Научная статья на тему 'Этапы работы над качеством тембрового звучания эстрадного вокального ансамбля'

Этапы работы над качеством тембрового звучания эстрадного вокального ансамбля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНИЕ / ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ / ТЕМБР / КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ / ЭТАПЫ РАБОТЫ / ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИИ / РЕПЕРТУАР / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / РАЗВИТИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕВЦЫ / SINGING / VOCAL ENSEMBLE / TIMBRE / SOUND QUALITY / WORK STAGES / VOCAL EXERCISES / REPERTOIRE / SKILLS / DEVELOPMENT / TEACHING METHODS / SINGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стулов Игорь Харьевич, Стулова Галина Павловна

Статья посвящена проблеме организации методической работы педагога над качеством тембрового звучания эстрадного вокального ансамбля в зависимости от уровня развития вокальных навыков певцов. На протяжении всего периода обучения студентов ансамблевому пению на кафедре эстрадно-джазового искусства автору удалось выделить четыре этапа в трансформации качества тембрового звучания певческих голосов и дать конкретные рекомендации к методике работы педагога в соответствии с задачами обучения. 1-й этап: с самого начала работы с певцами ансамбля необходимо отталкиваться от того качества звука, которое имеется на данный момент. Совместное звучание голосов певцов отличается отсутствием унисона, форсировкой звука и пестротой произношения фонем в результате разнообразной манеры работы артикуляционного аппарата. Особая задача педагога не допускать форсировки звука, то есть при пении не выходить за пределы динамического диапазона: mf mp. 2-й этап: в учебный репертуар включаются многоголосные произведения. В связи с этим в работе педагога возникают новые задачи выстраивание строя и ансамбля. При распевании необходимо использовать специальные упражнения для развития гармонического слуха певцов, требующие активизации слухового внимания и самостоятельной работы. Однако в развитии вокальных навыков певцов наблюдается некоторый застой и даже деградация. После снятия форсировки звука появляется тусклость тембрового звучания их голосов, так как певцы еще не всегда умеют пользоваться певческим дыханием. Кроме того, причинами этого является общее утомление организма учащихся, снижение познавательного интереса, потеря мотивации, устранить которые можно внедрением в процесс обучения новых методов или приемов работы. 3-й этап: тембровое звучание вокального ансамбля можно охарактеризовать как более светлое, облегченное, но прямолинейное, то есть без певческого вибрато. В процессе исполнения песен при переходе мелодии к звукам в области низкой тесситуры наблюдается ломка голоса из-за невыровненности голосовых регистров. В учебный репертуар следует включать произведения, способствующие формированию умения пользоваться широким дыханием за счет сохранения позиции вдоха и экономного фонационного выдоха при пении, а также произведения, требующие гибкой нюансировки и контрастные по типу звуковедения: staccato, legato, marcato. 4-й этап: происходит дальнейшее закрепление полученных знаний, умений и навыков. В процессе пения проявляется устойчивость навыка правильной мышечной координации всего голосообразующего комплекса, как результат систематической работы певцов. Тембровое звучание певческого коллектива при многоголосном пении отличается слитностью голосов, хорошим строем и ансамблем, разнообразием тембровых красок, четкостью дикции и мышечной свободы при голосообразовании. В результате в голосах певцов появляется певческое вибрато, сглаженность голосовых регистров и полноценная озвученность грудных и головных резонаторов. Для закрепления полученных результатов необходимо использовать на занятиях специальные вокальные упражнения для освоения вокальных трудностей исполняемых произведений. В учебный репертуар следует включать произведения разнохарактерные по стилю, контрастные по темпу, ритму, динамике и типам звуковедения. Авторы подчеркивают, что вокальные умения и навыки, сформированные у певцов на предыдущих этапах обучения, требуют закрепления в процессе постоянной тренировки и совершенствования в дальнейшей самостоятельной и профессионально-практической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF WORK ON THE QUALITY OF TIMBRE SOUND OF A POP VOCAL ENSEMBLE

