Научная статья на тему 'Нормативно-управленческие резервы качества продукции'

Нормативно-управленческие резервы качества продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВЫ / СТАНДАРТЫ СОВМЕСТИМОСТИ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / ИЕРАРХИЯ СТАНДАРТОВ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ УВЕРЕННОСТЬ / СПРОС / МАРКЕТИНГ / DLNA / STANDARDS / INTEROPERABILITY STANDARDS / PRODUCT QUALITY / THE HIERARCHY OF STANDARDS / CONSUMER CONFIDENCE / DEMAND / MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалов В. А.

В статье рассмотрена эволюция нормативно-управленческих методов повышения качества продукции, показано возрастание их роли в условиях спада потребительской активности, выявлена роль нормативов в обеспечении долговечности продукции и гарантировании ее совместимости с другими продуктами. Рассмотрен пример стандарта DLNA и его маркетинговой роли в повышения потребительской уверенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND MANAGEMENT RESERVES THE QUALITY OF PRODUCTS

The article discusses the evolution of regulatory and management practices to improve product quality, have shown an increase of their role in the decline in consumer activity, revealed the role of standards in ensuring the longevity of products and guarantee its compatibility with other products. An example of the standard DLNA and its marketing role in improving consumer confidence.

Текст научной работы на тему «Нормативно-управленческие резервы качества продукции»

Многоаспектность конкурентоспособности предприятия связана с тем, что она является сложным и интегральным явлением, отражающим практически все аспекты его деятельности. Поскольку конкурентоспособность формируется под воздействием многих факторов, соответственно, ее степень будет кореллироваться многими факторами с различной степенью тесноты связей.

Конкурентоспособность предприятия динамична. Динамичность обусловлена быстро меняющимися условиями внешней среды и необходимостью «без промедления» адаптироваться к новым конкурентным условиям. В современных условиях, когда темпы перемен высоки, невозможно сохранять прочные конкурентные позиции без способности быстро реагировать на происходящие изменения. Динамизм превращается в решающий фактор конкурентоспособности. Предприятие должно не только динамично развиваться, но оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации, вовремя трансформироваться структурно и функционально.

Под изменением рыночной ситуации нами понимаются любые изменения: в потребностях и предпочтениях потребителей, технологиях под воздействием научно-технического прогресса, ценах, подходах в управлению предприятием; экологические, социальноэкономические и политические изменения на уровне региона и государства. При этом внешние условия являются детерминантами внутренних преобразований.

Если рассматривать предприятие как систему, то она предполагает существование внешнего окружения и внутренней структуры, а также наличие преобразовательных процессов, компонентов обратной связи. Данный подход подразумевает неразрывность свя-

зи предприятия с внешней средой и сохранение свойств системности.

Удержание превосходства над другими хозяйствующими субъектами является, как известно, целью предприятия, стремящегося к увеличению доли рынка, повышению эффективности, упрочению своей рыночной позиции. Превосходство над конкурентами по различным параметрам является показателем конкурентоспособности предприятия. Определить, конкурентоспособно предприятие или нет, возможно только в результате сравнения каких-либо показателей или характеристик с аналогичными показателями других предприятий.

Проблема оценки конкурентоспособности предприятия, в том числе предприятия ОПК, является сложной и комплексной. Оценка необходима предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как: выработка направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспектив продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию, выход на новые рынки и т.п.

Результаты оценки конкурентоспособности объектов могут быть различными и зависеть от «набора» оцениваемых показателей объекта. Выбор и обоснование наиболее важных критериев является дальнейшим направлением развития теории конкурентоспособности.

Итак, конкурентоспособность предприятия ОПК - многоаспектная характеристика, отражающая способность предприятия динамично реагировать на изменения рыночной ситуации с целью удержания превосходства над другими хозяйствующими субъектами.

2 Всемирный экономический форму, как известно, - основанная на членстве неправительственная организация, содействующая установлению взаимодействия между ключевыми заинтересованными группами общества, например, лидерами органов власти, бизнеса, науки, образования и искусств с целью «улучшения положения в мире». Она имеет статус некоммерческого фонда в соответствии с законодательством Швейцарии и официально не связана с какими-либо политическими. Партийными или религиозными интересами.

