Shumova IrinaViktorovna, Petrova Natalia Eduardovna
SUBJECTIVE POSITION AND ITS ROLE IN STUDENTS' TEACHING ..
pedagogical sciences
УДК 378
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ БАКАЛАВРОВ
ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2017
Шумова Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранных языков и профессиональной коммуникации» Курский государственный университет (305 000, Россия, Курск, ул. Радищева, д. 33, e-mail. [email protected]) Петрова Наталья Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305 041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье даётся анализ социально-политических условий, в которых осуществляется подготовка специалистов педагогического профиля. Авторы проводят обзор современного состояния научной и учебно-методической литературы, обеспечивающей методологическую основу подготовки современного специалиста-педагога, получающего образование уровня бакалавра. Особое внимание уделяется педагогической практике, которая, по мнению авторов, является очень важной составляющей в общепрофессиональной подготовке педагога любого профиля, в данном случае бакалавра филологического образования. В результате сравнительного анализа продолжительности педпрактики студентов специалитета и бакалавров аналогичного профиля выясняется, что произошло её существенное сокращение - в 2-3 раза. Авторы в результате осмысления законодательно закреплённой ситуации предлагают свои пути решения данной проблемы. Они связывают оптимизацию столь непродолжительной практики с формированием, а затем и становлением субъектной позиции бакалавра филологического образования. Авторы проводят аналитическое исследование и выясняют значение понятий «субъект», субъектность», «субъектная позиция», «жизненная позиция» в контексте подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности. Данные категории являются междисциплинарными, так как попадают в плоскость исследований различных наук, в числе которых философия, психология, педагогика. В отечественной науке данные категории относятся к основополагающим характеристикам личности, поскольку позволяют раскрыть индивидуальные способы организации жизни, профессиональной деятельности и самореализации человека. В процессе педагогической практики, сокращённой до оптимального минимума субъектность студентов-практикантов должна сыграть решающую роль, так только образовательный потенциал, творческая активность, воля и стремление к профессиональному становлению обеспечат эффективный результат в ходе педагогической практики.
Ключевые слова: интеграционные процессы, педагогическое образование, педагогическая практика, личност-но ориентированный и субъектно-деятельностный подходы, субъект и субъектность, субъектная позиция, жизненная позиция, развитие активно-преобразовательного потенциала.
SUBJECTIVE POSITION AND ITS ROLE IN STUDENTS' TEACHING PRACTICE FOR THE BACHELOR OF PHILOLOGICAL EDUCATION
© 2017
Shumova IrinaViktorovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department of «Foreign Languages and Professional Communication» Kursk State University (305041, Russia, Kursk, Rudishev Street, 33, e-mail: [email protected]) Petrova Natalia Eduardovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department
of «Russian Language and Speech Culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail: [email protected])
Abstract. The analysis of social and political conditions in which preparation of students in the field of pedagogy is carried out is given in the article. The authors carry out the review of a present-day condition of the scientific and educational and methodical literature providing a methodological basis of preparation of a modern teacher who is receiving education for a bachelor's degree. The special attention is given students' teaching practice which, in the authors' opinion, is a very important component in general vocational training of teachers, in this case the bachelor of philological education. The comparative analysis of the duration of students' teaching practice between bachelors' and specialists' systems of preparation in the same specializations showed the fact that it was greatly reduced (in 2-3 times). Thinking over the legislatively existing situation, the authors offer the ways of the solving the given problem. They connect the optimization of so short practice to forming, and then and establishing of a subject position for the bachelor of philological education. The authors carry out analytical research and clarify the meaning of the terms "subject", "subjectivity", "subject position", "vital position" in a context of preparation of the future teacher to professional activity. The given categories are interdisciplinary as they get in the field of researches of various sciences, among which philosophy, psychology, pedagogy. In the Russian science the given categories belong to basic personal characteristics as they allow to reveal individual life styles, ways organizing professional activity and self-realization of a person. During the student teaching practice reduced to its minimum terms subjectivity of trainee students should play the main role, as soon as educational potential, the will and aspiration to professional growth will provide effective result during students' teaching practice.
