Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковин Андрей Николаевич

Актуальность. Исследование биосоциальных особенностей при формировании психологической готовности сотрудников органов внутренних дел в ходе выполнения оперативно-служебных задач военнослужащих становится одной из приоритетных в связи с их участием в специальной военной операции и обеспечении безопасности жизнедеятельности граждан на подведомственных территориях. Растущая динамика организованных преступлений с увеличением их тяжести актуализирует необходимость организации особых направлений профессиональной подготовки служащих по освоению стратегий работы с психоэмоциональным напряжением, повышенным уровнем стресса, ситуациями высокого риска для здоровья и жизни. Цель исследования - раскрыть особенности формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях. Материалы и методы. Раскрыто влияние специфических условий труда сотрудников отдела внутренних дел на психофизиологический, психологический, социальный уровни личности. При описании аспектов психологической готовности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях проанализированы ее структура, этапы и методы формирования. Результаты исследования. Обосновано наличие гендерных различий сотрудников органов внутренних дел в особых условиях труда, выявлены детерминанты деструктивного поведения служащих при различных типах высшей нервной деятельности и описаны эффективные технологии преодоления разрушающего воздействия стрессовых факторов. Выводы. Вопрос формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях является многоаспектным и требует комплексной работы: анализа внешних условий (грамотного профессионального взаимодействия руководящего состава, психологической службы) и внутренних импульсов (непрерывная самообразовательная деятельность, направленная на развитие профессионально-важных качеств личности и навыков выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковин Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION EMPLOYEES’ PSYCHOLOGICAL READINESS DEVELOPMENT TO ACCOMPLISH RESPONSIVE AND OFFICIAL TASKS IN SPECIAL CONDITIONS

Importance. The reseearch of biosocial features in the internal affairs bodies of the Russian Federation employees’ psychological readiness development during the accomplishing responsive and official tasks of military personnel becomes one of the priorities in connection with their participation in a special military operation and ensuring the safety of citizens’ life in the subordinate territories. The growing dynamics of organized crimes with an increase in their severity actualizes the need to organize special areas of employees’ professional training to master strategies for dealing with psychoemotional stress, increased stress levels, high-risk situations for health and life. The purpose of the research is to reveal the peculiarities of internal affairs bodies of the Russian Federation employees’ psychological readiness development to accomplish responsive and official tasks in special conditions. Materials and methods. The influence of specific working conditions of internal affairs bodies employees’ on the psychophysiological, psychological, social levels of personality is revealed. When describing aspects of internal affairs bodies of the Russian Federation employees’ psychological readiness development to accomplish responsive and official tasks in special conditions, its structure, stages and methods of formation are analyzed. Result and Discussion. The presence of gender differences of internal affairs bodies employees in special working conditions is substantiated, the determinants of destructive behavior of employees in various types of higher nervous activity are identified and effective technologies for overcoming the destructive effects of stress factors are described. Conclusion. The issue of internal affairs bodies of the Russian Federation employees’ psychological readiness development to accomplish responsive and official tasks in special conditions is multidimensional and requires complex work: analysis of external conditions (competent professional interaction of the management staff, psychological service) and internal impulses (continuous self-educational activity aimed at the professionally important personality qualities development and accomplish responsive and official tasks in special conditions skills).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-556-566

Формирование психологической готовности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях

Андрей Николаевич КОВИН1'2

1 Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области 454091, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Елькина, 34 2ФГКОУ ВО «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» 125171, Российская Федерация, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8

an_kovin@mail. т

Актуальность. Исследование биосоциальных особенностей при формировании психологической готовности сотрудников органов внутренних дел в ходе выполнения оперативно-служебных задач военнослужащих становится одной из приоритетных в связи с их участием в специальной военной операции и обеспечении безопасности жизнедеятельности граждан на подведомственных территориях. Растущая динамика организованных преступлений с увеличением их тяжести актуализирует необходимость организации особых направлений профессиональной подготовки служащих по освоению стратегий работы с психоэмоциональным напряжением, повышенным уровнем стресса, ситуациями высокого риска для здоровья и жизни. Цель исследования - раскрыть особенности формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях.

Материалы и методы. Раскрыто влияние специфических условий труда сотрудников отдела внутренних дел на психофизиологический, психологический, социальный уровни личности. При описании аспектов психологической готовности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях проанализированы ее структура, этапы и методы формирования.

