Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты родительства'

Социально-психологические аспекты родительства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1255
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / РОДИТЕЛЬСКАЯ МОТИВАЦИЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / МОТИВЫ РЕПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АДАПТАЦИЯ К МАТЕРИНСТВУ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ / PARENTHOOD / PARENTAL MOTIVATION / PARENTAL INSTALLATIONS / MOTIVES OF REPRODUCTIVE ACTIVITY / ADAPTATION TO MOTHERHOOD / VITAL VALUES / PSYCHOLOGICAL READINESS TO PARENTHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Татьяна Викторовна

В статье рассматриваются социально-психологические аспекты деторождения и родительства, характерные для современной семьи. Приведен анализ современных подходов к изучению материнства, в частности мотивации репродуктивной деятельности. Рассматриваются факторы, определяющие формирование мотивов и установок родительства. В качестве основного механизма формирования психологической готовности к родительству рассматривается функционально-ролевая согласованность супругов и усвоение позитивных родительских установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL ASPECTS PARENTHOOD

In article socially-psychological aspects of a child-bearing and parenthood, characteristic for a modern family are considered. The analysis of modern approaches is led to motherhood studying, in particular to motivation of reproductive activity. The factors defining formation of motives and installations parenthood are considered. As the basic mechanism of formation of psychological readiness to parenthood the is functional-role coordination of spouses and mastering of positive parental installations is considered.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты родительства»

I ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Т.В. Павлова

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОДИТЕЛЬСТВА

Ключевые слова: родительство, родительская мотивация, родительские установки, мотивы репродуктивной деятельности, адаптация к материнству, жизненные ценности, психологическая готовность к родительству.

Keywords: parenthood, parental motivation, parental installations, motives of reproductive activity, adaptation to motherhood, vital values, psychological readiness to parenthood

Проблема снижения рождаемости и депопуляции коренного населения в развитых странах на фоне высокого уровня жизни ставит в ряд приоритетных задач изучение социально-психологических аспектов деторождения и родительства. В последние годы проблеме родительства уделяется большое внимание в психологии, социологии и демографии. Сейчас, когда деторождение уже не является единственной сферой самореализации личности, важно понять, каким является смысл и цель рождения ребенка для современной семьи, посредством каких социально-психологических факторов можно влиять на становление и развитие родительских ролей, способствовать формированию ценностно-смыслового отношения к материнству и родительству (Могилевская Е.В., 2003).

Современная семья — это семья, живущая в новых социально-экономических условиях. На фоне социально-экономических и политических реформ в России семья выступает и носителем традиционных форм воспитания ребенка, и индикатором новых отношений в обществе. Противоречия в психологии и культуре разных слоев и групп российского общества ярко проявляют себя в стабильных и изменяющихся формах семейных организаций. Деформация семьи в системе общества отражается в изменении ее функций и содержании воспитания личности человека. Одним из феноменов, характерных для современной семьи, является выбор «свободных» отношений, более поздний возраст вступления в брак, и, как следствие, изменение поведенческих установок в сфере репродукции, отношения к материнству и отцовству.

«Мать — ребенок — отец» — это простейший модуль семьи, который возникает не вдруг, ему предшествует несколько этапов развития. Этот процесс начинается с объединения в пару, согласования правил совместного существования, выстраивания взаимопонимания, затем планирования рождения детей, и только затем их вынашивания и рождения. Включаясь в систему взаимоотношений как личности — индивидуальности, неся в своем сознании уникальный опыт, систему знаний, ценностей, мотиваций, мужчина и женщина не всегда изначально думают о семье и ребенке. Обычно выбор партнера происходит по эмоциональночувственному предпочтению, чаще всего в этот момент у пары еще нет родительских мотиваций, и с новыми родительскими ролями супруги сталкиваются стихийно [8, с. 182].

Современная социально-демографическая ситуация в России, сложные социальноэкономические условия и высокий ритм жизни влияют на психологическое состояние и личностные особенности женщины и мужчины в семье, изменяя их ценностные ориентации в приоритете профессионального и материального благополучия, в особенности отдаляя женщину от ее природного предназначения быть матерью. Вследствие этого к статусу родительства современная женщина часто подходит психологически неготовой, так как происходит внутриличностный конфликт приоритетов, системы ценностей, мотивов сохранения беременности.

