Научная статья на тему 'Методы и приёмы активизации познавательной деятельности педагогов через использование стратегий инновационных технологий'

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности педагогов через использование стратегий инновационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
934
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / МЕТОД / METHOD / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ЗНАЧИМОСТЪ / ПАРТНЕРСТВО / PARTNERSHIP / әДіСі / ЦУНДЫЛЫГЫ / МАЦЫЗДЫЛЫГЫ / СЕРіКТЕСТіК / IMPORTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Живалюкова Н. Н., Искакова К. М.

Стратегическим направлением активизации обучения является создание дидактических психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и социальной активности. Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Живалюкова Н. Н., Искакова К. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы и приёмы активизации познавательной деятельности педагогов через использование стратегий инновационных технологий»

о

Вестник «öp.fiey»-kst

H.H. Живалюкова,

учитель начальных классов первого продвинутого уровня

«Лидерство учителя в педагогическом сообгцестве », СШ №18 г.Костаная

в; S х

m

о

го

à W О

¡3

о о

W

=г о

CL

с

ш ¡3

X X

о S =Г

m

о

X х s

K.M. Пешкова,

учитель начальных классов третьего уровня, СШ №18 г.Костаная

Heei3ei евздер: инновация, ddici, мотивация, /у) нОылыгы, мацыздылыгы, серттестт.

Ключевые слова: инновация, метод, мотивация, ценность, значимостъ, партнерство.

Keywords: Innovation, method, motivation, value, importance, partnership.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ацдатпа

Окытуды белсендфудщ стратегияльщ багыты окуды саналы турде угынудын дидактикальщ пси-хологияльщ шарттарын жасау, оган окушыны зият-керлш жэне элеуметпк белсендшшке тарту болып табылады. Белсендшкп, дербеепкп, бастаманы, ¿ске деген шыгармашыльщ каты насты дамыту -оку-тэрбие урдюш жетшд1ру кажет багытты бел-гшейтш eMÎp талабы.

Аннотация

Стратегическим направлением активизации обучения является создание дидактических психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и социальной активности. Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Annotation

The strategic goal of learning is creation of didactic and psychological conditions for meaningfulness of learning, students', intellectual and social activity. The development of being activity, independent, initiative, creative is a requirement of life, determines the direction in which to improve the educational process.

А. Эйнштейн "Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать ".

А. Эйнштейн

Современное развитие общества требует новой системы образования- инновационного обучения, которая сформировала бы у обучаемых способ-

ность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности, влиять на это будущее.

В Послании Президента народу Казахстана отмечается, что « Одной из важнейших задач и результатом реформирования системы образования должно стать появление педагога новой формации».

Учебная деятельность - осознанная деятельность учеников по усвоению знаний, умений, навыков - ведущая для младших школьников. Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через интерес, преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь что - либо).

Наше сегодняшнее общество испытывает необходимость в людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, были бы творческими и активными людьми, способными решать проблемы, принимать решения, критично мыслить, эффективно обмениваться идеями и работать в группе и в команде. Просто «знание о знаниях» больше не достаточно, чтобы преуспеть во все более сложном, текущем и быстро развивающемся мире, в котором мы живем. С целью оптимизации процесса непрерывного обучения и потенциального роста, нужно развивать личные способности и эффективное мышление, как часть всестороннего образования.

Мотивационная сфера личности проявляется в учебном процессе через совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни. Для того, чтобы процесс формирования познавательной мотивации младших школьников проходил успешно, педагог должен решить следующие задачи:

• изучить личностно - мотивационную сферу учащихся и определить условия и факторы, влияющие на её формирование;

• выявить педагогические условия,

обеспечивающие развитие мотивационной сферы личности школьников;

• овладеть приёмами организации учебной деятельности учащихся, способствующих формированию мотивационной сферы личности. В настоящее время общественно - историческая обусловленность развития человека переходит на следующую ступень своего развития: ценность -значимость -интерес.

Проблема интереса к учению прямо восходит к учебной деятельности субъекта, развитию познавательной активности, качеству обучения и школьной дисциплине; потребность - мотив деятельности; отношение - осознание принятия. Отношение школьника к учителю, предмету, учению в целом формируют потребность - интерес-развитие познавательной активности.

Своеобразие проблемы деятельности в педагогике состоит, прежде всего в том, что этот феномен связан с целостным педагогическим процессом.

