СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 316.811 ; 159.922.1
Ткачева Юлия Геннадиевна
Луганский университет им. Тараса Шевченко yulia23255@yandex.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ У СТУДЕНТОВ
В статье, исходя из заданий формирования готовности к материнству у студентов, доведена необходимость педагогического моделирования с целью определения тех характеристик учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения, которые позволят эффективно сформировать исследуемый феномен у студенческой молодежи. Автором теоретически обоснована структурно-функциональная модель формирования готовности к материнству у студентов, которая концептуально опирается на ведущие положения аксиологического, личностно ориентированного, деятельностного и системного методологических подходов и является взаимодействием ориен-тирующе-целевого, содержательно-деятельностного и контрольно-оценочного блоков. Выявлены направления, которые послужат основой обоснования педагогических условий эффективного формирования готовности к материнству у студенческой молодежи в процессе их профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: формирование готовности к материнству, модель, педагогическое моделирование.
Материнство является одной из ведущих ценностей человечества, которая в условиях перестройки современного общества и изменения иерархии системы ценностей требует научно обоснованного формирования в системе высшего образования. При этом, формирование готовности к материнству, как сложного интегрированного образования личности, может быть эффективным при условии целенаправленной деятельности всего педагогического коллектива ВУЗа, особого подбора форм, методов и средств обучения и воспитания, интегрированных в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов. Это обуславливает использование методов педагогического моделирования, что позволит процесс формирования готовности к материнству сделать целостным и системным.
Использование метода моделирования в педагогике и педагогических исследованиях способствует повышению теоретического уровня науки, о чем свидетельствуют работы С. Архангельского, Ю. Бабанского, О. Дахина, В. Загвязинского, Н. Кузьминой, И. Липского и многих других [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Важнейшей задачей и свойством педагогической модели является снятие противоречия между эмпирическим и теоретическим материалом и представлениями о содержании явления и целенаправленном воплощении его в объективной реальности. Поскольку процесс формирования готовности к материнству преимущественно осуществляется или в системе среднего образования, или возложен на различные школы и курсы молодых матерей, то его реализация в процессе подготовки студентов в высшей школе является весьма проблематичным. Сам процесс профессиональной подготовки всегда специфичен, что связано с особенностями будущей профессиональной деятельности. Все это приводит к возникновению массы противоречий, разрешить которые и призвана разработка модели формирования готовности к материнству у студенческой молодежи.
Исходя из специфики и задач нашего исследования, мы будем разрабатывать структурнофункциональную модель, которая с одной стороны, максимально полно отображает структурные компоненты процесса формирования готовности к материнству у студентов и условия, которые будут обеспечивать эффективность этого процесса, с другой, - выявляет специфику и механизмы взаимосвязей этих компонентов в учебно-воспитательном процессе ВУЗа.
Мы считаем, что структурно-функциональная модель формирования готовности к материнству у студентов будет состоять из трех взаимосвязанных блоков: ориентирующе-целевого, содержательнодеятельностного и контрольно-оценочного.
Первый блок модели - ориентирующе-целе-вой - предусматривает четкое определение целей и задач деятельности профессорско-преподавательского состава в отношении формирования готовности к материнству у студентов, методологических основ этого процесса, а также проведения предварительной диагностики уровня формирования готовности к материнству у студентов.
Цель деятельности преподавателей ВУЗа является целью этой модели, которая предусматривает создание в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения оптимальных педагогических условий для реализации процесса формирования готовности к материнству.
Реализации указанной цели должно способствовать решение ряда задач, а именно: сформировать у студентов четкое представление о сущности феномена «материнство», мотивы для адекватного восприятия роли матери и дальнейшей реализации себя в материнстве; способствовать позитивному настроению на получение необходимых для этого знаний, умений и навыков; обеспечить, благодаря выбранным методам, формам и средствам, максимальное овладение будущими студентами специфическими знаниями, умениями и навыками, которые будут способствовать формированию готовности к материнству; научить студентов самостоятельно
210
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Ткачева Ю.Г, 2015
Теоретическое обоснование модели формирования готовности к материнству у студентов
решать в будущем жизненные ситуации, связанные с проблемами материнства и детства.
