Полицейская деятельность
Правильная ссылка на статью:
Садеков Р.Р. — Педагогические условия подготовки сотрудников МВД России к действиям в особых условиях // Полицейская деятельность. - 2023. - № 1. DOI: 10.7256/2454-0692.2023.1.39646 EDN: EULEHO URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=39646
Педагогические условия подготовки сотрудников МВД России к действиям в особых условиях
Садеков Рустем Рафекович
ORCID: 0000-0002-2739-5490 кандидат педагогических наук
Доцент кафедры психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности ОВД, ВИПК
МВД России
142007, Россия, Московская Область область, г. Домодедово, ул. Пихтовая, 3
vipkl 0kafedra@yandex.ru
Статья из рубрики "Профессиональная подготовка сотрудников полиции"
DOI:
10.7256/2454-0692.2023.1.39646
EDN:
EULEHO
Дата направления статьи в редакцию:
22-01-2023
Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как педагогические условия подготовки сотрудников МВД России к действиям в особых условиях в современных условиях. В статье рассматривается сущность создания специальных педагогических условий, вопросы преподавания учебных дисциплин в ведомственных образовательных организациях тактико-ориентированной подготовке сотрудников МВД России к выполнению служебных и боевых операций, в условиях возникновения различных уровней опасности, представляющих угрозу государству, населению, инфраструктуре и объектам жизнеобеспечения. В данной работе представлены рекомендации по ведению занятий, применению программ подготовки, различные формы и методы проведения занятий. Описываются педагогические условия формирования профессиональных компетенций сотрудников МВД России: мотивации и готовности к профессиональной деятельности, становления навыков саморазвития, регуляции, профессиональной специальной, моральной и педагогической подготовки. Основными выводами проведенного исследования является то, что сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации обеспечивают защиту граждан и государства. Важным моментом является формирование у них навыков профессиональной мотивации
для дальнейшего обучения и работы. Основу качеств сотрудников МВД России составляют нравственные характеристики профессиональной устойчивости. Они складываются на протяжении всей жизни сотрудника правоохранительных органов, но именно обучение закладывает фундамент характеристик, с которыми он вступит на путь своей деятельности. Педагогические условия в момент обучения являются главными факторами социализации будущего защитника государства, законных прав и интересов общества.
Ключевые слова:
педагогические условия, МВД России, чрезвычайное происшествие, особенность, опасность, ОВД, занятия, преподаватели, тактика, особые условия
Введение. На сегодняшний день образовательные организации системы МВД России, в состав которых входят академии, университеты. институты, учебные центры, принимающие на обучение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляют подготовку к выполнению специалистами служебных обязанностей и оперативно-боевым действиям в особых условиях входят в единую иерархичную структуру, имеющую выверенную концепцию развития, с целями и задачами подготовки высококвалифицированных специалистов для действий в различных условиях, в том числе и сопряженных с решением вопросов в нештатных условиях. Данный факт обеспечивает актуальность рассмотрения данного вопроса в рамках нового этапа совершенствования педагогической подготовки сотрудников ОВД Российской Федерации в системе высшего образования, а также дополнительного профессионального образования. Одним из главных направлений подготовки специалистов является боевая и оперативная подготовка специализированных подразделений или отрядов, которые выполняют служебные обязанности в особых условиях. Такой тип условий можно охарактеризовать как обстановку, сложившуюся в результате возникновения режима чрезвычайного или военного положения [3, Сш 1411.
Обеспечение безопасности населения в чрезвычайной ситуации играет важную социально-политическую роль. Именно поэтому МВД РФ разрабатывает рекомендации по методам совершенствования служебно-прикладной подготовки будущих и действующих практических сотрудников. Актуальность проблемы состоит в росте количества случаев чрезвычайных ситуаций различного характера. Деятельность правоохранительных органов в условиях способствования ликвидации последствий жизненно опасных ситуаций является ответственной и сложной. Именно поэтому данный вопрос имеет практическую значимость [2, Сш 128~1291.
Цель исследования - изучение особенностей формирования педагогических условий подготовки сотрудников Министерства внутренних дел России к действиям в особых условиях.
Объект исследования - готовность сотрудников Министерства внутренних дел России к работе в чрезвычайных условиях.
Предмет исследования - научно-методическое обеспечение педагогических условий развития навыков сотрудников МВД России.
Гипотеза исследования. Возможность становления уверенности сотрудников МВД России
в профессиональной деятельности является целенаправленным педагогическим взаимодействием, которое обеспечивает личностное и физическое развитие специалистов во всех направлениях. Его эффективность обусловлена созданием специальных педагогических условий.
