Научная статья на тему 'Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен'

Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
981
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / SUBJECT / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / PROFESSIONAL SUBJECTIVITY / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / SUBJECTIVE POSITION / СУБЪЕКТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECTIVE SELF-REALIZATION / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / СУБЪЕКТНОЕ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / REALIZING PROFESSIONALISM / ACTIVITY REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деркач Анатолий Алексеевич

Предлагаемое теоретико-эмпирическое исследование нацелено на психолого-акмеологический анализ феномена профессиональной субъектности как качества, принадлежащего субъекту. Теоретически обосновано положение о том, что высокий уровень субъектности, субъектной позиции и субъектной регуляции способствует «переходу» личностно-профессионального развития на уровень саморазвития, формирования личностно-профессиональной позиции специалиста и достижения высокой степени готовности к профессиональной деятельности и непрерывному личностно-профессиональному самосовершенствованию. В рамках теоретического анализа определены сущностные характеристики профессиональной субъектности (активность, свобода выбора, сознательное целеполагание, творчество). По результатам анализа сформирована теоретическая модель профессиональной субъектности (на примере будущих психологов), отражающая её функции (побудительную и регуляторную), структуру (ценностно-смысловой и креативно-дей ственный компоненты), акмеологические критерии и показатели и соответствующую специфику формирования. Эмпирическая проверка указанной модели проведена на студенческой выборке (будущие психологи) в Академии при Президенте Российской Федерации. Использованы методы: а) «измерения» самооценки уровня онтогенетической рефлексии, уровня субъективного контроля, особенностей социальной креативности личности, смысложизненных респондентов; б) диагностического интервью с каждым участником исследования; в) эксплораторного факторного анализа. Выявлены отдельные факторы, указывающие на сформированность профессиональной субъектности, определена уникальная факторная структура, со держащая характеристики и показатели её проявления (рефлексивность, активность, самостоятельное целеполагание, оптимизм), позволяющие говорить о сформированности профессиональной субъектности (высокий уровень); о противоречиях в процессе её формирования, которые приводят к затруднениям в личностно-профессиональном развитии личности (средний уровень); о несформированности структуры профессиональной субъектности (низкий уровень).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SUBJECTIVITY AS A PSYCHO-ACMEOLOGICAL PHENOMEN (continued)

In proposed series of publications there is considered professional subjectivity as psychological and acmeological phenomenon. In this connection the problem of subjectivity and professional subjectivity, as the quality of subject, has been discovered. Within theoretical analyses essential features of professional subjectivity (activity, free choice, cognitive orientation, creativity) are defined. According to the results of analyses theoretical model of professional subjectivity was formed (by the example of future psychologists), reflected its functions (motivate and regulative) structure (valuable and semantic and creative and active components), acmeological criteria and indicators and appropriate specifics of formation. Empiric inspection of model was made with the students’ experience (future psychologists) of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). There are methods: а)»measurement» of self-estimation the onthognetic reflexion level, level of subjective control, features of social creativity of personality, characteristics of social creativity of personality, vital meaning respondents; b) diagnostic interview with every participant of investigation; c) exploratory factor analyses. The factors pointed to the maturity of professional subjectivity, are detected, the unique factor structure with its features and indicators (reflexive features, activity, independent targeting, optimism), allowed to speak about professional subjectivity (high level); about contradictions in a process of its formation, which led to difficulties in personal and professional development of personality (middle level), about small formation of professional subjectivism structure (low level).

Текст научной работы на тему «Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен»

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

FROM THE EDITOR-IN-CHIEF

УДК 159.9.01; 159.93

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН1

Деркач Анатолий Алексеевич, заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; лауреат премии Президента РФ в области образования; e-mail: akmeology@akmeology.ru

