Научная статья на тему 'РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА" В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДИРИЖЕРОВ ХОРА'

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА" В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДИРИЖЕРОВ ХОРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА / ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИСТОРИЯ ВОКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА / ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яскунова Елена Эдуардовна

Возросший в последние десятилетия интерес к хоровому и сольному вокальному исполнительству актуализировал проблему владения певческим голосом при обучении будущих руководителей и артистов хоровых коллективов. Исследуя роль специального предмета «Вокальная подготовка» в междисциплинарном курсе на базе кафедры академического хора знаменитого Санкт-Петербургского института культуры, в статье параллельно обсуждается ряд задач, стоящих перед преподавателем данной дисциплины. Основываясь на собственном богатом практическом опыте в рассматриваемой сфере искусства, автор систематизирует цели и средства достижения оптимального художественного результата при работе с начинающими вокалистами разной степени одаренности и различным уровнем подготовки. Раскрывая ряд особенностей анализируемого предмета, автором систематизируются методы и приемы работы со студентами, а также намечаются основные результаты, к которым должны прийти обучающиеся в рамках данного курса. Особый интерес вызывают рассуждения о работе над тембром хоровой партии, как показателем суммарности тембров всех поющих в коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE DISCIPLINE "VOCAL TRAINING" IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF THE CHOIR CONDUCTORS

The growing interest in choral and solo vocal performance in recent decades has actualized the problem of mastering the singing voice in the training of future leaders and artists of choral groups. Studying the role of the special subject «Vocal training» in an interdisciplinary course on the base of the academic choir department of the famous St. Petersburg University of Culture, the article simultaneously discusses a number of tasks facing the teacher of this discipline. Basing on his own rich practical experience in the field of art under consideration, the goals and means of achieving the optimal artistic result when working with novice vocalists of varying degrees of giftedness and different levels of training are systematized. Revealing a number of features of the analyzed subject, the methods and techniques of working with students are systematized, and the main results that students should come to within the framework of this course are outlined. Of particular interest are the arguments about the work on the timbre of the choral part as an indicator of the summation of the timbres of all singers in the collective.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА" В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДИРИЖЕРОВ ХОРА»

УДК 784.96:78.087.5

Е. Э. Яскунова

Роль учебной дисциплины «Вокальная подготовка» в формировании профессиональных навыков дирижеров хора

Возросший в последние десятилетия интерес к хоровому и сольному вокальному исполнительству анализировал проблему владения певческим голосом при обучении будущих руководителей и артистов хоровых коллективов. Исследуя роль специального предмета «Вокальная подготовка» в междисциплинарном курсе на базе кафедрыы академического хора знаменитого Санкт-Петербургского института культурыы, в статье параллельно обсуждается ряд задач, стоящих перед преподавателем данной дисциплиныы. Основываясь на собственном богатом практическом опыыте в рассматриваемой сфере искусства, автор систематизирует цели и средства достижения оптимального художественного результата при работе с начинающими вокалистами разной степени одаренности и различным уровнем подготовки. Раскрывая ряд особенностей анализируемого предмета, автором систематизируются методы и приемы! работы! со студентами, а также намечаются основные результаты!, к которым должны прийти обучающиеся в рамках данного курса. Особым интерес выызыывают рассуждения о работе над тембром хоровой партии, как показателем суммарности тембров всех поющих в коллективе.

Ключевые слова: теория вокального искусства, вокальная подготовка, история вокального исполнительства, вокальная педагогика.

Elena E. Yaskunova

The role of the discipline «Vocal training» in the formation of professional skills of the choir conductors

The growing interest in choral and solo vocal performance in recent decades has actualized the problem of mastering the singing voice in the training of future leaders and artists of choral groups. Studying the role of the special subject «Vocal training» in an interdisciplinary course on the base of the academic choir department of the famous St. Petersburg University of Culture, the article simultaneously discusses a number of tasks facing the teacher of this discipline. Basing on his own rich practical experience in the field of art under consideration, the goals and means of achieving the optimal artistic result when working with novice vocalists of varying degrees of giftedness and different levels of training are systematized. Revealing a number of features of the analyzed subject, the methods and techniques of working with students are systematized, and the main results that students should come to within the framework of this course are outlined. Of particular interest are the arguments about the work on the timbre of the choral part as an indicator of the summation of the timbres of all singers in the collective.

