Научная статья на тему 'Акмеологические закономерности развития профессионализма педагога начальной школы'

Акмеологические закономерности развития профессионализма педагога начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА / AKMEOLOGICAL REGULARITY / PRIMARY SCHOOL TEACHERS OF PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Нина Иннокентьевна

В статье выявляются механизмы продуктивного становления профессионализма учителя в рамках его профессиональной биографии и 4-летнего образовательного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградова Нина Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development akmeological regularity of primary school teachers of professionalism

The author reveals, which carries out the function of regulation of qualitative formation of the teacher s professionalism at the level of complete professional biography and within the framework of a four-year educational-functional cycle.

Текст научной работы на тему «Акмеологические закономерности развития профессионализма педагога начальной школы»



НАУЧНЫЕ И ІССЛ [ЕДОВАНИЯ

УДК 371.125 твием школьникам в познавательном

ББК Ч31 саморазвитии. Интегрированная струк-

Н.И. Виноградова тура профессионализма включает при-

родный потенциал учителя, обеспечива-

Акмеологические закономерности ющий высокий ритм; воспроизводимость

развития профессионализма педагога результатов познавательного саморазви-

начальной школы тия учащихся; личностную зрелость, на-

J ' ¿ Г ' правленную на достижение высокопро-

В статье выявляются механизмы про- дуктивных результатов образовательной

дуктивного становления профессиона- деятельности; компетентность в области

Г т лизма учителя в рамках его профессио- решения задач содействия школьнику в

нальной биографии и 4-летнего образо- познавательном саморазвитии.

вательного цикла. Обращенность к проблемам станов-

Ключевые слова: педагогическая акмео- ления профессионализма позволяет

логия, закономерности развития про- «вскрыть» качественные уровни созида-

фессионализма педагога. тельного преобразования педагога:

- как специалиста, призванного ре-

N.I. Vinogradova шать задачи развития готовности млад-

ших школьников к познавательному са-

Thp dpvplopmpnf akmpological regularity моразвитию средствами образования;

г О О J of primary school teachers - как зрелой личности, у которой в

of professionalism процессе решения профессиональных

задач появляются качественные пози-

The author reveals, which carries out the тивные новообразования, позволяющие

function of regulation of qualitative forma- эффективно самореализовываться в пе-

tion of the teacher s professionalism at the дагогической деятельности и в перспек-

level of complete professional biography тивах жизнедеятельности;

and within the framework of a four-year - как субъекта профессионального

educational-functional cycle у г г саморазвития, сознательно отслеживаю-

Key words: akmeological regularity, pri- щего итоги предыдущей профессиона-

У о о V' г mary school teachers of professionalism. лизации и принимающего ответствен-

ные решения за качество дальнейшего

Современный культурологический развития в соответствии с итогами до-

подход к исследованию качества станов- стигнутого педагогического результата.

ления специалистов в области образова- Выявление субъективно определяе-

ния исходит из признания профессио- мых условий и факторов развития раз-

нализма ведущим условием повышения ных сторон, сфер, «пластов» личности

продуктивности деятельности и важным и деятельности педагога, обусловлива-

показателем целостного развития лич- ющих повышение продуктивности его

ности. Взаимосвязанные элементы про- труда, требует привлечения научного

фессионализма деятельности и личности аппарата акмеологии. Ее предметом вы-

учителя обеспечивают принятие ответс- ступают закономерности, психологичес-

твенных решений, связанных с содейс- кие механизмы продуктивности субъ-

екта деятельности, содействующие про- - особенностями гетерохронного

грессивным профессиональным дости- «развертывания» субъективных ком-

жениям и развитию зрелой личности. Г Г У понентов профессионализма педагога:

Исследование объективных механиз- индивидно-типологических, личност-

мов эффективного стадийного возраста- но-профессиональных и деятельностно-

ния качества профессионализма учителя процессуальных - по мере его поэтап-

выходит за рамки педагогических и пси- Г У г ного созидательного преобразования в

