УДК 396.4
О. В. Шахаб, кандидат педагогических наук, доцент, ректор (Женский институт ЭНВИЛА)
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТЕНДЕРНОГО И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена гендерному и семейному воспитанию в высшей школе. На практическом опыте представляемого учреждения высшего образования рассмотрены наиболее продуктивные формы и методы работы, показаны возможности их комплексного использования.
The article covers the aspects of gender and family education institutions. The most effective forms and methods used by the mentioned high school establishment are discussed with the ability of their implementation analyzed.
Введение. Среди важнейших задач социальной политики, обозначенных Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, — повышение рождаемости, укрепление семьи, в том числе молодой. Приоритетность семейного воспитания, формирование нравственных ценностей и здорового стиля жизни семьи, а также профилактика семейного неблагополучия свидетельствуют об активной реализации нашим государством социальной политики.
Учитывая то, что образование — важнейший институт социализации вообще и тендерной социализации в частности, закономерным видится синтез тендерного и семейного воспитания в рамках воспитательной работы в учреждениях высшего образования. Студенческий возраст наиболее значим в плане профилактических воздействий, так как именно тогда заканчивает формироваться ценностная структура личности, которая может быть основой процессов ее дальнейшего саморазвития или саморазрушения. Актуальность педагогической ориентации молодежи на создание здоровой и крепкой семьи при отсутствии тендерных стереотипов не вызывает сомнений. Пропаганда позитивных моделей поведения будет активно способствовать социализации молодежи и духовно-нравственному развитию общества в целом, а также позволит усилить ответственность семьи за воспитание детей.
Основная часть. С 2011 г. в Женском институте ЭНВИЛА была утверждена Комплексная программа тендерного и семейного воспитания, целью которой является формирование личности современной женщины, содействие ее нравственному, гражданскому, правовому и духовному развитою, ее самоидентификации и самореализации в общественной, политической, культурной, семейной и личной сферах жизнедеятельности.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
^ осуществление комплексного подхода к процессу личностного становления студенток института с учетом их тендерных особенностей;
^ активное включение студенток в систему различных социальных практик;
использование эффективных педагогических технологий тендерного и семейного воспитания студенческой молодежи;
^ формирование культуры взаимоотношений мужчин и женщин в современном социуме;
^ подготовка студенток института к семейной жизни, ориентация их на создание крепкой семьи, рождение и воспитание детей;
^ совершенствование работы по формированию нравственных и духовных идеалов и ценностей современной женщины;
^ проведение целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни женщины, выработка у студенток правильного понимания и осознания важности сохранения репродуктивного здоровья для создания полной семьи и рождения детей;
^ профилактика негативных социальных явлений среди молодых девушек и женщин;
^ проведение регулярных педагогических и психологических мониторингов эффективности тендерного и семейного воспитания студенток института.
Применяемые в ходе реализации программы формы и методы тендерного и семейного воспитания студенческой молодежи соответствуют его целям и задачам и реализуются как в учебной, так и во внеаудиторной деятельности. Учебная работа.
При разработке учебных программ учтено, что каждая дисциплина не только может быть органично наполнена женским компонентом, но и несет в себе огромный воспитательный потенциал, в том числе по рассматриваемым нами направлениям. «Женские исследования — очень молодая отрасль науки, которая только начинает определять свои потребности в специальных знаниях и методах, а когда это необходимо, отстраняется от традиционных подходов. Ряд концепций и методов был взят женскими исследованиями из других дисциплин, однако при этом они были дополнены женской точкой зрения. Сегодня уже можно говорить
о том, что женские исследования не только заимствуют методы и концепции, но и способствуют развитию многих других, в том числе и традиционных, дисциплин. Здесь формулируются новые вопросы и пересматриваются прежние объяснительные модели, появляются новые теории и методы исследования. В свою очередь, женские исследования используют наработки, выводы и открытия других дисциплин, чтобы развивать междисциплинарное знание о женщинах» [1]. Учитывая многолетние практические наработки института, каждая учебная программа дополнена гендерным содержательным модулем либо он перманентно присутствует при изучении всего курса. В учебные планы специальностей также включены курсы «Введение в тендерные исследования», «Гендерная психология», факультативы «Основы христианской культуры и нравственности», «Воспитание детей в семье» и т. д., ориентированные на предоставление женщине накопленных обществом и наукой знаний о самых различных сферах их жизненной реализации через призму женских и мужских взглядов.
