Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИМПРЕССИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИМПРЕССИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

273
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адекватность / импрессивный компонент / переживание / эмоциональная зрелость личности / эмоциональное реагирование. / adequacy / emotional maturity of personality / emotional response / experience / impressive component.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афонина Елена Ивановна

В статье представлены результаты теоретического анализа содержания импрессивного компонента эмоционального реагирования, направления его расширения. Предложены критерии понимания импрессивного компонента и его значения для достижения эмоциональной зрелости личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL STUDY OF THE IMPRESSIVE COMPONENT OF EMOTIONAL RESPONSE IN THE CONTEXT OF EMOTIONAL MATURITY OF THE PERSONALITY

The article offers the results of a theoretical analysis of the content of the impressive component of the emotional response and direction of its expansion. Proposed criteria for understanding the impressive component and its significance for achieving emotional maturity of the personality.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИМПРЕССИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ»

НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УДК 159.942

Афонина Елена Ивановна Afonina Yelena Ivanovna

Ассистент кафедры психологии Assistant to department of psychology Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко Lugansk Taras Shevchenko National University

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИМПРЕССИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ

THEORETICAL STUDY OF THE IMPRESSIVE COMPONENT OF

EMOTIONAL RESPONSE IN THE CONTEXT OF EMOTIONAL MATURITY OF THE PERSONALITY

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического анализа содержания импрессивного компонента эмоционального реагирования, направления его расширения. Предложены критерии понимания импрессивного компонента и его значения для достижения эмоциональной зрелости личности.

Abstrsct: The article offers the results of a theoretical analysis of the content of the impressive component of the emotional response and direction of its expansion. Proposed criteria for understanding the impressive component and its significance for achieving emotional maturity of the personality.

Ключевые слова: адекватность, импрессивный компонент, переживание, эмоциональная зрелость личности, эмоциональное реагирование.

Key words: adequacy, emotional maturity of personality, emotional response, experience, impressive component.

На сегодняшний день в психологической науке рамки дефиниции эмоциональной зрелости достаточно размыты. Модели структуры этого феномена зависят от теоретических взглядов авторов, но результирующие функции практически одинаковы - эффективность и гармонизация всех сфер жизнедеятельности человека: построение успешных межличностных и

Международная научно-практическая конференция семейных отношений, достижение эффективности в профессиональной

деятельности, сохранение психо-эмоционального здоровья.

Среди основных характеристик эмоциональной зрелости личности называют: эмоциональную экспрессивность, эмоциональную саморегуляцию, эмпатию (И. Павлова, М. Пивень, А. Чебыкин); ответственность за свои чувства, эмоции и переживания (О. Сергеева); способность познавать и любить, «спонтанность», осознанность роли и контролируемость ролевого репертуара (Е. Алборова, И. Кириллов); открытость эмоциональному опыту, развитость эмоциональной сферы в соответствии с возрастом, способность гибко и творчески жить с собственными эмоциональными переживаниями (Е. Чудина); рефлексия эмоций, принятие собственных эмоций (М. Пивень).

Отправной точкой в понимании феномена эмоциональной зрелости является эмоциональное реагирование (степень эмоционального развития) человека на уровне адекватности: нормам и культуре данного общества [1, с. 510], возрасту, актуальной социальной ситуации [2, с. 37; 3, с. 112], внешним и внутренним условиям (собственному психо -эмоциональному состоянию) [3, с. 113].

Таким образом, эмоциональная зрелость личности, реализуясь через определённый уровень эмоционального реагирования, имеет в себе два вектора, то есть внешнюю и внутреннюю направленность.

В своих трудах Е.П. Ильин описывает три компонента эмоционального реагирования: экспрессивный, импрессивный и физиологический [4, с. 38-56]. Если экспрессивный и физиологический компоненты достаточно подробно и широко описаны во многих исследованиях (Л. Аболин, У. Джемс, Л. Дорфман, В. Лабунская, Г. Ланге, Д. Лайкен, Р. Левинсон, А. Ольшанникова, Я. Рейковский, Н. Трунова, Г. Шварц, В. Фризен, П. Экман и др.), то импрессивный компонент остаётся мало разработанным.

