Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1256
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Садвакасова Айгуль Балтабаевна

Данная статья посвящена вопросам формирования познавательных способностей младших школьников. Показаны компоненты познавательной деятельности. Определена сущность познавательных способностей младших школьников через призму взаимосвязанных понятийных категорий: «познавательная активность» «познавательный интерес» и «познавательная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Садвакасова Айгуль Балтабаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.31

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кукубаева А.Х., Садвакасова А.Б. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам формирования познавательных способностей младших школьников. Показаны компоненты познавательной деятельности. Определена сущность познавательных способностей младших школьников через призму взаимосвязанных понятийных категорий: «познавательная активность» «познавательный интерес» и «познавательная деятельность».

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, познавательная активность.

Введение. Детство это прекрасная пора когда ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные и нестандартные решения в различных видах деятельности.

Темпы современного научно-технического прогресса ставят перед системой образования большие цели и новые задачи. Самой актуальной проблемой нашего общества является воспитание молодого поколения всесторонне зрелым, интеллектуальным, высоконравственным, конкурентоспособным гражданином. Данная проблема требует того чтобы, учитель непрерывно занимался творческим поиском. Основными задачами учебного процесса в школе являются формирование у ребенка мыслительной способности при получении знаний, активизация познавательной деятельности и познавательных способностей.

Идея развития познавательных способностей, познавательной

самостоятельности детей были изучены в глубокой древности и анализировались Аристотелем, Сократом и др. Дальнейшее развитие проблемы получила в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и К.Д. Ушинского.

Рассмотрим современное состояние исследуемой нами проблемы - это формирование познавательных способностей младших школьников. Итак, формирование познавательных способностей были

рассмотрены в работах: К.А. Абульхановой-Славской, Ш.А. Амонашвили, К.В. Бардина, И.Л. Баскаковой, B.C. Библера, М.Р. Битяновой, Д.Б. Богоявленской, С.А. Изюмовой, И.А. Кузьмичевой и др.

Многие содержательные и

методологические аспекты данного вопроса были отмечены в работах известных философов, педагогов, психологов П.Л. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Р. Бернса, Е.В. Коротаевой, Н.А. Менчинской, Ж. Пиаже, ИВ. Равич-Щербо, А.И. Раева, А.А. Смирнова, Д.Б. Эльконина и других.

Кроме того, при проведении теоретического анализа, мы обращались к концепции системного подхода в рассмотрении педагогического процесса (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Л.Г.Вяткин, В.С.Ильин, Л.Н.Ланда, Г.И.Железовская, И.Я.Лернер) [1].

Таким образом, мы делаем вывод что, проблема формирования познавательных способностей младших школьников были рассмотрены многими учеными, на

теоретическом этапе исследования мы пришли к выводу, что познавательные способности входят в структуру познавательной деятельности. Далее мы должны более подробно рассмотреть познавательные способности младших школьников через призму взаимосвязанных понятийных категорий: «познавательная активность» «познавательный интерес» и «познавательная деятельность».

Основная часть. Исследование проблемы формирования познавательных способностей младших школьников требует теоретического анализа существующих определений основных понятий таких, как «познавательная активность», «познавательный интерес» и «познавательная деятельность».

По мнению Т.И. Шамовой [2], современная система образования,

разработанная с учётом основных направлений модернизации образования, которая

ориентирована «не только на получение знаний, а, в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что в дальнейшем позволит повысить мотивацию обучения, а также реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка». Поэтому не случайно одной из главных целей современного образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности - психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности -познавательная активность.

Л.М. Лисина [3] познавательную активность рассматривает как деятельность, Г.И. Щукина [4] и К.А. Абульханова-Славская [5] и как личностное качество, а Т.И. Шаманова [2] познавательную активность рассматривает как цель, средство и результат деятельности.

Как считает Н.Г. Морозова познавательный интерес это - активное эмоционально познавательное отношение человека к миру [6]. Также автор выделяет два уровня интереса: ситуативный (эпизодический) и инициативный. Ситуативный интерес

является следствием переживания отношения к предмету в данный момент. Он неустойчивый и пропадает одновременно с прекращением соответствующей деятельности. Результат воздействия такого интереса - нулевой. Второй уровень интереса (инициативный) является следствием стремления к активному поиску источника удовлетворения. Он отличается устойчивостью, не пропадает при отсутствии интересного предмета. Его воздействие на ребенка заключается в том, что познание из средства становится целью деятельности.

