Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/126PSMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Коломиец О.В. Теоретическое обоснование психологического конструкта «субъектная жизненная позиция» // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/126PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kolomiets O.V. (2019). The theoretical substantiation of the psychological construct «subjective position in life».
World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/126PSMN619.pdf (in Russian)
УДК 159.9
Коломиец Ольга Васильевна
ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко» Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика
Кафедра «Психологии» Доцент
E-mail: [email protected]
Теоретическое обоснование психологического конструкта «субъектная жизненная позиция»
Аннотация. В статье осуществлен анализ теоретических подходов к понятиям субъектность», «жизненная позиция», «субъективная позиция». Посредством теоретического анализа автором было выявлено, что становление понятия «субъектная жизненная позиция» связано с теоретическими подходами к понятиям: «субъектность», «жизненная позиция», «субъективная позиция». Трактовка данных понятий характеризуется дифференцированностью теоретических подходов. Автор статьи осуществил обзорное аналитическое изучение понятия жизненной позиции осуществляется в системе гуманитарных наук: философии, психологии и педагогике. Посредством глубокого теоретического анализа выявлена специфика понимания каждого понятия в психологической науке. Анализируя теоретические подходы, автор делает вывод о том, что до настоящего времени в психологии конструкт «субъектная жизненная позиция» трактуется и понимается через родственные категории. На основе интеграции теоретических подходов к пониманию категорий «субъектность», «жизненная позиции», «субъектная позиция» были выявлены и конкретизированы содержательные, качественные характеристики субъектной жизненная позиции как психологического конструкта, а также предложена теоретическая модель. Разработанная теоретическая модель указывает на то, что компоненты субъектной жизненной позиции не имеют строго определенного уровневого строения, однако характеризуются внутрикомпонентными, а также межкомпонентными взаимосвязями.
Ключевые слова: «субъектность»; «жизненная позиция»; «субъективная позиция»; психологический конструкт; структурные компоненты субъектной жизненной позиции
https:// mir-nauki. com
В современном обществе существует объективная потребность в людях, обладающих субъектной жизненной позицией: активных, ответственных, творческих, компетентных, способных управлять событиями своей жизни, осуществляющих активное преобразование себя и окружающей действительности. Анализ теоретических подходов показал, что становление понятия «субъектная жизненная позиция» связано с теоретическими подходами к понятиям: «субъектность», «жизненная позиция», «субъективная позиция». Трактовка данных понятий характеризуется дифференцированностью теоретических подходов.
Методологической основой для большинства исследований субъекта в отечественной психологии является принцип детерминизма, сформулированный Рубинштейном С.Л. и Леонтьевым А.Н., в соответствии с которым, активность определяется внешними причинами, сопряженными с внутренними психическими условиями. Вместе с тем, необходимо отметить, что активность личности как таковая не указывает на проявление субъектности. Анализируя характер активности, необходимо указать, что активность субъекта как внутренняя, так и внешняя должна иметь адаптивный характер. Адаптивная - это активность, которая подчиняется определенной цели, требованиям, правилам и соответствует внешним условиям. Дезадаптивная-спонтанная активность, которая исходит из внутренних импульсов и выходит за рамки того, что требует окружающая реальность, конкретная жизненная ситуация.
В сою очередь, в психологии имеет место противоположная позиция, которая отражается во мнении о том, что развитие субъектности личности в онтогенезе характеризуется преодолением объектности. Так, Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. рассматривают развитие субъектности в онтогенезе, в ходе которого происходит наращивание субъектности и преодоление объектности (Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. 1992) [1, с. 48].
Большое значение в развитии субъектности играет набор психологических качеств личности, а также сфера жизнедеятельности, в которой она проявляет свою активность. На значимость данного условия развития субъектности указывал Брушлинский А.В. Ученый определял субъектность как системную целостность всех сложнейших и противоречивых качеств человека, которая формируется в ходе исторического и индивидуального развития. Индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности [1, с. 50].
Определяющей особенностью проявления субъектности является понимание и осознания смысловой составляющей жизнедеятельности. В этой связи, можно отметить, что Журавлев А.Л. считает, что высшей формой субъектности является личностное осмысление, придаваемое событиям и действиям, оно предполагает активное субъектное развитие. Субъектное развитие - это осуществление своей жизни, учет всех возможностей, а не реализация жизни как данности (Журавлев А.Л. 2009) [1, с. 52].