Результаты исследования. Обосновано наличие гендерных различий сотрудников органов внутренних дел в особых условиях труда, выявлены детерминанты деструктивного поведения служащих при различных типах высшей нервной деятельности и описаны эффективные технологии преодоления разрушающего воздействия стрессовых факторов. Выводы. Вопрос формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях является многоаспектным и требует комплексной работы: анализа внешних условий (грамотного профессионального взаимодействия руководящего состава, психологической службы) и внутренних импульсов (непрерывная самообразовательная деятельность,

556

© Ковин А.Н., 2023

направленная на развитие профессионально-важных качеств личности и навыков выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях).

Ключевые слова: психологическая готовность, выполнение оперативно-служебных задач, особые условия деятельности, органы внутренних дел Российской Федерации

Для цитирования: Ковин А.Н. Формирование психологической готовности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 3. С. 556-566. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-556-566

PEDAGOGY OF HIGHER EDUCATION

Original article

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-556-566

Internal affairs bodies of the Russian Federation employees' psychological readiness development to accomplish responsive and official tasks in special conditions

Andrei N. KOVIN1,2

1Main Directorate of the Ministry of the Interior of the Russian Federation for the Chelyabinsk region 34 Yelkina St., Chelyabinsk, 454091, Russian Federation 2Management Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation 8 Zoi i Aleksandra Kosmodemyanskikh St., Moscow, 125171, Russian Federation

an_kovin@mail. ru

Importance. The reseearch of biosocial features in the internal affairs bodies of the Russian Federation employees' psychological readiness development during the accomplishing responsive and official tasks of military personnel becomes one of the priorities in connection with their participation in a special military operation and ensuring the safety of citizens' life in the subordinate territories. The growing dynamics of organized crimes with an increase in their severity actualizes the need to organize special areas of employees' professional training to master strategies for dealing with psychoemotional stress, increased stress levels, high-risk situations for health and life. The purpose of the research is to reveal the peculiarities of internal affairs bodies of the Russian Federation employees' psychological readiness development to accomplish responsive and official tasks in special conditions.

Materials and methods. The influence of specific working conditions of internal affairs bodies employees' on the psychophysiological, psychological, social levels of personality is revealed. When describing aspects of internal affairs bodies of the Russian Federation employees' psychological readiness development to accomplish responsive and official tasks in special conditions, its structure, stages and methods of formation are analyzed.

Result and Discussion. The presence of gender differences of internal affairs bodies employees in special working conditions is substantiated, the determinants of destructive behavior of employees in various types of higher nervous activity are identified and effective technologies for overcoming the destructive effects of stress factors are described.

Conclusion. The issue of internal affairs bodies of the Russian Federation employees' psychological readiness development to accomplish responsive and official tasks in special conditions is mul-

tidimensional and requires complex work: analysis of external conditions (competent professional interaction of the management staff, psychological service) and internal impulses (continuous self-educational activity aimed at the professionally important personality qualities development and accomplish responsive and official tasks in special conditions skills).

Keywords: psychological readiness, responsive and official tasks accomplishing, activity special conditions, internal affairs bodies of the Russian Federation

For citation: Kovin, A.N. (2023). Internal affairs bodies of the Russian Federation employees' psychological readiness development to accomplish responsive and official tasks in special conditions. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 3, pp. 556-566. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-556-566

АКТУАЛЬНОСТЬ

Государственная служба в органах внутренних дел направлена на реализацию публичных интересов и признана особым видом профессиональной деятельности в аппарате государственного управления. Она «предопределяет наличие у сотрудников специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности» [1, с. 210]. Поступая на военную службу, каждый гражданин возлагает на себя обязанность соответствовать повышенным требованиям не только к выполнению специфической деятельности, обусловленной целями и принципами государственной политики, но и личностным и профессионально важным качествам [2, с. 113].

Исследование биосоциальных особенностей выполнения оперативно-служебных задач военнослужащих становится одной из приоритетных в связи с участием сотрудников органов внутренних дел в специальной военной операции. Формирование психологической готовности служащих к профессиональной деятельности при постоянном негативном воздействии на личность средовых и морально-этических факторов становится одним из ключевых и обязательных условий качественного выполнения поставленной задачи [3, с. 78]. Соответственно, для обеспечения качественного сопровождения личного состава необходима слаженная и взаимодополняющая работа руководителей и

корпуса психологов органов внутренних дел. Выявлению причин и следствий влияния особой военной и политической обстановки, осуществления психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел посвящены труды отечественных психологов М.И. Дьяченко, Е.А. Климова, А.М. Столя-ренко, М.А. Громова (цит. по: [4, с. 66]).

