руемых доходов и ускорения окупаемости проекта в целом.
Таким образом, исследование возможностей повышения качества экономического взаимодействия инновационных предприятий позволяет сделать вывод о том, что это позволит значительно повысить темпы инновационного развития за счет реализации синергетического интеллектуального потенциала, повысить темпы разработки и выпуска новой продукции, усилить их позиции на отечественном и мировом рынках.
Литература:
1. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. - М.:
Юнити-Дана, 2001. - 343 с.
2. David Paul A. Some New Standards for the Economics of Standardization in the Information Age, Economic Policy and Technological Performance, Cambridge University Press, 1987.
3. http://www.arb.ru/site/
4. Берновский Ю.Н. Технические условия или стандарты организации на продукцию // Стандарты и качество, 2007. - № 6.
5. Докукин А.В. Экономические основы развития информационного обеспечения технического регулирования. - М.: СТАНДАР-ТИНФОРМ, 2007
СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Чучуева М.А., преподаватель ГБОУ СОШ № 867 г. Москвы, заведующая секцией иностранных языков
В данной статье рассматриваются содержание и структура развития познавательной активности младших школьников в контексте психолого-педагогических исследований.
Ключевые слова: познавательная активность, познавательная деятельность, мотивы и интерес к учению, педагогический процесс.
PECULIARITIES OF DEVELOPING COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE ELEMENTARY SCHOOL
Chuchueva M., the teacher of GBOUSOSH№ 867 of Moscow, managing section of foreign languages
This article provides one of the important subjects in the sphere of educational practice such as: education of young schoolchildren in the spirit of their motive and interest to studies. The article describes how pedagogical process can be practically organized at primary school from the point of view of cognitive activities.
Keywords: cognitive activity, cognitive activities, motive and interest to studies, pedagogical process.
Современная ситуация в России характеризуется динамичным развитием экономики, науки и технологий, что вызывает рост конкуренции, расширение сферы квалифицированного труда и оправданные ожидания общества в появлении личности с активной познавательной позицией, стремящейся к постоянному саморазвитию и отвечающей вызовам наступившего XXI века. В связи с этим общество предъявляет особые требования к существующей теории и технологиям массового обучения. Однако, к сожалению, современное школьное образование крайне редко обнаруживает должное понимание к тем процессам, которые всегда будут являться основой для становления учащегося как субъекта собственной деятельности, что вызывает настоятельную потребность в решении одной из вечных проблем педагогики - развитие познавательной активности учащихся. До сих пор психологи и педагоги пытаются ответить на извечный вопрос: что сделать, чтобы ребенок хотел и умел учиться?
Понятие «активность» имеет латинские корни (actus - действие) и означает «активный», т.е. «деятельный», «энергичный». В философии образования активность субъекта определяется как процесс, направленный на действия и изменения предмета. В этом контексте активность можно представить в виде характеристики процесса взаимодействия субъекта и среды; его деятельного отношения к миру, связанного с осуществлением определенных идеалов, ценностей и принципов. При этом активность предполагает избирательность подходов к объекту познания (человек выбирает именно то, что необходимо на данный момент); постановку задач после выбора цели; преобразование объекта в последующей деятельности, направленной на решение поставленных проблем.
Еще в 60-е гг. XX века ученые-психологи обосновали и предложили положить в основу обучения мысль о том, что личность развивается в процессе собственной активной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.) [1; 2; 5; 7; 10]. Следует отметить, что сущность и содержание понятия «активность» содержательно осветили в своих работах С.Л. Рубинштейн [10] и Л.С. Выготский [5.].
Некоторые ученые в качестве центрального понятия рассматривают свойства, черты, особенности личности, тем самым определяя активность как качество, как личностное образование индивида (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн
и др.) [1; 2; 10].
М.Н. Скаткин, А.К. Маркова, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Мен-чинская и др. не сводят активность школьника лишь к познавательной деятельности как таковой. Они рассматривают ее как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания [11; 8; 3]. Вот почему проблема уже собственно познавательной активности, ее структуры, особенностей функционирования исследуются в разных науках, где получены значительные экспериментальные результаты.
В ходе анализа психолого-педагогических исследований было выявлено, что некоторые исследователи рассматривает познавательную активность как деятельность (М.А. Данилов, М.И. Лисина) [6]. В связи с этим отмечается некоторая тождественность понятий «активность» и «деятельность», что находит отражение в определении познавательной активности через деятельность (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.С. Гусева, А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасис-тый) [4; 5; 7; 9].
Сущность познавательной активности многими учеными понимается как направленная актуализация ранее усвоенных знаний или способов деятельности и применения их в новых условиях, когда в процессе взаимодействия школьника с учебным материалом происходит не только углубление его знаний, но и выработка им личностного отношения к усваиваемым знаниям и самому познавательному процессу.
Так, Ф.И. Харламов познавательную активность связывает с интенсивной аналитической мыслительной деятельностью учащихся в процессе изучения ими окружающего мира и овладения системой научных знаний [12].
А.К. Маркова рассматривает познавательную активность как вид активного отношения к учению как к познанию, где имеет место наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов и т.д. [8]. Признавая за учащимися активное начало в познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности.
