Психологические науки
УДК 159.9.07
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК С РАЗНЫМ ТИПОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Елена Александровна Азарова, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Николаевна Жулина, кандидат психологических наук, доцент, Елена Валерьевна Зинченко, кандидат психологических наук, доцент, Южный Федеральный Университет (ЮФУ), г. Ростов-на-Дону
Аннотация
В статье проанализированы результаты эмпирического исследования представлений девушек-студенток о семье в зависимости от типа их гендерной идентичности. Составлен портрет семьи в представлениях девушек с андрогинным и феминным типами гендерной идентичности. Результаты исследования могут быть полезны в практике психологического консультирования и психотерапевтической практике.
Ключевые слова: семья, представление, гендер, гендерная идентичность, юношеский возраст.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p210-215
FEATURES OF IDEAS ABOUT THE FAMILY OF GIRLS-STUDENTS WITH DIFFERENT TYPE OF GENDER IDENTITY
Elena Aleksandrovna Azarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Galina Nikolaevna Zhulina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Elena Valeryevna Zinchenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, The Southern Federal University, Rostov-on-Don
Annotation
The article presents and analyzes the results of the empirical studies of the ideas about the family of the female students depending on the type of gender identity. It compiled the family portrait under the representations of the girls with the feminine and adroginnym types of gender identity. The findings could be useful in the practice of the psychological counseling, psychotherapy practice.
Keywords: family, representation, gender, gender identity, adolescence.
Современный этап социального, гуманитарного и духовного развития в России, неоднозначные трансформации представлений о семье и детстве в Европе, актуализируют повышенный интерес к проблемам семьи и детства, в частности, к проблеме создания семьи и отношения к этому современного поколения молодых людей. Это обусловлено тем, что разводы численно доминируют над браками. Отношения супругов друг к другу часто основаны на материальной зависимости. Возраст лиц, создающих семьи, увеличивается, растет количество людей, живущих в незаконном браке. Все чаще звучит фраза «Завести семью», что несет в себе определенный смысловой заряд по отношению к семейным узам. В связи с этим особый интерес представляют модели поведения представительниц женского пола, их гендерная идентичность, гендерные дисплеи. На наш взгляд, анализ представлений девушек о семье позволит проследить связь между их типом гендерной идентичности и представленностью в сознании образа семьи, так как от этого зависит сам факт создания семьи и особенности будущей семейной жизни. Например, требуют подробного анализа ответы на следующие вопросы: связывают ли они семью с традиционным жизненным укладом или относятся к ней как к эпизодическому событию; воспринимают ли семью как социально-духовный организм, или как социальный атрибут. Престижность создания семьи падает за счет пропаганды свободного образа жизни (вседозволенности) в так называемых пробных браках. В семьях молодое поколение, не получая должного воспитания, растет без установок на создание семьи, не имея
четких представлений о предназначении мужчины и женщины [2]. Все это негативным образом сказывается на формировании личности как инфантильной, эгоистичной, безответственной. А ведь именно семья, как отмечает Е.А. Азарова, несет в себе тот потенциал, который призван сформировать основные представления о жизни, себе, других людях, обязанностях человека в семье, коллективе, обществе [1].
В настоящее время изучением семейной проблематики занимаются науки социального, гуманитарного, правового, медицинского и экономического циклов. Фундаментальные исследования в области семьи принадлежат классикам отечественной гуманитарной мысли (Лесгафт П.Ф., Пирогов Н.И., Ушинский К.Д., Зеньковский В.В., Розанов В.В.). Семейной проблематикой занимается семейная психология (Эйдемиллер Э.Г., Юс-тицкис В., Матейчек З.), семейная педагогика (Азаров Ю.П., Харчев А.Г.), психология семейного консультирования. Формирование представлений о семье начинается в раннем детстве и продолжается в юности, периоде пассионарности и максимализма, полярности взглядов, поиска духовных ориентиров и смысла жизни. Источником этих поисков является семья и ближайшее окружение. Палитра этих переживаний направлена же на формирование представление о своей будущей жизни, в которой доминантное место занимает семья. И здесь на первый план выходит направленность на реализацию моделей поведения по женскому и мужскому типу в соответствии с полоролевыми особенностями, воспитанием, представлением и имеющимся опытом.
