Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей математики к обеспечению мотивационной направленности учебной деятельности учащихся как методическая проблема'

Подготовка будущих учителей математики к обеспечению мотивационной направленности учебной деятельности учащихся как методическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старовойтова Е.Л.

В статье рассмотрены вопросы совершенствования методической подготовки будущих учителей математики, связанные с решением задачи формирования мотивации учения учащихся. Представлены два блока вопросов по проблеме мотивации учения как основные в методической подготовке студентов: психолого-педагогический аспект проблемы мотивации учения и практическая подготовка студентов к формированию предметной мотивации (мотивации к изучению математики). Выделены основные направления, приемы и средства формирования мотивации учения на уроках математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старовойтова Е.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей математики к обеспечению мотивационной направленности учебной деятельности учащихся как методическая проблема»

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

97

УДК 378:51

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Е. Л. Старовойтова

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры методики преподавания математики УО «МогГУ им. А. А. Кулешова»

В статье рассмотрены вопросы совершенствования методической подготовки будущих учителей математики, связанные с решением задачи формирования мотивации учения учащихся. Представлены два блока вопросов по проблеме мотивации учения как основные в методической подготовке студентов: психолого-педагогический аспект проблемы мотивации учения и практическая подготовка студентов к формированию предметной мотивации (мотивации к изучению математики). Выделены основные направления, приемы и средства формирования мотивации учения на уроках математики.

Введение

Одной из составляющих профессиональной подготовки будущих учителей математики является подготовка их к обеспечению мотивационной направленности учебной деятельности учащихся. Основу такой подготовки закладывают дисциплины психо лого-педагогического цикла, раскрывающие общие вопросы, касающиеся проблемы мотивации. Различные подходы к трактовке самого понятия мотивации, структура процесса мотивации, основные компоненты и механизмы данного процесса, а также многие вопросы мотивации учения представлены в научных трудах психологов и педагогов (Р. С. Немов, Л. М. Фридман, А. К. Маркова, Г. И. Саранцев, Е. П. Ильин и др.). Однако при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла вопросы формирования учебной мотивации рассматриваются зачастую в отрыве от содержательных особенностей школьных курсов. Дисциплины методического цикла призваны конкретизировать и углубить эти общие положения с учетом специфики школьного предмета (в частности, математики), способствовать приобретению студентами первоначального опыта организации такого вида педагогической работы. Однако в имеющихся учебных пособиях по предметным методикам (в частности, по методике преподавания математики) мотивационная составляющая предлагаемого предметного содержания школьных курсов представлена не всегда очевидно и убедительно, что затрудняет ее реализацию учителями, не имеющими достаточного педагогического опыта. В связи с этим необходима целенаправленная подготовка будущих учителей к работе по формированию и развитию учебной мотивации учащихся и придание этой работе устойчивого характера.

Предлагаемое далее содержание отражает возможный вариант методической подготовки будущих учителей математики по формированию мотивационной направленности учебной деятельности учащихся.

Результаты исследования и их обсуждение

Методическая подготовка студентов, являясь составной частью их профессиональной подготовки, включает рассмотрение отдельных общепедагогических вопросов, касающихся развития познавательного интереса к предмету, активизации познавательной деятельности учащихся, дифференциации обучения и т. д. Проблема формирования мотивации учения связана с этими вопросами, однако ее решение имеет свои особенности и специфику. Условно можно выделить два блока вопросов по проблеме мотивации учения, рассматриваемых нами как основные в методической подготовке студентов к обеспечению мотивационной направленности учебной деятельности учащихся. Первый блок отражает психолого-педагогический аспект указанной проблемы, во втором представлены вопросы формирования предметной мотивации (мотивации к изучению математики).

Формированию готовности студентов к обеспечению мотивации учения школьников предполагает целенаправленное создание в учебном процессе возможностей для актуализации потребностно-мотивационного потенциала учебной деятельности учащихся средствами предметного содержания. Нами рассматриваются вопросы, связанные с учебной мотивацией и, в частности, вопросы мотивации изучения математики.

