DOI: 10.12731/2218-7405-2013-1-23 УДК 378
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Яковлев Б.П., Коваленко Л.А.
Цель: В статье представлены этапы и технология формирования профессиональной компетентности студентов в высшей профессиональной школе.
Метод или методология проведения работы: Теоретико-методологическое основание предложенной технологии формирования профессиональной компетентности студентов высшего учебного заведения составляют: синергетический подход, личностно-ориентированный подход, теория социального научения, деятельностный подход, концепция гуманизации образования.
Результаты: В статье рассмотрены теоретико-методологические основы заявленной технологии, раскрыты педагогические условия и принципы построения технологии формирования профессиональной компетентности студентов высшего учебного заведения как результата его личностной готовности.
Область применения результатов: образовательная система Высших учебных заведений.
Ключевые слова: Этапы и технология формирования
профессиональной компетентности студента, личностная готовность студента.
THE TECHNOLOGY OF FORMATION OF PROFESSIONAL STUDENT
COMPETENCE
Yakovlev B.P., Kovalenko L.A.
Purpose: The paper presents the stages and technology of professional student competence of students in higher vocational school.
Method or the methodology of the work: Theoretical and methodological basis of the proposed technology of formation of professional student competence in higher education are: a synergetic approach, student-centered approach, social learning theory, the activity approach, the concept of humane education.
Results: In the article the theoretical and methodological basis of the statement of technology, disclosed pedagogical conditions and principles of the technology of formation of professional student competence of higher educational institutions as a result of own personal readiness.
Field of application of the results: the educational system of higher education institutions.
Keywords: Stages and technology of professional student competence and personal commitment.
В педагогической литературе последних лет уделяется много внимания разработке инновационных технологий обучения и воспитания студентов в системе вуза [1, с. 87; 3, с. 112; 5, с.337; 10, с.163].
Основываясь на анализе разносторонних подходов к рассматриваемой проблеме, раскрытии личностных функций педагога в процессе субъект-объектного взаимодействия [2, с.14], овладении необходимым объемом знаний, умений и навыков для последующей практической деятельности [9, с. 126], на научной оптимизации процесса подготовки педагога в вузе [11, с.78], формировании профессиональной компетентности педагогов [8, с. 42], ученые
следующим образом определяют образовательные технологии. Технология обучения является последовательностью операций и процедур, которые составляют в совокупности целую дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению конкретных целей обучения и воспитания за оптимально короткие сроки, с наименьшей затратой педагогических сил и средств. С позиции такого подхода педагогическая технология обучения является культурным понятием, связанным с новым педагогическим мышлением и профессиональной деятельностью педагога, с одной стороны, и интеллектуальной переработкой общеобразовательных, культурных и социально значимых качеств и способностей подрастающего поколения - с другой [7, с. 58].
Таким образом, под педагогической технологией мы понимаем взаимное проектирование педагогической деятельности преподавателя и его личностной сферы, приведение в систему форм и методов обучения и воспитания, согласно актуальным научным теоретико-методологическим подходам и последовательной реализации их на практике, что содействует развитию мышления педагога, актуализации его творческой деятельности и формированию его профессиональной компетентности.
Исследователи подчеркивают, что любая педагогическая технология должна удовлетворять основные методические требования: иметь научную базу; опираться на определенную научную концепцию; научно обосновывать образовательные цели; владеть признаками системы: проектировать логику процесса, взаимосвязь всех частей, обобщения. Таким образом, любую педагогическую технологию можно разделить по принципу направленности на: 1) учебный процесс; 2) личность педагога; 3) личность студента [7, с. 149]. Направленность рассматриваемой нами технологии предполагает изучение и стимулирование личностной готовности студента как обязательного условия его профессиональной компетентности [12, с.54; 13, с.45].
Соответственно положенным в основу методологическим подходам, (синергетическому, личностно-ориентированному, деятельностному, теории социального научения, концепции гуманизации образования) и рассмотренным теориям, нами были подобраны методы, формы и содержание технологии формирования профессиональной компетентности студентов как результата их личностной готовности (Рис 1.).