К концу XX века, в результате размышлений над сходством и различиями мужчин и женщин нескольких поколений ученых, в психологической науке сформировались два взаимосвязанных, но не тождественных направления исследований - психология половых различий [6] и гендерная психология [3, 4]. По Д.В. Воронцову, предметное поле последней — гендер, в котором закреплена социальная природа мужского и женского, подчеркивает тот факт, что биологическое преломляется через призму индивидуального сознания и социальных представлений [5]. В структуре гендерной идентичности можно выделить три компонента: когнитивный - осознание принадлежности к определенному полу; аффективный (оценочный) - оценка черт личности и особенностей ролевого поведения путем соотнесения их с эталонными моделями маскулинности-феминности; конативный - самопрезентация себя как представителя гендерной группы [10]. Анализ литературы показывает, что гендерные стереотипы могут определять особенности различных сфер личности, в частности, мотивационной. Согласно Г.Н. Жулиной, доминирующие мотивы женщин традиционно представлены мотивом создания семьи, успешной реализацией своего женского начала в выборе супруга, эффективности в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. При этом достаточно высок уровень мотива получения образования [7, с. 642]. Содержанием перечисленных мотивов может быть самоутверждение по женскому типу.
К базовым константам женского самоутверждения, отсутствие возможности реализации которых приводит к кризисам женской идентичности, относятся следующие: установка на материнство как основную форму самореализации; стремление быть хорошей хозяйкой; ориентация на сферу межличностных отношений; привлекательная внешность и установка на сохранение привлекательности как ресурса взаимодействия с окружающими, внешность как составляющая образа-Я. Кризис женской идентичности связывают с обострением конфликта семьи и работы [11]. Избежать его возникновения можно разными путями, в том числе, при условии осуществления самораскрытия женщины референтному окружению. Об особой важности феномена самораскрытия для поддержания психического здоровья пишет Е.В. Зинченко [8].
В связи с вышеизложенным представляют интерес модели поведения лиц женского пола, их гендерная идентичность. Анализ представлений девушек о семье стал целью эмпирического исследования, в котором принимали участие девушки-студентки в возрасте 17-19 лет разного профиля обучения (для исключения фактора профессиональной
специализации и его влияния при определении типа тендерной идентичности). Общее количество респондентов - 80 студенток 1-2 курсов факультетов лингвистики и словесности, физики и математики, педагогики и практической психологии, юридического факультета ЮФУ. Методы: анкетирование и тестирование; методический инструментарий-мини-сочинение «Что такое семья?», позволяющее непосредственно проанализировать представления девушек; полоролевой опросник С. Бэм.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом из них респондентам было предложено ответить на два вопроса: 1) Хотите ли вы создать семью на данном этапе своей жизни; 2) Считаете ли вы необходимым создание семьи. Распределение испытуемых при ответе на вопрос представлено следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
Процентное соотношение ответов на предварительные вопросы_
Категория ответа Содержание вопроса
Хотите ли вы создать семью на данном этапе своей жизни? Считаете ли вы необходимым создание семьи?
Да 25% 80%
Нет 75% 20%
Отрицательные ответы на 1-ый вопрос мотивировались молодым возрастом, неустроенностью жизни, необходимостью получить образование и сделать карьеру, отсутствием достойных мужчин. Отрицательные ответы на 2-ой вопрос мотивировались обидой на мужчин, отсутствием четкого осознания понятия семьи и ее значения. По результатам других исследований, субъективное ощущение одиночества у женщин напрямую не связано с объективным одиночеством и наличием/отсутствием партера противоположного пола [9]. Поэтому, большинство девушек, не имеющих партнера или же не чувствующих себя одинокими, скорее всего, не торопятся создавать семью в данный период своей жизни, откладывая это событие "на потом", но осознавая при этом его необходимость.
