обучения и семейного воспитания.
Таким образом, эффективность педагогического обеспечения поддержки и защиты студентов в поликультурном образовании зависит от разумных внедрений новых педагогических технологий по-ликультурного образования, а также соответствующего уровня позиции педагогов и родителей. Внедрение инновационных технологий в поликультурные образовательные учреждения с полиэтническим составом студентов обеспечит каждой личности возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры; создаст условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением; вовлечет студентов в глобальные процессы современности по усвоению национальных и общечеловеческих ценностей, основанных на принципах равенства и значимости культур.
Литература
1. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - № 5.
Новолодская Светлана Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой иностранных языков Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации.
E-mail: stasno@megalink.ru
Novolodskaya Svetlana Leonidovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of foreign languages department, Zabaikalian Institute of Business of Siberian University of Consumer Cooperation.
УДК 37.015.3
Д. В. Посходиева, ТЦ Дугарова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИНСТВА И ОТЦОВСТВА У СТУДЕНТОВ1
Современное российское общество переживает колоссальные изменения социального статуса родителя. Для эффективного осуществления социально-психологических функций матери и отца необходимо наличие компетенций, ценностных ориентаций, знаний о психофизиологических особенностях детей и осознание родительской роли. В статье представлена попытка теоретического анализа проблемы материнства и отцовства в современном обществе, раскрыты авторские концепции и подходы к пониманию данной проблемы.
Ключевые слова: психологическая готовность к материнству, отцовству, родительство.
D V Poskhodi'eva, T.Ts Dugarova
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL BASES OF MATERNITY AND PATERNITY FORMATION OF STUDENTS
Modern Russian society undergoes huge changes in social status of a parent. The article reveals author’s conception and approaches to the problem. For the effective implementation of socio-psychological functions of mother and father, it is necessary to have skills, value orientations, knowledge of psycho-physiological characteristics of children and awareness of parental roles. The article presents an attempt of theoretical analysis of the issue of motherhood and fatherhood in modern society, the author’s concepts and approaches of understanding this problem are disclosed.
Keywords: psychological readiness to maternity and paternity, parenting.
Одной из актуальных проблем современной России является проблема формирования готовности к материнству и отцовству, которая обусловлена целым рядом причин (демографической ситуацией, угрожающими данными о здоровье нации, возрастающим уровнем девиантного родительства, процессом деградации семейного образа жизни). Изучение материнства и отцовства на данном историческом этапе является одной из актуальных проблем как психологии и педагогики, так и смежных отраслей научного знания (биологии, социологии, медицины и др.). К перечисленным выше фактам необходимо добавить постоянно возрастающий уровень девиантного материнства. За последние годы в нашей стране обострилась проблема отказничества и социального сиротства. Постоянно растет число брошенных новорожденных младенцев, наиболее чувствительных к отрыву от биологической матери. Перечисленные выше процессы непосредственно связаны со снижением потребности в детях,
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта № 100662603 а/Т
167
2011/1
уменьшением рождаемости, внутрисемейным насилием над детьми и прямым отказом от предназначенной природой роли родителей - матери и отца. Девальвация ценности материнства и отцовства, в свою очередь, отягощает общий кризис общества. Подобная ситуация характеризуется исследователями как «потеря пути к модели материнства» (Д.В. Винникотт, Р.Зидер, М.Мид, Д. Попеное, Г.Г. Филиппова, Э. Эриксон и др.). Данный процесс сочетается с расширением и появлением нового содержания модели члена общества, не обеспеченной соответствующей моделью материнства. Усугубляют положение разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов передачи опыта и готовности к материнству и отцовству на основе архетипических идей. Это выдвигает на первый план проблему психологической и нравственной подготовки молодежи, в особенности девушек, к адекватному материнству, к осознанию и принятию миссии матери и ответственности за рождение и воспитание ребенка. Также нам представляется актуальным изучение истоков и архетипических механизмов формирования материнства и отцовства, их функциональности в сознании современной личности, выделение типологии готовности к материнству и отцовству; определение психологопедагогических условий формирования психологической готовности к материнству и отцовству в образовательном процессе. Проблема формирования готовности к материнству и отцовству на основе реконструкции архетипических идей требует раскрытия глубинных психологических механизмов функционирования родительских представлений и построения комплексной психологопедагогической модели изучаемого феномена, включающей когнитивный, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный и операционально-поведенческий блоки, соответствующие компонентам и критериям психологической готовности к материнству и отцовству.
Теоретическая значимость исследования определяется необходимостью разработки комплексных представлений адаптивной зрелой личности Родителя как феномена, основывающегося на культурных составляющих: философского, мифологического, религиозного, литературного, социокультурного типов дискурса.