98

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Проблема исследования мотивации в целом и мотивации учебной деятельности, в частности, является многоаспектной проблемой, изучение которой расширяет и углубляет представление о природе мотивации, но в свою очередь и затрудняет выработку единой точки зрения на сущность мотивации и мотивов, на структуру мотивации, а также на условия, пути и средства ее формирования.

Эффективная организация работы по подготовке будущих учителей математики к формированию и развитию мотивационной направленности учебной деятельности учащихся возможна при условии ее непрерывности и поэтапности. На первом, подготовительном этапе, в процессе изучения предметных, психолого-педагогических и методических дисциплин, а также на основе личного опыта студентов приходит осознание ими необходимости целенаправленного формирования и развития мотивации учебной деятельности школьников. Второй этап включает теоретическую подготовку студентов. Здесь будущим учителям математики дается возможность овладеть психолого-педагогическими и методическими знаниями и приобрести первоначальные умения и навыки формирования и развития учебной мотивации. При этом основную содержательную базу этого этапа может составлять курс по выбору или же занятия учебно-исследовательского практикума по курсу методики преподавания математики. Третий, практический этап, предоставляет будущим учителям математики возможность формирования начального опыта реализации полученных знаний, умений и навыков в реальной практике обучения математике с последующим переосмыслением этого опыта, самоанализом и коррекцией своих действий. Данный этап связан с проявлением творческой активности студентов при выполнении ими исследовательских проектов по проблеме обеспечения мотивационной направленности учебной деятельности учащихся, при подготовке курсовых и дипломных работ.

Рассмотрим содержание теоретической и практической подготовки студентов при осуществлении их методической подготовки. Основу теоретической подготовки составляют вопросы состояния и разработанности проблемы мотивации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе. В ней мотивация учения тесно связана с мотивами и мотивационной сферой человека [1]—[6].

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Она определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета [3].

В психологии мотивация трактуется в широком контексте. Она рассматривается как процесс, начинающийся с актуализации мотива и заканчивающийся формированием побуждения к действию, и включающий в себя создание готовности к действию, выбор целей, средств, способов, места и времени действия, формирование уверенности в правильности и необходимости действия и т. д. [2]. Мотивация понимается также и как личностное образование, характеризующееся наличием сложной комбинации закрепленных в психике человека потребностей, мотивов, эмоциональных переживаний и интересов, побуждающих человека к совершению определенных действий [5]. В узкоспециализированном понимании мотивация - это один из первых этапов организации учебной деятельности учащихся по изучению того или иного факта (теоремы, правила, алгоритма), по формированию того или иного понятия и по работе с той или иной задачей. Суть этого этапа заключается в том, чтобы показать учащимся целесообразность изучения данного понятия или теоремы, подчеркнуть необходимость и важность открытия нового факта с целью побуждения школьников к целенаправленной и активной деятельности и возбуждения интереса к изучению данного материала. Это достигается с помощью ряда методических приемов: опоры на жизненный опыт учащихся, использования материала межпредметного характера, показа необходимости изучения данного факта для решения некоторых практических задач, целенаправленное создание проблемных ситуаций и т. д. [7], [8].

Рассмотрение и анализ различных трактовок понятия мотивации позволяет выделить в них общий существенный признак, определяющий специфику данного понятия: наличие системы побудителей как необходимого структурного компонента процесса мотивации. Этот вывод является одним из исходных положений, сформированных студентами в ходе теоретического осмысления ими проблемы мотивационной направленности учебной деятельности учащихся. В соответствии с этим выводом рассматриваются два вида мотивации. Если в основе процесса мотивации лежат внешние побудители (требования родителей, учителей, применение соревновательных форм работы, демонстрация и изготовление различных моделей и др.), то речь идет о внешней (ситуативной) мотивации. Если же в качестве побудителей выступают внутренние, личностные образования и состояния (потребности, интересы, желания, мотивы личности ребенка и др.), то такая мотивация называется внутренней (диспозиционной). Все указанные факторы тесно взаимосвязаны друг с другом и должны учитываться при организации процесса обучения.

