УДК 159.922-055.52-055.2 Пьянкова Людмила Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент Сибирского государственного индустриального университета
Хомичева Валентина Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент Сибирского государственного индустриального университета
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ФЕНОМЕНА МАТЕРИНСТВА
Аннотация:
В статье материнство рассматривается как социальный и личностный феномен современного общества в условиях отчуждения в сфере детско-ро-дительских отношений, роста гедонизма, потребительства, индивидуализма. Концептуальные представления о материнств е в контексте психосоциального феномена сформированы двумя позициями: как обеспечение условий для развития ребенка и как часть личностной сферы женщины, в том числе определенный уровень развития ее самосознания и результат активного выбора ее личности как субъекта. В работе обсуждаются факторы, влияющие на развитие материнской сферы, личностные составляющие материнской зрелости, смысловое переживание материнства, психологическая готовность к материнству.
Ключевые слова:
материнство, феноменологическое, психолого-педагогическое, психотерапевтическое направление исследования материнства, нормы материнского отношения, беременность, образ ребенка.
https://doi.org/10.24158/spp.2017.3.10 Pyankova Lyudmila Alekseevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Siberian State Industrial University
Khomicheva Valentina Evgenyevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Siberian State Industrial University
PSYCHOLOGICAL CONTEXT OF THE MOTHERHOOD PHENOMENON
Summary:
The article considers motherhood as a social and personal phenomenon of modern society in terms of alienation in the field of child-parent relations, growth of he-donism, consumerism, individualism. Conceptual views of motherhood in the context of a psychosocial phenomenon are formed by two points: as providing conditions for child development and as a part of woman's personality sphere, including a certain level of development of her self-identity and the result of active choice of her personality as a subject. The paper discusses the factors that affect maternal sphere development, personality components of maternal maturity, semantic experience of motherhood, psychological readiness to motherhood.
Keywords:
motherhood, phenomenological, psycho-pedagogical, psychological direction of motherhood research, mothering standards, pregnancy, image of a child.
Глубинные цивилизационные, социально-психологические и экономические изменения в обществе со всей очевидностью актуализируют и заставляют переосмыслить некоторые социальные и психологические феномены, важнейшим среди которых является материнство. Д.И. Фельдштейн отмечает, что «человек сегодня живет в качественно новом пространстве открытых границ, находится под воздействием огромного прессинга информации, что определяет глубинные изменения его восприятия, сознания, мышления, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, жизненных ритмов, пространства деятельности, душевных переживаний, этических и ценностных аспектов бытия, появление новых потребностей и новых возможностей их реализации» [1].
Усиливающийся в обществе процесс ослабления социальных связей приводит к отчуждению в сфере детско-родительских отношений, ставит под удар ценности семьи, удовлетворенность ро-дительством и материнством. Самоутверждение и автономность как основополагающие концепты жизни современной семьи и общества только продолжают укрепляться, приводя к ослаблению института семьи, утрате удовлетворенности родительством и материнством. В конкурентной борьбе с вызовами глобальной культуры, породившей явления гедонизма и индивидуализма, погоню за статусами и материальным достатком, материнство как ценность в его традиционной интерпретации подвергается серьезной трансформации. Современная молодежь скорее согласна с тем, что семья и материнство - помеха и отвлекающий фактор в реализации жизненно важных целей и перспектив. Вместе с тем целеполагание своего жизненного пути производится молодыми людьми стихийно.
Как отмечает Л.Н. Тронина, переоценка ценностей традиционного материнства связана с целой системой социокультурных вызовов, таких как женская эмансипация, потребительская парадигма культуры, демографический кризис, представляющих собой основания для кризиса традиционного материнства в современной России. Такая переоценка, рождающая черты крайнего индивидуализма и эгоизма, влияющие на изменение системы ценностных ориентаций и мотиваций, выражает, по существу, особенности современной парадигмы культуры, которая мотивирует
направленность деятельности человека на достижение потребительских стандартов жизни, обусловливая эгоистические цели, связанные с гедонистическими ценностями, сужая естественные и природные особенности [2]. Между тем психологическая составляющая феномена материнства определяет готовность к вынашиванию ребенка, созданию психологически благоприятной среды для его воспитания и развития в дальнейшем.
