мися технологиями в области производства светоприемных матриц для фотоаппаратов, и сама выпускает фотоаппараты на их основе, однако при этом поставляет матрицы своим конкурентам - корпорациям Никон и Пентакс. Это объясняется тем, что на рынке присутствует еще один крупный игрок с полностью собственным производством матриц - Кэнон, поэтому, если корпорация Сони попытается извлечь сверхприбыль от устранения конкурентов на данном рынке, то, скорее всего, освободившиеся рыночные доли достанутся фирме Кэнон, а прибыли Сони, наоборот, уменьшатся от прекращения сбыта матриц. Кроме того, тот факт, что данные фирмы связаны с Сони долгосрочными партнерскими отношениями, позволяет договориться о разделе рыночных ниш и недопущении избыточной конкуренции: сама фирма Сони, унаследовавшая рыночную долю компании Минольта, выпускает аппараты на своих новых матрица раньше конкурентов и по более низкой цене, делая ставку на вовлечение новых клиентов в фотосистему из числа обеспеченных любителей, а фирма Никон, чьей фототехникой традиционно оснащено большинство профессиональных фотографов, выпускает на базе матриц Сони фотоаппараты с некоторой задержкой (порядка 2-3 месяцев), по более высокой цене, с повышенной надежностью и рядом дополнительных функций. Данный пример касается интеллектуальной собственности, овеществленной в конкретном продукте, однако данная схема часто встречается и в сделках по продаже лицензий.
Для уменьшения риска покупатель лицензии может пойти на договоренность о смешанной форме цены за лицензию в виде как «роялти», так и обычной паушальной выплаты (здесь, как правило, в один прием - после вступления лицензионного соглашения в силу).
Цена лицензий, исчисленная по принципу «роялти», часто может выступать в качестве базовой расчетной и тогда, когда в конкретном рассматриваемом лицензионном соглашении применяется паушальная форма оплаты. Имеется в виду, что для согласования исчисления последней принимают, что она должна равняться сумме всех ежегодных платежей типа «роялти», примененных к ожидаемым объемам продаж по лицензии, как если бы лицензия оплачивалась посредством «роялти». Такая сделка может использовать-
ся для хеджирования рыночных рисков компании-владельца интеллектуальной собственности.
В рамках этого же подхода можно использовать и смешанную форму цены лицензии (частично паушальный платеж, а частично «роялти»). Стороны договариваются, какую часть (процент) совокупной (с учетом ожидаемых объемов продаж по лицензии и согласованной «ставки роялти») цены они выделяют на паушальный платеж (платежи), а какую - на подтвержденные по фактическим лицензионным продажам ожидаемые платежи в порядке «роялти». Соответственно, на эту же часть уменьшается базовая «ставка роялти», которая закладывается в лицензионное соглашение и которая действовала бы, не будь частичной паушальной оплаты. Например, если по принципиальному соглашению сторон на нее выделяется 30% прогнозной суммы всех платежей в счет «роялти», то полная (нормальная) «ставка роялти» в лицензионном контракте тоже уменьшается на 30%.
Таким образом, использование различных методов формирования цены интеллектуальной собственности позволяет добиться оптимального согласования интересов ее продавца и реципиента, повысить финансовую устойчивость сторон и укрепить долгосрочное сотрудничество, а так же стабилизировать рынок.
Литература:
1. Режим доступа: http://www.unido.org/index.php?id=1000076
2. Режим доступа: http://www.unesco.org/new/en/unesco/ resources/
3. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. -М.: Юнити, 2001. - 344 с.
4. Маневич А.В. Повышение финансовой эффективности горизонтального трансфера результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ // Вестник Университета (Государственный университет управления), 2008. - № 12(50).
