Научная статья на тему 'Повышение качества корпоративной структуры инновационных предприятий'

Повышение качества корпоративной структуры инновационных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ СТРУКТУРА / ВРАЖДЕБНОЕ ПОГЛОЩЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / КРИЗИС / ДЕПРЕССИЯ / INNOVATIVE BUSINESS / VENTURE CAPITAL COMPANY / CORPORATE STRUCTURE / A HOSTILE TAKEOVER / THE ECONOMIC CYCLE / CRISIS / DEPRESSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершов А. С.

В статье рассмотрена роль инновационного бизнеса в экономическом развитии после кризиса, выявлены его институциональные риски, предложен комплекс мер по повышению качества корпоративной структуры, затрудняющий действия по враждебному поглощению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF THE CORPORATE STRUCTURE OF INNOVATIVE ENTERPRISES

The article considers the role of innovative business in economic development after the crisis, revealed its institutional risks, proposed a package of measures to improve the quality of corporate structures that impede the action of a hostile takeover.

Текст научной работы на тему «Повышение качества корпоративной структуры инновационных предприятий»

сти, пользуется спросом и имеет хорошую репутацию. Как указывает Ю.Н. Берновский, попытки приобретения ТУ у изготовителя, расположенного в том же регионе, могут не увенчаться успехом, поскольку слишком остра конкуренция. При этом рекомендуется обратиться к держателю подлинника, находящемуся в другом регионе: для него возможная конкуренция не представляет опасности.

Для организаций, специализирующихся на разработке ТУ (в частности, отраслевых научно-исследовательских институтов, имеющих опытных специалистов, хорошую нормативно-техническую базу, приборы и оборудование для проведения испытаний, уже разработавших от нескольких десятков до нескольких сотен ТУ, которые приобретают и реализуют многие предприятия-изготовители, а так же разрабатывающих ТУ под заказ, или же малых инновационных предприятий, чей научный потенциал существенно превосходит производственно-технологический), выгодным будет передача ТУ в состав Федерального информационного фонда с целью последующего централизованного платного распространения посредством Системы информационного обеспечения технического регулирования [5]. Это позволит облегчить организацию взаимодействия между инновационными предприятиями и снизить трансакционные издержки.

Важным в научно-производственной кооперации инновационных предприятий представляется то, что стороны в режиме разделения ответственности за закупку и/или выпуск отдельных компонентов и материалов будут совместно, в условиях кооперации взаимных поставок (а не просто параллельно) коммерчески эксплуатировать совместно доработанную технологию стороны-донора, оформив на эту технологию также права промышленной собственности (патенты на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки). Юридически такое сотрудничество приобретает вид совместного проекта или договора о совместной деятельности - joint

venture, или, согласно отечественному законодательству, так называемого полного товарищества [1].

Потенциально для передающей исходную технологию стороны это наиболее перспективный способ коммерчески реализовать свой ноу-хау. Однако этот способ требует значительных собственных инвестиций и текущих издержек, а также отказа от претензий на получение скорой (но малой) компенсации. При этом участники кооперации могут реализовать промежуточные и побочные результаты совместного проекта посредством продажи простых патентных либо беспатентных лицензий без ущерба для конечных планируемых доходов и ускорения окупаемости проекта в целом.

Таким образом, исследование возможностей повышения качества экономического взаимодействия инновационных предприятий позволяет сделать вывод о том, что это позволит значительно повысить темпы инновационного развития за счет реализации синергетического интеллектуального потенциала, повысить темпы разработки и выпуска новой продукции, усилить их позиции на отечественном и мировом рынках.

Литература:

1. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 343 с.

2. David Paul A. Some New Standards for the Economics of Standardization in the Information Age, Economic Policy and Technological Performance, Cambridge University Press, 1987.

3. http://www.arb.ru/site/

4. Берновский Ю.Н. Технические условия или стандарты организации на продукцию // Стандарты и качество, 2007. - № 6.

