8. Елисеева Е.Н. Оценка удовлетворенности потребителей образовательных услуг на факультете управления // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 3 (294). Управление. Вып. 8. С. 107-110.
9. Munteanu С., Ceobanu C., Bobálca C., Anton O. An analysis of customer satisfaction in a higher education context // International Journal of Public Sector Management, 2010. Vol. 23 Iss: 2, pp. 124-140.
10. Francis D.E. Lean and the learning organization in higher education // Canadian Journal of Educational Administration and Policy, Iss. 157, April 28, 2014.
Автор выражает благодарность выпускнице магистратуры Гуманитарного института СПбПУ Петра Великого В.В. Алиной за помощь в проведении исследования.
УДК 378:811
Е.Н. Кабанкова
Севастопольский государственный университет
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования познавательной самостоятельности, как интегративного качества личности, основу которого составляют интеллектуальные способности, умения и навыки, готовность и стремление к самостоятельности, владение приемами познавательной деятельности, активность, корректировка деятельности в соответствии с методическими установками. Показано, что познавательная самостоятельность проявляется и получает свое развитие через познавательную деятельность. Рассматриваются педагогические и психологические закономерности ее формирования.
Ключевые слова: самостоятельность, деятельность, активность, познавательная самостоятельность, самостоятельная работа.
Введение. Глобальные изменения в культурной и образовательной сферах жизни общества обусловливают необходимость формирования компетентной, конкурентоспособной, социально активной личности, способной ориентироваться в возрастающем потоке информации, заниматься самообразованием в зависимости от требований времени и ситуации. Беспрерывное совершенствование знаний возможно только при высокой познавательной активности студента. В связи с этим, одним из весомых требований Федерального закона «Об образовании в РФ» является развитие в учащихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей [1].
Именно поэтому высшим учебным заведениям необходимо обеспечивать постоянный личностный рост будущих специалистов в условиях самостоятельного обучения, развивать в них действенное отношение к будущей профессии и стремление к самосовершенствованию и
саморазвитию. Развитие познавательной самостоятельности, познавательных интересов студентов даст возможность самостоятельно формулировать и ставить цели, принимать решения, нести ответственность за свои действия и достигнутые результаты.
Изучение вопроса познавательной самостоятельности свидетельствует о сложности и многоаспектности данного понятия. Его важность в профессиональном развитии специалиста, испытывающего потребность в самообучении, саморазвитии и самоактуализации, характеризуется способностью и умением активно, собственными силами, без посторонней помощи осуществлять полный цикл познавательной деятельности, а именно: самостоятельно овладевать знаниями, умениями и навыками, использовать современные средства обучения и коммуникации для решения профессионально и социально значимых задач.
На наш взгляд, личность формируется и проявляется через самостоятельную деятельность, готовность к деятельности и умение осуществлять деятельность. Именно деятельность как интегративное качество личности является главным условием и средством развития не только общества в целом, но и основой становления и развития человека в частности. Именно поэтому мы считаем, что деятельностный подход является непременным условием образования, развития и функционирования всех качеств личности.
Анализ взглядов психологов в области теории деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) позволяет утверждать, что теория деятельности обеспечивает возможность рассматривать объективные и субъективные условия, отношение между ними, являющиеся важными механизмами формирования и развития личности. Поэтому вполне очевидно, что категория деятельности играет ключевую роль в понимании человека, его социальных характеристик.
При этом деятельность определяется как активное взаимодействие человека с окружающей средой, в ходе которой она выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий, таким образом, свои потребности [2, с. 95].
Акцентируем, что понимание человеческой деятельности трактуется учеными по-разному. По мнению А.Н. Леонтьева, деятельность - это единица жизни, опосредованная психическим отражением, функция которой состоит в том, что она ориентирует субъекта в предметном мире, это система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие [3, с. 141].
С.Л. Рубинштейн утверждает, что «основным способом существования психического явления является его существование в качестве процесса, в качестве деятельности» [4, с. 255]. Поскольку деятельность человека не является внешней операцией субъекта над объектом, то она характеризуется сложными трансформациями, в процессе которых формируется сам субъект в условиях совместной человеческой деятельности.
Существенным нам представляется мнение М.С. Кагана, который под деятельностью понимает «способ существования человека», а человека рассматривает как «деятельное существо». При этом деятельность, как отмечает ученый, проявляется в разных формах, способствует развитию и формированию склонностей, способностей личности, вовлеченных в процесс совместной деятельности [5].