На втором этапе, благодаря возможностям метода контент-анализа мини-сочинения, были выявлены наиболее употребляемые и показательные термины, связываемые в сознании девушек с семьей, выстроилась картина, каким образом в их сознании представлено это явление: характеристики семьи как системы определенных отношений, без которых она невозможна - уважение, понимание, любовь, единство, верность, ответственность, поддержка, уступчивость, терпение (95%) - 1; состава, семья должна быть полной (90%) - 2; отношения между супругами, любить, уважать, ценить (85%) - 3; отношения детей и родителей, родители должны понимать своих детей, уделять им больше внимания, быть примером для подражания (80%) - 4; конструкты, определяющие семью как явление, живой организм, духовное единство, союз, объединение, договор, микрогосударство, надежный тыл, мирок (73%) - 5; характеристики на основе ассоциаций -уют, тепло, мир, ласка, комфорт (70%)-6; качественных характеристик - крепкая, веселая, дружная и т. д. (50%) - 7; социально-духовный аспект - традиции, культура (37%) - 8; роли в семье, мужчины и женщины. Роль мужчины в воспитании детей, в обеспечении семьи считают необходимым (32%) -9; финансово-экономический, материальный аспект (26%) - 10; ассоциации с чем-либо (оплот, очаг, крепость, родной дом) -11.
Практически во всех работах сквозила нотка сожаления, что сейчас в России много неполных семей и от этого страдают дети; что родители уделяют мало внимания своим детям. Однако общий тон работ был очень оптимистичный и, идеализирующий будущую ситуацию создания своей семьи. Следовательно, несмотря на пропаганду свободного образа жизни, так называемых пробных и гостевых браков, у девушек есть четкие, традиционные представления о семье. В каждом сочинении - мечта иметь такую семью, о которой они написали. Это может быть следствием того, что они видят положительный пример своей настоящей семьи и хотят создать будущую семью по её подобию, или же наоборот, испытывая неудовлетворенность своей родительской семьёй, оценивая её не-
достатки, они стремятся к идеалу.
Таким образом, по мнению респондентов, принявших участие в исследовании, семья должна быть полной, в ней должны царить любовь, уважение, понимание, дети и родители должны любить друг друга, ценить и уважать. Семья - это поддержка, уют, тепло, комфорт, ласка. Это крепость, родной дом, оплот и очаг. Она должна быть крепкая, веселая, дружная, и горе, и радости следует переносить всем вместе. Она будет чтить традиции и веру предков, основываться на родной культуре. Мужчина должен быть опорой и главой семьи, добытчиком. Семья должна быть материально обеспеченная. Такое инте-гративное представление о семье можно показать, объединив все выделенные респондентами признаки. В итоге создается образ идеальной семьи, характерный в целом для девушек-студенток. Соответственно типам гендерной идентичности, выявленным в выборке на третьем этапе, мы проанализировали то, какие представления превалировали в этих группах испытуемых (82% андрогинные и 18% феминные). Результаты анализа отражены в таблице 2.
Таблица 2
Соотношение типа гендерной идентичности и превалирующих
представлений о семье (частота встречаемости признака)_
Превалирующие Тип гендерной идентичности
представления Андрогинный Феминный
о семье Частота признака Ранг Частота признака Ранг
Полный состав семьи 81 2 5 8
Детско-родительские отношения 79 3 3 9
Семья как система эмоционально-когнитивных от- 120 1 10 6
ношений
Ассоциации с чем-либо 64 4 8 7
Супружеские отношения 30 5 80 1
Эмоциональные ассоциации 12 7 70 2
Социально-духовный аспект 10 8 40 4,5
Качественные характеристики 15 6 60 3
Материально-финансовый аспект 8 9 40 4.5
Из данных таблицы 2 следует, какие признаки преобладают в группе неполотипи-зированных респондентов: семья как система определенных социально-когнитивных отношений, без которых она невозможна - уважение, понимание, любовь, единство, верность, ответственность, поддержка, уступчивость, терпение (120); полный состав семьи (как правило, большой процент дали респонденты, живущие в неполной семье, с мамой) (81); отношения детей и родителей, родители должны понимать своих детей, уделять им больше внимания, быть примером для подражания, должно быть обязательно оба родителя (79); ассоциации с чем-либо - оплот, очаг, крепость, родной дом (64).
