Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК ВАЖНЕЙШЕГО СОСТАВНОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ'

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК ВАЖНЕЙШЕГО СОСТАВНОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
241
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ / ФУНКЦИИ САМОСОЗНАНИЯ / КОМПОНЕНТЫ САМОСОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Моисеенко Алексей Сергеевич, Власенко Светлана Викторовна

Актуальность исследования определяется тем, что современная ситуация развития подростков требует более пристального внимания к процессу развития самосознания подростков,, так как это формирует внутренний план действий, основу саморегуляции, что способствует и осознанию своего собственного «Я», своих психических свойств и качеств. Актуальным становится использование различных методик по диагностике и формированию самосознания подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Моисеенко Алексей Сергеевич, Власенко Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК ВАЖНЕЙШЕГО СОСТАВНОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ»

УДК 376

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК ВАЖНЕЙШЕГО СОСТАВНОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ

Кукубаева А.Х., Моисеенко А.С., Власенко С.В.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Актуальность исследования определяется тем, что современная ситуация развития подростков требует более пристального внимания к процессу развития самосознания подростков,, так как это формирует внутренний план действий, основу саморегуляции, что способствует и осознанию своего собственного «Я», своих психических свойств и качеств. Актуальным становится использование различных методик по диагностике и формированию самосознания подростков.

Ключевые слова: самосознание, критерии сформированности самосознания, функции самосознания, компоненты самосознания.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики Республики Казахстан. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение, подготовка среды для совместного обучения, формирование толерантности у школьников, а также развитие самосознания подростков с ограниченными возможностями. С одной стороны, они должны осознавать свои реальные возможности, с другой - у них должны быть сформированы навыки независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях, осознание своего «Я» и развитие потребностей в саморазвитии.

На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что являясь «ядром личности», самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека [1].

В работах Л.И. Божович [2], Л.С. Выготского [3], И.С. Кона [4], А.Н. Леонтьева [5] и ряда других авторов раскрываются различные аспекты становления самосознания, его развития. В числе наименее изученных вопросов - условия и механизмы развития самосознания в переходные периоды онтогенеза, в частности в начале переходного возраста, когда происходят качественные изменения самосознания.

Подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В подростковой возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни

ломается и перестраивается все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, прежде всего к самому себе. В подростковом возрасте на базе качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития [6].

Самосознание - не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе [7].

Однако самосознание не есть самостоятельное явление психики. Оно - то же сознание, только с иной направленностью. Человек не только осознает воздействия объектов реального мира и своими переживаниями выражает отношение к ним, но, выделив себя из этого мира и противопоставляя себя ему, осознает и себя как личность, свои особенности, своеобразие и определенным образом относится к себе [9, с.29].

По словам С.Л. Рубинштейна самосознание, как и сознание - изначально свободно развивающееся образование [10,с.634].

Видные русские психологи А.Галич, А.Потебня, И.М. Сеченов и другие рассматривали развитие самосознания в неразрывном единстве субъекта и объекта, считая, что осознание им самого себя осуществляется им в одно и то же время, то есть человек сразу выступает и как «Я», и как «не Я». По мнению И.М. Сеченова «самосознание вместе с сознанием представляют собой целостное образование, самосознание - неотъемлемая сторона сознания или особая его форма». А.Г. Спиркин считал, что самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов: сознание своей тождественности, сознание своего собственного «Я», осознание своих психических свойств и качеств [9].

Самосознание относится к числу важнейших явлений психики и базовых категорий психологий. Сегодняшний интерес к проблематике самосознания связан с основными тенденциями развития современной психологической науки и практики, ценностями свободы, активности, творчества, самореализаций, самоконтроля [7].

На каждом возрастном этапе онтогенеза - в годы младенчества, раннего и дошкольного детства, в младшем школьном, подростковом и старшем школьном возрастах, в ходе становления и развития личности ребенка происходит формирование и развитие его активности, самосознания [30].

В настоящее время существует целый ряд определений самосознания. Например, в психологическом словаре мы встречаем такое определение: «Самосознание - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей» [33].

В понимании И.И. Чесноковой самосознание представляет собой «совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я» [8, с.15].

А.Г. Спиркин дает следующее определение: «Самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и

своего места в жизни. Самосознание - констатирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней».

Критерии сформированности самосознания таковы:

1) выделение себя из среды, осознание себя, как субъекта, автономного от физической и социальной среды;

2) осознание своей активности: «Я управляю собой»;

3) осознание себя «через другого»: «То, что я вижу в других, это может быть и мое (или не мое) качество»;

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.

Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция -защитная: стремление защитить свою уникальность от угрозы ее нивелирования. Несколько отличающаяся формулировка самосознания представлена в работах Б.Г. Ананьева и его учеников. По их мнению, ведущая функция самосознания - это саморегуляция поведения личности [9].

В.В. Столин выделяет три компонента самосознания: самопознание - от познания себя через сравнение с другими; сравнение по типу «Я и Я»; самооценка -определенное эмоционально-ценностное отношение к себе; самовоспитание -процесс самоуправления направленный на осознанное изменение своей личности [11], которые в свою очередь отражают суть когнитивного, эмоционального и регулятивного компонентов соответственно.

А.А. Реан выделяет следующие структуры самосознания, «находящиеся в неразрывном единстве трех сторон: когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регулятивной, интегральным продуктом которых выступает образ «Я».

Для обобщения полученных результатов обратимся к таблице 1.

Таблица 1

Компоненты самосознания, выделенные исследователями_

Автор Компоненты самосознания

Эмоциональн ый Аффективн ый Когнитивн ый Поведенческ ий Регулятив ный

Реан А.А. + - + - +

Кон И.С. - + + + -

Чеснокова И.И. + - + - +

Соколова Е.Т. - + + + -

Столин В.В. + - + - +

Таким образом, можно сделать вывод, что все рассмотренные нами авторы (А.А. Реан, И.С. Кон, И.И. Чеснокова, Е.Т. Соколова, В.В. Столин) выделяют трех компонентную структуру самосознания, но при этом придерживаются неоднозначной терминологии относительно понимания «насыщенности» этих

компонентов. Таким образом, структура самосознания сводится к трех компонентному строению и включает в себя аффективный, когнитивный, поведенческий компоненты. Информационное наполнение этих структур связано с самоидентификацией, рефлексией и саморефлексией.

Библиографический список

1. Концепция развития непрерывного образования РК до 2015г. - Астана,

2003.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во института практ. психологии: Воронеж НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

4. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. 1984 с. 335.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.2. - М.: Педагогика, 1983. - С. 94-231.

6. Аймаутов Ж. Психология.-Алматы: Рауан, 1995.-312 с.

7. Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознания. - М.: Академия, 1996. -

322с.

8. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1991. -

143с.

9. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Наука, 1993. - 207с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург - Москва - Минск - Харьков. Питер, 1999. -705с.

11. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Наука, 1992. - 179с.

Кукубаева Асия Хайрушевна, доктор психологических наук, профессор кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: kukubaeva_2011 @mail. ru Моисеенко Алексей Сергеевич, магистрант специальности «Педагогика и психология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru

Дата поступления статьи: 18.11.2020

© А.С. Кукубаева, А.С. Моисеенко, С.В. Власенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.