Научная новизна статьи заключается в том, что проведенный теоретический анализ психологических аспектов феномена материнства и их содержательное наполнение позволяют переосмыслить то, как современные условия меняют не только образ матери, но и ее возможности для создания благоприятного психологического пространства детства в условиях отчуждения детско-родительских взаимодействий, отношения к материнству на уровне социума и личности к собственному ребенку как к обременению, фактору, сдерживающему профессиональные и карьерные устремления и нередко приводящему к дезориентации образа «я» матери.
Анализ психологических исследований позволяет заключить, что концептуальные представления о материнстве в контексте психологического феномена лежат в плоскости обеспечения матерью условий для развития ребенка и выступают частью ее личностной сферы, в том числе определенного уровня развития самосознания и субъектности, характеризуя ее личностный выбор.
Методологические основания культурно-социального и психологического аспектов материнства отражают неразрывное взаимодействие таких составляющих феномена материнства, как материнские качества и характеристики материнского поведения, выступающие в данном контексте как обеспечиваемые матерью условия для развития ребенка.
Диалектическая взаимосвязь биологического и социального, обусловливающая проявление материнского отношения, фиксирует потребности женщины быть матерью, заложенные в ее природе, и влияние общественных норм и ценностей. По мнению И.С. Кона, институт материнства исторически обусловлен, он изменяет свое содержание от эпохи к эпохе, а материнство -это одна из женских ролей [3]. По данным Э. Бадинтер, материнская любовь как первооснова материнства в разные исторические этапы наполняется различным содержанием [4]. В своей работе «Любовь в дополнение: история материнской любви (18-20 века)», опубликованной в 1980 г., автор утверждает, что вплоть до конца XVIII в. материнская любовь была социально случайным явлением [5]. На основании своего исследования Э. Бадинтер пришла к следующему выводу: «...Материнский инстинкт - это миф. Мы не обнаружили никакого всеобщего и необходимого поведения матери. Напротив, мы констатировали чрезвычайную изменчивость ее чувств в зависимости от ее культуры, амбиций или фрустраций. Все зависит от матери, от ее истории и от Истории.». Большой интерес представляют исследования М. Мид, сравнивающие материнское поведение, отношение к ребенку и распределение материнских функций в разных культурах [6]. Отмечается, что понятие «нормы материнского отношения» как основополагающее в рамках культурно-исторического аспекта не является неизменным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе.
Биологические аспекты материнства объединяют исследования, в которых мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются как организация физиологической и стимульной среды для развития ребенка. В контексте данных изысканий представляют интерес психологические аспекты материнства, концентрирующие вокруг себя ряд направлений. Объединим их следующим образом:
1. Феноменологическое. Детально исследуются функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок, ожиданий, выделяются типы и стили материнского поведения, отношения, позиции и т. п. В комплексных исследованиях состояния женщины во время беременности, связанных с изучением успешности ее адаптации к материнству и обеспечением адекватных условий для развития ребенка, учитываются разнообразные факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, модель материнства своей матери, культурные, социальные и семейные хаарктеристики, физическое и психическое здоровье. Беременность выступает потенциальным условием психического и личностного развития ребенка. Так, стрессы, депрессивные эпизоды и т. п. во втором и третьем триместрах беременности, усиление к моменту родов депрессивных состояний прогностично для возникновения как послеродовых депрессий у матери, так и психических нарушений у ребенка (в основном в коммуникативной сфере), появления у него психологических проблем в подростковом возрасте. В комплексных исследованиях устанавливаются факторы риска, влияющие на качество материнско-детского взаимодействия и готовность к материнству: неудовлетворенность материнской ролью, некомпетентность в вопросах ухода за ребенком, его воспитания, наличие проблем во взаимодействии с ребенком, в его развитии. Значительная роль матери как психологического ресурса развития ребенка исследуется в младенческом, раннем и дошкольном возрасте в связи с типом материнского отношения и стилем материнско-детского взаимодействия; материнское отношение, материнская (родительская) позиция, родительские ожидания и установки, особенности детско-роди-тельского взаимодействия - в младшем школьном и подростковом возрасте [7]. В исследованиях последних лет анализируются качества матери, необходимые для создания оптимальных условий для развития ребенка [8].
