Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИАГНОСТИКИ ВОКАЛЬНЫХ ЗАДАТКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИАГНОСТИКИ ВОКАЛЬНЫХ ЗАДАТКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ВОКАЛЬНЫЕ ЗАДАТКИ / СТУДЕНТЫ / ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ / ДИАГНОСТИКА / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носкова Анна Александровна

Диагностика вокальных задатков и способностей студентов играет важную роль в планирования траектории их профессионального развития. Цель статьи - рассмотрение методов и приемов, которые необходимы для выявления потенциала будущего педагога и для формирования эффективной образовательной траектории. Для этого учитываются индивидуальные психологические особенности студентов. Они влияют на качество овладения специальными певческими приемами и на возможность их использования в педагогической работе. Так обеспечивается профессиональный отбор абитуриентов, способных в полном объеме пройти программу обучения. Диагностику целесообразно начать с беседы, раскрывающей творческий бэкграунд начинающего певца. Проблематичным может быть оценка вокальных задатков абитуриентов, ранее не занимавшихся вокалом и постановкой голоса. В связи с этим необходимо определить особенности их звукообразования с учетом разных подходов. В статье описаны авторские методики диагностики, предложенные Дж. Сильва и Я. Цуй. Компьютерная диагностика, разработанная В.П. Морозовым, основана на акустических исследованиях голоса и установлении психологических показателей. Также учтены исследования в детской педагогике. Среди них авторская методика А.О. Герасименко «Певческая карта» и исследование Г.П. Стуловой. В статье также рассмотрены подходы к диагностике в других сферах науки. Например, медицинское исследование отпечатков пальцев и их математическая обработка; осмотр фониатра и обследование у сурдолога. В итоге качественная диагностика вокальных задатков и способностей студентов позволит сделать образовательный процесс более индивидуализированным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL STUDY OF THE POSSIBILITIES OF DIAGNOSTICS OF VOCAL INDIVIDUALS AND ABILITIES

The testing of university students’ vocal potential and vocal abilities plays an important role in planning their route of professional development. The article aims to describe methods and techniques that reveal a future teacher’s potential and develop their effective educational route. For that, university students’ personal psychological characteristics are considered. They influence the quality of mastering specific singing techniques and the possibility of employing them in training. This way allows selecting university applicants able to complete the learning program. The testing should begin with some talk to reveal a beginning singer’s creative background. It is difficult to assess the vocal potential of university applicants who have not practiced singing and vocal training before. Hence it is necessary to present different approaches to determine peculiarities of their sound generation. The article describes original methods of testing by J. Silva and Y. Cui. The computer testing developed by V.P. Morozov is based on the acoustic research of voice and setting psychological properties. There are also studies in child-centred pedagogy. They include A.O. Gerasimenko’s methods “The Singer’s Report” and G.P. Stulova’s research. The article also presents approaches to the testing in other sciences. For example, a medical research of fingerprints and their mathematical processing; a phoniatrician’s and audiologist’s examinations. To sum up, the effective testing of university students’ vocal potential and vocal abilities makes the learning process more customized.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИАГНОСТИКИ ВОКАЛЬНЫХ ЗАДАТКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ»

Литература:

1. Бодалев, А.А. Психология общения. Избранные психологические труды / А.А. Бодалев. - Москва: Институт практической психологии, 2001. - 256 с.

2. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.01 / Лозован Любовь Ярославовна. - Москва, 2010. - 141 с.

3. Маркина, М.Г. Коммуникативные умения как фактор психологической готовности к школе: диссертация. канд. пед. наук: 13.00.01 / Маркова Мария Георгиевна. - Москва, 1992. - 156 с.

4. Мудрик, А.В. Социально-психологические проблемы социализации: монография / А.В. Мудрик. - Москва: МШУ, 2016. - 310 с.

5. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: автореферат дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мунирова Лейла Ринатовна. - Москва, 1992. - 17 с.

