Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/54PSMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Лебедева Р.В. Нравственная сфера и личностные особенности студентов с разными типами жизненных ориентаций // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/54PSMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Lebedeva R.V. (2019). Moral sphere and personality characteristics of students with different types of life orientations. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/54PSMN219.pdf (in Russian)
УДК 1
ГРНТИ 15.21.51
Лебедева Раиса Витальевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург, Россия
Аспирант очного обучения кафедры «Психологии человека»
E-mail: raisalebedeva@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=793921
Нравственная сфера и личностные особенности студентов с разными типами жизненных ориентаций
Аннотация. Автором представлен материал, который используется в рамках выполнения диссертационного исследования по психологическим наукам. Нравственная сфера личности представляет собой интегративное психологическое образование, функциональным назначением которого является нравственная регуляция поведения. Нравственная личность обладает такими важными качествами, как хорошая рефлексия в сфере принятия моральных решений, устойчивое использование внутренних мотивов в ситуациях морального выбора, ответственность, наличие эмпатии и альтруистических эмоций, просоциальная направленность поведения. Субъект-объектные ориентации личности в жизненных ситуациях являются тем понятием, с помощью которого можно описать направление реализации потенциала субъектности личности. В статье исследуется вопрос о том, каким образом степень субъектной включенности проявляется в нравственной сфере личности и личностных особенностях студентов вуза с различными типами жизненных ориентаций. Анализ итогов эмпирического исследования показал, что студенты с субъектной жизненной ориентацией в большей степени опираются на внутреннюю мотивацию (совесть) в ситуациях морального выбора и обладают интериоризированной (внутренней) субъектностью; студенты с объектной жизненной ориентацией, характеризуются опорой на внешнюю мотивацию (долг, правила, социальные нормы) в ситуациях морального выбора, которая объясняется проявлением социальной идентичности личности (семейная, межличностная и профессиональная сфера отношений) и наличием экстериоризованной (внешней) субъектности у них; а студенты вуза со смешанным типом ориентацией в жизненных ситуациях, представлены наличием некоторой неоднородности в нравственной направленности личности, инициируемую активностью, экзистенциальным осмыслением, ответственностью, а также склонностью к уступчивому просоциальному поведению.
Ключевые слова: нравственная сфера личности; моральный выбор; жизненные ориентации; субъектность личности; идентичность; морально-этическая ответственность; просоциальное поведение
Личность понимается нами как субъект сознательной деятельности, как центр внутреннего мира и регулятор связей человека с миром, в котором он пребывает [1].
Нравственная сфера личности представляет собой интегративное психологическое образование, функциональным назначением которого является нравственная регуляция поведения [2]. Многие исследователи выделяют три содержательно различимых компонента этого психологического образования:
1. когнитивный - нравственное сознание, нравственный смысл, нравственные ценности, знание моральных норм (В.В. Знаков, Е.В. Субботский, И.Б. Дерманова, В.Г. Нечаева, А.В. Запорожец, М.И. Боришевский, Т.А. Маркова, Р.С. Буре, М.И. Бобнева, Ж. Пиаже, Л. Колберг, У. Майер и др.);
2. эмоциональный - нравственные чувства, эмпатия и альтруизм в нравственных отношениях (А.М. Виноградова, С. Козлова, Н. Колпакова, Л. Островская, Т. Феоктистова, Н. Шитякова, С.Г. Якобсон и др.);
3. поведенческий - нравственное поведение, поступки и действия, просоциальная направленность (Е.В. Бодрова, Е.К. Золотарева, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон, И.Б. Дерманова, Gustavo Carlo и Brandy A. Randall и др. [3].
В современной зарубежной психологии общепризнанной и популярной является модель целостного морального функционирования личности Augusto Blasi (1983, 1995, 2004), которая объединяет три компонента нравственной сферы личности (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) и придает ведущую регулятивную роль моральной идентичности, моральному образу-Я личности и подчеркивает необходимость сопряжения моральных суждений с ответственностью личности за свое поведение, что определяет внутреннюю непротиворечивость Я, его целостность как стремление жить в согласии с самим собой, иметь целостное представление о себе [4].
Нравственная личность обладает такими важными качествами, как хорошая рефлексия в сфере принятия моральных решений, устойчивое использование внутренних мотивов в ситуациях морального выбора, ответственность, наличие эмпатии и альтруистических эмоций, просоциальная направленность поведения (Е.К. Веселова, И.Г. Тимощук, Gustavo Carlo и Brandy A. Randall).
