Научная статья на тему 'Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен (Окончание)'

Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен (Окончание) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / SUBJECT / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONAL-PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / PROFESSIONAL SUBJECTNESS / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / SUBJECTIVE POSITION / СУБЪЕКТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECTIVE REGULATION OF ACTIVITY / SELF-DETERMINATION / SELF-REALIZATION / SUBJECTIVE SELF-REALIZATION / REALIZING PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деркач Анатолий Алексеевич

В статье представлен психолого-акмеологический анализ феномена профессиональной субъектности как качества, принадлежащего субъекту. Теоретически обосновано положение о том, что высокий уровень субъектности, субъектной позиции и субъектной регуляции деятельности способствует «переходу» личностно-профессионального развития на более высокий уровень саморазвития, формирования личностно-профессиональной позиции специалиста и достижения высокой степени его готовности к профессиональной деятельности и непрерывному личностно-профессиональному самосовершенствованию. В рамках теоретического анализа определены сущностные характеристики профессиональной субъектности активность, свобода выбора, сознательное целеполагание, творчество. По результатам анализа сформирована теоретическая модель профессиональной субъектности (на примере будущих психологов), отражающая ее побудительную и регуляторную функции, структуру (ценностно-смысловой и креативно-действенный компоненты), акмеологические критерии и показатели и соответствующую специфику формирования. Эмпирическая проверка указанной модели проведена на студенческой выборке (будущие психологи) в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Использованы следующие методы: а)»измерение» самооценки уровня онтогенетической рефлексии, уровня субъективного контроля, особенностей социальной креативности личности, смысложизненных респондентов; б) диагностическое интервью с каждым участником исследования; в) эксплораторный факторный анализ. Выявлены отдельные факторы, указывающие на сформированность профессиональной субъектности, определена уникальная факторная структура, содержащая характеристики и показатели ее проявления (рефлексивность, активность, самостоятельное целеполагание, оптимизм), позволяющие говорить о сформированности профессиональной субъектности (высокий уровень); о противоречиях в процессе ее формирования, которые приводят к затруднениям в личностно-профессиональном развитии личности (средний уровень); о несформированности структуры профессиональной субъектности (низкий уровень).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Деркач Анатолий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SUBJECTNESS AS A PSYCHO- ACMEOLOGICAL PHENOMENON (end)

The article presents psycho-acmeological analysis of the professional subjectness phenomenon, considered as a feature belonging to the subject. There is theoretically justified the statement, that high level of subjectness, subjective position and subjective regulation of activity contribute to the «transfer» of personal-professional development to a higher level of self-development, formation of personal-professional position of a specialist and achievement of his/her readiness to professional activity and constant personal-professional self-perfection. Essential features of professional subjectness, such as activity, freedom of choice, cognitive orientation, creativity, have been defined in the frames of the theoretical analysis. According to the results of the analysis there has been formed theoretical model of professional subjecness (by the example of future psychologists), reflecting its motivating and regulatory functions, its structure (valuablesemantic and creative-active components), acmeological criteria and indicators, as well as corresponding specifics of formation. Empirical verification of the model was carried out among the sample group of students (future psychologists) of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). The following methods were applied: a) «measurement» of self-estimation of the ontogenetic reflection level, level of subjective control, peculiarities of individual’s social creativity, life-purpose respondents; b) diagnostic interview with each participant of the research; c) exploratory factor analysis. There have been identified certain factors pointing out to the maturity of professional subjectness; the unique factor structure containing characteristics and indexes of its expressions (reflexivity, activity, independent targeting, optimism) was defined, allowing to speak about maturity of professional subjectness (high level); about contradictions in a process of its formation, leading to difficulties in personal-professional development of the personality (middle level), about non-maturity of the structure of professional subjectness (low level).

