https://doi.orq/10.30853/pedaqoqv.2019.4.5
Пушкина Оксана Владимировна
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА
В статье представлены авторские определения понятий "субъектно-профессиональная позиция педагога" и "формирование субъектно-профессиональной позиции педагога". Разработана и теоретически обоснована модель, способствующая формированию субъектной позиции учителя в профессиональной деятельности, в которую включены три взаимосвязанных блока: диагностический, операционный и результативный. Выявлены педагогические принципы и условия реализации модели. Установлены критерии и показатели, позволяющие оценить уровень развития субъектности учителя в профессиональной деятельности. Адрес статьи: от^.агат^а.пе^т^епа^М^СИЭМ/б.^т!
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 4. C. 37-41. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gram ota. net/ed itions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 373.1 Дата поступления рукописи: 09.10.2019
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.5
В статье представлены авторские определения понятий «субъектно-профессиональная позиция педагога» и «формирование субъектно-профессиональной позиции педагога». Разработана и теоретически обоснована модель, способствующая формированию субъектной позиции учителя в профессиональной деятельности, в которую включены три взаимосвязанных блока: диагностический, операционный и результативный. Выявлены педагогические принципы и условия реализации модели. Установлены критерии и показатели, позволяющие оценить уровень развития субъектности учителя в профессиональной деятельности.
Ключевые слова и фразы: субъект; позиция; субъектная позиция; профессиональная позиция; инновационная модель; формирование субъектно-профессиональной позиции.
Пушкина Оксана Владимировна, к. пед. н.
Кузбасский государственный университет имени Т. Ф. Горбачева (филиал) в г. Прокопьевске [email protected]
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА
В концепции развития российского образования акцентируется внимание на повышении его качества, которое является важным характеристическим свойством, соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта, потребностям общества, социальным и личностным ожиданиям обучающегося. Очевидно, что положительные результаты в обучении напрямую зависят от работающих в ней педагогов, для стимулирования которых существует множество направлений и средств, проводимых на региональных и государственных уровнях. К ним относятся разработанные системы подготовки, переподготовки, аттестации, мотивации и др. Всё это, несомненно, важно, однако организационные механизмы не позволяют достичь требуемого результата, если сам педагог не готов к самореализации и самосовершенствованию в профессиональной деятельности.
Многие ученые считают, что основным показателем профессионального становления личности является его субъектная позиция. Все более настойчивое обращение исследователей к этому феномену, по-видимому, объясняется не только и не столько стремлением к констатации существования одного из важнейших характеристик личности, а скорее продиктовано осознанной необходимостью глубже проникнуть в сущность процесса формирования и развития личности вообще и профессионального становления в особенности [9, с. 3].
Стремясь сформировать субъектную позицию педагога, система образования испытывает значительные трудности в её реализации, главным образом из-за отсутствия технологических средств и способов решения поставленных задач. Сами эти средства вне опоры на теоретическое обоснование стратегии их применения могут оказаться неадекватными целям самого субъекта профессиональной деятельности.
Актуальность всего вышесказанного определила цель работы, которая состоит в выявлении педагогических средств, направленных на формирование субъектной позиции педагога в профессиональной деятельности. Для этого в качестве задач необходимо определить сущностные характеристики субъектно-профес-сиональной позиции педагога; разработать и теоретически обосновать модель процесса формирования субъектной позиции; выделить критерии и показатели её эффективности.
Анализируя концептуальные основы различных образовательных моделей педагогической деятельности, можно определить их характерные признаки по реализуемым принципам, целям, методам и технологиям. Научную новизну содержания статьи определяет отличительная особенность спроектированной нами модели - структура операционного блока, который представлен взаимосвязанными и взаимодополняющими компонентами. В этом блоке основные акценты ставятся на организационные формы и методы работы, способствующие принятию педагогом субъектно-профессиональной позиции, что, в свою очередь, позволит определить смысловую нагрузку самого процесса формирования и решить поставленные в исследовании задачи.
Перейдем к рассмотрению основных категорий, входящих в интересующее нас понятие. Анализ научных концепций по данной проблеме позволяет констатировать тот факт, что «субъектность», «профессионализм» и «позиция» не трактуются однозначно. «Позиция» характеризуется как отношение личности к себе как к деятелю и к другим как к субъектам жизнедеятельности [5], она определяет ценности, интересы, мотивы, установки [8], а также «отношение того, что личность получает и берет от общества, к тому, что она вносит в его развитие» [7, с. 311].