Индивидуальное нравственное сознание личности и ее субъектность неотделимы друг от друга и представляют две стороны единого процесса - становления Человека. Степень субъектной включенности в жизнедеятельность, понятая посредством анализа взаимодействия человека с жизненными ситуациями, характеризует меру зависимости внутреннего мира личности от внешней жизненной ситуации (Рубинштейн С.Л., Коржова Е.Ю., Брушлинский А.В., Ананьев Б.Г., Панферов В.П., Знаков В.В., Петровский В.А., Абульханова К.А., Волкова Е.Н., Анцыферова Л.И., Конопкин О.А. и др.) [5].
Роль идентичности и эталона жизнедеятельности (как идеала), в моральной направленности личности, как интегральная характеристика может быть обозначена как моральное функционирование личности, в которой центральная роль нравственности находится в самоидентификации индивида (A. Blasi, 2004). Блази, используя термин моральная идентичность, обозначал включение интенции быть нравственным и действовать в соответствии с моральными установками в структуру Я-концепции [6].
Субъект-объектные ориентации личности в жизненных ситуациях являются тем понятием, с помощью которого можно описать направление реализации потенциала субъектности личности. В концепции Е.Ю. Коржовой упоминается, что субъектные ориентации личности могут проявляться в двух противоположных формах - субъектной и
https://mir-nauki.com
объектной, и некоей промежуточной - смешанной форме. Субъектная ориентация в жизненных ситуациях детерминируется интериоризованной субъектностью (т. е. выбор стратегий поведения определяется внутренней субъективной картиной жизнедеятельности), а объектная ориентация - экстериоризованной субъектностью (выбор стратегий поведения осуществляется с опорой на внешние характеристики жизненной ситуации). Также существует смешанный тип жизненных ориентаций, когда четкой направленности субъектности личности вовне или внутрь в жизненных ситуациях не выявляется [5].
Важнейшей составляющей ответственности личности является морально-этическая ответственность, которая представляет собой личностное качество, заключающееся в осознании моральной необходимости выполнения нравственных социальных и личностных норм, а также в способности личности адекватно воспринимать справедливую оценку совершаемых поступков другими и оценивание собственных действий с позиций собственной совести [7]. Л. Колберг отмечает, что достижение человеком моральной зрелости возможно только после принятия на себя моральной ответственности за принятие решений в ситуациях выбора [8]. В данном исследовании мы опирались на определение морально-этической ответственности И.Г. Тимощука, в концепции которого выделяются такие компоненты этого феномена как; наличие/отсутствие рефлексии в моральной сфере, моральная интуиция, экзистенциальный аспект ответственности, наличие альтруистических эмоций, и приоритет морально-этических ценностей в сфере принятия моральных решений [9].
Просоциальная направленность личности, как важнейшая составляющая поведенческого компонента нравственной сферы личности понимается нами как совокупность содержательных и динамических характеристик личности, определяющих склонность к оказанию помощи окружающим и готовность приносить пользу другим людям и обществу в целом. Зарубежные исследователи Gustavo Carlo и Brandy A. Randall (2002) утверждают, что просоциальное поведение так же, как и просоциальная направленность, - это многогранная, неоднородная структура, которая может проявляться в различных просоциальных поступках (или склонности к поступкам определенного типа) через разнообразные контексты: чрезвычайные ситуации; эмоциональные, или анонимные ситуации; альтруистическую или гедонистическую мотивацию. На этом основании авторы идентифицировали шесть различных типов просоциального поведения: уступчивый тип (оказание помощи, когда просят), публичный (оказание помощи в присутствии других людей), анонимный (помогающий анонимно), экстренный (помогающий в чрезвычайных ситуациях), эмоциональный (помогающий в эмоциональных ситуациях), и альтруистический (помогающий без ожидания награды) [10].
Таким образом, в статье исследуется вопрос о том, каким образом степень субъектной включенности проявляется в нравственной сфере и личностных особенностях студентов вуза с различными типами жизненных ориентаций.
Цель данного исследования состоит в изучении нравственной сферы и личностных особенностей студентов с субъектным, объектным и смешанным типами жизненных ориентаций.
Гипотеза: нравственная сфера и личностные особенности будут иметь различия у студентов с субъектным, объектным и смешанным типами жизненных ориентаций.
