психологические исследования
УДК 159.96+159.9.07
Дмитриев Алексей Андреевич
Доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и инклюзивного образования, Московский государственный областной университет, aa.dmitriev@mgou.ru, ОЯСЮ 0000-0002-3880-8094, Москва
Верхотурова Наталья Юрьевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии института социально-гуманитарных технологий, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, verhotyrovs@mail.ru, ОКСЮ 0000-0003-2296-7397, Красноярск
эмоциональное реагирование: феноменология, структурно-компонентный состав, проблемы и перспективы исследования
Аннотация. В статье представлен социально-психологический анализ проблемы изучения эмоционального реагирования, его структуры и феноменологической сущности. Раскрывается содержание механизма эмоционального реагирования как многоуровневой и многокомпонентной системы через описание основных его структурных компонентов, сущностных характеристик и функций. Анализируются научные подходы отечественных и зарубежных авторов как к пониманию феноменологической природы эмоционального реагирования, выявлению его сущностных характеристик и многообразия функций, так и научно-методологические разработки к определению структурно-иерархической организации и систематики изучаемого явления. Представлено авторское решение в определении ключевых характеристик эмоционального реагирования и раскрыто их содержание. На основании анализа существующих научных подходов обосновывается необходимость в разработке комплексных исследований, посвященных целостному многомерному изучению всех его структурных компонентов и характеристик уровневой организации. Освещаются проблемы и перспективы исследования в рассматриваемой области.
Ключевые слова: эмоциональное реагирование, эмоциональные реакции, компоненты эмоционального реагирования, характеристики эмоционального реагирования, многоуровневая система эмоциональной регуляции поведения.
Постановка задачи. Цель реализуемого нами исследования - социально-психологический анализ современного состояния проблемы эмоционального реагирования, его феноменологической сущности и структурной организации; определение проблем и перспектив исследования в рассматриваемой области.
Научная экспозиция. Эмоциональные явления представляют собой важнейший класс психических проявлений в жизни человека. Многообразие органического и предметного мира, форм социального со-
трудничества между людьми не оставляют его равнодушным ко всему происходящему вокруг. Воспринимая окружающую действительность, человек отражает образы предметов и явлений, основу которых составляет его субъективное отношение к ним. Механизмами возникновения и выражения субъективных отношений в сфере психических явлений человека являются эмоциональные процессы.
Эмоции - переживания отношений, возникающие в данный момент и носящие ситуативный характер. Они выражают оцен-
ку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека.
Исследования, проведенные отечественными и зарубежными психологами (В. К. Вилюнас [8], Л. С. Выготский [9], А. В. Запорожец [13], П. Лафренье [19], P. L. Harris [29], L. A. Sroufe [30] и др.), показали, что эмоции играют важную роль в адекватном понимании окружающих явлений и событий, а также в адаптивном реагировании на них; помогают воспринимать действительность, реагировать на неё, управлять своим поведением и деятельностью. Система эмоционального реагирования оказывает существенное влияние на всю психическую активность ребёнка: его познавательную деятельность, мотивацию, поведение, на все важнейшие системы жизнедеятельности организма; предопределяет успешность социальной адаптации человека в условиях современного общества.
Несомненная роль эмоций в жизнедеятельности человека отмечается многими авторами. Однако в современной науке и практике психологии накоплены достаточно противоречивые сведения, касающиеся представлений психологов о сущности эмоциональных проявлений, их феноменологической природы, структуры, классификаций и механизмов возникновения.
Ещё П. Жане писал о том, что эмоцию не нужно сводить только к внутреннему переживанию или к физиологическим проявлениям. По его мнению: «Эмоция - это реакция всей личности, включая и организм» [Цит. по: 11, с. 168].
В соответствии с современными представлениями Е. П. Ильина [15], В. М. Смирнова, А. И. Трохачёва [26], эмоциональное реагирование человека представляет собой сложный комплекс реакций на явления окружающей действительности, заключающийся в когнитивном оценивании ситуации и на этой основе её дальнейшем аффективном отражении и регуляции своего поведения и деятельности в социальном
окружении.
Проблема изучения эмоционального реагирования поднималась ещё на страницах работы У Джеймса: «К несчастью, огромное большинство психологических исследований эмоций - чисто описательного характера <...> Эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности, но вы не найдёте в них никаких логических обобщений» [Цит. по: 11, с. 93].