Материалы и методы. Работа основана на анализе теоретических положений и литературных источников по данной проблеме. Разработаны основные педагогические условия формирования навыков выполнения специализированных служебных задач в особых ситуациях.
Результаты исследования. Сотрудники МВД России обеспечивают защиту нашей страны и благосостояния ее граждан. Важным моментом является формирование у них навыков профессиональной мотивации для дальнейшего обучения и работы.Основу качеств сотрудников МВД России составляют нравственные характеристики профессиональной устойчивости. Они складываются на протяжении всей жизни сотрудника правоохранительных органов, но именно обучение закладывает фундамент характеристик, с которыми он вступит на путь своей деятельности. Педагогические условия в момент обучения являются главными факторами социализации будущего защитника государства, законных прав и интересов общества.
В связи с этим к сотрудникам МВД России предъявляются повышенные ожидания к профессиональной психической, интеллектуальной, физической, тактической и юридической подготовке. Данное исследование основано на рассмотрении нормативно-правового обеспечения и ряда документов правоустанавливающего уровня. Основу работы сотрудников МВД России обеспечивает Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации...» 151
Рисунок 1 - Группа личностных компетенций сотрудника МВД России
Многие исследователи и специалисты с педагогическим и практическим опытом (Быстрянцев А.Ф., Косяченко В.И., Непомнящий, С. В., Федотов А.Ю., Лапшина А.Я. и др.) в своих научных публикациях отмечают важность подготовки будущих и настоящих сотрудников МВД России к исполнению служебных обязанностей в особых условиях.
Рассмотрим основную проблематику становления педагогических условий при подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
1 . Отсутствие большого количества современных актуальных сведений в учебных источниках. Процесс подготовки в данном случае не предусматривает разбора ошибок в работе, трудностей при возникновении особой ситуации. Вся информация подается несколько в хаотичной форме и не составляет полную картину необходимых действий и их изменений в зависимости от конкретной ситуации или конкретного случая.
2 . Неравномерность в планировании педагогической деятельности, отсутствие необходимого оснащения во время проведения учебных занятий, имеющиеся проблемы с материальной и технической базой. Это предполагает корректировку расписания и используемых методов обучения, что оказывает некоторое влияние на восприятие значимых специальных дисциплин.
3 . Недостаточность мотивации для промежуточного и конечного этапа становления в качестве профессионального сотрудника правоохранительных органов. Это влияет на увеличение времени подготовки, долгую переработку информации и возникновение противоречий в комплексном формировании моторных, ментальных и психологических навыков в процессе изучения различной информации. Слабая организация и ригидность штатной структуры профессиональной специализации и служебной деятельности зачастую не позволяет рассматривать реальные ситуации, применимые к настоящему реальному времени, происходит трата его на усвоение устаревшей информации. В данном случае обучающиеся получают практический опыт лишь при общении с другими старшими сотрудниками [4, Сш 108"".
Наиболее распространенной формой практического обучения сотрудников органов МВД России являются тренировки в штабе, практико-ориентированные занятия и игры делового характера. Они направлены на обучение в соответствии с профессиональными обязанностями и функциями сотрудников. Профессорско-преподавательский состав обучает слушателей самостоятельному выполнению той или иной работы при возникновении особой ситуации.
Педагогические условия для построения учебного процесса при помощи деловых игр, практических занятий и штабных тренировок формируют навыки управленческой деятельности, в том числе:
■ вырабатывают у руководителей подразделений необходимый набор информационно-коммуникационных навыков, что связано с использованием компьютеризированных средств управления. Это дает возможность проводить операции и тактические расчеты, что увеличивает скорость принятия оперативного и стратегически верного решения;
■ оценивают навыки сотрудников, занимающих руководящие должности. Главными критериями оценки является оснащенность практическими навыками, профессиональными компетенциями, техническими приемами, возможность хладнокровного мышления в особых ситуациях, умение управлять подчиненными, скорость выполнения заданий;
■ оценивают оперативность подготовки и слаженную работу всех штабов и подразделений
Заключение. При проведении анализа научных исследований, которые изучают педагогические условия формирования готовности сотрудников МВД России к работе в особых условиях составлены следующие положения:
1 . Педагогические условия, позволяющие сформировать профессиональные качества
сотрудников МВД России основаны:
а) на поиске и практическом применении педагогических методик, которые будут составлять основу формирования эмпирических, физических и психологических навыков сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;
б) на применении особых технологий образовательной деятельности, позволяющих мотивировать обучающихся на дальнейшую плодотворную работу;
2. Педагогические методики, основу которых составляет закладывание основных знаний по действиям в особых ситуациях разделяют:
а) развивающие интеллектуальные, личностные мотивы, мотивацию и цели для дальнейшего периода прохождения службы;
б) развивающие физические и тактические навыки;
в) развивающие психологические и ментальные навыки стрессоустойчивости и самопознания, что поможет прибегнуть сотрудникам к рассудительности в действии особой важности;
г) развивающие навыки взаимодействия с руководящим звеном, преподавателями, другими сотрудниками и коллегами;
д) улучшающие методические материалы и учебники, материальная база, при помощи которых познаются основы теоретической подготовки и практической деятельности.