3 Большой экономический словарь / Под ред. А.И. Азриляна - М.:

4 Даже в ЕС Лиссабонская стратегия основана на сравнении роста производительности труда в ЕС и США.

НОРМАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Коновалов В.А., докторант ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», к.э.н., доцент

В статье рассмотрена эволюция нормативно-управленческих методов повышения качества продукции, показано возрастание их роли в условиях спада потребительской активности, выявлена роль нормативов в обеспечении долговечности продукции и гарантировании ее совместимости с другими продуктами. Рассмотрен пример стандарта DLNA и его маркетинговой роли в повышения потребительской уверенности.

Ключевые слова. Нормативы, стандарты совместимости, качество продукции, иерархия стандартов, DLNA, потребительская уверенность, спрос, маркетинг.

REGULATORY AND MANAGEMENT RESERVES THE QUALITY OF PRODUCTS

Konovalov V., «STANDARTINFORM», FSUE, the doctoral candidate, Candidate of economic sciences, docent

The article discusses the evolution of regulatory and management practices to improve product quality, have shown an increase of their role in the decline in consumer activity, revealed the role of standards in ensuring the longevity of products and guarantee its compatibility with other products. An example of the standard DLNA and its marketing role in improving consumer confidence.

Keywords: Standards, interoperability standards, product quality, the hierarchy of standards, DLNA, consumer confidence, demand, marketing.

Кризисные явления в мировой экономике, спад потребительского спроса со всей очевидностью показали необходимость пересмотра ряда парадигм, на которых базируется производственная и маркетинговая стратегия предприятий. Необходимо найти новые подходы к повышению заинтересованности покупателей в отечественной продукции, для чего целесообразно рассмотреть эволюцию подходов к обеспечению ее качества и предложить рекомендации по задействованию нормативно-управленческих резервов качества.

Хорошо документированным примером нормативно-управленческого подхода к качеству является ряд средневековых постановлений, принятых как верховной властью, так и различными цехами

- аналогами современных саморегулируемых организаций (СРО).

Наиболее известным примером такого рода нормативов является «Закон о чистоте пива». В 1447 году власти города Мюнхена выпустили закон, по которому все пивовары для производства пива должны были использовать только ячмень, хмель и воду. Этот до-

кумент был основой того, что через полвека станет Всебаварским «Законом о Чистоте» - Reinheitsgebot. Проект закона был составлен баварскими правителями герцогом Вильгельмом IV и герцогом Людвигом Х и представлен на собрании глав поместий всей Баварии в городе Ингольштадт (в 100 километрах от Мюнхена). «Мы правим, заявляем и хотим вместе с советом нашей земли, чтобы с этих пор и по всей земле герцогства Бавария, а также по всем городах и на торговых площадях, не имеющих специальных правил, от Михаэли до Георги (Михаэль и Георги - это даты, 29 сентября и 23 апреля соответственно) Масс или Копф (чуть более литра) пива не продавалась бы более, чем за один Пфенниг мюнхенской валюты, и от Георги до Михаэли Масс пива не более чем за два Пфеннига той же валюты, а Копф - не более, чем за три Геллера под страхом наказаний, перечисленных ниже. Если кто-то не варит Мартовское пиво, а варит другое, или делает это как-то иначе, то он не должен продавать его более, чем за один Пфенниг за Масс. Но, прежде всего, мы настаиваем, чтобы отныне и впредь ничего более не исполь-

зовалось для любого пива кроме ячменя (ве^еи), хмеля и воды во всех наших городах, на рыночных площадях и по всей земле. Тот, кто умышленно нарушит Указ и не останется ему верным, должен быть лишен своего бочонка пива магистратом в качестве наказания. Но если владелец постоялого двора покупает один, два или три бочонка пива на какой-либо пивоварне в наших городах, на рыночных площадях и по стране, а затем продает его простому крестьянину, то ему (этому владельцу) и только ему позволяется и не запрещено продавать Масс или Копф пива на один Геллер больше того, что было указано выше» [1].

«Закон о чистоте пива» - самый древний до сих пор действующий продовольственный закон Германии.