The article deals with the problem of organizing the methodical work of a teacher on the quality of timbre sound of the pop vocal ensemble depending on the level of development of vocal skills of singers. Throughout the period of students ’education in ensemble singing at the Department of Pop and Jazz Art, the author managed to highlight four stages in the transformation of the quality of the timbre sound of singing voices and to give special recommendations to the methodology of the teacher ’s work in accordance with the tasks of training. Stage 1: from the very beginning of work with the singers of the ensemble it is necessary to rely on the quality of sound that is available at the moment. The joint sound of the singers «voices, is distinguished by the absence of unison, the forcing of sound and the diversity of pronouncing the phonemes as a result of the various manner of work of the articulation apparatus. A special task of the teacher is to prevent sound forcing, that is, when singing not to exceed the dynamic range: mf mp. Stage 2: Multi-voice works are included in the educational repertoire. In connection with this, new tasks arise in the work of the teacher building the structure and ensemble. When singing it is necessary to use special exercises for the development of harmonic hearing of singers, requiring activation of auditory attention and independent work. However, there is some stagnation and even degradation in the development of the singers ’vocal skills. After removing the forcing of the sound, there appears a dullness of the timbre sound of their voices, as singers do not always know how to use singing breath, besides, the reasons for this are general fatigue of the body of students, reduction of cognitive interest, loss of motivation, which can be eliminated by introducing new methods or techniques of work into the learning process. The 3rd stage: timbre sounding of vocal ensemble can be characterized as lighter, facilitated, but rectilinear, that is without singing vibrato. In the process of performing songs, when the melody is transferred to sounds in the area of low tessitura, there is a split of voice due to non-level of voice registers. The educational repertoire should include works that contribute to the formation of the ability to enjoy wide breathing by maintaining the position of inhalation and economical phonation exhalation when singing, as well as works that require flexible nuance and contrast in the type of the sound: staccato, legato, marcato. Stage 4: further consolidation of the acquired knowledge, skills and practices takes place. In the process of singing, the stability of the skill of proper muscle coordination of the whole voiceforming complex is demonstrated as a result of systematic singers’ work. The timbre sound of the singing collective in multi-voice singing is distinguished by the slightness of voices, good structure and ensemble, variety of timbre paints, clarity of articulation and muscle freedom in voice formation. As a result, singing vibrato, smoothness of voice registers, and full voicing of thoracic and head resonators appear in singers’ voices. To consolidate the results, it is necessary to use special vocal exercises in the classroom to master the vocal difficulties of the performed works. The educational repertoire should include works of diverse characters in style, contrasting in pace, rhythm, dynamics and types of sound science. The author emphasizes that the vocal abilities and skills formed by the singers at the previous stages of training require fixing in the process of constant training and improvement in further independent and professional practical work.

Текст научной работы на тему «Этапы работы над качеством тембрового звучания эстрадного вокального ансамбля»

УДК 78+378 001: 10.31862/2073-9613-2020-1-191-199

ББК 74.4.+85.31

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД КАЧЕСТВОМ ТЕМБРОВОГО ЗВУЧАНИЯ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ

I И.Х. Стулов, Г.П. Стулова

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации методической работы педагога над качеством тембрового звучания эстрадного вокального ансамбля в зависимости от уровня развития вокальных навыков певцов. На протяжении всего периода обучения студентов ансамблевому пению на кафедре эстрадно-джазового искусства автору удалось выделить четыре этапа в трансформации качества тембрового звучания певческих голосов и дать конкретные рекомендации к методике работы педагога в соответствии с задачами обучения. 1-й этап: с самого начала работы с певцами ансамбля необходимо отталкиваться от того качества звука, которое имеется на данный момент. Совместное звучание голосов певцов отличается отсутствием унисона, форсировкой звука и пестротой произношения фонем в результате разнообразной манеры работы артикуляционного аппарата. Особая задача педагога — не допускать форсировки звука, то есть при пении не выходить за пределы динамического диапазона: mf — тр. 2-й этап: в учебный репертуар включаются многоголосные произведения. В связи с этим в работе педагога возникают новые задачи — выстраивание строя и ансамбля. При распевании необходимо использовать специальные упражнения для развития гармонического слуха певцов, требующие активизации слухового внимания и самостоятельной работы. Однако в развитии вокальных навыков певцов наблюдается некоторый застой и даже деградация. После снятия форсировки звука появляется тусклость тембрового звучания их голосов, так как певцы еще не всегда умеют пользоваться певческим дыханием. Кроме того, причинами этого является общее утомление организма учащихся, снижение познавательного интереса, потеря мотивации, устранить которые можно внедрением в процесс обучения новых методов или приемов работы. 3-й этап: тембровое звучание вокального ансамбля можно охарактеризовать как более светлое, облегченное, но прямолинейное, то есть без певческого вибрато. В процессе исполнения

