Научная статья на тему 'Формирование познавательной самостоятельности студентов: теоретические аспекты'

Формирование познавательной самостоятельности студентов: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1570
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE INDEPENDENCE / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанкова Елена Николаевна

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования познавательной самостоятельности, как интегративного качества личности, основу которого составляют интеллектуальные способности, умения и навыки, готовность и стремление к самостоятельности, владение приемами познавательной деятельности, активность, корректировка деятельности в соответствии с методическими установками. Показано, что познавательная самостоятельность проявляется и получает свое развитие через познавательную деятельность. Рассматриваются педагогические и психологические закономерности ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Student''s Cognitive Independence: Theoretical Aspects

The article deals with the theoretical aspects of cognitive independence formation. Cognitive independence is an integrative person's quality, which is based on the intellectual abilities and skills, willingness and desire for independence, knowledge of cognitive activity methods, the activity, and adjustment of activities in accordance with the methodological aims. It has been analyzed that cognitive independence is manifested and gets its development through cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной самостоятельности студентов: теоретические аспекты»

8. Елисеева Е.Н. Оценка удовлетворенности потребителей образовательных услуг на факультете управления // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 3 (294). Управление. Вып. 8. С. 107-110.

9. Munteanu С., Ceobanu C., Bobálca C., Anton O. An analysis of customer satisfaction in a higher education context // International Journal of Public Sector Management, 2010. Vol. 23 Iss: 2, pp. 124-140.

10. Francis D.E. Lean and the learning organization in higher education // Canadian Journal of Educational Administration and Policy, Iss. 157, April 28, 2014.

Автор выражает благодарность выпускнице магистратуры Гуманитарного института СПбПУ Петра Великого В.В. Алиной за помощь в проведении исследования.

УДК 378:811

Е.Н. Кабанкова

Севастопольский государственный университет

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования познавательной самостоятельности, как интегративного качества личности, основу которого составляют интеллектуальные способности, умения и навыки, готовность и стремление к самостоятельности, владение приемами познавательной деятельности, активность, корректировка деятельности в соответствии с методическими установками. Показано, что познавательная самостоятельность проявляется и получает свое развитие через познавательную деятельность. Рассматриваются педагогические и психологические закономерности ее формирования.

Ключевые слова: самостоятельность, деятельность, активность, познавательная самостоятельность, самостоятельная работа.

Введение. Глобальные изменения в культурной и образовательной сферах жизни общества обусловливают необходимость формирования компетентной, конкурентоспособной, социально активной личности, способной ориентироваться в возрастающем потоке информации, заниматься самообразованием в зависимости от требований времени и ситуации. Беспрерывное совершенствование знаний возможно только при высокой познавательной активности студента. В связи с этим, одним из весомых требований Федерального закона «Об образовании в РФ» является развитие в учащихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей [1].

Именно поэтому высшим учебным заведениям необходимо обеспечивать постоянный личностный рост будущих специалистов в условиях самостоятельного обучения, развивать в них действенное отношение к будущей профессии и стремление к самосовершенствованию и

саморазвитию. Развитие познавательной самостоятельности, познавательных интересов студентов даст возможность самостоятельно формулировать и ставить цели, принимать решения, нести ответственность за свои действия и достигнутые результаты.

Изучение вопроса познавательной самостоятельности свидетельствует о сложности и многоаспектности данного понятия. Его важность в профессиональном развитии специалиста, испытывающего потребность в самообучении, саморазвитии и самоактуализации, характеризуется способностью и умением активно, собственными силами, без посторонней помощи осуществлять полный цикл познавательной деятельности, а именно: самостоятельно овладевать знаниями, умениями и навыками, использовать современные средства обучения и коммуникации для решения профессионально и социально значимых задач.

На наш взгляд, личность формируется и проявляется через самостоятельную деятельность, готовность к деятельности и умение осуществлять деятельность. Именно деятельность как интегративное качество личности является главным условием и средством развития не только общества в целом, но и основой становления и развития человека в частности. Именно поэтому мы считаем, что деятельностный подход является непременным условием образования, развития и функционирования всех качеств личности.

Анализ взглядов психологов в области теории деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) позволяет утверждать, что теория деятельности обеспечивает возможность рассматривать объективные и субъективные условия, отношение между ними, являющиеся важными механизмами формирования и развития личности. Поэтому вполне очевидно, что категория деятельности играет ключевую роль в понимании человека, его социальных характеристик.

При этом деятельность определяется как активное взаимодействие человека с окружающей средой, в ходе которой она выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий, таким образом, свои потребности [2, с. 95].