Keywords: integration processes, pedagogical education, students' teaching practice, personal-focused and subject-activity approaches, subject, subjectivity, subject position, a vital position, development of active-converting potential
«Россия постсоветского периода активно вступила в европейскую и мировую интеграцию на различных уровнях, в том числе и в сфере образования. Присоединившись к Болонскому соглашению в сентябре 2003 года, РФ взяла на себя ряд обязательств, в основе которых положен принцип интеграции на всех уровнях: межгосударственном, внутригосударственном, межвузовском и внутривузовском» [1, с.229]. Изменения, происходящие в современном обществе, создают бла-
гоприятные условия, в которых актуализируются модернизированные подходы и требования к подготовке специалиста-профессионала, «способного изменять, перестраивать свои жизненные условия, управлять своей жизнью, выстраивать свою собственную профессиональную деятельность на всех её этапах, изменяясь и совершенствуясь лично» [2, с. 3]. Эти задачи стоят перед всей системой образования РФ, в том числе и перед педагогическим образованием, которое с полной
434
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Шумова Ирина Викторовна, Петрова Наталья Эдуардовна СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ...
уверенностью можно отнести к наиважнеишим, так как будущие педагоги в своеИ профессиональной деятельности ответственны за весь образовательный потенциал страны [3, с. 29-65]. Соответственно, перед системой профессионального педагогического образования стоит задача максимального раскрытия и развития активно-преобразовательного, субъектного потенциала каждого студента [4, с. 16].
Европейская интеграция обусловила ряд требований и обязательств, которые необходимо соблюдать, включившись в единую систему образования. В соответствии с чем были приняты важные документы, законодательно регламентирующие реформирование её в Российской Федерации. Это касается как структуры, так и её содержания. В результате осуществления данных реформ мы получили двухступенчатое образование, включающее бакалавриат (4 года обучения) и магистратуру (ещё 2 года обучения). Эти трансформации повлекли за собой преобразования структурно-содержательного характера, и в настоящее время являются важной научной проблемой, решение которой связано с исследованием интеграции теоретических знаний и педагогической практики в образовательных учреждениях различных типов, с разработкой и апробацией модели профессиональной подготовки будущих педагогов. Кроме того, в процессе исследования и разработки находятся проблемы, связанные с изучением пути становления субъектной позиции бакалавра в течение всей педагогической практики.
Анализ научных и учебно-методических публикаций позволил прийти к заключению о том, что недостаточно разработаны как теоретические основы личностно ориентированного и субъектно-деятельностного подходов в подготовке бакалавров, так и методологические основы профессиональной подготовки бакалавров-филологов, что, соответственно, негативно влияет на процесс организации педпрактики в общеобразовательных учреждениях РФ.
Проблема субъекта и субъектности является чрезвычайно актуальной для учёных, исследующих личность и индивидуальность как многоаспектные явления. Работы А.К. Абульханова, Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, В.А. Барабанщикова, А.В. Гвоздевой, В.Н. Дружинина, В.В. Знакова, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.К. Осницкого, В.И., С.Л. Рубинштейна, В.В. Селиванова, В.И. Слободчикова, Г.В. Сороковых, Б.Д. Эльконина являются базовыми для современных исследований, обусловленных изменением социокультурных, политических и экономических условий в стране.
Методология профессиональной подготовки пед-кадров представлена в трудах учёных: Ф.Н. Гоно-болина, Л.С. Подымовой, Н.А. Половниковой, В.А. Сластёнина, И.Ф. Исаева и других. Кроме того, методическая и психолого-педагогическая литература, посвящённая организации и проведению педпрактики, обобщает опыт и носит инструктивно-рекомендательный характер при подготовке прежде всего специалистов (5 лет обучения).
В соответствии с заявленной проблематикой можно сформулировать цель данного исследования как уточнение и содержательное наполнение понятия «субъектная позиция бакалавра филологического образования», методическое осмысление условий и мотивации для активизации субъективной позиции в системы организации и проведения педагогической практики.
«Педагогическая практика - это специфический сознательный вид деятельности, представляющей собой единство субъективного и объективного сознания и бытия, являющейся частью учебно-образовательной деятельности» [4., с.37]. Педпрактика - важный аспект в целостной системе профессиональной подготовки будущего педагога [5-9]. Оптимальное количество учебно-практических часов позволяет будущему педагогу не только попробовать, но и осознать себя в профессиональной деятельности.
