Научная статья на тему 'Управление инновационным процессом на предприятиях городского водного хозяйства'

Управление инновационным процессом на предприятиях городского водного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / INNOVATIVE PROCESS / WATER SERVICES / INVESTMENTS / MODERNIZATION / ECONOMICAL EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошникова Л. В.

В статье подробно рассматриваются методические особенности управления инновационным процессом в сфере городского водного хозяйства с применением программно-целевого метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTION OF INNOVATIVE PROCESS IN MUNICIPAL SERVICES ESTABLISHMENTS

In this article the author gives a detailed account of methodological peculiarities of innovative process in municipal water services establishments using programmatically-target method.

Текст научной работы на тему «Управление инновационным процессом на предприятиях городского водного хозяйства»

воздействием на бизнес, не дающим возможность погасить долги (в частности, с помощью разного рода незаконных проверок и т.д.).

Враждебные поглощения при помощи привилегированных акций проводится в ситуациях, когда агрессор владеет крупным пакетом обыкновенных голосующих акций (естественно, не контрольным) и привилегированных акций. Агрессор созывает внеочередное собрание акционеров. Акционера, владеющего контрольным пакетом обыкновенных голосующих акций, на него не приглашают, а точнее говоря, он просто не знает о проведении собрания. На этом внеочередном собрании агрессор принимает два решения. Первое - решение о конвертации принадлежащих ему привилегированных акций в обыкновенные голосующие акции корпорации-цели. Второе - решение о переизбрании совета директоров корпорации-цели. Новый совет директоров избирает нового топ-менеджера (генерального директора общества) и открывает новый фактический офис для нового руководства.

Корпорация-цель (как правило, через подставных лиц) возбуждает ряд судебных исков и получает судебные акты, подтверждающие законность назначения нового генерального директора и т.д. До того как эти судебные акты будут оспорены, агрессор будет иметь возможность утверждать, что все его действия были законными. Агрессор пытается взять предприятие под полный контроль. Как правило, для этого он, опираясь на полученные определения суда, привлекает к проведению операции по захвату предприятия вооруженных сотрудников частных охранных предприятий или ОМОНа. Используя определения судов, агрессор пытается арестовать банковские счета корпорации-цели, взять под а контроль реестр акционеров общества, назначить нового регистратора и старается получить решение суда, обеспечивающее законность выбора нового регистратора.

Таким образом, традиционная структура собственности инновационного предприятии несет существенный риск враждебного поглощения, что снижает мотивацию к развитию инновационного бизнеса. Поэтому необходимо повысить качество корпоративной структуры собственности, сделать ее более устойчивой к попыткам враждебного поглощения.

В рамках реструктуризации предприятия предлагается использовать модель создания вместо одного инновационного предприятия -производственной корпорации со сбалансированной системой управления. Операционная компания осуществляет операционную деятельность, имеет необходимые лицензии и штат сотрудников. Недвижимости, оборудования, транспорта она в собственности не имеет, а владеет на праве аренды. Компания несет все операционные риски, а в связи с отсутствием имущества не представляет интереса для потенциального захватчика.

Компания - владелец имущества имеет в собственности недвижимость. оборудование, иное ценное имущество. Операционной деятельности не ведет, единственный вид деятельности - сдача в аренду имущества операционной компании и банку. Штата сотрудников эта компания не имеет, операционных рисков не несет. Наиболее ценное имущество обременено залогом в банке, что исключает любые сделки с ним.

Управляющая организация осуществляет функции единоличного исполнительного органа в остальных компаниях группы компаний

и имеет в своем штате необходимый административно-управленческий аппарат.

Холдинговая компания - номинальный держатель акций/долей (в зависимости от организационно-правовой формы - акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью) остальных компаний. Она заключает с фактическими владельцами акций /долей договор доверительного управления. Эта компания прописана в общедоступных реестрах - едином государственном реестре юридических лиц, реестре акционеров как номинальный владелец, что позволяет скрыть имена и наименования фактических владельцев группы компаний. Акции/доли обременены залогом в банке, что исключает любые сделки с ними.

