Научная статья на тему 'ВОКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕВЦОВ В СТУДЕНЧЕСКОМ УЧЕБНОМ ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ'

ВОКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕВЦОВ В СТУДЕНЧЕСКОМ УЧЕБНОМ ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕВЦОВ В ХОРЕ / ХОРОВОЙ КЛАСС / СПЕЦИФИКА ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА / ФОРМЫ ВОКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ХОРОВОГО ПЕВЦА / МАСТЕР-КЛАСС / НАСТАВНИЧЕСТВО / ПЕРВОИСТОЧНИКИ В ОБЛАСТИ ВОКАЛЬНОЙ И ХОРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бибеева Ирина Николаевна

В статье дается представление об особенностях вокального развития певцов в студенческом учебном хоровом коллективе. Пение в хоре рассмотрено как имплицитный путь вокального развития обучающихся. Этот путь предполагает коллективную, но не менее эффективную форму обучения будущих хормейстеров и педагогов-музыкантов. Определена специфика хорового исполнительства. Она находит свое отражение в широком диапазоне изучаемых музыкальных произведений, внешней и внутренней «сонастроенности» хорового певца. Вокальная подготовка участников хорового коллектива рассмотрена с исторических, теоретических и методических позиций. Традиции вокального развития певцов в хоре представлены в исторической ретроспективе. Обзорно перечислены основополагающие теоретические труды и методики. Сформулированы возможные формы вокального развития, которые позволяют организовать обучение певцов в опоре на традиции отечественной вокально-хоровой педагогики. Мастер-класс трактуется как особая форма учебного хорового занятия, основанная на демонстрации хормейстером творческого решения определенной вокально-исполнительской задачи. Обозначена первостепенная роль хормейстера в формировании вокального стиля и культуры участников хорового коллектива. Наставничество представлено как традиционная практика отечественного музыкального исполнительства, направленная на передачу певческих и творческих навыков от более опытных к менее опытным хоровым певцам. Систематизированы первоисточники в области вокальной и хоровой музыкально-исполнительской практики. Их изучение и коллективное обсуждение на занятиях хорового класса рассмотрены как еще одна форма вокального развития певцов в учебном хоре. Подчеркнуто, что занятия в учебном хоровом коллективе дополняют и расширяют вокальное развитие певца, осуществляемое в индивидуальном классе сольного пения. Обобщены значимые качества певца, наиболее продуктивно формирующиеся в процессе пения в хоре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCAL DEVELOPMENT OF SINGERS IN THE STUDENT EDUCATIONAL CHOIR

The article gives an idea about the features of the vocal development of singers in the student educational choir. Singing in the choir is considered as an implicit way of students' vocal development. This path involves a collective, but no less effective form of training for future choirmasters and music teachers. The specificity of choral performance is determined. It is reflected in a wide range of musical works studied and in the external and internal «attunement» of the choral singer. The vocal training of the members of the choir is considered from historical, theoretical and methodological positions. Some traditions of the vocal development of singers in the choir are presented in a historical retrospective. The fundamental theoretical works and methods are reviewed. Possible forms of vocal development are formulated, which allow organizing the training of singers based on the traditions of Russian vocal and choral pedagogy. The master class is interpreted as a special form of educational choral training based on the demonstration by the choirmaster of a creative solution to a specific vocal and performing task. The primary role of the choirmaster in the formation of the vocal style and culture of choral singers is indicated. Mentoring is presented as a traditional practice of Russian musical performance aimed at transferring singing and creative skills from more experienced to less experienced choir singers. The primary sources in the field of vocal and choral musical performance practice are systematized. The study and their collective discussion in the classroom of the choir class are considered as another form of vocal development of singers in the educational choir. It is emphasized that classes in the educational choir complement and expand the vocal development of the singer, carried out in an individual class of solo singing. Significant qualities of a singer, most productively formed in the process of singing in a choir, are summarized.

