Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2020
ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ
АНСАМБЛЕМ
FEATURES AND SPECIFICS OF WORKING WITH A VOCAL
ENSEMBLE
УДК 373.3
DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10278
М. Гаджиева
Студент 1 курса магистратуры
Факультет искусств и дизайна Нижневартовский государственный университет г. Нижневартовск
Научный руководитель: И.П. Савельева
кандидат культурологии, доцент., Нижневартовский государственный университет г. Нижневартовск M. Hajieva [email protected]
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности и специфика работы с вокальным ансамблем, способы и приемы работы с вокальным ансамблем, разными возрастными группами. Рассматриваются вокальные особенности детского голоса, а также вокальные особенности голоса в подростковом возрасте, методики работы над музыкальным произведением с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей исполняющего, основные этапы разучивания произведения.
Annotation
This article discusses the features and specifics of working with a vocal ensemble, methods and techniques of working with a vocal ensemble, different age groups. The article deals with the vocal features of children's voices, as well as vocal features of the voice in adolescence, methods of working on a musical work taking into account the age characteristics and individual abilities of the performer, the main stages of learning the work.
Ключевые слова: вокальное искусство, ансамбль, вокальный ансамбль, детский вокал, эстрадный вокал, вокальные навыки, вокальная деятельность.
Keywords: vocal art, ensemble, vocal ensemble, children's vocals, pop vocals, vocal skills, vocal activity.
Вокал с древних времен считается самым доступным видом музыкально-творческой деятельности человека. Однако, для достижения профессионального уровня вокального исполнительства, нужна поэтапная и большая работа над музыкальной подготовкой: вокалистов воспитывают с раннего возраста, развивают вокальные и ансамблевые навыки. В процессе обучения пению в вокальном ансамбле ребенок учится взаимодействию и взаимопониманию в коллективе, развивает свои музыкальные способности.
Вокальное воспитание детей осуществляется в различных способах и приемах в детских школах искусств, в школах творчества, в досуговых центрах, в вокальных студиях, в центрах детского творчества.
На данный период эстрадное пение играет главную роль в концертной деятельности. Роль эстрадного вокала в ансамблевой форме заключается в приобщении обучающихся к музыкальному искусству на материале знакомой для них музыки, современных музыкальных жанров, репертуара. Обучающиеся проявляют огромный интерес к коллективному пению, таким образом, получая возможность приобретения вокальных навыков, расширения кругозора и пополнения музыкального багажа за счет современного эстрадного репертуара.
Детский вокал всегда рассматривался как особое направление в вокальной педагогике. Руководители детских вокальных ансамблей рассматривали начальный период обучения как основополагающий. Этот фактор требует знание многих аспектов работы, возрастных особенностей строения голосов детей (физиология голоса, строение гортани, возрастные индивидуальные особенности детей и т.п.).
Детские голоса примерно соответствуют голосам женского хора. Главное отличие - ширина диапазона и характер звучания (детские голоса более светлые, серебристые).
Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых, отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается с помощью резонаторов. Различают верхний головной резонатор (полости гортани, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахей и бронхов).
У детей младшего возраста слабо развит грудной регистр, преобладает головной резонатор. Поэтому детский голос легкий, но звонкий.
Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука голос у детей приобретает неприятное низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие по-своему объему маленькие - отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Очень громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит на крик.
Проанализировав методическую литературу, условно можно разделить детские голоса на три группы:
1. Детская группа (от 3 лет до 10-11 лет):
- фальцетное пение;
- небольшой диапазон (до I окт. - до II окт.);
- небольшая сила звука (p-mp).
2. Средняя группа (от 11-12 лет до 14 лет): средний школьный возраст:
- появляется предрасположенность к грудному звучанию;
- расширяется диапазон (до I окт. - фа II окт.).
3. Старшая группа (14-16 лет):
- сформировавшийся голос;
- смешение элементов детского звучания со взрослым голосом;
- индивидуальный тембр голоса;
- расширение диапазона до 1,5-2 октав;
- мальчики в данном возрасте не поют (редкость), так как подвержены мутационному периоду.
Поговорим о специфике работы в вокальном ансамбле.
