Научная статья на тему 'К проблеме определения структуры и механизмов эмоционального реагирования'

К проблеме определения структуры и механизмов эмоционального реагирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1256
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ / СТРУКТУРА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ / МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Верхотурова Наталья Юрьевна

В статье рассматриваются современные теоретические подходы к определению структуры эмоционального реагирования как многоуровневой системы. Раскрывается содержание механизма эмоционального реагирования через описание основных его компонентов, функций, характеристик и разновидностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме определения структуры и механизмов эмоционального реагирования»

УДК 159.942

Верхотурова Наталья Юрьевна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, verhotyrovs@mail.ru, Красноярск

К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ И МЕХАНИЗМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются современные теоретические подходы к определению структуры эмоционального реагирования как многоуровневой системы. Раскрывается содержание механизма эмоционального реагирования через описание основных его компонентов, функций, характеристик и разновидностей.

Ключевые слова: эмоциональное реагирование, эмоциональные реакции, структура эмоционального реагирования, компоненты эмоционального реагирования, характеристики эмоционального реагирования, механизмы эмоционального реагирования.

Verhoturova Natalia Yuryevna

Candidate of psychology sciences of the Department of Special Psychology at the Institute of Special Pedagogics of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V P. Astafyev, verhotyrovs@mail.ru, Krasnoyarsk

ABOUT PROBLEM OF DEFINING THE STRUCTURE AND MECHANISMS OF EMOTIONAL REACTING

Abstract. The article presents modem theoretical approaches in defining the structure of emotional reacting as a multilevel system. The mechanism of emotional reacting is disclosed through description of its main components, functions, characteristics and variations.

Keywords: emotional reacting, emotional reactions, structure of emotional reacting, components of emotional reacting, characteristics of emotional reacting, mechanisms of emotional reacting.

Исследования, проведённые отечественными и зарубежными психологами (А. В. Запорожец, А. Д. Кошелёва, О. А. Шаграева, С. А. Козлова, P. L. Harris, L. A. Sroufe и др.) показали, что эмоции играют важную роль в адекватном понимании окружающих явлений и событий, участвуют в процессах познания, помогают воспринимать действительность, реагировать на неё, управлять своим поведением и деятельностью.

В соответствии с современными представлениями Е. П. Ильина [4], В. М. Смирнова, А. И. Трохачёва [6], эмоциональное реагирование представляет собой сложный комплекс реакций на явления окружающей действительности, заключающийся в когнитивном оценивании ситуации и на этой основе её дальнейшем аффективном отражении и регуляции своего поведения и деятельности в социальном окружении.

Несомненная роль эмоций в жизнедеятельности человека отмечается многими авторами. Однако в современной науке и практике психологии накоплены достаточно противоречивые сведения, касающиеся представлений психологов о сущности эмоциональных проявлений, их природы, структуры и механизмов возникновения. Поэтому со всей очевидностью актуальными для нас сегодня представляются слова, высказанные ещё Э. Клапаредом: «Психология аффективных процессов — наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения... Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы» [2, с. 93].

Об эмоциях написано очень много, как в художественной, так и в научной литера-

туре, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на обзоры экспериментального их изучения в работах К. Изарда, Р. С. Лазаруса, П. Лафренье, Ф. Е. Василюка, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др.

Следует отметить, что, несмотря на многочисленные публикации и широкий круг психологических исследований отечественных и зарубежных авторов в изучении эмоциональной сферы личности, как многогранного образования, недостаточно изученными остаются вопросы определения структуры и особенностей эмоционального реагирования, психофизиологических паттернов их возникновения, а также специфики и механизмов проявления в различных ситуациях окружающей действительности.

Значительный вклад в изучение представлений о генезисе эмоциональных теорий внёс В. К. Вилюнас, по мнению которого можно выделить два основных подхода во взглядах на эмоциональное реагирование. В одном случае, оно не является чем-то специфичным и, сопутствуя всякому психическому процессу, выполняет универсальную роль. В другом случае, эмоциональное реагирование рассматривается как самостоятельный феномен, частный механизм реагирования и регуляции поведения и деятельности.

Проблема определения структуры и механизмов эмоционального реагирования сохраняет свою актуальность и на сегодняшний день. Следует подчеркнуть, что хотя большинство исследователей признают огромную роль эмоций в жизнедеятельности человека, тем не менее, в психологии до сих пор царят разночтения, а так же большая путаница даже в определении природы и сущности самого феномена эмоционального реагирования. Имеющаяся многоликость подходов во многом обуславливает разрозненные представления психологов как о дифференциальных характеристиках данного класса психических явлений, выделении квалификационных параметров для их оценивания, так и в определении основных компонентов и механизмов структурной организации эмоционального реагирования и систематизации его видов.

В ряде отечественных и зарубежных исследований (А. Т. Злобин, В. М. Смирнов,

А. И. Трохачёв, Р. Лазарус, Л. А. Сроуф, С. Шехтер и др.) предпринимались попытки составить схематическое представление о структуре и механизмах возникновения эмоционального реагирования.