На основании проведенного анализа современного состояния обучения и воспитания в высшем учебном заведении нами были теоретически разработаны и практически апробированы педагогические условия, позволяющие повысить эффективность формирования личностной готовности студентов. Данные условия определяются нами как комплекс методических мероприятий, который обеспечивает достижение студентами высокого (достаточного) уровня развития личностной готовности:
1. Ориентация на формирование здорового образа жизни студентов, При этом можно использовать разные модели формирования здорового образа жизни студентов. Так, медицинская (или когнитивная) модель предусматривает передачу знаний (информации) о здоровье, физическом состоянии человека, способах его регулирования, причинах и следствиях вмешательства в организм. Педагогическая (поведенческая) модель рассматривает формирование здорового образа жизни студентов как процесс обучения их сознательным умениям и навыкам, педагогическую коррекцию личности субъекта образования. Политическая (социальная) модель рассматривает здоровый образ жизни как результат среды существования человека. Соответственно, формирование здоровой благоприятствующей среды способствует развитию здорового образа жизни личности. Данное условие обеспечивает конечную цель учебно-воспитательного процесса в вузе.
Целевой компонент
Цель технологии -
формирование профессиональной компетентности на основе личностной готовности к учебной деятельности в условиях высшей школы
Резул ьтативн ый компонент
Содержательный компонент
Процессуальный компонент
Формы и методы работы со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса высшей школы: семинары, тренинги, конференции, творческие группы,
Профессиональная компетентность как результат технологии формирования личностной готовности
Педагогические условия:
ориентация педагогов на формирование здорового образа жизни студентов; употребление научно обоснованных инновационных форм и методов организации деятельности студентов на учебных занятиях ; ориентация форм и методов воспитания на творческий досуг, свободное время студентов
Теоретико-методологи ческое основание:
определяющее методы и условия внедрения технологии: синергетический, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, а также теории гуманизации образования и
социального научения.
Рис 1. Пошаговая технология формирования профессиональной компетентности студента высшего учебного заведения как результата его личностной готовности к учебной деятельности.
2. Употребление научно обоснованных инновационных форм и методов организации деятельности студентов на учебных занятиях. Данное условие предполагает реализацию современных достижений научной мысли в сфере организации образовательного процесса на основании ведущих психолого-
педагогических подходов и принципов гуманистического, личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Рассматриваемые подходы и принципы являются проекцией личности студентов на учебно-воспитательный процесс, поэтому их целесообразно рассматривать в плоскости личностной готовности к обучению и воспитанию. Таким образом, мы рассматриваем оптимизацию учебной деятельности студентов высшей школы как производное от двух переменных: личностных особенностей и научно-методических подходов к учебной деятельности.
3. Ориентация форм и методов на творческий досуг, активное, свободное время студентов. Данное условие обеспечивает добровольность и заинтересованность участия студентов в непрерывном процессе творческого воспитания, позволяет каждому студенту познать и раскрыть себя во внеурочное время, обеспечивает реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов к учебно-воспитательному процессу вуза.
Поскольку личностная готовность и профессиональная компетентность студента находятся в тесной неразрывной связи. Нами был проведен анализ описанных в психолого-педагогической литературе условий формирования профессиональной компетентности. Рассмотрев их применение к теме нашего исследования, мы выделили четыре вспомогательные группы условий:
1. Нормативные: содержательная и инновационная готовность к профессиональной деятельности; установка на развитие индивидуально-психологических профессионально важных качеств в новых социальных условиях; индивидуальный подход к формированию профессиональной компетентности.
2. Общепедагогические: обеспечение интегративной ценности процесса формирования профессиональной компетентности преподавателя вуза; направленность профессиональной подготовки на формирование личностной готовности преподавателя как центрального компонента профессиональной компетентности педагога; актуализация возможностей учебно-методической и
научной служб вуза для формирования профессиональной компетентности педагогов с учетом их специальности и квалификации; стимулирование процесса саморазвития студентов и преподавателей.
3. Профессионально-педагогические: наличие компетентных педагогических действий в профессиональной подготовке будущих педагогов; соотношение методов и форм их подготовки для работы в вузе; эмоционально-оценочные отношения между студентами и преподавателями.
4. Общесоциальные: потребность в профессионально-компетентных педагогах, способных обеспечить реализацию образовательных целей; престижность наличия высокого профессионального мастерства у студентов вуза.