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

99

Поскольку мы рассматриваем вопросы, связанные с мотивацией учения школьников, то нас, прежде всего, будут интересовать мотивы учения. Их рассмотрение расширяет теоретическую базу студентов по исследуемой проблеме. А. К. Маркова характеризует мотив учения как направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней [5]. В современной педагогической литературе в учебной деятельности различают две большие группы мотивов: 1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; 2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. Те и другие занимают важное место в мотивационной сфере школьника [5], [9]. Различные типы отношения школьников к учению и соответствующие этим типам уровни сформированности мотивов связаны с характером их мотивации и состоянием учебной деятельности [5]. Такой подход к проблеме развития мотивов в процессе обучения позволяет учителю оценить возможности каждого ученика и наметить программу формирования положительной мотивации учения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Этот вывод является основополагающим при организации практического этапа методической подготовки студентов по проблеме обеспечения мотивационной направленности учебной деятельности учащихся. При этом необходимо наличие специального методического сопровождения студентов, включающего как отбор содержания такого рода подготовки, так и методических средств его реализации. Они призваны обеспечить осознание студентами необходимости развития учебной мотивации учащихся в процессе обучения посредством наблюдения за реальным процессом обучения математике и освоение будущими учителями теоретической составляющей их подготовки к обеспечению мотивационной направленности этого процесса в ходе лекционных и семинарских занятий по психолого-педагогическим дисциплинам. Методические средства способствуют также овладению различными технологиями формирования и развития учебной мотивации школьников на занятиях спецкурса, при моделировании педагогических ситуаций на лабораторных занятиях по методике преподавания математики, при подготовке и проведении уроков во время педагогической практики. Изучение педагогического опыта формирования мотивации учебной деятельности, совершенствование собственной педагогической деятельности в направлении формирования мотивации учения осуществляется посредством подготовки индивидуальных творческих проектов, курсовых и дипломных работ, участием в работе научно-исследовательской группы студентов.

Таким образом, практический этап методической подготовки студентов по проблеме обеспечения мотивационной направленности учебной деятельности учащихся характеризует процесс формирования учебной мотивации, требующий от учителя применения самых разнообразных приемов и средств. Л. М. Фридман, рассматривая проблему формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, выделяет возможные пути достижения данной цели [6]. Студенты знакомятся с ними в процессе выполнения ряда заданий. Приведем некоторые из них.

Задание 1. Одним из путей формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности является отбор содержания учебного материала. Охарактеризуйте требования, которые предъявляются к предлагаемому для изучения учащимися материалу, и конкретизируйте их на материале школьного курса математики.

Задание 2. Организация учебной деятельности как путь формирования положительной мотивации к учебной деятельности предполагает изучение каждого самостоятельного раздела или темы на трех основных этапах: мотивационном, операционально-познавательном и рефлексивнооценочном. Определите роль мотивационного этапа в становлении мотивации учебной деятельности.

Задание 3. Охарактеризуйте основные учебные действия, из которых состоит мотивационный этап: а) создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения темы;

б) формулировка основной учебной задачи; в) самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

Задание 4. Укажите способы создания проблемной ситуации и сконструируйте фрагменты уроков математики с реализацией этих способов. Как учитываются возрастные возможности учащихся при разрешении созданных проблемных ситуаций?

Задание 5. Раскройте суть операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного этапа в становлении мотивации учебной деятельности учащихся. Охарактеризуйте роль математического моделирования как средства осознания учащимися содержания изучаемой темы (на примере некоторых тем школьного курса математики).

Задание 6. Охарактеризуйте возможности использования на уроках математики коллективных и групповых форм работы как возможного пути формирования мотивации учения.