6. Насибуллина, А.Д. Ценностные ориентации подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях санаторной школы-интерната / А.Д. Насибуллина // Проблемы современного педагогического образования - сер. Педагогика и психология. - 2020 - №66 (4). - С. 181-184.

7. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 416 с.

8. Степина, О.С. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия: диссертация . канд. пед. наук: 13.00.03 / Степина Ольга Сергеевна. - Екатеринбург, 2009. - 157 с.

9. Трофимова, О.В. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Специфика коммуникативного развития личности / О.В. Трофимова // Наука и образование сегодня. - 2019. - № 2 (37). - С. 105-110.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Педагогика

УДК 378.14

аспирант Носкова Анна Александровна

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Пермь)

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИАГНОСТИКИ ВОКАЛЬНЫХ ЗАДАТКОВ И

СПОСОБНОСТЕЙ

Аннотация. Диагностика вокальных задатков и способностей студентов играет важную роль в планирования траектории их профессионального развития. Цель статьи - рассмотрение методов и приемов, которые необходимы для выявления потенциала будущего педагога и для формирования эффективной образовательной траектории. Для этого учитываются индивидуальные психологические особенности студентов. Они влияют на качество овладения специальными певческими приемами и на возможность их использования в педагогической работе. Так обеспечивается профессиональный отбор абитуриентов, способных в полном объеме пройти программу обучения. Диагностику целесообразно начать с беседы, раскрывающей творческий бэкграунд начинающего певца. Проблематичным может быть оценка вокальных задатков абитуриентов, ранее не занимавшихся вокалом и постановкой голоса. В связи с этим необходимо определить особенности их звукообразования с учетом разных подходов. В статье описаны авторские методики диагностики, предложенные Дж. Сильва и Я. Цуй. Компьютерная диагностика, разработанная В.П. Морозовым, основана на акустических исследованиях голоса и установлении психологических показателей. Также учтены исследования в детской педагогике. Среди них авторская методика А.О. Герасименко «Певческая карта» и исследование Г.П. Стуловой. В статье также рассмотрены подходы к диагностике в других сферах науки. Например, медицинское исследование отпечатков пальцев и их математическая обработка; осмотр фониатра и обследование у сурдолога. В итоге качественная диагностика вокальных задатков и способностей студентов позволит сделать образовательный процесс более индивидуализированным.

Ключевые слова: вокальные способности, вокальные задатки, студенты, звукообразование, диагностика, индивидуализированное обучение.

Annotation. The testing of university students' vocal potential and vocal abilities plays an important role in planning their route of professional development. The article aims to describe methods and techniques that reveal a future teacher's potential and develop their effective educational route. For that, university students' personal psychological characteristics are considered. They influence the quality of mastering specific singing techniques and the possibility of employing them in training. This way allows selecting university applicants able to complete the learning program. The testing should begin with some talk to reveal a beginning singer's creative background. It is difficult to assess the vocal potential of university applicants who have not practiced singing and vocal training before. Hence it is necessary to present different approaches to determine peculiarities of their sound generation. The article describes original methods of testing by J. Silva and Y. Cui. The computer testing developed by V.P. Morozov is based on the acoustic research of voice and setting psychological properties. There are also studies in child-centred pedagogy. They include A.O. Gerasimenko's methods "The Singer's Report" and G.P. Stulova's research. The article also presents approaches to the testing in other sciences. For example, a medical research of fingerprints and their mathematical processing; a phoniatrician's and audiologist's examinations. To sum up, the effective testing of university students' vocal potential and vocal abilities makes the learning process more customized.

Key words: vocal abilities, vocal potential, university students, sound generation, testing, customized training.