Текст научной работы на тему «ВОКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕВЦОВ В СТУДЕНЧЕСКОМ УЧЕБНОМ ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

Европы и Восточной Азии, обеспечивающей функционирование международных транспортных коридоров. Одним из ключевых направлений развития холдинга «РЖД» является укрепление его позиций на международном рынке в сфере железнодорожного транспорта [6].

В приоритетах развития до 2030 года предусматривается увеличение объемов перевозок грузов по основным международным транспортным коридорам, развитие транзитных возможностей России и евроазиатского транспортного коридора. С целью увеличения транспортно-логистических услуг на международном рынке предусматривается развитие контрактной логистики, проработки маршрутов доставки грузов для обеспечения высокоскоростной транспортировки товаров. Данные задачи невозможно решить без формирования оптимальных условий перевозок, совершенствования международного транспортного права и технического регулирования. Решение данных задач невозможно без развития многостороннего международного научно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами, которое предоставит доступ к передовым технологиям и разработкам для приобретения и развития дополнительных компетенций. В данном ключе английский язык выступает необходимым инструментом при повышении квалификации персонала и подготовки кадрового состава холдинга «РЖД» для участия в реализации зарубежных проектов.

Нельзя не отметить, что знание английского дает шанс высокопрофессиональному специалисту показать себя среди участников ежегодного стратегического мероприятия холдинга «РЖД» Международный транспортно-логистический форум <^0//Движение.1520».

Данное ежегодное мероприятие, как ключевое событие для всех железнодорожников, зарекомендовало себя авторитетной площадкой обсуждения актуальных вопросов развития железнодорожной отрасли и выстраивания диалога между участниками рынка на пространстве 1520. Рассмотрим проведение мероприятия такого уровня в 2020 году как реальную возможность практического применения английского языка в рамках делового общения.

По информации Интерфакс в 2020 году в форуме приняли участие 650 компаний из 28 стран. Одной из главных обсуждаемых тем форума была тема влияния пандемии на отрасль. Ключевыми спикерами форума выступили генеральный директор - председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, исполнительный директор совместного предприятия Oy Karelian Nrains Виктория Хурри, председатель правления - генеральный директор АО «Эстонская железная дорога» Эрик Лайдвеэ, президент VR Group (Железные дороги Финляндии) Рольф Янссон, генеральный директор представительства Корейской национальной железнодорожной корпорации KORAIL Хо Квон Чо, президент «Тойо Транс Инк» Исао Такахаси и другие представители международных транспортных корпораций. Сам форум проходил в период 22-23 октября 2020 года. В связи с напряженной эпидемиологической ситуацией текущего года проведение форума «PRO//Движение.1520» 2021 года перенесено организаторами на 2022 год.

Выводы. Благодаря таким международным площадкам создаются деловые коммуникации и продуктивные взаимоотношения Российской Федерации и стран - экономических партнеров. В непростых условиях пандемийных ограничений возможность участия в подобных мероприятиях обеспечивает выработку стратегии развития транспортного бизнеса будущего, одним из инструментов реализации которого является знание иностранного языка профессиональной направленности. В этой связи встает вопрос пересмотра как самой методики преподавания иностранного языка в стенах вуза железнодорожного транспорта, так и внедрении новых технологий в процессе разработки методического обеспечения практических занятий на иностранном языке. Это и представляет собой поле дальнейших исследований и разработок на современном этапе.

Литература:

1. Малишевская, Н.А. Вариативность значений юридических терминов в английском языке / Н.А. Малишевская // Материалы IV международного съезда российских и зарубежных учёных Современные исследования в гуманитарных и естественных науках. - 2020. - С. 202-208.

2. Черкасова, М.Н. Формирование коммуникативной компетенции в формате лексико-семантического анализа технической терминологии при изучении русского и иностранных языков / М.Н. Черкасова // Сборник научных трудов «Транспорт: наука, образование, производство». - 2020. - Том 4. - С. 366-369.

3. Бжиская, Ю.В. Использование цифровых технологий при обучении иностранному языку / Ю.В. Бжиская, М.П. Чуриков // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - Вып. 71. - Ч. 1. - С. 44-46

4. Бжиская, Ю.В. К вопросу о международном сотрудничестве в сфере железнодорожного транспорта посредством иностранного языка. / Ю.В. Бжиская, О.В. Медведева // «Транспорт, наука, образование. Гуманитарные и технические науки». - 2021. - С. 42-46.