Банк или иное финансово-кредитное учреждение осуществляет финансирование проектов группы компаний и держит в залоге наиболее ценные активы и акции/доли.

Наибольшие риски - операционные, налоговые, риск банкротства несет операционная компания, но у нее нет ценных активов, нет должностных лиц, которые несли бы уголовную, административную и налоговую ответственность. При попытке захвата атака будет происходить фактически на пустую оболочку [3].

На компанию - владельца имущества совершить агрессивное нападение довольно трудно, так как операционную деятельность она не ведет, ее акционеры/участники неизвестны. Залог имущества и акций/ долей существенно затрудняют махинации с ними. В случае же банкротства приоритетным кредитором будет являться банк как залогодержатель.

При агрессивных действиях внешней среды в отношении управляющей организации, она не несет рисков, так как имущества у нее нет, ее работники не являются должностными лицами управляемых организаций и персональной ответственности не несут.

При агрессивных действиях внешней среды в отношении холдинговой компании риски минимальные, поскольку собственного имущества у нее нет, акции/доли находятся в доверительном управлении, персонала нет.

При агрессивных действиях внешней среды в отношении банка риски также минимальны, так как, помимо уставного капитала, банк не имеет иного ценного имущества. При необходимости залог может быть быстро снят путем погашения задолженности по кредитам.

Применение такой структуры собственности позволяет эффективно развивать инновационный бизнес, не опасаясь враждебного поглощения, придает ему необходимую стратегическую устойчивость и, тем самым, соответствует долговременным интересам экономики России.

Литература:

1. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В А Шваддара - М., 1999

2. Менш Г. Технологический пат: инновации преодолевают депрессию. - М., 1975

3. Зайнуллин С.Б. Мониторинг корпоративной внешней среды и реструктуризация как основные превентивные противозахватные мероприятия. //Вестник Самарского государственного университета, №8(48), Самара, 2006. - С.153-158.

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРОДСКОГО ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Мирошникова Л.В., соискатель ФАОУ ДПО ГАСИС

В статье подробно рассматриваются методические особенности управления инновационным процессом в сфере городского водного хозяйства с применением программно-целевого метода.

Ключевые слова: инновационный процесс, водное хозяйство, инвестиции, модернизация, экономический эффект.

DIRECTION OF INNOVATIVE PROCESS IN MUNICIPAL SERVICES ESTABLISHMENTS

Miroshnikova L., the applicant of FAOUDPO OASIS

In this article the author gives a detailed account of methodological peculiarities of innovative process in municipal water services establishments using programmaticalfy-target method.

Keywords: innovative process, water services, investments, modernization, economical effect.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что модерни- ции инновационной деятельности предприятий, нацеленной на карди-

зация городского водного хозяйства возможна только на основе актива- нальном улучшение экологического состояния водных объектов, раци-

ональное использование водных ресурсов, внедрение водосберегающих технологий во всех отраслях экономики. Модернизация производства рассматривается как осуществление комплекса мероприятий, целью которых является последовательное приближение технического, качественного и экономического уровня производства к уровню показателей, сложившихся на данный момент в наиболее развитых странах.

До последнего времени методические особенности управления инновациями в отраслях - естественных монополистах , к числу которых относятся водоснабжение, не получили должного раскрытия. Анализ степени научной разработки этой проблемы позволил выявить основные пути проявления этого пробела.

Во-первых, определить особенности управления инновационным процессом в сфере городского водного хозяйства. Одной из таких особенностей является ведущая роль государства в лице федеральных структур в отборе приоритетных задач инновационной деятельности, выделение из федерального бюджета средств на разработку инноваций, установление льготного режима налогообложения доходов от инновационной деятельности, представление государственных гарантий по кредитам на разработку и реализацию инновационных проектов.