РЕЗЮМЕ

Предлагаемое теоретико-эмпирическое исследование нацелено на психолого-акмеологический анализ феномена профессиональной субъектности как качества, принадлежащего субъекту. Теоретически обосновано положение о том, что высокий уровень субъектности, субъектной позиции и субъектной регуляции способствует «переходу» лич-ностно-профессионального развития на уровень саморазвития, формирования личностно-профес-сиональной позиции специалиста и достижения высокой степени готовности к профессиональной деятельности и непрерывному личностно-профес-сиональному самосовершенствованию. В рамках теоретического анализа определены сущностные характеристики профессиональной субъектности (активность, свобода выбора, сознательное целе-полагание, творчество). По результатам анализа сформирована теоретическая модель профессиональной субъектности (на примере будущих психологов), отражающая её функции (побудительную и регуляторную), структуру (ценностно-смысловой и креативно-действенный компоненты), акмеологические критерии и показатели и соответствующую специфику формирования. Эмпирическая проверка указанной модели проведена на студенческой выборке (будущие психологи) в Академии при Президенте Российской Федерации. Использованы методы: а) «измерения» самооценки уровня онтогенетической рефлексии, уровня субъективного контроля, особенностей социальной креативности личности, смысло-жизненных респондентов; б) диагностического интервью с каждым участником исследования; в) эксплораторного факторного анализа. Выявлены отдельные факторы, указывающие на сфор-мированность профессиональной субъектности, определена уникальная факторная структура, со-

1 Продолжение. Начало см. в № 2 (54) 2015, № 4 (56) 2015.

держащая характеристики и показатели её проявления (рефлексивность, активность, самостоятельное целеполагание, оптимизм), позволяющие говорить о сформированности профессиональной субъектности (высокий уровень); о противоречиях в процессе её формирования, которые приводят к затруднениям в личностно-профессиональном развитии личности (средний уровень); о не-сформированности структуры профессиональной субъектности (низкий уровень). Ключевые слова: субъект, субъектность, развитие, профессиональная субъектность, субъектная позиция, субъектная регуляция деятельности, самоопределение, самореализация, субъектное самоосуществление, становление профессионализма.

Описывая структуру профессиональной субъектности, исследователи исходят, с одной стороны, из сущностной характеристики данного личностного качества, а с другой — из специфики профессиональной деятельности, которая выступает как пространство, задающее параметры проявления субъектности.

В.И. Степанский, рассматривая субъектность как рефлексивное осознание себя самого, выделяет в её структуре три компонента: «рефлексивное осознание себя самого, во-первых, как физиологического индивида, имеющего биологическую общность с другими индивидами (соматическое Я); во-вторых, как общественного существа, подобного другим людям как членам социума (социальное Я); в-третьих, как индивидуальности, характеризующейся собственным психическим миром, не тождественным психическому миру любого другого человека (психическое Я)» [11].

Трём выделенным компонентам субъектности в модели автора соответствует субъектная интенци-ональность как источник трёх основных форм субъектной активности. В сфере биологического существования эта активность направлена на сохранение и воспроизводство себя как биологического индивида (удовлетворение витальных потребностей), в сфере

социального — на развитие личности посредством включённости человека в те или иные коллективы, сообщества, группы и т.д., в сфере индивидуального бытия активность проявляется в общении как средстве презентации своего психического Я другим людям [11].

Е.Н. Волкова в качестве основных компонентов структуры субъектности педагога выделяет активность, способность к рефлексии, свободу выбора и ответственность за него, уникальность, понимание и принятие другого и саморазвитие. Под активностью автор подразумевает прежде всего активность преобразующую, осознанную, целенаправленную. При этом акцент делается не на констатации активности как таковой, а на представлении человека о себе как активном, инициативном существе, творце собственной деятельности, жизни и судьбы. Способность к рефлексии проявляется в самообладании, самоконтроле в процессе деятельности, выступает как средство самопознания и становится предпосылкой, необходимым условием изменений в себе и мире. Осознанная активность, обусловленная целеполаганием и самосознанием, осуществляется свободно, а возможность выбора создаёт предпосылки для рождения ответственности. Уникальность субъекта проявляется в чувстве симпатии к себе, в отношении к себе как к уверенному, самостоятельному, надёжному человеку, которому есть за что уважать себя. Она отражает ощущение ценности собственной личности для себя и, одновременно, предполагаемую ценность своего Я для других. Понимание и принятие другого предполагает, что субъектность выявляется не столько в познавательном и деятельност-ном отношении к миру, сколько в отношении к людям. Наконец, саморазвитие, желание субъекта изменяться по отношению к наличному состоянию и готовность воспринимать сигналы о своих изменениях извне, с точки зрения Е. Н. Волковой, обеспечивают открытость человека для внешних воздействий [3].