Следует отметить, что учеными «субъект» рассматривается не только как носитель активности в определенном виде деятельности [2; 6; 13; 14], но и наделяется самостоятельностью при её осуществлении [8, с. 43]. Субъект способен ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия в соответствии с задуманным [7, с. 8].
Субъектная позиция определяется как направленность личности, связанная с нахождением своего места в труде и в жизни [1], социальность и активность человека во взаимосвязи с обществом [3; 8]. Профессионализм же является интегральной характеристикой человека, проявляющейся как в деятельности, так и в общении, и связан не только с достижением высоких результатов, но и особенностью профессиональной мотивации личности, системой его стремлений и ценностных ориентаций.
Учитывая основные педагогические задачи и компетенции педагога, мы будем рассматривать субъектно-профессиональную позицию как качественную характеристику личности, которая проявляется в профессиональной деятельности, самоопределяясь, самоутверждаясь и саморазвиваясь в ней, и содержит личностную, отношенческую и регулятивно-деятельностную составляющие.
Личностная составляющая характеризует наличие у педагога таких качеств, как аттрактивность, толерантность, ассертивность [12]. Отношенческая - показывает, насколько у учителя развиты способности к фа-силитационному стилю общения, к уважительному и позитивному принятию обучающегося, к проявлению педагогического такта и созданию ситуаций успеха [Там же, с. 375]. Регулятивно-деятельностная - определяет профессиональную активность педагога, его потребность в саморазвитии, в самосовершенствовании, субъективной оценки своих достижений, стремлении к карьерному росту [9, с. 69].
В то время как формирование субъектно-профессиональной позиции учителя рассматривается нами как целостный и системный процесс, направленный на развитие его личностно-профессиональных качеств и способствующий самореализации во всех сферах жизнедеятельности.
Перейдем к теоретическому обоснованию разработанной нами структурно-функциональной модели, целью создания которой является формирование субъектно-профессиональной позиции педагога.
Модель включает диагностический, операционный и оценочно-результативный блоки, принципы и педагогические условия её реализации, а также критерии и показатели, позволяющие оценить уровень субъект-ности учителя в профессиональной деятельности.
Нами выделены следующие педагогические принципы: целостности, интегративности, субъектности и фасилитации.
Принцип целостности характеризует единство компонентного состава модели. Он позволяет рассматривать объект в единстве его взаимодействующих частей.
Принцип интегративности способствует объединению усилий субъектов образовательного процесса и дает возможность разносторонне исследовать и прогнозировать изменения, происходящие в нем, а также проектировать меры предупредительного, опережающего или преобразующего характеров.
Принцип субъектности связан с активно-преобразующими свойствами, потребностями и способностями педагога и делает возможным учитывать его личностные особенности [4, с. 44].
Принцип фасилитации характеризует гуманистическую направленность процесса, включая идеи о свободе личности и его индивидуальности; о педагогической поддержке и помощи человеку в личностном росте; о равенстве участников педагогического процесса и др. [4]. Ключевыми положениями принципа фаси-литации являются сотрудничество, взаимосвязь и автономия [Там же, с. 91]. Их сравнительная характеристика представлена в Таблице 1.
Таблица 1. Сравнительная характеристика ключевых положений принципа фасилитации
Сотрудничество Взаимозависимость Автономия
Умение субъектов согласованно, слаженно мыслить и действовать Взаимозависимость всех членов общества Построение собственного индивидуального образовательного маршрута
Способность кооперировать усилия субъектов для решения взаимно согласованных задач Взаимное уважение и понимание потребностей других Понимание уровня самопритязаний и самооценки субъекта
Удовлетворенность субъектов группы образовательными потребностями и запросами Признание прав и достоинств других субъектов группы Принятие решений при изменении обстоятельств
Способность субъектов оценить образовательный продукт Перспективное сотрудничество в познавательном процессе Определение направления развития для достижения определенных результатов на долгосрочную перспективу
Разработанный комплекс принципов, на наш взгляд, придает процессу формирования субъектно-профес-сиональной позиции педагога определенную устойчивость и одновременно открывает его динамические возможности.
Для эффективного функционирования модели выявлены педагогические условия. К ним относятся: стремление к саморазвитию, самопознанию, формированию Я-концепции; толерантность; понимание престижности и ценности педагогической профессии.