При этом нестабильная социальная ситуация в регионах Российской Федерации оказывает воздействие не только на командируемых сотрудников [5, с. 22], но и на тех, кто обеспечивает безопасность жизнедеятельности граждан на подведомственных территориях. Растущая динамика организованных преступлений с увеличением их тяжести актуализирует необходимость организации профессиональной подготовки служащих по освоению стратегий работы с психоэмоциональным напряжением, повышенным уровнем стресса, ситуациями высокого риска для здоровья и жизни [6, с. 31]. Непрофессиональные действия, психологическая неготовность к выполнению оперативно-служебных задач и выраженная недисциплинированность служащих становится причиной ранения и гибели личного состава [6, с. 32].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Мы проанализировали содержание и сущность понятий «особые условия», «экстремальные ситуации» и их взаимосвязь с психофизиологическими особенностями сотрудников органов внутренних дел; выявлены аспекты влияния на эффективность про-

фессиональной деятельности эмоционального состояния сотрудника силовых структур и на основе полученных данных описаны наиболее успешные стратегии формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению оперативно-служебных задач.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проявляющаяся угроза безопасности личности сотрудника органов внутренних дел становится маркером особых условий труда военнослужащих [3, с. 79]. М.А. Чуно-сов под особыми «условиями деятельности в широком смысле понимает ситуацию, в которой возникает необходимость реализации дополнительных (в том числе законодательных и исполнительных) мер правового, организационно-тактического и иного характера, потребность ресурсного обеспечения, направленных на нормализацию социально-политической обстановки в минимально сжатые сроки с наименьшими затратами» [7, с. 287]. Р.М. Гаджиев и Г.Ш. Гамзаев подчеркивают важность фактора внезапности возникновения опасных ситуаций и стихийный характер их проявления, что требует от сотрудников мобилизации как физических, так и психофизиологических резервов, готовности к слаженным и высококвалифицированным действиям [6, с. 32]. Ряд исследователей Волгоградской академии МВД России приходят к выводу, что подобного рода экстремальные условия предъявляют «предельные требования к готовности физических, психологических и эмоциональных ресурсов организма и личности, что задает высокую степень риска» для здоровья и жизни человека [8, с. 85]. Отдельно рассматриваются собенности психологической готовности к стрессовым состояниям и психоэмоциональным нагрузкам у офицеров (по Б.А. Смирнову и Е.В. Долгополовой). В первую очередь говорится о возрастающей ответственности за принятие решений, усложнении содержания выполняемых функций, об увеличении темпа деятельности и объема обрабатывае-

мой информации - и все это в условиях временного дефицита [3, с. 80].

Научные разработки в области изучения подверженности чрезмерному влиянию негативных факторов экстремальных ситуаций в особых условиях деятельности выявляют у 35 % военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел выраженные признаки. Из них отмечено наличие нервно-психической неустойчивости и дезорганизации психической деятельности - у 10 %. На поведенческом уровне наблюдаются нестабильность возбуждения и торможения психомоторных реакций, на физиологическом - глубокие изменения нейродинамических показателей, на психологическом - эмоциональный дискомфорт [3, с. 78]. Нервно-психические маркеры являются детерминантами типа поведения сотрудника органов внутренних дел и его реагирования на негативные воздействия факторов профессиональной среды. По данным Т.Н. Берга, это могут быть непоследовательность в поведении, нарушение трудовой дисциплины, отступление от моральных норм, инфантильность и возникновение предпатологических личностных нарушений.

Анализируя особенности нервно-психической деятельности, обусловленные гендер-ными различиями сотрудников, И.А. Филиппова и Н.Н. Соловьев отмечают, что у женщин-сотрудников, имеющих высокий уровень экстраверсии, наблюдается большая активность, импульсивность, психотичность и лабильность, а у женщин с пониженным уровнем экстраверсии наблюдаются более развитые навыки самоконтроля [9, с. 114]. Мужчины сильнее проявляют гнев и агрессию, женщины - эмоции печали и страха. Интересным оказывается факт экспериментального подтверждения нивелирования ген-дерных особенностей при предъявлении высоких требований к профессиональной деятельности: «женщины демонстрируют эмоциональную сдержанность, мужчины - повышенную чувствительность» [10, с. 10].