хологических дисциплин. Сосредоточен- профессионала, сознательно контроли-

ность педагогического знания, в основ- рующего качество процесса и результа-

ном, на исполнительских компонентах та труда. Влияние субъективно обуслов-

педагогической деятельности, а психо- г У . " V ленных факторов на продуктивность

логического — на выделении зависимос- содействия школьнику в познаватель-

тей между отдельными психическими ном саморазвитии и зрелость личности

свойствами, процессами, состояниями на учителя свидетельствует о возрастании

разных стадиях развития педагога, огра- качества самоуправления профессио-

ничивают их возможности в выявлении нализацией на всех этапах професси-

закономерностей продуктивного станов- онального маршрута, измеряемого по

ления профессионализма. Акмеологи- признакам готовности учащихся к поз-

ческие закономерности отражают сущес- г У навательному саморазвитию, отражен-

твенные связи между уровнями продук- ных в требованиях ГОС.

^ 'У У Г тивности деятельности и субъективными Общие закономерности становления

проявлениями профессионализма, высту- профессионализма учителей обоснова-

пающими факторами (причинами) сози- ны Н.В. Кузьминой в акмеологической

дательной профессионализации. Анализ теории профессионализма созидатель-

таких связей позволяет объяснить меха- ной деятельности и повышения качес-

низмы продуктивных способов действий, тва подготовки специалистов образова-

предсказать направление созидательного ния (2001).

развития профессионализма будущих и В соответствии с положениями те-

I II У ' 'У состоявшихся специалистов, гарантиру- ории Н.В. Кузьминой установленные

ющее достижение высокопродуктивных эмпирическим путем существенные,

результатов в соответствии с критериями, устойчивые, повторяющиеся причин-

отражающими специфику труда. но-следственные взаимосвязи между

Г ' Г у Г у Акмеологические закономерности проявлениями высокопродуктивного

становления профессионализма учите- г " г г " содействия учителя познавательному *

ля начальной школы определяются: саморазвитию школьников и объектив-

- специфическими особенностями но-субъективными (индивидно-типоло-

продукта педагогической деятельнос- гическими) условиями, а также субъек-

ти - готовностью младших школьни- тивными (личностно-профессиональ-

ков к познавательному саморазвитию. ными и деятельностно-процессуальны-

Такая готовность выступает ведущим ми) факторами, его обеспечивающими,

У < У критерием оценки продуктивности отражают сущность акмеологических

труда учителя. Сущностные признаки закономерностей, которым подчиняет-

становления школьника как субъекта ся становление профессионализма учи-

познавательного саморазвития в каж- теля начальной школы.

дом возрастном классе начальной шко- Разная природа условий и факторов,

лы выполняют функцию ориентиров в детерминирующих становление про-

поиске механизмов продуктивного ста- фессионализма педагога, свидетельству-

новления профессионализма учителя; г ^ ^ у ет о том, что акмеологические законо-

Г Т 7

мерности отражают «разноуровневые» - создавать модели продуктивного

механизмы исследуемого процесса. За- профессионального развития,

V г кономерности предшествующего уров- - разрабатывать проекты поэтап-

ня выступают основаниями для прояв- ного, индивидуально выраженного

ления закономерностей последующего возрастания продуктивности педаго-

уровня. гической деятельности как авторские

Механизм действия взаимообус- программы эффективного содействия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ловленных процессов дифференциа- младшим школьникам в познаватель-

ции-интеграции состояний и действий ном саморазвитии, ориентируясь на за-

субъекта педагогической деятельности ранее прогнозируемые продуктивные

позволяет структурировать акмеоло- результаты.