На наш взгляд, дискуссионными в данной модели являются уникальность и саморазвитие. Уникальность — скорее сущностная характеристика не столько субъектности, сколько индивидуальности. Саморазвитие же выступает не как структурный компонент субъектности, а как процесс, в котором это качество реализуется.

Интересно, что И. А. Серёгина, изучая психологическую структуру субъектности как личностного свойства педагога, в результате эмпирического исследования выделила в ней четыре фактора: сознательную творческую активность, способность к рефлексии, осознание собственной уникальности и понимание и принятие другого. При этом первый фактор включает осознание собственной активности, свободы выбора и ответственности за него, саморазвития, представляет инвариантную часть субъектности педагога и служит, по мнению автора, детерминантой её формирования. [10].

Интересна модель, разработанная Т.В. Прокофьевой. Несмотря на то, что она исследовала не профессиональную, а учебную субъектность, на наш взгляд, предложенная ею модель в определённой мере может

быть перенесена в профессиональное пространство. Т. В. Прокофьева выделила в структуре учебной субъектности три компонента: ценностно-смысловую саморегуляцию, контрольно-действенную саморегуляцию и учебную инициативность. Кроме того, в качестве системообразующего компонента автор рассматривает так называемую определяющую рефлексию. Ценностно-смысловая саморегуляция основывается на образе «Я в учебной ситуации» в контексте всей жизни и осуществляется путём соотнесения задач конкретной деятельности с жизненными ценностями и задачами. Контрольно-действенная саморегуляция представляет собой интериоризированную структуру учебной деятельности, осуществляется по ходу реализации замысла и проявляется в способности реализовать инициативу, в ответственности. Учебная инициативность — это способность строить учебное сотрудничество. А определяющая рефлексия — способность определять границы своих возможностей, устанавливать границы «Я-самости» [9].

Как видно из этого описания, достаточно просто интерпретировать содержание каждого из компонентов с точки зрения профессиональной деятельности как пространства проявления субъектности.

А. Ф. Березин выделяет в структуре субъектности такие параметры, как активность, инициативность, самодетерминация, осознанность, рефлексивность, наличие этических и эстетических ценностей, саморегуляция, саморазвитие. В качестве интегральной характеристики субъектности, с точки зрения автора, выступает продуктивная и творческая самостоятельность [1].

И.В. Сыромятников рассматривает структуру профессиональной субъектности в двух планах: структурно-функциональном и структурно-динамическом. В структурно-функциональном плане автор выделяет мотивационный, рефлексивный и операциональный компоненты, реализующие основные функции профессиональной субъектности: самоопределение в ситуации нормативной неопределённости; самооценка и актуализация профессионально-личностного потенциала; инициирование профессионально-личностного саморазвития, самореализации в профессиональной сфере; интеграция и саморегуляция различных психологических подсистем, согласование внешних и внутренних условий деятельности для достижения оптимального способа решения профессиональных задач; обеспечение стабильности деятельности и др. [12].

В структурно-динамическом плане автор выделяет потенциально-статический и действенно-реализационный компоненты профессиональной субъектности. Потенциально-статический компонент выражается в профессиональных субъектных позициях, субъектном опыте, отношениях и субъектных качествах личности специалиста, являющихся важными стилеобразую-щими и ценностно-ориентирующими предпосылками его субъектной активности. Действенно-реализационный компонент выражается в собственно субъектной активности, которая включает: самоопределение в ситуации нормативной неопределённости, самодетерминацию и самоактуализацию, самоорганизацию

и регулирование собственной профессиональной активности и профессиональных действий других субъектов профессионального взаимодействия.