Вместе с тем необходимо учитывать, что следствием монопольного положения городского водного хозяйства на соответствующие услуги является отсутствие конкурентной среды; эта ситуация тормозит инновационный процесс и позволяет предприятиям завышать тарифы на свои работы и услуги.

Во-вторых, целесообразность программно-целевого метода в управлении инновационным процессом, обеспечивающего скоординированность региональных инновационных программ развития городского водного хозяйства с Федеральной программой модернизации коммунального хозяйства. Программно-целевые методы обеспечивают координацию участников инновационного процесса по основным направлениям с целью удовлетворения потребностей городского хозяйства в водных ресурсах. Этот метод позволяет отражать в региональных инновационных программах местные экономические и природные условия развития объектов водоснабжения и водоотведения и предусматривает:

- взаимоувязку прогнозных показателей развития жилищного фон-

зованиях с целевыми заданиями развития городского водного хозяйства;

- ориентацию региональных инновационных программ на использование при новом строительстве и реконструкции водохозяйственных объектов достижений отечественной и зарубежной техники, что должно обеспечить высокую эффективность инвестиций и результативность мер по охране окружающей среды;

- сбалансированность расчетной потребности регионов в инвестициях на нужды инновационного развития городского водного хозяйства с возможностями бюджетного финансирования в сочетании с инвестиционными ресурсами частного бизнеса.

В-третьих, увязать основные направления инновационного процесса в городских системах водоснабжения и водоотведения, определяющие эффективность использования инновационного потенциала отраслей городского хозяйства.

Необходимым условием эффективного управления инновационным процессом в городском водном хозяйстве является улучшение инвестиционного обеспечения инновационного процесса применительно к условиям реформы органов местного самоуправления, предусматривающей усиление ответственности местной администрации за функционирование и развитие коммунального комплекса. В составе этих мер:

- совершенствование форм привлечения частного капитала в развитие инновационного процесса на предприятиях городского водного хозяйства на основе государственно-частного партнерства;

- улучшение финансирования развития инновационного процесса в коммунальной сфере путем замены бюджетных дотаций на нормативы отчисления средств от налогов в местный бюджет;

- создание предпосылок для развития инновационного процесса в городском водном хозяйстве путем финансового оздоровления предприятий в сочетании с государственной инвестиционной поддержкой приоритетных инновационных разработок прорывного характера и имеющих межрегиональное значение. Потребность в бюджетной поддержке таких разработок для развития городского водного хозяйства определяется значительной продолжительностью НИОКР и размерами затрат, на которые частный бизнес идет весьма неохотно. Основные формы государственной поддержки приоритетных инновационных разработок включают выделение специальных грантов, подключение госу-

да и социально-культурной сферы в регионах и муниципальных обра-

Таблица 1. Основные направления инновационного развития систем городского водного хозяйства

1. Оборудование и технологии подготовки питьевой воды • Очистка поверхностных вод • Очистка подземных вод • Обеззараживание • Очистка водопроводной воды

2. Оборудование и технологии очистки сточных вод • Механическая очистка • Биологическая очистка • Физико-химическая очистка • Обеззараживание • Обработка осадка • Локальная очистка • Реконструкция очистных сооружений

3. Насосное оборудование • Насосы для водоснабжения • Насосы для водоотведения • Сопутствующее оборудование

4. Трубопроводные системы • Трубы и фитинги для холодного и горячего водоснабжения • Трубы и фитинги для водоотведения • Очистка трубопроводных систем • Строительства, диагностика и ремонт трубопроводных систем

5. Запорная и регулирующая аппаратура

6. Контрольно-измерительные приборы, приборы учёта • Водосчетчики, расходомеры • Счётчики газа, электроэнергии

7. Ресурсосберегающие технологии

8. Системы автоматизации и диспетчеризации

9. Информационные технологии и программное обеспечение

дарственных научных и проектных организаций, использование льготного налогообложения и кредитования НИОКР.

