Научная статья на тему 'Взаимосвязь феноменов самостоятельности и творческой активности в учебно-познавательной деятельности личности'

Взаимосвязь феноменов самостоятельности и творческой активности в учебно-познавательной деятельности личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЕDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY / INDEPENDENCE / CREATIVE ACTIVITY / INDEPENDENT WORK / CULTUROLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдай Сергей Николаевич

Статья посвящена анализу взаимосвязи феноменов самостоятельности и творческой активности в учебно-познавательной деятельности студентов вуза. Этот процесс рассматривается с позиций культурологического подхода. Самостоятельная работа студентов раскрывается не только как средство накопления репродуктивных умений и навыков, но и как фактор становления творческой активности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of phenomenon of independence and creative activity in educational and cognitive activity of the person

The article is devoted to the analysis of phenomenon of independence and creative activity in higher education institutions. This process is considered with position of culturological approach. Independent work of students reveals not only as means of accumulation of reproductive skills, but also as the factor of formation of creative activity of the person.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь феноменов самостоятельности и творческой активности в учебно-познавательной деятельности личности»

 УДК 152.3 телей его соответствия высоким совре-

ББК Ю 937 менным требованиям к качеству образо-

С. Н. Гайдай вания. Однако, на наш взгляд, провозг-

лашаемая идея ведущей роли самостоя-

Взаимосвязь феноменов тельной работы в учебном процессе вуза

самостоятельности и творческой может остаться декларацией, если ее ре-

активности в учебно-познавательной ализация не будет связана с важнейшей

деятельности личности тенденцией современного педагогичес-

кого образования: его культурологичес-

Статья посвящена анализу взаимо- кой ориентацией на развитие творческо-

связи феноменов самостоятельности и го потенциала личности. Решение этой

творческой активности в учебно-позна- проблемы вызывает необходимость кар-

вательной деятельности студентов вуза. динального пересмотра методологичес-

Этот процесс рассматривается с позиций ких подходов к трактовке всех компонен-

культурологического подхода. Самосто- тов образовательного процесса учебного

ятельная работа студентов раскрывает- г Х У заведения, в том числе и самостоятель-

ся не только как средство накопления ной работы студентов, которая традици-

репродуктивных умений и навыков, но онно в большинстве исследований рас-

и как фактор становления творческой сматривалась лишь как дополнительный

активности личности. источник накопления репродуктивного

Ключевые слова: самостоятельность, опыта. Анализ разнообразных трудов по

творческая активность, самостоятельная проблеме самостоятельной работы дает

работа, учебно-познавательная деятель- основание считать, что в большинстве

ность, культурологический подход. из них прослеживается стремление най-

ти стандартные способы управления и

S. N. Gaidai Г J г руководства познавательной деятель-

ностью студентов, не раскрывая условий

Interrelation of phenomenon для развития творческой активности и

of independence and creative activity познавательной самостоятельности. В

in educational and cognitive activity of структуре дидактического процесса вы-

the person сшей школы остаются невыявленными

потенциальные возможности самостоя-

The article is devoted to the analysis of тельной работы студентов для накопле-

phenomenon of independence and creative ния личностью индивидуального про-

activity in higher education institutions. ' 1 ' V I дуктивного опыта.

This process is considered with position Вместе с тем, именно самостоятельная

of culturological approach. Independent работа личности, с позиции культурно-

work of students reveals not only as means исторической теории Л.С. Выготского и

of accumulation of reproductive skills, but других ученых - его последователей, сви-

also as the factor of formation of creative детельствует о качестве развития челове-

activity of the person. ка, является важнейшим фактором ста-

J г Key words: independence, creative activ- новления его творческих способностей.

ity, independent work, еducational and Следовательно, в современной образова-

cognitive activity, culturological approach. тельной ситуации, делающей акцент на

О J ' о гг самостоятельные занятия обучающихся,

Самостоятельная работа студентов яв- необходимо выявлять и актуализировать

ляется неотъемлемой составной частью их продуктивные возможности, иниции-

вузовского обучения, одним из показа- ровать творческую активность личности.