Введение. Качественная диагностика вокальных возможностей студента, определение потенциала и недостатков певческого голоса имеет первостепенное значение для планирования траектории профессионального развития студента. Объектом исследования являются вокальные задатки - природные предпосылки, которые при благоприятном социально-культурном окружении, при должном уровне мотивации становятся основой для профессиональной деятельности вокалиста. Б.М. Теплов считал задатками анатомо-физиологические особенности человека, которые лежат в основе более высоких уровней проявления таланта [6]. В статье будут рассмотрены методы и приемы, которые необходимы для выявления потенциала будущего педагога и для формирования эффективной образовательной траектории. Хорошая

диагностика будет способствовать самоактуализации личности студента, сделает образовательный процесс более индивидуализированным.

Изложение основного материала статьи. Вокальная одаренность - один из типов специальных способностей, которую определяют как «интегративную характеристику личности, как систему вокальных и музыкальных способностей, мотивационного и эмоционального компонентов» [8, С. 127]. Поскольку такая одаренность является частью музыкальной, то она базируется на интонационном и аналитическом музыкальном слухе, включающим чувство ритма, способность к определению высоты звука, музыкальную память. А.В. Сергеева [7] считает грубой ошибкой фокусировку лишь на оценке голосовых данных, при которой оценка слуховых и музыкальных способностей оказывается на втором плане.

При рассмотрении вокальных задатков студента необходимо учитывать его индивидуальные психологические особенности, поскольку они влияют на качество овладения специальными певческими приемами и на возможность их использования в дальнейшей педагогической работе. К таким особенностям личности относят черты характера, волевые качества, темперамент, зависящие от типа высшей нервной деятельности, общие и специальные способности, предопределенные как наследственностью, так и обучением.

Другой важной целью диагностики вокальных задатков является профессиональный отбор абитуриентов, которые смогут пройти в полном объеме программу обучения. Отсев будущих студентов должен четко определять профессиональные возможности, но не всегда с этим справляется. С одной стороны, из-за недоступности качественного образования вокальные способности могут быть недооценены, с другой - даже в ведущих творческих вузах России они переоцениваются. По словам профессора Московской консерватории Гуго Тица, «мы ошибаемся чуть ли не в 50% случаев» [5, С. 84].

Волнение перед комиссией может как стать преградой для показа абитуриентом своих навыков в полной мере, так и наоборот - сгладить многие из существующих недостатков. Н.В. Хомаковская [11] рекомендует начать диагностику с небольшой беседы, которая позволит комиссии больше узнать о творческом бэкграунде начинающего певца, а также поможет ему почувствовать положительный настрой педагогов. Если абитуриент не имеет начального или среднего музыкального образования, ему может быть сложно повторять мелодию, сыгранную на инструменте из-за отсутствия навыка подстройки к его звучанию. В этом случае можно показать это же упражнение голосом.

По мнению исследователей, природная способность к академическому пению встречается реже, чем задатки к инструментальному исполнительству. Проблемой становится диагностика задатков людей, которые раньше не занимались вокалом и постановкой голоса, то есть их голос находится в латентном виде. Единственным способом диагностики невыявленного голоса В.В. Емельянов [3] считает фокусировку лишь на двух параметрах: возможности издавать громкие звуки без шумовых призвуков и ярком стремлении к пению.

При оценке вокальных задатков абитуриентов, не занимавшихся ранее постановкой голоса, можно использовать различные приемы оценки, обычно применяющиеся для диагностики детей. Её основой является:

- оценка отношения к музыке и стремления к активному участию в исполнении (уровень слухового внимания, степень заинтересованности и мотивации, инициативность, устойчивость внимания);

- способность к восприятию высотных и метрических отношений и изменений;

- способность дать адекватную оценку художественному и эмоциональности уровню исполнения (в записи или вживую), качеству вокального звучания других певцов;

- наличие базовых навыков музыкальной импровизации.

Чешский музыкант Ф. Лысек предлагает следующие критерии оценки задатков: «интерес к музыке, спонтанное проявление музыкальности, отношение к упражнениям и исполнению песен, преодоление препятствий, музыкально-исполнительский энтузиазм, быстрота реакций, качество исполнения заданий» [10, С. 125].