Акцентируем, что понимание человеческой деятельности трактуется учеными по-разному. По мнению А.Н. Леонтьева, деятельность - это единица жизни, опосредованная психическим отражением, функция которой состоит в том, что она ориентирует субъекта в предметном мире, это система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие [3, с. 141].

С.Л. Рубинштейн утверждает, что «основным способом существования психического явления является его существование в качестве процесса, в качестве деятельности» [4, с. 255]. Поскольку деятельность человека не является внешней операцией субъекта над объектом, то она характеризуется сложными трансформациями, в процессе которых формируется сам субъект в условиях совместной человеческой деятельности.

Существенным нам представляется мнение М.С. Кагана, который под деятельностью понимает «способ существования человека», а человека рассматривает как «деятельное существо». При этом деятельность, как отмечает ученый, проявляется в разных формах, способствует развитию и формированию склонностей, способностей личности, вовлеченных в процесс совместной деятельности [5].

Г.И. Щукина, исследуя деятельность, а именно познавательную в качестве фундаментальной, считает, что знания, полученные в процессе познавательной деятельности, являются основой для раскрытия творческого потенциала личности. Она рассматривает познавательную деятельность как личностное образование, выражающее интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, умственно эмоциональную чувствительность в познавательном процессе [6].

Стоит отметить, что в процессе обучения познавательная деятельность рассматривается как процесс движения студентов от незнания к знанию, от неумения учится к умению, от случайных наблюдений в систему познания действительности. Человек, получая новые знания, может влиять на мир, который, в свою очередь, влияет и на человека. При этом личность получает определенный опыт, обогащается новыми знаниями и умениями, без которых невозможно самостоятельное познание действительности. Именно поэтому познавательная деятельность человека является непрерывным процессом интериоризации (теоретической деятельности) и экстериоризации (практической деятельности), но уже на более высоком уровне.

Таким образом, познавательная самостоятельность проявляется и получает свое развитие через познавательную деятельность. Однако такую связь не следует рассматривать в качестве непосредственной. Она должна включать педагогические и психологические закономерности формирования и развития феномена «познавательная самостоятельность».

Отметим, что проблема развития самостоятельности в целом, и познавательной в частности, интересовала людей с глубокой древности и анализировалась многими известными педагогами и психологами (Е.Я. Голант, А. Дистверг, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.).

Дидактические взгляды А. Дистверга направленные на развитие самостоятельности как готовности к достижению разумных целей, активности собственных мыслей, желаний и потребностей. Он утверждал, что собственно человеческое в человеке - это его самостоятельность, любые методы обучения являются положительными, если они возбуждают в учащемся самостоятельность [7]. К.Д. Ушинский подчеркивал важность не только передавать знания студенту, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без наставника приобретать новые знания.

В современных педагогических исследованиях актуализируется проблема самостоятельности для высшей школы в связи с поставленными перед ней задачами: «становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося,

формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности». [1]. Именно поэтому курс на формирование самостоятельности студентов становится основой подготовки современных специалистов.

В контексте исследования акцентируем внимание на то, что самостоятельность часто связывают с активностью личности, характеризующаяся участием человека в той или иной деятельности. Поэтому вполне закономерно возникает потребность в разграничении понятий «самостоятельность» и «активность».

Активность личности рассматривается как деятельное отношение к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной сферы на основе освоения общественно-исторического опыта человечества. Способами ее проявления служат творческая деятельность, волевые действия, общение.

Существенной нам представляется позиция К.А. Абульхановой-Славской, определяющей активность как присущий личности способ объективизации, самовыражения в соответствии с ее потребностями в признании, ценностных ориентаций и многое другое. Личность с помощью своей активности находит предметы, условия и ситуации удовлетворения потребностей, регулирует отдельные действия и поступки, соответствующим образом структурирует, моделирует, преобразует действительность [8, с. 113114]. Активность проявляется в состоянии готовности, в стремлении к самостоятельной деятельности, а также в качестве осуществления деятельности, выборе оптимальных путей к достижению поставленной цели, тогда как самостоятельность изображает характер этого участия, отражает стремление и способность опираться на собственные решения. Очевидно, что человек мыслит и творит настолько, насколько он свободен и активен. С падением уровня активности понижается и процесс мышления и творческой фантазии.

Таким образом, развитие самостоятельности личности, повышение уровня ее творческого потенциала решается путем формирования познавательной активности, которая, с одной стороны, находит конкретное выявление в самостоятельной деятельности субъекта, а с другой -стимулируется познавательными интересами, определяя характер самостоятельности.

