Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Садеков Р.Р. Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной готовности сотрудников МВД России к выполнению служебных обязанностей // Педагогика и просвещение. 2024. № 1. DOI: 10.7256/24540676.2024.1.39667 EDN: GAAUSU URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.ptp?id=39667
Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной готовности сотрудников МВД России к выполнению служебных обязанностей
Садеков Рустем Рафекович
ORCID: 0000-0002-2739-5490 кандидат педагогических наук
Доцент кафедры психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности ОВД, ВИПК
МВД России
142007, Россия, Московская область, г. Домодедово, ул. Пихтовая, 3
vipk10kafedra@yandex.ru
Статья из рубрики "Педагогика"
DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.39667
EDN:
GAAUSU
Дата направления статьи в редакцию:
26-01-2023
Дата публикации:
11-02-2024
Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты в своей работе, которые посвящены системе психологического сопровождения в процессе обучения.Проведено исследование влияния ментального здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на их рабочую продуктивность и коммуникацию в служебном коллективе. Предметом исследования в представленной работе выступил процесс профессионального образования и подготовки к работе сотрудников правоохранительных органов в различных условиях. Целью исследования явилось определение особенностей становления профессиональных навыков сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В качестве объекта исследования
выступил профессиональный навык, формирующийся у сотрудников правоохранительных органов в процессе исполнения служебных обязанностей. Основными выводами проведенного исследования явились выдвинутые предположения о том, что готовность сотрудников Министерства Внутренних дел России зачастую формируется под влиянием различных факторов, обстоятельств и условий. В качестве основных из них автором были выделены такие, как развитие профессиональной мотивации, психологической готовности к работе в условиях сопряженных с повышенными нагрузками и особенностями несения службы, осознание ценности жизни человека и гражданина, становление вербальной и невербальной культуры коммуникации, формирование толерантности к стрессовым ситуациям, отсутствие завышенных требований. В основу работы лег анализ фундаментальных и современных исследований по данному вопросу, обработка и составлении современных положений подготовки сотрудников правоохранительных органов к выполнению служебных обязанностей.
Ключевые слова:
МВД России, подготовка, служба, сопровождение, фактор, качество, система, педагогика, формирование готовности, профессиональные качества
Введение. Одним из направлений совершенствования системы подготовки профессионалов в системе правоохранительных органов является повышение уровня их компетентности. Изменения, происходящие во всех сферах жизни социума, предъявляют повышенные требования к актуализации тенденций функционирования и развития, что влияет на особенности профессиональной подготовки сотрудников органов правопорядка [2, с- 338].
Актуальность. Связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей формирования профессиональной готовности сотрудников правоохранительных органов. Она обусловлена выявленными противоречиями:
1. Кардинальные изменения в экономической, общественной, политической и духовной жизни не нашли достаточного отражения в системе образования сотрудников органов правопорядка.
2. Неполным характером разработанности теоретических и методических рекомендаций обеспечения профессионально-психологической подготовки.
3. Взаимосвязью потенциала системы сопровождения профессиональной готовности сотрудников Министерства Внутренних дел России и степени разработанности проблемы в контексте образовательной деятельности.
Цель исследования - разработка теоретического обоснования и структуры формирования профессиональной готовности личного состава к повседневной служебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проведение теоретического анализа фундаментальных и современных исследований по данному вопросу.
2. Выявление основных характеристик формирования внутреннего потенциала сотрудников Министерства Внутренних дел России.
3. Выявление видов и форм организации учебного процесса, который оказывает влияние на формирование желания и готовности к деятельности в рамках службы в
Министерстве Внутренних дел России.
