УДК 378.015.31-055.26-057.875
У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье представлено теоретическое обоснование педагогических условий формирования готовности к материнству у студентов высшей школы в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения. Особый акцент сделан на объединении возможностей учебного и воспитательного процесса.
Ключевые слова: педагогические условия, формирование готовности к материнству, ценностное отношение к материнству, просветительская деятельность, активные методы обучения.
Введение
Социально-экономические изменения последних десятилетий привели к разрушению прежней системы ценностей личности, в которой материнству теперь отводится второстепенное место. В современных условиях удовлетворение потребности в материнстве конкурирует со стремлением к высокому профессиональному статусу и карьерному росту, благополучию и высокому уровню потребления, что естественно, препятствует реализации природных функций женщины и созданию нормальных полноценных семей. Анализ подходов педагогов-практиков свидетельствует о необходимости системного формирования у молодежи знаний о материнстве и воспитания в педагогическом процессе готовности к нему. Поскольку сам студенческий возраст предусматривает окончательное становление системы ценностей и личностных установок, то целесообразным становится перенесение этого процесса в систему высшего образования.
Готовность к материнству понимается нами как особым образом организованная личностная сфера женщины, которая базируется на ценностном осознании и ее отношении к материнству и проявляется в готовности и способности обеспечивать адекватные условия для развития ребенка. При этом, формирование готовности к материнству, как сложного интегрированного образования личности, может быть эффективным при условии целенаправленной деятельности всего педагогического коллектива ВУЗа, особого подбора форм, методов и средств обучения и воспитания, интегрированных в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов. Это обуславливает необходимость теоретического обоснования педагогических условий этого процесса.
2. Обоснование педагогических условий формирования готовности к материнству у студентов филологических специальностей
Говоря о целесообразности создания в учебно-воспитательном процессе педагогических условий, ученые имеют в виду развитие определенных качеств личности, системы ценностей, знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность эффективной реализации себя в будущем материнстве.
Процесс формирования готовности к материнству является достаточно сложным и разноплановым, что предусматривает создание мотивации к собственному усовершенствованию и саморазвитию; возникновение мотивов, убеждений, установок и ценностных ориента-ций в соответствующей сфере; способности эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, проявляя при этом необходимые личностные качества и т.д. Кроме того, необходимо обеспечить не только направленность и стремление студенческой молодежи на усовершенствование, но и наполнить определенным смыслом учебно-воспитательную деятельность и сознательную активность самой личности. Все это предусматривает возможность использования при формировании готовности к материнству ши-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УС!
Ю.Г. Ткачева
Луганский университет имени Тараса Шевченко
e-mail:
рокого спектра подходов, форм, методов и средств обучения и воспитания, позволяющих определенным образом наполнить учебно-воспитательный процесс.
Ценностное отношение личности к какому-либо явлению, феномену, процессу возникает на основании соответствующей системы ценностей, ценностных ориентаций и мотивов. Большинство исследователей считают, что период обучения в ВУЗе является наиболее важным для развития системы ценностей, продуктивных ценностных ориентаций и устойчивых мотивов дальнейшей жизнедеятельности. Это связано с тем, что в данный период происходит формирование на аксиологической основе профессиональной направленности и профессиональной компетентности будущих специалистов. Особенностью современного обучения студентов в высших учебных заведениях является то обстоятельство, что вузовская либеральная и творческая среда создает необходимые условия для их личностного роста и формирования высшего, автономного уровня системы ценностных ориентаций. Это указывает на необходимость и важность ориентирования студентов на ценное отношение к материнству и детству путем соответствующей направленности и корректирования содержания учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении.
В нашем исследовании под ценностным отношением к материнству мы понимаем процесс ценностного восприятия материнства в родительской семье, а также интерпретацию и оценку социальной действительности, в результате чего формируется моральное сознание молодежи, ее отношение к будущему материнству, как явлению личностной значимости и ценности.
То есть, в сознании студентов необходимо сформировать на основе общечеловеческих ценностей определенные ценностные ориентации - духовные, моральные, мировоззренческие убеждения человека и принципы его поведения. Совокупность устойчивых ценностных ориентаций, как известно, создает своеобразный стержень сознания, обеспечивающий стойкость личности, наследование определенного типа поведения и деятельности.
