Научная статья на тему 'Мотивы обучения как средство повышения эффективности учебного процесса'

Мотивы обучения как средство повышения эффективности учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7863
944
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ПОЛИМОТИВИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РИГИДНОСТЬ / ЛАБИЛЬНОСТЬ / ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ / MOTIVE / MOTIVATION / POLYMOTIVATED TRAINING ACTIVITY / RIGIDITY / LABILITY / DETERMINANCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прядехо А. Н., Прядехо А. А.

В статье раскрываются взгляды представителей различных психологических школ на соотношение энергетической и содержательной составляющих мотивации. Показаны источники и динамика развития мотивов как важного стимула познавательной активности учащихся. Определяются сила и устойчивость учебных мотивов школьников. Раскрывается направляющая, регулирующая, стимулирующая и другие функции учебных мотивов. Прослеживается тенденция усиления влияния профессиональной направленности мотивации школьников на их познавательную активность. Обосновываются профессиональные требования к учителю, который должен ориентироваться в мотивах учения школьников и умело их использовать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motives of learning as means of stimulating pupils` cognitive activity

The article defines the terms of motive and motivation. Opinions of various psychological schools on correlation of energetic and substantial components of motivation are revealed in the article. The work shows the sources and dynamics of motive development as an important stimulus of students` cognitive activity. The intensity and stability of students` educational motives are determined by the article. The article points out direction regulative, stimulating and other functions of educational motives.Proves the tendency of intensification of the influence of pupils` professional motivation on their cognitive activity. The professional requirements for a teacher, who has to know the motives of teaching pupils and skillfully put them into practice are established

Текст научной работы на тему «Мотивы обучения как средство повышения эффективности учебного процесса»

УДК - 37.03

МОТИВЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕНОГО ПРОЦЕСС

Прядехо А.Н., Прядехо А.А.

В статье раскрываются взгляды представителей различных психологических школ на соотношение энергетической и содержательной составляющих мотивации. Показаны источники и динамика развития мотивов как важного стимула познавательной активности учащихся. Определяются сила и устойчивость учебных мотивов школьников. Раскрывается направляющая, регулирующая, стимулирующая и другие функции учебных мотивов. Прослеживается тенденция усиления влияния профессиональной направленности мотивации школьников на их познавательную активность. Обосновываются профессиональные требования к учителю, который должен осознавать мотивы учения школьников и умело их использовать.

Ключевые слова: мотив, мотивация, полимотивированная учебная деятельность, ригидность, лабильность, детерминированность.

В настоящее время, в условиях быстро меняющейся информации (информационного бума) задача школы - не просто обучение учащихся знаниям, умениям и навыкам, а формирование личности обучающегося, будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс.

Поэтому воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. «Мотив-это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. Цель же конструирует конкретную деятельность, определяя ее характеристику и динамику. Таким образом, мотив относится к потребностям, побуждающей к деятельности, цель же - к предмету, на который деятельность направлена и который в ходе ее выполнения должен быть преобразован в продукт» [1,с.20] Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.

Фактор мотивации для успешной учебы не менее важен, чем фактор интеллекта. Осознание высокой значимости мотива учения для успеваемости привело к обоснованию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса.

В различных определениях мотивации выражается позиция психологов по важнейшему вопросу - о соотношении энергетической и содержательной сторон мотивации.

Для зарубежных психологов характерно одностороннее понимание мотивации как чисто энергетического источника активности. Этой точки зрения придерживаются З.Фрейд, Фриер, Браун, Фарбер и др.

Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.В. Зейгарник, М.В. Матюхина и др. в понимании и в самом определении мотивации исходят из положения о единстве динамической и содержательной сторон мотивации [11].

С.Л. Рубинштейн писал: «Мотивация - это через психику реализующаяся детерминация», «Мотивация - это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности» [10,с.370].

Постоянной проблемой для педагогов является педагогическая задача о том, как деятельность учения, проблемы, связанные с учением, преломляются в сознании ученика, какие стремления и побуждении у него при этом возникают, как и чем мотивируется для него деятельность учения.

Под учением в педагогике понимается не просто процесс овладения каким-то общим или частным навыком, а подразумевается под этим систематический процесс усвоения человеком определенного круга знаний и умений, который носит то более, то менее успешный характер.