5. FAR Part 16.102 Режим доступа: http://
nawctsd.navair.navy.mil/Resources/Library/Acqguide/far-policies.htm
6. Режим доступа: http://www.census.gov/eos/www/naics/
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В ОТРАСЛЯХ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА - ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИСТАХ (ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ)
Мирошникова Л.В., соискатель, ФАОУ ДПО ГАСИС
В статье описывается процесс формирования экономического механизма управления инновационным процессом в городском водном хозяйстве.
Ключевые слова: инновации, водное хозяйство, ценообразование, коммунальная сфера, водоотведение
DEVELOPMENT OF INNOVATIVE DIRECTION IN MUNICIPAL SERVICES BRANCHES - NATIVE MONOPOLISTS (WATER SUPPLY AND WATER DISPOSAL)
Miroshnikova L., the applicant of FAOUDPO GASIS In this article the author reveals the process offorming economic work of innovative process direction in municipal water services. Keywords: innovation, water services, pricing, municipal sphere, water disposal.
В последние годы стал актуален вопрос использования возможностей государства в целях активизации инновационного процесса. Особенно важно повысить роль государства в инновационном развитии тех отраслей, где оно взяло на себя ответственность за удовлетворение потребностей общества в их продукции и услугах. К этим отраслям относится коммунальный сектор экономики и в частности, водоснабжение и водоотведение, где роль государства усиливается монопольным положением предприятий, обслуживающих жилищный фонд.
Стратегия государства в сфере управления инновационным развитием городского водного хозяйства сформируется с ориентацией на наращивание инновационного потенциала, активизацию инновационного процесса, на последовательный переход от догоняющей стратегии к завоеванию лидирующего положения в технике и технологии водоочистке транспортировки воды, водоотвода и утилизации стоков.
Определяющая роль государства в управлении отраслями естественных монополий делает необходимым формирование механизма регулирования инновационного процесса включая его экономическое стимулирование и финансовую поддержку. Анализ возможных принципов этого механизма позволяет выделить его основные формы. Основным направляющим элементом механизма управления инновационным процессом, его «навигатором» следует признать Федеральную отраслевую целевую программу, рассчитанную на 10-15 летний горизонт планирования. Программа занимает особое место в управлении инновационным развитием городского водного хозяйства, выполняя функции комплексного регулирования деятельности всех участников разработки и коммерциализации новшеств. Методы формирования таких программ, в основном, сложились и практически апробированы. Вместе с тем, анализ практики реализации целевых программ приводит к выводу о
необходимости совершенствования этих методов имея в виду, во-первых, отражение обязанностей программно-целевого подхода к управлению инновациями в отраслях - естественных монополистах, во-вторых, учет непрерывности инновационного процесса от изобретения до внедрения в производство, в- третьих, влияние региональных природных и экономических условий на выбор эффективных технических решений.
Фактор, определяющий роль государства в управлении инновационным процессом в водоснабжении и водоотведении как отраслях - естественных монополистах целесообразно закрепить признание директивного характера включенных в программу индикаторов и показателей к динамики инновационного процесса. Для обеспечения выполнения заданий целевой программы государство может использовать свой административный ресурс, а также бюджетную инвестиционную поддержку. Опыт прошлых лет свидетельствует о том, что без административной и финансовой поддержки целевая программа может остаться набором благих рекомендаций и пожеланий.
Разработка целевой отраслевой инновационной программы предусматривает опору на научное обобщение данных об инновационном потенциале государственного водного хозяйства, об арсенале отечественных и зарубежных инновационных разработок, о задачах НИОКР и возможных сроках их завершения, о возможностях промышленности организовать серийное производство новых видов оборудования. Следует отметить, что в последние годы в России практически не велись научные исследования по проблематики городского водного хозяйства. Представляется необходимым выделить ведущую научно-исследовательскую организацию по проблемам питьевого водоснабжения и канализации, которая должна координировать инновационную деятельность с местных разработчиков. В целевой программе следует предусмотреть бюджетные средства для финансирования этих работ.