5. Докукин А.В. Экономические основы развития информационного обеспечения технического регулирования. - М.: СТАНДАР-ТИНФОРМ, 2007

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА КОРПОРАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ершов А.С., к.э.н., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье рассмотрена роль инновационного бизнеса в экономическом развитии после кризиса, выявлены его институциональные риски, предложен комплекс мер по повышению качества корпоративной структуры, затрудняющий действия по враждебному поглощению.

Ключевые слова: инновационный бизнес, венчурное предприятие, корпоративная структура, враждебное поглощение, экономический цикл, кризис, депрессия

IMPROVING THE QUALITY OF THE CORPORATE STRUCTURE OF INNOVATIVE ENTERPRISES

Ershov A., Ph.D., applicant, STANDARTINFORM, FSUE

The article considers the role of innovative business in economic development after the crisis, revealed its institutional risks, proposed a package of measures to improve the quality of corporate structures that impede the action of a hostile takeover.

Keywords: innovative business, venture capital company, corporate structure, a hostile takeover, the economic cycle, crisis, depression

Современная наука и технология все более вовлекаются в жестокую конкурентную рыночную борьбу. Фундаментальные знания и их конечный результат - научно-техническая продукция - становятся важнейшим фактором реализации геополитических интересов государств в условиях глобализации экономики и становления общества знания.

Понятие нововведение означает прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Слова «инновация» и «нововведение» по смыслу идентичны, вариант английского слова innovation - развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности работы предпринимательских фирм.

Инновация определяется как конечный результат инновационного процесса, получившего воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции или технологии.

Г.Д. Ковалев предлагает следующее определение: под нововведением (инновацией) будем понимать конечный результат особого

вида деятельности - инновационной, в процессе которой создаются (покупаются) и используются новшества. В свою очередь, новшества как результаты интеллектуальной деятельности, законченных научных исследований и разработок являются кирпичиками большого здания научно-технического прогресса [1].

Г. Менш [2] объясняет связь макроэкономического и микроэкономического аспекта инновации: неравномерность инновационной активности связана с особенностями функционирования рыночной экономики. Ориентируясь на текущую прибыль, предприниматели руководствуются экономической конъюнктурой, упуская из виду долгосрочные альтернативы технического развития. Ухудшение состояния фирмы порождает стимул к инновациям. И наоборот, когда дела фирмы процветают, у нее нет необходимости что-либо серьезно менять в уже отлаженном производстве. Г. Менш указывает, что конец процветания старых отраслей увеличивает склонность собственников капитала к инвестированию в новую продукцию и технологию несмотря на то, что прибыль в фазе депрессии мала, собственники видят во вкладе капитала в инновации меньше риска, нежели во вкладе в старую продукцию и технологию или

долговые обязательства. К внедрению радикальных инноваций они приступают только вследствие резкого падения эффективности инвестиций в традиционных направлениях, когда уже накоплены значительные избыточные мощности и избежать вползания экономики в фазу глубокой затяжной депрессии не удается. В фазе депрессии внедрение базисных инноваций оказывается единственной возможностью прибыльного инвестирования и в конце концов инновации преодолевают депрессию.

Таким образом, Г. Менш считает, что депрессия играет роль генератора условий для появления инноваций, составляющих технологический базис новой длинной волны.

В настоящее время большинство футурологов сходятся во мнении, что ключевой стратегией развития мировой экономики в 21 веке станет именно новая волна радикальных инноваций, связанная с нанотехнологиями и биотехнологиями, а так же альтернативными источниками энергии.

Россия имеет колоссальный научный потенциал в данных областях, однако инновационная активность ее предприятий в настоящее время явно недостаточна. Одной из важнейших причин этого являются высокие институциональные риски, агрессивная внешняя среда, недостатки корпоративного управления. Этим обусловлена необходимость рассмотрения путей оптимизации корпоративной структуры инновационных предприятий на разных этапах его развития.