2. Психолого-педагогическое направление включает семейно ориентированную психотерапию [9]. Здесь разрабатываются методы психологической коррекции и психологической подготовки беременной, а также семейных пар с точки зрения оптимизации условий для развития ребенка (ориентация на сознательное родительство), психологические тренинги, практика «мягких родов», домашних родов с мужем, родов в воде и т. п. Само название данного направления (пре -или перинатальная психология) не является строго определенным. Г.И. Брехман настаивает на разделении пренатальной психологии (как области исследования развития психики ребенка до рождения) и психологии беременности [10].
3. Психотерапевтическое направление исследует особенности матери (и шире - родителей), выступающие источником нарушения психического развития ребенка. Это прежде всего практические исследования задержек и нарушений психического развития, детская психиатрия, нарушение социальной адаптации и психологические проблемы детей и подростков, влияние на развитие ребенка (в том числе с младенческого возраста) разных форм отклоняющегося материнского отношения, типология матерей [11]. Отмечается, что матери разделяются не только по типу отношения к ребенку, но и по выраженности «материнского инстинкта» [12], или «инстинкта продолжения рода» [13]. В формате данных исследований значительное место уделяется периоду беременности как сензитивному к обострению психологических проблем и требующему определенных интервенций, как подготовительной фазе в развитии взаимной привязанности матери и ребенка, которая связана с возникновением новых ощущений и физиологических изменений в организме женщины в этот период. В.И. Брутман считает центральным в формировании привязанности к ребенку возникновение первичного интрацептивного ощущения в ходе беременности, совпадающее обычно с началом шевеления, которое вызывает у будущей матери чувство «сродненности» с собственным ребенком. До тех пор пока беременная не ощущает внутриутробного движения, образ ее будущего ребенка имеет лишь абстрактный, символический смысл, который связан с социально значимыми ценностями и мотивами, отражает сформированную в детстве, в родительской семье матрицу материнского поведения и несет на себе отпечаток актуальной социальной ситуации [ 14]. В период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком и постепенно формируется образ ребенка, который включается в самосознание беременной. Исследования, проведенные О.А. Копыл, О.В. Баженовой, Л.Л. Баз, показали, что образ ребенка, возникающий в воображении матери, в ходе беременности закономерно изменяется. Имеются две тенденции: движение ко все большей реалистичности и к обобщенности образа [ 15].
Перейдем к направлению исследований в области материнства, обращающихся к личностной сфере женщины. В рамках этого направления можно выделить следующие аспекты.
Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации анализируется с точки зрения личностного развития женщины, психологических и физиологических особенностей разных периодов репродуктивного цикла (в отличие от других периодов жизни) и т. п. Такие исследования проводятся в рамках различных психологических подходов [ 16]. Одной из наиболее важных фаз является беременность как стадия полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации, когда существенно изменяются сознание женщины и ее взаимоотношения с миром, считающаяся критическим периодом в жизни женщины. Особенно критичной в плане идентичности является первая беременность, знаменующая окончание независимого первично целостного существования и начало «безвозвратных» материнско-детских отношений, поскольку психическое равновесие матери становится связанным с запросами беспомощного и зависимого существа. Различные направления психоанализа рассматривают актуализацию в период беременности женщиной своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью, главным образом эмоциональной конфронтации, идентификации с ключевой личностью, переносом на ребенка функций объекта влечения, объекта привязанности и т. п. Выделяется типология отношения к беременности по критерию сознательного/бессознательного принятия/отвержения [17].
Ученые в области психологии материнства подчеркивают необходимость рассмотрения материнства как психосоциального феномена, обеспечивающего условия для развития ребенка и выступающего как часть личностной сферы женщины [18]. Г.Г. Филиппова в содержании материнской сферы выделяет три блока: потребностно-эмоциональный, операциональный и ценностно-смысловой [19]. В.С. Мухина трактует материнство как психологическое состояние и социальную ответственность женщины, как составную часть ее ментальности [20]. Одним из важнейших факторов развития материнской сферы необходимо считать также и личностную зрелость матери. В работе Р.В. Овчаровой данное понятие рассматривается как системное образование, представляющее единство личностных и родительских составляющих. К личностным составляющим относятся: ответственность, активная жизненная позиция, адекватное понимание самой себя, аутентичность, стремление к самопознанию, самореализации, саморазвитию, сформированные ценностные ориентации, способность совершать выбор и умение строить зрелые
межличностные отношения [21]. Обусловленность содержания самосознания социокультурным контекстом и самой жизненной ситуацией, в которой находится женщина, по мнению М.Ю. Чибисовой, создается на пересечении индивидуальных особенностей личности матери и тех жизненных ситуаций, которые носят социализирующий для нее характер, формируя при этом картину мира и образ себя [22]. Л.Б. Шнейдер описывает материнство как результат свободного и духовного выбора женщины, которая является активным самостоятельным субъектом [23].
Образ себя как матери начинает формироваться уже на догенитальных стадиях развития девочки. Существенным фактором этого развития выступает ее идентификация со своей матерью [24]. По мнению Т.В. Леус, идеальные объектные представления формируются из ранних детских впечатлений от родителей, вбирают в себя фантазии об исполнении желаний, опыт отношений [25]. Образ ребенка, который создает женщина, соотносится ею с определенной социальной установкой.
Эпизоды девиаций как формы проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытие или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины женщины в зависимости от общественного отношения к этим актам [26]. Со второй половины ХХ в. и по настоящее время фиксируются регрессивные тенденции материнства, проявляющиеся в жестоком обращении с детьми, отказе от них [27, с. 74-82]. Здесь имеет место и феномен сепарации матери от ребенка, ее отчуждения, игнорирования потребностей малыша, его неприятия, что не может не приводить к снижению жизненного тонуса младенца, нарушению становления процессов саморегуляции, доминированию у ребенка пониженного отрицательного настроения, развитию чувства тревоги и неуверенности в себе, настороженного отношения к внешнему миру, снижению интенсивности и качества эмоционально-когнитивных взаимодействий [28, р. 98-103].
В контексте психологической проблематики материнства как ресурса развития ребенка имеет смысл актуализировать вопрос детей-отказников. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет в период с 2011 по 2015 г. демонстрирует устойчивый рост (согласно имеющимся в базе данным). В 2011 г. их было зафиксировано 297 329 чел., а в 2015 г. - 360 826 чел. В реальности незапланированная беременность молодых девушек далеко не всегда заканчивается рождением ребенка. Если такое происходит, воспитанием ребенка нередко занимаются родители подростка, подменяя собой биологических родителей. Чаще случается, что подросток с новорожденным оказывается в социальном учреждении, где малолетняя мать и ребенок находятся вместе и получают реабилитационную помощь.
Исследования физиологов, психологов, наблюдения и оценки врачей -практиков показывают, что психосоматическое равновесие ребенка обусловлено характером взаимодействия матери и ребенка. Хронический дефицит привязанности приводит к нервной анорексии, рвоте, частому срыгиванию, ослаблению иммунной системы малыша. В дальнейшем такие дети трудно адаптируются к дошкольному учреждению. Воспитатели отмечают у них частые простудные заболевания, сниженный эмоциональный тонус, низкую способность к концентрации внимания на занятиях, в продуктивных видах деятельности. Педагоги констатируют низкий уровень социализации ребенка в детское сообщество, характеризующий качество межличностных отношений в группе сверстников. Напротив, тесный телесный контакт ребенка с матерью формирует чувство безопасности и снижает страх и тревожность [29].
В свете некоторой деструктивности происходящих в последнее время в России общественно-экономических и социальных процессов можно отметить высокий уровень тревожности личности в целом, рост явлений одиночества, которые углубляются чувствами брошенности, опустошенности, неверия в себя, обеспокоенностью ростом маргинализации, неопределенностью завтрашнего дня, снижением спроса специалистов на рынке труда и др. В современных условиях семья не обладает морально-психологическим буфером, амортизирующим влияние негативных социальных процессов. Особенно уязвимы семьи, где ребенок воспитывается одним из родителей. Разводы - стабильное социальное явление в России. Их негативные последствия для мужчин, а особенно для женщин (чаще всего на них полностью ложится ответственность за воспитание ребенка) очевидны. По статистике в 2015 г. в России разрушилось 611 646 семей (по данным ФГОС).