В отечественной теории и практике тей личности к обучению, проявляю-

преподавания самостоятельная работа щихся в готовности решать познаватель-

традиционно рассматривается преиму- ные задачи без непосредственной помо-

щественно как дополнительный источник щи со стороны педагогов, развитости

накопления личностью репродуктивного общеучебных и общеинтеллектуальных

опыта. Эта позиция базируется на ряде умений и навыков, способов анализа и

научных трудов 60-80-х гг. XX в. Боль- самоконтроля.

шой вклад в разработку проблемы само- С определенного момента понятие

стоятельной работы внесли Е.Я. Голант, «самостоятельная работа» стало сино-

М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, нимичным «познавательной самостоя-

П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин и мно- тельности», а сама она начала рассмат-

гие другие известные ученые-дидакты. риваться как качество личности, выра-

Их фундаментальные труды содержат жающееся в способности обучаемого

анализ различных аспектов самостоя- самому организовать свою познава-

тельной работы учащихся: ее сущнос- тельную деятельность и осуществлять

ти, форм и видов, соотношения между ^ У ^ У ' ее для решения новой познавательной

самостоятельностью и активностью, ха- проблемы (И.Я. Лернер); а также как

рактеристику источников познаватель- потребность и умение учащихся овла-

ной самостоятельности обучаемых и девать знаниями и способами деятель-

т.д. В итоге в советский период наибо- ности, готовность решать познаватель-

лее полно оказались проанализированы ные задачи без непосредственной по-

организационный, методический и ди- мощи, определять цели деятельности

дактический аспекты самостоятельной и своевременно их корректировать.

работы учащихся общеобразовательной Авторы научных трудов считали, что

школы. познавательная самостоятельность со-

Так, по мнению сторонников орга- ответствует репродуктивному, частич-

низационно-управленческого подхода но-поисковому и исследовательскому

(Б.П. Есипов и др.), суть самостоятель- уровню сформированности деятель-

ной работы представляется в управле- ности. Учеными выделялся мотиваци-

нии познавательной деятельностью обу- онный и эмоционально-волевой ас-

чаемых в специально отведенное время, пект самостоятельной деятельности,

в совершенствовании ее планирования, которая анализировалась посредством

форм и методов учета и контроля. Такой уровней сформированности каждой из

взгляд на понимание самостоятельной ее составляющих.

работы закрепился в теории и практи- Принципиально новым было обра-

ке не только средней, но и высшей шко- щение внимания П.И. Пидкасистым

лы. В данном случае имеют в виду лишь на то, что познавательная самостоя-

внешнюю, организационную сторону тельность - сложное понятие, содер-

проблемы. Отсюда видятся и ее простые жание которого нельзя раскрыть, нахо-

решения. дясь в одной плоскости (деятельности,

Получила распространение и дру- готовности, умений и т.д.). Он высказал

гая точка зрения (дидакто-методи- мысль, что познавательная самостоятель-

ческий подход - С.И. Архангельский, ность - это интегративное свойство лич-

Е.Я. Голант, М.А. Данилов, М.И. Махму- ности, требующее системного подхода

тов, И.Т. Огородников, Н.А. Половни- к его анализу, что она - многоаспектное

кова, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова и др.), личностное образование, характеризу-

когда самостоятельная работа трактова- ющееся такими проявлениями, как са-

лась как средство развития возможнос- морегуляция познавательной деятель-

ности, синтез познавательного мотива и хода, что позволило выявить факторы,

способов самостоятельного поведения, влияющие на успешное формирование

устойчивое положительное отношение навыков самостоятельной работы, такие

личности к познанию. как: мотивация учебной деятельности,

Значительным шагом в понимании самовоспитание студентов, совершенс-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сущности самостоятельной работы и ее твование культуры учебного труда, ни-

механизмов стали работы ученых-психо- велирование уровня довузовской под-

логов, придерживающихся концепции готовки, преемственность аудиторной

субъектной позиции личности, в част- и внеаудиторной работы, активизация

ности А.В. Брушлинского, опиравшего- познавательной самостоятельности сту-

ХУ ' 1 ся, в свою очередь, на труды С.Л. Рубин- дентов на практических занятиях, сете-

штейна. В данной концепции подчерки- вое планирование и др.

