Научная статья на тему 'Роль стандартов в интеграции цепей поставок инновационных предприятий'

Роль стандартов в интеграции цепей поставок инновационных предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КООПЕРАЦИЯ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / COOPERATION / SYNERGY / A COMMON INFORMATION SPACE / STANDARDIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алякин А. А., Бурый А. С., Ершов А. С.

В статье рассмотрены основы интеграции цепей поставок инновационных предприятий, предлагаются пути повышения эффективности интеграции на базе унификации стандартов информационного взаимодействия, построения централизованной системы взаимовыгодного распространения технических условий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STANDARDS IN THE INTEGRATION OF SUPPLY CHAIN INNOVATION ENTERPRISES

The article covers the basics of supply chain integration of innovative enterprises, suggests ways to improve integration in the unification of standards-based information exchange, building a centralized system of mutual dissemination of technical terms

Текст научной работы на тему «Роль стандартов в интеграции цепей поставок инновационных предприятий»

снизить количество неудачных проектов и размер отклонений от бюджетов, календарных графиков и спецификаций, способно обернуться многомиллиардным экономическим эффектом.

Сделанные выводы полностью согласуются с исследованиями таких авторов как Б.Хохштрассер и К.Гриффитс [81], Дж.Бейкон [5], Л.Виллкок и С.Лестер [10], Дж.Фицджеральд [7], Дж.Эрл [6], К.Ми-лис и Р.Меркен [9], которые однозначно подчеркиваются, что крайне неубедительные результаты ИТ-проектов являются следствием проблем и недостатков в процессах оценки, анализа и обоснования этих проектов.

Литература:

1. Разу, М.Л., Бронникова, Т.М., Титов, С.А. и др. Управление проектом: Основы проектного управления. Под ред. Разу М.Л. М.: Кнорус, 2011

2. Информационные технологии в России, Информационноаналитический обзор №107, 24 июля 2008, компания «Интегрум», http://www.integrum.ru/Images/artic1es_author/ana1itika/ Russian_IT_ju1y.pdf

3. Обзор за 31 января - 6 февраля: в 2010 году российский ИТ-рынок вырос на 3,7%, http://www.dai1ycomm.ru/m/12397/

4. IDC: в 2010 г. мировые ИТ-расходы достигли 1,5 трлн. долларов, http://www.lwcom.rn/news/doc.php?do=read&doc=954

5. Bacon, J. (1994) Why companies invest in information technology. In: Willcocks L, editor. Information management: the evaluation of information systems investments. Chapman & Hall

6. Earl, J.M. (1989) Management strategies for information technology. Prentice Hall

7. Fitzgerald, G. (1998) ‘Evaluating information systems projects: a multidimensional approach’, Journal of Information Technology, 14:1730

8. Hochstrasser, B., Griffiths, C. (1991) Controlling IT investment: strategy and management. Kobler unit, Chapman & Hall

9. Milis, K. & Mercken, R. (2004) ‘The use of the balanced scorecard for the evaluation of Information and Communication Technology projects’, International Journal of Project Management, 22: 87-97

10. Willcocks, L., Lester, S. (1994) ‘Evaluating the feasibility of information systems investments: recent UK evidence and new approaches’. In: Willcocks L, editor. Information management: the evaluation of information systems investments. Chapman & Hall

11. http://www1.standishgroup.com/newsroom/chaos_2009.php

РОЛЬ СТАНДАРТОВ В ИНТЕГРАЦИИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Алякин А.А., д.э.н., профессор Бурый А.С., д.т.н.

Ершов А.С., к.э.н.

В статье рассмотрены основы интеграции цепей поставок инновационных предприятий, предлагаются пути повышения эффективности интеграции на базе унификации стандартов информационного взаимодействия, построения централизованной системы взаимовыгодного распространения технических условий

Ключевые слова: инновационное развитие, кооперация, синергетический эффект, единое информационное пространство, стандартизация

THE ROLE OF STANDARDS IN THE INTEGRATION OF SUPPLY CHAIN INNOVATION ENTERPRISES

AlyakinA., PhD, Professor Bury A., PhD Ershov A., Ph.D

The article covers the basics of supply chain integration of innovative enterprises, suggests ways to improve integration in the unification of standards-based information exchange, building a centralized system of mutual dissemination of technical terms

Keywords: Innovative development, cooperation, synergy, a common information space, standardization

Современная промышленная продукция высокого качества отличается наукоемкостью, сложностью, наличием большого числа высокоточных комплектующих. Для ее создания необходимо объединение интеллектуальных потенциалов различных субъектов отечественной экономики, дающее синергетический эффект. Этим обусловлена необходимость повышения качества научно-производственной кооперации инновационных предприятий.