Keywords: theory of vocal art, vocal training, history of vocal performance, vocal pedagogy.

В последние годы в связи с возросшим интересом к профессии дирижера хора, можно заметить особое внимание к данной теме. Для ознакомления с этой проблематикой можно рекомендовать некоторые материалы: диссертации Т. В. Манько «Русская школа хорового исполнительства (Традиции и современность)»1, Е. Е. Сапрыкиной «Подготовка руководи-

телей хоровых коллективов к работе над тембром голоса»2, А. А. Зинга-ренко «История и теория обучения профессиональных певчих в России в VII - первой половине XIX в.: к проблеме воспитания музыкального слуха»3; статьи Н. С. Дробышевской «О престижности профессии артиста хора (из истории и опыта работы Певческой капеллы Санкт-Петербурга)»4, М. А. Рогачевой «Русская вокальная школа как феномен культурного синтеза: XVI - первая половина XIX века»5; учебные пособия К. Никольской-Береговской «Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.»6, Денисовой, Г. М. «Очерки по истории вокальной педагогики в России»7, «Вокальное искусство и методика обучения пению: исторический аспект»: составитель Е. В. Опарина8.

К числу актуальных проблем профессионального образования в сфере вокально-хорового искусства относится развитие у будущих руководителей и артистов хоровых коллективов музыкально-исполнительской культуры. Поскольку главным «инструментом» их творческой деятельности является певческий голос, в контексте более полного развития в учебные планы вузов культуры был введен курс «Вокальная подготовка», который является специальной дисциплиной, обеспечивающей приобретение знаний о возможностях и особенностях голоса, применяющихся в сольном, ансамблевом и хоровом пении.

Изучение данного курса тесно связано с дисциплинами «Хоровой класс», «Дирижерская практика», «Вокальный ансамбль», где реализуются певческие навыки студентов.

Главной целью в преподавании дисциплины «Вокальная подготовка» на дирижерско-хоровом отделении является развитие певческой культуры студентов в процессе изучения и исполнения вокального репертуара.

Основные задачи курса:

• воспитание у студентов профессионального интереса к вокальному искусству;

• овладение основными элементами вокальной культуры;

• развитие вокально-технических и художественно-исполнительских навыков в сольном и ансамблевом пении;

• изучение лучших образцов вокальной музыки различных стилей и жанров.

Будущему хормейстеру-руководителю хорового коллектива достаточная осведомленность в вопросах теории вокального искусства и знание практического владения техническими приемами пения необходима так же, как и певцу хора. Ведь дирижер, не умеющий владеть собственным голосом и плохо разбирающийся в теории и технике вокала, не знающий особенностей формирования того или иного голоса, рискует предъявить хору непосильные требования и ухудшить тем самым его звучание. Когда же дирижер хора в достаточной степени владеет своим голосом

(а это возможно при любых природных данных), ясно представляет всю технологию звукообразования, может простыми и точными словами сформулировать задачи для достижения правильного вокального звучания артистов хора, он имеет возможность довести качество исполнения музыкального произведения до высокого вокально-технического и художественного уровня. Звучание хора в таком случае будет гармоничным, стройным и правильным.

С нашей точки зрения, специально говорить о привитии вокально-хоровых навыков на занятиях «Вокальная подготовка» не приходится, да и неправильно, так как все, что необходимо знать о вокальной методологии обучающемуся вокальному искусству, в равной степени необходимо и обучающемуся хоровому искусству.