В наше случае, базовыми ценностями, обеспечивающими ценностную ориентацию, ценностное отношение к материнству, становятся жизнь, здоровье, семья, а ребенок и мать выступают как стержень и основа существования всех этих ценностей. Система ценностных ориентаций, возникающая на основании указанной системы ценностей, прежде всего, проявляется в отношении к материнству и всему тому, что связано с этим феноменом и создает основу для полноценной реализации женщины в роли матери.
Анализ научных источников свидетельствует о том, что ценностные ориентации формируются в результате взаимодействия людей, поскольку, согласно мнению Е. Коротаевой, «взаимодействие в различных проявлениях формирует личностное пространство человека, а значит и его личностные ценностные ориентации» [1, с. 163]. Существенно то, что в ходе педагогического взаимодействия участники учебно-воспитательного процесса достаточно часто меняют свои ценностные ориентации. В значительной степени И. Исаев объясняют это тем, что любое педагогическое взаимодействие отличается наличием многих отношений, например, между студентом и преподавателем, студентом и студенческим коллективом, студентами и учебным материалом и т.д. [2]. С точки зрения организации конструктивного педагогического взаимодействия, особое значение обретает степень согласованности установок и ценностей субъектов педагогического взаимодействия.
Мы считаем, что согласованность установок и ценностей студентов и преподавателей относительно ценностного отношения к материнству может возникнуть в результате соответствующей направленности и корректирования содержания учебно-воспитательного процесса. При этом важно навести своеобразные мосты между ценностями, ценностными ориента-циями в сфере материнства с мотивами учебно-воспитательной деятельности студентов, их сознательным желанием обогатить свою личность.
В этом контексте важным является определение Е. Сусловой содержательной и дея-тельностной сторон в феномене «ценностные ориентации». Так, по ее мнению, «содержательная сторона ценностных ориентаций - желаемые состояния действительности, иерархия личностных ценностей, отражающих объективно важное, цели, идеалы. Динамическая сторона ценностных ориентаций в виде субъективного переживания возможности и невозмож-
ности, легкости или сложностей реализации желаемых целей» [3, с. 10]. Как видим, и содержательная и динамическая стороны ценностных ориентаций тесно связаны с возникновением целей деятельности человека, что дает толчок на развитие важной побуждающей силы к активности человека - мотивов его деятельности.
Учебная деятельность требует наличия познавательной мотивации. В этом аспекте мы разделяем мнение А. Леонтьева, который отмечает следующее: необходимо, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для студента, который учится. Субъект учебной деятельности должен не только пребывать в состоянии мотивированности, но и знать какие преимущества обеспечит ему овладение предложенными знаниями [4, с. 155].
Развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования ее интересов и мотивов к деятельности, педагог имеет возможность стимулировать активность личности и добиваться соответствующего воспитательного влияния. Поэтому, мы считаем, что организовывая учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении, преподаватель сможет способствовать возникновению у студентов устойчивых мотивов обучения, направленного на получение студенческой молодежью знаний о сущности материнства и детства.
Вместе с этим, такая организация требует соответствующей аксиологической направленности и корректирования содержания учебно-воспитательного процесса на формирование ценностного отношения к материнству и детству. Мы считаем, что значительный потенциал в этом контексте имеют дисциплины профессиональной подготовки и, прежде всего, языковой и литературоведческой подготовки.
Язык - это неотъемлемая часть культуры личности, которая самым лучшим образом раскрывает сущность народа, смысл его жизни, репрезентирует систему отношений народа к определенным явлениям. Именно через язык люди выражают свой внутренний мир, свою духовность, культуру. Один из выдающихся отечественных педагогов К. Ушинский считал язык ведущим средством воспитания личности. С. Русова определяла язык как средство проявления внутреннего мира человека. В. Сухомлинский делал акцент на существовании тесной взаимосвязи между культурой речи и интеллектуальной культурой личности. Именно язык впитывает в себя таинственным и сосредоточенным образом всю душу, прошлое, весь духовный уклад и творческие мысли народа. Язык - это духовное богатство народа. Языковая культура это зеркало духовной культуры человека [5, с. 202]. Как отмечает В. Сухомлинский, «с мысли и слова началось становление человека; мысль, воплощенная в слово, вознесла нас над природой, над всеми вещами и явлениями, над эпохами и столетиями. Слово впитало в себя тончайшие проявления наших чувств; в нем запечатлелась душа, обычаи, традиции, радости и боли народа - все его духовные ценности, создаваемые столетиями» [6, с. 1-10]; «в языке отображается идейная направленность духовной жизни человека, слово содержит в себе неисчерпаемые возможности для влияния на его мировоззренческую сферу» [5]. Как отмечает А. Леонтьев, язык - это достояние каждого отдельного индивида, которое является средством общения и мышления, а также средством осознания действительности [7, с. 102].
