Научная статья на тему 'Повышение качества научно-производственной кооперации инновационных предприятий'

Повышение качества научно-производственной кооперации инновационных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КООПЕРАЦИЯ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / COOPERATION / SYNERGY / COMMON INFORMATION SPACE / THE STANDARDIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершов А. С.

В статье рассмотрены основные варианты организации научно-производственной кооперации инновационных предприятий, предлагаются пути повышения ее качества на базе расширения платформы информационного взаимодействия, унификации стандартов и оптимизации способов распространения технических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL COOPERATION OF INNOVATIVE ENTERPRISES

The article describes the main options for scientific and industrial co-operation of innovative enterprises, suggests ways to improve its quality based on the expansion of the platform of information exchange, harmonization of standards and methods of optimizing the dissemination of technical terms.

Текст научной работы на тему «Повышение качества научно-производственной кооперации инновационных предприятий»

Недостатком статической модели является именно факт того, что она не учитывает результатов, полученных на предыдущих шагах, и не может на них влиять.

В свою очередь в оптимизационной динамической модели управления движением кредитных ресурсов корпорации затраты миними-

T ]

зируются на всем рассматриваемом временном интервале [i о ^ ± J, т.е. результаты решения на каждом временном такте зависят от

распределений на предыдущих тактах.

Динамическая модель минимизации затрат, с учетом объемов дополнительных кредитов, имеет вид:

T m n

пі f ((t), (t -1), 0^ (t)) ^ min (1.28)

t=tQ i=1 j=1

Вводя аналогичную функцию , получим оптимизационную динамическую модель:

T m n

L(T ) = HI ( f,j (xi,(t)> xi,(t - 1)’ Cij (t)) - gj (t)) ^ min (,.29)

t=tQ i=1 j=1

Таким образом, решение задачи основано на принципе оптимальности Беллмана. Соответственно состояниями в модели являются функции затрат fj ( xj(t ), xj(t -1), cj(t )) , которые зависят от управлений, а управления в свою очередь являются объемами xj(t ) , зависящими от предыдущих состояний fj( xj (t-1), xj (t- 2), cj (t-1)).

Итак, получены статическая и динамическая модели, вычисляющие и минимизирующие затраты, связанные с движением кредитных ресурсов корпорации.

Литература:

1. Родина Л.А Формирование модели информационного обеспечения управленческой деятельности. - СПб., 2004.

2. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем: Учеб. пособие. - М., 2002. - 386 с.

3. Дмитриев А.Г., Каменский Г.В., Романников А.Н.. Моделирование и оптимизация бизнес-процессов// Транспортное дело России. - 2010. - 5

4. Шапот М.Д. Инструментальные средства поддержки реинжиниринга бизнес-процессов. - М.: ЦРДЗ, 1996.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ершов А.С., к.э.н., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье рассмотрены основные варианты организации научно-производственной кооперации инновационных предприятий, предлагаются пути повышения ее качества на базе расширения платформы информационного взаимодействия, унификации стандартов и оптимизации способов распространения технических условий.

Ключевые слова: инновационное развитие, кооперация, синергетический эффект, единое информационное пространство, стандартизация.

IMPROVING THE QUALITY OF SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL COOPERATION OF INNOVATIVE ENTERPRISES

Ershov A., Ph.D., applicant, STANDARTINFORM, FSUE

The article describes the main options for scientific and industrial co-operation of innovative enterprises, suggests ways to improve its quality based on the expansion of the platform of information exchange, harmonization of standards and methods of optimizing the dissemination of technical terms.