5. Клепиков В.П. Смешанные перевозки российских экспортных грузов / В.П. Клепиков. «РКонсульт». -2004. - 224 с.

6. Распоряжение ОАО «РЖД» №769/р от 17.04.2018 «Об утверждении стратегии научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года (Белая Книга)».

7. Черкасова Л.Н. Английский язык как иностранный для обучающихся специалитета гуманитарных и технических направлений подготовки. Семестр 3: учебно-методическое пособие / Л.Н. Черкасова, Ю.В. Бжиская. - ФГБОУ ВО РГУПС. -2021. - 95 с.

Педагогика

УДК 372.878

профессор, заслуженная артистка РФ Бибеева Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень)

ВОКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕВЦОВ В СТУДЕНЧЕСКОМ УЧЕБНОМ ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация. В статье дается представление об особенностях вокального развития певцов в студенческом учебном хоровом коллективе. Пение в хоре рассмотрено как имплицитный путь вокального развития обучающихся. Этот путь предполагает коллективную, но не менее эффективную форму обучения будущих хормейстеров и педагогов-музыкантов. Определена специфика хорового исполнительства. Она находит свое отражение в широком диапазоне изучаемых музыкальных произведений, внешней и внутренней «сонастроенности» хорового певца. Вокальная подготовка участников хорового коллектива рассмотрена с исторических, теоретических и методических позиций. Традиции вокального развития певцов в хоре представлены в исторической ретроспективе. Обзорно перечислены основополагающие теоретические труды и методики. Сформулированы возможные формы вокального развития, которые позволяют организовать обучение певцов в опоре на традиции отечественной вокально-хоровой педагогики. Мастер-класс трактуется как особая форма учебного

хорового занятия, основанная на демонстрации хормейстером творческого решения определенной вокально-исполнительской задачи. Обозначена первостепенная роль хормейстера в формировании вокального стиля и культуры участников хорового коллектива. Наставничество представлено как традиционная практика отечественного музыкального исполнительства, направленная на передачу певческих и творческих навыков от более опытных к менее опытным хоровым певцам. Систематизированы первоисточники в области вокальной и хоровой музыкально-исполнительской практики. Их изучение и коллективное обсуждение на занятиях хорового класса рассмотрены как еще одна форма вокального развития певцов в учебном хоре. Подчеркнуто, что занятия в учебном хоровом коллективе дополняют и расширяют вокальное развитие певца, осуществляемое в индивидуальном классе сольного пения. Обобщены значимые качества певца, наиболее продуктивно формирующиеся в процессе пения в хоре.

Ключевые слова: вокальное развитие певцов в хоре, хоровой класс, специфика хорового исполнительства, формы вокального развития, профессиональные качества хорового певца, мастер-класс, наставничество, первоисточники в области вокальной и хоровой музыкально-исполнительской практики.

Annоtation. The article gives an idea about the features of the vocal development of singers in the student educational choir. Singing in the choir is considered as an implicit way of students' vocal development. This path involves a collective, but no less effective form of training for future choirmasters and music teachers. The specificity of choral performance is determined. It is reflected in a wide range of musical works studied and in the external and internal «attunement» of the choral singer. The vocal training of the members of the choir is considered from historical, theoretical and methodological positions. Some traditions of the vocal development of singers in the choir are presented in a historical retrospective. The fundamental theoretical works and methods are reviewed. Possible forms of vocal development are formulated, which allow organizing the training of singers based on the traditions of Russian vocal and choral pedagogy. The master class is interpreted as a special form of educational choral training based on the demonstration by the choirmaster of a creative solution to a specific vocal and performing task. The primary role of the choirmaster in the formation of the vocal style and culture of choral singers is indicated. Mentoring is presented as a traditional practice of Russian musical performance aimed at transferring singing and creative skills from more experienced to less experienced choir singers. The primary sources in the field of vocal and choral musical performance practice are systematized. The study and their collective discussion in the classroom of the choir class are considered as another form of vocal development of singers in the educational choir. It is emphasized that classes in the educational choir complement and expand the vocal development of the singer, carried out in an individual class of solo singing. Significant qualities of a singer, most productively formed in the process of singing in a choir, are summarized.