Подобную трактовку познавательной активности мы встречаем у Т.И. Шамовой, рассматривающей активность в учении не просто как деятельное состояние школьника, а как качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отноше-
нием к содержанию, характеру деятельности и стремлением на основе нравственно-волевых усилий к достижению учебно-познавательной цели [13].
Следовательно, познавательная активность как педагогическое явление - это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, проявление самоорганизации и самореализации школьника; с другой - результат организации познавательной деятельности учащегося со стороны учителя. При этом важно, чтобы специально организованная (извне) активность ученика перешла в его собственную активность.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, процесс познания представляется в виде последовательной цепочки: восприятие - запоминание - сохранение -воспроизведение - интерпретация полученных званий. И активизация познания здесь может осуществляться на всех последовательных этапах. Однако само состояние активности как ответная реакция ученика на условия, созданные педагогом, может проявляться и на каком-либо одном из этапов. Это происходит потому, как отмечал С.Л. Рубинштейн, что один и тот же процесс может осуществляться и в интеллектуальном, и в эмоциональном, и в волевом контексте [10]. Исходя из индивидуальных и возрастных особенностей у одних учащихся процесс обучения опирается более всего на эмоциональную основу, у других - на интеллектуальную, у третьих - на волевую, у других - на самое различное сочетание этих основ. Поэтому одни школьники активно включаются, например, в те или иные этапы процесса познания, а другие сохраняют заинтересованность и самостоятельность в течение всего учебного занятия. Эта разность проявления отражается в уровнях детской активности как таковой и их познавательной активности. Таким образом, конечный результат усилий учителя (его стратегия) должна заключаться в переориентации сознания учащихся: учение из принудительной обязанности переходит в часть общего знакомства с окружающим миром.
На этой основе познавательную активность школьника можно определить как личностное свойство, которое им приобретается и развивается в педагогически организованном процессе познания и характеризуется осознанностью учения, самостоятельностью при решении учебных задач, творческим к ним подходом и т.д.
Целесообразно указать на несколько подходов к пониманию сущности познавательной активности: одни исследователи рассматривают ее как деятельность (М.А. Данилов, Е.В. Коротаева, М.И. Лисина, Г.В. Пугач); другие как качество, личностное образование (И.А. Рецковец, Г.И. Щукина, З.А. Абасов, К.А. Абульханова-Слав-ская), третьи (Т.И. Шамова, Р.С. Черкасов и М.Н. Скаткин) считают, что познавательную активность следует рассматривать в ее триаде: цель деятельности - средства ее достижения - результат.
Опираясь на взгляды таких ученых, как Т.И. Шамова, М.Н. Скаткин [11; 13], автор также рассматривает познавательную активность как цель деятельности, как средство ее достижения и как результат. Исходя из этого, можно сделать вывод, что познавательная активность младшего школьника проявляется в его устойчивом стремлении к качественному овладению знаниями и в направлении своих волевых усилий на достижение познавательных целей.
При рассмотрении структуры познавательной активности младшего школьника в ней можно выделить следующие компоненты: объект познания, имеющий дидактически организованную притягательность; мотив как движущую силу в познании объекта; способы и средства деятельности с целью усвоения знаний об объекте; связующую роль учителя между познавательными силами школьника и объектом усвоения; результат познавательной активности. Следовательно, суть формирования познавательной активности младших школьников заключается в постоянном и качественном движении этих компонентов: объект познания все время усложняется с точки зрения повышения школьниками своей активности; косвенные и значимые мотивы переходят в мотивы действенные; обогащаются и совершенствуются способы деятельности по усвоению знаний (при этом, школьников надо нацеливать на поиск все новых и новых способов); роль учителя также нацелена на самостоятельную творческую работу школьников. В результате школьники начинают более углубленно осознавать изменения в самих себе, что можно рассматривать как важнейший показатель качественного проявления ими их познавательной активности.
Подходя к процессу познавательной активности младшего школьника с точки зрения структуры и содержания, следует отметить главное: познавательную активность может развить только сам
учащийся в процессе собственной индивидуальной познавательной деятельности, а учитель лишь создает условия для реализации его возможностей и способностей. Вышесказанное позволяет дать следующее определение исследуемому процессу, отражающее его сущностную характеристику - это создание учителем условий для активного взаимодействия участников образовательного процесса с целью повышения уровня развития познавательной активности каждого школьника, выражающейся в его инициативной учебной деятельности, направленной на самореализацию своего интеллектуального потенциала.
Литература:
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука,1980.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Педагогика, 1979.
3. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: АПН РСФСР, 1959.
4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972.
5. Выготский Л.С. Психология подростка. - М.: Бюро заочного обучения при педфаке 2-ого МГУ, 1932.
6. Данилов М.А. Педагогический процесс, диалектика его движения и отражение в теории. - М.: Наука, 1969.
7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение,1975.
8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983.
9. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1972.
10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1971.
11. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Просвещение, 1984.
12. Харламов Ф.И. Активизация учения школьников. - Минск.: Нар. Асвета, 1970.
13. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1983.