.....В соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта ВО РФ полный объем учебного времени практики учащихся-бакалавров составляет 8 недель, в то время как у студентов-специалистов её продолжительность - 20-24 недели. В таблице 1 показано, как распределена педагогическая практика у бакалавров-филологов по курсам.
Таблица 1 - Квалификация: бакалавр филологического образования
Курс Наименование практики Форма контр оля Семестр Кол-во недель
3 Учебно-исследовательская практика по основному языку Зачет б 2нед.
4 школах по основному языку Дифференцированный зачёт 8 6 „а
Такое значительное сокращение времени не могло не отразиться на качестве практической подготовки будущих педагогов, поэтому, чтобы избежать негативного результата при такой существенной минимизации учебных недель на педпрактике, следует найти пути оптимизации процесса практической подготовки и получения при этом максимально возможного эффекта. Достижение такого результата нам представляется возможным в процессе становления субъектной позиции бакалавра в ходе педагогической практики.
Прежде всего, разберёмся, что же предполагает термин «субъектная позиция», насколько он связан с «субъ-ектностью», и что может представлять собой процесс её активизации?
Понятие «субъект» являлось предметом исследований в философии, психологии, педагогике. Принимая во внимание различность исследовательских направлений, нельзя найти какой-либо усреднённый, универсальный вариант толкования этой дефиниции. В философии это понятие является одной из базовых категорий. М.С. Каган считает, что существенным недостатком философского исследования субъекта является сведение его характеристик к гносеологическим функциям, так как, выходя за рамки познавательной деятельности, проблема «субъект — объект» рассматривается, исходя из принципов целостной деятельности человека, его активности [10].
В отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. .Выготский, С.Л. Рубинштейн) категория субъекта является одной из основополагающих характеристик личности, так как именно она позволяет раскрыть индивидуальные способы организации жизнедеятельности человека. Кроме того, в современных исследованиях феномен субъектности в концепциях жизнедеятельности личности (К.А. Абульханова-Славская), персонализации, индивидуальности, надситуативности, адаптации (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.Э. Чудновский), виртуальной и возвращенной субъектности (В.А. Петровский); развития субъективной реальности (В.И. Слободчиков). А.Н. Леонтьев рассматривает индивида как генотипическое образование, продукт биологической эволюции, в результате которой индивид уподобляется другим представителям рода человеческого, при этом его свойства, физиологические и психологические характеристики составляют предпосылку и условие для развития его внутреннего мира, субъектности и субъективности. [11, с. 175-188]. По мнению Б.Г. Ананьева, субъективное бытие человека - та среда, в которой могут реализоваться его способности - самостоятельность и независимость в организации деятельности, общения, поведения, познания. Человек как субъект есть такая же целостная форма его бытия [12, с. 212]. «Человек как субъект должен быть введен внутрь, в состав бытия, в состав сущего» [13, с. 37].
Психология и педагогика более близки в своём категориальном аппарате. Здесь понятие «личность» означает наиболее развернутый уровень человеческой субъективности. По отношению к субъекту личность выступает в качестве внешней, состоящей из мотивационных отношений, «оболочки», которая может как транслировать,
Shumova IrinaViktorovna, Petrova Natalia Eduardovna pedagogical
SUBJECTIVE POSITION AND ITS ROLE IN STUDENTS' TEACHING ... sciences
так и трансформировать подлинные проявления человека. Субъект определяется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности [14]. В.А. Петровский считает, что субъекту как совокупности деятельности характерно воспроизводство психофизической целостности (жизнедеятельность); воспроизводство мира в себе и себя в мире при познавательной и практической активности (предметная деятельность); воспроизводство общности с другими людьми (деятельность общения); воспроизводство себя как носителя сознания (деятельность самосознания и самопознания) [15]. По мнению исследователей, исходя из этих положений субъект есть индивид, но не всякий индивид является субъектом. При всей безусловной взаимосвязи линий, невозможно отрицать, что они находятся на разных уровнях.