Текст научной работы на тему «Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен (Окончание)»

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

FROM THE EDITOR-IN-CHIEF

УДК 159.9.01; 159.93

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН1

Деркач Анатолий Алексеевич, заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования; e-mail: akmeology@akmeology.ru

РЕЗЮМЕ

В статье представлен психолого-акмеологиче-ский анализ феномена профессиональной субъ-ектности как качества, принадлежащего субъекту. Теоретически обосновано положение о том, что высокий уровень субъектности, субъектной позиции и субъектной регуляции деятельности способствует «переходу» личностно-профессионального развития на более высокий уровень саморазвития, формирования личностно-профессиональ-ной позиции специалиста и достижения высокой степени его готовности к профессиональной деятельности и непрерывному личностно-профес-сиональному самосовершенствованию. В рамках теоретического анализа определены сущностные характеристики профессиональной субъектности — активность, свобода выбора, сознательное целеполагание, творчество. По результатам анализа сформирована теоретическая модель профессиональной субъектности (на примере будущих психологов), отражающая ее побудительную и регуляторную функции, структуру (ценностно-смысловой и креативно-действенный компоненты), акмеологические критерии и показатели и соответствующую специфику формирования. Эмпирическая проверка указанной модели проведена на студенческой выборке (будущие психологи) в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Использованы следующие методы: а)»измерение» самооценки уровня онтогенетической рефлексии, уровня субъективного контроля, особенностей социальной креативности личности, смысложизненных респондентов; б) диагностическое интервью с каждым участником исследования; в) эксплораторный факторный анализ. Выявлены отдельные факторы, указы-

1 Окончание. Начало см. в № 2 (54) 2015, № 4 (56) 2015, № 1 (57) 2016.

вающие на сформированность профессиональной субъектности, определена уникальная факторная структура, содержащая характеристики и показатели ее проявления (рефлексивность, активность, самостоятельное целеполагание, оптимизм), позволяющие говорить о сформиро-ванности профессиональной субъектности (высокий уровень); о противоречиях в процессе ее формирования, которые приводят к затруднениям в личностно-профессиональном развитии личности (средний уровень); о несформирован-ности структуры профессиональной субъектно-сти (низкий уровень).

Ключевые слова: субъект, личностно-професси-ональное развитие, профессиональная субъект-ность, субъектная позиция, субъектная регуляция деятельности.

В структуре профессиональной субъектности выделены два компонента — ценностно-смысловой и креативно-действенный.

Ценностно-смысловой компонент обеспечивает преодоление ситуативной «заданности» профессионального поведения, свободный, внутренне детерминированный выбор в ситуации неопределенности на основе формирования и рефлексивного проявления системы личностных смыслов как совокупности побуждений и внутренних условий, которые направляют и регулируют процесс решения профессиональных задач и личностно-профессионального саморазвития.

Рефлексивное проявление личностного смысла позволяет рассматривать конкретную профессиональную деятельность через соотнесение ее целей и задач с интересами и ценностями субъекта как средство решения более широких жизненных задач [2].

Содержание ценностно-смыслового компонента составляют:

• свобода как способность и готовность определять свой жизненный путь, исходя из собственных ценностей и формируя собственные жизненные смыслы;

• ответственность как способность и готовность признавать самого себя инициатором собственных решений и поступков;

• рефлексия как способность и готовность осмысливать жизненную ситуацию и обеспечивать тем самым осознанный выбор.

Креативно-действенный компонент обеспечивает реализацию задач профессиональной деятельности и личностно-профессионального саморазвития за счет творческой инициативы и самостоятельности, которые позволяют ломать стереотипы, искать и реализовывать способы деятельности и саморазвития, обеспечивающие максимальную эффективность в достижении собственных целей.

В содержание креативно-действенного компонента входят:

• инициативность как способность и готовность к надситуативной активности и преодолению установленных границ деятельности;

• самостоятельность как способность и готовность трансформировать ситуацию в соответствии с собственными целями;

• креативность как способность и готовность свободно действовать в неопределенных ситуациях.

Чтобы оценить уровень сформированности профессиональной субъектности будущих психологов, мы разработали систему акмеологических критериев и показателей.

Внутренним акмеологическим критерием развития профессиональной субъектности будущих специалистов является сформированность ее компонентов. Данный критерий является субъективным в том смысле, что в его качестве выступает характер модельного представления о профессиональной субъектности как личностном качестве будущих специалистов.

Внутренний акмеологический критерий проявляется через внешний акмеологический критерий — способность оптимальным образом разрешать противоречия, возникающие в процессе учебно-познавательной и профессиональной деятельности, общения и самопознания, обеспечивая возможность эффективного саморазвития и самореализации в образовательной и профессиональной средах.