На практическом этапе методической подготовки студентов к обеспечению мотивационной направленности учебной деятельности учащихся студенты знакомятся с некоторыми возможными

100

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

направлениями формирования мотивации учения. К ним относится: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний, умений и навыков; обеспечение эффективной обратной связи в учебном процессе (оценивание учителем деятельности учащихся с целью формирования у них адекватной самооценки и путей ее самосовершенствования); создание ситуации успеха в обучении; активизация эмоциональной сферы личности. Эти направления раскрываются студентами при подготовке творческих проектов по соответствующей тематике. Некоторые приемы, способствующие формированию мотивации учения, могут быть представлены в содержании курсовых работ студентов (занимательность изложения, необычная форма предъявления учебного материала, анализ жизненных ситуаций, разъяснение прикладной и практической значимости получаемых предметных и межпредметных знаний и др.).

Общие вопросы проблемы формирования мотивации учения позволяют перейти непосредственно к проблеме формирования мотивационной направленности учебной деятельности на уроках математики.

При подготовке будущих учителей математики к формированию и развитию учебной мотивации школьников в процессе обучения необходимо отразить такой аспект методической подготовки, как учет содержательных особенностей учебного предмета. Необходимость учета специфики предметного содержания при организации обучения подчеркивалась многими известными методистами. В частности, А. А. Столяр указывает, что вызвать интерес к предмету нельзя без учета специфики предмета, и эта педагогическая проблема решается по-разному для различных учебных предметов [10]. В учебно-методической литературе также частично уделяется внимание рассмотрению вопросов, касающихся мотивации учебной математической деятельности учащихся и развития их познавательных интересов с учетом специфики изучаемого предмета. Так, в большинстве учебных пособий для студентов педвузов по теории и методике обучения математике особое внимание уделяется вопросам организации работы по изучению математических понятий, теорем, правил. Здесь в качестве одного из первых этапов работы выделяется этап мотивации их изучения, подробно разбирается ряд соответствующих методических приемов и средств мотивации (использование проблемно-поисковых методов, наглядных средств, исторического материала и др.). В других источниках обсуждаются вопросы организации мотивационного обеспечения при поиске путей доказательства теорем и решения задач, при формировании общих приемов учебной деятельности учащихся, а также предлагается ряд практических заданий для выработки соответствующих умений и навыков у студентов [7], [8 и др.]. И. А. Новик [11] выделяет в качестве одного из слагаемых педагогической культуры учителя математики владение широким кругом профессиональных знаний, умений и навыков, в том числе и в области мотивации учения, а также умелое использование в процессе обучения приемов, методов и средств мотивационного воздействия на учащихся.

Возможности обеспечения мотивационной направленности учебной деятельности учащихся в методической подготовке будущих учителей математики заложены в мотивационном потенциале содержания школьного математического образования: универсальной применимости, логической стройности, максимальной определенности и убедительности, творческой неисчерпаемости и эстетическом совершенстве самого предмета математики. В соответствии с этим средствами формирования предметной мотивации могут быть: эстетический потенциал самого учебного предмета математики [12], прикладные задачи, прикладная и практическая направленность обучения [13], [14], связь математических дисциплин с профессиональной направленностью обучения, межпредметные связи математики с другими школьными предметами [15] и пр. Оптимальное сочетание используемых средств формирования предметной мотивации способствует становлению положительной учебной мотивации и развитию учебно-познавательной активности учащихся в процессе обучения. Различные средства формирования учебной мотивации могут стать предметом исследования в дипломных проектах выпускников университета.