В группе респондентов с феминным типом гендерной идентичности преобладают следующие признаки: отношения между супругами, любить, уважать, ценить (80); характеристики на основе эмоциональных ассоциаций - уют, тепло, мир, ласка, комфорт (70); качественные характеристики - крепкая, веселая, дружная и т.д.(60); социально-духовный аспект - традиции, культура (40); материальный аспект (40).
Полученные в нашем исследовании результаты свидетельствуют о том, что у респондентов с феминным типом гендерной идентичности просматривается склонность к патриархальному укладу в семье, акцентировано внимание на отношениях между супругами, уделяется особое внимание значению мужчины в семье, подчеркивается его роль в воспитании детей, в обеспечении семьи. У андрогинных девушек роль мужчины в семье практически не оговаривается, чаще употребляется термины «члены семьи», «супруги» и т. д., превалирует эгалитарная тенденция. Математическая обработка данных с помощью непараметрического критерия Крускала-Уоллиса (Н-критерий) показала наличие значимых различий в частоте встречаемости семантических конструктов.
По итогам проведенного исследования сделаны выводы:
1. У девушек в целом по выборке сформированы четкие, традиционные представления о семье. Это может быть следствием того, что они видят положительный пример своей семьи и стремятся к этому, или наоборот, оценивая недостатки, неудовлетворенность своей родительской семьи стремятся к идеалу, к лучшему. Сформировался образ идеальной для респондентов семьи: материально-обеспеченная детско-родительская система, в которой царят взаимные любовь, уважение, понимание; поддержка, уют, тепло, комфорт, ласка; крепость, родной дом, оплот, в котором чтут традиции и веру предков, основываясь на родной культуре; мужчина - опора и глава семьи, добытчик.
2. Выявлены значимые различия в представлениях о семье девушек с разным типом гендерной идентичности. Феминный тип ориентирован на традиционную, крепкую семью, материально независимую, где тепло, уютно и комфортно, где мужчина приоритетен в воспитании детей, в обеспечении семьи. Это соответствует традиционным представлениям о семье и стремлении женщины к ее созданию и чувству уверенности и защищенности в ней. Отсутствие акцента на составе семьи, на внимании родителей по отношению к детям, на наличие любви объясняется тем, что это вещи совершенно понятные - так должно быть. Респонденты с андрогинным типом акцентировали внимание на полном составе семьи, на детско-родительских отношениях и на социально-когнитивных отношениях (понимание, поддержка, любовь). Ассоциации семьи с оплотом, очагом, крепостью являются следствием того, что большой процент андрогенов из неполных семей, живут с мамой. Стоит предположить влияние состава семьи, отсутствия отца на формирование типа гендерной идентичности и представлений о семье.
Результаты исследования могут быть использованы в педагогической психологии, семейном консультировании и психотерапии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азарова, Е.А. Православное семейное воспитание против насилия над детьми в семье / Е.А. Азарова ; Рост. Акад. Образ. Южное отделение. Рост. Гос. Пед-т. Ростов-на-Дону. 2004. - 160 с.
2. Азарова Е.А. Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Азарова Е.А. - Ростов-на-Дону. 2004. -24 с.
3. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. - СПб. : Питер, 2006. - 431 с.
4. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб. : Прайм-Евро знак, 2008. - 320 с.
5. Воронцов. Д.В. Гендерная психология общения : монография / Д.В. Воронцов. -Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2008. - 208 с.
6. Грошев, И.В. Психология половых различий: монография / И.В. Грошев. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2001 - 636 с.
7. Жулина, Г.Н. Особенности мотива достижения учащихся средних и старших классов в зависимости от их гендерного типа / Г. Н. Жулина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2011.- № 24. - С. 639-643.
8. Зинченко, Е.В. Самораскрытие и психическое здоровье личности / Е.В. Зинченко // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2005.- №7 (51). - С. 98-99.