Наряду с гендерными различиями в социально-профессиональном плане для жен-

щин определяющей ролью обозначаются факторы карьеры и заработной платы. При этом отмечается преобладание ассоциаций значимости общественного характера. Для мужчин подчеркивается важность профессиональной коммуникации и функциональной активности выполняемых задач рабочей деятельности [10, с. 11].

Так, в выполнении оперативно-служебных задач в особых условиях для обеспечения эффективности профессиональной деятельности особую роль приобретает поддержание положительного эмоционального состояния сотрудника силовых структур [11, с. 38]. Под эмоциональной устойчивостью, «как иммунитетом к эмогенным факторам, отрицательно влияющим на психологическое состояние человека, понимают «способность человека контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая успешное выполнение необходимых действий, возможность переносить большие физические и умственные нагрузки, успешно решать задачи в экстремальных ситуациях» [12, с. 12]. Главным фактором, блокирующим эмоциональное равновесие, является страх как состояние тревоги, связанное с пониманием характера опасности и сопровождаемое ощущением угнетения или возбуждения в зависимости от типа нервной деятельности [11, с. 39]. В момент опасности и старта реакции страха в организме происходит активное расщепление сахаров, являющихся источником клеточной энергии. Опытно-экспериментальные работы доказывают, что люди, испытавшие сильные формы страха, на некоторое время становятся неработоспособными. Дальнейшее распространение диффузной эмоциональной реакции переходит в область психических процессов и нейтрализует волевую и интеллектуальную активность человека [11, с. 40]. Вследствие коллективного взаимодействия [13, с. 135] при выполнении оперативно-служебных задач в особых условиях страх одного человека может спровоцировать панику всего подразделения [11, с. 40]. Одним из основных способов предотвращения появления подобных деструктив-

ных реакций может стать своевременное достаточное информирование личного состава об оперативной обстановке, усиление организации порядка и мониторинга дисциплины [11, с. 40], однако, при превалировании исключительно дисциплинарных мер будет проявлена демотивация сотрудников [14, с. 137]. Последствиями деструктивного неконтролируемого влияния стрессовых факторов на организм могут стать развитие ад-дикций, стойкое снижение эмоционального тонуса и наличие ложного беспокойства [15, с. 108]. Ключевым звеном смещения акцента реакций на позитивные становится актуализация внутренней уверенности служащего [5, с. 22]. Для развития копинг-стратегий противодействия фобическим реакциям целесообразно проводить дополнительную психологическую работу [16, с. 53]: комплексные и систематические тренировки [15, с. 108], чтобы формировать быстрое и точное мышление, мгновенную реакцию, повышенную сосредоточенность и концентрацию внимания, предприимчивость и профессиональную инициативность, а также настойчивость в достижении целей [15, с. 109] и формировать самоустановку будущей деятельности [10, с. 10].

Обеспечение общей психологической готовности к профессиональной деятельности раскрывалось в трудах В.Д. Шадрикова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней в военной психологии - «относительно развития психологической готовности к ведению боевых действий и обеспечению эмоциональной устойчивости к боевым стресс-факторам - А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников»; «в сфере профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел» - исследования В.Л. Ку-бышко, С.Н. Федотова, А.В. Верещак [17, с. 70]. «Психологическая подготовка как процесс, направленный на создание оптимального психологического состояния, формирования внутренней готовности сотрудника при реализации наиболее совершенной техники» приведет к достижению высоких результатов независимо от степени сложности обстановки и уровня влияния стрессовых ситуаций [15, с. 115]. В стремлении развить

ключевые психологические компетенции, в соответствии с точкой зрения Ф.В. Пекарского, необходимо обратить внимание на профессионально-психологическую ориентированность личности, психологическую устойчивость и развитые морально-волевые качества, коммуникативные качества, «профессионально-развитое мышление, способность уверенно оказывать последовательное психологическое воздействие на граждан (без технологий психического давления и принуждения) [5, с. 23] при решении различного рода оперативно-служебных задач» с высокой степенью гарантии получения ожидаемого результата [18, с. 187].