Мы считаем, что язык как система ценностей и идеалов имеет мощную образовательно-воспитательную основу и может выступать как одно из средств формирования жизненных ориентиров студенческой молодежи. Акцентуация внимания студенческой молодежи на литературные произведения, в которых воспевается образ матери, преподаватель-филолог будет способствовать осознанию студентами великого предназначения женщины-матери, а также сможет повлиять на моральное сознание, пробуждая чувства к матери, материнству и детству. Для этого необходимо расширить тематику учебных программ дисциплин, разработать систему заданий для аудиторной и внеаудиторной работы студентов, используя при этом разнообразные методы и формы активизации их учебно-познавательной деятельности.
Однако возможности профессиональных дисциплин имеют определенное ограничение во времени и пространстве. Именно поэтому важно найти в рамках всего образовательного процесса другие механизмы и инструменты формирования готовности к материнству, среди которых важное место занимает объединение возможностей учебного и воспитательного процессов. Сущность воспитательного процесса заключается в целенаправленном усовер-
шенствовании всех сторон личности: формировании морального сознания, системы ценностных ориентаций, выработке навыков и моделей поведения. Гармоническое развитие личности не может происходить стихийно, потому и возникает необходимость наполнения воспитательного процесса аксиологическим содержанием, направленным в нашем случае на осознание ценности материнства.
С этой целью мы предлагаем проводить такие воспитательные мероприятия как лекции-беседы, дискуссии, тематические вечера с привлечением не только студенческой молодежи, но и профессорско-преподавательского состава; конкурсы стенгазет, праздничные концерты ко Дню Матери и Восьмого Марта; просмотр фильмов определенной тематики с дальнейшим их обсуждением и др. Указанные мероприятия должны быть направлены на воспитание у студенческой молодежи отношения к материнству и детству как к безусловным ценностям. Педагогически организованное «проживание» студентами воспитывающих ситуаций, позволит придать феномену материнства личностный смысл, что является мощной основой для закрепления позитивной мотивации студенческой молодежи на будущее материнство и ценностное отношение к нему.
Отдельное место в процессе формирования у студентов филологических специальностей готовности к материнству, на наш взгляд, могут занимать мероприятия просветительского характера. Такие мероприятия несут в себе значительные образовательные преимущества, поскольку позволяют получить в доступной форме обобщенные из нескольких научных отраслей знания, «пережить» это знание, приобрести навыки в тех сферах, которые практически не связаны с будущей профессией. Поэтому вторым педагогическим условием формирования готовности к материнству мы определяем организацию просветительской работы по формированию готовности к материнству в рамках учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения.
В педагогическом энциклопедическом словаре просветительство трактуется как распространений знаний, образование, а также система дополнительных образовательных учреждений [8, с. 221]. В исследованиях А. Асмолова, А. Бруднова, В. Горского, А. Журкиной, О. Лебедева, В. Панова, А. Щетинской просветительская деятельность определяется как средство дополнительного образования и необходимое условие полноценного формирования личности.
Под просветительской деятельностью понимается совокупность информационно-образовательных мероприятий направленных на информирование широкой аудитории и распространения знаний, способствующих формированию общей культуры личности, основ ее мировоззрения, и комплекса интеллектуальных способностей к компетентной деятельности. Сущность просветительской деятельности заключается не только в ориентировании студенческой молодежи на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма, но и в развитии способностей личности самостоятельно мыслить, приобретать необходимые знания, осуществлять моральный и сознательный выбор в сложной и противоречивой жизненной ситуации.