Методологической основой проблемы являются фундаментальные исследования отечественной и зарубежной психологии личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А. Маслоу, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, Э. Фромм, 3. Фрейд и др.), теории развития личности в юношеском возрасте (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Э. Эриксон, И.С. Кон, B.C. Мухина и др.), концепция культурноисторической обусловленности развития материнства (И.С. Кон, Т. Каплан, М. Мид, М.С. Родионова, Э. Эриксон и др.), концепция материнства как условия организации физиологической и стимульной среды для развития ребенка (М.Л. Бутовская, Б. Бирнс, К. Остин, Е.Н. Панов, Н.А. Тих, Р. Шорт, П. Шрок, Л. Яров и др.), положения, рассматривающие материнство как часть личностной сферы женщины (В.И. Брутман, А.Я. Варга, С. Гроф, М.С. Д. Пайнз, И.Ю. Родионова, С. Фанта и др.). Для решения поставленных задач нами в исследовании планируется использование как теоретических, так и эмпирических методов исследования: обзорно-аналитический теоретический анализ, наблюдение, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент: анкета, нарративы, контент-анализ, 16факторный опросник Кеттела, творческие сочинения в форме свободных ассоциаций, методы статистической обработки данных. Также планируется изучение интраэтнической ментальности традиционных этносов Байкальского региона - бурят, сойотов, эвенков.
Исследования психологов и психиатров (В.И. Брутмана, О.В. Баженовой, Л.Л. Баз, И.Ю. Ильина, О.А. Копыла, М.С. Родионовой, Г.Г. Филипповой) показывают, что нарушения взаимоотношений ребенка с близкими людьми (особенно с матерью) имеют отдаленные последствия для психического здоровья, развития личностных структур и формирования родительского поведения будущего взрослого.
Большинство матерей, отказывающихся от своих детей, с раннего детства имели, как правило, негативный опыт межличностных взаимоотношений в семье, отмечают в исследованиях Д.Т. Бирнс,
А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, Ж.Л. Яров и др.
Говоря о здоровье нации, ученые оперируют неутешительными цифрами - подавляющее большинство детей в нашей стране рождаются больными (по статистике в России в 2007 г. только двое детей из 100 родились здоровыми), наблюдается понижение уровня здоровья матерей - рожениц. По данным исследователей (О.В. Баженовой, В.И. Брутмана, Л.Л. Баз, О.О. Дубовика, О.А. Копыла, М.С. Родионовой, Г.В. Скобло), большее количество соматических заболеваний и психологических проблем наблюдается у детей, которые были нежеланными до зачатия и в период беременности. Эти заболевания зачастую берут свое начало в пренатальном периоде и протекают в хронической форме в течение всей жизни человека.
Кризисное состояние практически всех сфер жизнедеятельности нашего общества сказывается на состоянии и функционировании основного института - семьи, среды формирования материнских и отцовских качеств и отношений. В последние десятилетия ученые (И.В. Бестужев-Лада, А.И. Захаров, Н.Д. Никандров, М.И. Буянов, Д. Попеное и др.) все чаще говорят о процессе деградации семейного образа жизни, о снижении престижа семьи, росте внутрисемейного насилия. Перечисленные выше процессы непосредственно связаны со снижением потребности в детях, уменьшением рождаемости, эмоциональным, физическим и сексуальным насилием над детьми в семье и прямым отказом от предназначенной природой роли матери и отца. Тяжелое положение, в котором оказалась семья и материнство, в свою очередь, отягощает общий кризис общества.
Подобная ситуация характеризуется исследователями как «потеря пути к модели материнства» (Д.В. Винникотт, Р.Зидер, М.Мид, Д. Попеное, Г.Г. Филиппова, Э. Эриксон и др.). Данный процесс сочетается с расширением и появлением нового содержания модели члена общества, не обеспеченной соответствующей моделью материнства. Усугубляет положение разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов передачи опыта и оформления детско-родительского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка, основных функциях ухода за ним и общения. Молодой человек, оказавшись отцом, также не обладает элементарными знаниями, умениями, необходимыми для реализации данной социальной роли.
Психологические исследования генезиса и проявления девиантных форм материнства (В .И. Брут-ман, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова, Г.Г. Филиппова) показали, что существуют специфические условия, которые способствуют нарушению у будущих матерей естественного формирования психологической готовности к адекватному материнству и проявлению этой готовности в поведении в ситуации актуального материнства. Как отмечают практически все исследователи проблемы, источник формирования психологической готовности к материнству - это родительская семья и в первую очередь мать, система ее ценностей, установок, система детско-родительских отношений в родительской семье.
Одним из способов, посредством которого в разных странах стремятся разрешить названную проблему, является воспитание будущих матерей и отцов не только в семье, но и в системе государственного образования, т.е. создание условий преемственности по данной проблеме между образовательными учреждениями и семьей. Более того, в России наблюдается тенденция инициирования взаимодействия педагогами, учителями, воспитателями, которые отмечают низкий уровень общей и педагогической культуры родителей.