Заметим, что в учебной деятельности активность, направленная на получение знаний, овладение новыми приемами работы всегда связана с самостоятельностью. Так, одним из первых, кто разграничил понятия «активность» и «самостоятельность» был Б.П. Есипов. Активность и самостоятельность - понятия взаимосвязаные, близкие по значению, но не тождественны. Ученый считает, что понятие «активность» шире, чем «самостоятельность». Активность - это проявление личности, характеризующее степень участия в той или иной деятельности, а самостоятельность - это проявление, свидетельствующее о характере этого

участия. По мнению Б.П. Есипова, под активностью следует учитывать творческое отношение индивида к объектам познания, а под самостоятельностью необходимо понимать условие невмешательства из внешней среды [9].

И.Я. Лернер считает, что активность является условием самостоятельности, поскольку нельзя быть самостоятельным, не будучи активным. Он определяет активность как составляющую самостоятельности, имея в виду, с одной стороны, присутствие «творческой жилки» в человеке, а с другой - овладение рациональными способами умственных операций [10]. М.И. Махмутов определяет активность как проявление в учебном процессе волевой, эмоциональной, интеллектуальной сторон личности.

Анализ литературы показал, что активность характеризуют как интегративное качество личности, которое проявляется в деятельности. Активность помогает мобильно оперировать способами деятельности и осуществлять их конструктивную коррекцию, инициативно и критически относиться к определению новых задач, выходящих за пределы ситуации, творчески и вариативно прогнозировать результаты деятельности. Активность способствует формированию мотивации учения, навыков умственной деятельности, обеспечивает возможность продуктивно осуществлять учебно-познавательную деятельность.

По мнению Т.И. Шамовой, познавательную активность следует рассматривать как отношение обучаемого к содержанию и процессу познания, стремление к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, а самостоятельность - как реализацию этого отношения в действии, которое не может происходить без активности [11, с. 31-32].

В качестве главного критерия познавательной активности выступает личный мотив, благодаря которому формируется цель познания, достижение которой является основой познавательной самостоятельности. Можно сделать вывод, что познавательная активность и самостоятельность являются двумя взаимосвязанными качествами личности, характеризующиеся стремлением и умением без посторонней помощи овладеть знаниями и видами деятельности. Хотя у них есть много общего, но они полностью не отождествляются. В процессе деятельности развитие самостоятельности способствует активизации учения. В то же время развитие активности создает необходимые и благоприятные предпосылки для развития самостоятельности личности. Таким образом, развитие личности осуществляется на основе деятельности при наличии таких качеств человека, как активность и самостоятельность, взаимосвязанных, но не тождественных понятий.

Следует отметить, что в настоящее время в педагогической науке понятие «познавательная самостоятельность» толкуется по-разному. Так, М.И. Махмутов рассматривает познавательную самостоятельность как интеллектуальную способность личности и ее умение самостоятельно учиться, приобретать знания [12]; Н.А. Половникова видит сущность

познавательной самостоятельности в готовности и стремлении личности продвигаться в овладении знаниями с помощью собственных сил.

Т.И. Шамова считает, что познавательная самостоятельность - это одно из главных интегративных качеств личности, связанное «с воспитанием положительных мотивов к учению, формированием системы знаний и способов деятельности по их применению и приобретению новых, а также с напряжением волевых усилий». Это свойство личности проявляется в возможности овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи [11, с.69].

М.А. Данилов [25], исследуя познавательную самостоятельность как качество личности, выделяет следующие ее признаки:

- стремление и умение самостоятельно мыслить;

- способность ориентироваться в новой ситуации, находить собственный способ решения новой задачи;

- желание не только понять знания, которые усваиваются, но и способы с помощью которых их можно приобретать;

- критический подход к мнению других;

- независимость собственных суждений.

По мнению ученых, познавательная самостоятельность проявляется в умении решать учебные задачи. Полагают, что студент, который владеет приемами познавательной деятельности, способен на самостоятельность в познании. Таким образом, становится очевидно, что познавательная самостоятельность является, прежде всего, процессом познавательной деятельности, сосредотачивается не на самой деятельности, а на результатах, которые и определяют качественно новое развитие личности.

Рассмотрение различных подходов к определению понятия познавательной самостоятельности позволяет сделать вывод, что познавательная самостоятельность - это интегративное качество личности, основу которого составляют интеллектуальные способности, навыки и умения узнавать в процессе целенаправленного поиска, готовность и стремление к самостоятельности, владение приемами познавательной деятельности, активность, корректировка деятельности в соответствии с методическими установками. Главным проявлением познавательной самостоятельности в процессе обучения является осознание учащимися важности и необходимости самого процесса обучения, умение учиться и познавать, формировать свой индивидуальный стиль без посторонней помощи.

