Научная статья на тему 'Дидактическая направленность признаков познавательной активности'

Дидактическая направленность признаков познавательной активности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
665
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ / ВОЛЯ / ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРИЗНАКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / COGNITIVE ACTIVITY / ESSENTIAL SIGNS OF COGNITIVE ACTIVITY: INITIATIVE / COGNITIVE INTEREST / SKILL TO COMMUNICATE / WILL / COMMITMENT / DIDACTIC ORIENTATION OF SIGNS OF COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шонин Максим Юрьевич

Познавательная активность является одним из множества факторов, влияющих на качество образовательного процесса. Наиболее выражено и конкретно она может быть представлена через совокупность таких существенных признаков как: познавательный интерес, воля, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, которые выполняя дидактическую функцию, оказывают содействие формулируемым учителем способам и средствам обучения с целью достижения максимального результата учения. Основное внимание в данной работе уделено рассмотрению места существенных признаков в процессе обучения в условиях общеобразовательной школы. Показано, что признаки выступают несущими конструкциями учебной деятельности учащихся и способствуют росту ее качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic orientation of signs of cognitive activity

The cognitive activity is one of a set of the factors influencing quality of educational process. It is most expressed and is concrete she it can be presented through set of such essential signs as: the cognitive interest, will, initiative, skill to communicate, commitment which performing didactic function, render assistance to the ways and tutorials formulated by the teacher for the purpose of achievement of the maximum result of the doctrine. The main attention in this work is paid to consideration of the place of essential signs in the course of training in the conditions of comprehensive school. It is shown that signs act as the bearing designs of educational activity of pupils and promote growth of its quality.

Текст научной работы на тему «Дидактическая направленность признаков познавательной активности»

УДК 371.3

Шонин Максим Юрьевич

Московский гуманитарный университет st_max_92@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРИЗНАКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Познавательная активность является одним из множества факторов, влияющих на качество образовательного процесса. Наиболее выражено и конкретно она может быть представлена через совокупность таких существенных признаков как: познавательный интерес, воля, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, которые выполняя дидактическую функцию, оказывают содействие формулируемым учителем способам и средствам обучения с целью достижения максимального результата учения. Основное внимание в данной работе уделено рассмотрению места существенных признаков в процессе обучения в условиях общеобразовательной школы. Показано, что признаки выступают несущими конструкциями учебной деятельности учащихся и способствуют росту ее качества.

Ключевые слова: познавательная активность, инициативность, познавательный интерес, коммуникабельность, воля, целеустремленность, дидактическая направленность признаков познавательной активности.

Педагогический процесс в школе представляет собой достаточно сложную динамическую структуру, в которой органически переплетена деятельность учителя и учащегося [6], и где под руководством учителя происходит систематическое обучение учащегося, его развитие.

Для раскрытия и развития личностных ресурсов обучающегося, отражающих его индивидуальное познавательное поведение, необходимо более тщательное проникновение в само содержание познавательной активности. Использование системного подхода позволяет представить изучаемое понятие (познавательную активность) в совокупности элементов (компонентов системы), находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом. В качестве таких компонентов выступают: «потребность», «интерес», «активность», «познавательная активность [14; 15; 21].

Проведенный анализ множества определений понятия познавательной активности позволил выделить ее существенные признаки: инициативность, познавательный интерес, коммуникабельность, волю, целеустремленность.

Рассмотрение психолого-педагогического содержания этих признаков познавательной активности позволят обосновать их дидактическое значение в познавательном процессе школьника.

В психологии понятие активность связано с деятельностью, а в структуре деятельности, прежде всего, заложен интерес. Под влиянием интереса у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Интерес, выражающийся в стремлении человека узнать новое, неизвестное и непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, существующих между ними связях и закономерностей, называют познавательным интересом.

Познавательный интерес - это тот фундамент, на котором строится образовательный процесс, направленный на познание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. Анализ научной литературы позволяет увидеть

разнообразие толкования данного понятия, указывающее на их значимую роль в когнитивных процессах. Так, например, С.Л. Рубинштейн утверждал, что «интерес охватывает все психические процессы - восприятие, память, мышление...» [12, с. 142]. Б.Г. Ананьев обращает внимание, что познавательный интерес сопряжен с мыслительными процессами, выражается через эмоциональные переживания и проявляется посредством вопросов ребенка, обращенных к учителю или взрослым [2]. В этом ключе познавательная деятельность, возбужденная познавательными интересами, направлена на решение познавательных задач.