Key words: vocal development of singers in the choir, choral class, specifics of choral performance, forms of vocal development, professional qualities of a choral singer, master class, mentoring, primary sources in the field of vocal and choral musical performance practice.

Введение. В музыкально-педагогической практике можно определить два пути вокального развития будущих хормейстеров и педагогов-музыкантов: 1) апикальный и 2) имплицитный. Апикальный путь реализуется в процессе индивидуальной вокальной подготовки в рамках одноименной дисциплины. Имплицитный путь связан с вокальным развитием обучающихся в рамках дисциплин и практик, на которых оно происходит в коллективной форме деятельности, но не менее эффективно. К таким дисциплинам можно отнести хоровое сольфеджио, хоровой класс, вокальный ансамбль. В статье будет выявлена роль хорового класса в вокальном развитии обучающихся, специфика этого развития и возможные формы.

Изложение основного материала статьи. Традицией для отечественного музыкального образования, сформировавшейся у истоков музыкальной практики, является назначение существенной роли хорового класса в вокальном становлении будущего музыканта. Одним из многочисленных примеров сказанного может стать опыт Народной консерватории, в которой хоровое воспитание являлось основой музыкального образования. Посещать хоровые классы отделения общего музыкального образования были обязаны все студенты, в том числе и учащиеся сольных классов отделения специального музыкального образования. «Хоровые классы в Московской Народной консерватории являлись практически творческой базой изучения всех музыкально-теоретических дисциплин: теории музыки, сольфеджио, основ гармонии, полифонии, анализа форм, истории музыки; в них развивались навыки исполнительского мастерства и дирижерско-хоровой техники...» [5, С. 34].

На современном этапе данная традиция не теряет своей актуальности в процессе воспитания музыканта. Дополняя возможности индивидуальной формы обучения пению, вокальная подготовка хористов в студенческом учебном хоровом коллективе позволяет расширить их профессиональные вокальные качества.

Во-первых, хоровые певцы овладевают широким диапазоном исполняемых произведений. Учебный хор изучает самый разнообразный репертуар от знаменных распевов и духовных концертов до современных произведений, что позволяет работать над вокальными особенностями музыки самых разных стилей, жанров и направлений. Участники хорового коллектива в своем вокальном развитии соприкасаются со всеми этапами развития отечественной певческой культуры в онтогенезе, что в практике индивидуального исполнительства не всегда доступно, особенно на начальном этапе.

Во-вторых, певцам хора необходимо ориентироваться не на своё пение, а «слушать себя в хоре» [2, С. 39]. Данный навык развивает важнейшее исполнительское качество «духовную сонастроенность на определенное качество певческого звучания» [2, C. 41], которое является особым свойством отечественной вокально-хоровой школы. Стоит отметить, что умение петь в составе коллектива и «настроенность певцов на общехоровую звучность приходит постепенно по мере приобретения ими певческого профессионализма, причём именно в области хорового пения» [2, C. 40].

Специфика вокального исполнительства в хоровом коллективе определяет значимые качества певца, которые могут быть наиболее продуктивно сформированы в процессе пения в хоре. К ним можно отнести:

- осмысленное интонирование словесного текста, раскрывающее заложенное в нём художественное начало;

- соответствие «психологической сущности исполняемой музыки»;

- владение пением a cappella;

- подчиненность законам ансамбля и строя;

- навыки тончайшей нюансировки;

- синтез теоретической и практической подготовки певцов;

- соответствие качества звучания стилевому и жанровому эталону.

