Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОВД РФ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косяченко Владимир Иванович, Бочков Валерий Евгеньевич, Таланов Виктор Михайлович

Учитывая социально-политическую значимость обеспечения безопасности населения при чрезвычайных ситуациях(ЧС) в мирное время, МВД РФ рекомендует разработать комплекс средств и методов совершенствования служебно-прикладной подготовки сотрудников ОВД, к профессиональной деятельности в особых условиях. Актуальность данной проблемы отражается в возрастании количества чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и биологического характера на территории России. Правоохранительная деятельность в условиях проведения мероприятий ликвидации последствий данных жизненно опасных ситуаций крайне сложна и ответственна, что подтверждает практическую значимость темы работы. Изучение процесса обеспечения психофизической подготовленности человека к служебно-боевой деятельности в условиях радиоактивной, химической и биологической опасности средствами физического воспитания в определенной степени осуществлено специалистами Вооруженных сил РФ. Этот вопрос, в настоящее время, в системе подготовки и совершенствования кадров для правоохранительной деятельности является особо актуальным. Необходимо в учебно-тренировочном процессе широко использовать физические упражнения в условиях сбивающих факторов. Это позволит условия практического занятия максимально приблизить к условиям чрезвычайной ситуации и существенно повысить эффективность решения оперативно-служебных задач, выполняемых сотрудниками полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косяченко Владимир Иванович, Бочков Валерий Евгеньевич, Таланов Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES IN SPECIAL CONDITIONS

Given the socio-political importance of securing the population in emergency situations in peacetime the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation recommends to develop a set of tools and methods for the improvement of service and applied training of police officers to work in special conditions. The urgency of this problem is reflected in the increasing number of man-made, natural and biological emergencies on the territory of Russia. Law enforcement in the context of measures to eliminate the consequences of these life-threatening situations is extremely complex and responsible, which confirms the practical significance of the topic. The study of the process of ensuring psychophysical readiness of the person for service and combat activities in conditions of radioactive, chemical and biological hazards by means of physical education to the certain extent, carried out by the specialists of the Armed forces of the Russian Federation. This issue is currently particularly relevant in the system of training and improving personnel for law enforcement. It is necessary in the educational and training process to widely use physical exercises in conditions of mixing factors. This will make it possible to bring practical exercises as close as possible to an emergency situation and significantly increase the efficiency of solving operational tasks performed by police officers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ»

9. Zhomin, K.M. (2013), Morphofunctional and psychophysiological characteristics of female students depending on the type and mode of physical culture and sports activity, dissertation, Novosibirsk.

10. Kuramshin, Yu.F. (2014), "The state of the program and normative foundations of physical education in the second half of the XX century and the ways of their development at the present stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (111), рр. 77-82.

11. Marchenkova, L.F., Oparina, L.A. and Parshakova, L.D. (2017), The use of coordination exercises in the classroom with students of а special medical group: textbook, Publishing house of NSTU, Novosibirsk.

12. Matveev, L.P. (1991), "Again about the "sports form", Theory and practice of physical culture, No. 2, рр. 19-24.

13. Nikolaev, Yu.M. (2007), "About the change of paradigms of theoretical knowledge in the sphere of physical culture", Theory and Practice of Phys. culture, No. 10, рр. 59-64.

14. Pavlyuchenko, O.A. and Vrublevsky, Yu.D. (2016), "The dynamics of the health status of students of a special medical group studying at the Khakass State University named after N.F. Katanova", Modern high technologies, No. 9, рр. 540-544.

15. Sazanov, A.V., Demina, N.L. and Popova, G.A. (2015), "Assessment of the level of physical health and adaptive capabilities of first-year students of the Humanities University", Modern problems of science and education, No. 5, available at: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=22626.

16. Salimov, M.I., Afanasyev, E.A. and Vadutov, R.R. (2011), "Monitoring of the health status of students of the Yekaterinburg branch of the Ural State University of Physical Culture", Physical culture: upbringing, education, training, No. 1, рр. 68-72.

17. Trapeznikov, S.A. and Gurvich, A.V. (2014), "The current state of physical fitness of graduates of higher educational institutions of the Russian Federation taking into account the military security of the country", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, рр. 25-27.