Одной из первых таких подходов в психологии была когнитивная теория эмоционального реагирования М. Арнольд. Автор рассмотрела эмоциональный процесс как последовательность, начинающуюся с восприятия стимула, за которым немедленно следует акт оценки, активизирующий, в свою очередь, эмоциональную реакцию. По мнению М. Арнольд, оценка стимула способствует возникновению эмоции по отношению к объекту, персоне или событию, а эмоция - выработке поведенческой реакции достижения или избегания.

В концепции Р. Лазаруса центральной тоже является идея о познавательной детерминации эмоции. По его мнению, каждая эмоциональная реакция, независимо от её содержания, есть функция особого рода познания или оценки. Автором была предложена схема последовательности возникновения эмоционального реагирования, состоящая из следующих взаимосвязанных компонентов: 1)восприятие,2)первичнаяоценка,

3) исследовательская активность (личное значение действий в оцениваемой ситуации),

4) вторичная оценка, 5) тенденция к действию, 6) эмоция как проявление тенденции в переживании, физиологических сдвигах и моторных реакциях. Взаимодействие обозначенных компонентов, по мнению автора, инициирует эмоциональный процесс.

В структурной модели Л. А. Сроуфа, эмоция определяется как субъективная реакция на небезразличное событие, характеризующаяся: 1) физиологическими, 2) чувственными и 3) поведенческими изменениями.

Неоценимый вклад в развитие представлений о сущности эмоционального реагирования, его структуре и механизмах возникновения внёс Е. П. Ильин. Обобщив работы предшественников, он формулирует определение эмоционального реагирования как многокомпонентной структуры, описывает входящие в её состав элементы с включением физиологических, психических и поведенческих аспектов.

Согласно исследованиям Е. П. Ильина, эмоциональное реагирование - причинно

обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности и её прошлого апперцептивного опыта в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и регуляции, относящихся ко всем подструктурам и сторонам личности [4, с. 33]. В структуре эмоционального реагирования автор предлагает выделять следующие его компоненты: 1) психофизиологический, 2) импрессивный и 3) экспрессивный. Обозначенные компоненты представляют собой неотъемлемые стороны эмоционального реагирования, обязательно участвующие, как в механизмах возникновения, так и в выражения эмоциональных реакций человека на любые процессы внутренней среды организма и явления окружающей действительности.

По данным современных исследований (В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша, П. Лафренье, Ь. А. Sroufe), эмоциональные реакции представляют собой психофизиологический феномен, поэтому о возникновении переживания человека можно судить, как по его самоотчёту о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей, психомоторике, мимике, пантомимике, двигательным реакциям, голосу.

О связи эмоций с физиологическими реакциями организма писали ещё Аристотель, Р. Декарт, У Джемс и Г. Ланге, которые доказывали, что без физиологических изменений эмоция не проявляется.

Изучением психофизиологических аспектов эмоционального реагирования также занимались Л. Я. Дорфман, Н. М. Трунова, по мнению которых одна и та же эмоциональная реакция может сопровождаться у разных людей противоположными изменениями ве-гетатики, а, с другой стороны, разные эмоциональные реакции могут сопровождаться одинаковыми вегетативными сдвигами.

Таким образом, всякое эмоциональное реагирование является как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем. Оно имеет внешнее выражение не только по ряду психофизиологических показателей, но и в поведении человека. И переживания, и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т. е. всегда сопутствуют друг другу.

Следующим аспектом эмоционального реагирования является его экспрессивный компонент. Ещё Ч. Дарвин придавал большое значение, внешнему выражению эмоций, подчёркивая их единство. Экспрессия может выражаться через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные, речевые и другие средства передачи информации.

Мимические средства экспрессии изучались М. Г. Агавелян, К. Изардом,

В. А. Лабунской, Я. Рейковским, П. Экманом и др. Общим для всех определений экспрессивных выражений, представленных в научной литературе, является акцент на функции отражения, в выразительных движениях эмоциональных состояний человека, проявляемых в мимике, пантомимике, интонационных и вегетативных изменениях.

Я. Рейковский предлагает в эмоциональном реагировании различать следующие формы внешних экспрессивных выражений: выразительные движения (реакции), эмоциональные действия и высказывания об испытываемых эмоциональных реакциях [5, с. 192].

Выразительные движения, по мнению автора, представляют собой внешнее проявление эмоциональных реакций. Каждая эмоциональная реакция сопровождается физическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в целом. Эмоциональные действия совершаются для того, чтобы выразить или «разрядить» эмоциональное состояние. Эмоциональные высказывания, согласно автору, выполняют функцию посредника между индивидом и его эмоциональной реакцией. Зрелая эмоция доступна опосредованной регуляции, рефлексии, основным средством которой является речь.

Переживанию как импрессивному компоненту эмоционального реагирования уделяли внимание в своих исследованиях: Ф. Е. Василюк, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и другие.