Одной из форм вокальной подготовки будущих хормейстеров и педагогов-музыкантов на занятиях хорового класса является мастер-класс. На современном этапе он все чаще используется как эффективная форма организации обучения, ориентированная на высокопрофессиональный показ способов деятельности, отношения к ней и самых эффективных техник достижения результата. В тоже время это и особая форма учебного занятия, основанная на демонстрации творческого решения определенной задачи. Мастер-класс становится стимулом личностного роста как для преподавателя,

так и для обучающегося. Д.С. Бортнянский называл лучшим методом вокального обучения - показ учителя. Он считал, что через подражание учителю обучающиеся могут перенять мягкость, ровность, необычайную чистоту строя, глубоко осмысленное интонирование, отличное произношение слов, гибкую динамику и «органность» [3, С. 60].

В работе Н.С. Дробышевской отмечается, что с целью усовершенствования качества подготовки певчих Придворной певческой капеллы для индивидуальной работы с хористами приглашали учителей пения (хормейстеров), которые владели вокальной культурой, выдающимся голосом и основами вокальной «методы». Среди таких педагогов можно назвать А.Е. Варламова «который, будучи в чужих краях, усовершенствовался в Методе пения» [Цит. по 1, С. 44] и итальянца Доминика Рубини.

Вокальная культура хормейстера оказывает влияние на вокальную культуру каждого певца. «Дирижёр всем своим умением, талантом и интуицией формирует такое звучание в хоре, которое имеет ярко выраженные черты музыкально-эстетического воздействия: осторожно и бережно складывает различные человеческие тембры, выявляя их неповторимые краски» [4, С. 53]. Формирование вокальной культуры самого хормейстера происходит в процессе специального музыкального обучения, насыщенной практической деятельности и накопления индивидуального слухового опыта через знакомство с творчеством различных хоровых коллективов и отдельных исполнителей.

Другой немаловажной формой обучения является система наставничества. Наставничество предполагает, что более опытный участник образовательного процесса делится своими знаниями, умениями и навыками с новичками на протяжении определенного времени.

Наставничество в хоровом коллективе является традиционной практикой для отечественного музыкального исполнительства. Е.В. Николаева, ссылаясь на исследование С.Г. Зверева, описывает принципы иерархии и подобия, сложившиеся в первых хоровых коллективах. По словам исследователей, иерархия проявлялась в том, что хор был организован по станицам (группа примерно 5-6 человек), к которым певчие причислялись на основе своей профессиональной подготовки. Во главе каждой из них ставился наиболее опытный певчий, руководивший всей деятельностью (местничество). Менее опытные хористы чувствовали постоянную поддержку более опытного певца, который исполнял вместе с ними один хоровой голос. Станицы характеризовались слаженным певческим ансамблем. Несмотря на строгую иерархию, каждый певец должен был научиться выполнять различные функции, возлагаемые на певцов группы [2, С. 122-123].

Хотя организация современного хорового коллектива отличается от той, что существовала в Древней Руси, но принципы иерархии и подобия находят в нем свое отражение. Певец, поступая в хоровой коллектив, попадает в ситуацию, когда он должен вслушиваться и «подлаживаться» (Е.В. Николаева) к более опытным певцам. Развивая свой вокальный голос, навыки хорового исполнительства, приобретая певческую культуру, он постепенно может приобрести статус ведущего исполнителя.

Действующая в учебном хоровом коллективе система иллюстраторства имеет своеобразную функцию «зоны ближайшего развития». Профессиональные и более опытные певцы в рамках практики совместного и «живого» музицирования передают своё мастерство менее опытным хористам. Совместные проекты студенческого хора и профессиональных творческих коллективов, основанные на указанном принципе, позволяют развиваться будущим профессионалам более эффективно, осуществляют преемственность.

Таким образом, наставничество в рамках студенческого хорового коллектива может проявить себя на различных уровнях: в рамках хоровой партии, хорового коллектива, иллюстрирование, участие хорового коллектива в совместных хоровых проектах.

Менее очевидной, но достаточно эффективной формой является изучение первоисточников в области вокальной и хоровой музыкально-исполнительской практики, в которых декларируются значимые качества вокального исполнителя, основы вокально-хоровой культуры, традиции вокально-хорового исполнительства и частные практические рекомендации. Хормейстер рекомендует обучающимся обращаться к данным трудам, обсуждает их теоретические положения в непосредственной практической деятельности.