Целостность - это синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действии участвующих в нем субъектов. Слияние деятельности учителя и учащихся, выполнение намеченной цели с высоким результатом обеспечивает совершенствование учебного процесса, качество обучения, с^ развитие интереса к учению. д

Множество факторов формируют моти- и вацию к учению: уровень профессиональ- м ной компетентности преподавателя, его ^ педагогическое мастерство, способность 2 не пересказать учебный материал, а увлечь у им учащихся, безусловно, является ключевым моментом в развитии познавательных О мотивов обучения у школьников. Но было ^

бы большой ошибкой полагать, что только 3

Д

умелое владение педагогом образователь- д

ными технологиями, связанными с дидак- д

д

тическими методами организации и про- <с ведения школьного занятия, обеспечивает о

д

эффективность процесса обучения. Во мно- д гом желание учиться определяется субъ- ®

ш

ективным переживанием ученика своего успеха в школе, которое связано не только с хорошей успеваемостью, но и с ощущением личной значимости в классе, подтверждением внимания к своей персоне, как со стороны одноклассников, так и преподавателя. Коммуникативный компонент педагогической деятельности во многом обуславливает ее эффективность в целом. Характер взаимоотношений педагога со школьниками самым серьезным образом влияет на их успеваемость и личностную успешность [1, с. 42].

Важнейшим стимулом интереса к учению выступает фактор значимости приобретенных знаний, умений, решаемых задач, совершаемого действия, которые вытекают из необходимости в любой деятельности целеполагания. Превращение цели в мотив деятельности является значительной ценностью учебного процесса, поскольку объективно значимая цель становится лич-ностно значимой, субъективно принятой школьником, содействующей подготовке внутренних процессов к осуществлению всей последующей деятельности. Выявление значимости научного открытия, изучаемой темы, решаемой задачи- это и есть тот ключ, который открывает путь к сознательному учению, интересу познавать, к осознанию учеником дальнейшей близкой цели.

Широкое использование самостоятель-

К

д ных работ, требующих от учащихся актив-

га ного поиска, оперирования обобщенными

^ умениями, творческого решения, - важней-

Й ший стимул и для развития интереса к уче-о

ьч нию, и для развития познавательной актив-

^ ности школьника.

Методы стимулирования учащихся в

^ учебной деятельности выделяют в само-

^ стоятельную группу методов обучения на

3 следующих основаниях: во-первых, про-

д

Д цесс обучения невозможен без наличия у

д учащихся определенных мотивов деятель-

<С ности; во-вторых, многолетняя практика

О обучения выработала целый ряд методов,

д назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновремен-

ном обеспечении усвоения нового материала [2, с. 1].

Мотивы учения могут быть подразделены на две группы.

К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Ко второй относятся мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Любому учителю всегда хочется сделать больше и лучше, учителя всегда стремятся найти новые пути достижения этой цели. Область эффективного обучения и преподавания, конечно, не является исключением. Важно, чтобы мы нашли время подумать о следующем:

• Довольны ли вы своими методами преподавания?

• Почему вы заинтересованы в интеграции методов активного обучения и преподавания в существующую практику?

• Как вы можете улучшить существующую практику?

• Чего вы надеетесь достичь?

Используя активную методологию обучения, мы надеемся на то, что ученики не только придут к более глубокому пониманию затронутых проблем, но также на то, что у них вырастет мотивация и энтузиазм. Учителю стоит подумать о следующих вопросах, чтобы увеличить мотивацию учеников:

• Соответствуют ли упражнения возрасту?

• Полностью ли ученики осознают цели работы?

• Есть ли у самих учеников возможность содействовать работе?

• Имеют ли все ученики одинаковую возможность участвовать в работе?

• Достаточно ли разнообразия в ваших видах работы?

Использование активных методов обуче-

ния является одним из важнейших факторов стимулирования учебного процесса.

Например, метод «Спиной к спине» развивает мышление, умение работать в команде развивает активные навыки слушания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Метод «Карусель» нацеливает на сбор структурированной информации или размышление, которое приводит к тому, что ученики составляют краткий список идей и ответов по определенной теме. Ученики работают в маленьких группах, чтобы обмениваться идеями или выступать с предложениями относительно рассматриваемого вопроса. Также у них есть возможность оценивать совместно идеи других групп и использовать их как возможную основу для формирования своих собственный ответов на вопросы.

Метод « Группировка» является полезным инструментом для передачи фактической информации среди учеников и для поощрения учеников к поиску связей между утверждениями и/или фактами.