Венчурное предприятие может избрать два пути коммерциализации своих научно-технических идей и разработок.

Она может происходить как через операции с самими новыми технологиями (горизонтальная передача или горизонтальный трансфер технологий - фактическая продажа их как таковых), так и посредством освоения этих технологий собственными силами и продаж готовой продукции (вертикальная передача или вертикальный трансфер технологий).

В первом случае венчурное предприятие не имеет развитое производственной базы, а основные активы составляет интеллектуальный капитал. Если его человеческая составляющая является малодоступной целью для рейдерского захвата (т.к. квалифицированные сотрудники могут просто уйти в другое предприятие), то патенты и лицензии могут являться активом, ценным как самим по себе, так и как средство для патентных войн против конкурентов. Во втором случае к ценным активам прибавляются производственные мощности. Кроме этого, по мере своего развития и достижения рыночного успеха инновационное предприятие начинает привлекать внимание рейдеров своими финансовыми потоками.

Помимо распространенных во всем мире способов агрессивного поглощения через те или иные способы выкупа достаточного пакета ценных бумаг, в России распространены специфические и стоящие на грани закона методы, в частности с помощью искусственного банкротства или пакета привилегированных акций. В первом случае корпорация-покупатель скупает просроченные долговые обязательства корпорации-цели, и, используя приобретенные долговые обязательства, корпорация-покупатель инициирует процедуру банкротства. На пост внешнего управляющего продвигается лицо представляющее интересы корпорации-покупателя.

Внешний управляющий:

а) начинает шантажировать текущих акционеров корпорации-цели, требуя от них продать принадлежащие им акции захватчику по демпинговой цене, в противном случае угрожая разрушить предприятие, и/или

б) создает новую компанию (где контролирующим акционером является корпорация-покупатель) и выводит на ее баланс наиболее ценные активы корпорации-цели. Ныне действующее законодательство о банкротстве, а именно Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции от 31.12.2004) позволяет частично, а иногда и полностью заблокировать данную стратегию нападения, так как дает возможность дебиторам (помимо всего прочего) погашать свою задолженность и, таким образом, избегать самой процедуры банкротства. Однако данная стратегия остается актуальной при совместном применении с криминальным воздействием на бизнес, не дающим возможность погасить долги (в частности, с помощью разного рода незаконных проверок и т.д.).

Враждебные поглощения при помощи привилегированных акций проводится в ситуациях, когда агрессор владеет крупным пакетом обыкновенных голосующих акций (естественно, не контрольным) и привилегированных акций. Агрессор созывает внеоче-

редное собрание акционеров. Акционера, владеющего контрольным пакетом обыкновенных голосующих акций, на него не приглашают, а точнее говоря, он просто не знает о проведении собрания. На этом внеочередном собрании агрессор принимает два решения. Первое - решение о конвертации принадлежащих ему привилегированных акций в обыкновенные голосующие акции корпорации-цели. Второе - решение о переизбрании совета директоров корпорации-цели. Новый совет директоров избирает нового топ-менеджера (генерального директора общества) и открывает новый фактический офис для нового руководства.

Корпорация-цель (как правило, через подставных лиц) возбуждает ряд судебных исков и получает судебные акты, подтверждающие законность назначения нового генерального директора и т.д. До того как эти судебные акты будут оспорены, агрессор будет иметь возможность утверждать, что все его действия были законными. Агрессор пытается взять предприятие под полный контроль. Как правило, для этого он, опираясь на полученные определения суда, привлекает к проведению операции по захвату предприятия вооруженных сотрудников частных охранных предприятий или ОМОНа. Используя определения судов, агрессор пытается арестовать банковские счета корпорации-цели, взять под а контроль реестр акционеров общества, назначить нового регистратора и старается получить решение суда, обеспечивающее законность выбора нового регистратора.