Наблюдается несколько типов мотивации учения. Мотивация учения (мотивы учения) как деятельности сознательно осуществляемой человеком, является результатом как переработки тех воздействий, которые он получает из семейной и широкой социальной среды, так и образования сознательного или малосознательного отношения к этим воздействиям, связанного с особенностями жизненных установок, устремлений, интересов человека. Все это сказывается на характере его мотивации и мотивах учения. Немотивированной, так же и нецеленаправленной деятельности просто не существует. На это обратил внимание Б.Ф. Ломов. Он писал, что «мотивы и цель образуют своего рода «вектор» деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор выступает в роли системообразующего фактора, который организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся в ходе деятельности» [3, с.205-206].

Учитель (преподаватель), заинтересованный в повышении эффективности своей

деятельности, закономерно обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне.

П.М.Якобсон выделят при очень различных типах мотивации учения, три вида комплексов побуждений к этой деятельности. [12, с.227-229]

Во-первых, это мотивация, которая может быть условно названа «отрицательной». Под отрицательной мотивацией учения подразумевается побуждение школьника, вызванное осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться. Это и постоянные побуждения к учебе (напоминания, выговоры со стороны администрации школы, угрозы родителей и общественности при непосещении школы).

Во-вторых, осознание своего неправомерного положения среди грамотных сверстников.

В-третьих, мотивация учения, находящаяся вне самой учебной деятельности, не может привести к успешным результатам, поскольку учение требует усилий, желаний и т.д.

Только в итоге перестройки мотивации могут возникнуть положительные результаты учения.

Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена постоянным обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников потребности самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.

Так как наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различных смысл. Поэтому выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении мер педагогического воздействия (влияния) на школьников.

В процессе обучении на учащихся действует не один мотив, а система мотивов. Система мотивов, являющаяся побудителем учебной деятельности школьников, включает в себя следующие виды побуждений: познавательные потребности, интересы, стремления, влечения, идеалы, цели и т.д.

Практика свидетельствует, что все мотивационные установки, которые придают учебной деятельности активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Указанная система мотивов составляет учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.

Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур.

Социальные мотивы обуславливают постоянную динамику вступающих в новые отношения друг с другом побуждений.

Учебная деятельность всегда является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники.

Обычно выделяют три вида источников активности: внутренние, внешние, личные.

К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).

Внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности.

Требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности.

Ожидания характеризуют отношения общества к учению как норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлением учебной деятельности.

Возможности - это объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (наличие школ, учителей, учебников, библиотеки и т.д.)

Личные источники. В системе названных источников активности, мотивирующих учебную деятельность, особое место занимают личные источники. К их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны, стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.

Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты.

Отсутствие одного из этих источников приводит к переструктуированию системы учебных

мотивов или их деформации. На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов:

-социальные (осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др.);

-познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.);

-личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации или рекламации личных качеств и др.).

М.В.Матюхина, исследовавшая мотивы учения младших школьников, выделяет две основные группы мотивов:

I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

-мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.;

-мотивы, связанные с самим процессом учения: учиться ученика побуждает стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ученика увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1.Широкие социальные мотивы:

-мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями, общественностью и т.п.;

-мотивы самоопределения (понимание необходимости знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

2.Узколичные мотивы:

-стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия); -желание быть первым учеником, занять достойное место среди сверстников (престижная мотивация);

3.Отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, товарищей (мотивация избегания неприятностей)

По данным Марковой А.К., к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то следует говорить о наличии познавательных мотивов. Если же у ученика выражена направленность на другого человека в процессе учения, то говорят о наличии социальных мотивов. Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов. Сила учебного мотива является показателем непреодолимого стремления учащегося и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности.

Устойчивость учебного мотива оценивается по его наличию во всех основных видах учебно-познавательной деятельности учащегося, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности.

Анализ процесса обучения позволяет выделить следующие функции учебных мотивов: -побуждающую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению определенных познавательных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

-регулирующая функция, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося, либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов.

Регуляция состоит в том, какие мотивы являются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.

Наряду с указанными функциями, отдельные исследователи выделяют и такие функции: стимулирующую, управляющую, организующую (Е.П. Ильин), структурирующую (О.К. Тихомиров), смыслообразующую (А.Н. Леонтьев), контролирующую (А.В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский).

Анализ учебного процесса показывает, что развитие мотивов учения идем двумя путями: -через усвоение учащимися общественного смысла учения;

-через саму деятельность учения школьников, которая вызывает у него определенные интересы.