Субъектность ученые трактуют, как внутреннюю позицию личности, что предусматривает умение использовать возможности своей психики для реализации задач и целей жизнедеятельности, в соответствии с определяемым ее смыслом. Подтверждением этому является мнение Лубовского Д.В., который связывает понятие внутренней позиции личности с понятием субъектности. Субъектность обозначает особенный характер активности человека, который способен использовать возможности своей психики для реализации собственных целей и занимать авторскую позицию по отношению к своей психике и собственной предметной деятельности (Лубовский Д.В. 2012) [2, с. 130].
Анализируя генезис подходов к пониманию термина «субъектная жизненная позиция, можно отметить, что трактовка данного феномена основывается также на изучении понятия «жизненная позиция» в системе гуманитарных наук: философии, педагогике и психологии.
https:// mir-nauki. com
Идейно-философские предпосылки будущего понятия «жизненная позиция» прослеживаются уже в античной философии. Античный философ Сократ, указывал, что человек может познать только то, что в его власти, - свою душу. Посредством познания своей души он способен познать другие вещи, их место в мире, отношение человека к человеку и самому себе. Для Платона жизненная позиция у субъекта развивается посредством восприятия субъектом самого себя через отражение в Другом, высшем субъекте. В трудах Аристотеля высказывается мнение о том, что восприятие созданных, схематизированных образов человека о себе и других управляются самим субъектом и определяют его отношение к жизни вообще
В период средневековой философии познание человека было внешненаправленным, т. е. через познания Бога и через Бога - на себя. Так, Августин Блаженный выдвигал следующее положение: «Познай Бога и собственную душу; Бога - через душу, душу - чрез Бога. Углубление в себя есть путь к Богу». Исходя из этого, можно отметить, что жизненная позиция личности складывалась из системы религиозных взглядов.
В эпоху возрождения мировосприятием оказывается сам человек. Активность человека рассматривалась через призму направленности личности на собственное саморазвитие, самосовершенствование, самоопределение (Дж. Пико делла Мирандола, Н. Кузанский и др.). В этот период о жизненной позиции судят по характеру и направленности активности личности на себя [3].
На современном этапе философский подход характеризуется тем, что жизненная позиция исследуется как ведущая характеристика личности, определяющая закономерность ее поведения в определенной социальной общности - это находит отражение в трудах Архангельского Л.М., Капто А.С., Селиванова В.И., Сулимова Е.Ф. и др.
Для педагогики характерен комплексный подход в определении понятия позиция, т. е. синтезируются подходы других наук, позиция определяется как интегральная характеристика личности, которая включает осознанную совокупность отношений и проявляющаяся в обучении. В педагогике особое внимание уделяется трактовке понятия «позиция школьника в учении», а также «позиция педагога». Первое понятие рассматривается педагогами как форма существования индивидуального субъекта учебной деятельности, что позволяет в дальнейшем описывать изменяющееся состояние ученика как субъекта учения. В содержательном аспекте «позиция школьника в учении» отражает внутреннюю позицию личности школьника, основанную на отношении к процессу обучения в целом, определении своего места и роли в нем [13, с. 68]. В этом отношении Ю.К. Бабанский писал: «Педагоги учат школьников понимать субъектную значимость учения - что помогает ученику осознать, что дает учение для подготовки к общению в культурной среде и т. д. Все это вырабатывает рефлекс самомотивации, самостимулирования» [4, с. 181].
Исследованиями субъектной позиции педагога занимались Аксенова Г.И., Трещев А.М., Блинова Ю.Л., Кузнецова И.Ю. и др. Так Г.И. Аксенова изучала особенности формирования профессиональной субъектной позиции у студентов, будущих педагогов, анализируя ее компоненты, критерии, уровни. Авторы изучают данную проблему, анализируя формирования субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации. Особенности развития субъектной позиции педагога зависят от воздействия объективных (внешних средовых) факторов, которые, преломляясь через субъективные (внутренние личностные) особенности педагога, формируют характер его профессиональной деятельности [5].
В общей психологии жизненную позицию ученые представляли как субъектную характеристику личности. В частности, Рубинштейн С.Л. определял позицию как ярко
[3].
https:// mir-nauki. com
выраженное отношение к жизни, мировоззрение. Способы осуществления своей жизни, способы проявления активности характеризуют личность (Рубинштейн С.Л. 2012) [6, с. 638].