18. Shatilovich, L.N., Nizmutdinova V.I. and Rechapov, D.S. (2017), "Analysis of health indicators of student and working youth", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, рр. 28-31.

19. Yakubovskaya, A.R. and Vasilyeva, T.V. (2014), "Correction of the psychophysical state of students by means of physical culture at the stage of professional training", Physical education and children and youth sports, No. 2, рр. 60-69.

20. Dyson, R. and Renk, K. (2006), "Freshmen adaptation to university life: depressive symptoms, stress, and coping", J. Clin. Psychol., No. 62 (10), рр. 1231-1244.

Контактная информация: Alena_kizko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.09.2021

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

Владимир Иванович Косяченко, кандидат педагогических наук, доцент, Валерий Евгеньевич Бочков, старший преподаватель, Виктор Михайлович Таланов, преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Волгоград

Аннотация

Учитывая социально-политическую значимость обеспечения безопасности населения при чрезвычайных ситуациях(ЧС) в мирное время, МВД РФ рекомендует разработать комплекс средств и методов совершенствования служебно-прикладной подготовки сотрудников ОВД, к профессиональной деятельности в особых условиях. Актуальность данной проблемы отражается в возрастании количества чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и биологического характера на территории России. Правоохранительная деятельность в условиях проведения мероприятий ликвидации последствий данных жизненно опасных ситуаций крайне сложна и ответственна, что подтверждает практическую значимость темы работы. Изучение процесса обеспечения психофизической подготовленности человека к служебно-боевой деятельности в условиях радиоактивной, химической и биологической опасности средствами физического воспитания в определенной сте-

пени осуществлено специалистами Вооруженных сил РФ. Этот вопрос, в настоящее время, в системе подготовки и совершенствования кадров для правоохранительной деятельности является особо актуальным. Необходимо в учебно-тренировочном процессе широко использовать физические упражнения в условиях сбивающих факторов. Это позволит условия практического занятия максимально приблизить к условиям чрезвычайной ситуации и существенно повысить эффективность решения оперативно-служебных задач, выполняемых сотрудниками полиции.

Ключевые слова: сотрудники ОВД РФ, физическая подготовка, психологическая подготовка, профессиональная деятельность в особых условиях.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p128-133

FEATURES OF TRAINING EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES IN SPECIAL CONDITIONS

Vladimir Ivanovich Kosyachenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Valery Evgenyevich Bochkov, the senior teacher, Viktor Mikhailovich Talanov, the teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation

Abstract

Given the socio-political importance of securing the population in emergency situations in peacetime the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation recommends to develop a set of tools and methods for the improvement of service and applied training of police officers to work in special conditions. The urgency of this problem is reflected in the increasing number of man-made, natural and biological emergencies on the territory of Russia. Law enforcement in the context of measures to eliminate the consequences of these life-threatening situations is extremely complex and responsible, which confirms the practical significance of the topic. The study of the process of ensuring psychophysical readiness of the person for service and combat activities in conditions of radioactive, chemical and biological hazards by means of physical education to the certain extent, carried out by the specialists of the Armed forces of the Russian Federation. This issue is currently particularly relevant in the system of training and improving personnel for law enforcement. It is necessary in the educational and training process to widely use physical exercises in conditions of mixing factors. This will make it possible to bring practical exercises as close as possible to an emergency situation and significantly increase the efficiency of solving operational tasks performed by police officers.

Keywords: employees of the Ministry of Internal Affairs Department of the Russian Federation, physical training, psychological training, professional activity in special conditions.

ВВЕДЕНИЕ

Позитивные изменения в экономическом и социально-политическом развитии российского общества по пути демократизации и становления рыночной системы хозяйствования сопровождаются не только позитивными, но и негативными тенденциями, такими как имущественным расслоением общества, обострением сепаратистских настроений, возникновением конфликтов на этнической почве, усилением противостояния политических сил, значительным ростом преступности, нарушением технологии производства, хранением, перевозкой, утилизацией сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) и ухудшением экологической обстановки в стране, ЧС природного, техногенного, социального и экологического характера.