Опыт и практика показали, что вокальная работа с хором может быть успешной лишь при серьезных занятиях сольной постановкой голоса. Еще раз хотим подчеркнуть, что основные технические и исполнительские требования, которые в процессе работы предъявляет педагог к певцу-солисту, аналогичны требованиям к коллективу хора, так как техника звукообразования одинакова как для солиста, так и для певца хорового коллектива. Есть, конечно, отличия в пении в хоре и в сольном исполнении, и они касаются дыхания.

Певческое дыхание - основа основ вокального искусства. Поэтому среди вокалистов бытует выражение, что «пение - хорошо натренированное и выработанное дыхание». В хоре как правило используется цепное дыхание и дыхание по руке дирижера, а в сольном пении оно берется в паузах, по окончании фразы, предложения, там, где имеются знаки препинания или когда по логике текста предполагаются цезуры. Также можно упомянуть о различном отношении к тембру голоса. Тембр сольного исполнителя предполагает большее многообразие и исполнительскую тонкость, зависящую не только от вокальных умений, но и от художественно-смысловых задач вокальных произведений. В хоре тембр отдельных голосов менее тонкий, в основном зависит не только от художественно-смысловых задач, но и от звучания партий, их строя и звукового ансамбля. Но следует подчеркнуть, что в высокопрофессиональных хорах певцы обязательно хорошо владеют тембровым звучанием голоса. Это касается не только вопроса формирования красивого вокального тона, но и умения пользоваться нужными красками, исходя из художественных задач, стиля, жанра произведений.

В этом смысле ярким примером является коллектив Санкт-Петербургской академической капеллы под руководством народного артиста СССР, профессора В. А. Чернушенко9. Санкт-Петербургская академическая капелла - старейший хоровой коллектив с полувековой историей, своими истоками уходящая во времена великого князя Московского

Ивана III, когда был образован хор Государевых певчих дьяков. Имея многовековые традиции, Академическая капелла является носителем использования специфики вокальной подготовки хорового певца, в которой выделяются две тенденции: традиции церковного пения и принадлежащих им школ певчих, и европейской, которая базируется на итальянском принципе сольной постановки голоса, благодаря итальянским педагогам, работающими с певчими Капеллы в середине XIX столетия: Д. Рубини, Д. Кавалли, Л. Пиччиоли и др.10 Эти традиции поддерживаются и претворяются в наши дни благодаря верности и преданности им художественного руководителя коллектива В. А. Чер-нушенко, который трактует большой русский хор, как «ансамбль солистов». Каждый артист, попавший в такой профессиональный коллектив, с огромным диапазоном исполняемых произведений (светских, духовных, a capella, в сопровождении оркестра), нуждается в специальной и индивидуальной вокальной подготовке. Важным основополагающим подходом дирижера к звучанию коллектива является мысль о том, что каждый артист хора - это солист. Он уверен в том, что если артист действует в хоре как солист, то и звучание хора становится звучным, стройным, насыщенным и профессиональным. В коллективе неустанно ведется работа над вокальным тоном артистов. Часто в концертных программах, включающих хоровые концерты Д. Бортнянского, А. Веделя, М. Березовского, Г. Свиридова, народные песни, соло исполняют 20-25 солистов. В Капелле нет штатной единицы - «солист», поэтому все сочинения крупных форм: Реквиемы Моцарта, Верди, Форе, Мессы Баха, Моцарта, Гайдна, Россини, «Колокола» С. В. Рахманинова, концертные исполнения опер «Дидона и Эней» Перселла, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Виринея» С. М. Слонимского и многие другие, исполняются силами своих солистов - артистов хора. Нужно отметить, что все они имеют высшее музыкальное образование - вокальное, дирижерско-хоровое, а нередко ими закончены два факультета: вокальный и дирижерский. Часто слушатели отмечают не только хорошие вокальные возможности солистов Академической Капеллы, но и замечательное умение петь в ансамбле, прекрасное звучание трио, квартетов, квинтетов в крупных формах. Эти качества приобретаются при пении солистов в хоре. На данный момент в Академической Капелле работают шесть Заслуженных артистов России, которые являются ведущими артистами хора.