валась особая роль внутренних условий, Таким образом, проанализировав ис-

акцентировалось значение собственной торию понимания сути самостоятельной

(субъектной) деятельности личности, ее работы, мы явно наблюдаем движение в

е ее , " [г > в н ч и с и и с * «в Е- е [ с в £ н н к к к с у| ( и сторону расширения позиции обучаю-

но-познавательной деятельности. В по- щегося не как объекта педагогического

нятии «субъект» в качестве доминанты воздействия, а как субъекта учебно-поз-

выступало активное, деятельное, стре- навательной деятельности.

мящееся к саморазвитию начало челове- Исследование источников активнос-

ка, реализуя которое, он аккумулировал ти личности и ее самостоятельности,

весь свой духовный потенциал. выявление условий продуктивных на-

Акцентирование в концепциях вы- чал познавательной деятельности дало

сшей школы целей продуктивного основание ученым сформулировать

характера учебно-познавательной де- у Г Г У г положения о самостоятельной работе с

ятельности студентов привело к обос- позиций культурологического подхода

нованию теории самостоятельной рабо- (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Ан-

ты в русле психолого-педагогического цыферова, Г.С. Батищев, М.М. Бахтин,

подхода (Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский,

П.И. Пидкасистый, С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Куликова, А.Н. Леонтьев, Д.А. Ле-

Г.И. Щукина и др.), фундаментом кото- онтьев и др.). Базовой для разработки

V Г И Г У ^ рого стала теория Л.С. Выготского о «зо- данного подхода стала концепция взаи-

нах ближайшего развития», где самосто- мосвязи субъектной и субъективной по-

ятельность трактовалась в качестве сис- . . г зиции личности в ее целостном разви-

темообразующего качества личности, тии, согласно которой источник актив-

в связи с чем познавательная самостоя- ности личности заключен в самом че-

тельность определялась учеными этого ловеке, в его природной основе (теория

направления как интегративное свойс- «самости»). Действуя, личность актуали-

тво личности, многоаспектное личнос- / / I У ' У зирует (выражает) свой внутренний по-

тное образование, характеризующееся тенциал, благодаря чему расширяется

наличием устойчивого познавательного сфера ее восприимчивости к внешним

интереса, синтезом познавательного мо- условиям. Представители этой позиции

тива и способов самостоятельного пове- рассматривали субъектность в широком

дения, развитостью личностных струк- плане, подчеркивая ее смысло-ценност-

' г 1 У тур самоорганизации деятельности. ную обусловленность.

В ряде исследований самостоятель- Личностный смысл самостоятель-

ная работа студентов рассматривалась ной работы с позиции культурологи-

с позиций системно-структурного под- ческой тенденции в образовании дол-

жен заключаться не столько в усвоении субъекта своей жизни, акцентировал

учебной информации как абстрактной внимание на возможности образования

знаковой системы, сколько в развитии и воспитания в открытии человеком

через ее посредство целостной струк- себя своего потенциала. Эти мысли по-

туры будущей профессиональной де- лучили развитие в философии экзис-

У 1 У ''У II ятельности в ее предметном и социо- тенциализма (Ж.-П. Сартр, М. Хайдег-

культурном аспектах. Знания, умения, гер), артикулирущего идею самосозида-

навыки должны выступать для студен- ния человеком самого себя.

та не самоцелью, а одним из важней- В русской философии проблема че-

ших средств и условий развития его как ловека, его сущности, «самости» была

г у г ' личности и профессионала. определяющей, она рассматривалась

В основе культурологического подхо- в контексте его духовного развития.