Эмоциональная компонента усиливает познавательный интерес, отвечает за переживание радости, удовольствия от успеха в интересующей области знания. Положительные эмоции, образовавшиеся в учебном процессе, не только закрепляют, но и углубляют интерес к изучаемому предмету [9].

Переоценить реальное значение познавательных интересов учащихся в учении невозможно, так как именно они делают ученика «открытым» для учения. Об этом утверждала Г.И. Щукина, выделяя познавательный интерес в познавательной деятельности посредством как психологических (проявление энергичного поиска, догадки, исследовательский поиск, готовность к решению задач), так и эмоциональных (удивления и впечатления, чувство ожидания нового, интеллектуальная радость, чувство успеха) критериев [23].

Что касается познавательного интереса в образовательном процессе, то он представлен и рассматривается в работах исследователей в качестве: «основного побудителя учебной деятельности, оказывающего существенное влияние на развитие общественной активности» (Ле Ван Фук), «феномена, на основе которого происходит формирование и развитие важнейших личностных образований учащихся в школе» (А.Н. Терехин), «положительного мотива учения развития математического мышления учащихся» (О.В. Охтеменко), «средства активизации познавательной деятельности учащихся» (М.В. Найн).

12

Вестник КГУ 2018

© Шонин М.Ю., 2018

Познавательные интересы формируют у учащегося личностный смысл, и вся его деятельность становится плодотворной. При наличии познавательного интереса восприятие учащимся предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. «Благодаря познавательным интересам, он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит» [17, с. 89].

Таким образом, познавательный интерес сообщает деятельности силу, интенсивность, легкость, интеллектуальную радость и быстроту. Кроме того, познавательные интересы способствуют активизации психических процессов личности, приносят ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействуют эмоциональному подъему, выступают в качестве важнейшего мотива деятельности личности.

Сформированный интерес к деятельности, выражающийся благодаря способности личности к самостоятельным начинаниям, предприимчивости образует личностное качество - инициативность, которая является формой проявления активности личности к осуществляемой деятельности и влияет как на процесс, так и на ее результат.

Проблема проявления инициативы в познавательной деятельности является предметом многих психолого-педагогических исследований. Инициатива выступает, с одной стороны, как следствие, с другой, как инструмент проявления инициативности. Связь инициативности с когнитивными процессами прослеживается в работах Д.Б. Богоявленской. По ее мнению, общие умственные способности лежат в основе интеллектуальной деятельности. Д.Б. Богоявленская вводит понятие «интеллектуальная инициатива» и раскрывает ее как способность к поиску задач, проблем, новых способов действий, высшим проявлением которой является самостоятельная постановка проблемы [3]. Инициативность рассматривается также и как выход за пределы заданных условий, стремление искать новые, более успешные пути решения познавательных задач [10].

Действие, вызванное инициативой, ярко выражается средствами внутренних усилий, поскольку его осуществление связано с возможными трудностями при выполнении поставленных целей. Тем самым, инициативность связана с развитой общественной активностью, т.е. способностью и умением совершать действия по собственному почину [13]. Эту позицию подтверждает К.А. Абульханова-Славская, которая определяет инициативу как выражение побуждений и желаний, мотивов субъекта, как опережающую внешние требования или встречную по отношению к ним свободную активность субъекта [1].

Инициативность может отражать репродуктивный и творческий характер познавательной деятельности. Репродуктивную инициативность

школьник проявляет, например, при выполнении домашнего задания по образцу проделанной работы в классе. В свою очередь творческая инициативность подразумевает, например, проявление им желания участвовать во внеурочной деятельности. В.Г. Маралов, В. А. Ситаров доказывают, что доминирование творческой инициативы в познавательной деятельности придает последней мощный мотивационный потенциал [8].

В условиях образовательного процесса, проявление школьниками инициативы является приобщением их к творческой деятельности, посредством которой они смогут проверить свои силы, найти собственное решение конкретного задания тем самым выразить себя в исследуемой деятельности. В этом случае задания должны носить поисковой, исследовательский характер, выходящий за рамки учебной программы. Предполагается сравнение и анализ различных источников научной и учебной информации; творческая переработка, обобщение и систематизацию учебного материала [5]. Для развития инициативности в обучении на когнитивном уровне могут быть задействованы неимитационные методы активного обучения [20].

Таким образом, наделенный инициативой ученик, будучи субъектом образовательного процесса, может самостоятельно ставить задачи и творчески осуществлять их с полной ответственностью на высоком интеллектуальном уровне.