В традиционной педагогической практике диагностика вокальных способностей включает в себя определение особенностей голоса, музыкальной выразительности, исполнительской подготовки, диапазона, примарных звуков и переходных нот, уровня способности к выдерживанию тесситуры. Нередко возникают проблемы с определением тембра голоса певца из-за копирования манеры пения других исполнителей или предыдущих педагогов, природная окраска обнаруживается только после начала занятий, и иногда для этого требуется продолжительное время.

Задачами педагога является также определение особенностей звукообразования студента, внимание уделяется «способу подачи звука, вдоху, звучанию голоса на всём диапазоне, выдоху во время пения, работе артикуляционного аппарата, дикции» [9, С. 3465]. К недостаткам, нередко встречающимся у абитуриентов, относят «дефекты дикции, носовой призвук, горловой звук, форсированный звук, сип и другие» [9, С. 3465].

Проблема определения способностей к обучению вокалу волнует музыкантов уже давно. Рассмотрим способы диагностики известного педагога и композитора представителя новой итальянской школы пения Джулио Сильва, изложенные в трактате «Il Maestro di canto. Saggi di pedagogía del canto preceduti da elementi di Acústica e di fonética», который был издан в Милане в 1928 г. Маэстро подробно разбирает принципы подготовки педагогов вокала, предлагает создать специализированные музыкально-педагогические институты, которых не было в начале XX в. в Италии. Кроме создания авторской школы обучения пению, Дж. Сильва предлагает и обширную программу исследования вокальных способностей. Параметры оценки вокальных данных будущих учителей вокала перечислены в учебном пособии В.А. Багадурова:

1) «прочность и крепость звучания голоса, отсутствие качания и тремолировки,

2) чистота и свежесть, т. е. прозрачность звучания, отсутствие глухого, носового или горлового призвука, детонировки,

3) нормальный диапазон - в зависимости от возраста,

4) полнота звучания, в зависимости от возраста и физических данных,

5) сила голоса по тем же самым данным,

6) тембр или металл, свойственный голосу при свободном пении» [1, С. 279].

Также Дж. Сильва предлагает оценивать при отборе разговорный голос, качество дыхания и физиологические особенности музыканта.

Проблемы диагностики вокальных задатков и способностей нередко становятся объектами исследования современных ученых и педагогов-практиков. Рассмотрим основные авторские методики.

В диссертации Яньтао Цуй [12], выполненной в Московском городском педагогическом университете, предложена методика диагностики, основанная на трёх параметрах, фиксирующая их в таблицах. Каждый из кандидатов должен исполнить одно или два произведения по выбору, а также одно сочинение из базового репертуара начинающего академического певца. По десятибалльной шкале оцениваются параметры наличия вокальных данных (чистота интонации, умение держать строй, владение дыханием, сила, объем и красота голоса), музыкальных способностей (чувство метро-ритма, развитость музыкальной памяти), качество исполнения (выразительность, раскрепощенность, эмоциональность).

Плюсом данного подхода является его практическая апробированность и ясность методологии, а недостатком - низкий уровень дифференциации признаков.

Значительно более оригинальная методика компьютерной диагностики вокальных способностей предложена доктором биологических наук, профессором, известным исследователем в области вокальной одаренности, одним из создателей Российской общественной академии голоса Владимиром Петровичем Морозовым. Его подход основан на глубоком знании истории вокальной методики и вокального исполнительства, на компьютерном частотном анализе аудиозаписей ведущих отечественных и западноевропейских певцов: Ф. Шаляпина, И. Козловского, Е. Образцовой, Э. Карузо, М. Каллас и др.). Уникальная методика В. Морозова апробирована на множестве мастер-классов, в научных и научно-методических изданиях, подтверждена несколькими авторскими свидетельствами и государственными патентами.