Обзор литературы. Профессиональные качества сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации определяются правильной коммуникацией с людьми. Служебная деятельность подразумевает качественное участие в предупреждении, расследовании и раскрытии преступлений, что определено навыками личного состава. Каждый сотрудник должен владеть умениями коммуникации с гражданами, должностными лицами и руководством. Профессиональная подготовка личного состава подразумевает овладение приемами психологического взаимодействия, установление доверительного контакта, навыков дедукции в раскрытии преступлений, воспитательных навыков при воздействии на нарушителей правопорядка.Важным качеством сотрудников МВД России является понимание и управление поведением людей, налаживание межличностного контакта, способность предвидения возможных действий со стороны другого человека или группы лиц, обеспечение профилактики конфликтов.Компетентность в подборе действий в конкретной ситуации, способность рационального мышления являются главными требованиями к выпускникам образовательных учреждений Министерства Внутренних дел Российской Федерации. Для активизации учебно-познавательной и профессионально-образовательной деятельности необходимо предоставлять подробные программы обучения, которые раскроют важные профессиональные навыки будущих
сотрудников ОВД 6].
Цифровизационные процессы в педагогическом образовании вносят изменения в процесс подготовки обучающихся различных направлений. Мы считаем, что внедрение педагогического проектирования и дизайна возможно определить как абсолютно новое ответвление знаний теории и практики, в рамках чего разработаны новые требования к условиям образования
Также важную роль играет формирование условий профессиональной мотивации в процессе образования. Мотивация трудовой деятельности базируется на долгосрочном воздействии на сотрудников для позитивных перемен по определенным критериям структуры ценностей и интересов, структурирования, соответствующего стимулирующей основы и развития трудового потенциала. Мотивирование как метод разрешения задачи мотивации является ориентиром на фактическую структуру ценностей и интересов сотрудников правоохранительных структур на полноценную разработку трудового
потенциала, который уже в наличии с 26].
Собственное исследование. Самым главным эффектом внедрения является достижение желаемых результатов в любом виде деятельности. Педагогическое проектирование, как инновационный процесс способствует анализу основных потребностей, которые имеются у обучающихся, разработке учебной среды и средств таким образом, чтобы было определенно возможно эффективно достичь желаемой цели.
Нами выявлено, что система профессионального образования устанавливает структуру и виды обучения, которые способны обеспечивать непрерывность получения необходимых профессиональных навыков:
• подготовка слушателей по образовательным программам, специально разработанных для сотрудников Министерства Внутренних дел России;
• организация специального первоначального обучения;
• организация дополнительного обучения в процессе поступления и прохождения службы;
• организация курсов профессиональной переподготовки, повышения
квалифицированных навыков
Составим модель сотрудников МВД (рисунок 1).
параметров формирования профессиональной направленности России на основе внедрения педагогического проектирования
Направленность на
профессиональную деятельность
П рофесснонал он № правосознание
Профессиональная направленность сотрудников МВД
Цели и планы службы 1 в МВД
Направленность на конкретную специализацию
Потребности и интересы в службе по конкретной специальности
Специализированное ценности ь>е орие нтации
Направленности нэ выбор средств и методов деятельности
Потребность в выборе определен ни« средств, приемов, методов
Операционной
компоненту и н ди виду ал ьн о й профессиональной концепции
Направленность на
непрерывное профессиональное совершенствование
Цели и планы повышения уровня образовательного мастерства
[Учтивы отношения и
активности в самосояершенсгаом
НИИ
Рисунок 1 - Модель формирования профессиональной направленности сотрудников МВД
(сос та в ле но а в то ро м)
Заключение. Таким образом, мы выяснили, что подготовка профессиональных сотрудников Министерства Внутренних дел России в настоящее время ставит приоритетной цель гарантированного выполнения государственных требований по повышению квалификации в процессе прохождения обучения.По нашему мнению, внедрение технологии педагогического проектирования и дизайна в процесс обучения сотрудников МВД России позволит значительно улучшить процесс формирования качеств их профессиональной готовности.