Прослужив более 30 лет артистом Академической капеллы и исполнив огромное количество сольных партий для сопрано в хоровых и оркестровых произведениях, автор своем опыте знает о прекрасной вокальной работе, ведущейся в этом знаменитом на весь мир коллективе, и делится им со своими студентами на кафедре академического хора СПбГИК.

Один из нюансов работы со студентами на уроках «Вокальная подготовка» и занятиях хорового коллектива заключается в том, что перед певцом хора встает проблема приобретения навыка пения в ансамбле, в которое добавляется слияние голосов, нивелирование звука, умение слышать не только себя, но и коллег по партии, пение по дирижерскому жесту, общего подчинения коллективу и руководителю. Поэтому целесообразно в процессе обучения использовать на занятиях малые музыкальные исполнительские формы: дуэты, трио, квартеты.

Солист, если это концертный певец, вместе с концертмейстером -главным своим музыкальным партнером достигают общего ансамбля, имея общие художественные намерения при исполнении музыкального произведения. А оперный солист непременно должен быть в ансамбле с оркестром, хором и партнерами под единым руководством дирижера.

Что же касается дирижера-хормейстера, то особенность и сложность его задачи, в отличие от педагога вокальных дисциплин, заключается в том, что, работая над вокальной техникой хора, он имеет дело не с одним певцом, а одновременно со многими и сталкивается с проблемой выработки единого вокального звучания участников хорового коллектива, так как они часто владеют самыми различными приемами пения. Это является главным фактором для хорошего художественного исполнительства и звучания хора. Большую роль в этом играют тонко натренированный вокальный слух хормейстера и четкий вокальный жест, так как руки, пальцы хормейстера должны способствовать вокальности, напевности. Чтобы голоса певцов сливались в общем звучании, хормейстеру требуется большая, настойчивая, повседневная и многолетняя работа над качеством вокального звучания хора, его высокой культурой.

Ясно, что хорошим помощником в хоровом коллективе является опытный вокальный педагог, метод которого совпадает с требованиями хормейстера-руководителя, но для достижения результатов также важно, чтобы в первую очередь сам хормейстер обладал достаточной подготовкой в вопросах вокальной культуры11. Бывает, что хормейстеры часто путают понятия чисто головного (фальцетного) звучания с «высокой позицией», что ведет к тембровому обеднению звука хора. Некоторые увлекаются излишней близостью звучания, игнорируя другие компоненты -звучание резонаторов, опору звука, певческое вибрато, что также ведет к несовершенству звучания хора - крикливости, плоскости, резкости звучания. Кто-то считает, что яркий тембр одного исполнителя мешает общему звучанию хора. Это неверно. Во-первых, яркий тембр украшает звучание хора, а во-вторых, богатая и гибкая тембровая шкала полезна всем певцам хора. Тембром можно и нужно управлять, используя для этого самые разнообразные методы и приемы. Часто хормейстер неправильно подходит к определению голосов в хоре, используя голос не по его тембровому

окрасу, знанию переходных нот, возможностей голоса, а просто по диапазону голоса и наличию ярких нот у певцов, которые, по его мнению, могут быть полезны для звучания в партиях хора. Эти ошибки могут привести к неправильному развитию голосов участников хора, ограниченности вокальных возможностей и даже к голосовым потерям. Вот поэтому между хормейстером и вокальным педагогом нужен несомненный консенсус.

Считаем, что преподавание курса «Вокальная подготовка» на дирижерском отделении вызывает большее доверие к педагогам-вокалистам, которые имеют не только вокальное образование, но и исполнительскую практику работы в хоре или вокальном ансамбле, хорошо разбираются в специфике хорового пения. Например, на кафедре академического хора СПбГИК все педагоги-вокалисты имеют такие знания и огромный опыт.