В отличие от совместных подразделений и совместных предприятий по разработке и коммерциализации научно-технического задела научно-производственная кооперация предполагает, что стороны договариваются о проведении сквозного совместного процесса: разработки передаваемых для дальнейшего использования в производстве технологий, освоения промышленного выпуска и продаж продукции и услуг, а также дальнейших постоянных кооперированных (по взаимным поставкам сырья и компонентов, услуг) производства и сбыта [1]. Работа проводится в режиме как разделения труда по этапам, так и создания смешанных коллективов, однако не оформленных в подразделения со своим бюджетом и тем более в совместные предприятия. Обеспечение качественного взаимодействия в ходе такой работы требует унификации корпоративных стандартов.

Поль Дэвид, один из основоположников теории стандартизации, предлагает в своей работе [2] следующую классификацию: справочные стандарты, стандарты подобия, стандарты совместимости и стандарты этикета. Достоинство этой классификации со-

стоит в том, что каждый предыдущий вид стандарта является основой для последующего. Классификация П. Дэвида (см. табл. 1.) описывает возрастание сложности стандартов, при этом существование более сложных стандартов невозможно в отсутствие более простых.

Справочные (метрологические) стандарты выступают методологической основой стандартизации.

Стандарты подобия являются нормативами, определяющими требования к конкретному единичному продукту, касающиеся его способности выполнять определенный функции. Применительно к потребительским товарам, они описывают требования к их формальным и (отчасти, наряду со стандартами совместимости, функциональным) характеристикам.

Как показывает опыт, в отличие от национальных стандартов, которые в основном регламентируют требования к изделиям, работам и услугам, корпоративные стандарты затрагивают более широкий круг вопросов, в частности, обобщая и закрепляя внутрифирменные практики организации бизнес-процессов. Подобные стандарты, например, активно используются в Газпроме, ряде крупных нефтехимических компаний и т.д. При этом целесообразно поощрять распространение своих корпоративных стандартов среди контрагентов, поскольку это обеспечивает более эффективные бизнес-коммуникации, большие гарантии качества поставляемых смежниками продуктов. В некоторых отраслях объединяющие экономических субъектов ассоциации сами принимают меры к выработке от-

дельными субъектами на базе своего передового опыта стандартов и их дальнейшему распространению. Так, Ассоциация российских банков (АРБ) [3] в 2005 году создала рабочую группу по выработке стандартов, которая стала координировать усилия банков-членов, обобщать и распространять их опыт. В ходе работы этой группы были приняты: стандарт качества организации внутреннего контроля в банках (разработан следующими участниками: Банк «Электроника», Абсолют Банк, Банк ЗЕНИТ); стандарт качества организации управления кредитным риском в кредитных организациях (Альфа-Банк); стандарт качества управления взаимоотношениями с потребителями банковских услуг (Национальный банк Республики Башкортостан). Далее банкам направили для обсуждения пять следующих новых проектов стандартов: управление риском ликвидности в кредитных организациях (Сбербанк России); организация деятельности по аутсорсингу информационных технологий в банках (Банк России и Росбанк); организация платежных систем (Национальный банк Республики Башкортостан); организация управления операционными рисками в кредитных организациях (Альфа-Банк); управление персоналом в банке (Банк24.ру). Однако данный опыт пока является скорее исключением из правила.

Важной проблемой для повышения качества сотрудничества инновационных предприятий является так же формирование инфраструктуры распространения технических условий. Технические условия (ТУ) - это документ, посредством которого изготовитель доводит до потребителя информацию о выпускаемой продукции: о ее назначении, области применения, потребительских характеристиках, безопасном обращении при применении, правилах упаковки, маркировки, транспортирования, хранения, о правилах ее приемки и методах контроля (испытания, измерения, анализа) [4]. Информацию о наличии ТУ на конкретную продукцию можно найти в информационном указателе «Технические условия» (ИУТУ), издаваемом ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и формируемом на основе каталожных листов продукции. В ИУТУ представлено обозначение ТУ, его наименование, дата введения в действие и адрес держателя подлинника, к которому можно обратиться по поводу приобретения ТУ. Наиболее полная информация о ТУ за годы регистрации каталожных листов продукции (с 1995 г. по настоящее время) имеется в банке данных «Продукция России», который предоставляет информацию о ТУ на все виды продукции. По запросу пользователей этот банк данных выдает информацию о ТУ на конкретную продукцию, содержащуюся в каталожных листах, в виде распечатки на бумажном носителе либо записи на электронных носителях. Существенную помощь при разработке ТУ может оказать информация, имеющаяся в каталожных листах на аналогичную продукцию, представленных в банке данных «Продукция России», включая информацию о назначении и области применения продукции, ее основные потребительские характеристики, а также

