Научная статья на тему 'РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1603
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИИ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Светлана Викторовна, Корягина Ольга Васильевна, Карпова Валентина Олеговна

В статье раскрыта важность формирования навыков 4К и выявлены способы развития младших школьников в игровой деятельности. Выявлены возможности игровой деятельности в формировании навыков 4К у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власенко Светлана Викторовна, Корягина Ольга Васильевна, Карпова Валентина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.032

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Власенко С.В., Корягина О.В., Карпова В.О. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье раскрыта важность формирования навыков 4К и выявлены способы развития младших школьников в игровой деятельности. Выявлены возможности игровой деятельности в формировании навыков 4К у младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, игровая деятельность, развитие, функции игры.

Потребность современного общества в гармоничном развитии личности предъявляет новые требования к системе образования. Задача современного образования -воспитывать граждан, способных думать, самостоятельно «открывать» знания, быстро ориентироваться в потоке информации, умеющих найти правильное решение в ситуации выбора. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать креативность и коммуникативные способности. Особое внимание должно быть уделено системе начального образования как важнейшей ступени непрерывного обучения,

стимулирующего развитие детей, обеспечив их эффективными программами для развития творческих и интеллектуальных способностей.

От воспитания детей в младшем школьном возрасте во многом зависит дальнейшее их развитие и обучение, а также становление личности ребенка. Важной предпосылкой для успешного обучения

младших школьников в общеобразовательной школе является формирование навыков 4К.

Следует отметить, что в современной системе образования приоритетным субъектом становится личность с ее потребностями, интересами, свойствами и индивидуальными особенностями. В этой связи происходит все более активный переход от знаниевой к личностно-ориентированной парадигме

образования, поэтому направленность образовательно-воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения на развитие дошкольников становится актуальной проблемой. Такая значимость обусловлена и требованиями, отраженными в

государственных документах (Закон Республики Казахстан «Об образовании» [1], Государственная программа развития образования и науки в Республике Казахстан на 2020-2025 годы [5]).

Проблема формирования навыков 4К младших школьников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, кроме того, активность является

непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у младших школьников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем мире, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания [3].

Методика формирования навыков 4К призвана оказать помощь в подготовке детей младшего школьного возраста к усвоению основ наук. Особенно эффективно с этой целью будет включение детей в игровую деятельность. Игровая деятельность -для детей данного возраста еще не утратила свою актуальность и естественно используется учителями начальных классов для развития учащихся.

Нередко, несмотря на организацию игровой деятельности, эта работа носит формальный, ситуативный характер, у младших школьников наблюдается низкий уровень креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде. В результате развивающие возможности игровой деятельности остаются нереализованными в практике начального образования. Неразработанность данной проблемы в психолого-педагогической и методической литературе и возросшая необходимость развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде в игровой деятельности указывает на актуальность исследования.

Значение игры в жизни ребенка давно оценено педагогами и психологами всего мира, еще в 1961 создана Международная ассоциация по защите права ребенка на игру (1РА). Ассоциацией разработан международный документ «Декларация права ребенка на игру», в которой говориться, что дети — фундамент

будущего, а игра — неотъемлемая часть этого фундамента:

- дети играли и играют во всех культурах и во все времена;

- игра, так же, как и базовые потребности в питании, здоровье, безопасности и образовании, жизненно необходима для развития потенциала любого ребенка;

- игра — это средство общения и самовыражения, объединяющее мысль и действие; игра дает чувство удовлетворения и успеха;

- игра инстинктивна, произвольна и спонтанна; игра помогает детям развиваться физически, интеллектуально, эмоционально и социально;

- игра — это способ учиться жить, а не просто времяпрепровождение [4].