Среди таких первоисточников необходимо назвать труды М.И. Глинки и А.Е. Варламова. Они «явились первыми русскими методическими пособиями, в которых отразился многовековой опыт хорового пения», «заложив фундамент дальнейшего развития русской вокальной педагогики, они дали толчок к более детальной разработке вопросов теории и методов вокального воспитания певцов» [3, С. 89].

К значимым также можно отнести работы Г.Я. Ломакина «Краткая метода пения», И. Казанского «Общепринятое руководство к изучению нотного церковного хорового и одиночного пения», М.А. Балакирева «Метод обучению хоровому пению», А. Рожнова «Руководство для обучения пению», Н. Брянского «Метод обучения хоровому пению», А.В. Никольского «Голос и слух хорового дирижёра», авторские методики и опыт советских хормейстеров Н.М. Данилина, М.Г. Климова, А.В. Александрова, А.В. Свешникова, В.С. Попова, В.А. Чернушенко, А.А. Юрлова, В.Н. Минина.

В работах и практике этих деятелей отечественной вокальной и хоровой культуры сформировались требования, которые составляют основу вокального воспитания певца в хоре:

- развитие всех сторон музыкального слуха;

- становление ритмической организованности, стройности исполнения;

- достижение естественности, проникновенности и стилевой выверенности звучания.

Для эффективного вокального развития хористов существенным плюсом является, если хормейстер имеет право преподавать в вокальном классе, вести занятия вокального ансамбля. Осуществляя взаимодействие с участниками хорового коллектива в индивидуальной вокальной подготовке, групповой форме и собственно в хоре, хормейстер может наблюдать исполнителей во всем многообразии учебных и исполнительских ситуаций, разъяснять свои вокальные установки, корректировать ответную реакцию, обсуждать сложности, организовывать творческое взаимодействие. В такой комплексной работе певцы хора раскрываются с самых разных сторон, включаются в совместное творческое музицирование при сохранении ведущей роли хормейстера. Для учебного хорового коллектива сохранение единых вокальных установок и комплексный подход к организации обучения особенно важны, поскольку с коллективом в рамках практики работают и сами студенты - выпускники, при этом учебный хор и отдельные его певцы участвуют в конкурсах и концертах.

Выводы. Вокальная подготовка в хоровом коллективе может проходить не менее эффективно, чем в индивидуальном классе. Специфика хорового исполнительства развивает у певцов значимые качества, которые могут быть не всегда доступны индивидуальному исполнителю, не включенному в практику пения в хоре. Данный тезис может быть подтвержден творческими биографиями певцов, которые вышли из среды хорового исполнительства. Многие певчие Придворной певческой капеллы выступали в качестве сольных исполнителей, успешно справляясь со сложными партиями в итальянских операх [3, С. 53].

Литература:

1. Дробышевская, Н.С. Организация вокальной работы в Придворной певческой капелле (взгляд через фонды РГИА) / Н.С. Дробышевская // Университетский научный журнал. - 2017. - № 28. - С. 43-51.

2. Николаева, Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X - середина XVII столетия: [Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений]. - Москва: Владос, 2003. - 208 с.

3. Никольская-Береговская, К.Н. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XX века: [Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений]. - Москва: Владос, 2003. - 304 с.

4. Осеннева, М.С. Работа с детским хором : учебное пособие / М.С. Осеннева, В.А. Самарин. - Москва: Музыка, 2015. - 206 с.