В СССР поскольку в условиях фактического отсутствия конкуренции не существовало рыночных стимулов к повышению качества продукции, то перед стандартизацией той поры была поставлена задача установления определенного, нужного обществу уровня качества, поэтому в стандартах давалась полная характеристика продукции.

Затем в процессе дерегулирования (основными этапами которого стали Закон «О стандартизации» 1993 года и Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ [2]) обязательными стали только требования по безопасности. продукции, регулирование же ее качества было возложено на рыночную конкуренцию и выбор потребителей. Однако в условиях информационной асимметрии, недостаточной потребительской грамотности населения эволюция конкуренции приобрела направленность не на повышение качества изделий, а на их продвижение с помощью рекламы и формирование «окружения бренда».

После спада 90-х годов, в 2000-х российский потребительский сектор имел тенденции к росту, демонстрируя большой потенциал за счет постоянного увеличения доходов и потребления населения (см. табл.1) ([3]):

Тенденция к постоянному росту денежных доходов ввиду роста цен на нефть порождала потребительскую уверенность в будущем, стимулировала быструю смену вещей под влиянием моды и престижа, при меньшем внимании к их качеству, долговечности и системной совместимости, поскольку реклама строилась на тезисе о непрерывном и быстром развитии потребительских товаров, а так же на возможности в недалеком будущем покупать товары из более высоких ценовых категорий. Однако всемирный экономический кризис, резкие колебания цен на нефть подорвали такую уверенность, сместив потребительские предпочтения в сторону вложения средств в надежные, долговечные товары с гарантией их совместимости.

По нашему мнению, в основе нового подхода должен лежать пересмотр парадигмы качества товара народного потребления, боль-

ший акцент на формализованных показателях качества, опирающихся на общепринятые, имеющие системный характер нормативы.

Б. Райан [4] определяет понятие качества «как некий баланс между тремя состояниями:

• формальным качеством, которое предлагает соответствие продуктов (услуг) их проектным характеристикам;

• функциональным качеством, т. е. соответствием продуктов (услуг) функциональным требованиям потребителя;

• этическим качеством, т.е. соответствием продуктов (услуг) общим этическим параметрам данного предприятия».

Очевидно, что стандартное определение качества согласно Международного стандарта ИСО 8402:94 [5] - «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности», и его новая формулировка в новом стандарте ИСО 9000:2000 [6] и его российском аналоге ГОСТ Р ИСО 9000-2001 [7] «качество - степень соответствия характеристик требованиям» - затрагивают именно понятие функционального качества.

Можно выделить в функциональном качестве три аспекта:

- способность продукта достигать определенной цели, удовлетворяя потребность пользователя;

- простота достижения этой цели пользователем;

- эстетичность данного продукта.

Очевидно, что, если аспекты 2 и 3 являются в значительной степени субъективно оцениваемыми, то первый аспект должен оцениваться через соответствие стандартам.

П.Дэвид, один из основоположников теории стандартизации, предлагает в своей работе [8] следующую классификацию: справочные стандарты, стандарты подобия, стандарты совместимости и стандарты этикета. Достоинство этой классификации состоит в том, что каждый предыдущий вид стандарта является основой для последующего. Классификация П. Дэвида (см. табли. 2) описывает возрастание сложности стандартов, при этом существование более сложных стандартов невозможно в отсутствие более простых.

Справочные (метрологические) стандарты выступают методологической основой стандартизации.

Стандарты подобия являются нормативами, определяющими требования к конкретному единичному продукту, касающиеся его способности выполнять определенный функции.

Однако в настоящее время сложные, высокотехнологичные потребительские товары все чаще могут выполнять свои функции только в составе комплексных систем, поэтому все возрастает роль стандартов совместимости.

Совместимость сама по себе имеет несколько аспектов, различают совместимость с изделиями других поставщиков, совмести-

Таблица 1. Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения

1995 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Фактическое конечное потребление сектора домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.) 2872 3813 5014 6390 7710 9573 11976

на душу населения, руб. (1995 г. - тыс. руб.) 5874 26014 34347 43976 53330 66563 83680

в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) 105,9 108,2 107,7 106,7 109,9 109,6

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. (1995 г.- тыс. руб.) 515,9 2281,1 3062,0 3947,2 5170,4 6410,3 8023,2

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году 85,0 112,0 108,7 111,1 115,0 110,4 111,1

Таблица 2. Иерархическая структура стандартов

Вид стандарта Сущность

Справочные стандарты (Reference Standards) Стандарты на меры веса, длины и других физических величин. Для таких стандартов возможно существование физических эталонов (например, метра или килограмма), которые хранятся в лабораториях или в организациях, отвечающих за установление стандартов. Официально сертифицированные измерительные инструменты проверяются посредством этих стандартов. Такие стандарты еще называются метрологическими стандартами.