191

© Стулов И.Х., Стулова Г.П., 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

песен при переходе мелодии к звукам в области низкой тесситуры наблюдается ломка голоса из-за невыровненности голосовых регистров. В учебный репертуар следует включать произведения, способствующие формированию умения пользоваться широким дыханием за счет сохранения позиции вдоха и экономного фонационного выдоха при пении, а также произведения, требующие гибкой нюансировки и контрастные по типу звуковедения: staccato, legato, marcato. 4-й этап: происходит дальнейшее закрепление полученных знаний, умений и навыков. В процессе пения проявляется устойчивость навыка правильной мышечной координации всего голосообразующего комплекса, как результат систематической работы певцов. Тембровое звучание певческого коллектива при многоголосном пении отличается слитностью голосов, хорошим строем и ансамблем, разнообразием тембровых красок, четкостью дикции и мышечной свободы при голосообразо-вании. В результате в голосах певцов появляется певческое вибрато, сглаженность голосовых регистров и полноценная озвученность грудных и головных резонаторов. Для закрепления полученных результатов необходимо использовать на занятиях специальные вокальные упражнения для освоения вокальных трудностей исполняемых произведений. В учебный репертуар следует включать произведения разнохарактерные по стилю, контрастные по темпу, ритму, динамике и типам звуковедения. Авторы подчеркивают, что вокальные умения и навыки, сформированные у певцов на предыдущих этапах обучения, требуют закрепления в процессе постоянной тренировки и совершенствования в дальнейшей самостоятельной и профессионально-практической работе.

192

Ключевые слова: пение, вокальный ансамбль, тембр, качество звучания, этапы работы, вокальные упражнении, репертуар, умения, навыки, развитие, методы обучения, певцы.

STAGES OF WORK ON THE QUALITY OF TIMBRE SOUND OF A POP VOCAL ENSEMBLE

| I.Kh. Stulov, G.P. Stulova

Abstract. The article deals with the problem of organizing the methodical work of a teacher on the quality of timbre sound of the pop vocal ensemble depending on the level of development of vocal skills of singers. Throughout the period of students 'education in ensemble singing at the Department of Pop and Jazz Art, the author managed to highlight four stages in the transformation of the quality of the timbre sound of singing voices and to give special recommendations to the methodology of the teacher's work in accordance with the tasks of training. Stage 1: from the very beginning of work

with the singers of the ensemble it is necessary to rely on the quality of sound that is available at the moment. The joint sound of the singers «voices, is distinguished by the absence of unison, the forcing of sound and the diversity of pronouncing the phonemes as a result of the various manner of work of the articulation apparatus. A special task of the teacher is to prevent sound forcing, that is, when singing not to exceed the dynamic range: mf -mp. Stage 2: Multi-voice works are included in the educational repertoire. In connection with this, new tasks arise in the work of the teacher — building the structure and ensemble. When singing it is necessary to use special exercises for the development of harmonic hearing of singers, requiring activation of auditory attention and independent work. However, there is some stagnation and even degradation in the development of the singers 'vocal skills. After removing the forcing of the sound, there appears a dullness of the timbre sound of their voices, as singers do not always know how to use singing breath, besides, the reasons for this are general fatigue of the body of students, reduction of cognitive interest, loss of motivation, which can be eliminated by introducing new methods or techniques of work into the learning process. The 3rd stage: timbre sounding of vocal ensemble can be characterized as lighter, facilitated, but rectilinear, that is without singing vibrato. In the process of performing songs, when the melody is transferred to sounds in the area of low tessitura, there is a split of voice due to non-level of voice registers. The educational repertoire should include works that contribute to the formation of the ability to enjoy wide breathing by maintaining the position of inhalation and economical phonation exhalation when singing, as well as works that require flexible nuance and contrast in the type of the sound: staccato, legato, marcato. Stage 4: further consolidation of the acquired knowledge, skills and practices takes place. In the process of singing, the stability of the skill of proper muscle coordination of the whole voice-forming complex is demonstrated as a result of systematic singers' work. The I9u timbre sound of the singing collective in multi-voice singing is distinguished by the slightness of voices, good structure and ensemble, variety of timbre paints, clarity of articulation and muscle freedom in voice formation. As a result, singing vibrato, smoothness of voice registers, and full voicing of thoracic and head resonators appear in singers' voices. To consolidate the results, it is necessary to use special vocal exercises in the classroom to master the vocal difficulties of the performed works. The educational repertoire should include works of diverse characters in style, contrasting in pace, rhythm, dynamics and types of sound science. The author emphasizes that the vocal abilities and skills formed by the singers at the previous stages of training require fixing in the process of constant training and improvement in further independent and professional practical work.