Важностей особенностью данной методологии является основательная теоретическая разработанность проблемы, объективный подход, возможность точно проанализировать такие параметры певческого голоса, которые невозможно определить при помощи простого прослушивания. Компьютерный анализ позволяет оперировать объективными акустическими характеристиками и точно определять и измерять «тип певческого голоса, силу голоса, динамический диапазон, вибрато, тембровые качества по спектральным характеристикам, гармоничность тембральных составляющих, высокую и низкую певческие форманты, коэффициенты звонкости и полётности голоса, ровность вокальных гласных, дикцию и орфоэпию вокальной речи» [5, С. 921.

Разберем основной приём данного метода подробнее. Автор исследования сравнивает компьютерные спектры исполнения звуков А, Е, И, О, У из песни «Дубинушка» в исполнении Ф. Шаляпина на ноте d и специально исполненные непрофессиональным певцом на ноте as. В аудиозаписи Шаляпина было проанализировано по 3 группы гласных из каждого куплета песни для получения наиболее достоверных данных об особенностях голоса певца. Данные показывают частоту, измеряемую в килогерцах, и уровень гармоник относительно наиболее сильной, измеряемые в децибелах.

Сравнение данных свидетельствует о различной структуре вольных гласных звуков у двух исполнителей. Спектр Шаляпина позволяет увидеть удивительную ровность гласных, которые сочетаются с прекрасной дикцией и орфоэпией. Из этого можно сделать вывод о стабильности артикуляционной системы певца, о хорошей работе надгортанных резонаторов, качественной диафрагмальной опоре звука. У непрофессионального певца гласные звучат близко к речевым. Различная структура гласных - их частоты и амплитуды, несовпадение спектральных максимумов говорят о плохой артикуляции певца, нестабильности резонаторов. Таким образом, даже не слушая певца, можно сделать вывод о развитости резонансной техники пения, необходимой для «достижения силы, лёгкости и полётности голоса, а также красоты тембра» [5, С. 83]. Подобным способом Морозов анализирует особенности вибрато голоса, интонационную точность исполнения и другие параметры вокальной одаренности.

Кроме акустических исследований голоса, В.П. Морозов обращается и к установлению психологических показателей, необходимых для определения типа личности певца, детерминирующего способность к определенному виду деятельности (педагогической, артистической и др.). «К числу психологических показателей вокальной одаренности относятся: эмоциональный слух, вокальный слух, новый метод оценки ладово-гармонического слуха (разработан автором совместно с Ю.М. Кузнецовым), латеральная асимметрия слухового восприятия эмоциональных и нейтральных звучаний» [10, С. 93].

При несомненных плюсах данного инновационного подхода возможно выделить и его слабые стороны. К ним отнесены следующие: сложность интерпретации данных, необходимость использования дорогого оборудования и специального программного обеспечения, формализованность диагностики.

Методика диагностики вокальных задатков является объектом исследования и в детской педагогике. Некоторые подходы могут быть полезны и для диагностики вокальных задатков студентов. Аспирантка МГУ им. М.В. Ломоносова А.О. Герасименко использует при работе с подростками авторскую методику «Певческая карта». Согласно данной методике используется шкала оценки специальных и общемузыкальных задатков: «диапазон, преобладающий регистр голоса, интонация, звонкость-полетность, степень свободы звучания, вибрато, дикция-артикуляция, вокально-слуховая координация, музыкальная память, вокальный слух, динамика, чувство ритма, способность к пению двухголосий» [2, С. 4401. Интересно, что использовать данную методику рекомендуется в динамике: в течение нескольких индивидуальных прослушиваний при исполнении распевок, изученных с педагогом произведений, вокального материала из повседневного окружения ребенка, спетого «с листа». Все параметры необходимо оценивать при помощи баллов (от I до V) и измерять несколько раз в течение месяца. Наиболее перспективными, по мнению А.О. Герасименко, являются учащиеся с быстрой положительной динамикой изменений, чем те, кто показывает устойчивые средние результаты, изменяющиеся незначительно. Положительной стороной данного метода является наглядность, возможность оценить задатки независимо от наличия и качества предыдущего вокального образования.