Keywords: innovative development, cooperation, synergy, common information space, the standardization

Современная промышленная продукция высокого качества от- са: разработки передаваемых для дальнейшего использования в

личается наукоемкостью, сложностью, наличием большого числа производстве технологий, освоения промышленного выпуска и

высокоточных комплектующих. Для ее создания необходимо объе- продаж продукции и услуг, а также дальнейших постоянных коо-

динение интеллектуальных потенциалов различных субъектов оте- перированных (по взаимным поставкам сырья и компонентов, ус-

чественной экономики, дающее синергетический эффект. Этим луг) производства и сбыта [1]. Работа проводится в режиме как раз-

обусловлена необходимость повышения качества научно-производ- деления труда по этапам, так и создания смешанных коллективов,

ственной кооперации инновационных предприятий. однако не оформленных в подразделения со своим бюджетом и тем

В отличие от совместных подразделений и совместных пред- более в совместные предприятия. Обеспечение качественного вза-

приятий по разработке и коммерциализации научно-технического имодействия в ходе такой работы требует унификации корпоратив-

задела научно-производственная кооперация предполагает, что сто- ных стандартов.

роны договариваются о проведении сквозного совместного процес- Поль Дэвид, один из основоположников теории стандартиза-

ции, предлагает в своей работе [2] следующую классификацию: справочные стандарты, стандарты подобия, стандарты совместимости и стандарты этикета. Достоинство этой классификации состоит в том, что каждый предыдущий вид стандарта является основой для последующего. Классификация П. Дэвида (см. табл. 1.) описывает возрастание сложности стандартов, при этом существование более сложных стандартов невозможно в отсутствие более простых.

Справочные (метрологические) стандарты выступают методологической основой стандартизации.

Стандарты подобия являются нормативами, определяющими требования к конкретному единичному продукту, касающиеся его способности выполнять определенный функции. Применительно к потребительским товарам, они описывают требования к их формальным и (отчасти, наряду со стандартами совместимости, функциональным) характеристикам.

Как показывает опыт, в отличие от национальных стандартов, которые в основном регламентируют требования к изделиям, работам и услугам, корпоративные стандарты затрагивают более широкий круг вопросов, в частности, обобщая и закрепляя внутрифирменные практики организации бизнес-процессов. Подобные стандарты, например, активно используются в Газпроме, ряде крупных нефтехимических компаний и т.д. При этом целесообразно поощрять распространение своих корпоративных стандартов среди контрагентов, поскольку это обеспечивает более эффективные бизнес-коммуникации, большие гарантии качества поставляемых смежниками продуктов. В некоторых отраслях объединяющие экономических субъектов ассоциации сами принимают меры к выработке отдельными субъектами на базе своего передового опыта стандартов и их дальнейшему распространению. Так, Ассоциация российских банков (АРБ) [3] в 2005 году создала рабочую группу по выработке стандартов, которая стала координировать усилия банков-членов, обобщать и распространять их опыт. В ходе работы этой группы были приняты: стандарт качества организации внутреннего контроля в банках (разработан следующими участниками: Банк «Электроника», Абсолют Банк, Банк ЗЕНИТ); стандарт качества организации управления кредитным риском в кредитных организациях (Альфа-Банк); стандарт качества управления взаимоотношениями с потребителями банковских услуг (Национальный банк Республики Башкортостан). Далее банкам направили для обсуждения пять

следующих новых проектов стандартов: управление риском ликвидности в кредитных организациях (Сбербанк России); организация деятельности по аутсорсингу информационных технологий в банках (Банк России и Росбанк); организация платежных систем (Национальный банк Республики Башкортостан); организация управления операционными рисками в кредитных организациях (Альфа-Банк); управление персоналом в банке (Банк24.ру). Однако данный опыт пока является скорее исключением из правила.