Со второй половины XX в. главное место в образовании хормейстера по праву занимает хоровое дирижирование, но хотелось бы, чтобы и овладение вокально-хоровым мастерством было также важно в обучении начинающих дирижеров хора. Обучение по «Вокальной подготовке» в рамках программы бакалавриата длится всего 2,5 года. Программа обучения хормейстера вокальному мастерству и методике поверхностна, и это вносит настоящий дисбаланс в специальную подготовку дирижеров-хормейстеров, которым приходится восполнять и совершенствовать свои знания и умения в этой важнейшей области после окончания вуза.

По нашему мнению, дирижеру-хормейстеру полезно и важно постигать вокально-хоровое искусство на протяжении всего курса обучения, а «Вокальная подготовка» совместно с хоровым классом, должна стать одной из центральных дисциплин.

Все методы и приемы, используемые в вокальной педагогике, должны быть нацелены на воспитание определенных навыков, а именно:

1. Владение дыханием.

2. Владение опорой звука.

3. Владение динамикой звука.

4. Владение работой резонаторов.

5. Владение работой артикуляционного аппарата.

6. Владение навыком эмоционального выразительного пения.

7. Владение высокой позицией звука.

8. Владение кантиленой.

9. Владение тембром голоса.

Важное значение на начальной стадии обучения пению имеет диагностика - верное определение типа голоса обучающегося. Она дает четкий ориентир в будущей работе и применения правильных специальных упражнений для развития голосовых возможностей. Тип голоса определяется по его тембру, диапазону, месту расположения переходных нот, регистров, способности выдерживать высокую и низкую тесситуру.

Правильное определение вокальным педагогом типа голоса избавляет от ошибок, ведущих к дефектам голоса, а рекомендации в этом вопросе дирижеру хора по использованию певца в той или иной партии будут полезны и конструктивны.

Освоение курса «Вокальная подготовка» начинается с вокально-технической работы - подготовки голосового аппарата к действию на основе отработки вокально-технических упражнений, своего рода игра гамм при обучении игре на фортепиано12. Основной задачей упражнений является формирование вокально-технических навыков путем многократного повторения различных приемов, упражнений, фиксацией ощущений при выполнении различных мелодических построений. Упражнения подбираются в соответствие с техническими задачами, с соблюдением принципа постепенности и последовательности усложнения вокально-технических навыков. Каждое вокально-техническое упражнение тесно связано с организацией певческого дыхания, с координированной работой всего голосового аппарата, с высокой позицией, поиском места звука, нахождения и усиления звучания резонаторов, формирования гласных, произношения согласных, сглаживания регистров, развития подвижности голоса, филировки звука.

Только с накоплением вокально-технических умений возникает возможность управления тембром и динамикой звука. Воспитание учащихся ведется одновременно по двум направлениям: развитие вокально-технических навыков и развитие музыкального мышления, образности и артистичности. Но развитие музыкальности является первичным, так как ее отсутствие может привести к безжизненному и схематичному изложению музыкального материала. Приобретая способность к художественному перевоплощению в процессе пения, развитое воображение, фантазию и музыкально-эстетическую культуру, привитую педагогом, у студентов появляется возможность художественно-выразительного исполнения вокальных произведений13.

Особенность курса «Вокальная подготовка» состоит в том, что методические и исполнительские принципы изучаются в процессе практического освоения музыкального материала при исполнении вокальных произведений. Постепенное и последовательное обучение студентов на разнообразном музыкально-стилистическом материале способствует развитию их музыкального кругозора, воспитанию высокого художественного вкуса, расширению исполнительских знаний, умений и навыков. Студенты знакомятся на занятиях с великолепными произведениями русской, зарубежной и современной классики, с народными песнями. И тут встает вопрос о репертуарной политике для учащихся дирижерских отделений.