Однако при всех существующих взглядах, позициях, концепциях можно сказать, что понятие «субъект» рассматривается в двух аспектах:
1) субъект деятельности;
2) субъект внутреннего (душевного) мира.
Первое значение предполагает личность, активно
действующую в окружающем мире, познающую его и себя, и в процессе этого познания сознательно преобразующую его и себя, при этом находя в себе достаточно сознательной энергии, чтобы противостоять неприемлемым для себя воздействиям объективного мира [12,13].
Второе значение предполагает такие характеристики, как целостность душевной жизни, способной интегрировать психические процессы, состояния, выстраивать стратегии и тактики своей жизни и деятельности, кроме того, включает такие психологические структуры, как побуждения, ориентации, планирование, организацию и направленность деятельности, механизмы ее регуляции и способы осуществления, обеспечивающие реализацию личности - организатора и распорядителя собственного жизнедеятельностного потенциала.
Исходя из вышеизложенного, в контексте нашего исследования в дальнейшем будем учитывать совокупность внутри- и межличностных процессов, обеспечивающих, по мнению психологов, становление субъект-ности. Следовательно, мы имеем право считать субъ-ектность главной, конституирующей характеристикой, определяющей личностное бытие индивида. По А.В. Брушлинскому, субъектность - важнейшее человеческое качество, которое «пронизывает» все жизненные проекции, проявляясь в индивидуальном, индивидном, личностном, универсальном способе бытия [16]. Другими словами, субъектность - центральное, ключевое образование человеческой субъективности, содержательно-действенная характеристика активности человека, связанная с его мотивационно-смысловой сферой и определяющая отношение к предметной, профессиональной деятельности [17, с. 440-442].
Обращаясь к зарубежной и отечественной истории педагогики, можно сказать, что исследование феномена субъектности (хотя такого термина до недавнего времени и не существовало) с его вышеперечисленными характеристиками ведёт начало от трудов Я.А.Каменского и до настоящего времени. Педагогический принцип, в основе которого всегда стояли «личность ученика и учителя», взаимодействие которых характеризовалось с использованием терминов: «активность», «самостоятельность», «творчество», «инициатива» и т.д. Современная педагогическая наука разработала теоретические основы исследования проблемы субъектного развития личности.
Таким образом, субъектность как качественная характеристика особенностей человека позволяет оценивать его на разных стадиях развития, анализируя изменения под воздействием среды и воспитания, развитие в деятельности, поведении, общении. При рассмотрении личности - субъекта деятельности и отношений - правомерно включение в дальнейший процесс исследований категории «позиция личности». Более того, субъектная 436
проблематика - одно из направлений в изучении лич-ностно-профессионального развития учителя.
Нам значение категории «позиция» необходимо для конкретизации отношений субъекта, его активной избирательной позиции, к окружающему миру и возможному его преобразованию. По мнению ряда исследователей, отношения, реализующиеся в процессе деятельности, являются базисом личности. С.Л. Рубинштейн вводит понятие «жизненное отношение», которое следует интерпретировать как уход от абстрактного философского определения к конкретной, индивидуализированной личности, которая раскрывается через системное сознательно-этическое отношение к миру [18]. Становление личности происходит, когда она оказывается включенной в систему социальных отношений, поскольку качество включения личности в ту или иную социальную ситуацию зависит от того, как субъект ее опознает, пробле-матизирует, интерпретирует. Следовательно, осознание личностью своей позиции позволяет понять своё отношение к жизни. Вслед за этим уместно ввести понятия: ценностное ориентирование и ценностные ориентации, - которые проявляются в потребности самореализации, воплощении себя в жизни, человечески ценном, общественно значимом.
А в чём, как не в профессиональной деятельности, личность может наиболее адекватно самоопределиться и самореализоваться? Исследователи проблемы адекватной самореализации субъекта отмечают как наиболее важное воздействие профессии человека на понимание собственной личности, других людей, формирование образа самого себя. Профессия педагога предполагает в свою очередь становление педагогической позиции, которая, по мнению В.А. Сластенина, состоит в том, чтобы интегрировать в высшем синтезе личностную позицию будущего учителя, его профессиональные умения и знания. Становление субъектной позиции соразмерно с появлением убежденности студента в самоценности профессии и педагогической деятельности. [19, с.4].