Включение женского компонента в образовательные и воспитательные процессы вуза:
^ расширяет основы различных академических теоретических дискурсов таким образом, чтобы осветить, сделать видимым женскую деятельность, женский опыт, женскую ментальность в сложной структуре социальных отношений;
^ предполагает более глубокое теоретическое осмысление феномена женского бытия в обществе;
учитывает особенности женского видения мира, видов деятельности, нравственных ориентиров и ценностей, женской специфики процессов познания;
^ создает базу для научных исследований и образовательных стратегий, имеющих целью свободное и полное использование женского потенциала в развитии современного социума;
^ выдвигает женскую личность в качества основного субъекта образования, наделяет личностным смыслом процесс обучения, выявляет личностное значение получаемых знаний;
^ формирует личность современной женщины во всем многообразии ее профессиональных, деловых, гражданских, политических, социальных и личностных качеств, востребованных обществом.
Внеаудиторная работа. Включает в себя следующие формы и методы работы:
Создание системы общей и специальной информированности студентов по направлениям гендерного и семейного воспитания:
^ ознакомление студенток с возможностями культурного, духовного и физического развития женщины в стенах вуза и за его пределами; ^ работа студенческой газеты «Барышня»; ^ организация тематических выставок литературы и конкурсов;
активное взаимодействие с библиотекой, музеями, культурными и образовательными центрами;
^ создание тематической справочной литературы;
^ организация встреч с видными специалистами в области тендерной и семейной психологии;
проведение тематических общеинститутских информационных мероприятий;
^ целенаправленное осуществление научно-исследовательской работы по теме (специализированные семинары, спецкурсы);
регулярное и своевременное информационное тематическое наполнение интернет-сайта Женского института ЭНВИЛА;
^ пропаганда положительного опыта работы в средствах массовой информации, студенческой газете и т. д.
Реализация системы социального партнерства:
^ совершенствование различных форм студенческого женского самоуправления;
^ активное участие студенток в работе психологической службы института и социальных инициативах, направленных на поддержку нуждающихся в опеке детей и пожилых людей;
^ привлечение студенток к работе Клуба молодой семьи, волонтерского отряда;
^ использование возможностей социальных сетей для воспитательной работы.
Создание позитивной культурно-образо-вателъной среды и поддержка творческих проектов:
^ проведение тематических встреч, бесед и лекций с писателями, композиторами, актерами;
^ посещение и организация тематических презентаций книг и персональных выставок художников, фотографов;
^ организация работы женских клубов по интересам, творческих объединений;
^ организация посещений концертов, спектаклей, просмотров кино и т. д.;
^ развитие концертной деятельности участниц художественной самодеятельности;
^ проведение тематических научных конференций, олимпиад, конкурсов творческих и научных работ.
Создание здоровъесберегающей среды и воспитание моральной экологии:
^ профилактическое использование средств физической культуры в оздоровительных целях;
^ ориентация студенток на постепенный переход от обязательных, регламентированных занятий по физической культуре к дополнительным индивидуальным, самостоятельным занятиям;
^ информирование студенток о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ, причинах и формах связанных с ними заболеваний, о путях к выздоровлению, о связи употребления наркотиков и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения;
^ проведение тренингов по активизации личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения (формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможности своего развития);
^ проведение интерактивных кураторских и информационных часов по соответствующим темам с последующим их обсуждением;
^ проведение лекций, бесед и семинаров для студентов и преподавателей, регулярные выступления в газете и по радио, индивидуальные динамические наблюдения, индивидуальная или групповая психотерапия, фармакотерапия, привлечение к психопрофилактике родственников и близких;
^ проведение тематических конкурсов; ^ проведение интерактивных занятий с последующим оформлением стендов («Портрет курильщицы» и т. д.);
^ организация экскурсий и лекториев в учреждениях здравоохранения по заранее утвержденной тематике;
^ организация подготовки волонтерских групп по принципу «Равный обучает равного»;
^ подготовка и презентация студенческих (или индивидуальных) коллективных работ информационного характера («Физическая культура в жизни женщины»; «Современные оздоровительные технологии» и т. д.);
^ организация мероприятий по пропаганде активного семейного отдыха и занятий спортом;
оформление стендов с размещением на них новейшей информации с адресами физкультурно-оздоровительных центров, клубов, школ.
Обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации современных педагогических принципов:
^ координация воспитательной деятельности различных структур института с помощью единого центра — отдела идеологической и воспитательной работы с молодежью;
^ выполнение тематических комплексных кафедральных и индивидуальных проектов,
руководство студенческой проектной деятельностью;
совершенствование профессионального мастерства педагогических работников путем организации их дополнительного обучения (тренинги для ППС, учеба кураторов и т. д.);
научные конференции и семинары по рассматриваемому направлению.
Приведем некоторые конкретные примеры из практики работы института по тендерному и семейному воспитанию.
Ежегодная международная конференция «Женщина. Общество. Образование», которая в минувшем году прошла уже четырнадцатый раз, в 2008 г. собрала рекордное количество выступающих — 325 человек, желающих обсудить свой опыт по теме и поделиться им, в 2009 г. - 213 человек, в 2010 г. - 132 человека, в 2011 г. — 125 человек. Широкое участие в конференции ученых и педагогов, представителей государственных и частных учреждений нашей страны и зарубежных стран, женщин и мужчин свидетельствует о том, что педагогический опыт института в сфере тендерного и семейного воспитания востребованы обществом.