Таким образом, традиционная структура инновационного предприятии несет существенный риск враждебного поглощения, что снижает мотивацию к развитию инновационного бизнеса. Поэтому необходимо повысить качество корпоративной структуры, сделать ее более устойчивой к попыткам враждебного поглощения.

В рамках реструктуризации предприятия предлагается использовать модель создания вместо одного инновационного предприятия - производственной корпорации со сбалансированной системой управления. Операционная компания осуществляет операционную деятельность, имеет необходимые лицензии и штат сотрудников. Недвижимости, оборудования, транспорта она в собственности не имеет, а владеет на праве аренды. Компания несет все операционные риски, а в связи с отсутствием имущества не представляет интереса для потенциального захватчика.

Компания - владелец имущества имеет в собственности недвижимость. оборудование, иное ценное имущество. Операционной деятельности не ведет, единственный вид деятельности - сдача в аренду имущества операционной компании и банку. Штата сотрудников эта компания не имеет, операционных рисков не несет. Наиболее ценное имущество обременено залогом в банке, что исключает любые сделки с ним.

Управляющая организация осуществляет функции единоличного исполнительного органа в остальных компаниях группы компаний и имеет в своем штате необходимый административно-управленческий аппарат.

Холдинговая компания - номинальный держатель акций/долей (в зависимости от организационно-правовой формы - акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью) остальных компаний. Она заключает с фактическими владельцами акций /долей договор доверительного управления. Эта компания прописана в общедоступных реестрах - едином государственном реестре юридических лиц, реестре акционеров как номинальный владелец, что позволяет скрыть имена и наименования фактических владельцев группы компаний. Акции/доли обременены залогом в банке, что исключает любые сделки с ними.

Банк или иное финансово-кредитное учреждение осуществляет финансирование проектов группы компаний и держит в залоге наиболее ценные активы и акции/доли.

Наибольшие риски - операционные, налоговые, риск банкротства несет операционная компания, но у нее нет ценных активов, нет должностных лиц, которые несли бы уголовную, административную и налоговую ответственность. При попытке захвата атака будет происходить фактически на пустую оболочку.

На компанию - владельца имущества совершить агрессивное нападение довольно трудно, так как операционную деятельность она не ведет, ее акционеры/участники неизвестны. Залог имущества и акций/долей существенно затрудняют махинации с ними. В случае же банкротства приоритетным кредитором будет являться банк как залогодержатель.

При агрессивных действиях внешней среды в отношении управляющей организации, она не несет рисков, так как имущества у

нее нет, ее работники не являются должностными лицами управляемых организаций и персональной ответственности не несут.

При агрессивных действиях внешней среды в отношении холдинговой компании риски минимальные, поскольку собственного имущества у нее нет, акции/доли находятся в доверительном управлении, персонала нет.

При агрессивных действиях внешней среды в отношении банка риски также минимальны, так как, помимо уставного капитала, банк не имеет иного ценного имущества. При необходимости залог может быть быстро снят путем погашения задолженности по кредитам.

Применение такой корпоративной структуры позволяет эффективно развивать инновационный бизнес, не опасаясь враждебного поглощения, придает ему необходимую стратегическую устойчивость и, тем самым, соответствует долговременным интересам экономики России.

Литература:

1. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В А Шваддара - М., 1999.

2. Менш Г. Технологический пат: инновации преодолевают депрессию. - М., 1975.

КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Огнянер И.Л., аспирант МГИИТ

В данной статье предложена методика маркетинговых исследований в ЖКХ, а также факторы определяющие принципы проведения маркетинговых исследований.

Ключевые слова: маркетинговое исследовании, ЖКХ, сфера услуг.

THE CONCEPT OF MARKETING RESEARCHES IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Ognyaner I.L., post-graduate student of MGIIT

In given article the technique of marketing researches in housing and communal services, and also factors defining principles of carrying out of marketing researches is offered.

Keywords: marketing research, housing and communal services, sphere of services.