да к трактовке самостоятельной работы Самое пристальное внимание этому

обучаемых лежит мысль о том, что само- вопросу уделял Н.А. Бердяев, утверж-

стоятельная работа может являться не давший, что «человек есть микрокосм,

только средством накопления знаний и потенциальная величина, что в нем все

умений, но и важным фактором разви- заложено» [1, с. 19]. Жизнь человека, по

тия творческой активности личности, мнению талантливого русского филосо-

когда самостоятельная работа принима- фа, восхождение к совершенству на ос-

ет творческий характер. В таком русле нове самопознания и самотворчества.

она рассматривается как качественная Значимыми для теории самострои-

характеристика учебно-познавательной тельства личности и ее деятельного нача-

деятельности личности, которую нельзя ла в социуме являются также положения

свести к какому-либо ограниченному гуманистической психологии (Г. Ол-

отрезку времени, когда ученик выпол- порт, А. Маслоу, К. Роджерс, Ш. Бюлер

г у г 7 ^ у няет определенное задание, рекомендо- и др.) о способности человека «усиливать

ванное преподавателем. В таком пони- самого себя» в процессе саморазвития.

мании самостоятельная работа лично- Как уже подчеркивалось, методоло-

сти - длительный, духовно обусловлен- У ' ' I ' ’ 1 гически важной для рассмотрения про-

ный процесс ее непрерывного внутрен- блемы самостоятельной работы являет-

него развития. ся культурно-историческая концепция

Степень включенности студента в са- Л.С. Выготского, на основе которой была

мостоятельную работу должна опреде- создана теория развивающего обучения.

У Г у ^ Г ? ' ляться тем, насколько он продвигается 11* . ^ У Выдвигая положения о «зоне ближайше-

к своей самости. Проблема «самости» го развития», Л.С. Выготский подчерки-

личности в гуманитарных науках в пос- вал, что внешние воздействия переходят

ледние годы является одной из цент- во внутренний план личности, становят-

ральных. С точки зрения ученых, «са- ся ее достоянием, внутренним достиже-

мость» - внутреннее ядро личности, со- нием и обеспечивают способность к даль-

держащее систему представлений о себе нейшим самостоятельным действиям.

самой, определяющих направление ее А.Н. Леонтьев, исследуя влияние

развития и, в том числе, саморазвития. иерархии мотивационно-смысловых

Ученые прошлого, подчеркивая ве- образований в ходе преобразования

ликую роль просвещения и образова- внешней практической деятельности

ния в становлении личности, указы- во внутреннюю, также обращал вни-

вали на значение образования в само- мание на ведущую роль самостоятель-

познании человеком самого себя. Так, ности в развитии личности, говоря «о

И. Кант, характеризуя человека как самодвижении деятельности субъекта в

системе общественных отношений» [6, В современных исследованиях в про-

с. 180-181]. Данная точка зрения получи- цессах саморазвития подчеркивается,

ла развитие в трудах С.Л. Рубинштейна, прежде всего, творческое отношение

г г;^ у ' М.М. Бахтина, Г.С. Батищева и др. личности к самой себе. Так, О.С. Газман

Подчеркивая способность личности считает, что саморазвитие «интегрирует

к саморазвитию, последователи С.Л. Ру- деятельность субъекта, направленную

бинштейна К.А. Абульханова-Славская, на «собирание», оформление и разви-

Л.И. Анцыферова рассматривают само- тие своей индивидуальности, своего ха-

развитие как самоусовершенствование рактера и способностей [3, с. 48].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

личностью своих качеств и свойств, на- Л.Н. Куликова в своем исследовании

правленных на коррекцию психической «Проблемы саморазвития личности»

деятельности и внутреннего духовного определила саморазвитие как «только

мира. В психологии, таким образом, ту часть (тот уровень) этого природно-

оформился взгляд на развитие личнос- социально-психологического процесса

ти, предполагающий саморазвитие, созревания личности, которая связана с

предпосылкой которого является само- ее собственными сознательными, воле-

познание и самоопределение человека. выми усилиями по специальному плано-

Проблема «самости» имела детальную мерному обогащению своих возможнос-

разработку и в педагогике. И.Г. Песта- тей; действия личности в качестве субъ-

лоцци указывал, что стремление к само- екта физического, психического, соци-

У ’ г развитию заложено в природе человека, ально-культурного самотворчества» [5,