Все указанные задачи подчинены одной общей цели - сформировать у студенческой молодежи высокий уровень готовности к будущему материнству.
При разработке модели формирования готовности к материнству мы учитывали тот факт, что этот процесс должен соответствовать принципам обучения - определенным требованиям, соблюдение которых обеспечивает эффективность обучения. Мы также рассматриваем принципы как требования, которые выдвигаются образовательной средой к указанному феномену и очерчивают сферу его функционирования.
При определении принципов формирования готовности к материнству у студентов мы опирались на подходы Ю. Бабанского, И. Исаева, Б. Райского, М. Скаткина, В. Сластенина, А. Хуторского, Е. Шиянова и других ученых к решению этой проблемы, с учетом определенных факторов [7; 8; 9; 10; 11]. Прежде всего, процесс формирования готовности к материнству у студентов должен гармонировать с учебно-воспитательным процессом в ВУЗе и направлениями его реализации и усовершенствования в Луганском университете имени Тараса Шевченко, процессами гуманизации системы высшего образования и ее интеграции в мировое образовательное пространство, а также спецификой подготовки по выбранной специальности. Кроме того, мы считаем, что выбранные формы, методы и средства формирования готовности к материнству у студентов не должны противоречить общим результатам их профессиональной подготовки в ВУЗе. Наряду с этим, определенные инструменты реализации модели формирования готовности к материнству должны обеспечивать четкий, логический и последовательный подход к организации деятельности преподавателей и студентов для достижения установленной цели.
Поскольку готовность к материнству рассматривается нами как особым образом организованная личностная сфера женщины, то ее формирование может быть эффективным при условии переориентации учебного процесса на личность студента, учета его возможностей, способностей, общего развития и имеющейся системы ценностей. Это дает возможность преподавателю наиболее эффективно построить субъект-субъектное взаимодействие со студентами, стимулировать мотивацию их учебно-познавательной деятельности, создать условия для формирования у них готовности к материнству.
Вышеуказанное позволяет констатировать, что кроме основных дидактических принципов, модель формирования готовности к материнству у студентов в высшем учебном заведении должна базироваться на принципах: социального соответствия, гуманизации учебно-воспитательного
процесса, междисциплинарности, комплексности, эмоциональной открытости, иерархичности.
Важно чтобы процесс формирования готовности к материнству опирался на соответствующую методологию. Опираясь на подходы ученых к формированию личности, развитию ее ценностной основы, осознанию личностью самоценности и индивидуальности, необходимости деятельного, осознанного и системного развития и саморазвития личности, а также исходя из сущности самого феномена «готовность к материнству» считаем целесообразным для решения задач нашего исследования использовать аксиологический, личностно ориентированный, деятельностный и системный методологические подходы. Комплексное применение указанных методологических подходов ориентирующе-целевого блока обеспечит нам создание концептуальных основ эффективной реализации модели формирования готовности к материнству у студентов в высшем учебном заведении, а именно:
- аксиологический подход как ведущий при формировании всех компонентов готовности к материнству позволит урегулировать мотивационноценностную сферу личности;
- личностно ориентированный подход будет способствовать возникновению в сознании студентов в процессе учебно-познавательной деятельности мотивов, интересов, планов в отношении будущего материнства;
- деятельностный подход создаст условия мотивированного обретения студентами знаний и навыков о материнстве и детстве, а также перевода материнства в высшую иерархию системы ценностей личности;
- системный подход обеспечит интеграцию в единое целое всех составляющих и аспектов процесса формирования готовности к материнству у студентов.
Важным элементом ориентирующе-целевого блока нашей структурно-функциональной модели является предварительная диагностика готовности к материнству у студентов. Диагностика является одним из важнейших звеньев какой-либо педагогической технологии, неотъемлемой частью дидактического процесса, средством анализа образовательного процесса и определения его результатов с целью их усовершенствования. Фактически предварительная диагностика позволяет выявить противоречия процесса формирования готовности к материнству и найти пути и инструменты его усовершенствования, что и было подтверждено в процессе нашего исследования.