Keywords: singing, vocal ensemble, timbre, sound quality, work stages, vocal exercises, repertoire, skills, development, teaching methods, singers.

194

В настоящее время сольное и ансамблевое эстрадное пение является одним из популярных жанров музыкального исполнительского творчества и оказывает огромное влияние на сознание слушателей, на их чувства и интересы, а у исполнителей является средством развития творческих качеств их личности.

На музыкальном факультете в учебный план обучающихся эстрадно-джазовому искусству, кроме сольного пения, введен предмет «Эстрадный вокальный ансамбль». Основные цели занятий в классе вокального ансамбля — формирование певческой культуры обучающихся, развитие эстетического вкуса, вокальных и слуховых навыков, музыкальных способностей, эмоциональной сферы, артистизма, навыков эмоциональной выразительности исполнения, воспитание потребности и готовности к педагогической и концерт-но-исполнительской деятельности.

Из области психофизиологии хорошо известно, что всякое развитие любого навыка происходит по этапам в определенной последовательности. Развитие качества тембрового звучания эстрадного вокального ансамбля подчиняется общим законам природы формирования двигательных навыков.

Для каждого этапа развития качества тембрового звучания эстрадного вокального ансамбля должны быть использованы соответствующие методы и приемы вокальной работы со стороны педагога. Знание закономерностей поэтапного развития вокальных навыков певцов, а следовательно, как следствие этого, и изменений качества звучания эстрадного ансамбля помогут педагогам творчески

подходить к использованию соответствующих методов и методических приемов в процессе обучения пению.

Первый этап — самый трудный и самый ответственный для педагога. С самого начала работы с певцами ансамбля необходимо отталкиваться от того качества звука, которое имеется на данный момент. Совместное звучание голосов певцов, которые привыкли только к сольному исполнению эстрадных песен, обладая при этом различными характерными особенностями своих голосов, отличается отсутствием унисона, форсировкой звука и пестротой произношения фонем в результате разнообразной манеры работы артикуляционного аппарата. Поэтому первая задача педагога, работая над унисоном в процессе пения вокальных упражнений и простых мелодий, добиваться, прежде всего, единой манеры произношения различных фонем, скорости переходных процессов при смене высоты тона и различных слогов, чистоты интонирования и формирования навыков правильного певческого дыхания.

Особая задача педагога на начальном этапе работы — не допускать форсировки звука, то есть при пении не выходить за пределы динамического диапазона: mf — mp. Кроме того, на данном этапе нельзя злоупотреблять высокими нотами звукового диапазона их голосов, так как это может привести к перенапряжению мышечных систем голосового аппарата и, как следствие, даже к срыву голосов и различным заболеваниям.

В связи с этим следует очень осторожно подходить к выбору учебного репертуара. Для более успешного обучения ансамблевому пению большое

значение имеет регулярное индивидуальное прослушивание певцов с целью наблюдения за развитием их голосов и проверки знания изучаемых произведений. В процессе занятий с певцами вокального ансамбля, особенно в начальный период обучения, необходимо постоянно соблюдать нормы голосовых нагрузок, то есть не допускать физической и эмоциональной утомляемости певцов.