Одним из решающих факторов государственного управления инновационным процессом и водоотведении является его инвестиционное обеспечение. Учитывая ограниченные бюджетные возможности по финансированию модернизации городского водного хозяйства представляется необходимым создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в эту сферу деятельности. Эти условия могут включать предоставление государственных гарантий по кредитам и частное субсидирование кредитных ставок, льготных режимов налогообложения, совершенствование тарифной политики, позволяющей частным инвесторам окупать свои затраты. Особого внимания заслуживает использование механизма государственно-частного партнерства (ГУП) на основе аренды и концессии предприятий водоснабжения и канализации. Сотрудничество власти и бизнеса должно предусматривать сбалансированное распределение рисков между партерами и недопущение изъятия частным бизнесом монопольной ренты в свою прибыль. Последовательный переход к рациональным формам ГУП может включать этапы сервисного контракта, договора управления, аренды, концессии и полной приватизации.
Основным источником инвестиций в городское водное хозяйство остается бюджетное финансирование. В дополнение к этим средствам могут привлекаться кредиты коммерческих банков под гарантии органов местного самоуправления. Многие регионы приобретают инвестиционное оборудование для коммунальных предприятий на условиях финансового лизинга. Рассматривается практика применения такой кредитной формы финансирования, как концессия. Основным преимуществом кредитов предприятий городского водного хозяйства являются гарантированные на длительный срок объемы реализации услуг и как следствие, стабильное поступление денежных средств.
Для обеспечения надежности функционирования городских систем водоснабжения и водоотведения при их проектировании следует учитывать необходимость резервирования производительности систем путем сооружения резервуаров, для хранения питьевой воды и регулирующих резервуаров при канализационных насосных станций, закольцовку систем водоснабжения и др. Мероприятия по резервированию требует дополнительных инвестиций предполагают оптимизацию соотношения затрат на минимизацию ущерба от аварий и затрат на повышение надежности водохозяйственных систем.
Формирование экономического механизма управления инновационным процессом в городском водном хозяйстве должно отражать условие рыночной экономики для создания финансовых пред-
посылок для частных инвесторов, включая гарантии окупаемости инвестиций.
Целевые установки, закладываемые в инновационную программу, можно сгруппировать в три приоритетные направления развития городских систем водоснабжения и водоотведения:
- технологическое развитие водоподготовки, надежное водоснабжение жилищного фонда, очистка и утилизация стоков;
- повышение экономической и социальной эффективности городских систем водоснабжения и водоотведения;
- содействие развитию малого и среднего инновационного предпринимательства.
Важнейшим условием перехода к инновационной модели экономического роста, является взаимодействие и кооперация научных и производственных организаций. Результат их взаимодействия проявляется в завершенности инновационного процесса, в практической реализации инновационных разработок. Это взаимодействие в отраслях естественных монополий базируется.
Необходимо создать механизм ценообразования, при котором тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения были бы понятны и приемлемы для потребителей, а экономические интересы предприятий и государства в развитии инновационного процесса будут совпадать. Опыт показывает, что у монополиста интерес к инновациям возникает в случае, когда новая техника позволяет улучшить затраты, а дополнительная прибыль остается в его распоряжении. Из этого следует, что государственная политика цен должна ориентироваться на поиск справедливой цены на услуги водоснабжения и водоотведения, а не на контроль прибыли монополиста. Ограничение прибыли делает практически невозможным получение справедливой цены на услуги из отсутствия у монополиста заинтересованности в повышении эффективности производства. Попытка замораживания тарифов на услуги естественных монополий для ограничения инфляции, как правило, в прошлые годы приводили к отрицательным результатам. Так, например, сохранение в 1992 году тарифов на электроэнергию, для населения на уровне не более 4 коп. за 1 кВт час при общем расчете цен более чем в 26 раз потребовало бюджетной компенсации энергетикам порядка 120 млрд. руб. в год.
Ценообразование на услуги предприятий естественных монополий должно учитывать потребность в инвестициях на развитие и модернизацию производства. Сложность решения создания единой для страны тарифной системы связана со значительными различиями в технико-экономическом уровне государственного водного хозяйства в регионах страны.