Педагогическая система является весьма специфичной для развития субъекта педагогической деятельности и его личностно-профессиональной субъектности, так как постоянно изменяется под воздействием различных факторов. Эта особенность не только нацеливает студента - будущего педагога на постоянный поиск, принципиальную незавершенность его профессионального развития, но и обуславливает непрерывное саморазвитие и становление учителя как важнейшего компонента системы. Пассов Е.И. рассматривает профессионально-педагогическое становление педагога во взаимодействии множества объективных и субъективных факторов, определяя его как динамический процесс, стимулирующий самоутверждение учителя в своей профессии и его непрерывный профессиональный рост [20]. Как утверждал великий русский педагог К.Д. Ушинский, профессиональной педагогической деятельности невозможно научиться, как любой другой науке (например математике). Освоив теоретические знания, будущий учитель вступает на долгий и трудный путь практического освоения избранной профессии [21].
В «Российской педагогической энциклопедии» под ред. В.В. Давыдова педагогическая практика рассматривается как «форма профессионального обучения в высших и средних педагогических учебных заведениях, ведущее звено практической подготовки учителей» [22, с. 181]. Педпрактика создаёт благоприятные условия, максимально приближенные к самостоятельной профессиональной деятельности дипломированного педагога, для формирования, развития, а затем и совершенствования личности специалиста образовательной сферы.
Являясь частью учебного процесса, педпрактика в педагогических вузах создаёт условия, в которых учащемуся необходимого применять творческое мышление, способность анализировать, синтезировать и применять научно-теоретические знания, приобретённые Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Шумова Ирина Викторовна, Петрова Наталья Эдуардовна СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ...
как на лекционных и практических занятиях, так и в процессе самоподготовки и самообразования. В такой ситуации наилучшим образом реализуется субъектность студента, способного получать, осмысливать и преобразовывать знания (по педагогике, психологии, методике), осуществляя образовательный процесс, направленный на учащихся, которых в подобной ситуации можно рассматривать как объективную действительность окружающего мира.
Следует уточнить, что отечественное педагогическое образование как в среднеспециальных заведениях, так и в высшей школе ориентировано прежде всего на подготовку учителя-предметника, так как в современной общеобразовательной системе, базирующейся на деятельностном подходе в обучении школьников, основной целью является учебно-воспитательный процесс. Соответственно, педагог-практикант должен продемонстрировать не только общепрофессиональные педагогические знания и умения, но и высокий уровень предметной подготовки. С целью объективной компетентной оценки результатов педпрактики, согласно нормативным требованиям образовательных стандартов РФ, были сформулированы следующие критерии: степень сформированности профессионально-педагогических умений у каждого студента; уровень теоретического осмысления своей практической деятельности, ее целей, задач, содержания и методов реализации, мера профессиональной направленности интересов будущих учителей, их, актуальности, отношение к детям; уровень профессиональной культуры; способность к рефлексии. Всем этим студент должен овладеть в течение довольно непродолжительного времени пребывания на практике в стенах общеобразовательной школы и имея возможность провести лишь несколько пробных уроков. В этих условиях особенно важным является настрой, стремление, приложение максимума усилий для приобретения педагогического опыта, практических умений и навыков организации и проведения учебно-воспитательной работы, освоения роли учителя. Для нашего исследования наиболее важным является потенциальное стремление студентов к принятию роли учителя в реальной деятельности, что в ходе педагогической практики позволяет будущим учителям оценить свои потребности, способности, возможности и личностные качества, а это и оказывает влияние на процесс профессионального становления [23, с. 11-15].
Трудно не согласиться с мнением ряда учёных, которые, проводя исследования в данном направлении, что именно практика в школе оказывает наибольшее влияние на формирование педагогической направленности, «до педагогической практики в основном идет усвоение студентами теоретических знаний. Знания становятся убеждениями, когда человек научится применять их на практике и когда в процессе этого применения он приходит к выводам, которые он вначале усвоил из теории» [24, 25].