9. Зинченко, Е.В. Субъективное ощущение одиночества у женщин / Е.В. Зинченко, И.А. Рудя // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2015. - №13/4. - С.58-60.
10. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия / И.Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2006. - 928 с.
11. Разумникова, О.М. Изменчивость ценностных установок личности в зависимости от пола, возраста и профессии / О.М. Разумникова, Г. Асадова, М Шлыков. // Потенциал личности: комплексный подход. - Тамбов, 2002. - С. 48-51.
REFERENCES
1. Azarova, E.A. (2004), Orthodox family education against violence over children in a family, Rostov state pedagogical university, Rostov-on-Don.
2. Azarova, E.A. (2004), Pedagogical prevention of violence against children in the family by means of Orthodox culture, dissertation, Rostov-on-Don.
3. Bendas T.V. (2006), Gender psychology, Piter, St. Petersburg.
4. Bern Sh. (2001), Gender psychology, Praim-Evroznak, St. Petersburg.
5. Vorontsov, D.V. (2008), Gender psychology of communication, monograph, Rostov-on-Don.
6. Groshev, I.V. (2001), Psychology of sexual distinctions, monograph, Tambov.
7. Zhulina, G.N. (2011), "Features of motive of achievement of pupils of average and senior classes depending on their gender type", News of the Penza state pedagogical university of V. G. Belinsky, No.24, pp. 639-643.
8. Zinchenko, E.V. (2005), "Self-disclosure and mental health of the personality", News of SFU. Technical science, No. 7 (51), pр. 98-99.
9. Zinchenko, E.V. and Rudia, I. A. (2015), "The subjective feeling of loneliness among women", Caucasian Psychological Bulletin, No. 13/4, pp. 58-60.
10. Malkina-Pyh I.G. (2006), Gender therapy, Eksmo, Moscow.
11. Razumnikova O.M., Asadova G. and, Shlykov M. (2002), "Change of valuable sets of the personality depending on the sex, age and profession", Potential of the personality: integrated approach, Tambov, pр. 48-51.
Контактная информация: gold-rostov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 08.02.2016
УДК 159.9:796
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОТЕХНИК В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПСИХОЛОГА СО СПОРТСМЕНАМИ ПО РЕШЕНИЮ КОНКРЕТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Сусанна Кимовна Багадирова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Адыгейский государственный университет» (АГУ) г. Майкоп
Аннотация
В работе представлен опыт применения психотехник в индивидуальной работе психолога со спортсменами-дзюдоистами по решению конкретных психологических проблем. В работе со спортсменами психотехники зачастую используются при обучении психической саморегуляции. Однако применение психотехник таких направлений психотерапии как когнитивно-бихевиоральный подход, NLP, экзистенциальная психотерапия, гештальт-терапия и т.д., крайне редко. Представленный в статье опыт применения психотехник, хоть и не охватывает полный перечень психологических проблем, тем не менее, позволяет проиллюстрировать применение определенных техник по отношению к той или иной проблемной ситуации.
Ключевые слова: психотехники, психологические проблемы спортсменов, индивидуальная работа психолога.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p215-221
EXPERIENCE OF PSYCHOTECHNICS APPLICATION IN INDIVIDUAL WORK OF PSYCHOLOGIST WITH THE ATHLETES TO ADDRESS SPECIFIC PSYCHOLOGICAL PROBLEMS
Susanna Kimovna Bagadirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Adygea State University, Maykop
Annotation
The article presents the experience of psychotechnics application in individual work of psychologist with judo athletes to address the specific psychological problems. In work with the athletes the psycho-techniques are often used for training the self-regulation. However, the use of psycho-therapy in such areas as cognitive-behavioral approach, NLP, existential psychotherapy, Gestalt therapy, etc., are extremely rare. Presented in the article experience of psychotechnics, though, does not include the complete list of the psychological problems, however, it allows you to illustrate the application of the certain techniques in relation to the particular problem situation.
Keywords: psycho, psychological problems of athletes, individual work of psychologist.