В нашем случае просветительская деятельность должна быть направлена на формирование у студентов общей культуры материнства, системы ценностей связанных с материнством и детством, развитие субъективных потребностей в материнстве, которые должны репрезентироваться посредством стремления студенческой молодежи овладеть необходимыми знаниями и умениями.
Просветительская деятельность также должна учитывать культурные и конфессиональные потребности студенческой молодежи, поскольку за последнее время в значительной степени увеличивается интернационализация высшего образования. Студенты, которые являются представителями разных культур, не равнозначно воспринимают такую проблему как материнство. С одной стороны, мать - это общечеловеческая ценность, с другой, роль женщины в обществе, ее право на поддержку здоровья (в том числе и в период беременности), взаимоотношения матери и ребенка, и другие проявления материнства, по-разному воспринимаются и решаются каждым народом, его культурой, каждым обществом.
Это, безусловно, требует выстраивания учебно-воспитательного процесса в ВУЗе с учетом моральных ценностей, норм и правил поведения представителей разных культур. Поэтому, мы придерживаемся мнения, что просвещение студенческой молодежи должно охватывать не только медицинские и биологические аспекты, но и касаться культурной, духовной и моральной сфер личности, поскольку именно духовность выступает как объединяющий фактор.
Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции взрослой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся вечные человеческие ценности. Духовность формирует смыслы жизни личности и находит отображение в поведении и поступках человека; именно духовность определяет сущностную позицию личности в жизненном выборе. Сущность духовного и морального воспитания студенческой молодежи должна заключаться в постепенном формировании гармоничного внутреннего мира, и реализоваться посредством выполнения определенных воспитательных нормативов.
Именно поэтому, просветительство, как средство формирования готовности к материнству, не должно быть только источником передачи знаний. Мы считаем, что готовность к какой-либо деятельности не возможна без проявления активности. То есть, при проведении просветительской работы важно привлекать студентов к активному самостоятельному получению знаний в сфере материнства, формирования определенных умений и навыков, важных для поддержки здоровья матери. Необходимо дать знания и умения, которые позволят молодежи вести здоровый образ жизни, поддерживать свое здоровье и здоровье близких людей, понимать и действовать соответственным образом в период беременности, как женщинам, так и спутникам их жизни.
К процессу такой просветительской деятельности необходимо привлекать специалистов в области медицины, валеологии, социальной сферы, а также представителей общественных организаций, занимающихся решением гендерных проблем, проблемы материнства и детства. Именно они могут предоставить четкую и верную информацию по многим вопросам, которые не входят в содержание профессиональной подготовки студентов филологических специальностей, но являются ведущими в формировании знаний и умений в сфере материнства и детства, а также привлечь студентов к разнообразным общественным мероприятиям, расширить и направить обретение ими знаний в сфере материнства и детства. Это обеспечит активную деятельность студентов в собственном саморазвитии, что и является одной из важных задач нашей работы по формированию готовности к материнству у студентов филологических специальностей.
Проблема формирования готовности к деятельности - одна из ведущих в психолого-педагогической науке. Как известно деятельность играет в личностном становлении ведущую роль. Как подчеркивает М. Каган, бытием человеческого существа как раз и есть деятельность, так как «именно в ней соединяются воедино природное, социальное и культурное -три ипостаси человека как уникального существа» [9, с. 106].
В структуре феномена «готовность к материнству» нами выделено ряд компонентов, содержательное наполнение которых непосредственно связано с деятельностью. Так, моти-вационно-ценностный компонент готовности к материнству предусматривает наличие соответствия между личностным смыслом и объективным значением действительности, а личностный компонент отображает отношение к материнству как ценности. Когнитивный компонент реализуется посредством теоретической подготовки к материнству, а операционный компонент предусматривает практическую готовность к данному виду деятельности.
Это свидетельствует о том, что студенты филологических специальностей при формировании готовности к материнству должны не только привлекаться к гуманистически-ориентированному учебно-воспитательному процессу, направленному на осознание личностью значимых целей на фоне мировоззренческих убеждений, осведомленности в сфере материнства и детства, но и сознательного, активного, целенаправленного процесса саморазвития.