Одной из форм проявления познавательной инициативы является общение, которое обусловлено потребностью в получении новых знаний. Являясь характеристикой речевого взаимодействия, общение играет существенную дидактическую роль, которая отражается, например, в процессе обсуждения педагогом с учащимися содержания решаемой на уроке задачи, умение находить общий язык, конструктивно выстраивать диалог.

Умение устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в ходе общения определяет одну из основных характеристик личности - коммуникабельность, от уровня развития которой существенно зависит результат обучения. Высокий уровень коммуникабельности позволяет школьникам довольно быстро налаживать контакт как со своими сверстниками, так и со взрослыми, преодолевая различные психологические барьеры во взаимодействии. В свою очередь низкий уровень коммуникабельности сводит межличностное взаимодействие к минимуму. Отсутствие должного взаимодействия порождает множество нерешенных вопросов, затруднений, что провоцирует в результате их интеллектуальный провал. Еще А.В. Петровский утверждал, что коммуникабельность заключена в готовности и умении легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими [11].

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

13

Б.Г. Ананьев подчеркивая роль общения показал, что взаимоотношения, возникшие в процессе общения, формируют интеллектуальные и эмоциональ-но-мотивационные свойства характера, которые возникают в различных видах деятельности. Например, обсуждение конкретным учеником решения задачи может вызвать в классе сильный эмоциональный всплеск и как следствие желание повторить успех одноклассника. Б.Г. Ананьев рассматривает коммуникабельность как возможность организации совместной познавательной деятельности на основе согласованности и совместности [2].

Познавательные процессы человека характеризует так называемая субъективная когнитив-ность, которая играет роль самопознания своего внутреннего мира посредством общения с другими людьми. В случае эмоционально-положительного общения происходит активизация деятельности воображения, памяти, а также мышления, что крайне необходимо в процессе обучения [16].

Таким образом, коммуникабельность является специфической чертой характера личности, которая влияет на развитие индивидуальных качеств человека и, являясь одним из механизмов образовательного процесса, оказывает существенное воздействие на познавательное развитие.

Вступая в общение, личность, как правило, преследуют определенную цель, которая выражается через стремление к познанию предметов и явлений окружающего мира. Человек, наделенный данным свойством, является носителем цели, обладателем в той или иной степени качества целеустремленность.

Целеустремленность - это личностное качество, присущее человеку и выражающееся в его деятельности, поступках, отношениях. Ее развитие у любого человека, в частности, у учеников в первую очередь связано с интенсивным развитием нравственного сознания и эмоциональной сферы личности, потребности в самообразовании. Ученик становится самостимулируемым субъектом жизни и учения - носителем цели. Он осознает свои способности, обретает веру в себя, развивает в себе целеустремленность, твердую волю и трудолюбие. Для него учение становится целенаправленной деятельностью, которая предполагает стремление к овладению знаниями, готовность учиться.

«Целеустремленность может быть развита в условиях, когда деятельность учащихся организуется как самодеятельность, то есть тогда, когда они сами проявляют инициативу и в выборе целей, и в организации деятельности... Сочетание постоянной опоры на интересы, потребности в выборе целей с последовательным усложнением их создают те условия, при которых цели воспринимаются как собственные» [19, с. 4].

Однако целеустремленность можно рассматривать и как отражение объективных отношений, объективно общей и отдаленной цели и возмож-

ностей личности. Представление данных возможностей (преимуществ) позволят мобилизовать внутренние усилия для достижения цели. Вследствие чего можно сделать вывод, что целеустремленность является качеством личности, содержащее в своей основе стратегию действий, которая позволит достичь желаемого результата. А значит, целеустремленность в жизни может ориентировать общественную деятельность, а в процессе обучения - познавательную.

Развитие целеустремленности у детей происходит за счет вовлечения их в увлекательные перспективы в процессе овладения знаниями, умениями и навыками [7]. Стремление к долгосрочным целям, систематическое повторение и закрепление целенаправленных действий в процессе жизнедеятельности, в частности в обучении, направлены на развитие у учащегося целеустремленности как качества личности.

Следует отметить, сознательная деятельность школьника в процессе обучения немыслима без целеустремленности, постоянной готовности к действию, проявления настойчивости и упорства в преодолении трудностей. Все это способствует формированию в ученике трудолюбия, умения соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда в образовательном процессе. Являясь активной и сознательной направленностью учащегося, целеустремленность позволяет сконцентрировать и отдать все силы и способности для достижения конечного познавательного результата. Известный американский писатель Тони Роббинс, являющийся признанным авторитетом в психологии лидерства, отмечает, что постановка целей является первым шагом для превращения невидимого в видимое [24].