Внутренний акмеологический критерий раскрывается через систему показателей, одновременно отражающих сформированность компонентов профессиональной субъектности.

Уровень сформированности ценностно-смыслового компонента определяют:

• рефлексивность как показатель, отражающий высокий уровень анализа эффективности деятельности и в целом опыта жизнедеятельности;

• внутренний локус контроля как показатель, отражающий высокий уровень ответственности;

• активность как показатель, отражающий высокий уровень внутренней свободы;

• оптимизм как показатель, отражающий высокий уровень веры в собственные силы.

Уровень сформированности креативно-действенного компонента определяют:

• антиципация как показатель, отражающий высокий уровень способности выходить за пределы создавшейся ситуации;

• самостоятельное целеполагание как показатель, отражающий высокий уровень осмысленности жизни;

• социальная креативность как показатель, отражающий способность творчески действовать в нестандартных ситуациях.

Использование данных показателей позволяет оценивать как сформированность профессиональной субъектности в целом, так и каждого из ее компонентов в отдельности, и при необходимости разрабатывать коррекционно-развивающие программы, обеспечивая опережающее формирование профессиональной субъектности уже на этапе профессиональной подготовки специалистов.

Предложенную теоретическую модель профессиональной субъектности можно рассматривать как универсальную, обладающую нормативными и прогностическими возможностями в рамках любой специальности. В то же время форма проявления компонентов профессиональной субъектности определяется спецификой профессиональной деятельности.

Так, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности «Психология» объектом профессиональной деятельности психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности, а практическая и научно-исследовательская деятельность психолога направлена на изучение и оптимизацию психологических факторов во всех видах деятельности и формах взаимодействия между людьми.

При этом профессиональное образование будущих психологов должно быть сопряжено с развитием гуманитарной культуры, формированием духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности.

О необходимости формирования профессиональной субъектности будущего психолога говорят и требования к его образованности. В соответствии с этими требованиями он должен:

• понимать и осознавать сущность и социальную значимость своей профессии;

• уметь ставить перед собой цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, находить нестандартные решения типовых задач и решать нестандартные задачи — зачастую в условиях противоречивых требований;

• в условиях изменяющейся социальной практики уметь оценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности, приобретать новые знания;

• быть готовым к проектной деятельности в профессиональной сфере;

• быть готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности.

Особое значение имеет формирование профессиональной субъектности у студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования с целью получения второго высшего образования по специальности «Психология».

По данным программам обучаются взрослые, имеющие высшее образование и опыт трудовой деятельности в различных профессиональных сферах,

зачастую далеких от профессии психолога. При этом даже если их профессия относится к социономиче-скому типу (врач, педагог, юрист, офицер, управленец и т.д.), у них сформированы личностные качества, отвечающие предметным рамкам именно данной профессии, и отсутствуют (либо не сформированы в должной степени) качества, необходимые психологу. Тем более это относится к профессиональной субъектно-сти, которая определяется особенностями профессиональной деятельности и одновременно определяет ее эффективность.

Таким образом, главной задачей при работе со студентами, которые получают второе высшее образование по специальности «Психология», становится опережающее формирование у них профессиональной субъектности, соответствующей специфике профессии психолога.

Можно выделить следующие специфические характеристики профессиональной деятельности психолога:

1) ярко выраженная субъект-субъектная направленность;

2) ценностное отношение к субъективной реальности другого человека;

3) ориентация на психологическую помощь другому человеку в решении его личностных и профессиональных проблем, раскрытии его индивидуальности и построении жизненного пути.

В задачи психологической помощи в самом широком смысле входят: эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента; расширение сознания и повышение психологической компетентности; изменение отношения к проблеме (ее переформулирование); повышение стрессовой и кризисной толерантности; развитие реалистичности и плюрализма мировоззрения; повышение ответственности клиента и выработка у него готовности к творческому освоению мира [5]. При этом главным инструментом профессиональной деятельности психолога является его личность [1].

Для нас интересно проведенное А. Г. Лидерсом сравнение врача, педагога-воспитателя, юриста, священника и психолога, показывающее специфику деятельности последнего как представителя социономи-ческой профессии. Лидерс сравнивает эти профессии по двум параметрам: ведущей деятельности и онтологической категории [5]. Одновременно он анализирует особенности деятельности психологов, занимающихся теоретическими исследованиями и прикладной психологией (табл. 1).