Схожую критику взглядов того времени на проблему изучения эмоций отразил в своих теоретических воззрениях Л. С. Выготский. Он писал: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость только применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля» [10, с. 106].
Многочисленные определения эмоций представлены в литературе через указание их роли и функций, которые ими выполняются. Участие эмоций в управлении поведением и деятельностью человека обсуждалось ещё мыслителями Древней Греции (Аристотель), Европы (Р. Декарт). Понимание эмоций как средства коммуникации и эмоциональной основы межличностных отношений представлено в работах Г. М. Андреевой [2], В. А. Лабунской [18], Я. Рейковского [22]. Роль эмоций в когнитивных процессах и творчестве отмечается в трудах Л. С. Выготского [9], О. К. Тихомирова [27]. Участие эмоций в регуляции и произвольном управлении поведением и деятельностью, рассматривается в работах И. А. Васильева [4], Е. Д. Хомской [28]. Некоторыми авторами эмоции связываются с переживаниями, другие учёные описывают их как источник энергии для мысли, как то, чему служит познание, как
необходимое средство для развития социальных контактов и связующее звено человеческих отношений.
Исследовательская часть. Нами было реализовано теоретическое исследование социально-психологических аспектов проблемы эмоционального реагирования, определения его феноменологической природы, структурных компонентов и характеристик уровневой организации. На основании анализа современного состояния проблемы эмоционального реагирования были выявлены дефициты и обозначены перспективы исследования в рассматриваемой области. Прежде всего, перспектива исследования касается социально-психологического анализа структурно-иерархической организации эмоционального реагирования как сложного многокомпонентного и многогранного образования. Реализация такой перспективы представляется, на наш взгляд, важным как для развития теории эмоциональных процессов, так и расширения сферы её практического применения в социальной психологии.
Эмоциональные процессы как один из компонентов межгрупповой адаптации исследовал А. В. Булгаков [3], по мнению которого феноменология их изучения должна осуществляться в проекции двух аспектов: структурно-функциональном и ценностно-мировоззренческом. Осуществим социально-психологический анализ феноменологических оснований эмоционального реагирования с учётом обозначенных учёным ключевых аспектов анализа.
Структурно-функциональный аспект. Представленное многообразие функций эмоций свидетельствует о необходимости понимания их как сложных причинно-обусловленных явлений, реакций не отдельной системы или органа, а личности и ее прошлого апперцептивного опыта в целом, с включением психических, физиологических и поведенческих уровней (субсистем). Понимание полифункциональности эмоций побудило нас к рассмотрению эмо-
циональных явлений как многоуровневой и многокомпонентной системы, включающей различные компоненты (стороны) эмоционального реагирования.
На многокомпонентность эмоций указывал К. Изард [14], по мнению которого комплексное определение феномена эмоций должно включать в себя физиологический, экспрессивный и чувственный компоненты. Многогранный и многокомпонентный состав эмоционального реагирования рассматривал Е. П. Ильин [15]. Автором были обозначены следующие ключевые компоненты эмоционального реагирования: психофизиологический, импрессивный и экспрессивный.
Психофизиологический компонент. На связь эмоций с физиологическими реакциями организма указывали многие учёные. Эмоциональные явления являются результатом системной деятельности мозга, в которой различные структуры головного мозга принимают разное участие. Большой вклад в изучение психофизиологии эмоций привнёс А. Р. Лурия. Реализуя исследование аффективных процессов, он указывал: «...корни всякого аффективного состояния сосредоточены в деятельности его нервной системы» [21, с. 507].
Особое внимание физиологическим проявлениям уделяли У. Джеймс [Приводится по: 11] и Г. Ланге [Приводится по: 15], которые доказывали, что без физиологических изменений эмоция не проявляется. О возникновении переживания человека можно судить по характеру изменений ряда вегетативных показателей: частоте сердечных сокращений, изменению цвета кожи, артериальном давлении и др.
Следующим аспектом эмоционального реагирования является его экспрессивный компонент. Экспрессия является индикатором эмоциональных состояний и показателем многообразия отношений человека к окружающему миру. Современной науке известно большое разнообразие как способов выражения эмоциональных реакций,
так и экспрессивных каналов, посредством которых эти способы реализуются.
Мимические средства экспрессии изучались М. Г. Агавелян [1], К. Изардом [14],
B. А. Лабунской [18], Я. Рейковским [22] и др. Учёными проведён целый ряд экспериментальных исследований экспрессивного выражения эмоций. Сконструированы фотоэталоны мимических выражений ряда эмоций.