При формировании готовности к деятельности сотрудника отдела внутренних дел С.В. Асямовым и Ю.С. Пулатовым выделены психологические особенности: правовая регламентация, напряженность, дефицит времени, широкий спектр взаимодействия, наличие властных полномочий (цит. по: [19, с. 174]). Для успешной реализации профессиональной деятельности важно стимулирование развития личностных качеств и физической подготовленности [6, с. 34], при которой происходит наработка объективизации оценки ситуации на момент решения оперативно-служебной задачи [20, с. 28]. О.В. Гарманова добавляет к существующей позиции относительно психологической готовности сотрудников внутренних дел развитие прогностических функций и способности выделять маркеры опасности [17, с. 71].

М.А. Чуносов считает, что мотивацион-ная составляющая структуры психологической готовности сотрудников отдела внутренних дел «характеризуется наличием у сотрудников органов внутренних дел различных установок (этических, социальных и др.), убеждений, взглядов, позволяющих относиться к профессиональной деятельности с позиции ценности ее результатов как для себя лично, так и для общества в целом. Мотивационная составляющая объединяет в себе два вида мотивации: познавательную и профессиональную. Познавательная мотива-

ция (познавательные потребности, интересы, установки) необходима для качественного усвоения знаний, умений и навыков, которые необходимо усвоить сотрудникам органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки. Профессиональная мотивация деятельности обеспечивает качественное выполнение профессиональных обязанностей, а также наличие установки на достижение целей» [7, с. 286]. Эмоционально-волевой компонент раскрывает возможность «контролировать собственное психоэмоциональное состояние на всех стадиях выполнения оперативно-служебных задач: и при подготовке, и при непосредственном выполнении, а также после выполнения. Операциональная доминанта обеспечивает «сформированность у сотрудника органов внутренних знаний и умений, которые составляют инструментарий практической деятельности» [7, с. 288].

Определяющее значение при формировании компонентов психологической готовности в подготовке сотрудников отдела внутренних дел является профессиональная направленность образовательного процесса, связанная со специфическими особенностями предстоящей деятельности [6, с. 33], где результативность развития данного свойства связана с непосредственной деятельностью преподавателя [20, с. 29]. От преподавателя требуется умение в ходе занятий вызывать у курсантов и слушателей психические реакции, характерные для реальной обстановки. «От этого зависит формирование и развитие компонентов профессиональной готовности. Достигнуть это можно следующими способами:

1) условия проведения занятий и тренировок должны быть приближены к реалиям, что достигается с помощью воспроизведения обстановки, моделирования ситуаций. Это позволит обучающимся сильнее погрузиться в процесс;

2) условия проведения занятий и тренировок должны быть приближены к внутренним, то есть психологическим условиям. Это позволит вызвать характерные процессы

психической деятельности, которые будут схожи с теми, что возникают, например, в ситуациях противодействия вооруженному правонарушителю» [6, с. 33].

В психологическом сопровождении формирования готовности сотрудников отдела внутренних дел при выполнении оперативно-служебных задач в особых условиях выделяют два этапа: «1 этап - этап подготовки к особым и экстремальным условиям, который включает разъяснение сотрудникам норм законодательства и складывающейся геополитической «...обстановки в стране и районе действий, тенденциях и прогнозах ее развития и разъяснение вытекающих из этого выводов для действий», ознакомление с обычаями, традициями, бытом, национальными особенностями противостоящей страны, тактики его действий в боевых условиях. Основная деятельность психологов и других должностных лиц на данном этапе направлена на повышение морального духа личного состава, формирование психологических и профессионально важных качеств; навыков грамотного и умелого применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, формирование групп боевого порядка (оперативного построения) с учетом психологической совместимости личного состава, сплочение воинских коллективов; организацию грамотного руководства и другие мероприятия. 2 этап - этап осуществления служебной деятельности и выполнения функциональных обязанностей в особых и экстремальных условиях. Он заключается в организации и проведении психологической работы и психологического сопровождения, направленных на повышение стрессоустойчивости в особых условиях деятельности, формирование и поддержание стойкости личного состава, поддержание высокого уровня профессиональных навыков и умений, способствующих эффективному выполнению боевых, служебных и других задач обеспечения. На данном этапе рекомендуется особо обращать внимание на нервно-

психическую неустойчивость некоторых сотрудников ОВД, их психические состояния и поведение» [3, с. 80]. Распространенными методами взаимодействия с сотрудниками отдела внутренних дел на данном этапе выделяют: «пример, упражнение, критику действий (поступков)» [17, с. 73].