Сделанные Лидерсом выводы представляют для нашего исследования значительный интерес, так как позволяют конкретизировать содержание профессиональной субъектности по отношению к будущим психологам, получающим второе высшее образование.

Следует обратить внимание на то, что в рамках второго высшего образования осуществляется подготовка прежде всего практических и прикладных психологов, а не психологов-теоретиков (естественно, это не исключает возможности для выпускников данных программ осуществлять в дальнейшем научные исследования). Таким образом, мы говорим о формировании профессиональной субъектности именно практических и прикладных психо-

логов и следующим образом уточняем ее показатели и их формулировки:

• рефлексивность (отражает высокий уровень анализа эффективности профессиональной деятельности и взаимодействий психолога, а также его жизненного пути и процесса его личностно-профессио-нального роста);

• внутренний локус контроля (отражает высокий уровень ответственности психолога при оказании психологической помощи клиентам, профессиональных взаимодействиях с коллегами, а также в процессе собственного личностно-профессионального роста);

• активность (отражает высокий уровень внутренней свободы как способности самостоятельно определять собственный жизненный и профессиональный путь и выбирать его направление, ориентируясь на собственные ценности и жизненные смыслы, а не на внешние факторы);

• оптимизм (отражает высокий уровень веры в собственные силы как профессионального психолога);

• антиципация (отражает высокий уровень способности выстраивать реалистичные прогнозы в отношении своих клиентов и самого себя);

• самостоятельное целеполагание (отражает высокий уровень способности строить свою профессиональную жизнь в соответствии с собственными целями, самостоятельно принимать решения и контролировать их воплощение в жизнь);

• социальная креативность (отражает высокий уровень способности к творческому, опирающемуся на акмеологические принципы, преобразованию со-циономического пространства).

Опережающее формирование профессиональной субъектности позволяет будущим психологам:

• осознавать себя как единственный источник своего творческого профессионально-личностного роста;

• легче овладевать разнообразными новыми видами и формами профессиональной деятельности и отношений;

• самостоятельно и целенаправленно преобразовывать свои способности и свойства в социально значимые и профессионально важные качества;

• создавать индивидуально своеобразный комплекс личностных компетенций, которые определяют результативность осуществляемой деятельности.

Эмпирическое исследование уровней сформиро-ванности профессиональной субъектности у будущих психологов было проведено на выборке студентов 6-го курса ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации», обучающихся по программам высшего профессионального образования с целью получения второго высшего образования по специальности «Психология» (специализации: «Психология управления», «Акмеология»). В исследовании приняли участие 128 студентов.

В качестве диагностических инструментов для оценки уровня сформированности профессиональной субъектности мы использовали методику самооценки уровня онтогенетической рефлексии [7], шкалу оптимизма-активности [3], опросник уровня субъективного контроля (Дж. Роттер, адаптация Е.Ф. Бажи-на, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд) [7], методику опре-

Специфика деятельности представителей социономических профессий (по А.Г. Лидерсу)

Профессия Онтологическая категория Ведущая деятельность

Врач Болезнь, патология, отклонение Лечение (терапия)

Педагог-воспитатель Идеал Оценивание, поощрение, наказание

Юрист Право Представление прав и интересов своего клиента в социуме

Священник Грех Отпущение грехов

Психолог-теоретик Научная истина Исследование психической реальности

Прикладной психолог Личностно-профессиональное развитие, повышение эффективности, оптимальность деятельности Соорганизация деятельности профессионалов другого профиля

Практический психолог Личностный рост, культурная продуктивность, способность изменяться Сопроживание, соразвитие

деления социальной креативности личности [7], тест на объективность [6], тест «Смысложизненные ориентации» Д. Крамбо и Л. Махолика (в модификации Д.А. Леонтьева) [4]. Специфику проявления профессиональной субъектности у будущих психологов позволило выявить диагностическое интервью, которое проводилось с каждым участником исследования.

По результатам теоретического анализа и эмпирического исследования были выделены три уровня сформированности профессиональной субъектности будущих психологов.