Ведущим средством стимуляции деятельности личности являются активные методы обучения. Именно активные методы обучения способны побуждать студентов к активной ум-
ственной и практической деятельности во время усвоения новых знаний и умений. В этом контексте мы соглашаемся с мнением А. Леонтьева, который отмечает, что деятельность способна воспитывать, особенно если она наполнена личностным смыслом [4]. Активные методы обучения обеспечивают не только развитие познавательных интересов и способностей студентов, их творческого мышления, но и способствуют повышению уровней самостоятельности и инициативности.
В соответствии с этим было выделено третье педагогическое условие, которое предусматривает использование активных методов обучения как средства формирования у студентов филологических специальностей материнской идентичности и стремления к выполнению роли матери.
Согласно определению А. Смолкина, активные методы обучения - это средства активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые стимулируют их к активной умственной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активным является не только преподаватель, но и студенты [10, с. 20].
Сущность использования активных методов обучения направленных на формирование у студенческой молодежи определенной системы знаний, умений и навыков в сфере материнства заключается в обеспечении выполнения таких задач, решение которых позволит студентам самостоятельно расширять теоретические знания, приобретать умения и навыки. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной активности, поскольку именно они способствуют возникновению у личности интереса к решению жизненных ситуаций, и способствуют использованию уже усвоенных знаний.
Активные методы обучения - это обучение посредством деятельности. В этом отношении мы разделяем мнение Л. Выготского, который сформулировал закон, согласно которому обучение влечет за собой развитие, поскольку личность развивается в процессе деятельности. Именно в процессе активной деятельности, которая направляется преподавателем, студенты смогут овладеть всеми необходимыми знаниями о материнстве, о важной роли матери для каждой отдельной личности.
Среди активных методов обучения в решении проблемы формирования готовности к материнству ведущую роль играют тренинги, дискуссии, ролевые игры, проекты и другие методы.
Тренинговые методы имеют разные формы проявления в учебно-воспитательном процессе высшей школы. Как один из вариантов реализации тренингового метода мы предлагаем общеразвивающие тренинги, которые позволяют эффективно решать вопросы функциональной готовности к определенной деятельности и служат средством формирования ключевых компетентностей.
Такой метод как ролевая игра можно использовать для моделирования реальных жизненных ситуаций связанных с материнством, как форму имитационного метода. Ролевая игра направлена на развитие у студенческой молодежи умений анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с материнством и принимать решения.
Одной из разновидностей игровых методов является метод «мозгового штурма», предусматривающий разрешение неотложных задач в условиях ограниченного времени. Среди проблем, которые могут стать основой «мозгового штурма» можно назвать следующие: «Материнство как морально-духовная ценность и смысл жизни», «Материнство как предназначение», «Образ женщины матери в мировых религиях», «Образ матери в сознании современной молодежи» и другие.
Эти проблемы могут стать и основой для проведения дискуссий. В контексте нашего исследования метод дискуссии позволит стимулировать студентов к размышлениям над проблемой материнства, кристаллизовать их собственное отношение к указанному феномену. Мы считаем возможным освещать в дискуссиях вопросы, связанные с беременностью и здоровым образом жизни будущей матери. Такие дискуссии позволяют лучше понять роль женщины и матери в разных обществах и культурах, способствуют осознанию значимости реализации репродуктивной функции, и большой ответственности за жизнь не только собственного ребенка, но и человечества в целом.
Мы склоняемся к мысли, что целесообразным для формирования готовности к материнству является использование метода проектов, сущность которого заключается в стимулировании интереса субъекта обучения к определенным проблемам, которые допускают владение определенной суммой знаний и посредством проектной деятельности, предусматривающей решение одной или целого ряда проблем, показать практическое значение использования полученных знаний. Метод проектов, на наш взгляд, при решении задач формирования готовности к материнству лучше всего использовать в учебном процессе во время изучения профессиональных дисциплин, поскольку это обеспечит конкретизацию полученных знаний не только в контексте собственной жизнедеятельности, но и дальнейшей профессиональной реализации.