Стандарты подобия (Similarity Standards) продуктов или сервисов Описывают номинальное значение и набор возможных отклонений. Сюда относятся, в том числе, жесткие стандарты на безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы. Хороший стандарт подобия является исчерпывающим - внутри него описаны все возможные вариации. Поскольку стандарты подобия являются точными, они с трудом поддаются ревизии, в связи с чем П. Дэвид рекомендует использовать их только в крайних случаях, когда скорое их изменение маловероятно.

Стандарты совместимости (Compatibility Standards) Описывают уровень «прозрачности» интерфейса между двумя или более элементами, вступающими во взаимную коммуникацию. Полная совместимость предусматривает полную прозрачность. В отличие от стандартов подобия, они описывают только достаточные (а не все) характеристики приемника и передатчика.

Стандарты этикета (Etiquette Standards) Определяют неисчерпывающий набор протоколов расширения для существующих протоколов. Стандарты этикета являются незакрытыми (open-ended) стандартами, они поддерживают коммуникацию между протоколами (а не внутри одного протокола).

мость со старым и обновляемым оборудованием (upgrade and backward compatibility), совместимость в рамках линейки продуктов. Поддержание совместимости по мере эволюции стандартов требует стандартов этикета для того, чтобы договариваться о пока не определенных расширениях стандарта.

С технологической точки зрения стандарты этикета приобретают все большую важность по мере все большего распространения программируемых процессоров. С социальной точки зрения такие протоколы важны, потому что они описывают все более сложные методы организационного взаимодействия по принятию новых стандартов. Стандарты этикета задают рамку работы для двухсторонних и многосторонних переговоров, в результате которых появляется возможность определить области для дальнейшего изучения и пересмотра.

Характерным примером таких стандартов, задающих требования к совместимости различных продуктов в рамках идеологии «умного дома», являются DLNA (Digital Living Network Alliance)

— стандарт, позволяющий совместимым устройствам передавать и принимать по домашней сети различный медиа-контент (изображения, музыку, видео), а также отображать его в режиме реального времени. Это технология для соединения домашних компьютеров, мобильных телефонов, ноутбуков и бытовой электроники в единую сеть. Продукты, которые поддерживают спецификацию данной технологии по желанию пользователя могут автоматически настроиться и объединиться в домашнюю сеть для обмена видео-, аудиоинформацией и цифровыми фотографиями.

Приобретая DLNA-совместимый продукт, пользователь может быть уверен в его интеграции в единую медиасистему. Кроме того, приобретение одного DLNA-совместимого устройства инициирует у пользователя замены остальных бытовых устройств на DLNA-совместимые, для достижения максимального удовлетворения от их совместного использования, что может в значительной степени

поддержать потребительский спрос.

Таким образом, рассмотрение ситуации с падением потребительского спроса показывает, что для его долговременного оживления необходимо активное использование нормативно-управленческих методов, задающих новые стандарты качества и совместимости товаров и побуждающих потребителя приобретать новые изделия, основывая не на давлении моды, а на принципиально новых функциональных возможностях и гарантиях их совместимости и расширения в будущем.

Литература:

1. http://beer.artcon.ru/pavel_egorov/reinheitsgebot.html

2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 23.07.2008 г.) // СЗ РФ. - 2002. - № 52. - Ч. 1. - Ст. 5140.

3. www.gks.ru

4. Райан Б. Стратегический учет для руководителей. - М.: ЮНИТИ, 1998 г. - 616 с.

5. ИСО 8402:94

6. ИСО 9000:2000

7. ГОСТ Р ИСО 9000-2001

8. David Paul A. Some New Standards for the Economics of Standardization in the Information Age, Economic Policy and Technological Performance, Cambridge University Press, 1987.

9. www.dlna.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.