1. Низкий уровень профессиональной субъектности. Характеризуется тем, что будущий психолог не умеет анализировать эффективность своей деятельности и личностно-профессионального развития, не проявляет ответственности и активности при постановке профессиональных и личностных задач, выбирает стереотипные решения, способен действовать только в типовых ситуациях, не умеет прогнозировать характер и направление развития как своих клиентов, так и своего собственного. Неспособность к самостоятельному целеполаганию и низкий уровень социальной креативности ограничивают возможности полноценной профессиональной самореализации будущих психологов. Они осознают низкий уровень своей профессиональной субъектности как отсутствие веры в собственные силы.

2. Средний уровень профессиональной субъектности. Характеризуется стремлением к большей свободе в построении своего жизненного пути. Будущий психолог, находящийся на этом уровне, способен самостоятельно ставить относительно близкие цели и делать прогнозы в отношении своего развития и развития своих клиентов; может, основываясь на полученных знаниях и сформированных навыках, решать профессиональные задачи, готов анализировать выполненное решение. Ответственно, активно и с готовностью включается в организованную другими профессиональную ситуацию, но сам, как правило, не выступает инициатором и организатором создания таких ситуаций. Недостаточный уровень социальной креативности компенсируется высокой уверенностью в том, что он способен к самосовершенствованию и полноценной профессиональной самореализации как психолог.

3. Высокий уровень профессиональной субъектности. Характеризуется сформированностью всех показателей. Будущий психолог в полной мере осознает себя субъектом профессиональной деятельности. Взаимодействие с клиентом осознается им как социально значимая деятельность. Он способен к активному самостоятельному целеполаганию, прогнозированию, эффективному планированию своих действий, анализу и критической оценке полученных результатов. Его высокая ответственность и социальная креативность сочетаются с уверенностью в собственных силах и обеспечивают полноценную профессиональную самореализацию.

По результатам эмпирического исследования был проведен эксплораторный факторный анализ2, который позволил выделить отдельные факторы, указывающие на сформированность профессиональной субъектности будущих психологов. Для каждого из приведенных выше уровней профессиональной субъектности была определена уникальная факторная структура, содержащая характеристики субъектности и показатели ее проявления (табл. 2).

Как видно из табл. 2, в группе с высоким уровнем профессиональной субъектности ее показатели образуют два фактора, в первом из которых системообразующим является показатель «рефлексивность», а во втором — «активность». При этом в каждый фактор входят показатели сформированности, а также ценностно-смыслового и креативно-действенного компонентов. Таким образом, можно говорить о полной сформированности профессиональной субъектности.

В группе со средним уровнем профессиональной субъектности показатели образуют три фактора. Рефлексивность и самостоятельное целеполагание входят во второй фактор; оптимизм, имеющий наиболее высокое факторное значение, образует третий фактор, а внутренний локус контроля, активность, антиципация и социальная креативность объединены в четвертом факторе. При этом антиципация и социальная

2 Эксплораторный факторный анализ — это схема факторного анализа, при которой исследователь изначально не знает, какая система факторов позволяет описать матрицу корреляционных связей.

Факторная структура для групп будущих психологов с разным уровнем профессиональной субъектности

Про( >ессиональная субъектность Фактор

Уровень Показатель 1 2 3 4

Высокий Рефлексивность 0,804

Внутренний локус контроля 0,762

Активность 0,937

Оптимизм 0,698

Антиципация 0,723

Самостоятельное целеполагание 0,659

Социальная креативность 0,541

Средний Рефлексивность 0,521

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутренний локус контроля 0,557

Активность 0,504

Оптимизм 0,897

Антиципация -0,531

Самостоятельное целеполагание 0,564

Социальная креативность -0,672

Низкий Рефлексивность -0,736

Внутренний локус контроля -0,594

Активность 0,503

Оптимизм -0,627

Антиципация -0,505

Самостоятельное целеполагание -0,631

Социальная креативность -0,895

креативность имеют отрицательные факторные зна- [6]. Психодиагностика и акмеография / А.А. Деркач,

чения. Можно говорить о противоречиях в процессе А.С. Огнев, Ю.Н. Гончаров. — Воронеж: Изд-во Воро-формирования профессиональной субъектности, ко- нежского филиала РАГС, 1997. — 191 с. торые приводят к затруднениям как в профессиональ- [7]. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Со-

ной деятельности, так и в личностно-профессиональ- циально-психологическая диагностика развития лично-ном развитии будущих психологов. сти и малых групп. — М.: Изд-во Института психотера-

В группе с низким уровнем профессиональной пии, 2005. — 496 с. субъектности показатели образуют четыре фактора, из которых два включают по одному показателю. При этом все показатели, за исключением показателя «активность», имеют отрицательные факторные значения, что свидетельствует о несформированности структуры профессиональной субъектности.