Важной проблемой для повышения качества сотрудничества инновационных предприятий является так же формирование инфраструктуры распространения технических условий. Технические условия (ТУ) - это документ, посредством которого изготовитель доводит до потребителя информацию о выпускаемой продукции: о ее назначении, области применения, потребительских характеристиках, безопасном обращении при применении, правилах упаковки, маркировки, транспортирования, хранения, о правилах ее приемки и методах контроля (испытания, измерения, анализа) [4]. Информацию о наличии ТУ на конкретную продукцию можно найти в информационном указателе «Технические условия» (ИУТУ), издаваемом ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и формируемом на основе каталожных листов продукции. В ИУТУ представлено обозначение ТУ, его наименование, дата введения в действие и адрес держателя подлинника, к которому можно обратиться по поводу приобретения ТУ Наиболее полная информация о ТУ за годы регистрации каталожных листов продукции (с 1995 г. по настоящее время) имеется в банке данных «Продукция России», который предоставляет информацию о ТУ на все виды продукции. По запросу пользователей этот банк данных выдает информацию о ТУ на конкретную продукцию, содержащуюся в каталожных листах, в виде распечатки на бумажном носителе либо записи на электронных носителях. Существенную помощь при разработке ТУ может оказать информация, имеющаяся в каталожных листах на аналогичную продукцию, представленных в банке данных «Продукция России», включая информацию о назначении и области применения продукции, ее основные потребительские характеристики, а также код ОКП, к которому может быть отнесена продукция. В настоящее время ТУ приобретаются у держателя подлинника документа на основе договора, с правом изготовления по ТУ соответствующей продукции. При этом рекомендуется удостовериться, что продукция, уже выпускаемая по ТУ, которую предполагается приобре-

Таблица 1. Иерархическая структура стандартов

Вид стандарта Сущность

Справочные стандарты (Reference Standards) Стандарты на меры веса, длины и других физических величин. Для таких стандартов возможно существование физических эталонов (например, метра или килограмма), которые хранятся в лабораториях или в организациях, отвечающих за установление стандартов. Официально сертифицированные измерительные инструменты проверяются посредством этих стандартов. Такие стандарты еще называются метрологическими стандартами.

Стандарты подобия (Similarity Standards) продуктов или сервисов Описывают номинальное значение и набор возможных отклонений. Сюда относятся, в том числе, жесткие стандарты на безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы. Хороший стандарт подобия является исчерпывающим - внутри него описаны все возможные вариации. Поскольку стандарты подобия являются точными, они с трудом поддаются ревизии, в связи с чем П. Дэвид рекомендует использовать их только в крайних случаях, когда скорое их изменение маловероятно.

Стандарты совместимости (Compatibility Standards) Описывают уровень «прозрачности» интерфейса между двумя или более элементами, вступающими во взаимную коммуникацию. Полная совместимость предусматривает полную прозрачность. В отличие от стандартов подобия, они описывают только достаточные (а не все) характеристики приемника и передатчика.

Стандарты этикета (Etiquette Standards) Определяют неисчерпывающий набор протоколов расширения для существующих протоколов. Стандарты этикета являются незакрытыми (open-ended) стандартами, они поддерживают коммуникацию между протоколами (а не внутри одного протокола).

сти, пользуется спросом и имеет хорошую репутацию. Как указывает Ю.Н. Берновский, попытки приобретения ТУ у изготовителя, расположенного в том же регионе, могут не увенчаться успехом, поскольку слишком остра конкуренция. При этом рекомендуется обратиться к держателю подлинника, находящемуся в другом регионе: для него возможная конкуренция не представляет опасности.

Для организаций, специализирующихся на разработке ТУ (в частности, отраслевых научно-исследовательских институтов, имеющих опытных специалистов, хорошую нормативно-техническую базу, приборы и оборудование для проведения испытаний, уже разработавших от нескольких десятков до нескольких сотен ТУ, которые приобретают и реализуют многие предприятия-изготовители, а так же разрабатывающих ТУ под заказ, или же малых инновационных предприятий, чей научный потенциал существенно превосходит производственно-технологический), выгодным будет передача ТУ в состав Федерального информационного фонда с целью последующего централизованного платного распространения посредством Системы информационного обеспечения технического регулирования [5]. Это позволит облегчить организацию взаимодействия между инновационными предприятиями и снизить трансакционные издержки.

Важным в научно-производственной кооперации инновационных предприятий представляется то, что стороны в режиме разделения ответственности за закупку и/или выпуск отдельных компонентов и материалов будут совместно, в условиях кооперации взаимных поставок (а не просто параллельно) коммерчески эксплуатировать совместно доработанную технологию стороны-донора, оформив на эту технологию также права промышленной собственности (патенты на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки). Юридически такое сотрудничество приобретает вид совместного проекта или договора о совместной деятельности - joint

venture, или, согласно отечественному законодательству, так называемого полного товарищества [1].