оно природосообразно. Одним из пер- с. 67]. В структуре саморазвития Л.Н. Ку-

вых обратил внимание на культуросооб- ликова выделила взаимосвязанные и

разный характер самости А.В. Дистервег. взаимообусловливающие компоненты:

В данном случае не только природа, но и самопознание, саморегуляция, самооп-

культура выступают фактором, обуслов- ределение, самовоспитание, самосовер-

] ^ 3 г 3 Г Г ' ' ливающим саморазвитие человека. шенствование, повышение собственной

Проблема «самости» была централь- продуктивности, самореализация и са-

ной в отечественной педагогике. Иссле- моактуализация. Автор подчеркивает ду-

дованию ее сущности посвящены труды ховно-нравственную опосредованность

Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушин- этих процессов, обращая внимание, что

ского и других. Значительный вклад в именно они вызывают у личности стрем-

изучение механизмов становления лич- ление «возвышения по вертикали».

ности, соотношения развития и самораз- В современной педагогике, опира-

вития внес П.Ф. Каптерев. Он исходил из ющейся на исследования психологов

того, что источник деятельности заклю- (К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Ан-

чен в самом человеке. В этой связи про- цыферовой, А.В. Брушлинского, С.Л. Ру-

цесс развития личности в целом талант- ^ Т Г ' Г 3 л~ш~^ ' У бинштейна и др.), определяется, что са-

ливый русский педагог рассматривал как моразвитие выполняет регулирующую

усовершенствование личности по идеалу. функцию. Человек выбирает конкрет-

3 I ' 1 У В саморазвитии он видел основу источни- ное решение на основе своих субъектив-

ка самообразования и самовоспитания. ных отношений к себе, к деятельности,

Принципиально значимым для органи- к людям, к миру, в котором он живет.

зации педагогического процесса (в вузе Вершинным процессом саморазвития

; 1 \ У также) можно считать его предупрежде- признается самоактуализация личнос-

ние-утверждение: «Нельзя усовершенс- Г У ^ г ^ ти, суть которого состоит в развертыва-

у г у г твовать, подавляя саморазвитие - основу нии во внешний мир личностью своих

и сущность всего воспитания» [4, с. 178]. внутренних потенций.

Самоактуализация личности под- ности, со способностью личности созна-

тверждает открытость, незавершенность тельно управлять своей деятельностью.

ее структур, выражает потребность лич- Самостоятельность в педагогике вы-

ности изменить привычный образ «я», сшей школы принято рассматривать

быть автором самого себя. Контекстом, как достижение личностью такого уров-

в котором происходит самоактуализа- ня саморегуляции учебно-познаватель-

ция личности, является культура. Выра- ной деятельности и поведения, который

женная в системе ценностей (духовных, обеспечивает целостное развитие (ин-

нравственных, художественных, эстети- теллектуальное, духовно-нравственное,

ческих, экзистенциальных, интеллекту- эмоциональное и др.).

альных и др.), она обусловливает дви- С нашей точки зрения следует разли-

жение личности к самоактуализации. чать понятия «самостоятельная работа в

Вместе с тем, реализуя свои ценности вузе (или другом учебном заведении)»

во вне, личность расширяет свое соци- и «самостоятельная работа личности».

