УДК 159.9; ББК 88.4
DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021 -1 -60-64
© Мальцева Т.В. 2021
PROBLEMS OF CONSTRUCTIVITY OF PSYCHOLOGICAL CARE UNDER CONDITIONS OF STRESSGENE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
ПРОБЛЕМЫ КОНСТРУКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ СТРЕССОГЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Tatiana V. Maltseva,
Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Personnel Management, Management Academy of the MIA of Russia, Associate Professor, Candidate of Psychological Sciences
8 str. Zoya and Alexandra Kosmodemyanskikh, Moscow, 125993 E-mail: [email protected]
Татьяна Вячеславна Мальцева,
профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, доцент, кандидат психологических наук 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]
Для цитирования: Мальцева Т.В. Проблемы конструктивности психологической помощи в условиях стрессогенности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 60-64.
Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология.
Abstract. The article raises the problem that the feeling of chronic fatigue, professional deformation and the destruction caused by it in the performance of official tasks, psychosomatic diseases and disorders, alcohol abuse, divorce, etc. are the result of a significant level of professional stress among employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. From the point of view of the author of the article, positive health, both mental and psychological, together with good physical well-being, are key points for the productive and successful professional activity of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. One of the vectors for solving this problem in the article proposes the development of autopsychological competence and, in general, the psychological culture of employees in psychocorrectional and psychotherapeutic work.
Keywords: psychological health, subjective vitality, psychological correction, psychological therapy, psychologist of the internal affairs bodies of the Russian Federation.
Аннотация. В статье поднимается проблема того, что ощущения хронической усталости, профессиональная деформация и вызванные ею деструкции в выполнении служебных задач, психосоматические заболевания и расстройства, злоупотребление алкоголем, разводы и т.д. являются следствием значительного уровня профессионального стресса у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. С точки зрения автора статьи позитивное здоровье как психическое, так и психологическое в совокупности с хорошим физическим самочувствием, выступают узловыми моментами для продуктивной и успешной профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Одним из векторов решения данной проблемы в статье предлагается развитие аутопсихологиче-ской компетентности и в целом психологической культуры сотрудников в психокоррекционной и психотерапевтической работе.
Ключевые слова: психологическое здоровье, субъективная витальность, психологическая коррекция, психологическая терапия, психолог органов внутренних дел Российской Федерации.
Получив мощный импульс развития после принятия фундаментальных законодательных актов в 2011 году (полномасштабной реформы),
система органов внутренних дел вступила в новый этап своего более чем трехвекового развития. В контексте общегосударственного переустрой-
ства и реформирования подчеркивается важность и значение преемственности общих основ, в том числе в деле подготовки сотрудников, их функционирования в процессе напряженной повседневной деятельности, несмотря на масштабные и всесторонние изменения.
Как отмечалось нами ранее в проведенных исследованиях, позитивное психическое и психологическое здоровье так же, как и хорошее физическое самочувствие, являются стержневыми условиями для продуктивной и успешной профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - органов внутренних дел, ОВД), от которых мы ожидаем эффективной защиты наших прав и свобод, защиты от преступных посягательств и насилия [1, 5, 6]. Кроме того, нашу безопасность и наше здоровье - как физическое, так и психологическое обуславливает психологическое благополучие сотрудников органов внутренних дел. Они изо дня в день слышат и видят то, что многим из нас не приходило на ум, встречаются с такими явлениями социальной действительности, которые любой гражданский человек воспринял бы как психотравмирующие. В наших работах, не раз отмечалось то, что «их сложную и опасную профессиональную деятельность делают психологически и эмоционально напряженной факты недоверия к правоохранительным органам, отсутствие сочувствия или справедливости, безосновательные обвинения со стороны граждан. Стремительный темп современной жизни также отражается на интенсивности служебной деятельности, требует тратить огромное количество жизненных сил, энергии, заставляя сотрудников органов внутренних дел приспосабливаться ко все более возрастающим профессиональным нагрузкам. Кроме того, ежедневно сотрудники сталкиваются с бесконечным потоком информации, множеством непредвиденных дел и ситуаций, проблем, требующих немедленного реагирования, заставляющих менять планы и обязательства» [1].
Многочисленные исследования отечественных психологов (Лебедев И.Б. (2002); Шихо-ва А.П. (2009); Пряхина М.В. и Кобозев И.Ю. (2011); Гольцева Т.П. (2012), Уразаева Г.И. (2012) и др.), так и за рубежом (Abdollahi K.M. (2002); Collins P.A., Gibbs A.C. (2003); Brough P. (2004); Garbarino S., Cuomo G., Chiorri C. & Magnavita N. (2013); Gomes A.R. & Afonso J.M.P. (2016) Duran F., Woodhams J. & Bishopp D. (2019) и др.), указывают на значительный уровень профессионального стресса у сотрудников органов внутренних дел. Последствием которого выступают ощущения
хронической усталости, деструкции в профессии, расстройства психосоматического плана, злоупотребление алкоголем, разводы и т. д. Стрессо-генность профессиональной деятельности, так или иначе, обусловливает и кадровые проблемы.