Если целеустремленность задает направление познавательного усилия, то воля выступает в качестве регулятора силы его проявления. Впервые феномен воли в контексте проблемы овладения человеком собственным поведением и психическими процессами рассмотрел Л.С. Выготский, который определил ее как высшую психическую функцию человека, развитие которой осуществляется как овладение человеком собственным поведением при помощи различных средств [4]. Наличие воли связано с правильным пониманием, стоящих перед ним, познавательных задач и выбором нужного действия и темпа его решения. При этом, будучи сознательной активностью человека, воля направлена на достижение поставленных целей.

Всякое волевое действие С.Л. Рубинштейн рассматривал как целенаправленное действие, а сама цель, является детерминантой волевого процесса. Волевое действие сформировалось у человека по средствам выполняемого труда, направленного на производство определенного продукта или достижение конкретной цели [12]. Например, целью

14

Вестник КГУ ^ 2018

в подготовке школьника к единому государственному экзамену, является успешность его сдачи, а воля является регулятором внутренних усилий, направленных на процесс подготовки.

Д.Н. Узнадзе писал, что ученик, обладающий волевым качеством, сможет контролировать свою деятельность, противостоять внешним от учебы факторам и раздражителям [18]. Воля позволяет также раскрыть возможность полного самовыражения личности, ее творчества и т.д. [22].

Поэтому воля связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, вызванных различными источниками. Наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении различных трудностей. В частности, воля является механизмом, регулирующим ход и течение познавательной деятельности учащегося в ходе (самостоятельная/ контрольная/домашняя работа) учебного процесса, что подчеркивает ее дидактическое значение.

В заключение следует отметить, что существенные признаки познавательной активности являются носителями внешних и внутренних ресурсов объективных и субъективных сторон совместной учебной деятельности учителя и ученика, факторами совершенствования качества образования.

Так целеустремленность и воля выступают в качестве регулятора направления и степени проявления учеником усилия познавательной деятельности; инициативность выражается в способности учащегося к самообразованию, к освоению нового учебного материала; коммуникабельность влияет на уровень трансляции полученных знаний в системах учитель-ученик, ученик-ученик, тем самым способствует процессам взаимопомощи, взаимоо-богощению, взаимообучению; познавательный интерес выступает в качестве источника эмоционального восприятия, с помощью которого достигается высокая степень усвоения материала.

Проведенный анализ позволит в дальнейшем разработать и апробировать методику развития познавательной активности у школьников на уроках математики.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1982. - С. 90-98.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.

3. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность, как проблема творчества. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 1983. - 176 с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

5. Качалова С.М. Педагогические основы воспитания инициативности подростков (на материале предметов гуманитарного цикла): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Липецк, 1995. - 23 с.

6. Кирпичник А.Г., Басов Н.Ф. Познание организованной активности детей в социуме // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2008. - Т. 18. - № 4. - С. 197-203.

7. Лихачев Б. Т. Педагогика. - М.: Юрайт, 2003. -607 с.

8. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (Дошкольник - младший школьник). - М.: Прометей, 1990. - 220 с.

9. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979. - 247 с.

10. Новикова Л.С. Особенности инициативы старшеклассников в общественно-полезной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1968. - 19 с.

11. Психология: Словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

13. Селиванов В.И. Психология волевой активности. - Рязань: Изд-во Рязан. пед. ин-та, 1974. -150 с.

14. Ситаров В.А., Шонин М.Ю. Системность в логике развития познавательной активности [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2017. -№ 4. - Режим доступа: http://journals.mosgu.ru/ trudy/article/view/524 (дата обращения: 16.04.18.).

15. Ситаров В.А., Шонин М.Ю. Логика развития познавательной активности // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сб. науч. трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 7. - С. 77 - 86.

16. Ситаров В.А., Шутенко А.И., Шутен-ко Е.Н. Психологические особенности социокультурного облика студенческой молодёжи // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 2. - С. 66-72.

17. Соколовская И.Н., Кивилёва А.А. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике // XIX Царскосельский чтения: сб. статей междунар. науч. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - С. 89-92.

18. Узнадзе Д.Н. Психологические мотивации поведения человека. - М.: 1969. - 213 с.

19. Фаин В.А. Воспитание коммунистической целеустремленности старших подростков во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1977. - 19 с.

20. Шаповалова К.Н. Особенности психологической структуры инициативности студентов // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: Сб. трудов III межвуз. науч. конф. - М.; Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. - С. 187189.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2

15

21. Шонин М.Ю. Развитие познавательной активности учащихся на основе системного подхода // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - № 6 (81). - С. 205-210.