Г.П. Стулова предлагает оценивать качество исполнения детей, что может быть применено и к более взрослым начинающим исполнителям, по следующим параметрам:

1) «умение правильно интонировать мелодию и особенно первый ее звук в момент атаки;

2) звуковой диапазон;

3) динамический диапазон на различной высоте голоса;

4) тембр, который складывается из следующих факторов: регистр голоса (грудной, фальцетный, микстовый) или обертоновая насыщенность тембра (богатый, бедный, разнообразный); певческое вибрато (нормальное, анормальное, совсем отсутствует); вокальная позиция (близкая, заглублённая, высокая, низкая); звонкость и полётность звука голоса; ровность звука по тембру; степень напряженности;

5) дикция оценивается по степени: разборчивости; осмысленности; выровненности гласных и способу артикуляции;

6) дыхание - тип и качество фонационного выдоха;

7) эмоциональная выразительность исполнения» [10, с. 1251.

Необходимо рассмотреть подходы к диагностике вокальных способностей в других сферах науки. Подобные исследования проводятся в медицине (физиологии, оториноларгиологии, фониатрии) и в генетике начиная с 1922 г. (исследования F. Bernstein и B. Schlaper).

Оригинальный способ прогнозирования вокальных способностей представлен в коллективной работе авторов из Оренбургской государственной медицинской академии Р.М. Садретдиновой, Н.П. Сетко Н.П., И.А. Шульга. Они изучали взаимосвязь генетических факторов (особенности отпечатков пальцев) и анатомо-физиологических признаков, необходимых для профессионального использования голосового аппарата, при помощи сравнения отпечатков пальцев профессиональных певцов и людей, которые не имеют подобных способностей. Данные были математически обработаны и выявили достоверность методики, ее независимость от пола и возраста. Плюсом данного метода является неинвазивность и

простота диагностики, а минусом - небольшое количество респондентов, которые приняли участие в исследовании!, что позволяет сомневаться в практической значимости данной работы.

Специалисты по физиологии предлагают оценивать вокальную одаренность исполнителя по признакам: хорошая развитость гортани и голосовых связок, «особое строение резонаторов (например, наличие «купола» твердого нёба (высокое нёбо), на что указывал ещё фониатр Е.Н. Малютин, наличие особого надгортанного резонатора, усиливающего ВПФ, крупные придаточные пазухи носа, служащие резонаторами-индикаторами и т.п.)» [4, С. 229]. Кроме этого, для ведения профессиональной деятельности необходимы развитые физиологические приемы управления резонаторами, которые определяются наличием развитого звуковысотного и вокального слуха («тонко развитых слухо-двигательных координаций в системе голосового аппарата» [4, С. 229]).

В.В. Емельянов, автор фонопедического метода развития голоса, считает важнейшей проблемой современной вокальной педагогики отсутствие объективных критериев профессионального отбора студентов. Кроме обязательного осмотра фониатора, он рекомендует производить и обследования у сурдолога. «Результатом аудиологического исследования является аудиограмма, фиксирующая распределение восприятия частот воздушной и костной проводимости по динамике. Если есть патология слуха, то лучше в пение (академическое, безмикрофонное) не лезть» [3, С. 67]. Советский исследователь Рауль Юссон изучал связь слуха и голоса и пришел к выводу, что аудиограмма чувствительности слуха к различным частотам похода на спектральный состав обертонов голоса, то есть уровень развития слуха напрямую влияет на формирование тембра голоса. Также важным фактором он считал особенности работы эндокринной системы: «некоторые голоса в начале вокального обучения имеют укороченный диапазон за счет верхних звуков, что бывает обусловлено недостаточным развитием гортанного сфинктера, либо недостаточным функционированием эндокринной системы (особенно щитовидных желёз)» [3, С. 72].