По нашим практическим наблюдениям при пении в коллективных условиях развитие вокальных навыков происходит гораздо быстрее и проявляется ярче, чем в классе сольного пения в процессе индивидуальных занятий. Здесь играет большую роль психологический фактор (стеснительность, неуверенность в себе при сольном исполнении, вызывающие излишние мышечные зажимы и пр.), а также акустический фактор (настройка голосов при совместном пении происходит на уровне подсознания по принципу резонанса).

Поэтому обычно очень скоро после начала работы с вокальным ансамблем наблюдается качественный скачок в его тембровом звучании. Это является результатом выстраивания унисона, достижения слитности звучания голосов при пении специальных упражнений и песенного репертуара, соответствующего задачам первого этапа обучения. Быстрому улучшению качества тембрового звучания вокального ансамбля будет способствовать пение legato, которое для начала обучения следует считать основным типом звуковедения. Такой тип звуковедения создает условия для развития, прежде всего, навыков певческого дыхания. Единство требований к работе артикуляционного ап-

парата, манере произношения слов, активизации слухового внимания певцов в процессе достижения слитности голосов при совместном пении приводит к скорейшему формированию унисона, как основы хорошего строя, ансамбля и дикции.

Вокальные навыки относятся к типу двигательных навыков. Они формируются с помощью специальных упражнений, которые представляют собой не просто многократные повторения, но и постепенное совершенствование биомеханизмов голосо-образования.

Важную роль в процессе формирования навыка играют индивидуальные различия участников ансамбля, которые могут быть весьма значительными. У одних певцов тот или иной навык вырабатывается быстрее, чем у других, что обусловлено особенностями психофизиологических свойств личности и не позволяет создать универсальную систему обучения. Нередко певческие навыки вырабатываются рывками, неравномерно, поэтому положительный результат не может проявляеться планомерно шаг за шагом, от занятия к занятию. Он может долгое время отсутствовать и лишь через некоторое время показать значительный прорыв в освоении навыка, либо нарастающий прогресс резко сменяется торможением или даже ухудшением, так называемым, эффектом «плато». Явление «плато» обычно характерно для второго этапа обучения.

Второй этап в развитии вокальных навыков у певцов вокального ансамбля по времени работы оказывается самым продолжительным. На этом этапе следует разделить голоса певцов на несколько партий: сопрано,

195

196

альты, басы и тенора. Таким образом, появляется возможность включать в учебный репертуар многоголосные произведения. При этом в работе педагога возникают новые задачи — выстраивание строя и ансамбля.

В начале каждого урока при рас-певании необходимо использовать специальные упражнения для развития гармонического слуха певцов, требующие активизации слухового внимания и самостоятельной работы в процессе домашней подготовки к занятиям в классе.

Однако на втором этапе обучения в развитии вокальных навыков певцов наблюдается некоторый застой и даже деградация, несмотря на единство требований со стороны педагога. Это закономерное явление. По исследованиям в области физиологии формирования любого двигательного навыка была выведена определенная закономерность, которая свидетельствует о том, что на первом этапе работы обычно происходит быстрый рост в развитии навыка, а затем наступает застой, который продолжается достаточно долго, хотя и по-разному. Причинами такого застоя в развитии вокальных навыков могут быть: общее утомление организма учащихся, снижение познавательного интереса, потеря мотивации или сомнения в своих способностях, устранить которые можно внедрением в процесс обучения новых методов или приемов работы.

Однако в любом случае в период такого застоя, когда развитие как бы остановлено, на самом деле происходит накопление опыта в формировании правильной координации мышечных систем, участвующих в голо-сообразовании. Дело в том, что от-

дельные элементы певческого процесса, усвоенные на первом этапе обучения, в сознании певцов еще не воспринимаются как целостный процесс. Он еще не осознается как комплексное взаимодействие работы органов дыхания, гортани и артикуляционного аппарата.

В процессе голосообразования певцу приходится решать одновременно целый ряд задач, основные из которых:

• сохранять положение вдоха в процессе фонационного выдоха;

• контролировать стабилизацию положения гортани и мягкого неба при смене высоты тона и типа гласных;

• следить за мягкостью атаки звука, четкостью и скоростью переходных процессов при произношении слов и за единой манерой артикуляции, озвученностью резонаторов и пр. [1, а 114].

