Научная статья на тему 'Отечественные и зарубежные подходы к формированию профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности'

Отечественные и зарубежные подходы к формированию профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нескреба Тарас Анатольевич, Чернышев Дмитрий Алексеевич

В статье проведен теоретический анализ отечественных и зарубежных подходов к формированию профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности в процессе профессиональной подготовки и выявлены правила эффективной организации процесса формирования профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей к работе в спортивных учебных заведениях. А именно: формированию профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности необходимо предоставлять приоритетное значение. В процессе профессиональной подготовки в современных высших учебных заведениях; концепция формирования профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей к работе в спортивных учебных заведениях в процессе специального образования должна базироваться на личностно ориентированном, компетентностном, акмеологическом, системно-деятельностном, интерактивном и интегративном подходах. Для успешного формирования профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности очень важна скоординированная работа всех участников учебно-воспитательного процесса. Формирование профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности должно осуществляться на всех этапах профессиональной подготовки, быть непрерывным, постоянным и проводиться системно, с внедрением постоянно действующего мониторинга сформованности профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей к работе в спортивных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нескреба Тарас Анатольевич, Чернышев Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественные и зарубежные подходы к формированию профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Нескреба Т.А.1, Чернышев Д.А.2

1Нескреба Тарас Анатольевич - преподаватель, кафедра физического воспитания, аспирант, кафедра педагогики,

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького;

2Чернышев Дмитрий Алексеевич - доктор педагогических наук, доцент, професор,

кафедра педагогики,

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Донецкий национальный университет, г. Донецк, Украина

Аннотация: в статье проведен теоретический анализ отечественных и зарубежных подходов к формированию профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности в процессе профессиональной подготовки и выявлены правила эффективной организации процесса формирования профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей к работе в спортивных учебных заведениях.

А именно: формированию профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности необходимо предоставлять приоритетное значение. В процессе профессиональной подготовки в современных высших учебных заведениях; концепция формирования профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей к работе в спортивных учебных заведениях в процессе специального образования должна базироваться на личностно ориентированном, компетентностном, акмеологическом, системно-деятельностном, интерактивном и интегративном подходах. Для успешного формирования профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности очень важна скоординированная работа всех участников учебно-воспитательного процесса. Формирование профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности должно осуществляться на всех этапах профессиональной подготовки, быть непрерывным, постоянным и проводиться системно, с внедрением постоянно действующего мониторинга сформованности профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей к работе в спортивных учебных заведениях.

Ключевые слова: профессиональная готовность, профессиональная компетентность, формирование профессиональной готовности тренера-преподавателя.

УДК: 796.06:3 78.146/147:3 78.225

Высшее педагогическое образование выполняет особую, ключевую функцию в формировании современного человека, его интеллектуального и духовного потенциала. Стратегия развития современного общества в условиях социально-экономических реформ объективно требует повышения требований к образовательной системы и профессиональной подготовки специалистов высокой квалификации. В этих условиях профессиональная компетентность будущего бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности становится основным системообразующим фактором, определяет содержание образования, в частности педагогической. Большинство авторов считает, что компетентность не является врожденным, а приобретается человеком в течение жизни в процессе целенаправленного или неявного обучения, следовательно, понятия «компетентность» и «обучение» взаимосвязаны.

Цель статьи - провести теоретический анализ отечественных и зарубежных подходов к формированию профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности и выявить правила эффективной организации процесса формирования профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности.

Согласно образовательно-квалификационной характеристике, эта деятельность требует высокого уровня знаний в области биологических и психологических процессов, которые происходят в период активного роста и развития юного спортсмена, владения средствами, методами и формами педагогического и тренировочного воздействия, высокой физической и технической подготовленности, развитости педагогических способностей, сформированности определенных черт и качеств личности, что в совокупности составляет профессиональную компетентность.

В то же время в формировании профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности существует ряд противоречий: между возросшими требованиями со стороны общества к качеству образования, в частности профессионально-физкультурной и уровнем компетентности выпускников; между массовостью подготовки будущих учителей физической культуры (тренеров) и индивидуально-творческим характером их профессиональной деятельности; между ориентацией на новые модели учебно-воспитательного процесса в высшей школе и традиционным содержанием, формами и методами подготовки будущих специалистов в области физического воспитания и спорта.

Необходимость разрешения этих противоречий требует переосмысления целей, содержания и задач формирования профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности в процессе профессиональной подготовки.