гические закономерности становления Привлечение принципа развития к

профессионализма педагога начальной анализу закономерных зависимостей

школы. Закономерности, связанные с у г между фактами высокопродуктивного

действием личностно-профессиональ- ^ У г Г содействия становлению эффектив-

ных (интегрированных по своему ос- ного познавательного саморазвития

нованию) факторов, относятся к груп- школьников и проявлениями обозна-

пе базовых, т.к. они отражают единый ченных групп факторов позволяет вы-

механизм становления личностно-про- явить целостную картину продуктив-

фессиональных качеств педагогов всех ного становления профессионализма

специальностей. Закономерности, свя- педагога на этапах профессиональной

занные с действием действенно-процес- подготовки, 4-летнего образовательно-

суальных факторов, соотносятся с груп- го цикла и целостной педагогической

У Г Г ' ГУ пой специфических, т.к. они отражают биографии.

дифференцированные (отличитель- Незнание акмеологических законо-

ные) основания становления компонен- мерностей дестабилизирует систему

тов педагогической компетентности пе- саморегуляции учителем качества ста-

дагога начальной школы. новления профессионализма и систему

Понимание обусловленности дейс- 11 У управления регионально-территори-

твия базовых и специфических акмеоло- альными организациями профессиона-

гических закономерностей дает возмож- лизации специалистов в области обра-

ность обосновать концепцию становле- зования младших школьников.

ния профессионализма специалистов Анализ проявлений личности и де-

в области содействия школьникам в ятельности учителя свидетельствует,

преобразовании общепознавательных что акмеологоориентированное станов-

цействий в эффективное познаватель- ление профессионализма обусловлено

ное саморазвитие [1 1 V многоплановым воздействием его со-

С практической точки зрения, опора ставляющих:

на эмпирически установленные, обос- а) индивидно-типологических: про-

нованные и практически проверенные дуктивной самооценки валеологических

закономерности позволяет студентам, показателей профессионального здоро-

педагогам начальной школы, а также вья; личностной тревожности; опыта со-

специалистам, обеспечивающим управ- действия школьнику в познавательном

ление их профессионализацией (препо- саморазвитии. Они выступают важными

давателям высших учебных заведений, условиями (значимыми обстоятельства-

представителям педагогического ме- ми) продуктивного становления про-

неджмента, специалистам курсов повы- фессионализма;

шения квалификации учителей):

I ^ У /

б) личностно-профессиональных: от- но-следственных зависимостей между

ветственности за отсроченную результа- проявлениями высокопродуктивного

тивность познавательного саморазвития содействия познавательному саморазви-

школьников; потребности в рефлексии тию школьников и выделенными усло-

качества становления профессионализ- виями и факторами их детерминирую-

ма; направленности на согласование щими позволяет обосновать закономер-

временно-темповых характеристик ста- ности эффективной профессионализа-

новления профессионализма с показа- ции. Обоснование таких зависимостей

телями мониторинга качественных ха- дает возможность:

рактеристик готовности выпускников - педагогам разных уровней продук-

I 1 У начальной школы к познавательному г ;г г г тивности создавать авторские систе-

саморазвитию в любых профильных мы высокопродуктивного содействия

классах среднего звена школы; соотно- г г ' школьникам в познавательном само-

шения проявлений неудовлетвореннос- развитии, включающие индивидуально

г у ^ г ти - удовлетворенности процессом и ре- Г г V 1 выраженные подсистемы мониторинга,

зультатом становления эффективного прогнозирования, реализации и кор-

У г г самообразовательного действия школь- рекции качества профессионализации;

ника; ориентации на доминирование - представителям территориально-

рационального и интуитивного кана- региональных образовательных под-

лов эмпатийного понимания сущности систем, участвующих в становлении

психологических механизмов познава- профессионализма учителя начальной

тельного саморазвития детей, прожива- Г Г У школы, включать его в эффективные

ющим посткризисный период семи лет. формы повышения квалификации.

Они выступают базовыми факторами Выделение закономерностей ста-

продуктивной профессионализации; новления профессионализма учителя

в) деятельностно-процессуальных, г г у " предполагает аналитическое сравнение

определяющих уровень компетентнос- механизмов высоко-, средне-, достаточ-

ти учителя в области решения системы но- и малопродуктивного становления

задач: индивидуализация нормативных г г г профессионализма.