Эффективность методической подготовки будущих учителей математики к обеспечению мотивационной направленности учебной деятельности учащихся обеспечивается адекватностью характера взаимосвязи теоретической и практической составляющих такой подготовки этапам ее реализации. Начальный этап связан с практическим применением будущими учителями математики известных приемов, методов и средств формирования мотивации учебной деятельности учащихся, а заключительный позволяет конструировать мотивационно-насыщенные учебные ситуации и применять их в реальной практике обучения. На всех этапах процесса подготовки будущего учителя необходима постоянная мотивационная поддержка, начиная с формирования и развития учебной мотивации самих студентов на начальном этапе и заканчивая формированием у них потребности в самостоятельном поиске знаний по вопросам мотивации учебной деятельности учащихся, развитием мотивов к самообразованию и научно-исследовательской работе на заключительном этапе подготовки.

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

101

Выводы

Решение вопросов, связанных с мотивацией учебной деятельности учащихся, является необходимым условием эффективной организации продуктивного учебного процесса. В методической подготовке будущих учителей математики вопросы формирования мотивации учебной деятельности рассматриваются в контексте других вопросов курса методики преподавания математики. Однако педагогически целесообразна специальная подготовка будущих учителей к обеспечению мотивационной направленности учебной деятельности учащихся. Она включает ознакомление студентов с существующими научными концепциями учебной мотивации, раскрытие основных путей, направлений, приемов и средств формирования учебной мотивации учащихся. Значимым является также обучение студентов умениям конструировать и актуализировать мотивационно насыщенные педагогические ситуации в ходе учебной деятельности учащихся с использованием мотивационного потенциала содержания школьного математического образования. Подготовка будущих учителей математики к обеспечению мотивационной направленности учебной деятельности учащихся, рассматриваемая нами как методическая проблема, обеспечивается включением их в различные виды исследовательской работы, подготовку курсовых и дипломных работ, разработку творческих проектов во время педагогической практики, выполнение заданий учебно-исследовательского практикума.

Литература

1. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: проблема формирования личности

/ Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Междунар. пед. академия, 1995. - 212 с.

2. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1 : Общие основы психологии. - 688 с.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И. А. Зимняя. - Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М. : изд. корпорация «Логос», 1999. - 384 с.

4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 201 с.

5. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения : кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, П. М. Орлов. - М. : Просвещение, 1990. - 192 с.

6. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - М. : Просвещение, 1991. - 287 с.

7. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / сост.: Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. - М. : Просвещение, 1985. - 336 с.

8. Новик, И. А. Практикум по методике обучения математике : учеб. пособие / И. А. Новик, Н. В. Бровка. - М. : Дрофа, 2008. - 236 с.

9. Гусев, В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В. А. Гусев. - М. : ООО «Изд-во «Вербум-М», 2003. - 432 с.

10. Столяр, А. А. Педагогика математики / А. А. Столяр. - Минск : Высш. шк., 1986. - 414 с.

11. Новик, И. А. Формирование методической культуры учителя математики в педвузе : монография / И. А. Новик. - Минск : БГПУ, 2003. - 178 с.

12. Саранцев, Г. И. Эстетическая мотивация в обучении математике / Г. И. Саранцев. - Саранск : Морд. пед. ин-т, 2003. - 136 с.

13. Мышкис, А. Д. К методике прикладной направленности обучения математике / А. Д. Мышкис, М. М. Шамсутдинов // Математика в школе. - 1988. - № 2. - С. 12-14.

14. Терешин, Н. А. Прикладная направленность школьного курса математики : книга для учителя / Н. А. Терешин. - М. : Просвещение, 1990. - 96 с.

15. Далингер, В. А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике / В. А. Далингер. - М. : Просвещение, 1991. - 228 с.

Summary

The article deals with the problems of perfection of teaching methods training of future mathematics teachers connected with the solution of the problem of forming students’ motivation to study. The author presents two units of questions on the problem of study motivation as the basis of teaching methods training: psychological-pedagogical aspect of the problem of study motivation and practical training of the students for the formation of subject motivation (motivation of studying mathematics). The main courses, methods and means of the formation of teacher’s motivation in the mathematics classes are revealed.

Поступила в редакцию 19.12.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.