Одним из средств формирования у студентов филологических специальностей готовности к материнству мы считаем эссе, которое не имеет широкого применения в учебной деятельности высшей школы. Эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, в котором каждый обладает возможностью выражения своей личности, соображений и взглядов по конкретному вопросу или проблеме. На наш взгляд, использование эссе при организации самостоятельной работы студентов филологических специальностей будет способствовать более четкому и грамотному формулированию ими мыслей относительно проблемы материнства, поможет позитивному и критическому мышлению, разовьет логику, позволит свободно овладеть языком терминов и понятий, раскроет глубину и широту учебного материала, научит студентов использовать примеры, цитаты, находить необходимые аргументы «за» и «против» в отношении проблемы материнства и детства. Использование эссе обеспечивает: активизацию потенциальных возможностей студентов для их самореализации и творческого роста; развитие творческого мышления, индивидуальных способностей, научной интуиции, глубины мышления, воображения и творческой фантазии, преодоление инерции мышления и стереотипов; формирование исследовательских умений и навыков; становление творческого подхода к восприятию знаний и их творческого применения.
Заключение
Проведенный анализ научной литературы, подходов исследователей, собственное видение решения проблемы формирования готовности к материнству у студентов филологических специальностей позволил определить педагогические условия, реализация которых в учебно-воспитательном процессе вуза сделает данный процесс результативным.
Нами установлено, что многогранность процесса формирования готовности к материнству предусматривает создание мотивации, как необходимой основы для стимуляции деятельности и возникновения у студенческой молодежи устойчивого интереса к материнству; обретение знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей реализации себя в материнстве или поддержки молодой матери. Указанное может быть достигнуто благодаря усовершенствованию учебно-воспитательного процесса и обогащению традиционных форм и методов обучения.
Поскольку основу решения проблемы формирования готовности к материнству у студентов филологических специальностей составляет ценностное отношение к материнству, то возникает необходимость наполнения учебно-воспитательного процесса аксиологическим содержанием, что позволит стимулировать учебную деятельность студентов к формированию высшего, автономного уровня системы ценностных ориентаций.
Опираясь на теоретические наработки ученых, результаты практического опыта преподавателей высших учебных заведений считаем, что использование активных методов обучения в процессе формирования готовности к материнству будет способствовать не только активному умственному и практическому участию студентов в образовательном процессе, но и творческому развитию личности, повышению уровней самостоятельности и инициативности.
Таким образом, педагогическими условиями формирования готовности к материнству у студентов филологических специальностей являются: 1)ориентирование студентов фи-
лологических специальностей на ценностное отношение к материнству и детству путем соответствующего направленности и корректирования содержания учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении; 2) организация просветительской работы по формированию готовности к материнству в рамках учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения; з) использование активных методов обучения как средства формирования у студентов филологических специальностей материнской идентичности и стремления к выполнению роли матери.
Список литературы
1. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии / Е. В. Коротаева. - М. : ACADEMIA, 2007. - 256 с.
2. Исаев И.Ф. Куратору студенческой группы: от теории к практике / И.Ф. Исаев, Е.И. Еро-шенкова, Е.Н. Кролевецкая. - Белгород: Изд-во БелГУ, 209. - 350 с.
3. Суслова Е. А. Методологические основания акмеологии как интегративной науки в системе комплексного изучения человека / Е. А. Суслова // Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века. - М., 2001. - С. 5-12.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
5. Сухомлинський В. О. Народження громадянина : [про виховання пщлптав] / В. О. Сухомлинський. - К. : Рад. шк., 1970. - 288 с. : 1л.
6. Сухомлинський В. О. Слово рщно1 мови / В. О. Сухомлинський // Укр. мова 1 л-ра в шк. - 1968. - № 12. - С. 1-10.
7. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1969. - 214 с.
8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебов и др. - М. : Большая рос. энцикл., 2003. - 528 с.: ил.
9. Каган М. С. Человеческая деятельность : опыт системного анализа / М. С. Каган. -М. : Политиздат, 1974. - 328 с.
10. Смолкин А М. Методы активного обучения / А M. Смолкин. - М. : Высш. шк., 1991. - 176 с.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF READINESS FOR THE MOTHERHOOD OF HIGHER SCHOOL STUDENTS
The article represents theoretical grounds of pedagogical conditions aimed at forming readiness for the motherhood of philological specialities' students in the educational process of university. The special emphasis is made on the consolidation of opportunities of academic and educational processes.
Key words: pedagogical conditions, forming readiness for the motherhood, value attitude to the motherhood, enlightening activities, active methods of education.
Yu. G. Tkacheva
Lugansk Taras Shevchenko university
e-mail: