Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование модели формирования готовности к материнству у студентов'

Теоретическое обоснование модели формирования готовности к материнству у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FORMING READINESS FOR MOTHERHOOD / MODEL / PEDAGOGIC MODELING / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачёва Юлия Геннадиевна

В статье, исходя из заданий формирования готовности к материнству у студентов, доведена необходимость педагогического моделирования с целью определения тех характеристик учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения, которые позволят эффективно сформировать исследуемый феномен у студенческой молодежи. Автором теоретически обоснована структурно-функциональная модель формирования готовности к материнству у студентов, которая концептуально опирается на ведущие положения аксиологического, личностно ориентированного, деятельностного и системного методологических подходов и является взаимодействием ориентирующе-целевого, содержательно-деятельностного и контрольно-оценочного блоков. Выявлены направления, которые послужат основой обоснования педагогических условий эффективного формирования готовности к материнству у студенческой молодежи в процессе их профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткачёва Юлия Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical substantiation of the model of forming readiness for the motherhood among students

In the article, on the assumption of forming readiness for the motherhood among students, we proved the necessity of pedagogic modeling with the purpose of defining those characteristics of pedagogic process of the higher educational institution that will give an opportunity to form effectively the observable phenomenon among students. The author has theoretically grounded structure functional model of forming reading readiness for the motherhood among students, that conceptually bases on the leading provisions of axiological, person oriented, operational and systematic methodological approach and appears to be the interaction of orienting-and-targeted, substantive-and-acting and control-and-evaluating units. Tendencies, that will become the foundation for the substantiation of pedagogic conditions of effective readiness for the motherhood among students during the process of their professional preparation in the higher educational establishment, were also found out.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование модели формирования готовности к материнству у студентов»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 316.811 ; 159.922.1

Ткачева Юлия Геннадиевна

Луганский университет им. Тараса Шевченко [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ У СТУДЕНТОВ

В статье, исходя из заданий формирования готовности к материнству у студентов, доведена необходимость педагогического моделирования с целью определения тех характеристик учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения, которые позволят эффективно сформировать исследуемый феномен у студенческой молодежи. Автором теоретически обоснована структурно-функциональная модель формирования готовности к материнству у студентов, которая концептуально опирается на ведущие положения аксиологического, личностно ориентированного, деятельностного и системного методологических подходов и является взаимодействием ориен-тирующе-целевого, содержательно-деятельностного и контрольно-оценочного блоков. Выявлены направления, которые послужат основой обоснования педагогических условий эффективного формирования готовности к материнству у студенческой молодежи в процессе их профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: формирование готовности к материнству, модель, педагогическое моделирование.

Материнство является одной из ведущих ценностей человечества, которая в условиях перестройки современного общества и изменения иерархии системы ценностей требует научно обоснованного формирования в системе высшего образования. При этом, формирование готовности к материнству, как сложного интегрированного образования личности, может быть эффективным при условии целенаправленной деятельности всего педагогического коллектива ВУЗа, особого подбора форм, методов и средств обучения и воспитания, интегрированных в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов. Это обуславливает использование методов педагогического моделирования, что позволит процесс формирования готовности к материнству сделать целостным и системным.

Использование метода моделирования в педагогике и педагогических исследованиях способствует повышению теоретического уровня науки, о чем свидетельствуют работы С. Архангельского, Ю. Бабанского, О. Дахина, В. Загвязинского, Н. Кузьминой, И. Липского и многих других [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Важнейшей задачей и свойством педагогической модели является снятие противоречия между эмпирическим и теоретическим материалом и представлениями о содержании явления и целенаправленном воплощении его в объективной реальности. Поскольку процесс формирования готовности к материнству преимущественно осуществляется или в системе среднего образования, или возложен на различные школы и курсы молодых матерей, то его реализация в процессе подготовки студентов в высшей школе является весьма проблематичным. Сам процесс профессиональной подготовки всегда специфичен, что связано с особенностями будущей профессиональной деятельности. Все это приводит к возникновению массы противоречий, разрешить которые и призвана разработка модели формирования готовности к материнству у студенческой молодежи.

Исходя из специфики и задач нашего исследования, мы будем разрабатывать структурнофункциональную модель, которая с одной стороны, максимально полно отображает структурные компоненты процесса формирования готовности к материнству у студентов и условия, которые будут обеспечивать эффективность этого процесса, с другой, - выявляет специфику и механизмы взаимосвязей этих компонентов в учебно-воспитательном процессе ВУЗа.