На наш взгляд, сегодня необходимо изменить подход к психическому и физическому здоровью, в целом к психологической культуре сотрудников органов внутренних дел, в основе которого должно лежать естественное стремление к психологическому благополучию [1].
Одним из показателей психологического благополучия можно считать феномен субъективной витальности (от лат. vitalis - жизненный), изучаемый многочисленными зарубежными исследованиями, которые посвящены концепции жизненной силы (Sheldon K.M., Ryan R.M. & Reis H T. (1996.); Ryan RM. & Frederick C. (1997); Ryan R.M. & Deci E.L. (2008) и др.). В данных исследованиях научно доказывается положительная взаимосвязь между уровнем жизненной силы и соматическим здоровьем, психологическим благополучием и улучшением в эффективности профессиональной деятельности (DeLongis A., Folkman S., & Lazarus R. (1988); Watson D. (1988); Bolger N., DeLongis A., Kessler R.C. & Schilling E.A. (1989); Emmons R. (1991); Ананьев В.А. (2006); Бони-велл И. (2009); Александрова Л.А. (2011); Денисова Н.А (2016); Станковская Е.Б. и Обидина О.Е. (2016) и др.).
При рассмотрении феномена субъективной витальности как ресурса профессиональной деятельности личности он приобретает особый ракурс. Имеющаяся в распоряжении «Я» энергия, в данном случае предстает как основа профессиональной активности человека и вносит вклад в его самореализацию. Нами рассматривается субъективная витальность «как осознаваемый субъектом уровень его жизненных сил, существующих в нем как адаптационный и личностный потенциал, реализация которого необходима для осуществления человеком своей уникальности и целостности в целях установления соответствия между различными состояниями в самом человеке, а также с окружающими его системами» [1, 2, 3, 4]. Исходя из этого, возникает проблема нахождения осознанных возможностей компенсирования рассматриваемого вида энергии.
Субъективная витальность как образующая профессиональной деятельности становиться наиболее актуальной в правоохранительной области, где, во-первых, энергетический компонент является важным элементом выполнения служебных задач, во-вторых, к субъективной витальности спе-
циалистов-правоохранителей предъявляются повышенные требования. Таким образом, «изучение энергетической составляющей профессиональных возможностей сотрудников органов внутренних, их руководителей и факторов, способствующих их развитию» [3].
Нами не раз отмечалось, что «психологическое сопровождение служебной деятельности сотрудников и руководящего состава органов внутренних дел является неотъемлемым элементом деятельности ведомственных психологов. Центральным звеном в психологическом сопровождении сегодня должна стать психологическая помощь по разрешению актуальных психологических проблем и поиску внутренних ресурсов деятельности, в самореализации личности и в повышении уровня субъективной витальности» [1, 2, 4]. В настоящее время в деятельности ведомственных психологов пока отсутствует единая и четко выработанная концепция оказания психологической помощи [6], не наблюдается систематизации в подходах, видах, моделях, техниках и методиках данной области психопрактики [1], хотя в юридической психологии имеется достаточно работ по данной тематике (Поздняков В.М., Реуцкая И.Е. (2005); Петров В.Е. и Мальцева Т.В. (2013); Костина Л.Н., Воронина А.С. (2018); Душкин А.С. и Злоказов К.В. (2019) и др.).
Обосновывая значительную роль феномена субъективной витальности в профессии сотрудника органов внутренних дел, в сохранении психического и физического здоровья, в увеличении уровня психологического благополучия, сегодня актуализируется потребность как сотрудников, так и руководителей органов внутренних дел в психологической помощи по оптимизации уровня субъективной витальности и внутренних ресурсов.
Исследование, проведенное в рамках настоящей статьи, показало большая часть сотрудников органов внутренних дел, имеющих проблемы с психологическим здоровьем не обращались за помощью к ведомственным психологам [5], в связи с тем, что они часто скептически относятся к психологической помощи, то есть такой процесс считается социальной стигматизацией в среде сотрудников ОВД. Такой вывод был сделан на основе опроса проведенного среди 116 человек об их отношении к деятельности ведомственных психологов и к психологической помощи в целом.
60 % опрошенных, которые считают, что сталкивались с проблемами психологического здоровья, не обращались за помощью.
10 % обращались за психологической поддержкой, 30 % данный вопрос оставили без кон-
кретного ответа (например, «у меня жена психолог» и т.д.).