Выводы. Вопросы диагностики вокальных задатков и способностей разрабатывается в различных областях науки: педагогике, физиологии, акустике, в различных междисциплинарных исследованиях. Современный педагог должен иметь представления о различных методологических подходах, что позволит ему проводить качественный отбор и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию студентов.

Литература:

1. Багадуров, В.А. Очерки по истории вокальной методологии: Учеб. пособие: в 3 частях / В.А. Багадуров. - Ч. 2. -

2-е изд., испр. - СПб.: Планета музыки, 2020. - 476 с.

2. Гетманенко, А.О. Метод «Певческая карта»: характеристика и промежуточные результаты / А.О. Гетманенко // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6 (49). - C. 439-442.

3. Емельянов, В.В. Доказательная педагогика в развитии голоса и обучении пению: Учеб. пособие / В.В. Емельянов. -

3-е изд., стер. - СПб.: Планета музыки, 2021. - 488 с.

4. Морозов, В.П. Вокальная одаренность. Научные основы её распознавания и развития // Сб. науч. трудов II Конгресса Российской общественной академии голоса «Голос: междисциплинарные проблемы. Теория и практика». - М., 2009. - С. 218-239.

5. Морозов, В.П. Компьютерная диагностика вокальной одарённости / В.П. Морозов // Голос и речь. - 2010. - № 1. -С. 81-93.

6. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / Б.М. Теплов; под ред. М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. - 638 с.

7. Русское вокальное искусство: истоки и развитие: Учеб. пособие / под ред. А.В. Сергеевой. - Чебоксары: ЧГИКИ, 2020. - 162 с.

8. Сенцова, А.Г. Комплексная диагностика вокальной одаренности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.Г. Сенцова // Образование личности. - 2016. - № 4. - С. 127-135.

9. Солдаткина, О.В. Диагностика вокальных способностей студентов педагогических колледжей / О.В. Солдаткина // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых: сб. материалов заоч. науч.-практ. конф. 15-30 апр. 2020 г. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2020. -С. 3462-3466.

10. Стулова, Г.П. Дидактические основы обучения пению: монография / Г.П. Стулова. - СПб.: Планета музыки, 2022. - 216 с.

11. Хомаковская, Н.В. Современные методы развития вокальных способностей / Н.В. Хомаковская // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - № 1 (5). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-razvitiya-vokalnyh-sposobnostey (дата обращения: 19.12.2021).

12. Цуй, Я. Формирование вокального голоса обучающегося на основе резонансной техники пения: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Цуй Яньтао. - М., 2002. - 158 с.

1 Метод исследования запатентован несмотря на то, что в нем принимало участие лишь 44 человека.

Педагогика

УДК 378: 61

кандидат педагогических наук, доцент Орлов Андрей Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Таланцева Валентина Кузьминична Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный аграрный университет» (г. Чебоксары); кандидат биологических наук Пешкумов Олег Аркадьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный аграрный университет» (г. Чебоксары)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ

АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. С учётом проводимой реформы высшего образования обосновывается необходимость совершенствования содержания физического воспитания студентов в высших учебных заведениях. Опираясь на положения деятельностной теории о многоуровневой организации деятельности и опредмечивании потребности, предлагается с целью активизации физкультурной активности будущих специалистов отслеживать их функциональный статус. Эмпирическим путем выявлен педагогический потенциал экспериментального подхода к активизации физкультурной деятельности студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Ключевые слова: реформирование высшего образования, физическое воспитание студентов, функциональный статус, студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья.

Annotation. Taking into account the ongoing reform of higher education, the necessity of improving the content of physical education of students in higher educational institutions is substantiated. Based on the provisions of the activity theory about the multi-level organization of activities, and the objectification of needs, it is proposed to monitor their functional status in order to enhance the physical activity of future specialists. Empirically, the pedagogical potential of the experimental approach to the activation of physical culture activity of students with deviations in the state of health was revealed.

Key words: reforming higher education, physical education of students, functional status, students with health problems.

