Научная статья на тему 'Эмоциональное реагирование: функции, компоненты, характеристики, проблемы и перспективы исследования'

Эмоциональное реагирование: функции, компоненты, характеристики, проблемы и перспективы исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5701
659
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ / EMOTIONAL REACTING / EMOTIONAL REACTIONS / EMOTIONAL PROCESSES / COMPONENTS OF EMOTIONAL REACTING / CHARACTERISTICS OF EMOTIONAL REACTING / MULTILEVEL SYSTEM OF EMOTIONAL REGULATION OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Верхотурова Наталья Юрьевна

В статье представлен теоретический анализ современных подходов к проблеме изучения эмоционального реагирования. Раскрывается содержание механизма эмоционального реагирования как многоуровневой системы через описание основных его компонентов, характеристик и функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional Reacting: Functions, Components, Characteristics, Problems and Investigation Perspectives

The article represents a theoretical analysis of modern approaches to the study of emotional reacting. The mechanism of emotional reacting as a multilevel system is disclosed through describing its main components, characteristics and functions.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное реагирование: функции, компоненты, характеристики, проблемы и перспективы исследования»

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ: ФУНКЦИИ, КОМПОНЕНТЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Н.Ю. Верхотурова

Кафедра специальной психологии института специальной педагогики Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева ул. Взлётная, 20, Красноярск, Россия, 660135

В статье представлен теоретический анализ современных подходов к проблеме изучения эмоционального реагирования. Раскрывается содержание механизма эмоционального реагирования как многоуровневой системы через описание основных его компонентов, характеристик и функций.

Ключевые слова: эмоциональное реагирование, эмоциональные реакции, эмоциональные процессы, компоненты эмоционального реагирования, характеристики эмоционального реагирования, многоуровневая система эмоциональной регуляции поведения.

Эмоциональная сфера рассматривается на современном этапе развития науки как одна из базовых предпосылок, предопределяющих полноценное психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию самого себя, своих возможностей, способностей, мира окружающих предметов и явлений.

Исследования, проведенные отечественными и зарубежными психологами [12; 16; 28; 29], показали, что эмоции играют важную роль в адекватном понимании окружающих явлений и событий, а также в адаптивном реагировании на них; помогают воспринимать действительность, реагировать на нее, управлять своим поведением и деятельностью.

Следует отметить, что, несмотря на многочисленные публикации и широкий круг психологических исследований отечественных и зарубежных авторов в изучении эмоциональной сферы личности как многогранного образования (достаточно сослаться на обзоры экспериментального их изучения в работах К. Изарда [14], Р.С. Лазаруса [9], П. Лафренье [19], а также отечественных авторов: Ф.Е. Васи-люка [2], Л.С. Выготского [6], А.В. Запорожца [12], П.В. Симонова [24] и др.), недостаточно изученными остаются вопросы структуры и особенностей эмоционального реагирования, психофизиологических паттернов их возникновения, а также специфики и механизмов проявления в различных ситуациях окружающей действительности.

Основной вклад в изучение эмоционального реагирования внесли такие ученые, как Е.П. Ильин [15], С.Л. Рубинштейн [23], В.М. Смирнов, А.И. Трохачёв [25], Е.Д. Хомская [27] и др.

Проблема изучения эмоционального реагирования поднималась еще на страницах работы У. Джеймса: «К несчастью, огромное большинство психологических

исследований эмоций — чисто описательного характера... Эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности, но вы не найдете в них никаких логических обобщений» [9. С. 93].

Данная проблема сохраняет свою актуальность и на сегодняшний день. Большинство исследователей признают огромную роль эмоций в жизнедеятельности человека, однако в психологии до сих пор царят разночтения, а также большая путаница и неточности даже в терминологическом аппарате. Об этом свидетельствует отсутствие общепризнанного, четкого определения эмоций [12]. Такие понятия, как «аффект», «чувство» и «эмоция», нередко используются как тождественные и взаимозаменяемые, что свидетельствует о нечетком различении отдельных подклассов целостной и динамично изменяющейся в онтогенезе многоуровневой системы эмоционального реагирования.

В современной психологии предлагается множество самых разнообразных определений понятия «эмоция». Единственное положение, в котором сходятся практически все ученые, состоит в том, что это понятие не имеет никакого общепринятого определения. Эмоция (от лат. emovere возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение.

Еще П. Жане писал о том, что эмоцию не нужно сводить только к внутреннему переживанию или к физиологическим проявлениям. По его мнению, «эмоция — это реакция всей личности, включая и организм...» [9. С. 168]. О многокомпо-нентности эмоций также писал К. Изард [14], по мнению которого, влияние любой эмоции генерализованное и физиологические системы и органы в большей или меньшей степени задействованы в эмоции.

Многочисленные определения эмоций представлены в литературе через указание их роли и функций, которые ими выполняются. Отмечается роль эмоций в когнитивных процессах и творчестве [6; 26]; компенсаторная функция эмоций и их способность служить дополнительным средством коммуникации [5; 18]. Эмоции рассматриваются как форма существования и развития потребностей [23; 24]; способ ориентировки [8; 11]; субъективный носитель мотивации [4]; мотиваци-онно-смысловая ориентация [12].