Повышение эффективности педагогической деятельности1 со стороны руководящего состава может достигаться путем применения методов мотивации служащих: «наличие системы поощрений; объективная, без предвзятости, обвинительного уклона оценка результатов профессиональной деятельности сотрудника; равномерное распределение нагрузки, обязанностей; соблюдение нормального режима труда и отдыха; материально-техническое оснащение служебной деятельности; создание благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе на всех уровнях как между коллегами, так и во взаимоотношениях «руководитель - подчиненный» [1, с. 210].

ВЫВОДЫ

Формирование психологической готовности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях является многоаспектным явлением и требует комплексной работы: внешних условий (грамотного профессионального взаимодействия руководящего состава, психологической службы) и внутренних импульсов (непрерывная самообразовательная деятельность, направленная на развитие профессионально-важных качеств личности и навыков выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях).

1 Филиппов Д.Е. Социально-педагогические условия функционирования системы довузовского образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000. С. 13-19.

Список источников

1. Красинская Е.С. Отдельные аспекты профессионального становления и морально-психологической готовности сотрудников ОВД к эффективной служебной деятельности // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 3 (13). С. 208-214. https://elibrary.ru/cwbjky

2. Бугров П.П. Психологические особенности профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел // Актуальные исследования. 2020. № 9-2 (12). С. 111-116. https://elibrary.ru/hfjxup

3. Охотникова Ю.М. Психологические аспекты готовности сотрудников органов внутренних дел МВД России к деятельности в особых условиях // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2022. Т. 6. № S (92). С. 77-80. https://elibrary.ru/faiizs

4. Костина Л.Н., Котенев И.О., Дворниченкова Ю.В. Об изменениях индивидуально-психологических особенностей сотрудников полиции Российской Федерации, исполняющих обязанности в особых условиях служебной деятельности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 64-67. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-64-67, https://elibrary.ru/fzegnx

5. Овчинникова О.Д. Влияние психологического фактора на готовность сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных задач в особых условиях // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2022. № 2 (43). С. 21-23. https://elibrary.ru/wfcwcm

6. Гаджиев Р.М., Гамзаев Г.Ш. Роль физической подготовки сотрудников органов внутренних дел в формировании профессиональной готовности к выполнению оперативно-служебных задач // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 90-1. С. 31-34. https://doi.org/10.18411/trmo-10-2022-08, https://elibrary.ru/hbrpby

7. Чуносов М.А. Компоненты профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных задач в экстремальных ситуациях // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7. № 3-1. С. 285-290. https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-3(1)-285-290, https://elibrary.ru/qzmuka

8. Косяченко В.И., Егоренков Д.В., Жарков С.А., Тимошенко М.А. Особенности формирования психофизической готовности сотрудников ОВД к выполнению оперативно-служебных задач // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 3 (156). С. 82-86. https://elibrary.ru/iztucj

9. Филиппова И.А., Соловьев Н.Н. Гендерные психологические особенности офицеров полиции // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. № 2 (40). С. 113-115. https://elibrary.ru/uweuka

10. Фишер И.В. Гендерные особенности сотрудников ОВД и роль психологических установок в их служебной деятельности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 2. С. 9-11. https://elibrary.ru/tjpoxy

11. Науменко С.В., Шеин А.И. Влияние страха сотрудника полиции на эффективность выполнения оперативно-служебных задач // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 92-3. С. 38-40. https://doi.org/10.18411/trnio-12-2022-109, https://elibrary.ru/lcbbfa

12. Монгуш К.Н. Эмоциональная устойчивость сотрудников при выполнении служебно-боевых задач в особых условиях службы // Академический вестник войск национальной гвардии Российской Федерации. 2022. № 2. С. 11-15. https://elibrary.ru/uqxqwv

13. Морозов В.А., Калинин С.В., Левченко А.А. Формирование готовности сотрудников полиции к выполнению задач в служебном коллективе ОВД России // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 135-136. https://elibrary.ru/wuwegy

14. Зимин Л.А., Лайпанов А.И. Некоторые вопросы подготовки сотрудников ОВД к непосредственному выполнению оперативно-служебных задач // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-4. С. 136-138. https://elibrary.ru/hmcbaa

15. Диденко Е.Я., Темур Г.М. Специальная психологическая подготовка как условие оптимизации влияния стресса на эффективность выполнения служебных задач сотрудником правоохранительных органов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 2 (220). С. 107-117. https://doi.org/10.25198/1814-6457-220-107, https://elibrary.ru/mwufve

16. Кужевская Е.Б., Смык Е.И., Панурова Н.С. Формирование морально-психологической устойчивости у сотрудников правоохранительных органов, выполняющих служебные обязанности в особых усло-