^ ^ ' 'У ' г требований ГОС к становлению уча- К этапам выявления устойчивых зави-

щихся как субъектов познавательно- симостей между проявлениями профес-

го саморазвития; выделение сущности сионализма разных уровней продуктив-

компонентов такой готовности в каж- ности и системой субъективных факторов

дом возрастном классе; прогнозирова- у г I х их детерминирующих можно отнести:

ние отдаленных перспектив развития - выделение сущностных механизмов

познавательных интересов учащихся; развития готовности младших школь-

«улавливание» признаков индивидно- ников к познавательному саморазвитию

личностной совместимости в системе в 4-летнем образовательном цикле;

«ученик - родители ребенка»; побуж- - проектирование уровней готовнос-

дение школьников к непрерывному ус- ти учащихся к познавательному само-

ложнению самообразовательных дейс- развитию и шкал выявления соответс-

твий. Они являются специфическими ос- твующей готовности как инструмента

нованиями (путями) продуктивного ста- ранжирования педагогов по уровням

новления профессионализма учителя продуктивности педагогической де-

1 I У начальной школы. ятельности;

Анализ эмпирически выявленных, - проектирование уровней готовнос-

научно обоснованных, объективных, ти педагогов к содействию школьникам

устойчиво повторяющихся причин- в познавательном саморазвитии, разра-

ботка шкал измерения соответствующей Процесс содействия представляет собой

готовности как базового инструмента совершенствование актов саморегуля-

выделения проблемных звеньев в ста- ции компонентов профессионализма

новлении профессионализма педагогов до уровня, обеспечивающего преобра-

разного уровня продуктивности; зование образовательной ситуации в си-

- привлечение педагогов средне- туацию самообразования ученика. Эф-

го звена школы к экспертному оцени- У ^ Г У т фективность преобразования зависит от

ванию и ранжированию учителей по качества управления учителем механиз-

уровням продуктивности педагогичес- мом интериоризации-экстериоризации

кой деятельности; самообразовательных состояний и дейс-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оценка и самооценка педагогами твий учащихся.

начального звена школы уровней про- Анализ рассмотренных явлений поз-

фессиональной аутокомпетентности; воляет конкретизировать сущность «ав-

- сравнительно-сопоставительный I I ^ ' .7 1 ' ' торской системы деятельности» (АСД)

анализ взаимосвязей между проявления- учителя начальной школы. Эта катего-

ми разных уровней продуктивности со- рия отражает индивидуально выражен-

действия школьникам в познавательном ный опыт самоконтроля и оценки качес-

саморазвитии и системой: а) индивидно- тва профессионализации на основании

типологических условий; б) личностно- объективной диагностики качества го-

профессиональных - базовых факторов; товности школьника к познавательному

в) деятельностно-процессуальных - спе- саморазвитию, принятия ответственных

цифических оснований продуктивной решений об оптимальности содействия

профессионализации; ученику в познавательном саморазви-

- разработку моделей, алгоритмов и У У Г тии, стратегий стимулирования школь-

технологий содействия школьникам в ников к непрерывному творческому

познавательном саморазвитии; воспроизводству самообразовательных

- обоснование и реализация системы состояний и действий.