В соответствии с представлениями Е.П. Ильина [15], В.М. Смирнова, А.И. Тро-хачёва [25], эмоциональное реагирование человека представляет собой сложный комплекс реакций на явления окружающей действительности, заключающийся в когнитивном оценивании ситуации и на этой основе ее дальнейшем аффективном отражении и регуляции своего поведения и деятельности в социальном окружении.

Согласно исследованиям Е.П. Ильина, эмоциональное реагирование — причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности и ее прошлого апперцептивного опыта в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и регуляции, относящихся ко всем подструктурам и сторонам личности [15. С. 33]. В соответствии с этим автор предлагает в эмоциональном реагировании выделять следующие аспекты: психофизиологический, импрессивный и экспрессивный.

По данным современных исследований [17; 19; 29], эмоциональные реакции представляют собой психофизиологический феномен, поэтому о возникновении переживания человека можно судить как по его самоотчету о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей, психомоторике, мимике, пантомимике, голосу.

О связи эмоций с физиологическими реакциями организма писали еще Аристотель (эмоциональные процессы реализуются совместно с «душой» и «телом» [9. С. 26]), Р. Декарт (страсть, возникающая в душе, имеет своего «телесного двойника» [9. С. 40]). Особое внимание физиологическим проявлениям уделяли У. Джеймс и Г. Ланге, которые доказывали, что без физиологических изменений эмоция не проявляется [9].

Н.Д. Левитов рассматривает эмоцию как «рефлекторную психо-вегетативную реакцию, связанную с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации, ее исходу (событию)...» [9. С. 319].

Таким образом, всякое эмоциональное реагирование является как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем. И переживания, и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т.е. всегда сопутствуют друг другу [15].

Следующим аспектом эмоционального реагирования является его экспрессивный компонент. Еще Ч. Дарвин [10] придавал большое значение, внешнему выражению эмоций, подчеркивая их единство. Экспрессия может выражаться через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства передачи информации.

Мимические средства экспрессии изучались М.Г. Агавелян [1], К. Изардом [14], В.А. Лабунской [18], Я. Рейковским [22], П. Экманом [15] и др. Общим для всех определений экспрессивных выражений, представленных в научной литературе, является акцент на функции отражения в выразительных движениях эмоциональных состояний человека, проявляемых в мимике, пантомимике, интонационных и вегетативных изменениях.

К. Изард и П. Экман описали мимические признаки базовых эмоций [15. С. 25]. Проведенные исследования позволили им сконструировать схематические фотоэталоны мимических выражений ряда эмоций.

Я. Рейковский предлагает в эмоциональном реагировании различать следующие формы внешних экспрессивных выражений: выразительные движения (реакции), эмоциональные действия и высказывания об испытываемых эмоциональных реакциях [22. С. 153]. Выразительные движения, по мнению автора, представляют собой внешнее проявление эмоциональных реакций. Каждая эмоциональная реакция сопровождается физическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в целом. Эмоциональные действия совершаются для того, чтобы выразить или «разрядить» эмоциональное состояние. Эмоциональные высказывания выполняют функцию посредника между индивидом и его эмоциональной реакцией. Зрелая эмоция доступна опосредованной регуляции, рефлексии, основным средством которой является речь.

Переживанию как импрессивному компоненту эмоционального реагирования уделяли внимание в своих исследованиях Ф.Е. Василюк [2], Л.С. Выготский [7], А.Н. Леонтьев [20], С.Л. Рубинштейн [23] и др.

Л.С. Выготский определял переживание как особую интегральную единицу сознания [7]. К.К. Платонов рассматривал переживание как психическую форму отражения, являющуюся одним из трех атрибутов сознания [21].

Следовательно, систему эмоциональной регуляции поведения, отражением реакции которой являются психофизиологические состояния, можно представить как многоуровневую, включающую психический уровень (в том числе переживания человека), физиологический (центральная и вегетативная нервная система) и поведенческий уровень (психомоторные реакции, мимика, пантомимика). В любом эмоциональном реагировании все эти уровни должны быть так или иначе представлены, и только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно делать заключение об имеющемся у человека состоянии [15. С. 35].

Согласно взглядам Е.П. Ильина [15], В.М. Смирнова, А.И. Трохачёва [25], Е.Д. Хомской [27], помимо аспектов в эмоциональном реагировании необходимо выделять его основные виды и характеристики.

По мнению Е.П. Ильина [15], такими характеристиками эмоционального реагирования являются: интенсивность (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов); длительность протекания (кратковременное или длительное); влияние на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее); предметность (степень осознанности и связи с конкретным объектом) и наличие знака (положительные или отрицательные переживания).

Согласно Б.И. Додонову [11], основными характеристиками эмоционального реагирования являются эмоциональное возбуждение, которое определяет мобилизационные сдвиги в организме; знак эмоции, который возникает в зависимости от оценки индивидом происходящего события; степень контроля.