В первом случае главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, довести до сознания школьника те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности. Примером может служить желание ученика получить хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной полезной обществу деятельности.

С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не оказывают влияния.

В педагогике научно обоснованно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности: -способ усвоения учебного материала.

Обычно предмет усваивается учеником как последовательность частных явлений. Каждое их рассматриваемых явлений учитель объяснят последовательно, дает готовый алгоритм действий с ним. Ребенку ничего не остается делать, как запомнить алгоритм и действовать соответствующим способом. При таком усвоении предмета есть опасность потери интереса к нему.

Наоборот, когда изучение предмета осуществляется через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то опираясь на эту сущность, ученик сам познает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения;

-организация работы над предметом малыми группами.

Порядок комплектования учащихся в малые группы имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то в результате совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется; -отношение между мотивом и целью.

Цель, поставленная учителем, должна быть понята учеником и стать его целью. Для превращения цели в мотивы - цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед;

-проблемность обучения.

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивация учащихся находится на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию оно является познавательной, т.е. внутренней; -содержание обучения.

Основу содержания обучения составляют базовые (инвариантные) знания. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями. Процесс обучения протекает так, что ребенок усваивает знания через их применение.

Существенную роль при этом имеют коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества с учителем и с учащимися.

Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации. Если же замечено снижение учебной мотивации, то необходимо установить причины снижения учебной мотивации. Затем провести коррекционную работу. Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации.

Проблема мотивации является актуальной проблемой обучения. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психолого-педагогических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня реального познания закономерностей развития человека и, особенно в отношении их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.

Обзор работ отечественных ученых исследователей в области мотивации показывает, что в настоящее время накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.

Таким образом, как и любой другой вид мотивации, учебная мотивация определяется целым

рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

-Во-вторых,- организацией образовательного процесса;

-В-третьих, субъективными особенностями обучающихся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.);

-В-четвертых, - субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системой отношения его к ученику, к делу;

-В-пятых, спецификой учебного предмета.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что, раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что советует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, ориентируются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание избежать наказания со стороны учителей или родителей, плохой оценки и т.д.

Нередко случается, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше:

-ему нельзя встать тогда, когда ему хочется;

-нельзя повернуться к товарищу, сидящему сзади;

-нельзя спросить, когда хочется это сделать и т.д.

В таких случаях у детей постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может продолжительное время работать в таких условиях.

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себе положение ученика, который каждый день, не выспавшись, должен вставать и идти в школу, где учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный и поставит двойку. Отношение к нему передается ученикам класса, поэтому многие из них к нему относятся плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Поэтому ученик знает, что ничего хорошего в школе его не ждет, но в школу он все-таки идет и именно в свой класс. Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то долго он не выдержит такого состояния и меняет место работы. Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, вызывающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.

The article defines the terms of motive and motivation. Opinions of various psychological schools on correlation of energetic and substantial components of motivation are revealed in the article. The work shows the sources and dynamics of motive development as an important stimulus of students' cognitive activity. The intensity and stability of students' educational motives are determined by the article. The article points out direction regulative, stimulating and other functions of educational motives.Proves the tendency of intensification of the influence of pupils' professional motivation on their cognitive activity. The professional requirements for a teacher, who has to know the motives of teaching pupils and skillfully put them into practice are established.

The key words: motive, motivation, polymotivated training activity, rigidity, lability, determinancy

Список литературы

1. Асеев В.Г. Мотивация поведений и формирование личности. М., 1976

2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Владос, 2001

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984

5. Лукьянова М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов /М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. Ульяновск НПКПРО, 1998

6. Иванникова В.А. Понятие личности в психологии./Вопросы психологии. М: 2012 №5

7. Маркова А.К.,. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983

8. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990

9. Матюхина М.В. Мотивация младших школьников. М.:,1984 10.Чирков В.И. Мотивация учебной деяетельности. Ярославль, 1991

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Рубинштейн С.Л. Человек и мир.«Методологические и теоретические проблемы психологии» М., 1969

12.Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М. Изд-во «Просвещение», 1969

Об авторах

Прядехо А.А. -кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского

Прядехо А.Н.- доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского

Motives of learning as means of stimulating pupils^ cognitive activity

A.N. Pryadyokho, A.A. Pryadyokho

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.