Для раскрытия сущности объекта установлены следующие функции: диагностическая, саморегулирующая, ценностно-ориентирующая, мотивационная и прогностическая функции, - описание которых представлено в Таблице 2.
Таблица 2. Система функций формирования субъектно-профессиональной позиции педагога и их сущностные характеристики
Наименование функции Сущностные характеристики функции
Диагностическая Выявляет состояние объекта на определенном этапе, дает возможность отслеживать и сравнивать результаты исследуемого процесса.
Саморегулирующая Способствует идентификации субъективного образа с личностно утвержденными нормами и сложившимся ранее личностным опытом.
Ценностно-ориентирующая Уточняет систему жизненных и профессиональных ценностей педагога [5, с. 114].
Мотивационная Ориентирует мотивационную сферу на цели самоопределения и саморазвития, на осознание социально и личностно-значимой важности избираемой деятельности, на адекватную самооценку индивидуальных склонностей и способностей [9, с. 78].
Прогностическая Позволяет планировать свою профессиональную карьеру.
Инновационная структурно-функциональная модель формирования субъектно-профессиональной позиции педагога представлена на Рисунке 1.
Рисунок 1. Инновационная модель формирования субъектно-профессиональной позиции педагога
В модели выделены три взаимосвязанных блока: диагностический, операционный и результативный.
Первый блок - диагностический - делает возможным определить первоначальный уровень готовности педагога к формированию субъектно-профессиональной позиции на начальном этапе. Организационные формы работы направлены на внутреннюю мотивацию и положительные установки в педагогической деятельности.
Второй блок - операционный - состоит из трех компонентов, характеристика которых представлена в Таблице 3. Важную роль в этом блоке мы отводим организационным формам и методам работы, таким, как тренинги личностного роста, деловые игры, некоторые техники гештальттерапии Ф. Перлза, эффективные технологии общения Т. Гордона и Э. Берна.
Таблица 3. Характеристика компонентов операционного блока
Наименование компонента Характеристика компонента
Мотивационно-ценностный компонент Содержит цели, смыслы, мотивы, направленные на изменение отношения к педагогической профессии и деятельности, посредством совокупности профессионально-значимых ценностных установок [10, с. 18].
Операционно - деятельно стный компонент Охватывает систему операций, действий и их целей, направленных на самодиагностику, проектирование, контроль и рефлексию своего профессионально-личностного развития.
Компонент делового и межличностного общения Развивает фасилитационный стиль общения. Концептуальные положения: уважение и позитивное принятие субъектов образовательного процесса, проявление педагогического такта, создание ситуации успеха [4, с. 114].
Третий блок - оценочно-результативный - позволяет установить уровень субъектно-профессиональной позиции педагога. Для этого выделены критерии и показатели, которые представлены в Таблице 4. Показатели разрабатывались на основе методики А. А. Коверялга [6], согласно которой средний уровень определяется 25%-ным отклонением оценки от среднего по диапазону оценок балла. Оценка из интервала R (min) до 0,25R (max) констатирует низкий уровень сформированное™ показателя. О высоком уровне свидетельствуют оценки, превышающие 75% максимально возможных баллов. Так как суммарный балл по разработанным нами показателям меняется в пределах от 12 до 36, то выбор интервалов осуществляется таким образом: низкий уровень - 12-18 б., допустимый уровень - 19-29 б., творческий уровень - 30-36 б.
Таблица 4. Критерии и показатели оценки уровня сформированности субъектно-профессиональной позиции педагога
Показатели Уровни и баллы по каждому показателю
низкий (1 б.) | допустимый (2 б.) | Высокий (3 б.)