Вторая составляющая нашей модели - содержательно-деятельностный блок - предусматривает выбор основных направлений усовершенствования учебно-воспитательного процесса, который будет обеспечивать формирование готовности
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
211
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
к материнству у студентов. Фактически речь идет о нахождении существенно новых смыслов, идей, идеалов, мотивов, которые обогатят ценностносмысловую сферу личности молодежи; новой информации, которую должны усвоить студенты; обогащении форм и методов их обучения и воспитания с целью повышения уровня готовности к материнству.
Прежде всего, содержание деятельности студентов должно быть направлено на формирование четких представлений о сущности материнства и материнских функций, способствовать возникновению и развитию у студенток мотивации для реализации себя как матери, а юношей стимулировать на осуществление поддержки своих любимых и обретение знаний о материнстве и детстве. К сожалению, содержание дисциплин, которые преподаются студентам, лишь фрагментарно связано с материнством и детством и преимущественно направлено на формирование фундаментальных специальных знаний, умений и навыков. Изучая основы педагогики и психологии, студенты получают первичные представления о научных основах воспитания ребенка, поскольку указанные дисциплины преимущественно сосредоточены на передаче знаний об особенностях обучения, воспитания и личностного развития детей школьного возраста.
Формирование готовности к материнству это процесс обогащения общей культуры личности студента, для чего необходимо использовать возможности дисциплин как социально-гуманитарного блока, так и дисциплин профессиональной подготовки. Однако мы понимаем, что этот процесс не должен в значительной степени изменять содержание и формы организации учебного процесса. Это, безусловно, будет ограничивать полноценное формирование у студентов готовности к материнству. Эффективным путем при этом становится соответствующая направленность содержания воспитательного процесса, выбора оптимальных форм и методов его реализации. В этом контексте значительную роль играют: воспитательные мероприятия просветительского характера (лекции-беседы, дискуссии, тематические вечера и т.д.) с привлечением не только студенческой молодежи, а и профессорско-преподавательского состава; конкурсы стенгазет, праздничные концерты ко Дню Матери и ко дню Восьмого Марта; просмотр фильмов определенной тематики с дальнейшим обсуждением и прочее. Благодаря тому, что информация, которая будет подаваться во время учебного процесса, найдет свое продолжение и развитие в рамках воспитательного процесса, произойдет гармоническое объединение возможностей учебного и воспитательного процесса.
В качестве другого направления мы выбрали усовершенствование профессиональной подготовки, которое целесообразно осуществить за счет
обогащения содержания профессиональных дисциплин, а также введения дополнительных учебных курсов в планы профессиональной подготовки студентов.
Усовершенствование содержания профессиональных дисциплин предусматривает введение в него дополнительной тематики, что обеспечит развитие интереса студентов к проблеме материнства и детства, мотивированного обретения студентами комплекса знаний о материнстве и детстве. Во время преподавания этого тематического материала важно кроме произведений художественной литературы использовать средства изобразительного искусства, музыки, которые обладают большой силой влияния на чувства и способствуют формированию широты взглядов, мировоззрения, морально-этических, эстетических ценностей, образованности и позитивному развитию личности. Акцентирование внимания студентов на образе матери в произведениях украинской, русской и зарубежной литературы позволит постепенно влиять на моральное сознание и воспитание чувств к матери, понимания ее значения в жизни каждого человека. Это будет способствовать формированию у студенческой молодежи ценностного отношения к материнству, интеллектуально-духовной наполненности их личности.
Важным направлением усовершенствования профессиональной подготовки является разработка спецкурсов (элективных курсов) как вариативной части профессиональной подготовки. Спецкурсы выступают в роли механизма актуализации, развития и индивидуализации учебно-воспитательного процесса. При помощи спецкурсов каждый студент может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную сферу знаний. Целесообразность внедрения спецкурсов по подготовке к материнству в учебно-воспитательный процесс заключается в том, что студенты сознательно могут не только выбирать направление своего общекультурного образования, но и создавать основу для гармонического развития личной жизни.