Вместе с тем анализ педагогической литературы показал, что важную роль в процессе эффективного развития познавательной самостоятельности студентов играет самостоятельная работа.

Роль самостоятельной работы в познавательной деятельности личности определил Я.А. Коменский, в трудах которого подчеркивается особое значение самостоятельности в обучении. Он считал, что истинные знания можно приобрести с помощью самостоятельных наблюдений и чувственной наглядности. [14, с. 124].

И.Т. Песталоцци считал самостоятельную работу обязательным условием успешного обучения. Он указывал, что необходимо воспитывать личность с развитым желанием самостоятельно приобретать знания из трудовой деятельности на осознании собственных сил. П.И. Пидкасистый в своих трудах акцентировал свое внимание на том, что самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения, а скорее средство привлечения студентов к самостоятельной познавательной деятельности, способ ее логической и психологической организации.

По мнению Б.П. Есипова, самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально отведенное для этого время. При этом студенты сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, прилагая свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или и тех и других вместе) действий [9]. Л.Г. Вяткин называет самостоятельной такую учебную деятельность, при которой в условиях систематического уменьшения прямой помощи преподавателя студенты выполняют задания, способствующие сознательному усвоению знаний, навыков, умений и развитию познавательной самостоятельности.

Н.Г. Дайри, исследуя самостоятельную работу, определяет такие ее признаки как:

- отсутствие посторонней помощи;

- опора на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрение, выражение личного отношения, проявление инициативы, творческого начала [15].

Анализ научных взглядов относительно самостоятельной работы позволяет выделить следующие основные ее характеристики:

- проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач;

- самостоятельная деятельность, мышление;

- способность мыслить, анализировать ситуацию, вырабатывать собственное мнение, самостоятельно принимать решения;

- отношение личности к процессу деятельности;

- совокупность знаний, умений и навыков.

Таким образом, можно утверждать, что самостоятельная работа - это такой вид деятельности личности, который выполняется самостоятельно, без посторонней помощи для достижения поставленной цели. Она определяется как основная форма организации познавательной самостоятельности в процессе деятельности студентов, направленной на развитие личности, формирование новых качеств путем усвоения общенаучных, профессиональных знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, системы поведения.

Следовательно, для эффективного процесса обучения в вузах следует заниматься развитием личности, ее самовыражения и самореализации, формировать потребность в знаниях с целью дальнейшего их применения в процессе самообразования и практической деятельности, познавать не только

усваиваемые знания, но и способы овладения ими, самостоятельно и логически мыслить, критически подходить к выбору изучаемого материала.

Как показал проведенный анализ научной литературы, изучение различных аспектов познавательной самостоятельности студентов является одной из важных проблем педагогической теории и практики, а ее исследованием занимается широкий круг исследователей. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что познавательная самостоятельность - это интегративное динамическое качество личности, основу которой составляет совокупность умений познавательной деятельности, самоконтроль, стремление к самостоятельности, обобщенные знания и умения, их усовершенствования, творческое применение в различных ситуациях для решения различных проблем.

Для более глубокого изучения проблемы развития познавательной самостоятельности, а также раскрытия ее сущностных характеристик следует обратиться к методологическим основам формирования данного феномена. Нам предстоит определить основные компоненты и их взаимосвязи в общей структуре, а также провести диагностику уровней развития познавательной самостоятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. Электронный ресурс: http://xn--80abucjnbhv9a.xn--

p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1% 8B/2974 . Дата обращения 10.09.2015.

2. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - [2-е издание] -М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 175с.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с., ил.

4. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Просвещение, 1959. -324с.

5. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328с.

6. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

7. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения; общ. ред. Е.Н. Медынского. - М.: Укрпедгиз, 1956. - 374 с.

8. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.:Наука, 1980. -335 с.

9. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.

10. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / И.Я. Лернер // Сборник статей. - М.: «Педагогика», 1972. - С. 8-16.

11. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М. : Педагогика, 1982. - 208 с.

12. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 137 с.

13. Данилов М.А. Об условиях развития познавательной самостоятельности и активности учащихся на уроках: сб. статей / М.А. Данилов. - Казань: Таткнигоиздат, 1963. - 96 с.

14. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А.А. Красновицкого. - М.: Учпедгиз, 1955. - 404 с.

15. Дайри Н.Г. Главное усвоить на уроке / Н.Г. Дайри. - М.: Знание, 1984. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.