Всего было обследовано 344 студента вузов в возрасте 18-23 лет. Для диагностики нравственной сферы личности студентов ВУЗов в данной работе использовались следующие методики: метод погружения в ситуацию морального выбора «Друг-советчик 2» с целью изучения нравственной сферы личности Е.К. Веселовой; методика изучения нравственных ориентаций личности "Эталон жизнедеятельности" М.Я. Дворецкой; опросник диагностики
уровня морально-этической ответственности личности «ДУМЭОЛП» И.Г. Тимощука; методика изучения личностной идентичности «Кто Я» М. Куна, Т. МакПартленда; опросник изучения тенденций просоциального поведения Карло-Рендалла, в модификации Н. Кухтовой.
Для диагностики характеристик субъект-объектных ориентаций личности в жизненных ситуациях был использован опросник жизненных ориентаций Коржовой Е.Ю.
Для построения факторной структуры характеристик нравственной сферы личности у студентов с различными типами жизненных ориентаций был применен факторный анализ.
При обработке данных вся выборка респондентов была разделена по типу жизненных ориентаций на три группы (по методике Е.Ю. Коржовой):
1. субъектно-ориентированные (К = 134);
2. объектно-ориентированные (К = 111);
3. смешанный тип (К = 99). Всего в список показателей при факторизации вошло 48 признаков.
В результате факторизации показателей нравственной сферы и личностных особенностей студентов с субъектной ориентацией в жизненных ситуациях (К = 134) было получено три фактора. В таблице 1 представлены результаты факторного анализа.
Таблица 1
Результаты факторного анализа показателей нравственной сферы и личностных особенностей студентов с субъектной ориентацией в жизненных ситуациях ^ = 134)
№ п/п Общие факторы Показатели, образующие фактор Факторная нагрузка
1 Фактор 1, отражающий наличие у личности блока качеств, составляющих морально-этическую ответственность, инициируемую внутренней мотивацией (совестью) (процент общей дисперсии, объясняемый действием фактора -20,7 %) - Морально-этическая ответственность (ДУМЭОЛП) - Моральная рефлексия (ДУМЭОЛП) - Альтруистические эмоции (ДУМЭОЛП) - Нравственные ценности (ДУМЭОЛП) - Экзистенциальная ответственность (ДУМЭОЛП) - Внутренняя мотивация морального выбора (ДС-2) 0,892 0,725 0,714 0,584 0,576 0,501
2 Фактор 2, отражающий стремление личности активно преобразовывать жизненные ситуации и стремление к самоизменениям и изменениям внешних обстоятельств жизни (процент общей дисперсии, объясняемый действием фактора - 14,6 %) - Трансситуационное творчество (ОЖО) - Общий показатель субъект-объектных ориентаций (ОЖО) - Транситуационнная подвижность (ОЖО) - Трансситуационная изменчивость (ОЖО) 0,887 0,753 0,698 0,685
3 Фактор 3: Стремление к соблюдению моральных норм, к социальной адаптивности и осмыслению бытия против несоблюдения моральных норм (процент общей дисперсии, объясняемый действием фактора -16,7 %) - Общий индекс нравственности (ДС-2) - Социальный эталон жизнедеятельности (ЭЖ) - Экзистенциальный эталон жизнедеятельности (ЭЖ) - Позитивный моральный выбор (ДС-2) - Негативный моральный выбор (ДС-2) 0,753 0,598 0,583 0,579 -0,656
В итоге по результатам факторного анализа, мы можем говорить о том, что субъектно-ориентированные респонденты характеризуются наличием блока качеств, отвечающих за общее качество морально-этической ответственности личности, куда входят с высокими нагрузками показатели отдельных компонентов этого феномена, а также показатель
внутренней мотивации, т. е. функционирующей совести, в этот же фактор входит показатель активного отношения личности к жизненным ситуациям, свидетельствующий о стремлении к самоизменениям и изменениям внешних обстоятельств жизни, но при соблюдении моральных норм. В целом наличие этих качеств говорит о социальной адаптивности и осмыслению моральных аспектов бытия.
По результатам факторизации показателей нравственной сферы и личностных особенностей студентов с объектной ориентацией в жизненных ситуациях (К = 111) также было получено три фактора, представленных в таблице 2.