Введение. Продолжающаяся реформа высшего образования, ориентированная на повышение качества образовательного процесса, предполагает корректировку содержательного наполнения учебных дисциплин, в том числе и по физической культуре [8, 10, 20]. При этом, как показывают результаты проведённых ранее исследований, она (физическая культура) должна рассматриваться как создание условий к повышению продуктивности учебной деятельности в вузе [2, 9, 11, 14, 16], что обосновывается в контексте положений психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.Б. Гиппенрейтер и др.) [4, 5, 6, 12, 13, 18, 20]. Согласно положению названной теории о многоуровневой организации деятельности, эффективность каждого из них в значительной мере обуславливается сформированностью психофизических функций субъекта деятельности. Из этого следует, что повышение продуктивности учебной деятельности возможно на основе увеличения функциональных резервов организма будущих специалистов. В свою очередь, это предполагает активизацию их физкультурной деятельности, что в рамках психологической теории деятельности возможно только вследствие опредмечивания потребности, в результате чего и появляется мотив к деятельности. Однако, как показывает практика, традиционное содержание физического воспитания студентов высших учебных заведений не обладает данным потенциалом [1, 3, 15, 17, 19]. Как следует из личного многолетнего педагогического опыта, результаты выполнения студентами контрольных упражнений (тестов), предусмотренных рабочими программами по физической культуре и спорту, позволяющие выявить уровень их физической подготовленности, не актуализируют потребность у будущих специалистов в регулярных занятиях физической культурой. Это может быть объяснено тем, что большинство студентов не связывают свой недостаточный уровень физической подготовленности со своим физическим здоровьем.

В свете сказанного видится необходимость поиска средств способствующих опредмечиванию у обучающихся вузов потребности в занятиях физической культурой, в особенности тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья. С учётом сказанного, как нам видится, действенным средством может стать выявление функционального статуса студентов по показателям различных функциональных проб. Если соотнести получаемые данные о функциональном статусе студентов с имеющейся системой оценок по каждой функциональной пробе, то появляется возможность конкретизировать противоречие между желаемым уровнем здоровья и фактическим. Согласно представлению Гегеля о диалектике [7], именно оно (противоречие) является основным источником развития. Применительно к рассматриваемому случаю, можно констатировать, что выявленное противоречие между фактическим уровнем физического здоровья, конкретизированного на основе определения функционального статуса, и желаемым уровнем, обладает существенным потенциалом в опредмечивании потребности обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья в активизации своей физкультурной деятельности.

На основе изложенного выше, целью нашего исследование явилось экспериментальное обоснование педагогического потенциала функционального статуса студентов вузов для повышения их физкультурной активности.

Исходя из сформулированной цели исследования, основными его методами явились анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогический эксперимент и методы математической статистики. Математическая обработка экспериментальных данных осуществляюсь стандартным пакетом программ Microsoft Excel 2010, вычислялось среднеарифметическое значение (М) и её стандартная ошибка (га), а также t-критерий Стьюдента.

Выявление функционального статуса осуществлялось по показателям: пульсового давления (ПД); жизненной ёмкости легких (ЖЕЛ); частоты сердечных сокращений (ЧСС); индекса Старра; пробы Штанге; индекса массы тела (ИМТ).

Изложение основного материала статьи. Педагогический эксперимент проводился в 2020-2021 учебном году на базах ЧГУ имени И.Н. Ульянова и Чувашского ГАУ. К проведению опытно-экспериментальной работы были привлечены 144 студента, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Занятия в контрольных группах проводились в соответствии с рабочими программами дисциплин по физической культуре и спорту, предусматривающих овладение компетенций по осваиваемым направлениям подготовки и определение уровня физической подготовленности занимающихся. В экспериментальных группах дополнительно определялся функциональный статус студентов, выявляемый по показателям функциональных проб. В рамках эксперимента осуществлялось входное и итоговое тестирование. За время опытно-экспериментальной работы было проведено по 36 занятий в каждой группе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.