Одновременно с этим и как следствие данных процессов, в России отмечается рост числа ЧС в техногенной сфере. Ежегодно увеличиваются материальные потери от аварий и чрезвычайных происшествий на промышленных объектах. На территории страны эксплуатируется 60 радиационно опасных промышленных предприятий, в том числе 9 атомных электростанций, 3336 химических объектов с суммарным запасом жизненно опасных веществ более 700 тысяч тонн. В зонах, имевших место и возможных заражений радиоактивными и химическими веществами, проживает 60 миллионов человек.

Заметные изменения климатических условий на планете увеличивают количество природных стихийных явлений, наносящих значительный материальный ущерб различ-

ным государствам и Российской Федерации в частности, создающие угрозу жизни и здоровью большого количества населения. Указанные выше процессы создают на определенных территориях обстановку, существенно влияющую на жизнедеятельность людей, общества и государства и требующие принятия специальных мер по защите среды обитания, жизни, здоровья, прав и свобод граждан, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ

В работе использовались теоретический анализ литературных источников, педагогические контрольные испытания, методы определения психического состояния, методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Учитывая социально-политическую значимость обеспечения безопасности населения при ЧС в мирное время МВД России рекомендует разработать комплекс мер, направленных на совершенствование служебно-прикладной подготовки сотрудников органов внутренних дел (ОВД) к профессиональной деятельности в особых условиях (ОУ).

Проведенный нами анализ нормативно-правовой базы показал, что МВД России определяет силы и средства, привлекаемые к действиям в районах ЧС, конкретизирует их функции и правовую основу деятельности.

Сотрудники ОВД, должны быть подготовлены к выполнению задач в условиях:

- природных бедствий, при опасных процессах наводнений, землетрясений, пожаров;

- биологических опасных процессов, при эпидемиях, эпизоотиях;

- экологических катастроф;

- техногенных, крупномасштабных авариях на промышленных объектах, на магистралях транспортировки энергоносителей (трубопроводы, линии электрических путепроводов), на транспорте (автомобильном, водном, железнодорожном, авиационном);

Содержание данной подготовки определяется путем аналитического подхода к изучению явлений и процессов, происходящих в ходе возникновения чрезвычайных обстоятельств, течения и завершения, указанных выше ЧС. Так, для устранения последствий ЧС, восстановления и поддержания общественного порядка, сотрудники ОВД осуществляются тактические действия и специальные мероприятия такие как: изоляция данных районов от проникновения в них посторонних лиц, участие в проведении спасательных работ, эвакуация населения и пострадавших лиц, охрана общественного порядка, государственного и личного имущества, розыск пропавших и участие в опознании погибших, содействие государственным органам в организации похорон неопознанных лиц и др. При техногенных авариях, катастрофах на транспорте (воздушном, водном, автомобильном, железнодорожном), сотрудники ОВД, осуществляют изоляцию данных районов, розыск виновных и свидетелей, проведение оперативно-следственных мероприятий, участвуют в спасательных работах, в работах по ликвидации угрозы для местного населения, оказанию помощи пострадавшим и эвакуации погибших, организуют поиск фрагментов и вещественных доказательств и т.д.

Важнейшими направлениями подготовки ОВД, в частности, к действиям в условиях ЧС являются:

- обучение личного состава (курсантов образовательных организаций МВД России и сотрудников ОВД) приемам и способам рационального и безопасного выполнения оперативно- служебных задач;

- формирование устойчивых навыков и умений по тактически грамотному применению приемов, способов, материальных и технических средств противорадиацион-

ной, противохимической, противобиологической и других видов защиты, табельного, военно-химического имущества;

- воспитание совокупности физических и психологических качеств, обуславливающих высокий уровень готовности к выполнению своих должностных обязанностей [6].

Анализ нормативных и управленческих документов МВД РФ, специальной литературы выявил, что проблема организации оперативно-служебной деятельности личного состава ОВД в условиях чрезвычайных ситуаций и подготовки к ней, по сравнению с другими перечисленными выше, является в настоящее время, достаточно актуальной и вместе с тем мало изученной. Проведенное исследование позволило уделить особое внимание служебно-прикладной подготовке сотрудников органов внутренних дел к правоохранительной деятельности в особых условиях.