Важной составляющей усовершенствования содержания профессиональной подготовки в контексте формирования у студентов готовности к материнству является эффективная организация самостоятельной работы студентов, интересов и мотивов к овладению знаниями в сфере материнства и детства. Самостоятельная работа должна быть творческой, понятной и связанной с общими и профессиональными интересами студента, как будущего специалиста и педагога. Содержательно самостоятельная работа, организованная с целью развития культуры речи студента и расширения сферы общения, должна также способствовать получению знаний о сущности материнства, его ценностной роли в обществе, формированию у студентов определенных воображаемых (мни-
212
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Теоретическое обоснование модели формирования готовности к материнству у студентов
мых) моделей об идеале матери и материнском поведении. Вместе с этим, такая самостоятельная работа обеспечит сознательный выбор ценностных ориентиров будущих педагогов, позволит им осуществлять воспитание учащихся, опираясь на собственные духовно-моральные начала, и, благодаря этому, формировать достойных граждан.
Считаем, что эффективными инструментами объединения и использования возможностей учебного и воспитательного процессов, реализации в процессе обучения в ВУЗе усовершенствованного содержания профессиональной подготовки становятся активные методы обучения и воспитания. Они позволяют максимально стимулировать студента на активное умственное и практическое участие в образовательном процессе, что в свою очередь делает его более результативным. Преимущество активных методов перед традиционными очевидно, поскольку, именно активные методы обучения улучшают запоминание материала, способствуют его идентификации и целенаправленной практической реализации. Поэтому, рациональное использование именно таких методов при организации подготовки студенческой молодежи является наиболее оправданным. Среди значительного количества активных методов обучения и воспитания для эффективного формирования у студенческой молодежи готовности к материнству мы выделяем дискуссионные, игровые, тренинговые и проектные.
Внесение изменений в организацию и содержание профессиональной подготовки, будет позитивно влиять на формирование готовности к материнству у студентов, как в экспериментальных, так и контрольных группах. Однако, только создание определенных педагогических условий, которые наполнят деятельность преподавателей и студентов экспериментальной группы соответствующим смыслом, и будут ей способствовать благодаря выбранным методам и формам обучения и воспитания, позволят достичь лучших результатов формирования готовности к материнству у студентов.
Мы считаем, что эффективная реализация педагогических условий становится возможной только благодаря направленной деятельности преподавателей на формирование у студентов четких представлений о сущности материнства как высшей ценности и функций матери, созданию и поддержке благоприятной атмосферы для овладения студентами необходимыми знаниями, выстраиванию субъект-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов. Важно обеспечить разноплановый характер работы по формированию у студентов готовности к материнству, стимулировать их учебно-познавательную и социально-гуманитарную деятельность, интегрировать в единое целое все обретенные студенческой молодежью знания по проблемам материнства и детства.
Определение результативности реализации модели по формированию готовности к материнству у студентов в высшем учебном заведении происходит благодаря введению в модель контрольнооценочного блока. Этот блок предусматривает осуществление контроля, анализа и коррекции экспериментальной работы и полученных результатов. Однако главной целью контрольно-оценочного блока является своевременное фиксирование недостатков или ошибок в процессе формирования готовности к материнству у студентов, определение путей и средств их устранения, выявление наиболее эффективных направлений, методов и форм деятельности преподавателей во время реализации этого процесса и расширения опыта.
Наиболее важным считаем зафиксировать определенную последовательность изменений уровня готовности студентов к будущему материнству на каждом из этапов учебно-воспитательного процесса, определить особенности формирования каждого из компонентов исследуемого нами феномена, установить взаимосвязь между составляющими готовности к материнству и этапами профессиональной подготовки.
Контрольно-оценочную деятельность мы предположительно будем базировать на полученных результатах успешности студентов в процессе овладения теоретико-практическими знаниями, выполнении разноплановых заданий по самостоятельной работе, анализе результатов анкетирования, тестирования, наблюдения, индивидуальных и групповых бесед, которые будут свидетельствовать о качественных изменениях в мотивации овладения студентами специальными знаниями в сфере материнства и детства; на возникновении и развитии у них путей осуществления учебно-познавательной деятельности касательно проблемы материнства, возможности эффективно выстраивать коммуникативные взаимодействия со всеми участниками процесса формирования готовности к материнству, повышении навыков самооценки, самоанализа, коррекции собственных действий связанных с материнством.