Мы выяснили, что формирование необходимых качеств в профессиональной деятельности происходит следующим образом:
• изучение специализированных дисциплин, что позволяет смоделировать служебные обязанности сотрудников Министерства Внутренних дел России, максимально приближенные к реальным условиям;
• внедрение практико-ориентированного подхода, который позволяет находить
перспективные пути становления профессиональных навыков
• выбор необходимого ориентира на конкретную специализацию;
• выбор средств и методов обучения по возможности;
• повышение квалификации за счет прохождения дополнительных курсов;
• формирование мотивов к самосовершенствованию;
• становление профессионального правосознания, за счет чего формируется готовность
к службе в различных условиях. Библиография
1. Афанасьева О.Р., Бадальянц Э.Ю., Болотин В.С., Грибанов Е.В., Шиян В.И., Щербаков А.Д., Беляев М.А., Вяземская А.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".-Специально для системы ГАРАНТ, 2017 г.
2. Дудин,В.А. Психосемантическая процедура диагностики системы жизнеобеспечения личности : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Дудин Виталий Александрович; [Место защиты: Ур. федер. ун-т имени первого Президента России Б.Н. Ельцина].-Екатеринбург, 2018.-24 с.
3. Коблов, Ф.Ч. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view? id = 21731 (дата обращения: 23.01.2023).
4. Кущев, П. М. Психологическое сопровождение формирования профессиональной готовности сотрудников МВД России / П. М. Кущев // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 338-341. - EDN YSNSPL.
5. Маркелов, Н. Н. Формирование профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России средствами культурно-просветительной работы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Маркелов Николай Николаевич; [Место защиты: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя].-Москва, 2020.-28 с.
6. Рабазанов, С.И. К вопросу о профессиональной готовности курсантов и слушателей вузов МВД России / С.И. Рабазанов. — Текст : электронный // Novainfo, 2016. — № 51. — С. 234-237. — URL: https://novainfo.ru/article/7831 (дата обращения: 23.01.2023).
7. Родионова Д. Н. Система мотивации труда // Совр. науч. исслед. и инновации. Электронный науч.-практ. журн. - 2016. № 3. - URL:
http://web.snauka.ru/issues/201603/64497 (дата обращения: 23.01.2022).
8. Педагогический дизайн в системе профессиональной подготовки будущего учителя // journal.homocyberus.ru URL:
http://journal.homocyberus.ru/Belenko_TV_Isaev_IF_1_2021 (дата обращения: 23.01.2023).
9. Об утверждении Порядка подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385».
10. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА // m.studref.com URL:
https ://m.studref.com/406896/menedzhment/tehnologiya_upravleniya_razvitiem_perso nala (дата обращения: 23.01.2023).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не
раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Объектом исследования в представленной к рецензированию рукописи выступает
процесс подготовки сотрудников МВД, предметом же - формирование их профессиональной готовности.
Предложенный текст представляет собой хороший содержательный материал для статьи, но не законченную статью.
Текст требует расширения и доработки по следующим параметрам.
Со структурной точки зрения статья по гуманитарным наукам не может иметь объем 6 тысяч печатных знаков. Обычно журнальные статьи содержат 20-40 тысяч знаков, т.е. 0,5-1 п.л. В любом случае очевидно, что текстовое исследование, занимающее объем 0,15 печатного листа не может быть полным.
В научной статье должны выделяться теоретическая и практическая части, либо как отдельно выделенные блоки, либо в смысловом контексте. Выводы должны быть изложены в тезисном виде .
Компоненты методологического аппарата желательно представить в текстово-описательной форме, а не простым перечислением, в последнем случае текст напоминает введение курсовой работы.
Перечень литературы рекомендуется дополнить хотя бы до десяти источников. С содержательной точки зрения основными параметрами несоответствия данной рукописи формату научной статьи выступают следующие.
В теоретической части отсутствует обзор исследований авторов, занимавшихся схожей или смежной проблематикой.
Отсутствует сущностно-содержательный анализ рассматриваемых в статье феноменов. В целом представлен лишь структурный анализ (схема), однако , научное исследование требует и обзора, и сопоставления определений и трактовок изучаемых феноменов для выявления новых сущностей и уточнения известных.