П. Ясинец по результатам анализа реального состояния учебно-воспитательного процесса в высшей школе, построенного на принципах предметно ориентированной парадигмы образования, выявил, что на практике доминирует функциональный подход, который выражается в слабых связях между отдельными дисциплинами, подготовке к будущей целостной профессиональной деятельности, а к некоторым видам учебной и педагогической работы и направленный на развитие процессуальных функций мышления, а не на ценностное содержание сознания. Автор подчеркивает, что сегодня не разработана система профессиональной подготовки педагога в области физического воспитания и спорта, которая обеспечивала бы его личностно-профессиональное становление, самоопределение и субъективную готовность к осуществлению профессиональной деятельности в условиях личностно

73

ориентированного образования; не определены условия формирования профессиональной компетентности будущих тренеров-преподавателей; не выявлены критерии профессиональной компетентности специалиста с учетом новых требований к квалификации в этой области [13, с. 212].

Методологической основой формирования профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности является компетентностный, акмеологический, деятельностный и системный подходы [1, с. 17-18].

Н. Костихина подчеркивает важность акмеологического подхода к формированию у тренеров-преподавателей профессиональной готовности. Направленность профессионального образования на формирование проффесионализма личности. Что предполагает разработку научных и методических основ повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов, развития их творческого потенциала, формирования психологической готовности решения сложных и разнообразных задач в условиях реформирования общества в целом и отдельных его сфер [4, с. 12-16].

А. Зверев отмечает, что формирование профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей должно опираться на деятельностный и системный подходы. Деятельностный подход требует культивирования действенной позиции личности с целью собственного становления и развития, профессионального самосовершенствования. Системный подход предполагает целостность в учебной и практической деятельности, направленная на комплексное формирование профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей [2, с. 226].

Современные ученые доказали, что «в содержании обновленной подготовки профильного высшего учебного заведения первостепенную роль должны играть интегрированные (междисциплинарные) курсы» [5, с. 23].

И. Решетень подчеркивает важность интерактивного подхода к формированию профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности. Интерактивный подход в образовании является наиболее современной формой интерактивных методов обучения, основанных на положениях коммуникативного подхода [11, с. 38].

Н. Пфейер отмечает, что для формирования у тренеров-преподавателей профессиональной готовности к работе в спортивных учебных заведениях очень важна педагогическая поддержка этого процесса во время профессиональной подготовки специалистов [10, с. 39].

По определению А. Хасан, организация учебного процесса в высших учебных заведениях и качество профессионального образования будущих специалистов взаимосвязаны. На формирование профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры должен направляться весь комплекс учебной и воспитательной работы в учебных заведениях [12, с. 27].

По мнению Н. Васильева, основное внимание при формировании знаний и навыков будущих тренеров-преподавателей должно быть направлено на преподавание спортивно-педагогических дисциплин, содержание которых должно быть переориентировано на формирование профессионального сознания будущего тренера-преподавателя и включать: формирование современной техники выполнения упражнений как основы метода реального показа; овладение методиками развития двигательных способностей и обучения основным физическим упражнениям школьной программы по физической культуре [1, 17-18].

Л. Куликова отмечает, овладение студентами системой теоретических знаний происходит во время изучения профессионально-ориентированных дисциплин и является показателем сформированности предметной компетентности, которая является одним из видов профессиональных компентностей будущего тренера-преподавателя. Кроме этого будущий тренер-преподаватель должен владеть

74

умениями практического применения предметных знаний, что происходит во время практической профессиональной деятельности, которая осуществляется в период обучения студентов в рамках педагогической и производственной практик, а также в виде участия в работе студенческого научного сообщества [7, с. 26].

В. Келлер, к основным факторам, влияющим на качество формирования профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности, относит учебную и педагогическую практики [3, 23-24].

Б. Кузьминский подчеркивает важность постоянно действующего педагогического мониторинга с целью определения особенностей влияния профессиональной подготовки на процесс формирования профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей в спортивных учебных заведениях [6, с. 320].

Стремление человека осуществить себя через свою профессиональную деятельность является одной из основных культурных ценностей. Поэтому укрепление и поддержка этого стремления должны выступить основной задачей профессионального образования. Привлечение студентов к проектированию своего образования может, с одной стороны, укреплять профессиональную направленность, а с другой - служить образцом для построения жизненной и профессиональной стратегии.

Поэтому используя в учебно-воспитательном процессе стратегию последовательности, открытости и практичности как концептуальных ориентиров в формировании профессиональных качеств будущих тренеров, необходимо создание соответствующих педагогических условий - «обстоятельства или обстановки, которые способствуют развитию или торможению какого-либо педагогического явления, процесса, свойства личности и тому подобное» [13, с. 38].