Глубокий анализ литературы по проблемам материнства представлен в работах ГГ Филипповой, где она представляет культурно-исторический, биологический, физиологический, психофизиологический и психологический аспекты изучения данной проблемы

[15]. Культурно-исторический аспект представлен также в работах, которые рассматривают институт материнства как исторически обусловленный (К. Боннэ, Л. Стоун и др.).

Биологический аспект изучения проблемы материнства представлен этологическими исследованиями (Д. Дьюсбери, Е.Н. Панов, К. Лоренц, Н. Тинберген, Р. Хайнд, Г Харлоу и М. Харлоу и др.), где материнство изучается с позиций оценки количества ресурсных затрат родительской особи, выявления эволюционных основ формирования паттернов родительского поведения, взаимного обеспечения родителями и детенышами ключевой стимуляции для реализации адаптивного поведения. Проблемы родительства также исследовались в работах Е.В. Бопцовой, О.Р Ворошниной, РФ. Мухамедрахимовой, В.А. Рамих и др.

В комплексных психологических исследованиях (Г.Г. Филиппова, И.В. Добряков, В.И. Брутман, М.С. Радионова, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова, Е.Х. Агнаева, ТВ. Леус, Н.Л. Ма-мышева, А.И. Захаров, Л.А. Баз, М.Ю. Чибисова, И.В. Грандилевская) состояний женщины, связанных с успешностью ее адаптации к материнству и обеспечением адекватных условий для развития ребенка, учитываются разнообразные факторы. Это личностные особенности будущей матери, история ее жизни, особенности личностной адаптации как свойство личности и, в частности, адаптация к супружеству. Изучается удовлетворенность женщины эмоциональными взаимоотношениями со своей матерью, модель материнства ее матери, культурные, социальные и семейные особенности образа жизни, физическое и психическое здоровье [3, 7, 9, 15, 16].

Многие ученые считают, что человеческая культура в своих глубинных основаниях является матриархальной. Так, в своих исследованиях В.А. Рамих подчеркивает, что материнство отражает накопленный народом опыт, выстраданные им ценности, нормы и ориентиры. Издавна в сознание детей впитывается неукоснительное соблюдение обычаев своего народа. Присущие культуре образцы поведения, ценности, регулирующие, прежде всего, отношения между людьми в обществе и семье должны быть сохранены как устойчивые и приемлемые. Именно здесь В.А. Рамих видит связь родительства с традициями и этнической культурой [12].

Рассматривая материнство как средство социального обмена, Е.А. Баллаева и О.Г Ису-пова определяют ценность материнства его значимостью для государства. Е.А. Баллаева рассматривает социальные условия беременности и родов как своеобразный индикатор отношения к женщине в обществе со стороны государства и общественных институтов [2]. Однако, О.Г. Исупова, изучая мотивы репродуктивного поведения женщин, делает вывод об отсутствии универсальной обусловленности этого поведения социокультурным влиянием.

В мотивации рождения ребенка, как и любой другой деятельности, можно выделить сочетание процессуального (потребность в самой деятельности) и целевого моментов. Современные представления, связанные с родительством, имеют, в большей мере, отношение к процессуальной стороне воспитания и гораздо меньше соотносятся с целями репродуктивной деятельности — воспитанием личности. Потребность в детях — это устойчивое социальнопсихологическое образование личности, обусловленное, во-первых, устремлением иметь типичное для данного общества число детей в семье и дать им не хуже типичного по качеству воспитание; во-вторых, любовью к детям (т. е. глубоко усвоенными установками по отношению к детям вообще), проявляющейся в том, что без детей (или определенного их числа), человек испытывает затруднения в самореализации себя как личности. В реализации потребности в детях может иметь место борьба мотивов. Социальный опыт побуждает индивида оптимизировать свои потребности. Мотивы способны также подавлять друг друга, один из мотивов — субъективный или объективный — может стать ведущим. В настоящее время чаще доминирует второй тип мотива, но именно любовь к детям играет особую роль в реализации этой потребности как таковой.

А.И. Антонов и В.М. Медков определили потребность иметь детей как социальнопсихологическое свойство социализированного индивида, проявляющееся в том, что без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения в личностной самореализации [1, с. 76].