На наш взгляд, предложенная И.В. Сыромятни-ковым модель профессиональной субъектности, обладая несомненными достоинствами, в то же время имеет и недостатки, основными из которых являются излишняя усложнённость описания и логические пересечения при выделении содержания компонентов (в частности, самоопределение в ситуации нормативной неопределённости одновременно входит в содержание рефлексивного и действенно-реализационного компонентов).

М.В. Исаков в структуре профессиональной субъектности выделил следующие компоненты-показатели:

- ответственность как готовность субъекта к осуществлению активности, направленной на планирование и на реализацию собственных планов, а также на внесение корректив в свои планы;

- свобода как представление человека о том, что он сам является субъектом, определяющим ход собственной жизни, и может выбирать её направление, ориентируясь на собственные предпочтения и ценности, а не на внешние факторы, такие как формальные требования социума и желания других людей;

- общая рефлексия как готовность человека занимать рефлексивную позицию по отношению к своей жизни как целому;

- рефлексия выбора как склонность человека проявлять активность на этапе выбора в противовес импульсивному или случайному выбору;

- самоконтроль как уверенность человека в том, что жизнь подвластна его контролю, и готовность её контролировать [7].

С нашей точки зрения, в этой весьма интересной модели вызывает сомнение такой компонент, как самоконтроль.

Как теоретически и эмпирически установлено, существуют два «полярных» типа самоуправления человеком своей деятельностью — саморегуляция и самоконтроль [2].

При саморегуляции снижены интенсивность самонаказания и чувствительность к отрицательным эмоциям, интенсивность же самопоощрения и чувствительность к положительным эмоциям находятся на среднем уровне. Это приводит к тому, что в психологической системе в целом начинает доминировать целостное чувствование, ответственное за порождение новообразований, и скоординированно функционируют рациональное мышление и интуитивное управление поведением. Это обеспечивается внутренней мотивацией, бытийно-смысловой регуляцией мыслительной деятельности, осуществляемой посредством эвристи-чески-антиципирующей эмоциональной регуляции и целостно-интуитивной переработкой предметных содержаний [2].

При самоконтроле увеличены интенсивность самонаказания и чувствительность к отрицательным эмоциям при средней интенсивности самопоощрения и чувствительности к положительным эмоциям. Такое соотношение мотивационных подсистем приводит

к доминированию перцептивных процессов и скоординированному функционированию поддерживающих функций рационального мышления и интуитивного управления поведением. Это обеспечивается внешней мотивацией и последовательно-аналитической работой символических (знаковых) образований [2].

Поляризация саморегуляции и самоконтроля не может быть абсолютной (самоконтроль скорее выступает как стадия, элемент или метод саморегуляции), но описание особенностей деятельности при саморегуляции и самоконтроле может быть распространено на все виды внутренней и внешней деятельности [6]. С этой точки зрения субъектность как личностное качество должна включать скорее не самоконтроль, который обеспечивается внешней мотивацией, а саморегуляцию, которая всегда внутренне мотивирована.

О. С. Яркина, рассматривая субъектность как пси-холого-акмеологическое условие личностно-професси-онального развития, выделяет в её структуре когнитивный, мотивационный, аффективный, деятельностный и ценностно-смысловой компоненты [14].

Когнитивный компонент объединяет как профессиональные, так и ситуационно обусловленные знания, необходимые для принятия решения в профессиональной деятельности. Когнитивный компонент предполагает использование ранее обретённых сведений, анализ новых ситуаций, а также включение прежних знаний в новые познавательные структуры и принятие профессионально обоснованного решения. В когнитивном компоненте субъектности проявляются личностные особенности специалиста, его предпочтения, интересы, склонности, способности, мотивы и др.

Мотивационный компонент обеспечивает «энергетическое питание» профессиональной деятельности, выступая движущей силой как в повседневных делах, так и в ситуации нестандартного решения и личностного роста специалиста, направляя его активность, в которой чётко выявляются наиболее мотивированные области деятельности и в которых специалист более всего проявляет себя как субъект профессии.