Для повышения профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно -спортивной направленности, по мнению А. Малимон, необходимо: обеспечить оптимизацию учебно-воспитательного процесса с применением элементов инновационных методов обучения и осуществления межпредметных связей; формирование умений и навыков самостоятельной работы [8, с. 49].

Достижение высокого уровня сформированности профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности, как указывает А. Михеев, возможно лишь при условии комплексного подхода и привлечения к этой работе всего профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, администрации, органов студенческого самоуправления и общественных объединений студенческой молодежи [9, с. 24].

Таким образом, развитие профессиональной готовности будущого тренера-преподавателя является одной из основных задач любого учебного заведения, однако пока как свидетельствует анализ научных исследований, проблема формирования профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности еще недостаточно исследована в педагогической теории, а потому не нашла должного отражения в практической деятельности учебных заведений.

Следовательно, организация профессиональной подготовки в вузах требует постоянного совершенствования, поиска и приведения в действие новых форм воздействия на студентов, отработки новых методик. Вместе с тем, требуется активизировать традиционные виды деятельности, сохранение достижений прошлого. Профессиональное образование физкультурно-спортивной направленности должно носить творческий характер, ориентируясь на проблемы, связанные со спецификой вуза. Чрезвычайно важная задача администрации вуза и профессорско-преподавательского состава заключается в создании надлежащих условий для

развития и удовлетворения потребностей студентов, для их самореализации и формирования соответствующего уровня профессиональной компетенции.

Теоретический анализ проблемы поиска современных и эффективных средств формирования профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности показал, что: вопросы организации процесса формирования профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности изучены недостаточно; несовершенство профессиональной подготовки будущих тренеров-преподавателей в высших учебных заведениях обусловлена такими характерными недостатками, как:

■ отсутствие междисциплинарных связей;

■ недостаточный уровень практической ориентированности профессиональных дисциплин, особенно профессионально-ориентированных;

■ отсутствие связи между теоретическим обучением и практической профессиональной деятельностью;

■ низкий уровень комплексного планирования и пролонгированного контроля процесса формирования профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности, преподавательским составом учебных заведений, недостаточное внимание к организации самостоятельной работы студентов;

■ практически отсутствуют научно-методические разработки, которые бы позволяли комплексно использовать современные подходы к формированию профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей в спортивных учебных заведениях.

Таким образом, анализ педагогического опыта организации профессиональной подготовки формирования профессиональной готовности к работе в спортивных учебных заведениях будущих бакалавров физической культуры в отечественных и зарубежных высших учебных заведениях позволил выявить правила эффективной организации процесса формирования профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности, а именно: формированию профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности необходимо придавать приоритетное значение в процессе профессиональной подготовки современных высших учебных заведений; концепция формирования профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности в процессе профессионального образования должна базироваться на личностно ориентированному, компетентностному, акмеологическом, системно-деятельностном, интерактивном и интегративном подходах; для успешного формирования профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности очень важна скоординированная работа всех участников учебно-воспитательного процесса (профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, администрации); внедрение компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс вуза, направленного на гуманизацию образования, создание атмосферы творческого сотрудничества, положительного мотивационного фона учебно -воспитательной деятельности и соответствующего социально-гуманитарного микросреды, которое будет способствовать формированию профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности;

76

формирование профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей должно осуществляться на всех этапах профессиональной подготовки, быть непрерывным, постоянным и проводиться системно, для чего необходимо повысить междисциплинарные связи и практическую ориентированность профессиональных дисциплин, особенно профессионально-ориентированных и усилить связь между теоретическим обучением и практической профессиональной деятельностью; внедрение постоянно действующего мониторинга сформованности профессиональной готовности будущих тренеров-преподавателей; формирование профессиональной готовности будущих бакалавров физической культуры в специализированных образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности должно осуществляться в процессе профессиональной подготовки, носить преимущественно тренинговый характер с использованием интерактивных методов обучения. В процессе профессиональной подготовки будущих тренеров-преподавателей следует использовать различные формы: непосредственно образовательную, научно-исследовательскую, учебно-профессиональную.

Список литературы

1. Васильев Н.Д. Организационно-методические основы нового подхода к высшему физкультурному образованию / Н.Д. Васильев, К.Н. Рачков, В.Н. Сальников // Теория и практика физической культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. № 10. С. 17-18.