В настоящее время процесс образования в нашей стране основывается на парадигме, признающей человека творцом собственной жизни (М.Н. Берулава, Э.Н. Гусинский, В.П. Зинченко, И.Б. Котова, В. А. Сухомлинский, В. А. Сластенин). Актуальной задачей современного образования является воспитание «человека культуры», изначально ориентированного на понимание, признание и принятие другой личности (А.О. Асмолов, Г.С. Батищев, Е.В. Бондаревская, А.Н. Деркач, Е.Н. Ильин, И.Б. Котова, В. А. Сластенин, СП. Смирнов). Ориентация на данные задачи способствует росту понимания отечественными школами и вузами необходимости принципиального возвышения личностных качеств носителя живого знания, его самобытной индивидуальности, ведь именно духовно богатая личность способна воспитать человека новой формации.
Проблемам юношества и формированию готовности к материнству и отцовству до рождения ребенка в подростковом и юношеском возрасте посвящены работы ряда отечественных исследователей (И.А. Алленовой, И.П. Катковой, Л.Г. Камсюк, О.Н. Лебединской, С.Ю. Мещеряковой, Ю.П. Петренко, А.А. Шевелевой, Г.Г. Филипповой и др.). В работах представителей западных психологических школ (Л. Бибринг, Д. Пайнз, Дж. Хорни) также достаточно подробно анализируется тема формирования материнства в пубертатном возрасте.
В то же время проблема подготовки юношества к развитию отношений в системе «родитель-ребенок» традиционно считается прерогативой исключительно семейного воспитания и в гораздо меньшей степени, чем того требует социальная практика, занимает внимание педагогов. Можно констатировать, что круг проблем, связанных с подготовкой девушек к материнству в новых социальноэкономических условиях, в отечественной педагогике практически не разрабатывается. Не существует адресной образовательной программы, направленной на воспитание будущих матерей и отцов в рамках образовательного процесса. Нам известно только несколько отдельно взятых курсов, которые пытаются решить исследуемую проблему и существуют в форме опубликованных методических ре-
2011/1
комендаций и пособий (Т.Г. Наретина, Г.С. Максимова, Л.Н. Херувимова, М.В. Хозиева). Вышеназванные работы представляют собой исследования отдельных аспектов изучаемой нами проблемы, что является скорее исключением, чем тенденцией или закономерностью. Под материнством традиционно понимается феномен, который связывается с физиологическим появлением ребенка и всем спектром взаимоотношений в диаде «мать - дитя» в последующий период его развития. Последние исследования материнства позволили отечественным и зарубежным психологам говорить о формировании материнства как о сложном процессе, который проходит онтогенетический путь развития на протяжении всей жизни женщины. Причем исследователи отмечают неоспоримую важность этапа, объединяющего период от пренатального развития самой матери и до ее беременности.
Проблема онтогенеза материнства в отечественной науке рассматривается С.Ю. Мещеряковой,
В.В. Ивакиной и Г.Г. Филипповой. С.Ю. Мещерякова выделяет наиболее существенные этапы онтогенеза материнской сферы. Такими этапами, по мнению автора, являются: 1) первые годы жизни; 2) период раннего детства; 3) период от зачатия до рождения ребенка.
Более детально и полно онтогенез материнской сферы отражен в работах Г.Г. Филипповой. Она считает, что мотивационная основа материнского поведения человека формируется на протяжении всей жизни, испытывая влияние как благоприятных, так и неблагоприятных факторов. Автор отмечает, что к моменту рождения ребенка у каждой матери есть некоторый «стартовый» уровень содержания материнства, причем актуальное материнство модифицирует содержание материнской сферы в зависимости от конкретных условий для каждого конкретного ребенка. Выделяются следующие онтогенетические этапы развития материнской сферы: 1) взаимодействие с собственной матерью; 2) игровой этап и взаимодействие со сверстниками; 3) этап няньчания; 4) этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае - материнской) сфер поведения; 5) этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком; 6) завершающий этап развития материнской сферы.
Анализируя феномен латентного материнства, В.В. Ивакина считает, что этот этап формирования материнства несет в себе ряд задач, решение которых приводит в последующем к реализации адекватного типа актуального материнства. Нерешенность этих задач или их частичная реализация приводит к формированию отклоняющихся типов актуального материнства. Авторское видение онтогенеза материнства заключается в разделении данного феномена на три этапа: 1) латентное материнство, включающее весь период формирования материнской сферы женщины - от пренатального периода развития и до зачатия собственного ребенка; 2) беременность - это переходный этап, характеризуемый актуализацией материнского отношения и проявлением особенностей сформировавшегося в латентный период типа материнства; 3) актуальное материнство - от родов и на протяжении всего периода взаимодействия с ребенком, вплоть до смерти одного из членов диады «мать - дитя». Отсюда следует необходимость в определении нового понятия. Латентное материнство, на наш взгляд, -это начальный этап формирования материнства, характеризующийся неосознанным присвоением матрицы материнства, свойственной женским поколениям родительской семьи, и внесением в нее оригинальных особенностей собственного опыта развития.