С другой стороны, анализ практики показывает, что игра теряет свои основные позиции в практике современного дошкольного воспитания. Как отмечает Т.П. Авдулова, потенциал игры не реализуется. Это связано с целым рядом причин педагогического и психологического характера. Прежде всего, в дошкольных учреждениях сместился акцент в сторону обучения и организации занятий дидактического характера, а времени на свободную творческую игру у современных дошкольников не остается. Дети, воспитывающиеся вне образовательных учреждений, также загружены развивающими занятиями, и игра, как правило, не поощряется родителями. Кроме того, «домашние» дети лишены общества сверстников, которое предоставляет широкие возможности для игровых взаимодействий [5].

Так описывает эту ситуацию А.В. Запорожец: «...игра не занимает достаточного места в воспитательно-образовательной работе, игры бедны по содержанию и не оказывают должного влияния на физическое и психическое развитие дошкольников. Допускаются серьезные ошибки в организации и руководстве игровой деятельностью детей. С одной стороны, имеются попытки жесткой регламентации игровой деятельности, когда воспитатель навязывает детям и сюжет, и способ осуществления игры, превращая ее в учебное занятие, лишая ее самостоятельного характера. С другой стороны, у некоторых воспитателей появляется другого рода

неправильная тенденция полного

невмешательства в игру детей, фактического отказа от руководства ею, что отрицательно влияет на формирование игровой деятельности и снижает ее воспитательное значение» [6].

Скептицизм в отношении ценности игры в первые годы еще больше усугубляется широко распространенными мифами, которые пропагандируются сотнями «умных детских» продуктов. Эти детские товары приводят педагогов и родителей к убеждению, что чем раньше дети начинают осваивать основные элементы чтения и письма, тем больше вероятность того, что они преуспеют в школе. Ничто не может быть дальше от истины!

Игра для детей - это творческая, спонтанная, непредсказуемая и абсолютно веселая деятельность. Хотя игра может показаться несерьезным занятием, она является важным средством для обучения маленьких детей. Она вносит значительный вклад в когнитивное, физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка. Игра - это естественный и лучший способ для детей учиться, когда они исследуют себя и наблюдают за другими в игре и работе. Они являются естественными исследователями, у которых есть потребность и желание изучать свой мир через реальные переживания и естественную среду обитания.

Игра - это способ, которым дети извлекают смысл из сложного мира, в котором мы живем. Игра - это средство, с помощью которого дети идут на риск, бросают вызов самим себе как физически, так и умственно, создают что-то новое, справляются со страхами и наслаждаются моментом, создавая новые смыслы. Дети растут, учатся и даже исследуют мир через игру. Игра - это основа для открытия, рассуждения и мышления. Когда детям дают свободу экспериментировать, совершать ошибки и затем учиться на этих ошибках, они развивают навыки, которые останутся с ними на всю жизнь.

Дети не делают различий между игрой, учебой и работой. Дети, по своей природе, игривы. Они любят играть, потому что игра-это деятельность, в которой любой ребенок открыт для выражения своей точки зрения, идей и мыслей.

Игра позволяет детям использовать свои творческие способности, развивая

воображение, ловкость и физическую, когнитивную и эмоциональную силу. Игра очень важна для здорового развития мозга. Как отмечал исследователь игры К. Гросс, она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности, однако следует помнить, что игра - это серьезная вещь [7, с. 23]. По словам Д.Б. Эльконина, в игре есть четыре основных функции для человека: средства потребностно-мотивационной сферы, средства познания, средства развитие умственных действий и средств произвольного поведения [8].