код ОКП, к которому может быть отнесена продукция. В настоящее время ТУ приобретаются у держателя подлинника документа на основе договора, с правом изготовления по ТУ соответствующей продукции. При этом рекомендуется удостовериться, что продукция, уже выпускаемая по ТУ, которую предполагается приобрести, пользуется спросом и имеет хорошую репутацию. Как указывает Ю.Н. Берновский, попытки приобретения ТУ у изготовителя, расположенного в том же регионе, могут не увенчаться успехом, поскольку слишком остра конкуренция. При этом рекомендуется обратиться к держателю подлинника, находящемуся в другом регионе: для него возможная конкуренция не представляет опасности.

Для организаций, специализирующихся на разработке ТУ (в частности, отраслевых научно-исследовательских институтов, имеющих опытных специалистов, хорошую нормативно-техническую базу, приборы и оборудование для проведения испытаний, уже разработавших от нескольких десятков до нескольких сотен ТУ, которые приобретают и реализуют многие предприятия-изготовители, а так же разрабатывающих ТУ под заказ, или же малых инновационных предприятий, чей научный потенциал существенно превосходит производственно-технологический), выгодным будет передача ТУ в состав Федерального информационного фонда с целью последующего централизованного платного распространения посредством Системы информационного обеспечения технического регулирования [5]. Это позволит облегчить организацию взаимодействия между инновационными предприятиями и снизить трансакционные издержки.

Важным в научно-производственной кооперации инновационных предприятий представляется то, что стороны в режиме разделения ответственности за закупку и/или выпуск отдельных компонентов и материалов будут совместно, в условиях кооперации взаимных поставок (а не просто параллельно) коммерчески эксплуатировать совместно доработанную технологию стороны-донора, оформив на эту технологию также права промышленной собственности (патенты на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки). Юридически такое сотрудничество приобретает вид совместного проекта или договора о совместной деятельности - joint venture, или, согласно отечественному законодательству, так называемого полного товарищества [1].

Потенциально для передающей исходную технологию стороны это наиболее перспективный способ коммерчески реализовать свой ноу-хау. Однако этот способ требует значительных собственных инвестиций и текущих издержек, а также отказа от претензий на получение скорой (но малой) компенсации. При этом участники кооперации могут реализовать промежуточные и побочные результаты совместного проекта посредством продажи простых патентных либо беспатентных лицензий без ущерба для конечных плани-

Таблица 1. Иерархическая структура стандартов

Вид стандарта Сущность

Справочные стандарты (Reference Standards) Стандарты на меры веса, длины и других физических величин. Для таких стандартов возможно существование физических эталонов (например, метра или килограмма), которые хранятся в лабораториях или в организациях, отвечающих за установление стандартов. Официально сертифицированные измерительные инструменты проверяются посредством этих стандартов. Такие стандарты еще называются метрологическими стандартами.

Стандарты подобия (Similarity Standards) продуктов или сервисов Описывают номинальное значение и набор возможных отклонений. Сюда относятся, в том числе, жесткие стандарты на безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы. Хороший стандарт подобия является исчерпывающим - внутри него описаны все возможные вариации. Поскольку стандарты подобия являются точными, они с трудом поддаются ревизии, в связи с чем П. Дэвид рекомендует использовать их только в крайних случаях, когда скорое их изменение маловероятно.

Стандарты совместимости (Compatibility Standards) Описывают уровень «прозрачности» интерфейса между двумя или более элементами, вступающими во взаимную коммуникацию. Полная совместимость предусматривает полную прозрачность. В отличие от стандартов подобия, они описывают только достаточные (а не все) характеристики приемника и передатчика.

Стандарты этикета (Etiquette Standards) Определяют неисчерпывающий набор протоколов расширения для существующих протоколов. Стандарты этикета являются незакрытыми (open-ended) стандартами, они поддерживают коммуникацию между протоколами (а не внутри одного протокола).

руемых доходов и ускорения окупаемости проекта в целом.

Таким образом, исследование возможностей повышения качества экономического взаимодействия инновационных предприятий позволяет сделать вывод о том, что это позволит значительно повысить темпы инновационного развития за счет реализации синергетического интеллектуального потенциала, повысить темпы разработки и выпуска новой продукции, усилить их позиции на отечественном и мировом рынках.

Литература:

1. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. - М.:

Юнити-Дана, 2001. - 343 с.

2. David Paul A. Some New Standards for the Economics of Standardization in the Information Age, Economic Policy and Technological Performance, Cambridge University Press, 1987.