Библиография
1. Быстрянцев, А.Ф. К вопросу об особенностях подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах // Политика, государство и право. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/06/3886 (дата обращения: 26.11.2022).
2. Косяченко, В. И. Особенности подготовки сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности в особых условиях / В. И. Косяченко, В. Е. Бочков, В. М. Таланов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9(199). - С. 128-132. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p128-133. - EDN CHABUU.
3. Непомнящий, С. В. Организация служебно-боевой и оперативной подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в особых условиях / С. В. Непомнящий, В. И. Медведев, А. В. Ястребов // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2(29). - С. 140-145. - EDN SNEGAN.
4. Федотов, А. Ю. Современные подходы к профессиональной и психологической подготовке сотрудников ОВД к действиям в особых условиях / А. Ю. Федотов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 1(56). - С. 107-113. -EDN SCOTTR.
5. Приказ МВД России от 24 ноября 2020 г. N 800 "О некоторых вопросах централизованного учета персональных данных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации" // ivo.garant.ru URL: http://ivo.garant.rU/#/document/77304839/paragraph/1:0 (дата обращения: 21.01.2023).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Объектом исследования в представленной статье выступает процесс подготовки сотрудников МВД к действиям в особых условиях, предметом же - фактически его общесодержательная специфика.
Актуальность работы несомненна по причине высокой социальной значимости работы сотрудников МВД.
Статья является сугубо теоретической и в целом носит обзорно-постановочный характер. Несмотря на то, что автор пишет о ряде практических аспектов проблематики, экспериментальная работа в тексте не представлена.
Новизна статьи относительна, её локальными элементами можно считать рассмотрение специфического педагогического процесса в общепедагогический парадигме. Таким образом, основным методом исследования выступает описательный педагогический анализ, что является минимальным и достаточным инструментарием для работы представленного формата.
Текст статьи написан языком, полностью соответствующим нормам научного стиля, список литературы соответствует основным требованиям и находит реальное содержательное отражение на страницах работы. Отметим, тем не менее, что научные статьи обычно базируются хотя бы на 8-10 источниках. Список литературы желательно дополнить.
Статья может вызвать интерес у сотрудников подразделений МВД, задействованных в педагогическом процессе подготовки полицейских, в том числе к действиям в особых условиях, равно как и у тех, кто ведёт научные исследования по данной, либо же смежной проблематике.
Заслуживают внимания выводы, выполненные в тезисной форме. По работе существуют следующие замечания.
В статье отсутствует предмет исследования в научно-педагогическом понимании этого слова, который сужал бы объект до конкретного аспекта. Если объектом выступают педагогические условия, то предметом изучения, вероятнее всего, должен быть процесс совершенствования этих условий в каком-либо разрезе.
Несмотря на то, что исследования теоретического характера допустимы с точки зрения формата журнальных публикаций, желательно видеть «мостик» к практике, то есть конкретные предложения автора на уровне специфических форм и методов работы, применяемых в описываемом процессе.
В работе «педагогические условия» представлены как обобщенно-абстрактное понятие. Как правило, под этим термином понимается совокупность определенных структурно-дидактических единиц учебно-воспитательного процесса, а именно методов, форм, средств, приёмов и пр. работы. Работа имела бы более ярко выраженную новизну, если бы педагогические условия были раскрыты именно на подобном структурно-содержательном уровне.
Желательно также привести обзор определений педагогических условий подготовки сотрудников МВД.
В названии статьи присутствует тавтология, возможно, «педагогические условия» следует заменить на «педагогические особенности» - с учётом же замечаний, указанных выше, это было бы верно и с научной точки зрения.
Эти замечания обедняют статью содержательно. Следует тем не менее отметить, что с учётом высокой актуальности, логики изложения материала и общего высокого
методического качества текста, работа соответствует минимальным требованиям, предъявляемым к научным текстам по педагогике, и может быть опубликована в рецензируемом издании.