Именно через игру дети в самом раннем возрасте вовлекаются и взаимодействуют с окружающим миром. Игра позволяет детям создавать и исследовать мир, который они могут освоить, побеждая свои страхи во время практики взрослых ролей, иногда в сочетании с другими детьми или взрослыми воспитателями. Так Д.Б. Эльконин рассматривая содержание детской игры, отмечал, что содержанием этой игры является взрослый человек, его деятельность и взаимоотношения с другими людьми. Основная единица детской игры -роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок [8, с.67]. В содержании своей игры дети воспроизводят отношения взрослых в трудовой и общественной жизни, воспроизводят их с разной глубиной постижения и порой проникают в подлинный общественный смысл человеческого труда. Сюжеты игр обусловлены конкретными социальными условиями жизни детей. По мере того как дети осваивают свой мир, игра помогает им развивать новые компетенции, которые приводят к повышению уверенности и устойчивости, которые им понадобятся для решения будущих задач. Как отмечают в своем исследовании и Szucs D., свободная игра

позволяет детям научиться работать в командах, делиться информацией, вести переговоры, разрешать конфликты и овладевать навыками самозащиты [9]. Дети практикуют в играх навыки принятия решений, двигаются в своем собственном темпе, открывают свои собственные области интересов.

В идеале большая часть игры связана со взрослыми, но, когда игра контролируется взрослыми, дети уступают взрослым правилам и теряют некоторые преимущества, которые

дает им игра, особенно в развитии творческих способностей, лидерства и групповых навыков. В отличие от пассивного развлечения, игра строит активное, здоровое тело. Фактически было высказано предположение, что поощрение неструктурированной игры может быть исключительным способом повышения уровня активности у детей [10]. Прежде всего, игра - это простая радость, которая является заветной частью детства.

Игра является неотъемлемой частью академической среды. Было доказано, что игра помогает детям адаптироваться к школьной обстановке и даже повышает их готовность к обучению, обучающее поведение и навыки решения проблем [8]. Свободное время для игр, возможность взаимодействовать сверстникам являются важными компонентами социально-эмоционального обучения.

Дидактические развивающие игры представляют собой лишь элементы целенаправленно организованного и

направленного учебного процесса. Чаще всего взрослый организует, ведет и направляет игру, но с традиционными играми это задача может ставиться перед старшим ребенком или одним из сверстников, который знает содержание игры и освоил способ игры.

Сегодня игра и образовательный процесс связаны между собой с учетом того, что игра как деятельность очень интересует детей и мотивирует их. Учитель должен сотрудничать с детьми в игре; он должен помогать им, предлагая проблему, а не давая окончательные решения. Кроме того, он должен помочь им осознать свои возможности - стать партнером в игре.

Воспитание через игру означает направление психофизических потенциалов ребенка, но в то же время игра должна рассматриваться как основа креативности и спонтанности ребенка. Через деятельность дидактических игр дети получают организованную и творческую мотивацию, в соответствии со своими способностями они познают окружающий мир, свои умственные и другие способности и характеристики. Дидактическая игра представляет собой форму, посредством которой дети интересным образом обновляют, распространяют, проверяют и закрепляют свой опыт и его возможности, а приобретенные знания, опыт и впечатления

выражаются и применяются в новых жизненных и воспитательных ситуациях. Дидактические игры способствуют общему развитию ребенка, они направляют его внимание, когда речь идет о восприятии и наблюдении объекта, когда сравниваются сходства и различия, поощряют фантазию и творчество. Содержание дидактических игр расширяет общую картину мира, имеющуюся у детей, направляет их любознательность, поощряет их речевую активность, обогащает словарный запас и стимулирует устное общение.

С применением специально

структурированных игр (логико-

математических) ребенок развивает

критическое мышление и создает специальные учебные ситуации, в которых он овладевает интеллектуальными процессами:

сериализацией, классификацией, числовым построением, построением во времени и пространстве и т.д. Детская игра глубоко влияет на детей и превращает их в ответственных и хорошо приспособленных взрослых.

Когда педагоги наблюдают за своими детьми в игре или присоединяются к ним в детской игре, они получают уникальную возможность увидеть мир с точки зрения своего ребенка, поскольку ребенок ориентируется в мире, идеально созданном только для того, чтобы соответствовать его потребностям. Педагоги, которые имеют возможность заглянуть в мир своих детей, учатся более эффективно общаться со своими детьми и получают другую обстановку, чтобы предложить им нежное, заботливое руководство. Дети могут быть способны выражать свои взгляды, переживания и даже разочарования через игру, что дает педагогам возможность получить более полное понимание своей точки зрения. Проще говоря, игра дает педагогам прекрасную возможность полноценно заниматься со своими детьми.