Г.И. Щукина, исследуя деятельность, а именно познавательную в качестве фундаментальной, считает, что знания, полученные в процессе познавательной деятельности, являются основой для раскрытия творческого потенциала личности. Она рассматривает познавательную деятельность как личностное образование, выражающее интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, умственно эмоциональную чувствительность в познавательном процессе [6].
Стоит отметить, что в процессе обучения познавательная деятельность рассматривается как процесс движения студентов от незнания к знанию, от неумения учится к умению, от случайных наблюдений в систему познания действительности. Человек, получая новые знания, может влиять на мир, который, в свою очередь, влияет и на человека. При этом личность получает определенный опыт, обогащается новыми знаниями и умениями, без которых невозможно самостоятельное познание действительности. Именно поэтому познавательная деятельность человека является непрерывным процессом интериоризации (теоретической деятельности) и экстериоризации (практической деятельности), но уже на более высоком уровне.
Таким образом, познавательная самостоятельность проявляется и получает свое развитие через познавательную деятельность. Однако такую связь не следует рассматривать в качестве непосредственной. Она должна включать педагогические и психологические закономерности формирования и развития феномена «познавательная самостоятельность».
Отметим, что проблема развития самостоятельности в целом, и познавательной в частности, интересовала людей с глубокой древности и анализировалась многими известными педагогами и психологами (Е.Я. Голант, А. Дистверг, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.).
Дидактические взгляды А. Дистверга направленные на развитие самостоятельности как готовности к достижению разумных целей, активности собственных мыслей, желаний и потребностей. Он утверждал, что собственно человеческое в человеке - это его самостоятельность, любые методы обучения являются положительными, если они возбуждают в учащемся самостоятельность [7]. К.Д. Ушинский подчеркивал важность не только передавать знания студенту, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без наставника приобретать новые знания.
В современных педагогических исследованиях актуализируется проблема самостоятельности для высшей школы в связи с поставленными перед ней задачами: «становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося,
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности». [1]. Именно поэтому курс на формирование самостоятельности студентов становится основой подготовки современных специалистов.
В контексте исследования акцентируем внимание на то, что самостоятельность часто связывают с активностью личности, характеризующаяся участием человека в той или иной деятельности. Поэтому вполне закономерно возникает потребность в разграничении понятий «самостоятельность» и «активность».
Активность личности рассматривается как деятельное отношение к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной сферы на основе освоения общественно-исторического опыта человечества. Способами ее проявления служат творческая деятельность, волевые действия, общение.
Существенной нам представляется позиция К.А. Абульхановой-Славской, определяющей активность как присущий личности способ объективизации, самовыражения в соответствии с ее потребностями в признании, ценностных ориентаций и многое другое. Личность с помощью своей активности находит предметы, условия и ситуации удовлетворения потребностей, регулирует отдельные действия и поступки, соответствующим образом структурирует, моделирует, преобразует действительность [8, с. 113114]. Активность проявляется в состоянии готовности, в стремлении к самостоятельной деятельности, а также в качестве осуществления деятельности, выборе оптимальных путей к достижению поставленной цели, тогда как самостоятельность изображает характер этого участия, отражает стремление и способность опираться на собственные решения. Очевидно, что человек мыслит и творит настолько, насколько он свободен и активен. С падением уровня активности понижается и процесс мышления и творческой фантазии.
Таким образом, развитие самостоятельности личности, повышение уровня ее творческого потенциала решается путем формирования познавательной активности, которая, с одной стороны, находит конкретное выявление в самостоятельной деятельности субъекта, а с другой -стимулируется познавательными интересами, определяя характер самостоятельности.
Заметим, что в учебной деятельности активность, направленная на получение знаний, овладение новыми приемами работы всегда связана с самостоятельностью. Так, одним из первых, кто разграничил понятия «активность» и «самостоятельность» был Б.П. Есипов. Активность и самостоятельность - понятия взаимосвязаные, близкие по значению, но не тождественны. Ученый считает, что понятие «активность» шире, чем «самостоятельность». Активность - это проявление личности, характеризующее степень участия в той или иной деятельности, а самостоятельность - это проявление, свидетельствующее о характере этого
участия. По мнению Б.П. Есипова, под активностью следует учитывать творческое отношение индивида к объектам познания, а под самостоятельностью необходимо понимать условие невмешательства из внешней среды [9].