Следует отметить, что служебно-прикладная подготовка сотрудников ОВД к правоохранительной деятельности осуществляется поэтапно: обучение в образовательных учреждениях МВД России (специальные высшие учебные заведения), профессионально-прикладное направление служебной подготовки в практических органах, самостоятельные занятия физической культурой прикладной направленности [5].

В ходе исследования определены составляющие профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД:

- формирование двигательных навыков и умений в выполнении приемов рукопашных единоборств;

- воспитание профессионально-важных в правоохранительной деятельности психологических и физических качеств средствами физического воспитания;

- тактика действий в задержании преступников вооруженных холодным или огнестрельным оружием и др.

Экспериментальные данные ряда исследований говорят о возможности и применения, больших по объему и интенсивности физических нагрузок, видя в этом основу для эффективного воспитания как физических, так и профессионально важных психических качеств. При этом, увеличивая объем и интенсивность нагрузок, важно повышать их постепенно, строго чередуя большие нагрузки с малыми и средними.

В качестве показателя объема физической нагрузки на занятиях физической подготовки с курсантами и практическими сотрудниками принято регистрировать количество дней, затраченных на занятия, количество занятий, количество часов, затраченных на занятия, количество приемов, комбинаций приемов, преодоление препятствий и других прикладных действий и их продолжительность.

На служебную деятельности личного состава ОВД могут влиять не только действия против нарушителей общественного порядка и преступников, но и события, протекающие в районах ЧС.

Подготовка сотрудников к этой сложной профессиональной деятельности можно дифференцировать по следующим направлениям: юридическая, тактико-специальная, медицинская, психологическая и физическая. Два последних направления считаются специалистами наиболее важными, поскольку только при наличии требуемой психофизической подготовленности сотрудник в состоянии выполнять поставленные перед ним задачи. Важной составляющей в профессиональной подготовке сотрудников ОВД является прикладная психологическая направленность. Основным условием совершенствования психологической подготовки личного состава является стирание грани между учебной и оперативно-служебной деятельностью. Приближение условий обучения к реальным условиям службы проводится путем воздействия различных сбивающих факторов, характерных для оперативной обстановки.

Процесс психологического обеспечения готовности сотрудников к действиям в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций включает в себя три этапа: доэкстре-

мальная ситуация, экстремальная ситуация, постэкстремальная ситуация. Особое внимание при этом обращается на формирование психологических знаний для адекватной оценки психологических аспектов данной деятельности; профессионально важных психологических качеств (эмоциональная устойчивость, наблюдательность, память, мышление, внимание и др.); психологической устойчивости в целях преодоления экстремальных трудностей; психологической готовности к использованию индивидуальных средств защиты, применения огнестрельного оружия, специальных средств и боевых приемов борьбы [4]. Основными методами, используемыми специалистами для формирования профессионально важных психологических качеств у сотрудников ОВД являются: метод убеждения, метод примера, метод упражнения, метод поощрения, метод принуждения, метод соревнования и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ специальной литературы позволил выявить наличие исследований в основном направленных на формирование прикладных двигательных навыков и умений, физических и психических качеств, обеспечивающих надежные действия при преследовании и задержании особо опасных или вооруженных холодным (огнестрельным) оружием преступников. Вместе с тем обнаружено отсутствие научно обоснованного материала об особенностях подготовки сотрудников ОВД к действиям в условиях поражающих факторов ЧС. Нет экспериментально разработанных методик формирования психофизической готовности средствами и методами физического воспитания к выполнению профессиональных действий в условиях радиационной, химической и биологической опасности, при наводнениях, землетрясениях, пожарах и т.д. Каждый из указанных факторов относится психологами к экстремальным, то есть таким, которые неизбежно сопряжены с рисками различного характера. Таким образом, формирование готовности к экстремальным ситуациям (ЭС) должно быть в центре образовательного процесса вузов МВД. Мы полагаем, что важным ресурсом формирования готовности к ЭС как образовательного результата подготовки кадров для органов внутренних дел России может быть:

1) Модель формирования готовности к ЭС;

2) Авторская программа специальной физической (прикладной) подготовки курсантов с внедрением элементов ЭС.