Важным элементом в начале занятия является распевание. Распевание -
это:
- работа над усвоением вокальных навыков;
- слуховая настройка вокального ансамбля;
- подготовка голоса к пению, разогрев голосовых связок;
- упражнения для трудных элементов произведения, их разучивание.
В работе с вокальным ансамблем нужно учитывать два важных элемента при распевании:
1) Формирование единого тембра в унисоне;
2) Пение интервалов - основа развития двухголосия и т.п. в зависимости вокальных навыков - пение многоголосия (аккорды).
Интонацию корректируют с помощью позиции образования звука. Если интонация выше необходимого, ее можно исправить более округлым и прикрытым пением, а если низкая позиция следует как бы передвинуть вперед [1].
Существует большое количество различных упражнений для придания единообразия в постановке звука. В таком случае очень известно упражнение для «приближения» звука к зубам. В данном случае все произведение исполняется
на звук «д» с разными гласными: «да» - яркость в звучании, «ди» -протяженность звука, «ду» - прикрытость звука.
Большую роль в вокальной деятельности играет работа над дикцией. Качество дикции зависит от четкости и интенсивности произнесения согласных. Образование согласных должно быть быстрым, тогда достигается плавность и мягкость в звучании.
Участники вокального ансамбля овладевают и развивают ряд важных навыков и качеств.
Первый такой навык - умение слушать общее звучание ансамбля. При первоначальной работе с ансамблем, каждый вокалист будет слушать только себя, стараясь выделяться из общего коллективного звучания. Певец-ансамблист должен понимать, что звучание его голоса зависит как от самого вокалиста, так и от общего звучания ансамбля. Важно слушать весь состав коллектива и сливаться с ними в единое звучание.
Второй такой навык - умение чувствовать и соблюдать общий ритмический пульс - синхронность звучания. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается точное совпадение у всех певцов ансамбля мельчайших ритмических деталей, что может достигаться в атмосфере единого понимания и чувствования темпа и ритмического пульса.
Эти два навыка являются самыми важными в работе с вокальным ансамблем.
Нужно сказать, что вокальный слух имеет прямое отношение к восприятию певческого голоса и к воспроизведению звуков. В целом, все задачи обучения пению направлены на развитие вокального слуха [2]. В методической литературе выделяют свыше 30 приемов развития вокального слуха, направленных на формировании слухового восприятия и вокально-слуховых представлений. Выделим среди них более важные, относящиеся к эстрадному вокальному ансамблю:
- слуховое вслушивание в показ преподавателя с целью последующего анализа;
- сравнительный анализ вариантов исполнения и выбор наиболее точного;
- пение «по цепочке»;
- моделирование высоты звука движениями рук;
- настройка на тональность перед началом пения;
- задержка звучания ансамбля на отдельных нотах по руке дирижера с целью выстраивания унисона;
- выделение трудных интонационных оборотов в упражнении;
- транспонирование произведения с целью поиска наиболее удобной тональности;
- отработка цепного дыхания;
- произношение текста активным шепотом, активизирующим дыхание, опору звука;
- вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализирующего слова, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.
- сопоставление песенного репертуара, различного по характеру, что способствует выстраиванию этапов урока, а также при выборе концертной программы [3].
Ознакомимся с основными этапами разучивания музыкального произведения с вокальным ансамблем.
Самое первое, что преподаватель должен сделать при разучивании произведения - ознакомить ансамбль с этим произведением и проанализировать его: содержание, строение, особенности музыкального языка, общие идеи, средства музыкальной выразительности.
Далее происходит разучивание по партиям. На первом году обучения разучивание партий будет происходить «с голоса», при помощи фортепиано и сразу с текстом.
В старших группах можно разучивать сольфеджио и потом с текстом. Если обучающиеся не знакомы с нотной грамотой - слог и текст. Если это двухголосное произведение - соединение партий.
Данный этап должен проходить с особой тщательностью разучивания произведения: отдельными фразами, фрагментами, а также в медленном темпе.
Проучив каждый фрагмент произведения, можем перейти к следующему этапу: исполнение произведения с учетом динамических указаний, ритмических групп, мелодических оборотов, гармонических созвучий, а также смыслового содержания, фразировка и драматургия произведения.