окультурное пространство, создает, со- В первом случае подразумевается вне-

У УХ 1 1 ' ; / бирает свою индивидуальность в меру X У ' I У шняя организация непосредственно не-

Г ^ ' 'У Г У смыслов, усвоенных в культуре. Стано- контролируемой преподавателями ра-

вясь субъектом культуры, личность ре- боты обучающегося. Во втором - имеет-

ализует себя как творческое существо, ся в виду деятельность самой личности,

как существо, достигшее максимальной самонаправляемой и самоорганизуемой

свободы и самостоятельности. Д.Б. Бо- ею. Самостоятельная работа, следова-

гоявленская, рассматривая сущность тельно, может характеризоваться как

творческого процесса, подчеркивала, достижение адекватного потенциалу

что он «рождается не вопреки внешней личности уровня развития творческого

детерминации и не из нее, а как раскры- мышления, уровня интеллекта, воли,

тие глубинных потенций личности, как эмоционально-духовной культуры,

внутренне детерминированное и в этом культуры учебного труда. Способы са-

смысле свободное действие» [2, с. 118]. мостоятельной работы следует пони-

Не отвергая значения внешней де- мать не как механически, репродуктив-

терминации в процессах саморазвития, но выполняемые действия, а как спосо-

особенно на начальных этапах этой бы культуросообразной деятельности,

деятельности, ученые подчеркивают, т.е. такие действия, в основе которых за-

что в условиях духовно-нравственного ложены механизмы не только предмет-

; < у 1 самоопределения, активизирующего но-понятийной, но и ценностно-смыс-

осознание своей «самости», саморазви- ловой субъектной деятельности.

тие приобретает черты осознаваемой, Таким образом, опираясь на пси-

целенаправленной, «нестимулируемой холого-педагогические труды, можно

извне» деятельности саморазвития, ста- утверждать наличие внутренне смыс-

новления нового качества «творческой у г ^ у г ловой взаимосвязи феноменов актив-

самостоятельности». ности и самостоятельности, обозначив

Таким образом, в современном пони- активность как первоначальную сту-

мании самостоятельная работа соотно- пень самостоятельности. Вместе с тем,

сится с процессами саморазвития, само- в каждом из понятий акцентируется

актуализации, движением на основе ак- особое содержательное начало. Если в

тивности к самостоятельности и твор- активности личности выделяют такие

ческой самостоятельности. В настоящее составляющие, как отношение к де-

время самостоятельность связывается ятельности, расположенность к ней, со-

также с развитием волевых качеств лич- участие в процессе, желание и скорость

реагирования, то в самостоятельности, своей целостности на основе относи-

прежде всего, обращают внимание на тельно завершенных циклов своего про-

способность к целеполаганию, прояв- дуктивного развития.

ление инициативы, поиск новых путей Самостоятельность следует считать ба-

решения познавательной задачи, навы- зовой чертой творческой активности лич-

ки самоорганизации и самоконтроля. ности. В этой связи логика организации

При таком взгляде на проблему процесс самостоятельной работы предполагает

приобретения знаний и умений в ходе следующую последовательность: осозна-

г г У ^ самостоятельной работы становится ние личностью себя как духовного, сво-

фактором развития творческих (про- бодного и творящего существа (Н.А. Бер-

дуктивных) качеств личности. дяев) - реализация сначала собственной

Творческая активность - интегратив- самостоятельности в различных видах

ное качество личности, характеризующее деятельности - укрепление своего твор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельность человека, направленную ческого потенциала - актуализация себя

на решение творческих задач, ориенти- как творческой и свободной личности.

рованных на использование возможнос- Итак, самостоятельная работа сту-

тей личности, результатом которой яв- дентов с позиций культурологического

ляется определенная новизна, значимая подхода рассматривается не только как

для личностного развития и особенного процесс накопления репродуктивных

проявления ее творческих способностей умений и навыков, но и как фактор

и инициатив. Важной предпосылкой для становления творческой активности

мотивации творческой активности лич- личности. Ведущим условием развития

ности выступает развитие смысло-цен- творческой активности личности явля-

ностных ориентаций личности. ется творческий характер содержания

Трактовка самостоятельной работы в самостоятельной работы, дающий воз-

таком контексте предполагает ее одно- можность творческой реализации лич-

временное рассмотрение и как качес- ности. Творческую активность можно

твенной характеристики учебно-поз- понимать как выражение ценностно-

навательной деятельности личности смыслового отношения к учебно-поз-

(которую нельзя свести к какому-либо навательной деятельности, а самостоя-

ограниченному отрезку времени, когда тельную работу как реализацию этого

студент выполняет определенное зада- отношения в конкретных действиях. Са-

ние по рекомендации преподавателя), мостоятельность как качество личности

и как продуктивного компонента всего в таком контексте становится проявле-

образовательного процесса. Самостоя- нием высшего уровня творческой актив-

тельная работа личности - это духовно ности, который можно характеризовать

обусловленный процесс непрерывного как достижение личностью определен-

внутреннего восхождения личности к ной степени зрелости.