Аффективный компонент проявляется, когда определённый аспект профессиональной деятельности вызывает повышенный эмоциональный отклик, неравнодушное отношение и активную вовлечённость в решение возникшей задачи. Аффективность как проявление субъектности позволяет также характеризовать благополучие личности специалиста в его профессиональной деятельности, окрашивая её положительной или отрицательной модальностью переживаемых чувств. Аффективный компонент субъектности всегда «накладывается» на выполняемую деятельность и на достижение поставленной цели через решение промежуточных задач.

Деятельностный компонент предполагает владение профессионально грамотными технологиями, соблюдение нормативных требований к процессу профессиональной деятельности, своевременное обновление арсенала профессиональных средств и принятие правильного ответственного профессионального решения.

Ценностно-смысловой компонент предполагает активность личностных ресурсов, что в свою очередь невозможно без высокой меры ценности всего, что объединяется в сферу профессиональной деятельности, включая верность профессии, осмысленную реализацию профессионального и личностного развития, ответственность, высокий уровень профессиональных знаний, этику коллективных отношений и др. [14].

На наш взгляд, в этой модели сущностная характеристика профессиональной субъектности размывается, и данная модель скорее может описывать не профессиональную субъектность, а собственно профессионализм.

Ещё одну модель субъектности предложила А.В. Гвоздева. Хотя автор говорит скорее не о профессиональной, а об учебной субъектности студентов вуза, мы считаем, что предложенная структура также может быть интерпретирована с точки зрения профессиональной деятельности как пространства проявления субъектности [4].

В модели А. В. Гвоздевой субъектность имеет ше-стикомпонентную структуру и включает:

— активность, отражающую способность субъектов обучения к реагированию, осознанию, целенаправленным действиям;

— способность к рефлексии как факт осознания происходящего с самим собой, проявляющуюся в самооценке и самоконтроле в процессе деятельности;

— вариативность, характеризующуюся возможностью студента самостоятельно и осознанно выбирать средства обучения в зависимости от присущей ему модальности;

— осознанную модальность, проявляющуюся в понимании субъектами обучения собственных личностных особенностей и базирующуюся на использовании в учебном процессе ведущих репрезентативных систем;

— причинную обусловленность деятельности, выражающуюся в мотивации и направленности студентов и объясняющую целенаправленность действий субъектов обучения, организованность и устойчивость их деятельности;

— уровень предметной подготовки, являющийся проявлением степени развития и сформированности ЗУНов [4].

В этой модели, так же как и в модели О.С. Ярки-ной, на наш взгляд, содержание субъектности размывается и пересекается с содержанием профессионализма или профессиональной компетентности.

Л.В. Темнова выделила в структуре субъектности как интегративного качества студентов мотивацион-но-ценностный, отношенческий и регулятивно-деятель-ностный блоки [13].

Т. А. Ольховая описала в структуре субъектности студента следующие компоненты: субъектную активность (смысложизненную, образовательную, социальную, коммуникативную), ценностные ориентации, ценностное самоопределение, субъектный опыт [8].

В своей совместной работе с Э. В. Сайко мы также выделили ряд сущностных характеристик

субъектности. С нашей точки зрения, реализация субъектности как человеческого свойства проявляется в способности человека творчески относиться к действительности и творчески её преобразовывать. Субъекта можно описать как «мыслящего, сознательного, проектирующего, целеполагающего, имеющего и дифференцирующего ценности, способного творчески „перерабатывать" условия существования, владеющего свободой выбора и активно вступающего в постепенно формирующиеся и постоянно усложняющиеся системно значимые связи в процессе производства и воспроизводства мира новых неприродных форм». Наконец, следует отметить, что «в изменении субъектности фиксируется рост-развитие человека как субъекта, расширение его возможностей и способностей активного отношения к действительности, целесообразной действенности, преобразовательных творческих действий, рост потребности и способности активного проявления в социуме как создаваемом им пространстве его бытия». Таким образом, в качестве сущностных характеристик субъектности выступают активность, свобода выбора, сознательное целеполагание, творчество [5].

В целом анализ исследований, посвящённых проблеме профессиональной субъектности, свидетельствует, что не существует единого представления о её содержании и структуре. В то же время исследователи едины в том, что основу субъектности составляют, с одной стороны, активность и рефлексивность, а с другой — свобода, ответственность и творчество.

