Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗПР В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗПР В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванкова Наталья Владиславовна, Курмангалиева Ляззат Сураганкызы, Власенко Светлана Викторовн

В статье уточняются понятия «сопровождение», «поддержка». Обосновывается необходимость организации психолого-педагогической поддержки подростков, обеспечение адаптации подросткам с ЗПР в учебно-воспитательном процессе. Раскрываются вопросы по развитию личности учащихся и сохранению их психологического здоровья, а также созданию. в рамках данной социально-педагогической среды условия для успешной социализации учащихся с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванкова Наталья Владиславовна, Курмангалиева Ляззат Сураганкызы, Власенко Светлана Викторовн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗПР В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»

УДК 376.4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗПР В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЕ

Иванкова Н.В., Курмангалиева Л.С., Власенко С.В. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан),

Аннотация: В статье уточняются понятия «сопровождение», «поддержка». Обосновывается необходимость организации психолого-педагогической поддержки подростков, обеспечение адаптации подросткам с ЗПР в учебно-воспитательном процессе. Раскрываются вопросы по развитию личности учащихся и сохранению их психологического здоровья, а также созданию. в рамках данной социально-педагогической среды условия для успешной социализации учащихся с ЗПР.

Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка, сопровождение, дезадаптация, особые образовательные потребности.

Педагогическая поддержка и психолого-педагогическое сопровождение — разные формы педагогической деятельности, объединяет их то, что они ориентированы на развитие индивидуальности. Авторы так распределяют виды педагогической деятельности по возрастным группам: забота - малышам, помощь - младшим, поддержка - подросткам, сопровождение -старшеклассникам. Они считают, что педагогическая поддержка постепенно перерастает в педагогическое сопровождение ребенка в образовании, и предлагают такие определения:

Педагогическая поддержка - процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.

Психолого-педагогическое сопровождение - процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой педагога. Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога-психолога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в учении. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как одна из форм педагогической поддержки, применимая к старшим школьникам [1].

Предметом психолого-педагогической поддержки в основном выступают:

— трудности, связанные с социальной дезадаптацией;

— трудности в обучении (стойкая неуспеваемость, а отсюда и напряженность с учителями и родителями).

Понятие «психолого-педагогическое сопровождение» С.Н. Чистякова определяет как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятия решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней [2].

Рассмотрим еще некоторые трактовки понятия «психолого-педагогическое сопровождение». Фрумин Ф.М., В.П. Слободчиков сопровождение рассматривают как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатийное понимание ученика, на открытое общение. А.В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога,

направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития, отмечает Т.К. Болеев [3].

Никулина О.В. анализирует проблему психолого-педагогического сопровождения, полагает, что, несмотря на то, что в настоящее время на решение проблемы детской дезадаптации направлены усилия многих специалистов, использующих широкий комплекс методов -медицинских, социально-педагогических и психологических, они часто оказываются недостаточно эффективными [4].

Вместе с формированием гуманистических ориентации в казахстанской педагогике стала развиваться система сопровождения ребенка. Раннее сопровождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных «групп риска», сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие. Сама идея сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия [5].

Битянова М.Р. считает, что сопровождение - это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия [6].

Модернизация общего образования требует переход от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учетом его своеобразия и самоценности [7].

Однако, как показывает практика, в образовательных учреждениях встречаются категории школьников, у которых под воздействием целого ряда социально-педагогических факторов, изменения социальной ситуации, смены нравственных ценностей и моральных требований, в связи с особенностями внутренних психических процессов, происходящих в их духовном мире, в их сознании, мироощущении, отношении к социуму могут проявляться отклонения в поведении. Необходимым условием успешного воспитания детей является знание причин, породивших отклонения от норм в поведении. Их нужно искать, прежде всего, в условиях воспитания, в среде пребывания ребенка. Наиболее распространенные причины возникновения осложненного поведения: недостатки семейного воспитания, педагогическая запущенность, противоречия в личностном развитии подростков. Огромное значение в формировании отклоняющегося поведения имеют также личностные особенности подростка.

Таким образом, в современной школе в работе педагога-психолога возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения и воспитания, направленных на психолого-педагогическую поддержку младших подростков с ЗПР, в частности. Подростки с ЗПР относятся к группе детей с особыми образовательными потребностями.

Школа обязана предоставить обучающемуся с особыми образовательными потребностями все необходимые условия и услуги для успешного обучения, исходя из его индивидуальных потребностей [8].

Особенности организации психолого-педагогической поддержки младших подростков

с ЗПР в учебно-воспитательной работе:

— в ходе организованной образовательной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные возможности и интересы младших подростков с ЗПР;

— организовывается поддерживающая деятельность в форме совместной игры;

— психолого-педагогическая поддержка проводится в мягкой форме, без насилия;

— важно пробудить инициативу, вовлекая ребенка в активную деятельность;

— поддержка положительного самоощущения младших подростков с ЗПР способствует формированию у них знаний о себе;

— формируя положительное отношение к сверстникам, развивается уважительное отношение ко всем окружающим.

Использование психолого-педагогической поддержки младших подростков с ЗПР меняет и позицию педагога-психолога:

— оптимистический подход, авансирование доверием (эффект Пигмалиона), умение максимально стимулировать развитие ребенка и видеть перспективы этого развития.

— отношение к ребенку как к субъекту собственной ученической деятельности, и как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору и проявлять собственную активность;

— опора на личностный смысл, интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению к развитию.

Психолого-педагогическая поддержка младших подростков с ЗПР должно включать в себя следующие компоненты:

— аксиологический - имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентации;

— когнитивный - обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.;

— деятельностно-творческий - имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности творческих способностей;

— личностный (как системообразующий) - обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции и самоопределения, формирование жизненной позиции.

Принципиально важной стороной психолого-педагогической поддержки младших подростков с ЗПР в учебно-воспитательной работе является позиция ребенка, отношение к подростку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению подростка как личности. Гуманизация образования направлена на конструирование содержания, формы методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности каждого обучаемого, его познавательных интересов личностных качеств, создание таких условий, при которых обучаемый может и хочет хорошо учиться.

Библиографический список

1. Сатова А.К. Научные подходы к определению понятия и сущности социально-психологической адаптации // Саясат-РОЫСУ, 2015. - № 12. - С. 53 - 57.

2. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. -2005.-№ 1. -С .19-26 .

3. Болеев Т.К. Психолого-педагогическое сопровождение подростков. - Астана, 2014. -

150 с.

4. Никулина О.В. Сопровождение детей с полиморфными нарушениями в работе психолого-медико-педагогического консилиума. // Педагогика, психология и социология - Общая и дошкольная педагогика, 2014. - № 3. - С. 34 - 42.

5. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 2014. - 160 с.

6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 2014. - 180 с.

7. Хан Н.Н. Теоретические основы сотрудничества в педагогическом процессе общеобразовательной школы. Автореф. доктора пед.наук. - Алматы, 2010. - 48 с.

8. Саламанская декларация о принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.- 1995 г.

Иванкова Наталья Владиславовна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Курмангалиева Ляззат Сураганкызы, магистрант образовательной программы «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.