С.С. Бубнова выделила из жизненных ценностей, определяющих мотивационную сферу человека, три основные группы: духовные, социальные и материальные. Но ценность ребенка

стоит отдельно. Все ценности можно разделить на ценности — цели и ценности — средства. Дети как ценность могут сопоставляться с разными ценностями: материальными (например, в контексте вопроса: что лучше сделать сначала — обзавестись отдельной квартирой или родить ребенка?) и духовными (например, в контексте вопроса: обязательно ли надо закончить учебу, прежде чем иметь детей?); дети могут быть и ценностью — целью (мать посвятила всю себя воспитанию ребенка), и ценностью — средством (желая сохранить семью, женщина рожает ребенка и т. д.) [4, с. 36].

По мнению И.В. Добрякова, одновременно могут сосуществовать несколько мотивов сохранения беременности, но лишь один из них является основным (доминирующим). При этом следует различать конструктивные мотивы, способствующие реализации чувства материнства, личностному росту супругов, раскрытию творческих способностей, и деструктивные, при которых еще нерожденный ребенок является средством манипулирования или способом достижения каких-либо целей, приводящих к внутреннему конфликту личности, нервнопсихическому напряжению и сложной психотравмирующей ситуации в семье [16, с. 336]. Н.В. Боровикова (1998) выделяет следующие мотивы сохранения беременности:

- сохранение беременности для самого ребенка;

- беременность от любимого человека;

- беременность как соответствие социальным ожиданиям;

- беременность как протест;

- беременность ради сохранения отношений;

- беременность как отказ от прошлого;

- беременность как уход от настоящего;

- беременность ради сохранения собственного здоровья;

- беременность для получения материальной выгоды.

Данные мотивы сохранения беременности не существуют в психике женщины в чистом виде, а взаимно дополняют друг друга на фоне доминирования одного из них. По мнению Н.В. Боровиковой, их присутствие отличается особым мотивационным фоном. Исследователь выделяет три таких мотивационных фона: привлекательность неизвестного, самоутверждение через беременность и стремление к новым острым ощущениям.

Е.И. Захарова включает материнство в уже сформированную систему мотивов и потребностей, направленную на осуществление таких родительских функций, как опека, защита, воспитание и психологическая поддержка.

В то же время, по мнению Р.В. Овчаровой, наиболее важным психологическим фактором, определяющим отношение женщины к своему родительству, является желанность (заплани-рованность) или нежеланность (случайность) данной беременности [11, с. 52].

Рождение ребенка желанного или нежеланного пола также может оказать сильное влияние на формирование его личности и установок на собственное родительство. В Индии, например, до сих пор пол ребенка определяют с целью элиминации плодов женского пола, и пока сделаны лишь первые попытки изменить общественное мнение. В Китае, где подобная практика также была широко распространена, уже введен запрет на необоснованное определение пола. Большинство специалистов считают, что определять пол, а тем более решать вопрос о желательности или нежелательности вынашивания ребенка определенного пола должно быть категорически запрещено.

Ряд ученых подчеркивают, что наличие тех или иных мотивов рождения ребенка свидетельствует о психологической готовности или неготовности женщины к материнству.

Так, в концепции С.Ю. Мещеряковой психологическая готовность к материнству рассматривается как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-субъектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку. Она формируется под влиянием неразделимых биологических и социальных факторов, и, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как особая личностная связь и взаимодействие.

Основными составляющими структуры психологической готовности к материнству являются:

- особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве;

- переживание женщиной перинатального периода, в том числе отношение к еще не родившемуся ребенку;

- ориентация на стратегию ухода за младенцем и его воспитания.

Психологическая готовность женщины к материнству формируется под влиянием социальных, биологических, психологических факторов и рассматривается как интуитивное и индивидуально-личностное образование. О характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе, своих привязанностях, родителях, их стиле воспитания.

По результатам исследования С.Ю. Мещеряковой были выделены три уровня психологической готовности к материнству: низкий, средний, высокий. Выделенным уровням психологической готовности к материнству соответствуют разные типы материнского поведения, устойчиво сохраняющиеся на последующих этапах [10, с. 96].