Полученные данные мы будем соотносить с критериями, показателями и уровнями формирования каждой из составляющих готовности к материнству. К критериям готовности к материнству мы относим следующие: ценностное отношение к материнству, эмоциональное отношение к материнству, знание-вый и деятельностно-волевой критерии.
Использование системы критериев и показателей уровня формирования готовности к материнству у студентов филологических специальностей позволяет обратиться к начальной части модели -ориентирующе-целевому блоку, который определял цель, задачи и исходные параметры готовности студентов к материнству. Это позволяет отслеживать процесс формирования готовности к материн-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
213
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
_______________________Ориентирующе-целевой блок__________________________
Цель - формирование готовности к материнству у студентов в ВУЗе.
i
Задачи: сформировать у студентов четкое представление о сущности феномена «материнство» и мотивы для адекватного восприятия роли матери и дальнейшей реализации себя в материнстве; способствовать позитивному настрою на получение необходимых для этого знаний, умений и навыков; обеспечить благодаря выбранным методам, формам и средствам максимальное овладение студентами-филологами специальными знаниями, умениями и навыками, которые будут способствовать формированию готовности к материнству; научить студентов самостоятельно решать в будущем жизненные ситуации, связанные с проблемами материнства и детства.
Принципы: социального соответствия, гуманизации, междисциплинарности, комплексности, эмоциональной открытости, иерархичности.
<
*•
Методологические подходы:
аксиологический, личностно ориентированный, деятельностный, системный
Предварительная диагностика
_________________Содержательно-деятельностный блок_____________________
Педагогические условия:
• объединение возможностей ученого и воспитательного процессов в формировании готовности к материнству;
• усовершенствование содержания профессиональной подготовки;
• использование активных методов обучения и воспитания.
I
Механизмы и инструменты реализации: содержание формирования готовности к материнству; формы, методы, средства обучения и воспитания
Готовность к материнству
Мотивационно-ценностный когнитивный личностный 4-^ операционный
+ + 4 +
Рис. 1. Модель формирования готовности к материнству у студентов в ВУЗе
214
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Теоретическое обоснование модели формирования готовности к материнству у студентов
ству, влияние на его эффективность внедренных нами педагогических условий, изучить динамику процесса формирования при сравнении цели, ожидаемых результатов с фактическими показателями.
В этой связи необходимо помнить, что только при совокупности показателей можно осуществлять анализ и давать оценку общих результатов нововведений в процесс развития личности студентов, особенно в такой многогранный процесс, как формирование готовности к материнству.
Указанное выше, дает нам возможность предложить графическую интерпретацию модели формирования готовности к материнству у студентов в высшем учебном заведении (см. рис. 1).
Таким образом, нами обоснована структурнофункциональная модель формирования готовности к материнству у студенческой молодежи в системе ВУЗа, внедрение которой позволит органично осуществить в существующем учебно-воспитательном процессе необходимые педагогические влияния, что обеспечит всестороннее развитие личности студентов в сфере материнства. Реализация модели предусматривает гармоническое объединение возможностей учебного и воспитательного процессов, усовершенствование содержания профессиональной подготовки и использование активных методов обучения и воспитания. Выявлены также направления, которые послужат основой обоснования педагогических условий эффективного формирования готовности к материнству у студентов в процессе их профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.
Библиографический список
1. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. - М.: Высш. шк., 1976. - 200 с.
2. Введение в научное исследование по педагогике / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1998. - 239 с.
3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 21-26.
4. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. - М.: Академия, 2006. - 176 с.
5. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1970. - 114 с.
6. Липский И.А. Социальная педагогика: методолог. Анализ. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 320 с.
7. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
9. Райский Б.Ф. О комплексном подходе к формированию у школьников готовности к самообразованию // Самообразование школьников и развитие их личности. - Волгоград, 1978. - С. 3-11.
10. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики: воспитание и обучение. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.
11. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
215