70 % считают, что обращение к психологу может отрицательно повлиять на их служебную карьеру.
30 % респондентов необходимость посещения психолога воспринимаю как форму наказания или как признак того, что они не обладают достаточными профессиональными компетенциями.
Одной из причин сложившейся ситуации на наш взгляд является отсутствие профессиональной компетенции в конструктивном использовании ведомственными психологами психотехнологий коррекции и терапии.
Существует много научных исследований, которые свидетельствуют о важной роли психологического вмешательства в оказании эффективной помощи в борьбе с профессиональным стрессом и психотравмами в среде сотрудников ОВД [8]. Среди конструктивно работающих технологий оказания психологической помощи сотрудникам ОВД главная роль отводится психокоррекции и психотерапии. Сегодня в понимании особенностей данных психотехнологий наблюдается недостаточная компетентность среди ведомственных психологов [1].
О разграничении психокоррекции и психотерапии написано много научных трудов, еще больше - о компетенции в этих областях врачей и психологов. Постараемся кратко коснуться столь важного вопроса, требующего методологического разведения профессиональных взглядов и компетенций медицины и психологии.
Понятия «психотерапия» и «психокоррекция» можно считать тесно связанными технологическими процедурами в современной практической психологии, имеющими в своем арсенале общие методы.
Психолого-диагностическими признаками показаний к психокоррекционной работе, так же как и ее предметом, могут выступать деструкции в работоспособности, успешности деятельности, самоконтроле, комфортности общения, компонентах психологической структуры личности (интеллектуальных, эмоциональных, волевых, мотивационно-потребностных), межличностных отношений, проблемы жизненных кризисов, агрессивное поведение, суицидальное поведение и многое другое.
Психокоррекция относится к виду психологической помощи и выступает в качестве деятельности, направленной на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специаль-
ных средств психологического воздействия. Рассматриваемая деятельность обычно направлена на формирование нужных психологических качеств в целях повышения социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Исходя из того, что в процессе психокоррекци-онной деятельности используется направленное психологическое воздействие на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности, в психологии определяются различия в средствах и приемах психокоррекции.
Считается, что результативность одного и того же психокоррекционного воздействия может быть различна в зависимости от периода возрастного развития и особенностей внутреннего содержания личности. Эффективность психокоррекции обуславливается качеством ее содержания, своевременностью, адекватностью и степенью соответствия индивидуальным особенностям психического развития человека.
Комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит методологию, содержательную составляющую, а также разнообразные методы, формы, средства и приемы, обозначается как психокоррекционная технология. Стратегической задачей психокоррекционных технологий является разработка психокоррекционных программ и психокоррекционных комплексов.
Принципиальной позицией является то, что психокоррекционная работа с конкретной личностью или группой должна строиться как целостная осмысленная деятельность по изменению отдельных психологических образований или деструктивных паттернов поведения, носить опережающий, предвосхищающий характер с учётом ориентировки на перспективу развития.
Психокоррекционная технология в деятельности психолога всегда направлена на работу с психически здоровым человеком. Однако, по мнению А.С. Спиваковской, «психокоррекция предназначена как для здоровых людей, но имеющих проблемы, так и людей, находящихся в пограничном состоянии, т. е. людей с дезадаптивным поведением и формирующимся невротическим реагированием» [7].
Психотерапия, так или иначе, выступает как особое межличностное взаимодействие, при котором человеку с возникшими проблемами или затруднениями психического характера оказывается профессиональная помощь психологическими средствами.
Многоплановость психотерапии выражена в представлении о ней, во-первых, как о методе лечения психической и соматической сфер,
во-вторых, как о технологии воздействия, приводящего к некоему конструктивному изменению или развитию, в-третьих, как об инструментальной манипуляции для социального контроля и, наконец, как о комплексе явлений в ходе взаимодействия и общения людей.
В современной психотерапии выделяют две основные формы - клиническую (медицинскую) и психологическую. Они имеют разные стандарты и терминологию, а также требуют разной профессиональной подготовки. В психологической терапии ответственность за результат лежит одинаково и на психотерапевте, и на клиенте. В рамках медицинских стандартов, если пациент выполнял назначенные процедуры, ответственность за результаты лечения несет врач.
Психологическая психотерапия показана тем здоровым личностям, у которых умственное, душевное и телесное состояние делает деструктивным их жизнь: серьезная зависимость или депрессия, тяжелые невротические реакции, дурные привычки, жесткие проблемные убеждения, укоренившаяся позиция «жертвы», неосознаваемые выгоды в состоянии невроза, сильные телесные зажимы и пр.