2. Зверев А.П. Дидактические умения в деятельности учителя физической культуры и методика их формирования у студентов педагогических институтов : дис. канд. мэд. наук / А.П. Зверев. Моск. областной пед. ин-т. Москва. 244 с., 1990. 226 с.

3. Келлер B.C. Организация тренерско-педагогической практики студентов тренерского факультета без отрыва от учебы / B.C. Келлер, В.В. Строкатов // Тезисы докладов II Всесоюзной научно-практической конференции.-М., Жизненный путь и научно-педагогическая деятельность Биобиблиографический указатель, 1983. С. 23-24.

4. Костихина Н.М.Акмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки специалиста по физической культуре и спорту / Н.М. Костихина // Теория и практика физической культуры, 2005. № 10. С. 12-16.

5. Крылов A.M. Пути совершенствования подготовки студентов института физической культуры и воспитательной деятельности преподавателя-тренера: автореф. дис. канд. мед. наук / A.M. Крылов. М., 1983. 23 с.

6. Кузьминский Б.И. Научные основы методической подготовки будущего учителя физической культуры и спорта / Б.И. Кузьминский. К.: Научный мир, 2009. 320 с.

7. Куликова Л.М. Оптимизация непрерывной педагогической практики как фактор профессиональной подготовки студентов ИФК : автореф. дис. канд. мэд. наук: / Л.М. Куликова. Челябинск, 1986. 26 с.

8. Малимон А.А. Дифференцированный подход в процессе физического воспитания студентов. / А.А. Малимон. Луцьк, 1999. 49 с.

9. Михеев А.Ы. Формирование педагогического мастерства тренера: метод, разработка / А.Ы. Михеев - Н.: ГЦОЛШК, 1988. 24 с.

10. Пфейер Н.Э. Профессионально-педагогический потенциал специалиста по физической культуре и его формирование в условиях учреждения высшего педагогического образования: автореф. дис. д-ра пед. наук / Н.Э. Пфейер. СПб., 1996. 39 с.

11. Решетень Н. Деловая игра в подготовке специалистов по физической культуре и спорту / Ы.Н. Решетень. М.: ГЦОЛИФК, 1983. 38 с.

12.Хасан А. Формирование профессионально-педагогических навыков преподавателя тренера у студентов ИФК / Хасан А. М., 1997. 27 с.

13. Ясинец П.С. Профессиональная подготовка к тренерской работе / П.С. Ясинец. К. Либра, 2008. 212 с.

О ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МАТЕРИАЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ Билялова Л.Р.

Билялова Лилия Ремзиевна - кандидат географических наук, доцент,

кафедра математики, инженерно-технологический факультет, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы воспитания патриотизма средствами информационных технологий на материале истории России. Для студентов специальности «История» приводится примерная последовательность освоения базовых информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, история России, патриотическое воспитание.

Важным направлением национальной политики государства является гражданско-патриотическое воспитание, проявляющееся как формирование гражданской ответственности за страну, верности Отечеству, готовности к защите интересов Родины. Достижение целей патриотического воспитания возможно путем систематического решения сложных взаимосвязанных задач, обозначенных «Программой патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016 -2020 годы» [3]. Основное внимание необходимо направить на воспитание молодежи, в том числе и студенческой, как наиболее уязвимой с точки зрения подверженности влиянию различных сил части общества [2].

В соответствии с образовательным стандартом высшего образования по направлению 46.03.01 «История» [4] выпускник должен быть готов решать профессиональные задачи в педагогической и культурно-просветительской сфере, связанные с формированием мировоззрения большого количества людей, в основном молодых. Следовательно, возрастают требования к формированию гражданско-патриотических и нравственных качеств личности самого студента в течение всего периода обучения, в том числе, средствами информационно-коммуникационных технологий.

Цель данной статьи - обсудить некоторые вопросы патриотического воспитания при изучении дисциплины «Новые информационные технологии» средствами офисного программного обеспечения на материале отечественной истории.

Не вызывает сомнения, что выбор материала, связанного с историческими фактами и выдающимися личностями страны, для преобразования средствами информационных технологий к виду, удобному для анализа, визуального восприятия, распространения через СМИ и Интернет, усилит мотивацию студентов к обучению [1], будет способствовать воспитанию «чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России» [3]. Приведем возможную последовательность практического освоения функциональных возможностей текстового процессора студентами направления подготовки «История», которая может быть реализована на материале выбранного исторического периода.

Поскольку учебники истории содержат большую часть материала в текстовой форме, можно использовать события некоторого исторического периода в качестве базового текста, который будет претерпевать структурные изменения в процессе выполнения заданий. При этом полезным может быть согласование содержательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.