Важным фактором улучшения использования инновационного потенциала отрасли безусловно является постоянный обмен информацией о новинках техники и технологий, применение которых дало определенный экономический эффект. Анализ показывает, что ряд фирм творчески подходят к решению задачи перехода на инновационную модель развития, разрабатывая и внедряя собственные разработки. Это определяет целесообразность создания в регионах специализированных информационно технических фирм, аккумулирующих соответствующую информацию об эффективных новшествах применительно к местным условиям и способствующих их распространению. Такие фирмы, работая на коммерческой основе, могли бы стать проводником инновационной политики региональной и местной администрации, обеспечивая передачу технологий от научных и проектных организаций к производственным, а также между производственными фирмами. Примером эффективной разработки таких фирм являются информационные структуры Московского водоканала, которые собрав необходимую информацию, способствовали строительству в Москве совместно с австралийским концерном ЕУЫ мини-тепловой электростанции, работающей на биогазе, вырабатываемом из канализационных стоков.
Формы работы информационно-технологических фирм разнообразны и могут включать организацию деловых встреч, семинары и другие подобные мероприятия, нацеленные на активизацию инновационного процесса. На первых порах возможно требуется финансовая поддержка этих фирм со стороны власти, а в дальнейшем они смогут перейти к коммерческому режиму функционирования.
В последние года подобные центры трансферы инновационных технологий в коммунальной сфере созданы в Самарской, Ко-лужской и Свердловской областях. Информационно-консультативный центр для организаций ЖКХ создан в г. Барнаул (Алтайский край), где посетителям представляется возможности воспользоваться системой «Консультант-Плюс», ознакомиться со специальной
литературой и нормативными документами и методическими рекомендациями.
Активизация инновационного процесса в городских системах водоснабжения и водоотведения предполагает дальнейшее развитие его правовой и нормативной базы. Прежде всего, необходимо отметить, что эта задача должна решаться в рамках государственной политики совершенствования управления инновационной деятельностью. Многие ученые и специалисты в этой связи отмечают необходимость ускорения разработки и принятия Федерального закона «Об инновационной системе Российской Федерации» как комплексного документа определяющего цели инновационной политики государства и мера государственной поддержки инновационных предприятий. Нужен также федеральный закон, обязывающий компании направлять определенную часть своих доходов в общегосударственный или отраслевой Фонд модернизации. При этом величину отчислений можно было бы уменьшить на сумму затрат компаний которые они тратят на собственную инновационную деятельность.
Представляются целесообразными дополнительные меры стимулирования инновационной деятельности бизнеса в отраслях естественных монополий, в т.ч. субсидирование процентных ставок на закупку новых технологий, патентов, лицензий и современного
оборудования. В числе оправдывающих себя мер по стимулированию инновационного процесса следует использовать налоговые льготы инновационным предприятиям в форме налоговых каникул, инвестиционного налогового кредита.
Проведенный анализ инновационного потенциала городского водного хозяйства свидетельствует о значительных возможностях повышения эффективности его работы, но их реализация зачастую блокируется крупными компаниями из-за отсутствия экономических стимулов.
Комплексная реализация рассмотренных мероприятий будет способствовать повышению инновационной активности предприятий в процессе модернизации городских систем водоснабжения и водоотведения.
Литература:
1. Бурак П.И. Основа экономики крупного города. - М.: Экономика. 2009г.
2. Храменков С.В. Стратегия развития водной отрасли. // ЖКХ, 2009, №14
3. Шенкман А. Для модернизации водоканалов муниципалитетам сегодня нужно несколько триллионов рублей. // Известия от 24.02.2011г.