Механизмом формирования психологической готовности к родительству в целом и материнству — в частности, является традиционная функционально-ролевая согласованность супругов, их внимательность друг другу, неконфликтность в общении, которые способствуют становлению у них позитивного принятия родительских функций: самостоятельности в воспитании, нестрогости и нераздражительности по отношению к ребенку, отсутствии ощущения «мученичества» в выполняемой роли родителя. В дальнейшем это выражается в стремлении к демократическим отношениям с ребенком и связано с учетом субъектности ребенка, его потребностей, стремлений, желаний, некоторой самостоятельности в принятии решений [9, с.47] Эти обстоятельства являются благоприятными факторами для психического развития ребенка, приобретения им положительного коммуникативного опыта, сохранения и развития доброжелательных и внимательных отношений супругов, и, в целом, создания благоприятного психологического климата в семье.

Многие психологические исследования свидетельствуют о том, что в становлении и реализации материнско-детского взаимодействия центральным и определяющим является материнское отношение, именно оно лежит в основе всего поведения матери, тем самым, создавая уникальную для ребенка ситуацию развития, в которой формируются его индивидуально-типологические и личностные особенности, его ответственность, потребности и установки. Еще в раннем детстве у ребенка может быть заложен прообраз его собственного будущего родительства.

В исследованиях В.И.Брутмана и М.Г Панкратовой установлено, что в формировании психологических установок на материнство у молодых женщин главным является образ собственной матери. Д.Рафаэль-Лефф считает, что женщина начинает становиться матерью с раннего детства.

По данным Г.В. Скобло и О.Ю. Дубовик, более чем в 50 % семей наблюдаются нарушения материнско-детских взаимоотношений. Все исследования родительского отношения и эмоционального благополучия ребенка говорят о том, что эмоциональное отношение матери, формы его проявления, способы оказания поддержки сильно различаются у разных матерей [13, с. 122]. Д. Магагна говорит, что «хорошая мать» позволяет своим эмоциям полностью завладеть собой и по этим эмоциям определяет, что необходимо ребенку. Согласно концепции А.В. Петровского, первоначальный уровень формирования родительства представляет собой процессы интериоризации, протекающие на субъективно-личностном уровне. Этот уровень складывается еще до начала семейной жизни, до момента рождения ребенка. В его формировании участвуют факторы макросистемы (т. е. уровень общества), факторы мезосистемы (уровень родительской семьи), факторы уровня конкретной личности. Под влиянием всех групп факторов на уровне личности происходит становление и формирование компонентов родительства.

По мнению Э. Берна, осознанное родительство включает в себя:

• осознанность когнитивной составляющей семейных ценностей, установок и ожиданий родителя, родительских позиций, чувств, родительского отношения, родительской ответственности, стиля воспитания;

• понимание себя, своих реакций, мотивов родительского поведения, осознание родительской составляющей своей личности;

• понимание своего супруга, его реакций, мотивов родительского поведения;

• осознание родительского единства себя и своего брачного партнера, включая потребность в родительском единстве (осознание себя родителями, а не только матерью и отцом);

• развитость, устойчивость и комплиментарность компонентов в психологической структуре родительства.

Изучению стереотипов и установок в сфере родительства, особенностям развития личности детей в различных типах семей посвящены исследования, проводимые Т.А. Гурко [6]. Идеализированная модель будущей семьи в представлениях молодых людей формируется, в основном, под влиянием родительской семьи, некоторых усвоенных образцов социальной среды, а также глубинных ценностных структур личности и отличается от ценностных ориентаций реальной семьи установками на большую детность (двух- и трехдетную модель), на высокую психологическую солидарность, на демократические принципы взаимодействия с детьми, на более комфортные условия проживания.

Согласно исследованиям, проведенным в 2008-2009гг., из 120 опрошенных молодых родителей 60 % ориентируются на двухдетную модель семьи, 20 % — на трехдетную, 15 % — на семью с одним ребенком, 5 % — на многодетную семью. Кроме того, 70 % наших респондентов выделили в качестве ведущей составляющей осознанного родительства фактор совместного осознания себя в родительском единстве, когда происходит трансформация материнского и отцовского самосознания в единое родительское сознание.

Материнство — одна из основных социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена биологически, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на её содержание и проявление у каждой конкретной женщины [14, с. 28]. Материнские установки являются компонентом мотивационно-потребностной сферы женщины. Однако Э. Бадинтер не обнаружила в своих исследованиях одинаково присущего всем матерям поведения и сделала вывод, что материнский инстинкт — это миф. Она указывает на то, что женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится ли в обществе материнство.