лите опыт альн< 3 с. ы: пу ?ания

Список ратуры

1. Бердяев Н. А. Самопознание : философской автобиографии. М. :

Мысль, 1990. 220 с.

2. Богоявленская Д. Б. Интеллекту ая активность как проблема творчес-

тва. Ростов н/Д : Изд-во РГу, 1983. 17

3. 1азман О. С. Педагогика свобод ть в гуманистическую цивилизацию

лл1 века // Новые ценности образо! [. Вып. 6. М. : Инноватор, ИПО РАО.

1996. С. 10-38.

4. Каптерев П. Ф. Избранные пед агоги ораз! тсихс гаеские сочинения. М. : Педагогика,

1982. 704 с.

5. Куликова Л. Н. Проблемы сам штия личности. Хабаровск : Изд-во

ХГПУ, 1997. 315с.

6. Леонтьев А. Н. Избранные i логические произведения : в 2 т.

Т. II. М. : Педагогика, 1983. 320 с.

УДК 37(09) страны. Кандидаты в учителя из евро-

ББК Ч33(2Р-4Ам) пейской части России не соглашались

Р. Р. Денисова ехать в отдаленный регион. Народный

учитель был особенно угнетен в право-

Социальное положение учителей вом отношении: не имел голоса на сель-

Приамурья (конец XIX - начало XX вв.) ских сходах, даже когда решался воп-

рос о школе, об учителе. Он постоянно

В статье рассказывается о тяжелом подвергался слежке со стороны началь-

социальном положении учителей При- ства, полиции. Местные власти инте-

амурья в конце XIX - начале XX вв. Рас- ресовались школьными библиотеками,

сматривается стремление педагогов со- литературой, которую читал учитель.

здать первые профессиональные обще- В обязанность инспекторов народных

ства, участие в прогрессивном педагоги- училищ входил контроль за благона-

ческом движении. дежностью учителей.

Ключевые слова: социальное положе- Разбросанность школ по огромной

ние учителей, профессиональные об- территории края, плохие жилищно-бы-

J ' г Г щества, профессиональные съезды, пе- товые условия, низкая зарплата, неудов-

дагогическое движение. у ' г 7 у летворительное санитарное состояние

школ - все это делало учителя одиноким,

R. R. Denisova лишало возможности широкого обще-

ния с коллегами по работе, усугубляло

Social situation of teachers его бесправное положение. Вместе с тем,

in the Amur region в будни от учителя требовалось обучать

(the 19 th- at the end of the 20 th century) детей предметам школьного курса, в

г ; г ' праздники - посещать с учениками цер-

The article deals with hard social situation ковь, петь там или управлять хором, не-

of teachers in the Amur region (the 19 th- at редко выдавать книги для внеклассного

the end of the 20 th century). It is considered чтения, проводить собеседование по

the desire of the teachers to create the first прочитанному. Поэтому среди педаго-

professional societies, their participation in гов наблюдалась апатия не от тяжелой

progressive pedagogical movement. работы, а скорее всего от гнетущего со-

Key words: social situation of teachers, циального положения [4, с. 26].

professional societies, professional con- Отсутствие педагогических кадров

gresses, pedagogical movement. особенно остро ощущалось в сельской

I У школе Приамурья, где доминирующее

Положение с учителями в Приаму- положение занимали церковноприход-

рье, как окраинной территории России, ские школы и школы грамоты. Более

было значительно хуже, чем в центре половины учителей сельских школ не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.