акмеологоориентированного становле- Анализ механизмов становления

ния профессионализма педагога на эта- профессионализма учителей показыва-

пе профессиональной подготовки и в г г . , ет, что его эффективность обусловлена

системе повышения квалификации. действием следующих индивидно-ти-

Выявление механизмов продуктив- пологических показателей: продук-

ного становления профессионализма тивная самооценка валеологических

учителя требует исследования самообра- показателей профессионального здо-

г у ' г зовательных действий младших школь- ровья, оптимальный уровень личност-

ников в призме анализа их речевой де- ной тревожности, совершенствование

ятельности как универсального средства опыта содействия школьнику в позна-

познания. Многовалентная сущность ее вательном саморазвитии. Они высту-

продуктов - слышания-слушания-гово- пают важными условиями становления

рения-чтения-письма, позволяет выде- профессионализма, т.к. способствуют

лить механизмы активной рефлексивной г г 7 У профессиональному самовосстанов-

переработки школьником информации г г лению в ситуациях содействия школь-

разной модальности в процессе распоз- никам в познавательном саморазвитии

нания смысла учебной задачи. при максимально полном сохранении

Основанием акмеологоориентиро- творческого потенциала профессиона-

ванного становления профессионализ- лизма, обеспечивающим готовность к

ма учителя выступает содействие школь- самокоррекции АСД.

нику в познавательном саморазвитии.

Обозначим этапы акмеологоориенти- - этап вершинных проявлений педа-

рованного становления профессиона- гогической зрелости соотносится с уме-

лизма учителя в рамках его професси- ниями вычленять проблемные области

ональной биографии. Они соотносятся осознания ребенком соотношений в

с уровнями содействия школьникам в системе фонема-графема; прогнозиро-

познавательном саморазвитии: вать и корректировать становление эф-

- на этапе ранней педагогической фективных самообразовательных дейс-

зрелости осуществляется идентифика- твий у всех категорий учащихся класса.

Г '''у г ^ т ция основных видов взаимосвязей, уста- У ГУ' Ведущей областью рефлексии становит-

навливаемых детьми в системе фонема- ' У 1 I ся качество профессиональной самоэф-

графема, их соизмерение с индивиду- фективности;

альными особенностями школьников. - этап поздней педагогической зре-

Области рефлексии педагога связаны лости представляет собой сосредоточе-

с анализом необходимых, но недоста- ние компонентов профессионализма на

точно выраженных (потенциально воз- «удержании» и воспроизведении осво-

можных) личностно и деятельностно У ^ Г 1 ' 1 енных алгоритмов продуктивного ос-

обусловленных проявлений професси- мысления школьниками соотношений

онализма, соизмерением профессио- в системе фонема-графема.

нальных и личностных целей жизнеде- Таким образом, ориентация на акмео-

ятельности; логические закономерности вскрывает

- на этапе достижения педагогичес- механизмы продуктивного становления

кой зрелости происходит согласова- профессионализма учителя начальной

ние между качеством предъявляемых школы. Внутренним механизмом дан-

V V 1 школьникам активных обучающих еди- ного процесса выступает непрерывный

ниц разной модальности и темпами ос- самоконтроль качества соорганизации

мысления ими взаимосвязей в системе индивидно-типологических, личност-

фонема-графема в процессе понимания но-профессиональных и деятельност-

смысла учебного задания по разным но-процессуальных компонентов про-

учебным дисциплинам. Доминантой Г ^ У 1 фессионализма в функциональные ком-

рефлексии педагога становится образ плексы, позволяющие принимать ответ-

успешного ученика, полноценно само- ственные решения, прогнозировать, ре-

реализовывающегося в последующих ализовывать и корректировать качество

образовательных подсистемах. Про- профессионализации в соответствии с

исходит осмысление педагогического уровнем содействия школьникам в поз-

саморазвития как фактора профессио- навательном саморазвитии.

нальной успешности;

с лит .д-во ова А В. А >разо отов] В. П

Список ературы

Г

1. Деркач А. А. Акмеология. М. : Из РАГС, 2002. 650 с.

2. Деркач А. А, Зазыкин В. Г., Марк . К. Психология развития професси-

онала. М. : Изд-во РАГС, 2000, 124 с.

3. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н кмеологическая теория повышения

качества подготовки специалистов об вания : монография. М. : Исследова-

тельский центр проблем качеств подг и специалистов, 2001. 144 с.

4. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. редмет акмеологии. 2-е изд., испр. и

доп. СПб. : Политехника, 2002. 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.