Леонтьев А.Н., определяя данное понятие, указывает на то, что жизненная позиция - это не результат, а предпосылка и условие развития личности и ее сознания (Леонтьев А.Н. 1965)
Божович Л.И., введя понятие «внутренняя позиция» личности, определяет жизненную позицию как некую систему всех отношений человека к действительности, которая формируется в процессе всей жизни» (Божович 2010) [8, с. 89].
По Абульхановой-Славской К.А., жизненная позиция предстает не только как наличие субъектного отношений к жизни, но и как действенная, практическая реализация их [9, с. 27].
Понятие жизненной позиции личности трактуется Ломовым Б.Ф. как продукт общественных отношений: «Жизненная позиция определяет субъектные отношения; устойчивые типичные для субъекта способы осуществления своей жизни, отношений с окружающими людьми (уходит ли он от противоречий, сглаживает их или, наоборот, заостряет) и направленность личности как «отношение того, что личность получает и берет от общества, к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» (Ломов Б.Ф. 1984) [9, с. 28].
Асмолов А.Г., отмечает, что понятие жизненной позиции связывает внешнюю и внутреннюю, психическую реальность личности (Асмолов А.Г. 2010) [10, с. 239].
Леонтьев Д.А. определяет жизненную позицию личности как отношение к собственной жизни [11, с. 95].
Однако необходимо отметить, что ряд психологов понимают жизненную позицию как объективную характеристику личности.
Ананьев Б.Г. писал о том, что жизненная позиция личности зависит от статуса в обществе, который определяется сложившейся системой общественных отношений, они объективно определяют место личности в определенной социальной структуре [12].
По Андреевой Г.М. позиция личности близко к понятию социального статуса, которое определяет его место в определенной социальной группе [13, с. 235].
Парыгин Б.Д. определяет жизненную позицию как обобщенное отношение человека к системе социальных норм, правил, которые вытекают из социального положения [14].
Кон И.С. применяет понятие «социальная позиция» и понимает ее как место в социальной структуре отношений, при этом, по мнению ученого, человек может занимать несколько позиций одновременно: семейную, профессиональную [15, с. 71].
Проведенный анализ теоретических подходов к понятию жизненная позиция отражена на рис. 1.
Анализируя теоретические подходы, можно отметить, что до настоящего времени в системе гуманитарных наук конструкт «субъектная жизненная позиция» трактуется и понимается через родственные категории, однако, необходимо отметить, что использование данных понятий не отражает содержательную сущность конструкта, т. к. жизненная позиция личности может быть несубъектной, т. е. пассивной, личность может проживать жизнь без проявления активного отношения к ней, воспринимать все события как должное, не ставить особых целей и смыслов своей жизнедеятельности, т. е. жить вовлеченным в обстоятельства. В свою очередь, категория «субъектная позиция» может указывать на то, что личность способна выступить субъектом отношения к собственной жизни не в целом, а только к отдельным ее
[7, с. 138].
аспектам, например к профессиональной деятельности, при этом в других аспектах проявлять достаточно несубъектную позицию.
Философия
Трактует жизненную позицию как ведущую характеристику личности, определяющую закономерность ее поведения в определенной социальной общности.
жизненную
Психология
Исследует позицию:
-как стержневое системное образование, заключающее в себе движущую силу психического развития;
-как систему отношений личности к обществу, людям, самой себе.
-К
1/
Педагогика
Жизненная позиция определяется как интегративная характеристика личности, включающая в себя осознанную совокупность отношений и проявляющаяся в деятельности и поведении
Рисунок 1. Определение жизненной позиции в системе гуманитарных наук (составлено автором)
На основе интеграции теоретических подходов к пониманию категорий «субъектность», «жизненная позиции», «субъектная позиция» нами было сформулировано определение понятия «субъектная жизненная позиция личности»: субъектная жизненная позиция - это интегральная характеристика личности, проявляющаяся в совокупности субъектных отношений, практически реализуемых в деятельности, предполагающих осознанную активность личности в полагании жизненных целей, задач, определения жизненных перспектив, эффективного разрешения жизненных трудностей, преобразовании себя и окружающей действительности.