Потенциально для передающей исходную технологию стороны это наиболее перспективный способ коммерчески реализовать свой ноу-хау. Однако этот способ требует значительных собственных инвестиций и текущих издержек, а также отказа от претензий на получение скорой (но малой) компенсации. При этом участники кооперации могут реализовать промежуточные и побочные результаты совместного проекта посредством продажи простых патентных либо беспатентных лицензий без ущерба для конечных планируемых доходов и ускорения окупаемости проекта в целом.

Таким образом, исследование возможностей повышения качества экономического взаимодействия инновационных предприятий позволяет сделать вывод о том, что это позволит значительно повысить темпы инновационного развития за счет реализации синергетического интеллектуального потенциала, повысить темпы разработки и выпуска новой продукции, усилить их позиции на отечественном и мировом рынках.

Литература:

1. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 343 с.

2. David Paul A. Some New Standards for the Economics of Standardization in the Information Age, Economic Policy and Technological Performance, Cambridge University Press, 1987.

3. http://www.arb.ru/site/

4. Берновский Ю.Н. Технические условия или стандарты организации на продукцию // Стандарты и качество, 2007. - № 6.

5. Докукин А.В. Экономические основы развития информационного обеспечения технического регулирования. - М.: СТАНДАР-ТИНФОРМ, 2007

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА КОРПОРАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ершов А.С., к.э.н., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье рассмотрена роль инновационного бизнеса в экономическом развитии после кризиса, выявлены его институциональные риски, предложен комплекс мер по повышению качества корпоративной структуры, затрудняющий действия по враждебному поглощению.

Ключевые слова: инновационный бизнес, венчурное предприятие, корпоративная структура, враждебное поглощение, экономический цикл, кризис, депрессия

IMPROVING THE QUALITY OF THE CORPORATE STRUCTURE OF INNOVATIVE ENTERPRISES

Ershov A., Ph.D., applicant, STANDARTINFORM, FSUE

The article considers the role of innovative business in economic development after the crisis, revealed its institutional risks, proposed a package of measures to improve the quality of corporate structures that impede the action of a hostile takeover.

Keywords: innovative business, venture capital company, corporate structure, a hostile takeover, the economic cycle, crisis, depression

Современная наука и технология все более вовлекаются в жестокую конкурентную рыночную борьбу. Фундаментальные знания и их конечный результат - научно-техническая продукция - становятся важнейшим фактором реализации геополитических интересов государств в условиях глобализации экономики и становления общества знания.

Понятие нововведение означает прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Слова «инновация» и «нововведение» по смыслу идентичны, вариант английского слова innovation - развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности работы предпринимательских фирм.

Инновация определяется как конечный результат инновационного процесса, получившего воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции или технологии.

Г.Д. Ковалев предлагает следующее определение: под нововведением (инновацией) будем понимать конечный результат особого

вида деятельности - инновационной, в процессе которой создаются (покупаются) и используются новшества. В свою очередь, новшества как результаты интеллектуальной деятельности, законченных научных исследований и разработок являются кирпичиками большого здания научно-технического прогресса [1].

Г. Менш [2] объясняет связь макроэкономического и микроэкономического аспекта инновации: неравномерность инновационной активности связана с особенностями функционирования рыночной экономики. Ориентируясь на текущую прибыль, предприниматели руководствуются экономической конъюнктурой, упуская из виду долгосрочные альтернативы технического развития. Ухудшение состояния фирмы порождает стимул к инновациям. И наоборот, когда дела фирмы процветают, у нее нет необходимости что-либо серьезно менять в уже отлаженном производстве. Г. Менш указывает, что конец процветания старых отраслей увеличивает склонность собственников капитала к инвестированию в новую продукцию и технологию несмотря на то, что прибыль в фазе депрессии мала, собственники видят во вкладе капитала в инновации меньше риска, нежели во вкладе в старую продукцию и технологию или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.