Е.Д. Хомская [27] наряду со знаком и интенсивностью выделяет такие характеристики, как их реактивность (быстрота возникновения или изменения), качество (связь с потребностью), а также степень их произвольного контроля.

По мнению А.Т. Злобина [13], эмоционально-личностная сфера представлена различными эмоциональными явлениями, которые можно разделить на три основные категории: эмоциональная реактивность (кратковременные реакции на эмоциональные стимулы), эмоциональные состояния (более длительные изменения в работе эмоциональных систем), эмоционально-личностные особенности (постоянные присущие человеку эмоциональные качества, определяющие его поведение). Эти категории эмоциональных явлений автор рассматривает как разные по организации уровни эмоционального реагирования.

Согласно современным исследованиям, разновидности эмоционального реагирования, их основные компоненты, характеристики и функции, а также механизмы контроля и регуляция за формой их проявления образуют многоуровневую систему эмоциональной регуляции поведения и деятельности, структурная организация которой имеет динамический характер; развивается в процессе онтогенеза и под влиянием социального опыта.

Следует также отметить, что, несмотря на сложившееся понимание феномена эмоционального реагирования, в психологии до сих пор отсутствуют комплексные исследования, посвященные изучению совокупности всех его компонентов и характеристик уровневой организации. Недостаточно изученными остаются не только вопросы о содержании структуры и механизмов эмоционального реагирования, но и вопросы изменения и совершенствования иерархической организации эмоциональных реакций и их функциональной роли с позиций онтогенетической перспективы, гендерных и культуральных различий.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Агавелян М.Г. Опознание невербального поведения человека умственно отсталыми школьниками: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Екатеринбург, 1998.

[2] Василюк Ф.Е. Фрустрация // Психология состояний: Хрестоматия / Под ред. А.О. Прохорова. — СПб.: Речь, 2004. — С. 432—435.

[3] Верхотурова Н.Ю. Психокоррекционная технология управления эмоциональным реагированием учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Екатеринбург, 2010.

[4] Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: хрестоматия. — М., 1984. — С. 3—28.

[5] Витт Н.В. Личностно-эмоциональная опосредованность выражения эмоций // Вопросы психологии. — 1991. — № 1. — С. 95—107.

[6] ВыготскийЛ.С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. — 1958. — № 3. — С. 125—134.

[7] Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.

[8] Гальперин П.Я. Лекции по психологии. — М.: Высшая школа, 2002.

[9] Гиппенрейтер Ю.Б. Психология мотивации и эмоций: хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гип-пенрейтер, М.В. Фаликман. — М.: ЧеРо, 2002.

[10] Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных: Избранные психологические труды. — СПб.: Питер, 2001. — С. 12—75.

[11] Додонов Б.И. О так называемой «информационной теории эмоций» // Психологический журнал. — 1983. — № 2. — С. 104—116.

[12] Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелёвой. — М.: Просвещение, 1985.

[13] Злобин А. Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 96—99.

[14] Изард К.Э. Эмоции человека. — М.: МГУ, 1980.

[15] Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2001.

[16] Кошелёва А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. А.Д. Кошелёвой, О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. — М.: Академия, 2003.

[17] Куницына В.Н. Межличностное общение / Под ред. В.Н. Куницыной, Н.В. Казариновой,

B.М. Погольши. — СПб.: Питер, 2001.

[18] Лабунская В.А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание. — Ростов н/Д: Феникс, 1999.

[19] Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

[20] Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М.: МГУ, 1971.

[21] Платонов К.К. Психологический практикум. — М.: Высшая школа, 1980.

[22] Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М.: Прогресс, 1979. —

C. 179—223.

[23] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

[24] Симонов П.В. Отражательно-оценочная функция эмоций // Психология мотивации и эмоций: хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. — М.: ЧеРо, 2002. — С. 224—228.

[25] Смирнов В.М., Трохачёв А.И. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций // Чувства, влечения, эмоции / Под ред. В.С. Дерябина. — Л., 1974.

[26] Тихомиров О.К. Эмоции в структуре мыслительной деятельности // Тезисы докладов к XX международному психологическому конгрессу. — М., 1972. — С. 183—186.

[27] Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. — М.: МГУ, 1992.

[28] Harris P.L. Children and emotion // The Development of Psychological understanding. — Oxford, England: Basil Blackweii, 1989. — P. 25—117.

[29] Sroufe L.A. Emotional development: The organization of emotional life in early years. — Cambridge, England: Cambridge University Press, 1996.

EMOTIONAL REACTING: FUNCTIONS, COMPONENTS, CHARACTERISTICS, PROBLEMS AND INVESTIGATION PERSPECTIVES

N.Yu. Verkhoturova

Department of Special Psychology at the Institute of Special Pedagogics Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev Vzlyotnaya str., 20, Krasnoyarsk, Russia, 660135

The article represents a theoretical analysis of modern approaches to the study of emotional reacting. The mechanism of emotional reacting as a multilevel system is disclosed through describing its main components, characteristics and functions.

Key words: emotional reacting, emotional reactions, emotional processes, components of emotional reacting, characteristics of emotional reacting, multilevel system of emotional regulation of behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.