Л. С. Выготский, определял переживание как особую интегральную единицу сознания. Согласно А. Н. Леонтьеву, реальная функция переживаний состоит в том, что они сигнализируют о личностном смысле события. К. К. Платонов рассматривал переживание как психическую форму отраже-

ния, являющуюся одним из трёх атрибутов сознания.

Следовательно, систему эмоциональной регуляции поведения, отражением реакции которой являются психофизиологические состояния, можно представить как многоуровневую, включающую психический уровень (в том числе переживания человека), физиологический (центральная и вегетативная нервная система) и поведенческий уровень (психомоторные реакции, мимика, пантомимика).

Неоценимый вклад в развитие теории эмоций внёс А. Н. Леонтьев (1971) по мнению которого, трудности, обнаруживающиеся при изучении проблемы эмоций, объясняются главным образом тем, что эмоции рассматриваются без достаточно чёткой дифференциации их на различные подклассы, отличающиеся друг от друга как генетически, так и функционально.

Схожих взглядов придерживались А. Т. Злобин [3], Е. П. Ильин [4], В. М. Смирнов, А. И. Трохачёв [6] и др. По мнению исследователей, в структуре эмоционального реагирования помимо аспектов необходимо выделять его основные виды и характеристики. Авторы указывают, что классифицировать виды эмоционального реагирования возможно только в случае уточнения основных его характерологических особенностей.

По мнению Е. П. Ильина такими характеристиками эмоционального реагирования являются: интенсивность (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов); длительность протекания (кратковременные или длительные); влияние на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее); предметность (степень осознанности и связи с конкретным объектом) и наличие знака (положительные или отрицательные переживания).

Изучению эмоционального реагирования на примере учащихся младшего школьно -го возраста с нарушением интеллектуального развития, посвящено исследование

Н. Ю. Верхотуровой [1]. С целью оценки особенностей эмоционального реагирования изучаемого контингента школьников, автором были определены следующие его характеристики: интенсивность, предметность, длительность.

На основании характеристик эмоционального реагирования выделяют его виды. Пер-

воначальные попытки классифицировать виды эмоционального реагирования были предприняты Е. Хаггардом, К. Айзексом, которые открыли существование «кратковременных выражений» лица. Затем, на основе разработанной С. Томкинсоном и дополненной К. Изардом, «Концепции дифференциальных эмоциональных реакций», была разработана классификация видов эмоционального реагирования В. М. Смирновым и А. И. Трохачёвым. Авторы выделяют следующие классы эмоционального реагирования: эмоциональный тон, кратковременные эмоции, устойчивые эмоциональные состояния, эмоциональное поведение.

Основу эмоционального реагирования составляют базовые эмоции, число которых невелико и составляет разницу от шести до десяти по данным разных авторов. Они протекают либо кратковременно (эмоциональные реакции), либо длительно (эмоциональные состояния).

В работе К. Изарда, указываются основные критерии определения «базовых эмоций», среди которых: отчётливо выраженная интенсивность и полярность; связь с конкретным объектом, обстоятельством; возможность выражения при помощи специфической конфигурации мышечных движений лица; эволюционно-биологическая природа возникновения; оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека.

По мнению А. Т. Злобина [3], эмоционально-личностная сфера представлена различными эмоциональными явлениями, которые можно разделить на три основные категории: эмоциональная реактивность (кратковременные реакции на эмоциональные стимулы), эмоциональные состояния (более длительные изменения в работе эмоциональных систем), и эмоционально-личностные особенности (постоянные присущие человеку эмоциональные качества, определяющие его поведение). Данные категории эмоциональных явлений рассматриваются им как разные по организации уровни эмоционального реагирования. При этом эмоциональную реактивность и эмоциональные состояния автор определяет, как собственно эмоции, которые могут проявляться в виде общей эмоциональности (низкой, высокой), в общем эмоциональном фоне (позитивном, не-

гативном) и эмоциональной устойчивости (подвижно сти).

Представленные в отечественной и зарубежной психологии подходы к проблеме изучения структуры и механизмов эмоционального реагирования свидетельствуют о необходимости понимания данного класса психических явлений как многокомпонентной и многоуровневой системы, включающей психический, физиологический и поведенческий уровни иерархической организации. Следует также отметить, что, несмотря на сложившееся понимание феномена эмоционального реагирования, в психологии до сих пор отсутствуют комплексные исследования, посвящённые изучению совокупности всех его компонентов, функций и характеристик структурной организации.

Библиографический список

1. Верхотурова Н. Ю. Психокоррекционная технология управления эмоциональным реагированием учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2010. - 23 с.

2. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций// Психология эмоций: - М.: Просвещение, 1984. - С. 3-114.

3. Злобин А. Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 96-99.

4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

5. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. - С. 179-223.

6. Смирнов В. М. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций // Чувства, влечения, эмоции / под ред. В. С. Дерябина. - Л., 1974. -345 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.