К ВОПРОСУ ОБ ИНСТРУМЕНТАХ IR МЕНЕДЖМЕНТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СЛИЯНИЙ (ПОГЛОЩЕНИЙ)
Столярова К.В., ассистент кафедры менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова
В последнее время растет число публикаций по проблематике слияний и поглощений, где особое внимание уделяется ее управленческому аспекту Российская специфика высокой степени концентрации капитала и наличие сложной структуры собственности обуславливают необходимость в специальных знаниях о менеджменте связей с инвесторами. Особенность сделок слияний и поглощений, объясняющая их высокий риск, заключается в том, что гарантировать успех невозможно. Преодоление этапов сделки (разработка стратегии слияний и поглощений; поиск потенциальных объектов покупки; due diligence; структурирование сделки; интеграция) не защищает компанию от неудачи, а лишь снижает вероятность отрицательного исхода. Именно поэтому экспертная продержка IR- менеджмента может существенно упростить процедуру реорганизации и повысить рыночную стоимость акций.
Ключевые слова: сделки слияний и поглощений; связи с инвесторами; IR - менеджмент; рыночная стоимость акций.
TO THE QUESTION OF IR- MANAGEMENT TOOLS BY MERGERS &ACQUISITION STRATEGY REALIZATION
Stolyarova K., the assistance of chair of management, Plekhanov Russian University of Economics
In recent times the published works about Mergers & Acquisition dealerships (M&A) is increasing. Particularly the management aspect of this dealerships. Russian specific of this process demand special knowledge about the Investment Relations management. Special feature of the M & A dealerships, which can explain high risk is impossibility of guaranteed success. Observance the main stages (M&A strategy development, target-company research, due diligence procedure, dealership structuring, integration and ect.) cant’t protect the companyfrom the failure, but reduces the likelihood of negativity result. Expert maintenance this kind of dealership can simplify reorganization procedure and further to improve market price per share.
Keywords: Mergers & Acquisition dealerships; Investment Relations management; market price per share; reorganization; due diligence.
В последнее время растет число публикаций по проблематике слияний и поглощений, в том числе ее управленческому аспекту и этому вопросу уделяют пристальное внимание СМИ, что также является отражением масштабов процессов слияний и поглощений, захлестнувших мировой бизнес. Российская специфика высокой степени концентрации капитала, наличие сложной структуры собственности делают инструменты фондового рынка в России, в частности акции, не столько инвестиционным инструментом, приносящим доход в виде дивидендов и роста курсовой стоимости, сколько средством перераспределения собственности и корпоративного контроля. Необходимость развития рынка ценных бумаг в данном качестве также обуславливает актуальность ускорения процессов слияний и поглощений. С этих позиций реорганизация понимается в широком значении и как экономическая категория, связанная с изменением структуры акционерного капитала компании при сделках на рынке корпоративного контроля.
Финансовые PR обретают все большее значение в практике отношений компаний и организаций со своей общественностью. Функция отношений с инвесторами (investor relations) возникла на высшем уровне управления компанией в США в 1990-е годы, помогая
планировать, позиционировать, оптимизировать восприятие компании и прояснять состояние её акций для финансового сообщества и инвесторов в частности.
Финансовое сообщество составляют следующие основные группы: инвестиционные аналитики, институциональные и частные инвесторы, финансовые журналисты. Работа с каждой из групп финансового сообщества требует знания финансов и коммуникаций одновременно.
Основной задачей специалистов по отношениям с инвесторами является обеспечение достижения акциями компании своей рыночной цены. Высокая цена собственных акций предохраняет компанию от покупки её акций компаниями-поглотителями. Такие компании считают приобретение нежелательным из-за высокой цены. Высокая цена на акции останавливает акционеров от продажи акций. Акционеры рассматривают высокую цену как свидетельство надежности и выгодности хранения своих средств в активах компании. Нередко начало падения цены акций провоцирует растущий сброс акций все большим числом владельцев и возможную смену владельца контрольного пакета, что угрожает самостоятельности и сохранению команды управляющих. Высокая цена на акции обеспечивает менеджменту компании