Важным элементом программно-целевого метода управления инновационным процессом является выявление его главных направлений в городских системах водоснабжения и водоотведения, определяющих эффективность использования инновационного потенциала отраслей городского хозяйства для надежной и безаварийной эксплуатации инженерных объектов и сетей, обеспечения населения высококачественной питьевой водой, очистки стоков в сочетании с утилизацией отходов. Группировка основных направлений инновационного развития городского водного хозяйства приведена в таблице 1.

Реализация программ инновационного развития городского водного хозяйства определила необходимость совершенствования управления инновационным процессом на предприятиях. Для этого целесообразно использовать систему показателей характеризующих инновационную активность предприятий городского водного хозяйства. Состав этих показателей приведен в таблице 2.

Интенсивность процесса инновационного развития предприятия предлагается характеризовать временным интервалом, который разделяет начало одного инновационного мероприятия от другого.

Показатели по каждому из направлений инновационной деятельности дифференцируются по следующим видам:

- модификация и модернизация оборудования и технологии в целях

Таблица 2. Оценочные показатели инновационного

их приспособления к производству новых видов продукции и услуг;

- инновации, новые для предприятий, но не новые для отрасли;

- инновации, в которых реализованы принципиально новые изобретения и разработки.

Важным аспектом процесса инновационного развития предприятия является его инновационная восприимчивость, т.е. способность вводить в свою производственно-хозяйственную деятельность инновации, представленные на отраслевом рынке, и получать при этом определенный экономический эффект.

Практика ряда регионов подтвердила эффективность применение методических положений по совершенствованию управления инновационным процессом в водоснабжении и водоотведении при реализации стратегии модернизации. Расчеты показали, что прирост чистого дохода от их внедрения составляет в среднем 5-7 рублей / год на 1 рубль инвестиционных затрат.

Литература:

1. Бурак П.И. Основа экономики крупного города. - М.: Экономика. 2009 г.

2. Храменков С.В. Стратегия развития водной отрасли. // ЖКХ, 2009, №14

3. Шенкман А. Для модернизации водоканалов муниципалитетам сегодня нужно несколько триллионов рублей. // Известия от 24.02.2011 г.

процесса на предприятиях городского водного хозяйства

№ пп Наименование показателя Расчетная формула

1 Доля бюджетных инвестиций на инновационное развитие, % К] =-^-100; где: Общ - объём бюджетных инвестиций на цели инновационного развития в ^ом году; 0ЕИ1 - суммарный объём инвестиций в инновационную сферу в 1;-ом году.

2 Доля прибыли от основной деятельности предприятий направляемой на инновационные цели, в общей сумме прибыли, % К, = —^-100; где: Пни - прибыль, направляемая на разработку новшеств и их внедрение; Пурд - общая сумма прибыли.

3 Доля новых видов оборудования в общей стоимости основных производственных фондов, % К3=-^100; где: Фъи Фни стоимость нового оборудования; Фуц - общая стоимость основных производственных фондов.

4 Доля нематериальных активов, приобретенных предприятием в течении последних пяти лет, в их общей стоимости, % К НМпи .100; где: нма НМнй - стоимость нематериальных активов, приобретённых в последние 5 лет; НМуц - общая стоимость нематериальных активов.

5 Доля стоимости новых видов продукции, услуг, производство которых начато в последние пять лет, в общем объеме реализованной продукции, % К5 =^-100; где: У Яг У|п1 - объём реализованной продукции и услуг новых видов; У>а- общий объём реализации.

6 Показатель интенсивности инновационного процесса в последние пять лет, шт/год Ч И,т = —; где: Ч- количество новшеств, внедрённых на предприятии в период Т; Т - продолжительность рассматриваемого периода.

7 Показатель инновационной восприимчивости предприятий „ м.т в, = ;где: М; - количество реализованных инновационных мероприятий, на предприятии за период Т; Мут - количество инноваций по данной отрасли, представленных на отраслевом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.