На основании обобщённого анализа полисенсорной природы экспрессивного выражения эмоций В. А. Лабунской [18] была разработана классификация каналов передачи экспрессивной информации и описаны мимические признаки ряда эмоциональных реакций.
В психологии один из подходов к систематизации форм внешних экспрессивных выражений эмоциональных реакций был предпринят Я. Рейковским [22]. Им были выделены несколько таких форм: выразительные движения, эмоциональные действия и высказывания об испытываемых эмоциональных реакциях.
Выразительные движения - внешнее проявление эмоциональных реакций. Каждая эмоциональная реакция сопровождается физическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в целом. Эмоциональные действия совершаются для того, чтобы выразить или «разрядить» эмоциональное состояние. Эмоциональные высказывания выполняют функцию посредника между индивидом и его эмоциональной реакцией.
Импрессивный компонент эмоционального реагирования. Взаимодействие эмоций с предметным содержанием рассматривается современными исследователями как один из основных механизмов, активизирующих сферу представлений, познавательных процессов и сознания в целом.
C. Л. Рубинштейн указывал, что выявление и овладение предметной областью эмоций, их «опредмеченность» является важнейшим инструментом осознания и регуляции
эмоциональных переживаний [23]. Отношения между эмоциональной реакцией и её предметом приобретают знаково-опосредованный характер. Эмоциональная реакция как знак несёт информацию о том, что этот объект обладает определенным значением для субъекта, а модальность реакции раскрывает, как именно он значим.
Пониманию сущности эмоций посредством их неразрывной связи с сознанием уделяли внимание многие отечественные психологи (Ф. Е. Василюк [5], Л. С. Выготский [9], А. Н. Леонтьев [20], С. Л. Рубинштейн [23] и др.). По мнению учёных, эмоции представляют собой не только биологические образования, обусловленные механизмами деятельности нервной системы, но и продукт общественно-исторического развития человечества. Модель эмоционального ответа и его организация является изменчивой структурой, развивается и совершенствуется в процессе онтогенеза и под влиянием социокультурного опыта.
С позиций социально-психологического анализа ценностно-мировоззренческой составляющей [3], культура и общество, а следовательно, и социальные ценности являются материалом индивидуального развития, которое заключается в их активном присвоении субъектом, превращении в собственное достояние личности.
В отечественной социальной психологии, начиная с работ Л. С. Выготского [10], утвердилось мнение о культурно-исторической природе развития высших психических функций. Не являются исключением эмоциональные процессы, развитие которых всецело формируется под влиянием социальных условий. Процесс развития эмоциональных явлений предполагает изменение содержания, качества переживаний и их функциональной роли, опосредование эмоциональных реакций социальным и предметным содержанием.
По мнению А. Н. Леонтьева [20], даже «низшие эмоции» являются у человека
продуктом общественно-исторического развития, результатом трансформации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формированием новых видов эмоций - с другой. Главное отличие «натуральных эмоций» Л. С. Выготский видит в уровне опосредованности, системности, произвольности и управляемости последних [10].
Следовательно, систему эмоциональной регуляции поведения, отражением реакции которой являются психофизиологические состояния, можно представить как многокомпонентную и многоуровневую, включающую психический уровень (в том числе переживания человека), физиологический (центральная и вегетативная нервная система) и поведенческий уровень (психомоторные реакции, мимика, пантомимика). В любом эмоциональном реагировании все эти уровни должны быть так или иначе представлены, и только по совокупности показателей сущностных характеристик, отражающих каждый из этих уровней, можно делать заключение об имеющемся у человека состоянии [15, с. 35].
Первое представление об эмоциональных характеристиках с учетом феноменологии эмоций предложил В. Вундт [Приводится по: 11]. Им были определены три эмоциональных измерения по следующим оппонентным характеристикам эмоций: «удовольствие - неудовольствие», «расслабление - напряжение», «возбуждение -успокоение».
Одной из наиболее полных и ёмких систематизаций основных сущностных характеристик эмоциональных реакций, поставленных на фактологическую основу, является систематика Е. П. Ильина [15]. Им были выделены следующие феноменологические характеристики: «интенсивность» (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов); «длительность протекания» (кратковременные или длительные); «влияние на поведение и деятельность» (стимулирующее
или тормозящее); «предметность» (степень осознанности и связи с конкретным объектом) и «наличие знака» (положительные или отрицательные переживания).