3. http://www.arb.ru/site/

4. Берновский Ю.Н. Технические условия или стандарты организации на продукцию // Стандарты и качество, 2007. - № 6.

5. Докукин А.В. Экономические основы развития информационного обеспечения технического регулирования. - М.: СТАНДАР-ТИНФОРМ, 2007

СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Чучуева М.А., преподаватель ГБОУ СОШ № 867 г. Москвы, заведующая секцией иностранных языков

В данной статье рассматриваются содержание и структура развития познавательной активности младших школьников в контексте психолого-педагогических исследований.

Ключевые слова: познавательная активность, познавательная деятельность, мотивы и интерес к учению, педагогический процесс.

PECULIARITIES OF DEVELOPING COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE ELEMENTARY SCHOOL

Chuchueva M., the teacher of GBOUSOSH№ 867 of Moscow, managing section of foreign languages

This article provides one of the important subjects in the sphere of educational practice such as: education of young schoolchildren in the spirit of their motive and interest to studies. The article describes how pedagogical process can be practically organized at primary school from the point of view of cognitive activities.

Keywords: cognitive activity, cognitive activities, motive and interest to studies, pedagogical process.

Современная ситуация в России характеризуется динамичным развитием экономики, науки и технологий, что вызывает рост конкуренции, расширение сферы квалифицированного труда и оправданные ожидания общества в появлении личности с активной познавательной позицией, стремящейся к постоянному саморазвитию и отвечающей вызовам наступившего XXI века. В связи с этим общество предъявляет особые требования к существующей теории и технологиям массового обучения. Однако, к сожалению, современное школьное образование крайне редко обнаруживает должное понимание к тем процессам, которые всегда будут являться основой для становления учащегося как субъекта собственной деятельности, что вызывает настоятельную потребность в решении одной из вечных проблем педагогики - развитие познавательной активности учащихся. До сих пор психологи и педагоги пытаются ответить на извечный вопрос: что сделать, чтобы ребенок хотел и умел учиться?

Понятие «активность» имеет латинские корни (actus - действие) и означает «активный», т.е. «деятельный», «энергичный». В философии образования активность субъекта определяется как процесс, направленный на действия и изменения предмета. В этом контексте активность можно представить в виде характеристики процесса взаимодействия субъекта и среды; его деятельного отношения к миру, связанного с осуществлением определенных идеалов, ценностей и принципов. При этом активность предполагает избирательность подходов к объекту познания (человек выбирает именно то, что необходимо на данный момент); постановку задач после выбора цели; преобразование объекта в последующей деятельности, направленной на решение поставленных проблем.

Еще в 60-е гг. XX века ученые-психологи обосновали и предложили положить в основу обучения мысль о том, что личность развивается в процессе собственной активной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.) [1; 2; 5; 7; 10]. Следует отметить, что сущность и содержание понятия «активность» содержательно осветили в своих работах С.Л. Рубинштейн [10] и Л.С. Выготский [5.].

Некоторые ученые в качестве центрального понятия рассматривают свойства, черты, особенности личности, тем самым определяя активность как качество, как личностное образование индивида (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн

и др.) [1; 2; 10].

М.Н. Скаткин, А.К. Маркова, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Мен-чинская и др. не сводят активность школьника лишь к познавательной деятельности как таковой. Они рассматривают ее как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания [11; 8; 3]. Вот почему проблема уже собственно познавательной активности, ее структуры, особенностей функционирования исследуются в разных науках, где получены значительные экспериментальные результаты.

В ходе анализа психолого-педагогических исследований было выявлено, что некоторые исследователи рассматривает познавательную активность как деятельность (М.А. Данилов, М.И. Лисина) [6]. В связи с этим отмечается некоторая тождественность понятий «активность» и «деятельность», что находит отражение в определении познавательной активности через деятельность (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.С. Гусева, А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасис-тый) [4; 5; 7; 9].

Сущность познавательной активности многими учеными понимается как направленная актуализация ранее усвоенных знаний или способов деятельности и применения их в новых условиях, когда в процессе взаимодействия школьника с учебным материалом происходит не только углубление его знаний, но и выработка им личностного отношения к усваиваемым знаниям и самому познавательному процессу.

Так, Ф.И. Харламов познавательную активность связывает с интенсивной аналитической мыслительной деятельностью учащихся в процессе изучения ими окружающего мира и овладения системой научных знаний [12].

А.К. Маркова рассматривает познавательную активность как вид активного отношения к учению как к познанию, где имеет место наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов и т.д. [8]. Признавая за учащимися активное начало в познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности.

Подобную трактовку познавательной активности мы встречаем у Т.И. Шамовой, рассматривающей активность в учении не просто как деятельное состояние школьника, а как качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отноше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.