На этом этапе мы также включаем работу с микрофонами, выстраивание звуковых эффектов.
Последний этап - работа на сцене и над образом.
Нужно заметить, что на всех этапах происходит работа над текстом и артикуляцией.
Рассмотрим основные виды деятельности на занятиях с ансамблем.
1. Дыхательная гимнастика.
2. Упражнения для распевания
3. Пение канонов - имитационная полифония.
4. Разучивание и работа над произведением.
5. Сценическая работа.
Самым сложным элементом в вокальной деятельности является подбор репертуара, ведь он должен показать все положительные профессиональные качества исполнителя.
При выборе репертуара руководитель ансамбля должен учитывать следующие требования:
- произведение должно быть полноценным по своему идейному содержанию;
- при выборе необходимо учитывать возрастные особенности вокалиста ансамбля, музыкальное развитие участников;
- произведение должно прививать ансамблю певческие и музыкально -слуховые навыки, которые способствуют дальнейшему профессиональному росту ансамбля и каждого вокалиста;
- репертуар выбирается с возможностями участия в концертной творческой деятельности;
- репертуар должен быть разнообразен по жанрам и образному строю;
- разучивание произведения должно проходить поэтапно со всем ансамблем.
Подведем итог выше написанного.
Детские голоса нужно развивать постепенно и осторожно. Способы обучения и приемы, с помощью которых педагог дает обучающимся навыки и знания вокально-хорового образования являются результатом многолетнего опыта. Работы с детским вокальным ансамблем с самого начала ведется так, чтобы использовать пение по группам (партиям).
Итоговая цель обучения пению - добиться того, чтобы обучающиеся пели свободно, полетным звуком, без напряжений. Осмысленное и качественное выполнение упражнений на дыхание при распевании приводит к тому, что при разучивании произведения мышцы сразу принимают правильное положение.
К задачам преподавателя по вокалу также входит и исправление певческих дефектов звукообразования: горлового звука, носового звука и т.п. От, верно, поставленных примарных звуков и создается дальнейшая линия звучания.
Обязанность руководителя вокального ансамбля - усовершенствование методов и приемов работы с коллективом, чтобы они служили не только целям музыкально-образовательным, но и воспитательным.
Одной из проблем вокального ансамбля является идентичность голосов. Если вокалисты будут петь разными артикуляционными движениями, то ансамбля не будет. Следовательно, идентичности дикции, фонетики уделяется огромное внимание.
Пение в вокальном ансамбле - искусство массовое, предусматривающее самое главное - коллективное исполнение художественных произведений. Осознание обучающимся того, что ансамблевое пение - это красивое пение, в котором ученик принимает участие. Понимание того, что данное произведение в сольном исполнении не будет звучать с особым раскрытием идейно-образного
содержания, оно звучит выразительно и ярче. Данное понимание приводит к осознанию того, что коллективное ансамблевое пение является главным фактором для дальнейшего творческого развития.
Литература
1. Ермолова С. Школа вокала №1.URL: http://mskvokal.ru/vse-o-vokale
2. Ефимова Н.Б. Особенности работы с вокальным ансамблем. URL: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/12/15/statya-osobennosti-i-spetsifika-raboty-s-vokalnym (дата обращения: 02.05.2020 г.)
3. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. М-Л. Сов.композитор. 1967.-74 с.
4. Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. - М.,2000.
5. Стулова Е.П. Дидактические основы обучения пению - М., 1988.
6. Стулова Е.П. развитие детского голоса в процессе обучения пению. -М.,1992.
Literature
1. Ermolova S. vocal School №1. URL: http://mskvokal.ru/vse-o-vokale
2. Efimova N. B. Features of working with a vocal ensemble. URL: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/12/15/statya-osobennosti-i-spetsifika-raboty-s-vokalnym (accessed: 02.05.2020)
3. Malinina E. M. Vocal education of children. M-L. Sov.composer. 1967. -
74 p.
4. Sergeeva, G. p. Practicum on the methodology of musical education in primary school. - Moscow, 2000.
5. Stulova E. P. Didactic foundations of teaching singing-Moscow, 1988.
6. Stulova E. P. development of children's voice in the process of learning to sing. - Moscow, 1992.
Информация о себе: Гаджиева Мария [email protected]