виях // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 1. С. 52-54. https://doi.org/10.24411/2658-638X-2020-10011, https://elibrary.ru/imzyku

17. Гарманова О.В. Формирование психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2021. № 2 (17). С. 69-74. https://elibrary.ru/tdeaew

18. Пекарский Ф.В. Приоритетные задачи в формировании психологических компетенций сотрудников практических подразделений ОВД // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 4. С. 187-188. https://doi.org/10.24411/2658-638X-2020-10146, https://elibrary.ru/lgthdy

19. Домышева Т.В., Алиев Т.Ф. Значимость морально-психологических аспектов при проведении оперативно-служебных задач сотрудников ОВД // Modern Science. 2021. № 11-4. С. 173-176. https://elib-rary.ru/zgtfca

20. Бинецкая Е.Д., Еремин Р.В. Формирование психологической готовности сотрудников ОВД к применению физической силы в реальных условиях // Наука-2020. 2022. № 7 (61). С. 26-31. https://elib-rary.ru/aqfrwv

References

1. Krasinskaya E.S. (2021). Individual aspects of professional development and moral and psychological readiness employees of the department of internal affairs to effective performance. Nauchnyi daidzhest Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii = Scientific Digest of East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, no. 3 (13), pp. 208-214. (In Russ.) https://elibrary.ru/cwbjky

2. Bugrov P.P. (2020). Psychological features of professional motivation of employees of internal affairs bodies. Aktual'nye issledovaniya [Current Research], no. 9-2 (12), pp. 111-116. (In Russ.) https://elib-rary.ru/hfjxup

3. Okhotnikova Yu.M. (2022). Psychological aspects of the readiness of employees of the internal affairs bodies of the ministry of internal affairs of to activities under special conditions. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i sotsial'no-ekonomicheskikh nauk [Actual Problems of Humanities and Socio-Economic Sciences], vol. 6, no. S (92), pp. 77-80. (In Russ.) https://elibrary.ru/faiizs

4. Kostina L.N., Kotenev I.O., Dvornichenkova Yu.V. (2022). On the change in the individual psychological characteristics of law enforcement officers of the Russian federation performing duties in special conditions of official activity. Psikhologiya i pedagogika sluzhebnoi deyatel'nosti = Psychology and Pedagogics in Official Activity, no. 4, pp. 64-67. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-64-67, https://elib-rary.ru/fzegnx

5. Ovchinnikova O.D. (2022). Vliyanie psikhologicheskogo faktora na gotovnost' sotrudnikov organov vnutrennikh del k vypolneniyu sluzhebnykh zadach v osobykh usloviyakh [The influence of the psychological factor on the readiness of employees of internal affairs bodies to perform official tasks in special conditions]. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Barnaul Law Institute Bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia], no. 2 (43), pp. 21-23. (In Russ.) https://elibrary.ru/wfcwcm

6. Gadzhiev R.M., Gamzaev G.Sh. (2022). Rol' fizicheskoi podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del v formirovanii professional'noi gotovnosti k vypolneniyu operativno-sluzhebnykh zadach [The role of internal affairs bodies employees physical training in the professional readiness development to accomplish responsive and official tasks]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the Development of Science and Education], no. 90-1, pp. 31-34. (In Russ.) https://doi.org/10.18411/trnio-10-2022-08, https://elib-rary.ru/hbrpby

7. Chunosov M.A. (2021). Components of professional readiness of employees of internal affairs bodies to perform official tasks in extreme situations. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki = Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical Science, vol. 7, no. 3-1, pp. 285-290. (In Russ.) https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-3(1)-285-290, https://elibrary.ru/qzmuka

8. Kosyachenko V.I., Egorenkov D.V., Zharkov S.A., Timoshenko M.A. (2021). Peculiarities of the formation of the psychophysical readiness of the police officers to the fulfilment of the operational and service tasks. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, no. 3 (156), pp. 82-86. (In Russ.) https://elibrary.ru/iztucj

9. Filippova I.A., Solov'ev N.N. (2018). Gender psychological features of police officers. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], no. 2 (40), pp. 113-115. (In Russ.) https://elibrary.ru/uweuka

10. Fisher I.V. (2019). Gender features of ATS staff and the role of psychological installations in their service activity. Psikhologiya i pedagogika sluzhebnoi deyatel'nosti = Psychology and Pedagogics in Official Activity, no. 2, pp. 9-11. (In Russ.) https://elibrary.ru/tjpoxy