Сегодня насчитывается огромное количество подходов в психотерапии, единая систематизация отсутствует, а классификация видов психотерапии существенно варьирует от автора к автору. Большинство видов психотерапии соотносимо с основными направлениями психологии: психоанализом, гештальтпсихологией, бихевиоризмом, трансперсональной и гуманистической психологией. В зависимости от направления прослеживаются серьезные различия в приемах и методах психотерапии.
Основными направлениями непосредственной психотерапевтической работы можно назвать: работа с проблемой, работа с отношением к проблеме, работа с эмоциями и состоянием клиента, работа с прошлым, настоящим и будущим.
Современные риски, вызовы и условия службы в системе МВД России предъявляют повышенные требования к личному составу, которые отражаются в серьезной нагрузке на функциональные состояния, работоспособность, продуктивность и эффективность взаимодействий с гражданами, с коллегами, с окружающей средой. Если личность не справляется с особенностями профессиональной ситуации, это приводит к определенному дисбалансу в жизни и деятельности, возникают неразумное для личности и неадекватное в социальном аспекте поведение, поступки и действия, негативное нервно-психическое и соматическое
состояние. Таким образом, забота о повышении уровня личностного потенциала и внутренних ресурсов становится условием профессионального благополучия.
Одним из векторов решения данной проблемы может быть развитие аутопсихологической компетентности и в целом психологической культуры сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в психокоррекционной и психотерапевтической работе.
Библиографический список
1. Мальцева Т.В. Представления сотрудников подразделений психологической работы МВД России о своей профессиональной готовности к оказанию психологической помощи в поддержании оптимума профессиональной деятельности // Прикладная психология и педагогика . 2020. № 2. С.119-140.
2. Мальцева Т.В. Дыхательная техника вай-вейшн как способ проработки пониженного уровня субъективной витальности // Прикладная психология и педагогика. 2020. Т. 5. № 1. С. 147-160.
3. Мальцева Т.В. Теоретико-методологические подходы к пониманию концептов «жизненная сила» и «субъективная витальность» в рамках концептуальной модели развития субъективной витальности руководителей органов внутренних дел // Прикладная психология и педагогика . 2021. № 1. С. 10-19.
4. Мальцева Т.В. Технологии психологической коррекции и психотерапии по оптимизации уровня субъективной витальности руководителей органов внутренних дел Российской Федерации : монография. Рязань, 2020.
5. Петров, В.Е. Проблема востребованности психологических услуг у сотрудников органов внутренних дел и населения / В.Е. Петров, Т.В. Мальцева // Прикладная психология и педагогика. 2017. Т. 2. № 3. С. 37-43.
6. Психологическая работа в органах внутренних дел : учебное пособие / [Вахнина В.В. и др.]. М., 2019. С. 16.
7. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999. 464 с.
8. Тихонова Е.А. Факторы профессиональной деятельности, обуславливающие снижение психологических ресурсов сотрудников органов внутренних дел // Прикладная психология и педагогика. 2020. № 2. С. 155-164.
References
1. Maltseva T.V. Representations of employees of psychological work units of the Ministry of Internal Affairs of Russia about their professional readiness to provide psychological assistance in maintaining the optimum of professional activity // Applied Psychology and Pedagogy. 2020. no. 2.S. 119-140. DOI: https://doi. org/10.12737/2500-0543-2020-119-140/
2. Maltseva T.V. Respiratory technique of vibration as a way to work out a low level of subjective vitality // Applied Psychology and Pedagogy. 2020.Vol. 5.No. 1.P. 147-160.
3. Maltseva T.V. Theoretical and methodological approaches to understanding the concepts of "vitality" and "subjective vitality" in the framework of the conceptual model of the development of subjective vitality of the heads of internal affairs bodies // Applied Psychology and Pedagogy. 2021. no. 1.S. 10-19. DOI: https://doi.org/10.12737/2500-0543-2020-10-19
4. Maltseva T.V. Technologies of psychological correction and psychotherapy to optimize the level of subjective vitality of the heads of the internal affairs bodies of the Russian Federation monograph - Ryazan, 2020.
5. Petrov, V.E. The problem of the demand for psychological services among employees of the internal affairs bodies and the population / V.E. Petrov, T.V. Maltseva // Applied Psychology and Pedagogy. 2017.Vol. 2.No. 3.P. 37-43.
6. Psychological work in the internal affairs bodies: textbook. manual / V.V. Vakhnin [and others]. M., 2019.S. 16.
7. Spivakovskaya A.S. Psychotherapy: play, childhood, family. M., 1999 .-- 464 p.
8. Tikhonova E.A. Factors of professional activity that cause a decrease in psychological resources of employees of internal affairs bodies // Applied psychology and pedagogy. 2020. no. 2.S. 155-164. DOI: https://doi.org/10.12737/2500-0543-2020-155-164/