Мы считаем, что структурно-функциональная модель формирования готовности к материнству у студентов будет состоять из трех взаимосвязанных блоков: ориентирующе-целевого, содержательнодеятельностного и контрольно-оценочного.

Первый блок модели - ориентирующе-целе-вой - предусматривает четкое определение целей и задач деятельности профессорско-преподавательского состава в отношении формирования готовности к материнству у студентов, методологических основ этого процесса, а также проведения предварительной диагностики уровня формирования готовности к материнству у студентов.

Цель деятельности преподавателей ВУЗа является целью этой модели, которая предусматривает создание в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения оптимальных педагогических условий для реализации процесса формирования готовности к материнству.

Реализации указанной цели должно способствовать решение ряда задач, а именно: сформировать у студентов четкое представление о сущности феномена «материнство», мотивы для адекватного восприятия роли матери и дальнейшей реализации себя в материнстве; способствовать позитивному настроению на получение необходимых для этого знаний, умений и навыков; обеспечить, благодаря выбранным методам, формам и средствам, максимальное овладение будущими студентами специфическими знаниями, умениями и навыками, которые будут способствовать формированию готовности к материнству; научить студентов самостоятельно

210

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Ткачева Ю.Г, 2015

Теоретическое обоснование модели формирования готовности к материнству у студентов

решать в будущем жизненные ситуации, связанные с проблемами материнства и детства.

Все указанные задачи подчинены одной общей цели - сформировать у студенческой молодежи высокий уровень готовности к будущему материнству.

При разработке модели формирования готовности к материнству мы учитывали тот факт, что этот процесс должен соответствовать принципам обучения - определенным требованиям, соблюдение которых обеспечивает эффективность обучения. Мы также рассматриваем принципы как требования, которые выдвигаются образовательной средой к указанному феномену и очерчивают сферу его функционирования.

При определении принципов формирования готовности к материнству у студентов мы опирались на подходы Ю. Бабанского, И. Исаева, Б. Райского, М. Скаткина, В. Сластенина, А. Хуторского, Е. Шиянова и других ученых к решению этой проблемы, с учетом определенных факторов [7; 8; 9; 10; 11]. Прежде всего, процесс формирования готовности к материнству у студентов должен гармонировать с учебно-воспитательным процессом в ВУЗе и направлениями его реализации и усовершенствования в Луганском университете имени Тараса Шевченко, процессами гуманизации системы высшего образования и ее интеграции в мировое образовательное пространство, а также спецификой подготовки по выбранной специальности. Кроме того, мы считаем, что выбранные формы, методы и средства формирования готовности к материнству у студентов не должны противоречить общим результатам их профессиональной подготовки в ВУЗе. Наряду с этим, определенные инструменты реализации модели формирования готовности к материнству должны обеспечивать четкий, логический и последовательный подход к организации деятельности преподавателей и студентов для достижения установленной цели.

Поскольку готовность к материнству рассматривается нами как особым образом организованная личностная сфера женщины, то ее формирование может быть эффективным при условии переориентации учебного процесса на личность студента, учета его возможностей, способностей, общего развития и имеющейся системы ценностей. Это дает возможность преподавателю наиболее эффективно построить субъект-субъектное взаимодействие со студентами, стимулировать мотивацию их учебно-познавательной деятельности, создать условия для формирования у них готовности к материнству.

Вышеуказанное позволяет констатировать, что кроме основных дидактических принципов, модель формирования готовности к материнству у студентов в высшем учебном заведении должна базироваться на принципах: социального соответствия, гуманизации учебно-воспитательного

процесса, междисциплинарности, комплексности, эмоциональной открытости, иерархичности.

Важно чтобы процесс формирования готовности к материнству опирался на соответствующую методологию. Опираясь на подходы ученых к формированию личности, развитию ее ценностной основы, осознанию личностью самоценности и индивидуальности, необходимости деятельного, осознанного и системного развития и саморазвития личности, а также исходя из сущности самого феномена «готовность к материнству» считаем целесообразным для решения задач нашего исследования использовать аксиологический, личностно ориентированный, деятельностный и системный методологические подходы. Комплексное применение указанных методологических подходов ориентирующе-целевого блока обеспечит нам создание концептуальных основ эффективной реализации модели формирования готовности к материнству у студентов в высшем учебном заведении, а именно:

- аксиологический подход как ведущий при формировании всех компонентов готовности к материнству позволит урегулировать мотивационноценностную сферу личности;

- личностно ориентированный подход будет способствовать возникновению в сознании студентов в процессе учебно-познавательной деятельности мотивов, интересов, планов в отношении будущего материнства;

- деятельностный подход создаст условия мотивированного обретения студентами знаний и навыков о материнстве и детстве, а также перевода материнства в высшую иерархию системы ценностей личности;

- системный подход обеспечит интеграцию в единое целое всех составляющих и аспектов процесса формирования готовности к материнству у студентов.