При подборе вокального репертуара с целью развития динамической выразительности голоса необходимо руководствоваться индиви-

дуальными особенностями студентов, их вокальными и музыкальными возможностями. И в этом смысле вокальная подготовленность студентов дирижерских отделений, как правило, уступает подготовленности студентам вокальных отделений. Поэтому общим требованием в выборе репертуара является посильность, доступность, художественная ценность произведений. Некоторые преподаватели дают студентам интересный, но вокально трудный репертуар. Естественно, что в этом случае многое не получается. При исполнении сложных вокальных произведений приобретаются неприятные и устойчивые дефекты, которые трудно исправить. Поэтому подбор репертуара является одним из важнейших моментов. Он должен быть связан с определенной целью, задачами овладения теми или иными певческими навыками.

Занятия вокальным искусством должны приносить чувство радости, желание добиться лучших результатов, несмотря на все трудности. Необходимо воспитывать исполнительскую волю, требовательность к себе, терпение, веру в свои силы, целеустремленность.

Многие студенты хорового отделения, приученные к дисциплинированности звучания в хоре, нивелированию звука, подчинению общему звучанию, закрыты эмоционально, лишают себя индивидуальности звучания, не имеют желания быть первыми, лучшими, петь во весь голос. Поэтому вокальный педагог должен следить и добиваться развития у учащегося полноты звучания голоса, исходя из индивидуальных качеств каждого в отдельности, настраивать его на эмоциональное исполнение, пение полным тоном. Студент должен иметь свое «я», звучать ярко и насыщенно, не боясь делать ошибки.

Цель учебного процесса - подготовка учащегося к будущей самостоятельной профессиональной деятельности и дальнейшей творческой жизни. Завершив обучение, студент должен уметь определять и реализо-вывать творческие задачи. Особое и значительное место в учебно-творческом процессе по дисциплине «Вокальная подготовка» отводится самостоятельной работе студентов, подразумевающей понимание качества своей деятельности, которая закрепляет, расширяет, углубляет полученные знания, умения, навыки, возможность освоения нового материала без посторонней помощи. Эта работа предполагает анализ вокального произведения, его формы, знания основных стилистических особенностей творчества композитора, написавшего произведение; выучивание текста наизусть, освоения текстов на иностранных языках, отработку отдельных вокально-технических приемов исполнения, развития самоконтроля при пении. С уверенностью можно сказать, что студенты дирижерского отделения в отличие от вокального, более мобильны в освоении музыкального материала в силу лучшей подготовленности и владения навыками анализа музыкальных произведений, гармонии, сольфеджио,

ориентирования в музыкальных формах и стилях, так как получают эти качественные знания на основных предметах на дирижерско-хоровом отделении. Видами самостоятельной работы студентов могут выступать и подготовка к академическим концертам, концертным выступлениям, конкурсам и фестивалям, и посещение концертов, театральных постановок. Огромной поддержкой и помощью для студентов является наличие большого количества записей исполнения того или иного произведения, что позволяет ознакомиться с различными трактовками и мастерством выдающихся исполнителей современности. Это также важнейшая самостоятельная работа, так как сравнительный анализ прослушиваемых произведений поднимает интеллектуальный и музыкальный уровень студента.

Благодаря этой работе, студент получает богатый, ни с чем не сравнимый опыт профессионального исполнительства.

Деятельность вокального педагога опирается на многие факторы: знание педагогики, психологии, физиологии, анатомии голосового аппарата, музыкальной акустики. В работе помогает педагогическая интуиция, чувство меры, такта, воли, уважения к личности учащегося, умения силой внушения и доверия побуждать творческую фантазию и уверенность в преодолении возникших препятствий. Трудности овладения голосом преодолеваются постепенно. Торопить и ускорять этот процесс нельзя, и педагог должен иметь терпение для того, чтобы закрепление полученных навыков способствовало формированию памяти мышечных и слуховых ощущений. Следует обратить внимание на то, что образование выразительного звучания голоса тесно связано с выполнением различных художественных задач, вокальных приемов, правильно организованной работы артикуляционного аппарата, выразительности произнесения текста. Таким образом, в процессе вокальных занятий приобретаются вокально-технические навыки, развивается вокальный слух и исполнительские способности, улучшается координация голосового аппарата, певческая интонация, устраняются дефекты голоса, увеличивается его диапазон. Контроль вокального педагога прежде всего должен быть направлен на образование правильного певческого тона, формированию красивого тембра, свободу работы всего голосового аппарата.