На наш взгляд, адекватная педагогическая система, в которой возможно применение технологий, позволяющих формировать необходимые качества, важные для преодоления ЭС, должна иметь определённую теоретическую и практическую проработку. Настоящая работа имеет своей перспективной целью разработку именно такой - методологии XXI века - позволяющей формировать сотрудника полиции не только как носителя компетенций, но и как личности, способной гибко и адекватно вести себя в условиях воздействия экстремальных факторов ЧС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горецкий И.И. Профессиональная подготовка сотрудников ОВД / И.И. Горецкий // Аллея Науки. - 2018. - № 7 (23). - С. 746-749.

2. Косяченко, В.И. Формирование физической готовности курсантов учебных заведений МВД России к выполнению служебно-боевых задач: учеб.-метод. Пособие / В.И. Косяченко. -Волгоград : Волгогр. акад. МВД России, 2002. - 56 с.

3. Косяченко, В.И. Тактико-специальная подготовка : учебное пособие / В.И. Косяченко, В.И. Медведев, В.В. Овчинников - Волгоград: Волгогр. акад. МВД России, 2010. - 436 с.

4. Снеговой А.В. Выполнение задач при чрезвычайных обстоятельствах как одной из направлений деятельности полиции / А.В. Снеговой // Труды Академии управления МВД России. -2016. - № 1 (37). - С. 66-69.

5. Ямалетдинова Г. А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций / Г. А. Яма-летдинова. - Екатеринбург :Уральский университет. - 2014. - 247 с.

REFERENCES

1. Goretsky I.I. (2018), "Professional training of police officers", Alley of Science. No 7 (23), pp. 746-749.

2. Kosyachenko, V.I. (2002), Formation of physical readiness of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to perform service and combat tasks, Volgograd.

3. Kosyachenko V.I., Medvedev V.I. and Ovchinnikov, V.V. (2010), Tactical and special training, Volgograd.

4. Snegovoy A.V. (2016), "Performing tasks in emergency circumstances as one of the areas of police activity", Proceedings of the Academy ofManagement of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 1 (37), pp. 66-69.

5. Yamaletdinova G.A. (2014), Pedagogy ofphysical culture and sports: course of lectures, Ural University, Yekaterinburg.

Контактная информация: mvdtspkv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.09.2021

УДК 796.012.1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСТИМОЙ И ОПТИМАЛЬНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЦИКЛИЧЕСКИХ НАГРУЗОК С УЧЕТОМ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Государственный университет управления, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва; Сергей Анатольевич Баранцев, доктор педагогических наук, профессор, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Государственный университет управления, Москва; Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва

Аннотация

Анализ зависимости «мощность-время» у школьников 15-16 лет показал, что повышение физиологической интенсивности физической нагрузки в диапазоне ЧСС от 120 до 170 уд/мин (6085% ЧССmax), вызывает многократное увеличение предельной продолжительности работы. Полученные результаты демонстрируют существенные различия в объеме выполняемой нагрузки одинаковой физиологической интенсивности, обусловленные уровнем физической работоспособности. Установлено, что испытуемые с разными интегральными оценками физической работоспособности статистически значимо отличаются по времени выполнения «до отказа» идентичных нагрузок преимущественно аэробного характера. Выявленные индивидуальные различия вызывают необходимость оценки в процессе физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки не только внешних показателей интенсивности и объема нагрузки, выраженных в физических единицах, но и пульсового режима работы и исходного уровня физической работоспособности.

Ключевые слова: зависимости «мощность-время», физиологическая интенсивность нагрузки, предельное время работы, оптимальная нагрузка, уровень физического состояния.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p133-138

DETERMINATION OF THE ACCEPTABLE AND OPTIMUM DURATION OF CYCLIC LOADS TAKING INTO ACCOUNT THE PHYSICAL STATE OF

SCHOOLCHILDREN

Igor Allerovich Krivolapch.uk, the doctor of biological sciences, head of the laboratory, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, State University of Management, National Research Technological University "MISiS", Moscow; Sergey Anatol-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.