Таблица 2
Результаты факторного анализа показателей нравственной сферы и личностных особенностей студентов с объектной ориентацией в жизненных ситуациях ^ = 111)
Общие факторы Показатели, образующие фактор Факторная нагрузка
Фактор 1 (биполярный): отражающий выраженность социальной идентичности при стремлении активно изменять возникающие ситуации против экзистенциальной направленности и стремлении подчиняться внешним обстоятельствам (процент общей дисперсии, объясняемый действием фактора - 19 %) - Трансситуационное творчество (ОЖО) - Социальное-Я (Методика Куна-МакПартленда) - Этническое-Я (Методика Куна-МакПартленда) - Трансситуационная изменчивость (ОЖО) - Гендерное-Я (Методика Куна-МакПартленда) - Трансситуационный локус контроля (ОЖО) - Рефлексивное-Я (Методика Куна-МакПартленда) - Экзистенциальный эталон жизнедеятельности (ЭЖ) 0,730 0,669 0,616 0,607 0,604 -0,756 -0,664 -0,590
Фактор 2 «Отражающий морально -этическую ответственность личности при устойчивом позитивном выборе в ситуациях моральной неопределенности» (процент общей дисперсии, объясняемый действием фактора - 18,5 %) - Общий показатель морально-этической ответственности (ДУМЭОЛП) - Моральная рефлексия (ДУМЭОЛП) - Альтруистические эмоции (ДУМЭОЛП) - Нравственная интуиция (ДУМЭОЛП) - Нравственные ценности (ДУМЭОЛП) - Позитивный моральный выбор (ДС-2) - Общий индекс нравственности (ДС-2) 0,938 0,814 0,705 0,629 0,614 0,542 0,513
Фактор 3: «Стремление личности идти на уступки под влиянием эмоций в ситуациях, когда необходимо оказать анонимную бескорыстную помощь» (% общей дисперсии, объясняемый действием фактора - 0,128) - Уступчивое просоциальное поведение (мет. измерение просоциальных тенденций) - Эмоциональное просоциальное поведение (мет. измерение просоциальных тенденций) - Анонимное просоциальное поведение (мет. измерение просоциальных тенденций) 0,754 0,627 0,625
Объект-ориентированные респонденты характеризуются наличием выраженности социальной идентичности личности при стремлении активно изменять возникающие ситуации против экзистенциальной направленности и стремлении подчиняться внешним обстоятельствам, отражающим морально-этическую ответственность личности при устойчивом позитивном выборе в ситуациях моральной неопределенности, а также стремлением личности идти на уступки под влиянием эмоций в ситуациях, когда необходимо оказать бескорыстную помощь.
Респонденты со смешанным типом жизненных ориентаций характеризуются отражающим нравственную направленность, которая имеет склонность к уступчивому просоциальному поведению против склонности нарушать моральные нормы и личностной отчужденности при принятии морального решения, при этом стремлением к активному вмешательству в ситуации при наличии экзистенциального эталона жизнедеятельности против позиции с покорностью принимать внешние обстоятельства, а также наличием блока качеств, составляющих морально-этическую ответственность личности.
Таблица 3
Результаты факторного анализа показателей нравственной сферы и личностных особенностей студентов со смешанной ориентацией в жизненных ситуациях ^ = 99)
Компоненты факторной модели Переменные исходного массива Факторная нагрузка
Фактор 1 (биполярный): отражающий нравственную направленность и склонность к уступчивому просоциальному поведению против склонности нарушать моральные нормы и личностной отчужденности при принятии морального решения (% общей дисперсии, объясняемый действием фактора - 0,177) -Общий индекс нравственности (ДС-2) - Позитивные моральные выборы (ДС-2) - Уступчивое просоциальное поведение (мет. измерение просоциальных тенденций) - Негативный моральный выбор (ДС-2) - Отчужденность в ситуациях морального выбора (ДС-2) 0,924 0,785 0,507 -0,691 -0,509
Фактор 2: (биполярный): стремление к активному вмешательству в ситуации при наличии экзистенциального эталона жизнедеятельности против позиции с покорностью принимать внешние обстоятельства (% общей дисперсии, объясняемый действием фактора - 0,179) - Трансситуационное творчество (ОЖО) - Трансситуационная изменчивость (ОЖО) - Трансситуационное освоение мира (ОЖО) - Тенденция (идеальное-реальное) -экзистенциальное (ЭЖ) - Трансситуационный локус контроля (ОЖО) 0,893 0,693 0,579 0,535 -0,895
Фактор 3: блок качеств, составляющих морально-этическую ответственность (процент общей дисперсии, объясняемый действием фактора - 16,8) - Общий показатель морально-этической ответственности (ДУМЭОЛП) - Альтруистические эмоции (ДУМЭОЛП) - Нравственные ценности (ДУМЭОЛП) - Нравственная интуиция (ДУМЭОЛП) 0,955 0,785 0,762 0,758
Таким образом, полученные результаты эмпирического исследования дают нам сделать вывод о том, что:
• нравственная сфера и личностные особенности студентов с субъектной ориентацией в жизненных ситуациях, представлены наличием внутренней мотивации (совесть) в ситуациях морального выбора, которая объясняется наличием интериоризованной (внутренней) субъектности у них;
• нравственная сфера и личностные особенности студентов вуза с объектной ориентацией, характеризуются наличием внешней мотивации (долг, правила, социальные нормы) в ситуациях морального выбора, которая объясняется проявлением социальной идентичности личности (семейная, межличностная и профессиональная сфера отношений) и экстериоризованной (внешней) субъектности у них;
• нравственная сфера и личностные особенности студентов вуза со смешанным типом ориентацией в жизненных ситуациях, представлены наличием некоторой неоднородности в нравственной направленности личности, инициируемую активностью, экзистенциальным осмыслением, ответственностью, а также склонностью к уступчивому просоциальному поведению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коржова Е.Ю., Волкова Е.Н., Рудыхина О.В., Туманова Е.Н. Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности: основные итоги исследований // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. №187 -с.40-46.