Проведенный анализ психологических аспектов материнства позволяет заключить, что данный феномен - не только одно из условий обеспечения развития ребенка, но и особое моти-вационно-потребностное состояние женщины, своеобразная система ценностей, динамично развивающаяся на протяжении всей жизни женщины и влияющая на объективное и субъективное отношение к ребенку. Смысловое переживание материнства - это психологическое новообразование в сфере самосознания женщины, принявшей эту роль, актуализирующее аспекты ее мотивов и потребностей.
Ссылки:
1. Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. 2009. № 2. С. 28-32.
2. Тронина Л.Н. Этико-психологические проблемы современного материнства : дис. ... канд. филос. наук Тула, 2010. 136 с.
3. Кон И .С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. 1987. № 6. С. 26-37.
4. Бадинтер Э. Мужская сущность : пер. с фр. М., 1995. 304 с.
5. Бадинтер Э. Любовь в дополнение: история материнской любви (18-20 века). М., 1990.
6. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. 429 с.
7. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. № 4. С. 35-42.
8. Барановская Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование) : дис. ... канд. психол. наук. Иваново, 2003. 324 с. ; Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М., 1999. 80 с. ; Попцова Е.В. Качество матери, необходимое для психического развития ребенка раннего возраста : дис. ... канд. психол. наук. Иваново, 1995. 169 с.
9. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. СПб., 2000. 197 с. ; Леус Т.В. Представление женщины о себе как о матери до и после родов : дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 203 с. ; Пазухина С.В. Подходы к анализу категории «ценностное отношение» в сов ременной психологии // Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / науч. ред. С.А. Минюрова, С.В. Духновский. Екатеринбург, 2011. С. 231-237 ; Панов ЕН. Поведение животных и структура популяций. М., 2012. 424 с. ; Романов В.А., Пазухина С.В. Возрождение ценности материнства в России: от теории к практике [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: http://www.science-education.rU/pdf/2013/1/3l2.pdf (дата обращения: 19.03.2017) ; Трушкина С.В. Модели материнства у женщин с нормальным и нарушенным родительским поведением // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 95-104.
10. Брехман Г.И. О пренатальной фазе сексуального развития человека и профилактика сексуальных расстройств // Сексуальное здоровье человека на рубеже веков: проблемы, профилактика, диагностика, лечение : материалы Меж-дунар. симп. по сексологии. М., 1999. С. 40-41.
11. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Указ. соч.
12. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб., 1994. 160 с.
13. Захаров А.И. Ребенок до рождения. СПб., 1998. 144 с.
14. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 2. C. 79-87.
15. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Указ. соч.
16. Тих И.А. Предыстория общества (сравнительно-психологическое исследование). Л., 1970.
17. Genevie L., Margolis E The motherhood report: how women feel about being mothers. N. Y., 1987.
18. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщины во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 59-68.
19. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Там же. 2001. № 2. C. 22-36.
20. Мухина В.С. Проблема материнства и ментальности в местах лишения свободы // Развитие личности. 2003. № 1. С. 141-154.
21. Овчарова Р.В. Психология родительства : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М., 2005. 368 с.
22. Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины : дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 272 с.
23. Шнейдер А.Б. Основы семейной психологии. М. ; Воронеж, 2010. 928 с.
24. Филиппова Г.Г. Современное состояние и задачи психологической помощи родителям в период ожидания и раннего развития ребенка // Журнал практического психолога. 2003. № 4-5. С. 222-249.
25. Леус Т.В. Указ. соч.
26. Пьянкова Л.А. Материнство как феномен развития общества и личности. Новокузнецк, 2014. С. 46.
27. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Указ. соч. С. 74-82.
28. Motherhood: meanings, practices and ideologies. Gender and psychology / eds.: A. Phoenix, A. Woollett, E. Lloyd. L., 1991.
29. Пьянкова Л.А. Ретроспективный анализ проблемы материнства как условия психолого-педагогической и социальной поддержки детства // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. Вып. 6 (159). С. 43-49.