Посредством структурного подхода мы выявили, что субъектная жизненная позиция личности является интегральной психологической характеристикой личности, включающей структурные компоненты, а именно: экзистенциальный, когнитивный, мотивационный, аффективный, регулятивный и деятельностный.
Одним из ключевых компонентов субъектной жизненной позиции личности является экзистенциальный компонент - включает смыслообразующие характеристики жизнедеятельности личности, когнитивный компонент включает совокупность знаний о себе и об окружающем мире, мотивационный компонент характеризуется совокупностью мотивов деятельности личности. Аффективный компонент субъектной жизненной позиции составляет совокупность эмоций и чувств личности, показателями волевого компонента являются волевые качества личности: ответственность, рефлексия, активность в принятии решения, свобода выбора, уверенность в том, что жизнь подвластна его контролю. Регулятивный компонент и деятельностный компонент проявляются в способности личности планировать, организовывать, направлять, корректировать свою деятельность, а также самореализация личности.
На основании выявленной структурной композиции субъектной жизненной позиции личности мы разработали разработать теоретическую модель структурного содержания компонентов субъектной жизненной позиции, а также дали психологическую характеристику показателей структурных компонентов субъектной жизненной позиции личности (см. рис. 2).
Мо гнвацнонный компонент
Показатели: мотивы достижения успеха, мотивы избегания неудач, ценности
Экзистенциальный компонент Показатели: пели в жизни, насыщенность и интерес к жизни, удовлетворенность результатом сноей жизнедеятельности, локуе контроля
Познавательный компонент
Показатели: эмоциональный интеллект, психологическая разумность, развитие интуитивного мышления и рефлексия
Структурные компоненты и показатели субъектной жизненной позиции личности
Деятельное гный компонент
Показатели:
само эффективность,
самореализация
Аффективный компонент
Показатели: переживание эмоционального комфорта, дискомфорта; оптимизм, пессимизм.
Волевой компонент
Показатели: ответственность, активность в принятии решения, свобода выбора, рефлексия выбора
Регулятивный компонент
Показатели: саморегуляция поведения, стратегии совладеющего поведения
Рисунок 2. Структурные компоненты и показатели субъектной жизненной позиции как психологического конструкта (составлено автором)
Таким образом, предложенная теоретическая модель дает возможность утверждать, что психологический конструкт «субъектная жизненная позиция личности» не имеет строгого уровневого строения, но представляет собой систему, характеризующуюся наличием взаимосвязей между конструктивными компонентами.
Резюмируя, можно отметить, что авторская трактовка заключается в том, что субъектная жизненная позиция понимается нами как комплексный психологический конструкт, включающий взаимосвязанные структурные компоненты (экзистенциальный, познавательный, мотивационный, аффективный, волевой, регулятивный, деятельностный), характеризующиеся конкретными психологическими показателями, раскрывающими содержательную сущность каждого компонента и интегрального конструкта в целом. Разработанная теоретическая модель указывает на то, что компоненты субъектной жизненной позиции не имеют строго определенного уровневого строения, однако характеризуются внутрикомпонентными, а также межкомпонентными взаимосвязями.
Практическая значимость, разработанной теоретической модели субъектной жизненной позиции как психологического конструкта, заключается в том, что выделенные структурные компоненты и их показатели, дают возможность определить психодиагностический инструментарий для осуществления эмпирических исследований психологических особенностей субъектной жизненной позиции личности на различных этапах возрастного развития, разной профессиональной направленности и др. Предложенная теоретическая модель, также дает возможность, выявить и изучить взаимосвязь субъектной жизненной позиции и ее структурных компонентов с другими психологическими качествами и характеристиками личности.
https:// mir-nauki. com
ЛИТЕРАТУРА
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
12.
13.
14.
15.
Селезнева, М.В. Сравнительный анализ понятий «субъект» и «субъектность» в зарубежной психологии / М.В. Селезнева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2015 - № 2. - С. 47-53.
Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции и непрерывность развития на протяжении жизненного пути // Мир психол. - 2012. - № 2. - С. 128-138.
Грибоедова О.И., Фельдман И.Л. Философско-исторические подходы к изучению самопознания личности в психологии / О.И. Грибоедова, И.Л. Фельдман // https://cyberleninka.ru.
Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.
- М., 1985. - С. 181-184.
Гонтарева Г.А., Агафонова О.П. Психолого-педагогические подходы к исследованию субъектной позиции младшего школьника в учебной деятельности / Г.А. Гонтарева, О.П. Агафонова // https://cyberleninka.ru.
Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. - СПб.: Питер, 2012.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Мысль, 1965.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. 2-е изд. М.; Воронеж: МПСИ, 1997.
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2010.
Леонтьев, Д.А., Шильманская, А.Е. Жизненная позиция личности: от теории к операционализации / Д.А. Леонтьев, А.Е., Шильманская // Вопросы психологии.
- 2019 - №1. - С. 90-100.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, - 2001.
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. - Издание 5-е, исправленное и дополненное. - Москва: Аспект Пресс, - 2010.
Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, - 1999.
Кон И.С. Социологическая психология: Избранные психологические труды. М.; Воронеж: МПСИ, - 1999.
https:// mir-nauki. com
Kolomiets Olga Vasil'evna
Transnistrian state university T.G. Shevchenko, Tiraspol, Transnistria Moldova
E-mail: [email protected]
The theoretical substantiation of the psychological construct «subjective position in life»
Abstract. The article analyzes the theoretical approaches to the concepts of subjectivity", "life position", "subjective position". By means of the theoretical analysis the author has revealed that formation of concept "subject vital position" is connected with theoretical approaches to concepts: "subjectivity", "vital position", "subjective position". The interpretation of these concepts is characterized by the differentiation of theoretical approaches. The author of the article carried out a review analytical study of the concept of life position of the child in the system of Humanities: philosophy, psychology and pedagogy. By means of deep theoretical analysis the specificity of understanding of each concept in psychological science is revealed. Analyzing the theoretical approaches, the author concludes that up to the present time in psychology the construct "subject life position" is interpreted and understood through related categories. On the basis of the integration of theoretical approaches to the understanding of the categories "subjectivity", "life position", "subject position" were identified and concretized substantive, qualitative characteristics of the subject life position as a psychological construct, as well as a theoretical model. The developed theoretical model indicates that the components of the subjective life position do not have a strictly defined level structure, but are characterized by intra-component and inter-component relationships.
Keywords: "subjectivity"; "life position"; "subjective position"; structural components of the subject life position
126PSMN619
REFERENCES
1. Selezneva, M.V. Comparative analysis of the concepts "subject" and "subjectivity" in foreign psychology / M.V. Selezneva // Bulletin Of the Russian University of peoples' friendship. Series: Psychology and pedagogy. - 2015 - No. 2. - Pp. 47-53.
2. Lubovsky D.V. The Concept of internal position and continuity of development throughout the life path. Mir psikhol. 2012. No. 2. Pp. 128-138.
3. Griboedova O.I., Feldman I.L. Philosophical and historical approaches to the study of personal self-knowledge in psychology / O.I. Griboedova, I.L. Feldman // https://cyberleninka.ru.
4. Babansky, Yu.K. Methods of teaching in a modern secondary school. - Moscow, 1985. - Pp. 181-184.
5. Gontareva G.A., Agafonova O.P. Psychological and pedagogical approaches to the study of the subject position of the younger student in educational activities / G.A. Gontareva, O.P. Agafonova // https://cyberleninka.ru.
6. Rubinstein S.L. Fundamentals of General psychology. SPb.: Peter, 2012.
7. Leontiev A.N. Problems of mental development. Moscow: Thought, 1965.
8. Bozovic L.I. problems of formation of personality: Selected psychological works. 2nd ed. Moscow; Voronezh: MPSI, 1997.
9. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Strategy of life. Moscow: Thought, 1991.
10. Asmolov A.G. Psychology of personality. Moscow: Sense; Ed. center "Academy", 2010.
11. Leontiev, D.A., Shilmanskaya, A.E. the Life position of the individual: from theory to operationalization / D.A. Leontiev, A.E., Shilmanskaya // Questions of psychology. -2019 - No. 1. - P. 90-100.
12. Ananyev B.G. Man as a subject of knowledge. SPb.: Peter, 2001.
13. Andreeva G.M. Social psychology: textbook / G.M. Andreeva. - 5th edition, corrected and updated. - Moscow: Aspect Press, 2010.
14. Parygin B.D. Social psychology. Problems of methodology, history, and theory. SPb.: IGUP, 1999.
15. Kon I.S. Sociological psychology: Selected psychological works. Moscow; Voronezh: MPSI, 1999.