Основным содержанием импрессивного компонента Е.П. Ильин предлагает считать переживание. В психологии существует несколько взглядов на переживание (Ф.Е. Василюк, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский,

НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.С. Кочарян, А.М. Лисеная,

К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.): общее название для

непосредственного психического опыта [5, с. 69], субъективное пристрастное

отражение мира [6, с. 8], непосредственное чувственное отражение субъектом

своих собственных психических состояний [7], «особая деятельность, ...по

перестройке психологического мира, направленная на установление

смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой

является повышение осмысленности жизни» [8, с. 30], эмоционально

окрашенное состояние, непосредственно представленное в сознании как

данность [9, с. 395], осмысленное эмоциональное состояние [4, с. 39], «атрибут

акта сознания индивида,.. проявляющийся в форме удовольствия или

неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или

успокоения» [10, с. 89], «совокупность отношений человека к миру и прежде

всего к другим людям в живой и непосредственной форме», особый

специфический (окрашенный эмоциями или чувствами) аспект сознания;

данный во взаимопроникновении и единстве со знанием [11, с. 571-574].

Приведённые примеры порождают ряд вопросов, касающихся специфики и условий рассмотрения переживания в качестве компонента эмоционального реагирования. Возможно ли эмоциональное реагирование без переживания или как представлено переживание в разных видах эмоционального реагирования?

К.К. Платонов указывает на то, что переживание, как атрибут сознания, шире эмоций (чувств, ощущений) и, как следствие, эмоционального реагирования; понятие переживания у Г.А. Фортунатова тождественно понятию эмоции и противопоставляется чувствам; П.М. Якобсон приравнивает переживание к чувству и называет живой эмоциональной реакцией, Б.А. Вяткин, А.О. Прохоров определяют переживание как совокупность ощущений, эмоций, чувств. Разность научных подходов и мнений не даёт возможности вывести однозначные соподчинения переживания, эмоции, чувства, однако, подтверждает их тесную взаимосвязь.

Международная научно-практическая конференция В новой философской энциклопедии предложено к рассмотрению

несколько «видов» переживания: Erleben — акт - непосредственное внутреннее схватывание явления, сиюминутное переживание-процесс; Erlebnis - содержание - переживание как предмет рефлексии, может означать как содержание (то, что переживается), так и "осознание" содержаний сознания; Erlebte - предмет переживания. "Переживать" — значит позволить воздействовать на себя чему-либо, прожить или испытать нечто. По Е. Гуссерлю, все переживания, на которые обращено наше внимание, образуют непрерывный поток переживаний [12, с. 218].

Альтернативой пониманию переживания как данности психических содержаний сознанию, является переживание как категория теории деятельности - самостоятельный процесс, деятельность, работу по «производству смысла», которая через изменение сознания изменяет психологический мир субъекта [8, с. 27-29]. Такое понимание переживания используется в психологическом консультировании при работе с психоэмоциональным состоянием клиента, находящемся в критической или кризисной жизненной ситуации. Критические жизненные ситуации характеризуются наличием стресса, фрустрации, конфликта и кризиса, которые выражаются в невозможности человека реализовывать актуальные внутренние необходимости собственной жизни, вынуждают переосмысливать и примирять собственный психологический мир с новой реальностью.

Однозначное отнесение переживания (как особого вида деятельности в критической ситуации) в качестве импрессивного компонента эмоционального тона ощущений, не представляется возможным. Индивид, например, испытывая приятные вкусовые ощущения (получая удовольствие) вряд ли расценивает эту ситуацию как критическую или кризисную, связанную с «невозможностью». Можно предположить, что в ситуации общения с произведениями искусства, вместе с эмоциональным тоном впечатлений могут возникнуть переживания, связанные с обретением нового смысла или ценности для личности, однако и в этом случае не представляется

НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ возможным однозначно утверждать об особой деятельности, самостоятельном

процессе, «соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные

жизненные проблемы».

По Е.П. Ильину, эмоции, как вид эмоционального реагирования, являются проявлением пристрастного отношения субъекта к ситуации и способствующие организации целесообразного поведения в этой ситуации [4, с. 35]. Достаточно условно допускается возможность рассмотрения переживания (особой деятельности), как компонента эмоционального реагирования в контексте организации целесообразного поведения. Но и в этом случае возникают вопросы, самые примитивные из них, например, о соответствии переживания и модальности эмоционального реагирования, о встраиваемости некой психической деятельности в эмоцию (реагирование). Возможно ли считать, что радость или удивление наполнены содержанием «поиска смысла», то есть переживанием невозможности "реализовывать внутренние необходимости своей жизни" в данной ситуации (по Ф.Е. Василюку)? Без сомнений, испытываемая человеком эмоция горя свидетельствует о его нахождении в некой критической (кризисной, трудной) жизненной ситуации и провоцирует преобразование внутреннего мира личности для адаптации. Но сама по себе естественная эмоциональная реакция является в этом случае скорее отправной точкой, условием возникновения целенаправленной активности. На основе даже таких рассуждений можно сделать вывод, что понимание переживания как самостоятельного процесса по перестройке психологического мира субъекта и направленного на смысложизненное преобразование, оказывается смещённым в континууме причина-следствие за рамки импрессивного компонента эмоционального реагирования, то есть является феноменом совершенно иного порядка.