Работой дыхания, гортани и артикуляционного аппарата управляют различные мышечные системы. Двигательные навыки каждой в отдельности части голосообразующей системы могут усваиваться быстро, а в целостном певческом процессе требуется определенная координация в работе всех мышечных систем, что формируется не сразу. На это требуется время. Формирование такой координации происходит методом проб и ошибок на рефлекторном уровне, а также и под контролем сознания певцов.

В этот период все мышцы голосового аппарата хаотично напряжены. Правильные движения чередуются с неправильными движениями, что приводит к ненужным мышечным зажимам, как всего тела, так и мышц голосового аппарата. И только к концу периода «застоя» на втором этапе обуче-

ния певцы начинают осознавать причины своих неудач и начинают контролировать процесс своего голосообразо-вания сначала под руководством педагога, а затем и вполне самостоятельно.

Формируя у своих учеников какой-либо певческий навык, педагогу необходимо найти разумный баланс между охватом всего выполняемого действия в процессе упражнения и вычленением отдельных компонентов, входящих в него.

Смысл этого содержится в логике взаимосвязи целого и его элементов. Закрепление только лишь отдельных движений (дыхания, атаки звука, способа артикуляции и пр.) может привести к плохой координации между звеньями, неуверенности в выполнении всего упражнения и, как следствие, некачественному формированию навыка правильного голосообразования. В то же время отсутствие проработки составных частей голосообразующей системы даст расплывчатое понимание выполнения вокального движения в целом. Все это поднимает вопрос об организации всей работы педагога по формированию вокальных навыков не только в зависимости от задач достижения поставленной цели и индивидуальных особенностей певцов, но от выбора методов работы, соответствующих специфике художественного направления вокального искусства.

Однако на втором этапе работы, несмотря на кажущийся «застой» в совершенствовании качества тембрового звучания эстрадного вокального ансамбля, в сознании певцов происходит активный процесс обработки ранее полученной информации, требующий огромного напряжения центральной нервной системы. Старые стереотипы вокальных навыков посте-

пенно разрушаются и заменяются новыми. В процессе пения постепенно формируется правильная координация в работе всех мышечных систем, участвующих в голосообразовании.

Как можно охарактеризовать качество тембрового звучания эстрадного вокального ансамбля на втором этапе работы? После снятия форсировки звука на первом этапе работы педагога у певцов обычно появляется тусклость тембрового звучания их голосов. Это происходит от того, что они еще не всегда умеют пользоваться певческим дыханием, снимают звук с дыхания, не умеют петь тихо с опорой на дыхание, то есть пользоваться активным piano. Для активизации работы дыхательной системы при умеренной и тихой звучности в этот период работы следует включать в репертуар ансамбля произведения в более быстром темпе, бодрые по характеру содержания художественного образа, требующие более четкой дикции, а, следовательно, большей активности работы артикуляционного аппарата. Это будет рефлекторно активизировать и дыхательную систему певцов. Кроме этого, весьма целесоо- 197 бразно использовать различные скороговорки, мелодекламацию и прогова-ривание текста песен активным шепотом, а также использовать прием пения на staccato при вокализации различных мелодий.

Третий этап работы по продолжительности обычно бывает относительно небольшим.

Тембровое звучание вокального ансамбля на данном этапе обучения можно охарактеризовать, как более светлое, облегченное, но прямолинейное, то есть без певческого вибрато.

Появление светлого звучания певческих голосов связано с форми-

198

рованием близкой вокальной позиции и озвучиванием головных резонаторов [2, c. 12]. Облегченный звук является следствием использования биомеханизма головного регистра голоса за счет неполного смыкания голосовых складок в процессе их колебаний. Прямое безвибратное пение свидетельствует о наличии зажимов окологортанных мышечных систем, ответственных за перемещение гортани в целом по вертикали: гортанно-грудинных и гортанно-лопаточных. В процессе исполнения песен при переходе мелодии к звукам в области низкой тесситуры наблюдается ломка голоса из-за невы-ровненности голосовых регистров. Нередко проявляется некоторая неустойчивость в использовании навыков правильного певческого дыхания, мягкой атаки звука, стабилизации положения гортани при смене высоты тона, типа гласных и силы голоса, соблюдения правил орфоо-дии и единой манеры артикуляции при произношении слов в пении.