Среди научных направлений конференции в контексте рассматриваемого вопроса наиболее значимы следующие:
S тендерные аспекты социально-экономического развития общества: история и современность;
S тендерное и семейное воспитание студентов вуза;
S тендерные исследования в лингвистике и лингводидактике;
исследование тендерных особенностей личности в современной психологии;
•S тенденции развития современной семьи.
Постоянно действует проект «Радзта па-чынаецца з жанчыны». Его цель - воспитание женщины — матери будущего гражданина. Задачи - обеспечение целостного процесса формирования личности современной женщины с высоким уровнем культуры, социального интеллекта и ответственности; внедрение традиций женского образования в работу института в соответствии с современными требованиями личности, общества и государства; пропаганда общечеловеческих и исконно белорусских моральных, духовных и гражданско-патриотичес-ких ценностей; расширение научных знаний по разным направлениям тендерной и семейной тематики, направленных на самосовершенствование и саморазвитие личности педагога и студента.
Среди результатов реализации проекта -материалы к празднованию недели матери (планы проведения, презентации, конкурсы
поздравительных открыток, сценарии литературно-художественных вечеров); материалы выставок; материалы в помощь куратору на темы «История женского образования», «Билет в счастливое материнство», «Трансформация женского образа в рекламе»; эссе на тему «Женщинам моей семьи посвящается»; программа «Здоровая женщина — здоровая нация!»; студенческая газета «Барышня» и многое другое.
Проект «Молодым о православии» (в рамках реализации положений Программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь с Белорусской Православной Церковью). Реализация проекта осуществляется в трех основных направлениях: просветительской деятельности, благотворительности, паломничеству. Например, волонтерский межвузовский отряд «Элейсон», который был создан в Женском институте ЭНВИЛА в 2005 году, своей целью видит формирование представлений о ценности семьи и родительства у современной молодежи, а среди направлений их работы — просветительская деятельность по укреплению статуса семьи в современном мире, по предупреждению абортов, помощь детям-сиротам.
Клуб «Молодая семья». С 2008 г. прошло более 25 заседаний, в которых принимали участие семейные психотерапевты, психологи, врачи, представители Белорусской Православной Церкви, пары с опытом семейной жизни от 2 до 48 лет, выпускницы вуза с семьями, студентки института, студенты других учреждений высшего образования.
Еженедельные информационные часы с приглашением специалистов из разных областей деятельности. Акцентируется внимание девушек на профилактике социального сиротства, ответственности женщин за рождение и воспитание здоровых детей, будущих граждан страны. Так, только в 2011—2012 гг. со студентами общались психолог, многодетная мать В. Логвинова (тема «Как стать счастливой женой и матерью»), юрист О. Зановская (тема «Изучаем Декрет Президента Республики Беларусь №18 вместе»),
педагог-психолог отдела ИВР с молодежью А. Бе-ца (тема «Билет в счастливое материнство»), руководитель центра «Матуля» В. Сердюк, мать четверых детей (тема «В защиту жизни»), куратор-психолог С. Мельникова (тема «Счастливое детство как основа гармоничной личности»), ректор Женского института ЭНВИЛА, многодетная мать О. Шахаб (тема «Счастливая женщина»).
Среди мероприятий, ориентирующих молодое поколение на создание семьи, в том числе многодетной, — неоднократные выступления сотрудников института и студенток в радиопередачах «Сем пачуццяу», и «Сямейнае кола», ток-шоу «Жизнь как жизнь», «Ответный ход», «Выбор», «Только женщина знает», «Такова судьба».
Заключение. Общеизвестно, что осмысливается и запоминается только то, что проходит через собственную деятельность человека, к чему он приложил усилия. Поэтому неудивительно, что только среди выпускниц института периода 2007—2011 г. — пять многодетных матерей, которые воспитывают не только своих, но и приемных детей. Можно с уверенностью сказать, что формы и методы работы, используемые институтом в рамках тендерного и семейного воспитания, позволяют проинформировать студенток по одному из самых актуальных вопросов развития нашего общества и подготовить их к осознанному родительству, а понимание всесторонней поддержки государства в данном направлении помогает студенткам ощутить важность той миссии, которая предопределена женщине как матери, как транслятору определенной культуры и как специалисту.
Литература
1. Ярская-Смирнова, Е. Истоки и методы гендерных исследований [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.a-z.ru/women_cdl/ 1йт1/] агзкауазгтгпоуаЬ ,1йт. - Дата доступа: 01.03.2012.
Поступила 02.04.2012