Обращаясь к значению и употреблению слова импрессивный, находим следующие упоминания.

Импрессия в философском энциклопедическом словаре определяется как впечатление, чувственное впечатление, ощущение, воздействующее на

Международная научно-практическая конференция чувство, восприятие [13, с. 174]. То есть, «импрессивный» можно понимать

как основанный на восприятии, впечатлении. В логопедии, медицине

«импрессивный» (напр., импрессивная речь, импрессивный словарь,

импрессивный аграмматизм) связывается с восприятием и пониманием

(распознавание и понимание смысла слов). Восприятие, в свою очередь,

невозможно без понятийной формы психического отражения, то есть участия

мышления. Следовательно, исходя из понимания восприятия и впечатления,

«импрессивный» можно охарактеризовать при помощи следующего описания:

результат воздействия сложного явления или совокупности явлений [14, с. 41 -

42 ], «образ, отражение, след, оставляемый в сознании человека окружающими

предметами, лицами, событиями» [15], предполагающий субъективное

осмысление, истолкование, интерпретацию. Тогда импрессивный компонент

эмоционального реагирования ориентировочно можно охарактеризовать как

отражение в сознании эмоционально окрашенной информации и её

осмысление, понимание (с разной степенью осознанности).

Такое описание пересекается с пониманием переживания как данности психических содержаний сознанию: субъективное пристрастное отражение мира [6, с. 8], непосредственное чувственное отражение субъектом своих собственных психических состояний [7], «совокупность отношений человека к миру и прежде всего к другим людям в живой и непосредственной форме», особый специфический (окрашенный эмоциями или чувствами) аспект сознания; данный во взаимопроникновении и единстве со знанием [11, с. 571 -574].

Понимание, осознание собственных эмоциональных состояний может проявляться при разных видах эмоционального реагирования в формах полезно-вредно, удовольствия-неудовольствия, приятно-неприятно, напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения [10, с. 89].

Анализ приведённых теоретических положений позволяет предположить, что переживание, как импрессивный компонент эмоционального реагирования, может являть собой непосредственное

НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ проживание индивидуумом собственного эмоционального состояния (как

данности психических содержаний сознанию), сопровождаемое

когнитивными процессами. Это своего рода первичная внутренняя

эмоциональная переработка информации, вызванной как внешними, так и

внутренними стимулами. Переживание может быть сознательным,

неосознанным (по типу рефлекса или вторичного автоматизма) и не может

быть бессознательным, то есть лишённым субъективности.

Возвращаясь к эмоциональной зрелости личности как проявлению адекватного уровня эмоционального реагирования, можно обозначить два вектора «адекватности» - внешний и внутренний. Под внешним вектором адекватности мы понимаем соответствие эмоционального реагирования (уместность, интенсивность, сила, модальность и т.д.) социокультурным нормам, традициям, правилам поведения в обществе и профессиональной среде, предъявляемым к личности взрослого человека. То есть, это такое эмоциональное реагирование, направленное на эффективное межличностное взаимодействие, конструктивное общение, установление и поддержание оптимальных взаимоотношений, которое требует от личности реализации определённых знаний, умений и навыков при контакте с «Другим», с внешним миром. Под внутренним вектором адекватности мы понимаем соответствие эмоционального реагирования аутентичному переживанию собственных психо-эмоциональных состояний в контексте потребностей, ценностей, установок и жизненных смыслов зрелой личности. То есть, зрелое эмоциональное реагирование во внутреннем векторе предполагает эффективное и экологичное взаимодействие со своим «Я», со своими психо -эмоциональными состояниями. Если внешний вектор связан с социализацией личности, является результатом воспитания и накопления опыта во взаимодействии с окружающими, то внутренний вектор оказывается связан с самовоспитанием, самопринятием, самодисциплиной, саморазвитием и ответственностью.