2. Веселова Е.К. Практические занятия в рамках программ духовно-нравственного воспитания в вузе. Методические материалы // Технология и практика обучения. Изд - 2015. - с. 89-117.
3. Шатров Д.В. Личность родителей и нравственная сфера детей: дис. ... канд. психол. наук. Спб., 2006. 25 с.
4. Blasi, A. (2004). "Moral functioning: moral understanding and personality", in Moral Development, Self, and Identity, eds D. Lapsley and D. Narvaez (Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates), 335-347.
5. Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций. - СПб.: Общество памяти Игумении Таисии, 2015. - 203 с.
6. Ericson E.H. The problem of ego identity // Stein M.R. et al. (eds.) Identity and anxiety: Survival of the person in mass society. Glencoe: The Free Press, 1960.
7. Веселова Е.К., Лебедева Р.В. Характеристики морально-этической ответственности у молодежи с субъектной и объектной ориентацией // Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых "Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования". в 2-х тт. - т.1. - Спб.: Скифия-принт, 2017 - с. 265-269.
8. Kohlberg, L. (1981). Essays on Moral Development: The Philosophy of Moral Development, Vol. 1. San Francisco, CA: Haper & Row.
9. Тимощук И.Г. Семантика понятия ответственность в дискурсах по психоанализу и клиент-центрированной психотерапии // Актуальш проблеми практично! психологи. Збiрник наукових праць. Частина 2. - Херсон: 1111 Вишемирський В.С. - 2009. - с. 484-498.
10. Кухтова, Н.В. Содержательные и динамические характеристики личности школьнков подросткового возраста с просоциальной направленностью: монография [Текст] / Н.В. Кухтова. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. - 206 с.
https://mir-nauki.com
Lebedeva Raisa Vitalevna
Herzen state pedagogical university of Russia, Saint Petersburg, Russia
E-mail: raisalebedeva@mail.ru
Moral sphere and personality characteristics of students with different types of life orientations
Abstract. The author presents the material that is used in the framework of the dissertation research on the psychological sciences. The moral sphere of the personality is an integrative psychological education, the functional purpose of which is the moral regulation of behavior. Moral personality has such important qualities as good reflection in the sphere of making moral decisions, sustainable use of inner motives in situations of moral choice, responsibility, presence of empathy and altruistic emotions, prosocial orientation of behavior. The subject-object orientation of the personality in life situations is the concept with which you can describe the direction of the realization of the potential of personality subjectivity. The article examines the question of how the degree of subjective involvement manifests itself in the moral sphere of the individual and the personal characteristics of university students with different types of life orientations. An analysis of the results of the empirical research showed that students with a subjective life orientation rely more on inner motivation (conscience) in situations of moral choice and have internalized (inner) subjectivity; students with an objective life orientation are characterized by reliance on external motivation (duty, rules, social norms) in situations of moral choice, which is explained by the manifestation of the social identity of the individual (family, interpersonal, and professional sphere of relationships) and the presence of exterior (external) subjectivity in them; students of a higher education institution with a mixed type of orientation in life situations are represented by the presence of some heterogeneity in the moral orientation of the individual, initiated by activity, existential understanding, responsibility, as well as a tendency to compliant prosocial behavior.
Keywords: moral sphere of personality; moral choice; life orientation; personality subjectivity; identity; moral and ethical responsibility; prosocial behavior
54PSMN219