Некоторые сущностные характеристики эмоционального реагирования, представленные в систематике Е. П. Ильина [15], были уточнены и дополнены в экспериментальном исследовании Н. Ю. Верхоту-ровой [7]. С целью изучения особенностей эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития было раскрыто содержание и определены параметры оценки следующих сущностных характеристик: «длительность», «интенсивность», «предметность» и «дифферен-цированность».
Длительность эмоционального реагирования - качественная и (или) количественная характеристика, выражающая продолжительность действия эмоционального реагирования во времени.
Интенсивность эмоционального реагирования - качественная и (или) количественная характеристика, выражающая степень силы, напряжённости, насыщенности эмоционального реагирования.
Предметность эмоционального реагирования - качественная и (или) количественная характеристика, выражающая меру понимания и осознания переживаемых эмоциональных реакций (состояний), а также причин, их вызывающих.
Дифференцированность эмоционального реагирования - качественная и (или) количественная характеристика, выражающая меру опосредованности эмоционального реагирования предметным содержанием; различение эмоциональных реакций на основе выделения существенных признаков их экспрессивного выражения.
Результаты исследования. Социально-психологический анализ современного состояния проблемы эмоционального реагирования, определения его феноменологической сущности и структурной
организации показал, что данная проблема по-прежнему сохраняет свою актуальность. Следует подчеркнуть, что хотя большинство исследователей признают огромную роль эмоций в жизнедеятельности человека, тем не менее, в психологии до сих пор отсутствует единое общепризнанное, четкое определение эмоций. Такие понятия, как «аффект», «чувство» и «эмоция» нередко используются как тождественные и взаимозаменяемые. Это свидетельствует как о нечетком понимании самого психического явления - эмоций, так и об отсутствии предельно ясного представления о систематике эмоциональных проявлений, классификации эмоциональных процессов и свойств.
Аналитический обзор существующих подходов к пониманию феноменологической сущности эмоционального реагирования и авторское экспериментальное исследование в данной области позволили определить оптимально-допустимый комплекс его ключевых характеристик: интенсивность, предметность, длительность, дифференцирован-ность. Данные сущностные характеристики одновременно могут рассматриваться в качестве основных индикаторов и критериев
оценки эмоционального реагирования.
Рассмотренное нами многообразие характеристик, функций и компонентов эмоций свидетельствует о необходимости понимания эмоциональных проявлений как сложных системных образований, имеющих многоуровневую и многокомпонентную структуру, организация которой носит динамический характер, развивается в процессе онтогенеза посредством созревания нервного субстрата и накопления социокультурного опыта.
Следует также отметить, что, несмотря на сложившееся понимание феномена эмоционального реагирования, в психологии до сих пор отсутствуют комплексные исследования, посвященные целостному изучению совокупности всех его компонентов и характеристик структурно-уровневой организации. Изучение эмоциональных проявлений посредством входящих в их структуру компонентов представляется, на наш взгляд, перспективным направлением, как в определении феноменологической природы рассматриваемых явлений и их систематике, так и в понимании механизмов и закономерностей их возникновения, оформления и протекания.
Библиографический список
1. Агавелян М. Г. Опознание невербального поведения человека умственно отсталыми школьниками: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 1998. - 19 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 364 с.
3. Булгаков А. В. Принцип культурного опосредования как основа сравнительного анализа результатов исследований межгрупповой адаптации в организациях // Вестник РГГУ: научно-практическое издание. Серия «Психология. Педагогика. Образование». - 2015. -№ 10 (153). - С. 37-59.
4. Васильев И. А., Виноградов Ю. Е., Виноградова А. А. и др. Эмоции и интеллект // Искусственный интеллект и психология. - М.: Наука,
1976. - С. 133-227.
5. Василюк Ф. Е. Фрустрация // Психология состояний: хрестоматия / под ред. А. О. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. - С. 432-435.
6. Верхотурова Н. Ю. К проблеме определения структуры и механизмов эмоционального реагирования // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 5. - С. 150-154.
7. Верхотурова Н. Ю. Комплексная оценка эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития // Вестник Череповецкого государственного университета. -2012. - № 4 (43), Т. 2. - С. 142-146.
8. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: хрестоматия. - М.: Изд-во Моск. ун-та,
1984. - С. 3-28.