Б.М. Теплов определяет познавательный интерес как одну из форм отношения человека к объективной действительности и определяет его как такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него [7].

В.Н. Мясищев рассматривает познавательный интерес именно как активное познавательное отношение, потому что при всяком интересе человек стремится быть в центре накапливающейся информации [8].

Так Немов Р.С. определяет познавательную деятельность как

«специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» [9, с.657].

И.А. Зимняя в свою очередь под познавательной деятельностью понимает «динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» [10, с. 133].

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина.

Таблица 1

Компоненты учебной деятельности по Д.Б. Эльконину

№ Компоненты Содержание компонентов

1 Мотивация Если мотивы формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. Д.Б. Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности.

2 Учебная задача Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи.

3 Учебные операции Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. Программы обучения часто предусматривают поэтапную отработку по системе П.Я.Гальперина. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), выполняет операции в материализованной форме, под контролем учителя.

4 Контроль Первоначально учебную работу контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю - важная и сложная педагогическая задача. Научить ученика контролировать сам процесс своей учебной работы - значит, способствовать формированию такой психической функции, как внимание.

5 Оценка Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться адекватно ее оценивать. Для развития саморегуляции детей важна не отметка, а содержательная оценка - объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа. Младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.

Познавательная деятельность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной

деятельности должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Классическая педагогика прошлого утверждала:

«Смертельный грех учителя - быть скучным» [11, с. 75]. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с

какими школьник, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес - все это формирует и развивает личность школьника.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке является: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, а также проблемное обучение. На начальном этапе формирования познавательных способностей, детей привлекают игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. На уроках можно использовать дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, таже нужно стараться преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие.

Заключение. Проблема формирования познавательных способностей возникла давно и

до сегодняшних дней является одной из самых актуальных. Уровень познавательных способностей младшего школьника определяет эффективность решения обучающей, развивающей и воспитывающей задач обучения. Мы определили факторы которые способствуют формированию познавательной активности учащихся, их можно выстроить в следующую цепочку: мотив - познавательный интерес- познавательная активность -познавательная деятельность. Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах. Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы, все усилия учитель должен направить на развитие познавательных способностей учащихся.

Библиографический список

1.Ахметвалиева М.Г. Развитие познавательных способностей младших школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Саратовский гос. ун-т. - Саратов, 2001. - 19 с. - URL: https ://disszakaz. ru/ services/kandidatskaya-dissertatsiya/kak-v-spiske-literatury-oformit-dissertatsiyu-gost-primer/ (дата обращения 03.12.2021)

2.Шамова Т.И. Влияние предварительных действий на формирование познавательной потребности // Формирование духовных потребностей школьников. Новосибирск, 1966. - С. 98-105.

3. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина. - Воронеж; Москва // Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - Москва: Институт практической психологии; Воронеж: Издательство НПО 'МОДЭК', 1997. - С. 227259. - URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=16085 9. - (Психологи Отечества).

4.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. 169 с.

5.Абульханова - Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991.

6.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979. -186 с.

7. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1985. - Т. 1. - 329 с.

8.Мясищев, В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев // Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Институт практической психологи; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 356 с.

9. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов.

— М.: Владос, 2002. — Кн. 2: Психология образования. — 608 с.

10.Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.

11. Иванова Е.В., Попова Т.А.Динамика учебной мотивации, самооценки и стилей адаптации первоклассников// Начальная школа.

- 2018. - № 9.

Кукубаева Асия Хайрушевна, доктор психологических наук, профессор кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

e-mail: kukubaeva_2011@mail.ru

Садвакасова Айгуль Балтабаевна, магистрант 2 курса специальности «Педагогика и методика начального обучения», Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

e-mail: sadvakassovaa@list.ru

Дата поступления статьи: 12.12.2021

© Кукубаева А.Х., Садвакасова А.Б, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.