Отсутствие содержательного анализа выражается в том, что в тексте не раскрыт педагогический процесс на уровне конкретных действий его участников, конкретных методов, форм, приёмов работы и конкретных педагогических ситуаций. Изложение материала носит характер постулирования, а не рассуждения, поэтому можно говорить о том, что научный анализ в тексте отсутствует, а работа носит реферативный характер.
В тексте отсутствует описание практической работы в формате традиционного для педагогических статей эксперимента, либо же его элементов, либо же любого другого описания деятельности на уровне содержательной конкретики и оригинальных авторских идей, точек зрения, предложений и пр.в плане совершенствования учебного процесса. На заключение не может даваться ссылка, потому что оно должно быть авторским. В заключении и выводах содержится не оригинальные авторские суждения, о общеизвестная аксиоматическая информация. Это, как и указанные выше аспекты полностью лишают работу такого ключевого научно-исследовательского показателя как новизна.
В представленном виде текст имеет характер педагогического отчёта или элемента методического пособия, но не научной статьи. Текст требует существенного расширения и доработки по указанным выше параметрам.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь. Рецензия
на статью «Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной
готовности сотрудников МВД России к выполнению служебных обязанностей» Актуальность темы исследования и ее соответствие специализации журнала «Педагогика и просвещение» не вызывает сомнение в связи с современными тенденциями социального развития, которые определяют морально-нравственные приоритеты про фе с с иона льно й де я те л ьно с ти и профе с с ио на льной гото в но с ти с о в ре ме нного специалиста в сфере полиции.
Предметом исследования является профессиональная готовность личного состава к повседневной служебной деятельности. В качестве проблемного поля исследования представлен анализ таких категорий как «профессиональная подготовка», «профессиональные качества», «профессиональная мотивация», «профессиональные навыки». Выявлены и подробно проанализированы структурные элементы понятия «профессиональная направленность сотрудников полиции» во взаимосвязи направленности на: профессиональную деятельность, на конкретную специализацию, на выбор средств и методов деятельности, на непрерывное профессиональное совершенствование.
Методология работы построена на традиционных методах исследования. В статье применены такие методы исследования как анализ, систематизация и обобщение литературных данных, связанных с профессиональной подготовкой и деонтологией сотрудников полиции, педагогическое проектирование; используется обзор 10 литературных источников.
В качестве нормативной базы исследования профессиональной подготовки сотрудников полиции рассматриваются актуальные в рассматриваемой области нормативные регламенты (Об утверждении Порядка подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385»).
Статья обладает научной новизной, связанной с сопоставительным анализом профессионально-педагогических основ рассматриваемой профессии:
- составлена модель параметров формирования профессиональной направленности сотрудников МВД России на основе внедрения педагогического проектирования;
- выявлено, что подготовка профессиональных сотрудников Министерства Внутренних дел России в настоящее время ставит приоритетной цель гарантированного выполнения государственных требований по повышению квалификации в процессе прохождения обучения;
- доказана эффективность внедрения технологии педагогического проектирования и дизайна в процесс обучения сотрудников МВД России позволит значительно улучшить процесс формирования качеств их профессиональной готовности.
В качестве практической значимости статьи выступают советы-рекомендации по формирование необходимых качеств в профессиональной деятельности. Структура статьи в целом соответствует требованиям к научным публикациям. Содержание статьи в целом соответствует ее названию. В содержании статьи представлены как общие организационно-педагогические условия эффективной профессиональной подготовки в целом, так и специфика подготовки профессиональных сотрудников Министерства Внутренних дел России.
Стиль изложения материала соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям.
Библиография соответствует содержанию статьи и представлена 10 литературными источниками.
Результаты исследования обосновывают значимость формирования необходимых качеств в профессиональной деятельности сотрудников МВД России.
Статья вызывает читательский интерес и может быть рекомендована к публикации.