В обучении детей младшего школьного возраста игра и учебная программа должны быть глубоко интегрированы; опытные педагоги должны быть в состоянии наблюдать, как происходит когнитивное, социальное и физическое обучение детей. Качественная учебная программа должна в значительной степени строиться на играх.

В педагогике делались неоднократные попытки дать классификацию организации игр. Игры можно разделить по способам организации: игры под руководством педагога; структурированные игры; свободные игры.

1. Игры под руководством педагога -педагог обеспечивает для нее материал, начинает игру или присоединяется к ней для того, чтобы направить игру или дать ребенку подсказки. Данная игра обычно дает ребенку руководство, что и когда делать. У игры под руководством педагога есть четкое завершение. Это сокращает число вариантов развития событий, которые могут возникнуть в игре, что гораздо легче для восприятия ребенка. Четкое руководство игры может помочь ребенку понять, какие шаги, умения, действия и понятия необходимы для достижения конечной цели игры. Особенности игры под руководством педагога - игровое пространство с низким уровнем стресса для ребенка, где он может оттачивать необходимые ему навыки для игр и взаимодействия с другими детьми. Как только ребенок выучил необходимые для игры действия, со временем он ведет игру без посторонней помощи.

2. Структурированные игры - это занятие или деятельность, которая имеет конкретную цель по обучению и развитию школьника определенным жизненным навыкам. К структурированным играм относятся двигательные игры и упражнения (прыганье, лазание), включает разные варианты игр с водой, красками, глиной и другими материалами с их помощью ребенок может косвенно выражать свои желания и выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения. Группа игр, принадлежащих к фонду арт-терапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами).

3. Свободная игра, которая не имеет четких границ и правил, ребенок делает то, что он хочет. При этом важность данной игры заключается в развитии общения детей между собой, даёт навыки коммуникации -обсуждения, разрешения, профилактике конфликтов, умении договариваться и т.д.

Игра вне зависимости от способа организации способствует развитию личностных качеств ребенка, так как они формируются в активной деятельности, которая

на каждом возрастном этапе становится ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности

взаимоотношений с окружающими людьми. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, креативным. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование командных и коммуникативных навыков детей, на развитие критического мышления.

Библиографический список

1.Образование в Республике Казахстан: Сборник законодательных актов. - Том 1/ Под ред. М.М. Кузембаева. - Астана, 2018. - 352 с.2. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы. - Астана, 2019.

3.Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 2016. - 245 с.

4. Hughes B. The first claim...a framework for play-work quality assessment. Play Wales. Baltic House. Cardiff CF105FH, 2008.

5.Авдулова, Т. П.Психология игры: учебник для академического бакалавриата/ Т. П. Авдулова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 232 с.

6. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Науч. ред. А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. М., 1978.

7. Росс Грин. В партнерстве с ребенком. Как слышать друг друга и вместе находить решения. М.: Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 287 с.

8.Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.

9. Nath, S., & Szucs, D. (2014). Construction play and cognitive skills associated with the development of mathematical abilities in 7-year-old children. Learning and Instruction, 32, 73-80. Nath, S., & Szucs, D. (2014).

10. Becker, D. R., McClelland, M. M., Loprinzi, P., & Trost, S. G. (2014). Physical

activity, self-regulation, and early academic Education & Development, 25(1), 56-70. achievement in preschool children. Early

Власенко Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

e-mail: sveta_vlasenko@mail.ru

Корягина Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

e-mail: olga_koryagina@mail.ru

Карпова Валентина Олеговна, магистрант специальности «Педагогика и методика начального обучения», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Дата поступления статьи: 15.12.2021

© Корягина О.В., Власенко С.В., Карпова В.О., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.