Исходя из вышесказанного, мы предполагаем, что импрессивный

(внутренний) компонент эмоционального реагирования, применительно к феномену эмоциональной зрелости личности, может приобрести более широкое содержание через внедрение критерия адекватности. В этом случае к переживанию, как непосредственному проживанию индивидуумом собственного эмоционального состояния (в формах полезно - вредно, удовольствие - неудовольствие, приятно - неприятно, напряжение -разрешение, возбуждение - успокоение), присоединяется рефлексия эмоций, повышение степени осознанности собственных эмоциональных состояний, их принятие и экологичность переработки, ответственность за собственные эмоции и их последствия для других и для себя (собственного психо -эмоционального, соматического здоровья). То есть, эмоционально зрелая личность способна не только переживать собственные эмоции и состояния, но и принимать их, дифференцировать их градации в модальностях, осознавать, понимать их причины и следствия (отслеживать их воздействия), гибко управлять ними. Эмоции становятся не только реагированием на стимул, но объектом, инструментом, «барометром» познания и реализации своего «Я». В таком виде, переживание из данности психических содержаний сознанию становится своеобразной деятельностью личности по освоению и гармонизации своего внутреннего мира.

Рассматривая эмоциональную зрелость как составляющую личностной зрелости, следует отметить важность активности индивида, личности для собственного развития и достижения зрелости. Среди критериев зрелости личности называются ответственность, свобода быть собой (самопонимание, самопринятие и самовыражение), саморазвитие и т.п. (А. Бодалев, Г. Олпорт, А. Реан, К. Роджерс, К. Юнг и др.). Перечисленные критерии в большинстве своём относятся к целям психотерапии, что обнажает «проблемные зоны» психически здоровой личности взрослого человека, развивающейся в современном обществе. Это говорит о том, что взрослый человек в современной социокультурной системе оказывается не готов к полноценной

НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ самореализации (самосовершенствованию, саморазвитию) и, в первую

очередь, к поддержанию собственного психо-эмоционального здоровья.

Другими словами, знания, умения и навыки адекватного эмоционального

реагирования, взаимодействия, поведения в обществе, приобретённые в

процессе социализации на ранних этапах развития в онтогенезе,

контрастируют с дефицитом знаний, умений и навыков адекватного

взаимодействия с собственной эмоциональной сферой личности (эмоциями,

состояниями, переживаниями) во взрослых периодах развития.

Не смотря на достижения психолого -педагогической науки и практики, на сегодняшний день актуальными и перспективными являются разработки психосберегающих технологий. Возможно ли предположить, что через уточнение содержания импрессивного компонента эмоциональной зрелости можно очертить те «проблемные зоны», которые нуждаются в дополнительном внимании при формировании и развитии зрелой личности? На наш взгляд, положительный ответ на этот вопрос позволяет конкретизировать мишени и технологии практических психологических воздействий.

Библиографический список:

1. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь. Т.2 (П-Я); Пер. с англ./ Ребер Артур. - М.: Вече, АСТ, 2003. - 560 с.

2. Чебикш, О.Я. Становлення емоцшно! зршост особистост [Текст]/ О.Я. Чебикш: [монографiя] - О.:[СВД Черкасов], 2009 . - 230 с.

3. Чудина Е.А. Эмоциональная зрелость личности: определение понятия и выделение критериев// Личность и проблемы развития: Сборник работ молодых учёных / Отв.ред. Е.А. Чудина. - М., 2003. - С. 112-116.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.2-е изд. - СПб, 2013 - 783 с.: с ил. -(Серия "Мастера психологии")

5. Леонтьев А.А. Словарь Л.С. Выготского /Под ред. А.А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2007. -119 с.

6. Кочарян А.С., Лисеная А.М. Психология переживания:

учеб.пособие./А.С. Кочарян, А.М. Лисеная. - ХНУ им. В.Н. Каразина. -Харьков, 2011 - 215 с.

7. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов.— М.: Смысл, 1998. — 670 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/vekkl01/txt16.htm (дата обращения 24.01.2017)

8. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Московского университета, 1984. — 200 с.

9. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск.: Харвест; АСТ, 2001. - 976 с.

10. Платонов К. К. О системе психологии. - М., 1972.- 216 с.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2002. -720 с.

12. Новая философская энциклопедия / Научно.-ред. совет: В.С. Стёпин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов. - 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — Т. 1—4. — 2816 с. - Т. 4 — 736 с.

13. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 576 с.

14. Философский словарь Владимира Соловьева / [сост. Г. В. Беляев]. -Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. - 463 с.

15. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова. (Электронная версия подготовлена на основе печатного издания: Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=6906 (дата обращения: 18.02.17)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Е.И. Афонина, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.