И.Я. Лернер считает, что активность является условием самостоятельности, поскольку нельзя быть самостоятельным, не будучи активным. Он определяет активность как составляющую самостоятельности, имея в виду, с одной стороны, присутствие «творческой жилки» в человеке, а с другой - овладение рациональными способами умственных операций [10]. М.И. Махмутов определяет активность как проявление в учебном процессе волевой, эмоциональной, интеллектуальной сторон личности.
Анализ литературы показал, что активность характеризуют как интегративное качество личности, которое проявляется в деятельности. Активность помогает мобильно оперировать способами деятельности и осуществлять их конструктивную коррекцию, инициативно и критически относиться к определению новых задач, выходящих за пределы ситуации, творчески и вариативно прогнозировать результаты деятельности. Активность способствует формированию мотивации учения, навыков умственной деятельности, обеспечивает возможность продуктивно осуществлять учебно-познавательную деятельность.
По мнению Т.И. Шамовой, познавательную активность следует рассматривать как отношение обучаемого к содержанию и процессу познания, стремление к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, а самостоятельность - как реализацию этого отношения в действии, которое не может происходить без активности [11, с. 31-32].
В качестве главного критерия познавательной активности выступает личный мотив, благодаря которому формируется цель познания, достижение которой является основой познавательной самостоятельности. Можно сделать вывод, что познавательная активность и самостоятельность являются двумя взаимосвязанными качествами личности, характеризующиеся стремлением и умением без посторонней помощи овладеть знаниями и видами деятельности. Хотя у них есть много общего, но они полностью не отождествляются. В процессе деятельности развитие самостоятельности способствует активизации учения. В то же время развитие активности создает необходимые и благоприятные предпосылки для развития самостоятельности личности. Таким образом, развитие личности осуществляется на основе деятельности при наличии таких качеств человека, как активность и самостоятельность, взаимосвязанных, но не тождественных понятий.
Следует отметить, что в настоящее время в педагогической науке понятие «познавательная самостоятельность» толкуется по-разному. Так, М.И. Махмутов рассматривает познавательную самостоятельность как интеллектуальную способность личности и ее умение самостоятельно учиться, приобретать знания [12]; Н.А. Половникова видит сущность
познавательной самостоятельности в готовности и стремлении личности продвигаться в овладении знаниями с помощью собственных сил.
Т.И. Шамова считает, что познавательная самостоятельность - это одно из главных интегративных качеств личности, связанное «с воспитанием положительных мотивов к учению, формированием системы знаний и способов деятельности по их применению и приобретению новых, а также с напряжением волевых усилий». Это свойство личности проявляется в возможности овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи [11, с.69].
М.А. Данилов [25], исследуя познавательную самостоятельность как качество личности, выделяет следующие ее признаки:
- стремление и умение самостоятельно мыслить;
- способность ориентироваться в новой ситуации, находить собственный способ решения новой задачи;
- желание не только понять знания, которые усваиваются, но и способы с помощью которых их можно приобретать;
- критический подход к мнению других;
- независимость собственных суждений.
По мнению ученых, познавательная самостоятельность проявляется в умении решать учебные задачи. Полагают, что студент, который владеет приемами познавательной деятельности, способен на самостоятельность в познании. Таким образом, становится очевидно, что познавательная самостоятельность является, прежде всего, процессом познавательной деятельности, сосредотачивается не на самой деятельности, а на результатах, которые и определяют качественно новое развитие личности.
Рассмотрение различных подходов к определению понятия познавательной самостоятельности позволяет сделать вывод, что познавательная самостоятельность - это интегративное качество личности, основу которого составляют интеллектуальные способности, навыки и умения узнавать в процессе целенаправленного поиска, готовность и стремление к самостоятельности, владение приемами познавательной деятельности, активность, корректировка деятельности в соответствии с методическими установками. Главным проявлением познавательной самостоятельности в процессе обучения является осознание учащимися важности и необходимости самого процесса обучения, умение учиться и познавать, формировать свой индивидуальный стиль без посторонней помощи.
Вместе с тем анализ педагогической литературы показал, что важную роль в процессе эффективного развития познавательной самостоятельности студентов играет самостоятельная работа.