В этот период работы необходимо систематически закреплять ранее освоенные певческие умения и навыки в процессе пения специальных упражнений [3, с. 48] и учебного репертуара, соответствующего уровню вокального развития певцов. В репертуар следует включать произведения, способствующие формированию умения пользоваться широким дыханием за счет сохранения позиции вдоха и экономного фонационного выдоха при пении, а также произведения, требующие гибкой нюансировки и контрастные по типу зву-коведения: staccato, legato, marcato.

Четвертый этап по времени может продолжаться в течение всего

периода обучения. В это время происходит дальнейшее закрепление полученных знаний, умений и навыков. В процессе пения проявляется устойчивость навыка правильной мышечной координации всего голо-сообразующего комплекса в результате систематических занятий как в классе, так и в процессе домашней работы певцов.

Тембровое звучание певческого коллектива на этом этапе обучения при многоголосном пении отличается слитностью голосов, хорошим строем и ансамблем, разнообразием тембровых красок, четкостью дикции и мышечной свободой при голосо-образовании. В результате в голосах певцов появляется певческое вибрато, сглаженность голосовых регистров и полноценность озвученности грудных и головных резонаторов.

Для закрепления полученных результатов необходимо использовать на занятиях специальные вокальные упражнения для освоения вокальных трудностей исполняемых произведений. В учебный репертуар рекомендуется включать произведения по «принципу контраста» [4, с. 107], то есть разнохарактерные по жанровому стилю, контрастные по темпу, ритму, динамике и типам звуковедения.

Таким образом, с позиций психофизиологии любые «умения и навыки формируются по этапам» [5, а 96]. Вокальные умения и навыки, сформированные у певцов на каждом этапе обучения, требуют постоянного подкрепления в процессе самостоятельной тренировки и совершенствования, как во время обучения, так и в дальнейшей профессиональной исполнительской деятельности и педагогической практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стулова, Г.П. Теория и методика обучения пению: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Планета музыки», 2018. 196 с.

2. Стулова, Г.П. Акустические основы вокальной методики: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Планета музыки», 2018. 144 с.

3. Стулова, Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Планета музыки», 2014. 176 с.

4. Асафьев, Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий. Из истории музыкального воспитания: хрестоматия / сост. O.A. Апраксина. М.: Издательство «Просвещение», 1990. 207 с.

5. Васильева, В.В. и др. Физиология человека. М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1973. 192 с.

REFERENCES

1. Asafev B.V. Princip kontrasta v muzyke i ego metodicheskaya rol v postanovke zanyatij. Iz istorii muzykalnogo vospitaniya: Hrestomatiya, sost. O.A. Apraksina. Moscow, Izdatelstvo "Prosvesh-chenie", 1990, 207 p.

2. Stulova G.P. Akusticheskie osnovy vokalnoj metodiki: Uchebnoe posobie. Sankt-Petersburg, Izda-telstvo "Planeta muzyki", 2015, 144 p. (in Russian)

3. Stulova G.P. Horovoe penie. Metodika raboty s detskim horom: Uchebnoe posobie. Sankt-Peters-burg, Izdatelstvo "Planeta muzyki", 2014, 176 p. (in Russian)

4. Stulova G.P. Teoriya i metodika obucheniya peniyu: Uchebnoe posobie. Sankt-Petersburg, Izdatelstvo "Planeta muzyki", 2018, 196 p. (in Russian)

5. Vasileva V.V. i dr. Fiziologiya cheloveka. Moscow, Izdatelstvo "Fizkultura i sport", 1973, 192 p.

Стулов Игорь Харьевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра эстрадно-джазового искусства в образовании, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Stulov I.Kh., PhD In Education, Associate Professor, Pop Music and Art Department, Moscow Pedagogical State University, [email protected]

Стулова Галина Павловна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра музыкально-исполнительского искусства в образовании, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Stulova G.P., ScD in Education, Professor, Music and Performing Arts Department, Moscow Pedagogical State University, [email protected]

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.