Личностный к ритерий
Позитивное отношение к субъектам образовательного процесса 1 2 3
Безоценочное восприятие мнений и суждений субъектов образовательного процесса 1 2 3
Уверенность в себе 1 2 3
Интерес к личности обучающегося как высшей гуманистической ценности 1 2 3
Критерий делового и межличностного общения
Уважение и позитивное принятие обучающегося 1 2 3
Проявление педагогического такта 1 2 3
Умение создавать ситуации успеха 1 2 3
Критерий профессиональной активности
Активное участие в экспериментальной и инновационной деятельности 1 2 3
Потребность субъекта в саморазвитии и самосовершенствовании 1 2 3
Мотивация достижения успеха 1 2 3
Стремление к карьерному росту 1 2 3
Удовлетворенность своими достижениями 1 2 3
Для оценки уровня сформированности субъектно-профессиональной позиции нами определен комплекс диагностических процедур, таких, как:
• тест на определение способности к эмпатии (А. А. Меграбян);
• тест на определение толерантности (Л. М. Митина);
• тест на определение степени сформированности коммуникативных качеств (А. В. Батаршев);
• тест на определение эмоциональной устойчивости в общении (В. В. Бойко);
• тест на оценку потребности в саморазвитии (В. И. Андреев, Л. М. Митина);
• тест на оценку уровня притязаний личности (А. В. Батаршев).
А также метод экспертных оценок, полученных в ходе наблюдения, самоанализа и самопознания.
Таким образом, нами определены сущностные характеристики субъектно-профессиональной позиции учителя. Выделены её составляющие: личностная (аттрактивность, толерантность, ассертивность), отношен-ческая (фасилитационный стиль общения, педагогический такт), регулятивно-деятельностная (саморазвитие, самосовершенствование, профессиональная активность, карьерный рост).
Разработана и теоретически обоснована структурно-функциональная модель, которая имеет чёткую структуру и состоит из взаимосвязанных блоков (диагностический, операционный и оценочно-результативный). Выделены принципы, реализация которых будет способствовать эффективности процесса формирования субъектно-профессиональной позиции педагога. К ним отнесли принципы целостности, интегративности, субъектности и фасилитации. Наиболее значимым является принцип фасилитации, характеризующий гуманистическую направленность процесса образования, включая идеи о свободе личности и его индивидуальности. Также нами выявлен комплекс педагогических условий, способствующий созданию психологического климата, изменения стиля общения в сторону его открытости, эмпатийности; активизацию мотивационных ресурсов и развитию у педагогов особых личностных установок.
Для определения уровня сформированности субъектно-профессиональной позиции педагога выделены критерии и показатели, каждый из которых позволяет исследовать личностные качества учителя, его профессиональную активность и вид делового и межличностного общения.
Апробация модели при создании определенных условий, на наш взгляд, позволит сформировать более высокий уровень субъектно-профессиональной позиции педагога и эффективно влиять на качество образования в целом.
Список источников
1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности: сб. статей. М.: Наука, 1981. С. 19-44.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 134 с.
3. Борытко Н. М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. 156 с.
4. Димухаметов Р. С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дисс. ... д. пед. н. Магнитогорск, 2006. 401 с.
5. Качан Г. А. Личностно-педагогическая саморегуляция как часть педагогической культуры учителя: дисс. ... к. пед. н. Ростов-на-Дону, 1995. 173 с.
6. Коверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 349 с.
8. Мацкайлова О. А. Субъектная позиция как цель гуманитарного образования // Среднее профессиональное образование. 2006. № 10. С. 43-48.
9. Пушкина О. В. Образовательная среда школы как основополагающее условие фасилитации профессионального самоопределения учащихся: дисс. ... к. пед. н. Томск, 2012. 201 с.
10. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
11. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ: сборник. М.: Инноватор, 1997. Вып. 7. С. 177-184.
12. Шахматова О. Н. Психологические особенности педагогической фасилитации // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. Т. 8. С. 373-377.
13. Maslow A. H. Dominance-feeling, personality and social behavior in women // Journal of Social Psychology. 1939. № 10. P. 3-39.
14. Rogers C. A. Client-centered therapy // American Handbook of Psychiatry. N. Y.: Basic Books, 1966. P. 183-200.
INNOVATIVE MODEL TO FORM A TEACHER'S SUBJECTIVE PROFESSIONAL POSITION
Pushkina Oksana Vladimirovna, Ph. D. in Pedagogy T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Branch) in Prokopyevsk oxana.push@yandex. ru
The paper introduces the author's definitions of the notions "teacher's subjective professional position" and "formation of teacher's subjective professional position". The researcher develops and theoretically justifies a model to form a teacher's subjective position in professional activity, which includes three interconnected blocks: diagnostic, operational and resultative ones. Pedagogical principles and conditions to implement the model are identified. Criteria to assess the level of a teacher's subjectivity in professional activity are ascertained.
Key words and phrases: subject; position; subjective position; professional position; innovative model; formation of subjective professional position.