В результате занятий по дисциплине «Вокальная подготовка» обучающийся должен научиться управлять своим голосовым аппаратом, владеть теоретическими и практическими основами вокального мастерства, методами работы с голосами разных типов, приобрести знания о гигиене голоса. Эти знания помогают справляться с огромными нагрузками на репетициях и многочисленных концертах студентов дирижерско-хоро-вого отделения. Их голосовой аппарат, находясь в постоянном тренинге, меньше устает, а голос, обогащаясь новыми красками и обертонами, делается ярче, красивее и выносливее.

За свою многолетнюю педагогическую практику преподавания «Вокальной подготовки» на дирижерско-хоровом отделении мы не встречали ни одного студента, который бы не хотел развивать свои вокальные данные. Студенты дирижеры-хормейстеры с удовольствием занимаются, выступают на концертах, которые всегда приносят веру в свои силы, любовь к своему голосу, радость в достижении поставленных вокальных задач. Они активно принимают участие и становятся лауреатами всероссийских и международных конкурсов, поступают в магистратуру на вокальные факультеты, составляют костяк многих хоровых коллективов Санкт-Петербурга и страны, становятся артистами хора ведущих оперных театров.

Примечания

1 Манько Т. В. Русская школа хорового исполнительства (Традиции и современность): дис. ... канд. искусств. 17.00.02 / Т. В. Манько. Ростов-на-Дону, 2006. 203 с.

2 Сапрыкина Е. Е. Подготовка руководителей хоровых коллективов к работе над тембром голоса: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02 / Е. Е. Сапрыкина. Москва, 2002. 182 с.

3 Зингаренко А. А. «История и теория обучения профессиональных певчих в России в VII - первой половине XIX века: к проблеме воспитания музыкального слуха: дис. ... канд. искусств. 17.00.02 / А. А. Зингаренко. СПб., 2008. 289 с.

4 Дробышевская Н. О престижности профессии артиста хора (из истории и опыта работы Певческой капеллы Санкт-Петербурга) // Специальные и междисциплинарные исследования современной науки: мат. междунар. научно-практич. конф.: 30-31 октября 2012г. М.; Ногинск: Аналитика родис, 2012.

5 Рогачева М. А. Русская вокальная школа как феномен культурного синтеза: XVI -первая половина XIX века // Современные аспекты художественного синтеза в музыкальном искусстве: сборник статей / Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова / М. А. Рогачева, ред.-сост. А. Я. Селицкий Ростов на Дону: РГК, 2009.

6 Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / К. Никольская-Береговская М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

7 Денисова Г. М. Очерки по истории вокальной педагогики в России»: учебное пособие / Г. М. Денисова, В. Я. Курочкин. Челябинск, 2004.

8 Вокальное искусство и методика обучения пению: исторический аспект: учебное пособие / Перм. гос. ин-т искусства и культуры.; сост. Е. В. Опарина. Пермь, 2006.

9 Санкт-Петербургская Певческая Капелла - музыкальный лик России / авт.-сост.: А. Н. Кручинина, В. А. Чернушенко СПб.: Лики России, 2004. 64 с.

10 Дробышевская Н. Исполнение Певческой капеллой Санкт-Петербурга музыки современных композиторов: вокальная специфика или специальная подготовка (к проблеме исполнения современной хоровой музыки: из опыта работы Певческой Капеллы Санкт-Петербурга) // Мир науки, культуры, образования. 2013. С. 160-164.

11 Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг: изд. 4-е стереотип.: ЭБС Издательство «Лань», 2004. С. 14-15.

12 Гарсия М. Советы по пению / М. Гарсия. ЭБС «Лань», 2014. 104 с.

13 Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. М., 1968. С. 234-235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.