоконтролю. Основной контингент студентов поступает из области (поселки, деревни, села). Приехав в город Кокшетау, они уходят из-под опеки родителей и начинают свою самостоятельную жизнь. Поэтому постоянный контроль со стороны родителей невозможен. Еще одна проблема, с которой студенты сталкиваются это разные системы обучения в школе и в колледже. Ребята привыкли к «живому» общению с учителем. А в колледже студенту необходимо работать не только на занятиях, но и
самостоятельно изучать материал, пользуясь библиотекой, Интернетом и другими средствами. Ведь значительная роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе студента.
В Высшем агротехническом колледже разработана программа «Адаптация студентов нового набора».
Целью программы является осуществление психолого-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов.
Основными задачами по содействию адаптации первокурсников служит:
1. Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.
2. Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.
3. Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.
4. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.
Работа рассчитана на первый год обучения и предлагает проведение мероприятий, которые условно можно разделить на 3 этапа.
Показателями адаптации первокурсников к новой среде является их приспособленность к различным требованиям учебного процесса без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.
На каждом этапе работа ведется со студентами, классными руководителями , воспитателями студенческих общежитий. На первом, профилактическом, этапе со студентами проводятся тренинги знакомства, с целью скорейшего формирования сплоченных студенческих групп ,в каждой группе проводятся диагностические исследования с целью выявления проблем в развитии психических процессов, посещение классных часов с целью выявления проблем в организации коллективов и адаптации, бывших абитуриентов к учебному процессу. Проводится родительское собрание для студентов нового набора на тему «Адаптация студентов -первокурсников к новым условиям жизнедеятельности», анкетирование.
Классные руководители и студенты в индивидуальной форме по результатам диагностики проходят консультации и получают рекомендации по оптимизации процессов обучения и воспитания.
Основные акценты социализации и адаптации студентов заключаются:
- ориентация в пространстве колледжа- обычно решается путём проведения экскурсий по колледжу, в музей колледжа, в спортивный комплекс. Все мероприятия проводятся, в основном, в первом семестре;
- большая нагрузка студентов первого курса, о чём не раз приходится слышать и от них самих. На классных часах студенты знакомятся с правилами рационального использования рабочего времени, акцентируется внимание на необходимости соблюдения режима дня;
- умение студентов самостоятельно перерабатывать изучаемые ими материалы, а не списывать из учебных пособий. Студентам даются рекомендации по ведению конспектов, как правильно слушать и записывать лекции, умение самостоятельно работать с учебным материалом.
На втором этапе осуществляется диагностика удовлетворенности студентов образовательной средой, что включает в себя особенности взаимоотношения с педагогами, удовлетворенность работай библиотеки, столовой, организацией досуга, отношениями в учебной группе и с группой в целом. Так же определяются мотивы учения, мотивы выбора профессии и данного учебного заведения, а кроме этого диагностика ценностных ориентацией и особенностей самооценки.
На третьем этапе педагогом-психологом осуществляется коррекционнопросветительская работа. Для студентов проводятся тренинги личностного роста, уверенности в себе, социально-психологические тренинги, направленные на сплочение студенческих групп, классные часы, консультации студентов, классных руководителей, воспитателей, работа по определению первичных результатов работы и корректировке программ развития студенческого сообщества первокурсников, диагностика динамики позитивных изменений адаптивности студентов -первокурсников и выявление группы «риска».
В колледже есть и успешно работает студенческий профсоюзный комитет и комитет по делам молодежи.
Такая комплексная работа в течение первого года обучения дает положительные результаты. В среднем 78 % студентов нового набора адаптируются хорошо и довольно быстро.
С целью формирования здорового образа жизни и сплочения коллектива в колледже ежегодно проводится «День здоровья» и другие спортивные мероприятия. Наши студенты активно участвуют во всех общественных мероприятиях, проводимых в колледже: научно-практические конференции, «Дебют талантов», «День учителя», «День самоуправления», «День матери», конкурсы стенгазет, открытые мероприятия и т.д.
Все выше перечисленное способствует тому, что поведение студентов, становится более естественным, уверенным, менее агрессивным, они становятся более открытыми, уверенными в себе, овладевают навыками позитивной коммуникации, снижается уровень тревожности. Выявление трудностей, выступающих перед студентами на первом курсе и определение путей их преодоления, позволяет повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний, количество адаптированных студентов, а также избежать отчисления по причине академической неуспеваемости.
Библиографический список
1. Кунанбаев А. Лирика и поэмы /перевод Соболева А.И. — Л.-М.: Госполитиздат, 1940.
- 128 с.
2. Кунанбаев А. Слова назидания. — 2-е изд. - Алма-Ата.: Жалын, 1982. - 131 с.
3. Жарикбаев К.Б. Развитие психологической мысли в Казахстане (со второй половины XIX в. до наших дней). - Алма-Ата: Казахстан, 1968.
4. Акажанова А.Т. Становление и развитие возрастной и педагогической психологии в Казахстане: Автореф. дис. анд. психол. наук. — Алма-Ата, 1989. - 23 с.
5. Сатова А.К. Становление психологической науки и психологического образования в Казахстане. Вестник АГУ им. Абая №1. (1) с. 37-41.
6. Муратова, Е.И. Модель адаптации студентов к профессиональной среде. — Высшее образование в России, № 6, 2009. - с. 91-97.
Сенкубаев Сабыр Талиевич, кандидат педагогических наук, профессор, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Манабаева Асель Кажакатовна, магистрант, Кокшетауский Университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г.Кокшетау).