Важным элементом ориентирующе-целевого блока нашей структурно-функциональной модели является предварительная диагностика готовности к материнству у студентов. Диагностика является одним из важнейших звеньев какой-либо педагогической технологии, неотъемлемой частью дидактического процесса, средством анализа образовательного процесса и определения его результатов с целью их усовершенствования. Фактически предварительная диагностика позволяет выявить противоречия процесса формирования готовности к материнству и найти пути и инструменты его усовершенствования, что и было подтверждено в процессе нашего исследования.

Вторая составляющая нашей модели - содержательно-деятельностный блок - предусматривает выбор основных направлений усовершенствования учебно-воспитательного процесса, который будет обеспечивать формирование готовности

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

211

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

к материнству у студентов. Фактически речь идет о нахождении существенно новых смыслов, идей, идеалов, мотивов, которые обогатят ценностносмысловую сферу личности молодежи; новой информации, которую должны усвоить студенты; обогащении форм и методов их обучения и воспитания с целью повышения уровня готовности к материнству.

Прежде всего, содержание деятельности студентов должно быть направлено на формирование четких представлений о сущности материнства и материнских функций, способствовать возникновению и развитию у студенток мотивации для реализации себя как матери, а юношей стимулировать на осуществление поддержки своих любимых и обретение знаний о материнстве и детстве. К сожалению, содержание дисциплин, которые преподаются студентам, лишь фрагментарно связано с материнством и детством и преимущественно направлено на формирование фундаментальных специальных знаний, умений и навыков. Изучая основы педагогики и психологии, студенты получают первичные представления о научных основах воспитания ребенка, поскольку указанные дисциплины преимущественно сосредоточены на передаче знаний об особенностях обучения, воспитания и личностного развития детей школьного возраста.

Формирование готовности к материнству это процесс обогащения общей культуры личности студента, для чего необходимо использовать возможности дисциплин как социально-гуманитарного блока, так и дисциплин профессиональной подготовки. Однако мы понимаем, что этот процесс не должен в значительной степени изменять содержание и формы организации учебного процесса. Это, безусловно, будет ограничивать полноценное формирование у студентов готовности к материнству. Эффективным путем при этом становится соответствующая направленность содержания воспитательного процесса, выбора оптимальных форм и методов его реализации. В этом контексте значительную роль играют: воспитательные мероприятия просветительского характера (лекции-беседы, дискуссии, тематические вечера и т.д.) с привлечением не только студенческой молодежи, а и профессорско-преподавательского состава; конкурсы стенгазет, праздничные концерты ко Дню Матери и ко дню Восьмого Марта; просмотр фильмов определенной тематики с дальнейшим обсуждением и прочее. Благодаря тому, что информация, которая будет подаваться во время учебного процесса, найдет свое продолжение и развитие в рамках воспитательного процесса, произойдет гармоническое объединение возможностей учебного и воспитательного процесса.

В качестве другого направления мы выбрали усовершенствование профессиональной подготовки, которое целесообразно осуществить за счет

обогащения содержания профессиональных дисциплин, а также введения дополнительных учебных курсов в планы профессиональной подготовки студентов.

Усовершенствование содержания профессиональных дисциплин предусматривает введение в него дополнительной тематики, что обеспечит развитие интереса студентов к проблеме материнства и детства, мотивированного обретения студентами комплекса знаний о материнстве и детстве. Во время преподавания этого тематического материала важно кроме произведений художественной литературы использовать средства изобразительного искусства, музыки, которые обладают большой силой влияния на чувства и способствуют формированию широты взглядов, мировоззрения, морально-этических, эстетических ценностей, образованности и позитивному развитию личности. Акцентирование внимания студентов на образе матери в произведениях украинской, русской и зарубежной литературы позволит постепенно влиять на моральное сознание и воспитание чувств к матери, понимания ее значения в жизни каждого человека. Это будет способствовать формированию у студенческой молодежи ценностного отношения к материнству, интеллектуально-духовной наполненности их личности.