5. Шевлягина, В.Ф. Музыкально-просветительская деятельность С.И. Танеева в Первой народной консерватории в России / В.Ф. Шевлягина // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / О.А. Апраксина. - Москва: Просвещение, 1990. - С. 31-38.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ковчегова Марина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Горшенина Наталия Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ ЦЕННОСТНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье обосновывается значимость эмоционального развития и выделены особенности эмоциональных проявлений у детей в системе дошкольного образования. Подчеркивается значение родителей в становлении эмоциональной сферы ребенка, начиная с раннего детства. Приведены результаты констатирующего эксперимента по изучению сформированности ценностно-смыслового и мотивационного компонента педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Сделан вывод о необходимости специальной работы с целью повышения его уровня во взаимодействии с педагогами дошкольных образовательных организаций. Одним из средств рассматривается постоянно действующая «Школа молодых родителей». Обозначены требования к проектированию ее содержания и формам организации. Сделан вывод, «Школа молодых родителей» должна способствовать эмоциональному просвещению родителей и формированию у них ответственности за процесс эмоционального развития ребенка.

Ключевые слова: дошкольное образование, ранний возраст, педагогическая компетентность родителей, ценностно-смысловой и мотивационный компонент, эмоциональное развитие ребенка.

Annotation. The article substantiates the importance of emotional development and highlights the features of emotional manifestations in children in the system of preschool education. The importance of parents in the development of the emotional sphere of the child, starting from early childhood, is emphasized. The results of a stating experiment on the study of the formation of the value-semantic and motivational component of the pedagogical competence of parents raising young children are presented. The conclusion is made about the need for special work in order to increase its level in cooperation with teachers of preschool educational organizations. One of the means is considered a permanent "School of Young Parents". The requirements for the design of its content and forms of organization are outlined. It is concluded that the "School of Young Parents" should contribute to the emotional education of parents and the formation of their responsibility for the process of emotional development of the child.

Key words: preschool education, early age, pedagogical competence of parents, value-semantic and motivational component, emotional development of the child.

Введение. Педагогическую компетентность родителей, воспитывающих детей раннего возраста мы рассматриваем как «результат их личностного развития, готовность проявлять свою педагогическую культуру, непрерывно повышать уровень образованности, оказывая воспитательное и развивающее воздействие, адекватное возрасту ребенка» [3, С. 102]. В ее структуру нами включаются «ценностно-смысловые и мотивационные, когнитивно-содержательные, коммуникативно-деятельностные и рефлексивно-оценочные» компоненты [3, С. 102].

Целью данной статьи является изучение сформированности ценностно-смыслового и мотивационного компонента. Это обусловлено тем, что уровень его развития влияет на эмоциональное становление детей и определяется возможностью родителей устанавливать субъект-субъектное эмоционально-положительное взаимодействие с ребенком, обеспечивая ему состояние защиты и благополучия.

Изложение основного материала статьи. Проблема эмоционального развития детей раннего возраста раскрывается в различных психолого-педагогических исследованиях (В.Н. Белкина, Л.С. Богданова, Дж. Готман, Т.А. Данилина, А.В. Запорожец, И.О. Карелина, И.Ф. Ключникова, Ю.А. Лаптева, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн и др.). В научных публикациях указывается на значимость эмоций и эмоционального общения для психологического и мотивационного развития ребенка, предлагаются характеристики эмоциональных проявлений в конкретных ситуациях. В исследовании К.Э. Изард обосновывается положение, согласно которому «одной из причин возникновения человеческих эмоций является необходимость обеспечения социальной связи между матерью и ребенком». Как указывает автор, посредством эмоций ребенок выражает свое отношение к окружающему миру и познает его [6, С. 22].

Следует подчеркнуть, что у детей раннего возраста эмоции и эмоциональные переживания проявляются довольно ярко и непосредственно, но имеют кратковременный и неустойчивый характер, а эмоциональные реакции на ситуацию могут возникнуть с опозданием. «Когда маленькие дети видят, что другим плохо, они часто приходят в замешательство. Они могут засмеяться или не знают, как им откликнуться» [5, С. 78]. Способность сознательно использовать внешние эмоциональные проявления как средство общения формируется постепенно: уже к старшему дошкольному возрасту, дети начинают контролировать отрицательные эмоции, распознавать эмоции других людей по выражению лица. А.В. Запорожец указывал, что «эмоции играют своеобразную регулирующую и ориентирующую роль в той деятельности, в которой они

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.