ССЫЛКИ

[1]. Березин А. Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Ставрополь, 2002. — 21 с.

[2]. Деркач А.А., Селезнёва Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. — М., 2007. — 248 с.

[3]. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. — СПб.: Питер, 2004. — С. 506-508.

[4]. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориента-ций (СЖО). — 2-е изд. — М.: Смысл, 2006. — 18 с.

[5]. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 256 с.

PROFESSIONAL SUBJECTNESS AS A PSYCHO-ACMEOLOGICAL PHENOMENON (end)

Anatoly A. Derkach, Honored Scientist of the Russian Federation, Academician of the RAE, the Winner of the Presidential award in Education, Doctor of Psychological Science (Psy.D.), Professor, Head of the Acmeology and Professional Psychology Department, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Vernadskogo Prosp., 84, Moscow, 119571, Russia.

ABSTRACT

The article presents psycho-acmeological analysis of the professional subjectness phenomenon, considered as a feature belonging to the subject. There is theoretically justified the statement, that high level of subjectness, subjective position and subjective regulation of activity contribute to the «transfer» of personal-pro-

fessional development to a higher level of self-development, formation of personal-professional position of a specialist and achievement of his/her readiness to professional activity and constant personal-professional self-perfection. Essential features of professional sub-jectness, such as activity, freedom of choice, cognitive orientation, creativity, have been defined in the frames of the theoretical analysis. According to the results of the analysis there has been formed theoretical model of professional subjecness (by the example of future psychologists), reflecting its motivating and regulatory functions, its structure (valuable- semantic and creative-active components), acmeological criteria and indicators, as well as corresponding specifics of formation. Empirical verification of the model was carried out among the sample group of students (future psychologists) of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). The following methods were applied: admeasurement» of self-estimation of the ontogenetic reflection level, level of subjective control, peculiarities of individual's social creativity, life-purpose respondents; b) diagnostic interview with each participant of the research; c) exploratory factor analysis. There have been identified certain factors pointing out to the maturity of professional sub-jectness; the unique factor structure containing characteristics and indexes of its expressions (reflexivity, activity, independent targeting, optimism) was defined, allowing to speak about maturity of professional sub-jectness (high level); about contradictions in a process of its formation, leading to difficulties in personal-professional development of the personality (middle lev-

el), about non-maturity of the structure of professional subjectness (low level).

Key words: subject, personal-professional development, professional subjectness, subjective position, subjective regulation of activity, self-determination, self-realization, subjective self-realization, realizing professionalism. (не нашла этого в русском варианте)

REFERENCES

[1]. Berezin A. F. Razvitie subjektnosti studentov-psi-hologov v processe samostojatelnoj uchebnoj dejatelnosti [The development of subjectivity of students-psychologists during self training activities]. — Stavropol, 2002. — 21 p.

[2]. Derkach A.A., Selezneva E. V. Akmeologija v vopro-sah i otvetah [Acmeology questions and answers]. — Moscow, 2007. — 248 p.

[3]. Ilin E.P. Psihologija individual'nyh razlichij [The psychology of individual differences]. — St. Petersburg, Piter, 2004. — Р. 506-508.

[4]. Leontev D.A. Test smyslozhiznennyh orientacij [Test the meaning of life orientations]. — Moscow, 2006. — 18 p.

[5]. LidersA.G. Psihologicheskij trening s podrostkami: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. Zavedenij [Psychological training with teenagers]. — Moscow, 2001. — 256 p.

[6]. Psihodiagnostika i akmeografija [Psychological Diagnostics] / А.А. Derkach, A.S. Ognev, Ju. N. Goncharov. — Voronezh, 1997. — 191 p.

[7]. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social-no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups]. — Moscow, 2005. — Р. 244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.