Роль самостоятельной работы в познавательной деятельности личности определил Я.А. Коменский, в трудах которого подчеркивается особое значение самостоятельности в обучении. Он считал, что истинные знания можно приобрести с помощью самостоятельных наблюдений и чувственной наглядности. [14, с. 124].
И.Т. Песталоцци считал самостоятельную работу обязательным условием успешного обучения. Он указывал, что необходимо воспитывать личность с развитым желанием самостоятельно приобретать знания из трудовой деятельности на осознании собственных сил. П.И. Пидкасистый в своих трудах акцентировал свое внимание на том, что самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения, а скорее средство привлечения студентов к самостоятельной познавательной деятельности, способ ее логической и психологической организации.
По мнению Б.П. Есипова, самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально отведенное для этого время. При этом студенты сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, прилагая свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или и тех и других вместе) действий [9]. Л.Г. Вяткин называет самостоятельной такую учебную деятельность, при которой в условиях систематического уменьшения прямой помощи преподавателя студенты выполняют задания, способствующие сознательному усвоению знаний, навыков, умений и развитию познавательной самостоятельности.
Н.Г. Дайри, исследуя самостоятельную работу, определяет такие ее признаки как:
- отсутствие посторонней помощи;
- опора на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрение, выражение личного отношения, проявление инициативы, творческого начала [15].
Анализ научных взглядов относительно самостоятельной работы позволяет выделить следующие основные ее характеристики:
- проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач;
- самостоятельная деятельность, мышление;
- способность мыслить, анализировать ситуацию, вырабатывать собственное мнение, самостоятельно принимать решения;
- отношение личности к процессу деятельности;
- совокупность знаний, умений и навыков.
Таким образом, можно утверждать, что самостоятельная работа - это такой вид деятельности личности, который выполняется самостоятельно, без посторонней помощи для достижения поставленной цели. Она определяется как основная форма организации познавательной самостоятельности в процессе деятельности студентов, направленной на развитие личности, формирование новых качеств путем усвоения общенаучных, профессиональных знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, системы поведения.
Следовательно, для эффективного процесса обучения в вузах следует заниматься развитием личности, ее самовыражения и самореализации, формировать потребность в знаниях с целью дальнейшего их применения в процессе самообразования и практической деятельности, познавать не только
усваиваемые знания, но и способы овладения ими, самостоятельно и логически мыслить, критически подходить к выбору изучаемого материала.
Как показал проведенный анализ научной литературы, изучение различных аспектов познавательной самостоятельности студентов является одной из важных проблем педагогической теории и практики, а ее исследованием занимается широкий круг исследователей. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что познавательная самостоятельность - это интегративное динамическое качество личности, основу которой составляет совокупность умений познавательной деятельности, самоконтроль, стремление к самостоятельности, обобщенные знания и умения, их усовершенствования, творческое применение в различных ситуациях для решения различных проблем.
Для более глубокого изучения проблемы развития познавательной самостоятельности, а также раскрытия ее сущностных характеристик следует обратиться к методологическим основам формирования данного феномена. Нам предстоит определить основные компоненты и их взаимосвязи в общей структуре, а также провести диагностику уровней развития познавательной самостоятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. Электронный ресурс: http://xn--80abucjnbhv9a.xn--
p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1% 8B/2974 . Дата обращения 10.09.2015.
2. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - [2-е издание] -М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 175с.
3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с., ил.
4. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Просвещение, 1959. -324с.
5. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328с.
6. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
7. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения; общ. ред. Е.Н. Медынского. - М.: Укрпедгиз, 1956. - 374 с.
8. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.:Наука, 1980. -335 с.
9. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.
10. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / И.Я. Лернер // Сборник статей. - М.: «Педагогика», 1972. - С. 8-16.
11. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М. : Педагогика, 1982. - 208 с.
12. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 137 с.
13. Данилов М.А. Об условиях развития познавательной самостоятельности и активности учащихся на уроках: сб. статей / М.А. Данилов. - Казань: Таткнигоиздат, 1963. - 96 с.
14. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А.А. Красновицкого. - М.: Учпедгиз, 1955. - 404 с.
15. Дайри Н.Г. Главное усвоить на уроке / Н.Г. Дайри. - М.: Знание, 1984. - 80 с.