Д.В. Винникот выделил следующие функции матери: осуществлять заботу, нянчиние, ухаживать за ребенком, реализовать творческие импульсы ребенка в реальность. Материнское отношение представляет собой особую психологическую связь матери с ребенком и выражается в действиях, переживаниях, формирующихся под влиянием отношения к материнству в обществе, личностных особенностей и собственных материнско-детских отношений [5].

Родительство является одним из важнейших этапов жизни человека. Во многих культурах оно так или иначе связано с понятием «зрелость», поскольку становясь родителем, человек проходит определенный важный этап развития личности. Э. Фромм видел в родительстве возможность реализации способности любить и партнера, и ребенка. Г. Крайг считает родительство высшей фазой как в индивидуальном развитии отца и матери, так и в развитии пары в целом.

Можно выделить несколько стадий родительства: принятие решения о рождении ребенка, беременность, период становления родительства, период зрелого родительства, период «постродительства» (бабушек и дедушек).

Семья в целом — это динамичная система в которой могут меняться и характер отношений, и стереотипы поведения, и формы самореализации. Устойчивость семейных отношений — важное условие свободы, самостоятельности, инициативы членов семьи. Члены семьи могут экспериментировать, пробовать что-то менять в своей жизни, ибо они знают, что это не угрожает самому главному, устойчивому из их взаимоотношений [17, с. 187].

После рождения ребенка мужчина и женщина нередко сталкиваются с несоответствием родительских установок супругов на воспитание и ведущих ценностей партнеров. Так, для женщины центральной ценностью будет являться ребенок и его потребности, а для отца — ощущение свободы. Следовательно, для снижения конфликтности в семье, формирования

адекватного материнского и отцовского поведения, необходима поддержка социума в синхронизации родительских позиций у супругов.

Родительские установки формируются задолго до появления ребенка и представляют систему взаимосвязанных компонентов, определяющих механизм их развития: родительские ожидания — родительские чувства — родительские оценки — родительское отношение. Таким образом, родительское отношение, являясь формой проявления родительской установки, основывается на родительских ожиданиях, чувствах и оценках.

В рамках психологических исследований родительские установки и ожидания являются установками на цели и средства деятельности в области родительства. Когнитивный аспект касается знаний и представлений о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, а также включает реальный и идеальный образ ребенка. Эмоциональный аспект представляет собой совокупность взглядов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон относительно реализации родительских установок и ожиданий. Поведенческий аспект родительских установок и ожиданий реализуется в репродуктивном поведении, во взаимоотношениях супругов, в родительском отношении, стиле семейного воспитания. Формирование и развитие данного компонента должно касаться, прежде всего, коррекции идеальных и реальных образов ребенка и родителей. Все многообразие проявлений поведенческой составляющей родительства можно свести к двум стратегиям реализации родительства: восприятие рождения ребенка как ограничения, в том числе самореализации, либо понимание родительства как открытия новых возможностей.

В условиях трансформации современного российского общества система ценностных ориентаций социума претерпевает существенные изменения. В связи с этим, важно исследовать динамику становления и развития родительских установок, оценить степень влияния семейного воспитания на их формирование. Появление ребенка является новым, переходным периодом для семьи, который отражается на самосознании каждого из супругов, на их ценностных установках, жизненных приоритетах, мотивации деятельности, формировании новых социальных ролей. Изменить родительские установки населения весьма сложно, но создать условия для реализации уже сложившейся потребности семьи в детях государству просто необходимо.

Литература

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

2. Баллаева Е.А. Гендерная экспертиза законодательства в РФ: Репродуктивные права женщин в России. М., 1998.

3. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. №6.

4. Бубнова С.С. Системный подход к исследованию психологии индивидуальности. М., 2002.

5. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998.

6. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М., 2008.

7. ЗахаровА.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб., 1998.

8. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности: Перинатальная психология, медико-социальные проблемы. СПб., 2001.

9. Копыл О.А., Баз Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. М., 1993.

10. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка // Проблема изучения и развития личности дошкольника. Пермь, 1995.

11. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003.

12. Рамих В.А. Материнство и культура. Ростов н/Д, 1997.

13. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Психологический журнал. 1993. №5.

14. Скрицкая Т.В., Дмитриева Н.В. Особенности психологического реагирования и системы ценностных ориентаций женщин в период беременности. Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2002.

15. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М., 2002.

16. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.

17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Семейная психотерапия. СПб., 1999.

© Павлова ТВ., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.