Важным направлением усовершенствования профессиональной подготовки является разработка спецкурсов (элективных курсов) как вариативной части профессиональной подготовки. Спецкурсы выступают в роли механизма актуализации, развития и индивидуализации учебно-воспитательного процесса. При помощи спецкурсов каждый студент может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную сферу знаний. Целесообразность внедрения спецкурсов по подготовке к материнству в учебно-воспитательный процесс заключается в том, что студенты сознательно могут не только выбирать направление своего общекультурного образования, но и создавать основу для гармонического развития личной жизни.

Важной составляющей усовершенствования содержания профессиональной подготовки в контексте формирования у студентов готовности к материнству является эффективная организация самостоятельной работы студентов, интересов и мотивов к овладению знаниями в сфере материнства и детства. Самостоятельная работа должна быть творческой, понятной и связанной с общими и профессиональными интересами студента, как будущего специалиста и педагога. Содержательно самостоятельная работа, организованная с целью развития культуры речи студента и расширения сферы общения, должна также способствовать получению знаний о сущности материнства, его ценностной роли в обществе, формированию у студентов определенных воображаемых (мни-

212

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Теоретическое обоснование модели формирования готовности к материнству у студентов

мых) моделей об идеале матери и материнском поведении. Вместе с этим, такая самостоятельная работа обеспечит сознательный выбор ценностных ориентиров будущих педагогов, позволит им осуществлять воспитание учащихся, опираясь на собственные духовно-моральные начала, и, благодаря этому, формировать достойных граждан.

Считаем, что эффективными инструментами объединения и использования возможностей учебного и воспитательного процессов, реализации в процессе обучения в ВУЗе усовершенствованного содержания профессиональной подготовки становятся активные методы обучения и воспитания. Они позволяют максимально стимулировать студента на активное умственное и практическое участие в образовательном процессе, что в свою очередь делает его более результативным. Преимущество активных методов перед традиционными очевидно, поскольку, именно активные методы обучения улучшают запоминание материала, способствуют его идентификации и целенаправленной практической реализации. Поэтому, рациональное использование именно таких методов при организации подготовки студенческой молодежи является наиболее оправданным. Среди значительного количества активных методов обучения и воспитания для эффективного формирования у студенческой молодежи готовности к материнству мы выделяем дискуссионные, игровые, тренинговые и проектные.

Внесение изменений в организацию и содержание профессиональной подготовки, будет позитивно влиять на формирование готовности к материнству у студентов, как в экспериментальных, так и контрольных группах. Однако, только создание определенных педагогических условий, которые наполнят деятельность преподавателей и студентов экспериментальной группы соответствующим смыслом, и будут ей способствовать благодаря выбранным методам и формам обучения и воспитания, позволят достичь лучших результатов формирования готовности к материнству у студентов.

Мы считаем, что эффективная реализация педагогических условий становится возможной только благодаря направленной деятельности преподавателей на формирование у студентов четких представлений о сущности материнства как высшей ценности и функций матери, созданию и поддержке благоприятной атмосферы для овладения студентами необходимыми знаниями, выстраиванию субъект-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов. Важно обеспечить разноплановый характер работы по формированию у студентов готовности к материнству, стимулировать их учебно-познавательную и социально-гуманитарную деятельность, интегрировать в единое целое все обретенные студенческой молодежью знания по проблемам материнства и детства.

Определение результативности реализации модели по формированию готовности к материнству у студентов в высшем учебном заведении происходит благодаря введению в модель контрольнооценочного блока. Этот блок предусматривает осуществление контроля, анализа и коррекции экспериментальной работы и полученных результатов. Однако главной целью контрольно-оценочного блока является своевременное фиксирование недостатков или ошибок в процессе формирования готовности к материнству у студентов, определение путей и средств их устранения, выявление наиболее эффективных направлений, методов и форм деятельности преподавателей во время реализации этого процесса и расширения опыта.

Наиболее важным считаем зафиксировать определенную последовательность изменений уровня готовности студентов к будущему материнству на каждом из этапов учебно-воспитательного процесса, определить особенности формирования каждого из компонентов исследуемого нами феномена, установить взаимосвязь между составляющими готовности к материнству и этапами профессиональной подготовки.