Опираясь на результаты анализа теоретических и эмпирических исследований, мы совместно с Г. А. Мироновым и М.В. Ченгаевым разработали теоретическую модель профессиональной субъект-ности будущих специалистов.В соответствии с этой моделью выделены следующие функции, которые выполняет профессиональная субъектность будущих специалистов.

Побудительная функция обусловливает адекватность и избирательность активности будущих специалистов в учебно-познавательной деятельности, общении и самопознании, обеспечивая инициирование личностно-профессионального саморазвития и самореализации в образовательной и профессиональной сфере; самоопределение в ситуации личностной, образовательной и профессиональной неопределённости; актуализацию акмеологических ресурсов для эффективного преодоления внешних и внутренних препятствий; целенаправленное решение возникающих задач в области самоактуализации, самосовершенствования и самореализации.

Регуляторная функция обеспечивает осознанный выбор при решении личностных, образовательных и профессиональных задач; самоорганизацию в условиях неопределённости; гибкость в проектировании и реализации траектории жизненного пути.

Реализация этих функций обеспечивается сфор-мированностью профессиональной субъектности будущих специалистов как системно-структурного образования.

ССЫЛКИ

[1]. Березин А. Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2002. 21 с.

[2]. Васильев И.А. Проблема развития мышления взрослого человека // Проблемы психологии развития: Материалы конференции «Психическое развитие и онтогенез: закономерности и временные периодизации / Под ред. Е.Е. Кравцовой и В.Ф. Спиридонова. М.: Вера Медика, 2000. С. 184-191.

[3]. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1998. 42 с.

[4]. Гвоздева А. В. Интегративно-дифференцированный подход к развитию субъектности студентов вуза в процессе обучения французскому языку: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Курск, 2009. 53 с.

[5]. Деркач А.А., Сайко Э. В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии. 2008. № 3. С. 212.

[6]. Деркач А.А., Селезнёва Е. В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития: Монография. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 496 с.

[7]. Исаков М. В. Показатели и структура субъектности (на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 28 с.

[8]. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Оренбург, 2007. 61 с.

[9]. Прокофьева Т. В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Волгоград, 2001. 19 с.

[10]. Серёгина И.А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 24 с.

[11]. Степанский В.И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 98-103.

[12]. Сыромятников И. В. Психология профессиональной субъектности офицеров Вооружённых сил Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2007. 46 с.

[13]. ТемноваЛ.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: дис. ... докт. психол. наук. М., 2001. 323 с.

[14]. ЯркинаО.С. Субъектность как психолого-акмео-логическое условие личностно-профессионального развития врача: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 25 с.

PROFESSIONAL SUBJECTIVITY AS A PSYCHO-ACMEOLOGICAL PHENOMEN (continued)

Anatoly A. Derkach, Honored Scientist of the Russian Federation, Academician RAE, the Winner of the

Presidential award in Education, Psy.D., Professor, Head of the Acmeology and Professional Psychology Chair, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskiy prosp. 84, Moscow, 119571, Russia.

ABSTRACT

In proposed series of publications there is considered professional subjectivity as psychological and acmeological phenomenon. In this connection the problem of subjectivity and professional subjectivity, as the quality of subject, has been discovered. Within theoretical analyses essential features of professional subjectivity (activity, free choice, cognitive orientation, creativity) are defined. According to the results of analyses theoretical model of professional subjectivity was formed (by the example of future psychologists), reflected its functions (motivate and regulative) structure (valuable and semantic and creative and active components), acmeological criteria and indicators and appropriate specifics of formation. Empiric inspection of model was made with the students' experience (future psychologists) of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). There are methods: admeasurement» of self-estimation the onthognetic reflexion level, level of subjective control, features of social creativity of personality, characteristics of social creativity of personality, vital meaning respondents; b) diagnostic interview with every participant of investigation; c) exploratory factor analyses. The factors pointed to the maturity of professional subjectivity, are detected, the unique factor structure with its features and indicators (reflexive features, activity, independent targeting, optimism), allowed to speak about professional subjectivity (high level); about contradictions in a process of its formation, which led to difficulties in personal and professional development of personality (middle level), about small formation of professional subjectivism structure (low level).