9. Выготский Л. С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. - 1958. - № 3. - С. 125-134.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология (Психология: Классические труды) / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
11. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология мотивации и эмоций: хрестоматия - М.: ЧеРо, 2002. - 752 с.
12. Дмитриев А. А., Ковылова Е. В. Оценка эффективности психокоррекционной технологии коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Сибирский педагогический журнал. - 2011. -№ 5. - С. 242-250.
13. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
14. Изард К. Э. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 440 с.
15. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
16. Кошелёва А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие. - М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 176 с.
17. Куницына В. Н. Межличностное общение: учебник. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
18. Лабунская В. А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с.
19. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 256 с.
20. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций. - М.: МГУ, 1971. - 40 с.
21. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. -М.: Изд-во МГУ, 1973. - 504 с.
22. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. -С. 179-223.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.
24. Селезнёв В. Н., Шульга Т. И. Эмоциональные компетенции успешности профессиональной деятельности руководителя // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. -2015. - № 3. - С. 47-59.
25. Симонов П. В. Отражательно-оценочная функция эмоций // Психология мотивации и эмоций: хрестоматия. - М.: ЧеРо, 2002. -С. 224-228.
26. Смирнов В. М., Трохачёв А. И. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций // Чувства, влечения, эмоции / под ред. В. С. Дерябина. - Л.: Л.-универ-т, 1974. - 345 с.
27. Тихомиров О. К. Эмоции в структуре мыслительной деятельности // Тезисы докладов к XX международному психологическому конгрессу. - М.: Наука, 1972. - С. 183-186.
28. Хомская Е. Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 464 с.
29. Harris P. L. Children and emotion // The Development of Psychological understanding. - Oxford, England: Basil Blackweii, 1989. -P. 25-117.
30. Sroufe L. A. Emotional development: The organization of emotional life in early years. -Cambridge, England: Cambridge University Press, 1996.
Поступила в редакцию 23.04.2018
Dmitriev Alexey Andreevich
Dr. Sci. (Pedag.), Prof. of the Department Special Pedagogy and Inclusive Education, Moscow State Regional University, aa.dmitriev@mgou.ru, ORCID 0000-0002-3880-8094, Moscow
Verkhoturova Natalia Yuryevna
Cand. Sci. (Psychol.), Assoc. Prof. of the Department of Special Psychology at the Institute of Social and Humanitarian Technologies, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astaf'ev, verhotyrovs@mail.ru, ORCID 0000-0003-2296-7397, Krasnoyarsk
emotional response: phenomenology, structural-component composition, problems and prospects of research
Abstract. The article presents a socio-psychological analysis of the problem of studying the emotional response, its structure and phenomenological essence. The content of emotional response mechanism as the multilevel and multi-component system through the description of its main structural components, essential characteristics and functions. Analyzes the scientific approaches of domestic and foreign authors as an understanding of the phenomenological nature of emotional responses, identify its essential characteristics and diversity of functions and scientific and methodological developments to the determination of the structural and hierarchical organization and systematics of the phenomenon under study. The author's decision in determining the key characteristics of the emotional response is presented and their content is disclosed. Based on the analysis of existing scientific approaches necessity to develop integrated research devoted to holistic multi-dimensional study of its structural components and characteristics of tiered organization. The problems and perspectives of research in this area are discussed.
Keywords: emotional reaction, emotional reactions, components of emotional response, characteristics of emotional response, multi-level system of emotional regulation of behavior.
References
1. Agavelyan, M. G., 1998. Identification of nonverbal behavior of a person with mentally retarded schoolchildren. Cand. Sci. (Psychol.). Ekaterinburg, 19 p. (In Russ.)
2. Andreeva, G. M., 2002. Social Psychology: A Textbook for Higher Educational Institutions: A Textbook. 5th ed., Rev. and additional. Moscow: Aspect Press Publ., 364 p. (In Russ.)
3. Bulgakov, A. V., 2015. Principle of cultural mediation as the basis for a comparative analysis of the results of studies of intergroup adaptation in organizations. Vestnik RSUH: scientific and practical publication. Series "Psychology. Pedagogy. Education", 10 (153), pp. 37-59. (In Russ.)
4. Vasiliev, I. A., Vinogradov, Yu. E., Vinogra-dova A. A. et al., 1976. Emotions and Intellect. Artificial Intelligence and Psychology. Moscow: Nauka Publ., pp.133-227. (In Russ.)