22. Щербаков Е.П. Функциональная структура воли: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Омск, 1994. - 24 с.

23. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.

24. Robbins A. Notes from a Friend: A Quick and Simple Guide to Taking Control of Your Life - N.Y.: «Fireside», 1995. - 112 p.

References

1. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost' i psihologiya lichnosti. - M.: Nauka, 1982. - S. 90-98.

2. Anan'ev B.G. O problemah sovremennogo chelovekoznaniya. - SPb.: Piter, 2001. - 272 s.

3. Bogoyavlenskaya D.B. Intellektual'naya aktivnost', kak problema tvorchestva. - Rostov n/D: Izd-vo Rostov. un-ta, 1983. - 176 s.

4. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. -M.: Pedagogika, 1991. - 480 s.

5. Kachalova S.M. Pedagogicheskie osnovy vospitaniya iniciativnosti podrostkov (na materiale predmetov gumanitarnogo cikla): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Lipeck, 1995. - 23 s.

6. Kirpichnik A.G., Basov N.F. Poznanie organizovannoj aktivnosti detej v sociume // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. -2008. - T. 18. - № 4. - S. 197-203.

7. Lihachev B.T. Pedagogika. - M.: YUrajt, 2003. - 607 s.

8. Maralov V.G., Sitarov V.A. Formirovanie osnov social'noj aktivnosti lichnosti v detskom vozraste (Doshkol'nik - mladshij shkol'nik). - M.: Prometej, 1990. - 220 s.

9. Morozova N.G. Uchitelyu o poznavatel'nom interese. - M.: Znanie, 1979. - 247 s.

10. Novikova L.S. Osobennosti iniciativy starsheklassnikov v obshchestvenno-poleznoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Kiev, 1968. - 19 s.

11. Psihologiya: Slovar' / sost. L.A. Karpenko; pod obshch. red. A.V. Petrovskogo, M.G. YAroshevskogo. -M.: Politizdat, 1990. - 494 s.

12. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii. -SPb.: Piter, 2002. - 720 s.

13. Selivanov V.I. Psihologiya volevoj aktivnosti. -Ryazan': Izd-vo Ryazan. ped. in-ta, 1974. - 150 s.

14. Sitarov VA., SHonin M.YU. Sistemnost' v logike razvitiya poznavatel'noj aktivnosti [EHlektronnyj resurs] // Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. - 2017. - № 4. - Rezhim dostupa: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/ view/524 (data obrashcheniya: 16.04.18.).

15. Sitarov V.A., SHonin M.YU. Logika razvitiya poznavatel'noj aktivnosti // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya. Sb. nauch. trudov. - YAlta: RIO GPA, 2017. - Vyp. 55. - CH. 7. - S. 77-86.

16. Sitarov V.A., SHutenko A.I., SHutenko E.N. Psihologicheskie osobennosti sociokul'turnogo oblika studencheskoj molodyozhi // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2009. - № 2. - S. 66-72.

17. Sokolovskaya I.N., Kivilyova A.A. K opredeleniyu sushchnosti ponyatiya «poznavatel'nyj interes» v pedagogike // XIX Carskosel'skij chteniya: sb. statej mezhdunar. nauch. konf. - SPb.: LGU im. A.S. Pushkina, 2015. - S. 89-92.

18. Uznadze D.N. Psihologicheskie motivacii povedeniya cheloveka. - M.: 1969. - 213 s.

19. Fain V.A. Vospitanie kommunisticheskoj celeustremlennosti starshih podrostkov vo vneurochnoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1977. - 19 s.

20. SHapovalova K.N. Osobennosti psihologicheskoj struktury iniciativnosti studentov // SHujskaya sessiya studentov, aspirantov, molodyh uchenyh: Sb. trudov III mezhvuz. nauch. konf. -Moskva-SHuya: Izd-vo GOU VPO «SHGPU», 2010. - S. 187-189.

21. SHonin M.YU. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti uchashchihsya na osnove sistemnogo podhoda //Vestnik CHerepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. - № 6 (81). - S. 205-210.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. SHCHerbakov E.P. Funkcional'naya struktura voli: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Omsk, 1994. - 24 s.

23. SHCHukina G.I. Problema poznavatel'nogo interesa v pedagogike. - M.: Pedagogika, 1971. - 352 s.

24. Robbins A. Notes from a Friend: A Quick and Simple Guide to Taking Control of Your Life - N.Y.: «Fireside», 1995. - 112 p.

Вестник КГУ Л 2018

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.