Таким образом, субъект, субъектность, субъективная позиция, субъектно ориентированное образование бакалавров-филологов являются основополагающими психолого-педагогическими категориями, обеспечивающими реализацию личностно-деятельностного подхода в организации и прохождения педагогической практики. Современные тенденции развития педагогического образования направлены на оптимизацию как теоретической, так и практической подготовки будущего учителя в объеме отведённых рабочими учебными планами и учебными программами (на основе ФГОС ВО РФ) часов. Педпрактика - это обязательная часть образовательного процесса, обеспечивающая формирование профессионально-субъектной позиции студентов, осознание сущности педагогического процесса, смысла профессионально-педагогической деятельности. Данная форма обучения будущего педагога оказывает решающее влияние мотивацию, направленную на становление социаль-
ной и профессиональной активности личности, развитие ее творческих возможностей. В основу организации этого процесса должны быть положены следующие требования: развитие индивидуальных, творческих способностей будущих учителей; усиление самостоятельности и активности студентов; активизация воспитательной роли данной деятельности; стимулирование свободного и инновационного поиска; подготовка к выполнению исследовательских проектов в период педагогической практики. Предложенные исследования не исчерпывают актуальной учебно-профессиональной проблемы и могут получить развитие в последующих работах, в которых будет рассматриваться модель обучения и становления субъетной позиции и профессиональной подготовки бакалавров филологического образования в процессе педпрактики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ковынева И.А., Охотников О.И., Петрова Н.Э. Интеграционные процессы в педагогике и лингвистике. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015;7(5/2):229-233^01:10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-229-233
2. Шумова И.В. Методика организации и проведения педагогической практики бакалавра-филолога на основе кейс-технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2010. 25 с.
3. Федеральная программа развития образования. Организационная основа государственной политики Российской Федерации в области образования // Народное образование. 1999. № 9. С. 29-65.
4. Шумова И.В. Методика организации и проведения педагогической практики бакалавра-филолога на основе кейс-технологий: Дис. канд. пед. наук. М., 2010. 219 с.
5. Сухоставская Л.А. К проблеме педагогической практики в профессиональной подготовке будущих педагогов и психологов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 4 (11). С. 290-292.
6. Третьякова Е.М. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе педагогической практики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 98-102.
7. Белкина Ю.А. Педагогическая практика студентов в условиях модернизации образования (инте-гративные тенденции) // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 19-21.
8. Скоморохова Н.А. Гендерный подход в педагогической практике // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 94-97.
9. Муриева М.В. Педагогическая практика как этап профессионального становления студентов - будущих учителей иностранного языка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 4 (19). С. 122-125.
10. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Просвещение, 1987. 190с.
11. Леонтьев А.Н. Индивид и илчность // Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 175-188.
12. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекоз-нания. М., 1996. 384 с.
13. Рубинштейн С.Л. О Человек и мир. М., 1973. 224 с.
14. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М/ 2002. 272 с.
15. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности: Монография. М., 1996. 272 с.
16. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. 2-е изд., испр. М.: МПСИ, 2003. 408 с.
17. Ленглер О. А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы // Молодой ученый. 2012. №11. С. 440-442.
18. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: Монография. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957. 328 с
19. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие
Shumova IrinaViktorovna, Petrova Natalia Eduardovna
SUBJECTIVE POSITION AND ITS ROLE IN STUDENTS' TEACHING .
pedagogical sciences
для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия». 2002. 576 с.
20. Пассов Е.И. Культуросообразная модель профессиональной подготовки учителя: философия, содержание, реализация. Липецк, 2001. 38 с.
21. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы. Собр. соч. М.-Л., 1948, т.2.
22. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Том II (М-Я) / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. 560 с.
23. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностр.яз.в школе. 2002. № 2. С. 11-15.
24. Роберт И. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. 1991. №4. С. 18-25.
25. Загрекова Л..В. Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя а контексте решения проблем регионального образования (концептуальный подход) // Профессиональная подготовка учителя как условие эффективного функционирования системы управления развитием регионального образования; Коллективая монография / Под ред. СИ. Наумова. Н.Новгород: Нижегородский Гуманит. центр, 2004. С. 72-98.
Статья поступила в редакцию 05.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
438
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)