Проведение маркетинговых исследований, особенно в условиях широкого распространения информационных технологий, обусловлено, по нашему мнению, не только технологическими особенностями. Маркетинговые исследования в сфере услуг обусловлены рядом факторов, которые, на наш взгляд, могут оказать существенное влияние на эффективность маркетинговой деятельности. Выявление этих факторов является одной из целей и результатов настоящей главы, поскольку перечень данных факторов будет являться переменными матрицы, использующейся при отборе моделей для маркетингового исследования.

Прежде чем рассматривать основные факторы маркетинговых исследований рассмотрим подробнее последовательность действий при моделировании маркетинговых исследований. Это позволит более четко обозначить место факторов в процессе моделирования, а также сформулировать принципы моделирования, которые будут положены в основу методики выбора моделей для проведения маркетингового исследования, описываемой в диссертации. По нашему мнению, последовательность действий при моделировании маркетинговых исследований может иметь следующий вид:

1. Определить объект исследования.

2. Определить объем ресурсов на маркетинговые исследования (технические, человеческие, финансовые).

3. Определить набор моделей, которые должны быть построены в результате маркетинговых исследований.

4. Определить исходные данные для моделирования.

5. Определить порядок сбора и проверки исходных данных.

6. Оценить достаточность ресурсов для решения поставленных в пп. 3-5 задач (проверить точность оценки ресурсов, проведенной в п.2).

7. Собрать и проверить данные.

8. Провести моделирование.

9. Провести анализ полученных моделей.

10. Сформировать маркетинговые рекомендации.

Рассмотрим указанные этапы подробнее. Как уже отмечалось

выше, при определении объекта исследования могут возникнуть трудности, связанные с трудностями идентификации услуги и ее потребителей. В этой связи, объектом исследования может стать поставщик (группа поставщиков) услуги, действующий на одном рынке.

Определение объема ресурсов на маркетинговые исследования (технических, человеческих, финансовых) - это предварительное выделение необходимого (по предварительным оценкам) объема

ресурсов, использование которых позволить достичь целей маркетингового исследования. В результате определения набора моделей, которые должны быть построены в результате маркетинговых исследований, фактически осуществляется выбор и обоснование структуры маркетингового исследования.

Набор необходимых моделей является предварительной проверкой достаточности ресурсов на маркетинговые исследования. Материально-техническое обеспечение, то есть вычислительные мощности, инструменты сбора информации, маркетинговых исследований в настоящее время позволяет проводить достаточно широкомасштабные исследования, то есть, набор моделей ограничивается только потребностями потребителя.

После определения набора моделей и формализации алгоритмов расчета становится понятным тот набор и глубина исходных данных, которые понадобятся исследователю для построения всех запланированных моделей. Что, в свою очередь, определяет порядок сбора и проверки исходных данных. Необходимость проверки исходных данных обусловлена спецификой рынка услуг. Часто объективная информация об услугах отсутствует, что заставляет исследователя дублировать собираемые данные различными источниками.

После того, как становится понятным размер вычислительной работы и объем работ по сбору и предварительной сортировке информации, можно определить человеческие затраты и затраты машинного времени, что фактически позволяет оценить достаточность ресурсов для решения поставленных задач. Если ресурсов достаточно: имеются необходимые алгоритмы расчета, люди для сбора данных подготовлены соответствующим образом, техника настроена, появляется возможность собрать и проверить данные.

На основании собранной информации исследователь получает возможность провести моделирование, провести анализ полученных моделей, а также сформировать маркетинговые рекомендации. Этот этап исследований наиболее формализован.

Проведя анализ этапов проведения маркетингового исследования, автор сделал заключение, что наиболее узким местом в рассмотренной выше последовательности действий является п. 3, в рамках которого осуществляется выбор моделей для проведения исследований. Для того чтобы снизить влияние этого узкого места, автор предлагает использовать факторы маркетинговых исследований.

Факторами, определяющими принципы проведения маркетинговых исследований, являются, по мнению автора, условия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.