Key words: subject, subjectivity, development, professional subjectivity, subject, development, professional subjectivity, subjective position, activity regulation, self-determination, self-realization, subjective self-realization, realizing professionalism.

REFERENCES

[1]. Berezin A.F. Razvitie subjektnosti studentov-psi-hologov v processe samostojatel'noj uchebnoj dejatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. [The development of subjectivity of students-psychologists during self training activities: Abstract]. Stavropol, 2002. 21 p.

[2]. Vasilyev I.A. Problema razvitija myshlenija vzroslogo cheloveka [The problem of development thinking adult]. Prob-lemy psihologii razvitija [Problems of psychology of development]. Moscow, Vera Medika, 2000, pp. 184-191.

[3]. Volkova E.N. Subjektnost pedagoga: teorija i praktika: Avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. [Subjectivity of the teacher: theory and practice: Abstract]. Moscow, 1998. 42 p.

[4]. Gvozdeva A.V. Integrativno-differencirovannyj pod-hod k razvitiju subjektnosti studentov vuza v processe obu-chenija francuzskomu jazyku: Avtoref. dis. ... dokt. ped. Nauk [Integrativo-differentiated approach to the development of subjectivity in the process of students learning French language: Abstract]. Kursk, 2009. 53 p.

[5]. Derkach A.A., Sajko Je.V. Subjektnost subjekta v ak-meologicheskom razvitii i problemy ego subjektnogo samoosu-shhestvlenija [Subjectivity of the subject in akmeologiceskom development and the problems of its regional self-execution]. Mirpsihologii [World of psychology], 2008, no. 3, p. 212.

[6]. Derkach A. A., Selezneva E.V. Akmeologicheskaja kultura lichnosti: soderzhanie, zakonomernosti, mehanizmy razvitija [Acmeologic culture of personality: content, patterns, mechanisms of development]. Moscow, Voronezh, 2006. 496 p.

[7]. IsakovM. V. Pokazateli i struktura subjektnosti (na ma-teriale stanovlenija professionalnoj subjektnosti u studentov vuzov): avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [Performance and structure of subjectivity (in becoming professional subjectivity of students of universities): Abstract]. Moscow, 2008. 28 p.

[8]. Olhovaja T.A. Stanovlenie subjektnosti studenta uni-versiteta: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk [The formation of the subjectivity of the student university: Abstract]. Orenburg, 2007. 61 p.

[9]. Prokofeva T. V. Stanovlenie subjektnosti podrostka v uchebnoj dejatelnosti: avtoref. dis. ... kand. psihol. Nauk [The

formation of the subjectivity of the teenager in training activities: Abstract]. Volgograd, 2001. 19 p.

[10]. SereginaI.A. Psihologicheskaja struktura subjektnosti kak lichnostnogo svojstva pedagoga: avtoref. dis. ... kand. psihol. Nauk [Psychological structure of subjectivity as the personal property of the teacher: Abstract]. Moscow, 1999. 24 p.

[11]. Stepanskij VI. Svojstvo subjektnosti kak predpo-sylka lichnostnoj formy obshhenija [Property of subjectivity as a prerequisite for a personal form of communication]. Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 1991, no. 5, pp. 98-103.

[12]. Syromjatnikov I. V. Psihologija professionalnoj subjektnosti oficerov Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... dokt. psihol. nauk [Psychology professional subjectivity of officers of the armed forces of the Russian Federation: Abstract]. Moscow, 2007. 46 p.

[13]. Temnova L. V. Lichnostno-professionalnoe razvitie psihologa v sisteme vysshego obrazovanija: dis. ... dokt. psihol. nauk [Personality psychologist-professional development in higher education: Abstract]. Moscow, 2001. 323 p.

[14]. Jarkina O.S. Subjektnost kak psihologo-akmeolog-icheskoe uslovie lichnostno-professional'nogo razvitija vracha: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [Subjectivity as psycho-ac-meological condition of personal and professional development of the doctor: Abstract]. Tambov, 2009. 25 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.