При интерактивном обучении студенты усваивают профессиональные и личностные знания посредством реальных взаимоотношений с другими участниками образовательного процесса. Методы на основе интерактивных взаимоотношений являются способами управления процессом усвоения профессионально значимых знаний и личностных убеждений, средством организации взаимодействия и отношений членов педагогического коллектива. В центре управления интерактивным обучением находится преподаватель в его реальных взаимодействиях с участниками учебного процесса на основе равноправных субъективно-объективных отношений. Формирование всех составляющих профессиональной компетентности имеет коллективный характер, используются активные методы обучения, нестандартные формы и режимы работы.
По нашему мнению, эффективность формирования профессиональной компетентности будущих педагогов посредством развития личностной готовности к преподаванию обеспечивается его интеграцией в целостный, общий процесс обучения и воспитания в высшем учебном заведении. Модель формирования профессиональной компетентности студента через развитие личностной готовности к преподаванию содержит пять блоков: целе-
мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, личностный, рефлексивный.
Модель формирования профессиональной компетентности студента через развитие личностной готовности к учебной и профессиональной деятельности содержит также этапы формирования профессиональной компетентности.
В нашем исследовании мы рассматриваем понятие "формирование" как процесс, представляющий собой динамическую систему и состоящий из частей (этапов), которые объединены единой целью приобретения профессиональной компетентности через развитие личностной готовности. Опираясь на положение А.Н. Леонтьева о том, что развитие всех психических качеств человека проходит ряд постепенных этапов [6, с. 251], а также на принцип постепенности фаз профессиональной адаптации личности [4, с. 72] нами были выявлены этапы формирования профессиональной компетентности студентов в высшей школе: информационно-теоретический, научно-методический, процессуально-деятельностный, аналитико-коррективный и самостоятельно -творческий (Рис. 2).
Рис. 2. Этапы формирования профессиональной компетентности студентов в высшей школе
Целью первого, информационно-теоретического, этапа является формирование профессиональной ориентации и мотивации, формирование профессионального образа специалиста, основ личностной готовности профессионала в составе профессиональной компетентности. Соответственно, каждый семинар должен стать для студента творческой лабораторией, нести достаточный объем когнитивной информации, способствовать росту его профессиональной компетентности.
На научно-методическом этапе формирования профессиональной компетентности происходит развитие когнитивной сферы в проблеме овладения психолого-педагогическими знаниями и методологией научной деятельности, а также предметной методикой и умением преподавать, передавать, объяснять специальные знания, приобретение базового уровня профессиональной компетентности, которая обеспечивает развитие начального уровня личностной готовности к преподаванию предметных знаний и умений. На этом этапе происходит формирование профессиональной компетентности студентов (профессиональные знания, умения, навыки, приемы самообразования в процессе изучения как психолого-педагогических, так и специальных дисциплин) на методических семинарах, практических конференциях и т.д.
Третий этап - процессуально-деятельностный - предусматривает приобретение профессиональной компетентности студентов в процессе непосредственной практической деятельности. Этот этап отличается от двух первых тем, что здесь студенты отрабатывают свою профессиональную компетентность в процессе практической деятельности, творчески применяют различные технологии, проявляют оригинальность, нестандартные приемы решения учебно-воспитательных заданий.
Четвертый этап - аналитико-коррективный - включает анализ и коррекцию реализации профессиональной компетентности студентов в учебно-познавательной и практической деятельности, коррекцию индивидуального
стиля профессиональной деятельности через соотношение объективных требований к профессиональной деятельности с личностным развитием специалиста.
Пятый этап - самостоятельно-творческий - направлен на выявление и демонстрацию уровня профессиональной компетентности и личностной готовности студентов в практической деятельности, а также на самообразование и самовоспитание личности.
Таковы основные компоненты процесса формирования профессиональной компетентности студента будущего педагога через развитие личностной готовности к профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Учеб. пособ. для спец. высш. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1990. 141с.
2. Берестовская Л.П. Взаимосвязь теоретических и практических знаний студентов при изучении педагогических дисциплин: Автореф. ... канд. пед. наук. Омск, 1997. 18 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
4. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С. 61-89.
5. Кох А. Изучение психологического профиля педагога. // Педагогическая квалификация. 1991. № 4. С. 335-339.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 305 с.
7. Ломакина О.Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. 200 с.
8. Монахов В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения. М. Тула: Бурдус, 1993. 118 с.
9. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практика. М., 1995. 178 с.
10. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: Путь к успеху. Казань, 1992. 214 с.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
12. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высш. шк., 1986. 135 с.
13. Brown C. Chaos. Theory in the Social Sciences. (Book reviews) // American Political Science Review. 1997, 91(2). P.1.
References
1. Abdulina O.A. Obshchepedagogicheskaya podgotovka uchitelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya: Ucheb. posob. dlya spets. vyssh. ucheb. zavedeniy [General pedagogical training of teachers in the higher pedagogical education: Studies. benefits. for specials. High. Textbook. Institutions]. M.: Education, 1990. 141 p.
2. Berestovskaya L.P. Vzaimosvyaz' teoreticheskikh i prakticheskikh znaniy studentovpri izucheniipedagogicheskikh distsiplin: Avtoref. ... kand. ped. Nauk [The relationship of theoretical and practical knowledge of the students in the study of educational disciplines: Author. ... Candidate. ped. Sciences]. Omsk, 1997. 18 p.
3. Bespalko V.P. Slagaemye pedagogicheskikh tekhnologiy [The terms of educational technology]. M.: Education, 1989. 192 p.
4. Davydov V.V. Nauchnoe obespechenie obrazovaniya v svete novogo pedagogicheskogo myshleniya [Scientific support of education in the light of the new pedagogical thinking] / Ed. A.V. Petrovsky. M.: Education, 1989. pp. 61-89.
5. Kokh A. Izuchenie psikhologicheskogo profilya pedagoga [Study of the psychological profile of the teacher]. Pedagogicheskaya kvalifikatsiya, no. 4 (1991): 335-339.
6. Leontev A.N. Deyatelnost, soznanie, lichnost [Activity, consciousness, and personality]. M.: Politizdat, 1975. 305 p.
7. Lomakina O.E. Formirovanie professional'noy kompetentnosti budushchego uchitelya: Dis. kand. ped. Nauk [Formation of professional competence of future teachers: Dis. Candidate. ped. Science]. Volgograd, 1998. 200 p.
8. Monakhov V.M. Ot traditsionnoy metodiki k novoy tekhnologii obucheniya [From traditional methods to the new learning technologies]. Moscow - Tula Burdus, 1993. 118 p.
9. Orlov A.B. Psikhologiya lichnosti i sushchnosti cheloveka: Paradigmy, proektsii, praktika [Personality psychology and human nature: Paradigms, projections, and practice]. M., 1995. 178 p.
10. Postalyuk N.Yu. Pedagogika sotrudnichestva: Put k uspekhu [Pedagogy of Cooperation: The road to success]. Kazan, 1992. 214 p.
11. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatelnye tekhnologii: Uchebnoe posobie [Modern Educational Technology: Study Guide]. M. Education, 1998. 256 p.
12. Yanushkevich F. Tekhnologiya obucheniya v sisteme vysshego obrazovaniya [Education technology in higher education]. M.: Higher. wk., 1986. 135 p.
13. Brown C. Chaos. Theory in the Social Sciences. (Book reviews) // American Political Science Review. 1997, 91(2). P.1.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Яковлев Борис Петрович, заведующий лабораторией психологии профильного обучения, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАЕ
Сургутский Государственный Университет ХМАО-Югры
ул. Ленина 1, г. Сургут, 628400, Россия e-mail: boris_yakovlev@mail. ru
Коваленко Лариса Анатольевна, декан факультета экономики и менеджмента, научный сотрудник лаборатории психологии профильного обучения
Московская Академия предпринимательства при Правительстве Москвы, Сургутский филиал
ул. 50 лет ВЛКСМ, 1, г. Сургут, 628403, Россия e-mail: lak_wmd@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Yakovlev Boris Petrovich, Head of the Laboratory psychology of school education, doctor of psychology, professor, member of the RAE
Surgut State University
1, Lenin str., Surgut, 628400, Russia
e-mail: boris_yakovlev@mail. ru
Kovalenko Larisa Anatolevna, Dean of Economics and Management, Research Laboratory of Psychology Special Education
Moscow Business Academy under the Government of Moscow Surgut branch 1, 50 let VLKSMstr., Surgut, 628403, Russia e-mail: lak_wmd@mail.ru
Рецензент:
Повзун В.Д., зав. кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор ГБОУ ВПО «Сургутский Государственный Университет ХМАО -Югры»