Проведенный анализ теорий онтогенетического развития материнства позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности данного аспекта в научной литературе, несмотря на его актуальность и прогностическую ценность.
Литература
1. Брутман В.И. Раннее социальное сиротство. - М.: Питер, 2000. - 250 с.
2. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. - М.: Класс, 2002. - 160 с.
3. Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: Эксмо-Пресс, 2005. - 300 с.
4. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия. - 2002. -№2. - С. 75-78.
5. Филиппова Г.Г. Беременность. Родительство. - М.: Питер, 2002. - 260 с.
6. Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Питер, 2002. - 240 с.
Посходиева Дулгар Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования Бурятского госуниверситета. E-mail:dulgarp@mail.ru
Дугарова Туяна Цыреновна, кандидат психологических наук, докторант Московского государственного педагогического университета. E-mail: dugarovatts@mail.ru
Poskhodieva Dulgar Vasilievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of primary and preschool education, Buryat State University.
Dugarova Tuyana Tsyrenovna, candidate of psychological sciences, doctorant of Moscow State Pedagogical University.
УДК 378
Г.И. Рогалева ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ
В статье рассматриваются современные подходы к организации воспитательной деятельности в университете. Указываются причины необходимости изменения подходов к воспитательной деятельности. Отмечены основные приоритетные направления и блоки идей, на которые можно опираться в развитии воспитательной деятельности в университете. Автор приводит опыт организации воспитательной деятельности в Бурятском государственном университете (Республика Бурятия)
Ключевые слова: личность, воспитательная деятельность, содержание воспитания
G.I. Roga/eva
EDUCATIVE ACTIVITY IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
This article covers modern approaches to the organization of educational activities at university. It demonstrates the necessity of changing the approaches to educational activities, describes the primary directions and foundational ideas, which contribute the development of educational activities at university. The author analyzes the state of educational activity organization at Buryat State University (Republic of Buryatia).
Keywords: personality, educative activity, content of upbringing.
Студенчество занимает особое положение в социальной структуре общества, его отличительной чертой является высокий уровень стремления к личностному и профессиональному самоутверждению, большой творческий потенциал, активный интерес к практическому участию в социальных преобразованиях.
Студенчество сегодня быстро реагирует на изменения тенденций развития мирового сообщества. В первую очередь это глобальное расширение информационной среды, серьезные и глубокие изменения в мире труда, необходимость смены нескольких профессий в течение жизни. Требования к личности человека быть мобильным, инициативным, уметь сотрудничать, принимать самостоятельные решения, самообучаться, обладать чувством ответственности. Во-вторых, это изменения, которые происходят в самой системе профессионального образования: вступление России в Болонский процесс, переход на двухуровневую систему обучения. Появились широкие возможности обучаться в зарубежных вузах и принимать иностранных студентов в университет, на свои программы обучения. Неудовлетворенность качеством подготовки специалистов, о которой заявляют работодатели. Разный уровень опыта общественной жизни и активности у студентов, который они получили в школе и пытаются реализовать в университете.
Перечисленные происходящие процессы оказывают серьезное влияние на подходы к организации воспитательной деятельности в студенческой среде. Возникает потребность рассматривать концептуальные основы системы воспитания студенческой молодежи.
В современной педагогической науке чаще стали подниматься вопросы организации воспитательной деятельности со студентами. Исследователи ищут пути и способы модернизации профессионального воспитания с использованием имеющихся традиций и опыта (Г.А. Геллер, А.А. Криулина, З.А. Малькова, Т.В. Скобликова и др.) Вместе с тем проблемы использования воспитательной деятельности в высших учебных заведениях для формирования личности студентов и ее социально значимых качеств, таких как самостоятельность, социальная активность, ответственность и направленность на самореализацию в деятельности, продолжают оставаться неизученными.
Как отмечают исследователи, «... сегодня можно с полным основанием говорить о кризисе знание-во-просветительской парадигмы, который обусловлен несколькими причинами. Первая из них связана с изменением самого феномена знания и его соотношения с общественной практикой: добывание знания становится приоритетной сферой профессиональной деятельности человека и условием существования всякого современного производства вообще, темпы изменения знаний соизмеримы с темпами перестройки производственных поточных линий. В этих условиях, как это ни парадоксально звучит, знаниевое научение стало утрачивать смысл» [1].