11. Naumenko S.V., Shein A.I. (2022). Vliyanie strakha sotrudnika politsii na effektivnost' vypolneniya operativno-sluzhebnykh zadach [The influence of the fear of a police officer on the effectiveness of the performance of operational and service tasks]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the Development of Science and Education], no. 92-3, pp. 38-40. (In Russ.) https://doi.org/10.18411/trnio-12-2022-109, https://elibrary.ru/lcbbfa

12. Mongush K.N. (2022). Emotional stability of the OMON employees in performing service and combat tasks in special conditions of service. Akademicheskii vestnik voisk natsional'noi gvardii Rossiiskoi Federatsii = Akademichesky Vestnik of the National Guard Troops of the Russian Federation, no. 2, pp. 11-15. (In Russ.) https://elibrary.ru/uqxqwv

13. Morozov V.A., Kalinin S.V., Levchenko A.A. (2019). Forming readiness of police staff to implementation of tasks in the service team of ATS Russia. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of Science, Culture, Education, no. 1 (74), pp. 135-136. (In Russ.) https://elibrary.ru/wuwegy

14. Zimin L.A., Laipanov A.I. (2022). Some issues of preparation of police officers for the direct performance of operational and service tasks. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education, no. 76-4, pp. 136-138. (In Russ.) https://elibrary.ru/hmcbaa

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Didenko E.Ya., Temur G.M. (2019). Special psychological training as a condition for optimizing the impact of stress on the efficiency of performance of official tasks by a law enforcement officer. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University, no. 2 (220), pp. 107-117. (In Russ.) https://doi.org/10.25198/1814-6457-220-107, https://elibrary.ru/mwufve

16. Kuzhevskaya E.B., Smyk E.I., Panurova N.S. (2020). Formation of moral-psychological stability of law enforcement officers fulfilling their duties under special conditions. Psikhologiya i pedagogika sluzhebnoi deyatel'nosti = Psychology and Pedagogics in Official Activity, no. 1, pp. 52-54. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2658-638X-2020-10011, https://elibrary.ru/imzyku

17. Garmanova O.V. (2021). Formirovanie psikhologicheskoi gotovnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del k vypolneniyu sluzhebnykh obyazannostei [Development of internal affairs bodies employees psychological readiness to accomplish official duties]. Vestnik Tyumenskogo institutapovysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii [Bulletin of the Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia], no. 2 (17), pp. 69-74. (In Russ.) https://elibrary.ru/tdeaew

18. Pekarskii F.V. (2020). The priorities in the formation of psychological competence of the employees of practical ATS divisions of internal affairs bodies. Psikhologiya i pedagogika sluzhebnoi deyatel'nosti = Psychology and Pedagogics in Official Activity, no. 4, pp. 187-188. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2658-638X-2020-10146, https://elibrary.ru/lgthdy

19. Domysheva T.V., Aliev T.F. (2021). Znachimost' moral'no-psikhologicheskikh aspektov pri provedenii operativno-sluzhebnykh zadach sotrudnikov OVD [The importance of moral and psychological aspects in carrying out responsive and official tasks of police officers]. Modern Science, no. 11-4, pp. 173-176. (In Russ.) https://elibrary.ru/zgtfca

20. Binetskaya E.D., Eremin R.V. (2022). Formation of psychological readiness of police officers to use physical force in real conditions. Nauka-2020 [Science-2020], no. 7 (61), pp. 26-31. (In Russ.) https://elib-rary.ru/aqfrwv

Информация об авторе

Ковин Андрей Николаевич, подполковник полиции, начальник ОМВД России по Уйскому району Челябинской области, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области, г. Челябинск, Российская Федерация; слушатель факультета заочного обучения, Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация. an_kovin@mail.ru

Поступила в редакцию 21.03.2023 Поступила после рецензирования 13.06.2023 Принята к публикации 19.06.2023

Information about the author

Andrei N. Kovin, Police Half Colonel, Head of the Ministry of Internal Affairs Department of Russia for the Uyskoye District of Chelyabinsk Region, Main Directorate of the Ministry of the Interior of the Russian Federation for the Chelyabinsk Region, Chelyabinsk, Russian Federation; Student of Extramural Education Faculty, Management Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation. an_kovin@mail.ru

Received 21.03.2023 Approved 13.06.2023 Revised 19.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.