Контрольно-оценочную деятельность мы предположительно будем базировать на полученных результатах успешности студентов в процессе овладения теоретико-практическими знаниями, выполнении разноплановых заданий по самостоятельной работе, анализе результатов анкетирования, тестирования, наблюдения, индивидуальных и групповых бесед, которые будут свидетельствовать о качественных изменениях в мотивации овладения студентами специальными знаниями в сфере материнства и детства; на возникновении и развитии у них путей осуществления учебно-познавательной деятельности касательно проблемы материнства, возможности эффективно выстраивать коммуникативные взаимодействия со всеми участниками процесса формирования готовности к материнству, повышении навыков самооценки, самоанализа, коррекции собственных действий связанных с материнством.

Полученные данные мы будем соотносить с критериями, показателями и уровнями формирования каждой из составляющих готовности к материнству. К критериям готовности к материнству мы относим следующие: ценностное отношение к материнству, эмоциональное отношение к материнству, знание-вый и деятельностно-волевой критерии.

Использование системы критериев и показателей уровня формирования готовности к материнству у студентов филологических специальностей позволяет обратиться к начальной части модели -ориентирующе-целевому блоку, который определял цель, задачи и исходные параметры готовности студентов к материнству. Это позволяет отслеживать процесс формирования готовности к материн-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

213

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

_______________________Ориентирующе-целевой блок__________________________

Цель - формирование готовности к материнству у студентов в ВУЗе.

i

Задачи: сформировать у студентов четкое представление о сущности феномена «материнство» и мотивы для адекватного восприятия роли матери и дальнейшей реализации себя в материнстве; способствовать позитивному настрою на получение необходимых для этого знаний, умений и навыков; обеспечить благодаря выбранным методам, формам и средствам максимальное овладение студентами-филологами специальными знаниями, умениями и навыками, которые будут способствовать формированию готовности к материнству; научить студентов самостоятельно решать в будущем жизненные ситуации, связанные с проблемами материнства и детства.

Принципы: социального соответствия, гуманизации, междисциплинарности, комплексности, эмоциональной открытости, иерархичности.

<

*•

Методологические подходы:

аксиологический, личностно ориентированный, деятельностный, системный

Предварительная диагностика

_________________Содержательно-деятельностный блок_____________________

Педагогические условия:

• объединение возможностей ученого и воспитательного процессов в формировании готовности к материнству;

• усовершенствование содержания профессиональной подготовки;

• использование активных методов обучения и воспитания.

I

Механизмы и инструменты реализации: содержание формирования готовности к материнству; формы, методы, средства обучения и воспитания

Готовность к материнству

Мотивационно-ценностный когнитивный личностный 4-^ операционный

+ + 4 +

Рис. 1. Модель формирования готовности к материнству у студентов в ВУЗе

214

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Теоретическое обоснование модели формирования готовности к материнству у студентов

ству, влияние на его эффективность внедренных нами педагогических условий, изучить динамику процесса формирования при сравнении цели, ожидаемых результатов с фактическими показателями.

В этой связи необходимо помнить, что только при совокупности показателей можно осуществлять анализ и давать оценку общих результатов нововведений в процесс развития личности студентов, особенно в такой многогранный процесс, как формирование готовности к материнству.

Указанное выше, дает нам возможность предложить графическую интерпретацию модели формирования готовности к материнству у студентов в высшем учебном заведении (см. рис. 1).

Таким образом, нами обоснована структурнофункциональная модель формирования готовности к материнству у студенческой молодежи в системе ВУЗа, внедрение которой позволит органично осуществить в существующем учебно-воспитательном процессе необходимые педагогические влияния, что обеспечит всестороннее развитие личности студентов в сфере материнства. Реализация модели предусматривает гармоническое объединение возможностей учебного и воспитательного процессов, усовершенствование содержания профессиональной подготовки и использование активных методов обучения и воспитания. Выявлены также направления, которые послужат основой обоснования педагогических условий эффективного формирования готовности к материнству у студентов в процессе их профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Библиографический список

1. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. - М.: Высш. шк., 1976. - 200 с.

2. Введение в научное исследование по педагогике / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1998. - 239 с.

3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 21-26.

4. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. - М.: Академия, 2006. - 176 с.

5. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1970. - 114 с.

6. Липский И.А. Социальная педагогика: методолог. Анализ. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 320 с.

7. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

9. Райский Б.Ф. О комплексном подходе к формированию у школьников готовности к самообразованию // Самообразование школьников и развитие их личности. - Волгоград, 1978. - С. 3-11.

10. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики: воспитание и обучение. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.

11. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.