Метод «Коллаж» развивает творческие способности детей, поощряет учеников не только к эффективному общению, но и к развитию оценивания работ других людей [3, с. 29].

Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, а также методы самостоятельной учебной работы под руководством учителя.

Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость.

Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно- поисковые методы в том случае, когда доступны для самостоятельного разрешения.

Неизменно воодушевляет школьников

введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если учащиеся обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.

Теория обучения, в которых существенное значение уделяется развитию творческого потенциала личности, опирается на деятельностный подход.

Творчество, как важнейший механизм приспособления, можно рассматривать как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться в более расширяющемся информационном поле.

Особенностью личностно- деятельност-ного подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы отношений « педагог -ученик», взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного.

Образование реализует функцию развития только в том случае, если оно побуждает к деятельности. Значимость деятельности и ее продукта для личности на эффективность ее овладения общечеловеческой культурой велика.

Развитие и формирование интереса к учебе у младших школьников прямо зависит от теории обучения, закономерностей целостного педагогического процесса и организации самостоятельной деятельности учащихся. Взяв за основание степень К познавательной активности и самостоя- <С

03

тельности школьников в учебном процес- О се, систему отношений учитель - учащие- ^

РЧ

ся- ученик, мы выстраиваем эволюционную о схему таксономических теорий обучения. ^ В современном обучении - педагог вы- ^ ступает как ведущий партнер в целостном педагогическом процессе. Происходит (Ь слияние деятельности учителя и ученика, Н

учитель - ученик, субъект - субъектные от- Д

ж

ношения, ученик активен, возникает, раз- О

вивается и формируется интерес к учебе. Я"

В педагогической практике привалиру- га

ет интерактивное обучение - педагогиче- Д

ское взаимодействие прямое и косвенное, К

активность педагога уступает место активности учащихся, создаются условия для их инициатив: функция педагога - помощник в работе, источник информации; учитель-учащиеся, субъект-субъктные отношения

- развивается и формируется интерес.

Интерактивное обучение - взаимодействие в мини-группах, педагогическое взаимодействие косвенное: здесь педагог

- координатор деятельности, происходит выделение лидера группы; учитель - учащиеся - ученик, субъект - субъект - субъектные отношения, развивается и формируется интерес к учебе.

Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью: познавательная активность - интерес-самостоятельность, интерес сформирован.

Эта закономерность выступает интегрирующей, практической основой технологии развития, системы современных принципов обучения и самообразования.

Поскольку учителя размышляют над собственной практикой, они начинают понимать, как «работает» обучение. Каждый день они принимают тысячи решений - мелочи управления классом, в то время как другие имеют более существенное воздействие на обучение: показать путь - цель и сформированность умений и навыков у младших школьников. К К инновационным технологиям можно << отнести модульно - программное обучение О - совокупность образовательных модулей по отдельным предметам, системно ор-О ганизованным школьной программой, по-зволящей раскрыть системность знаний и щ связей всей учебной дисциплины, сформи-О ровать образовательный условный рефлекс, С учебно-познавательные практические умей ния и навыки, овладеть специальными ви-

53 дами деятельности, логическими приемами

ж

О мышления, умением учиться на отлично, к

Я Сегодня актуально их взаимообучение в м мини - группах - групповая форма органики зации учебной деятельности. Она является

ж

К высшим этапом реализации возможностей

усвоения изучаемого материала. В процессе общения отражается, передается и усваивается социальный опыт.

Современная практика обучения требует достоверную информацию о высших психических функциях детей, которые обеспечивают приобретение знаний - ассоциативные процессы: воображение, мышление, интеллект и успешное выполнение приспособительной деятельности. Необходимо создать практические пути использования умений и навыков в социальном, культурном и образовательном контекстах, понять и осознать и перспективы, и взгляды влияния.

Когда результат получен и ученик гордится своими достижениями, учитель может считать свою работу выполненной. Ведь школьник почувствовал прелесть открытия.

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением. К процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключается глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Информационные технологии для новой школ [Текст] Издатель РЦОКОИИТ, 2012. -221с.

2. Зуева Т.А. Стратегия литературного редактирования [Текст] :Учебное пособие /Т.А. Зуева, E.H. Иванова. Москва-Берлин: Директ - Медиа 2015. - 176с.

3. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению учебно-методическое по-соб [Текст] /Е.В. Зарукина, H.A. Логинова, М.М. Новик. СПб.:СПбГИЭУ, 2010. - 59с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.