5. Vasilyuk, F. E., 2004. Frustration. Psychology of states: Reader. St. Petersburg: Speech Publ.,
pp. 432-435. (In Russ.)
6. Verkhoturova, N. Yu., 2012. To the Problem of Determining the Structure and Mechanisms of the Emotional Reaction. Siberian Pedagogical Journal, 5, pp. 150-154. (In Russ.)
7. Verkhoturova, N. Yu., 2012. A comprehensive assessment of the emotional response of students of primary school age with a violation of intellectual development. Bulletin of Cherepovets State University: a scientific journal, 4 (43), T. 2, pp. 142-146. (In Russ.)
8. Vilyunas, V. K., 1984. The main problems of the psychological theory of emotions. Psychology of emotions: reader, pp. 3-28. (In Russ.)
9. Vygotsky, L. S., 1958. Problem of emotions. Questions of psychology, 3, pp. 125-134. (In Russ.)
10. Vygotsky, L. S., 1999. Pedagogical Psychology (Psychology: Classical Works). Moscow: Pedagogika-Press Publ., 536 p. (In Russ.)
11. Gippenreiter, Yu. B., 2002. Psychology of motivation and emotion: reader. Moscow: CheRo Publ., 752 p. (In Russ.)
12. Dmitriev, A. A., Kovylova E. V., 2011. Evaluation of the effectiveness of psychocorrec-tional technology of communicative development of older preschool children with general speech underdevelopment. Siberian Pedagogical Journal, 5, pp. 242-250. (In Russ.)
13. Zaporozhets, A. V., 1985. Emotional development of a preschooler. Moscow: Enlightenment, 176 p. (In Russ.)
14. Izard, K. E., 1980. Emotions of man. Moscow: MGU Publ., 440 p. (In Russ.)
15. Ilyin, E. P., 2001. Emotions and feelings. St. Petersburg: Peter Publ., 752 p. (In Russ.)
16. Koshelova, A. D., 2003. Emotional development of preschool children. Moscow: Academy Publ., 176 p. (In Russ.)
17. Kunitsyna, V. N., 2001. Interpersonal communication: Textbook. St. Petersburg: Peter, 544 p. (In Russ.)
18. Labunskaya, V. A., 1999. Human Expression: Communication and interpersonal cognition. Rostov on Don: Phoenix Publ., 608 p. (In Russ.)
19. Lafrene, P., 2004. Emotional development of children and adolescents. St. Petersburg: Prime - EVROZNAK Publ., 256 p. (In Russ.)
20. Leontiev, A. N., 1971. Needs, motives and emotions: a summary of lectures. Moscow: MGU Publ., 40 p. (In Russ.)
21. Luria, A. R., 1973. Fundamentals of Neu-ropsychology. Moscow: Moscow State University Publ., 504 p. (In Russ.)
22. Reikovsky, Ya., 1979. Experimental psychology of emotions. Moscow: Progress Publ., pp. 179-223. (In Russ.)
23. Rubinshtein, S. L., 1999. Fundamentals of General Psychology. St. Petersburg: Peter Publ., 720 p. (In Russ.)
24. Seleznev, V. N., Shulga T. I., 2015. Emotional competencies for the success of the professional activities of the leader. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological sciences, 3, pp. 47-59. (In Russ.)
25. Simonov, P. V., 2002. Reflective-evaluative function of emotions. Psychology of motivation and emotions: reader. Moscow: CheRo Publ., pp. 224-228. (In Russ.)
26. Smirnov, V. M., Trokhachev, A. I., 1974. On psychology, psychopathology and physiology of emotions: Senses, Attitudes, Emotions. L., 345 p. (In Russ.)
27. Tikhomirov, O. K., 1972. Emotions in the structure of intellectual activity. Abstracts of the reports for the XXth International Psychological Congress. Moscow: The science Publ., pp. 183-186. (In Russ.)
28. Chomskaya, E. D., Batova, N. Ya., 1992. Brain and emotions. Moscow: MGU Publ., 464 p. (In Russ.)
29. Harris, P. L., 1989. Children and emotion: The Development of Psychological understanding. Oxford, England: Basil Blackweii Publ., pp. 25-117.
30. Sroufe, L. A., 1996. Emotional development: The organization of emotional life in early years. Cambridge, England: Cambridge University Press Publ.
Submitted 23.04.2018